Презентация на тему "индивидуальное развитие организмов". Возрастные особенности онтогенеза Особенности деятельности нервной системы у детей

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: «Индивидуальное развитие организмов – онтогенез». Ефимова Наталия Валерьевна, .

План урока: 1. эмбриональный период 2. постэмбриональный период 3. воздействие факторов окружающей среды на развивающийся зародыш

ОПРОС: Что такое размножение? Какие виды размножений вы знаете? С помощью какого процесса осуществляется размножение и развитие организмов? Какими способами могут делиться клетки? Какой способ деления клетки лежит в основе образования половых клеток? Как вы думаете, почему размножение получило большее распространение в природе в сравнении с бесполым размножением? Почему потомство при половом размножении отличается большим разнообразием? Что такое оплодотворение и каков его результат? Какой набор хромосом имеет зигота?

Что это за процесс? Где и когда он протекает? Каково его значение? Коротко охарактеризуйте этот способ деления клеток

Изучение нового материала. Понятие об онтогенезе. Исторические сведения. Индивидуальное развитие одноклеточных организмов. Индивидуальное развитие многоклеточных организмов. Эмбриональный период. Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша. Постэмбриональный период.

Онтогенез – это длительный и сложный процесс формирования организмов с момента образования половых клеток и оплодотворения (при половом размножении) или отдельных групп клеток (при бесполом) до завершения жизни. От греческого ontos- сущее и genesis – возникновение. 1 - понятие об онтогенезе Способы размножения Половое (участвуют 2 особи) Бесполое (участвует 1 особь) Фрагментация Вегетативное размножение Почкование Спорообразование Шизогония Полиэмбриония Клонирование Из одной клетки (инициальной). При бесполом размножении организм может развиться: Из частей материнского организма Организм на ранних этапах развития называется зачатком.

2-Исторические сведения В 17-18 вв. среди натуралистов бытовали самые фантастические представления о развитии животных. Утверждали н - р, что в мужской половой клетке можно разглядеть детали строения будущего организма Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I , Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.

Ученные - эмбриологи Бэр – основатель эмбриологии в 1828 г. на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных положил начало научной эмбриологии А. О. Ковалевский и И.И. Мечников установили принцип развития животных Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон А. Н. Северцов произвел дальнейшую разработку вопросов эволюционной эмбриологии И.И. Шмальгаузен занимался вопросами сравнительной эмбриологии позвоночных Ч. Дарвин разработал эволюционную теорию, изучал наследственность и изменчивость организмов Мюллер Северцев Шмальгаузен Бэр Дарвин Геккель

3 - Онтогенез одноклеточных организмов. У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти.

4 – онтогенез многоклеточных организмов Намного сложнее протекает онтогенез у многоклеточных организмов. Н–р у различных отделов царства растений онтогенез представлен сложными циклами развития со сменой полового и бесполого поколений. Цикл развития мха

Цикл развития покрытосеменного растения

У многоклеточных животных онтогенез тоже очень сложный процесс и гораздо интересней, чем у растений Циклы развития кишечнополостных

Развитие червей

РАЗВИТИЕ ЗЕМНОВОДНОГО РАЗВИТИЕ РЫБЫ РАЗВИТИЕ БАБОЧКИ

Развитие пресмыкающегося

Развитие птицы

Развитие млекопитающего

5 – эмбриональный период Эмбриональный или зародышевый период индивидуального развития многоклеточного организма охватывает процессы происходящие в зиготе с момента первого деления до выхода из яйца или рождения. Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется эмбриологией (от греч. эмбрион – зародыш). Эмбриональное развитие Внутриутробное – оканчивается рождением (большинство млекопитающих, в том числе человек) Вне тела матери – оканчивается выходом из яйцевых оболочек (яйцекладущие и выметывающие икру животные, рыбы земноводные, иглокожие, моллюски, птицы, пресмыкающиеся и т.д.) Многоклеточные животные имеют разный уровень сложности организации; могут развиваться в утробе и вне тела матери, но у преобладающего большинства эмбриональный период протекает сходным образом и состоит из трех периодов: дробления, гаструляции и органогенеза.

Стадии эмбриогенеза: Дробление - Гаструляция - Первичный органогенез В эмбриональном периоде.у большинства многоклеточных организмов независимо от сложности их организации зародыши проходят три одинаковые стадии, что говорит об общности происхождения.

6 – влияние факторов среды на зародыш Факторы среды обитания Биотические Абиотические Вирусы, бактерии, грибы, животные, растения Влажность, температура, давление, радиация, химические в-ва. С первых часов своего развития каждый эмбрион крайне чувствителен к неблагоприятному воздействию факторов среды

Воздействие радиации

Изменение наследственного аппарата под воздействием различных мутагенов

Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства: Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки; Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края; Не употреблять алкогольные напитки; Не курить; Не принимать наркотические средства; Полноценно питаться; Заниматься спортом.

7 – постэмбриональный период Развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным периодом. У разных организмов он имеет различную продолжительность: от нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи). ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД НЕПРЯМОЕ (С ПРЕВРАЩЕНИЕМ) ПРЯМОЕ (БЕЗ ПРЕВРАЩЕНИЯ)

Закрепление пройденного материала Что такое онтогенез? Какие этапы выделяют в онтогенезе всех организмов? Какой период онтогенеза называют эмбриональным? Чем характеризуется постэмбриональный период онтогенеза? В чем преимущество непрямого развития? Какие факторы оказывают влияние на онтогенез?

7. Покажите на рисунке и назовите периоды онтогенеза К какому типу развития относится этот жизненный цикл?

Задание на дом: Изучить § 3.4. учебника. Выполнить задания в конце параграфа. Записать продолжительность эмбрионального периода своих домашних животных.

Предварительный просмотр:

Урок: Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез

Цель: сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша.

Задачи

Формирование общеобразовательных компетенций:

Усвоение понятий онтогенез, зародыш, эктодерма, энтодерма, мезодерма, бластула, гаструла, органогенез,

Развитие навыков самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи

Формирование коммуникативных компетенций:

Развивать умение работать в группе,

Формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих,

Развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения,

Формирование личностно-ориентированных компетенций:

Способствовать пониманию необходимости здорового образа жизни,

Способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, таблица «Индивидуальное развитие организмов»

Ход урока.

I. Организационный момент:

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний. Активизация познавательной деятельности учащихся. Фронтальная беседа по вопросам:

1) Как вы думаете, почему половое размножение получило большее распространение в природе в сравнении с бесполым размножением?

2) Почему потомство при половом размножении отличается большим разнообразием?

3) Что такое оплодотворение и каков его результат?

4) Какой набор хромосом имеет зигота?

5) Как вы считаете, что будет темой для изучения на сегодняшнем уроке. Слайд 3

Идёт обсуждение темы. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

III. Изучение нового материала:

1) Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника §3.4

2) В тетрадях записывают:

Понятие об онтогенезе. Слайд 7

3) Исторические сведения.

Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.

4) Индивидуальное развитие одноклеточных организмов.

5) Индивидуальное развитие многоклеточных организмов.

Слайд 10-19

6) Эмбриональный период.

Записывают основные понятия

1. Зигота – первая … клетка будущего организма

2. Бластула – имеет … слоя: … ….

3. Гаструла – имеет … слоя: …. …. …

4. Нейрула – имеет …. форму. Развиваются зачатки … …

5. Органогенез – процесс закладки органов будущего организма.

Зародышевый листок Какие органы и системы органов образуются.

Эктодерма

Энтодерма

Мезодерма

7) Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша.

Изучение влияния факторов среды на развитие зародыша человека. Каждая группа получает задание по составлению мини проекта «Защитим своё будущее и будущее детей»

1) Влияние алкоголя на развитие плода человека (заслушивается доклад)

Не следует представлять себе дело так, что алкогольные дефекты всегда настолько очевидны, что по внешнему виду ребёнка можно сразу определить, есть оно или нет. Например, микроцефалия - недоразвитие коры головного мозга - может проявляться в самой различной степени: от весьма умеренного отклонения от нормы до полного отсутствия коры полушарий головного мозга.

Приведу результат одного из многочисленных медицинских исследований влияния алкоголя на развитие человека на разных стадиях.

Американские исследователи проводили наблюдение за протеканием беременности у 130 женщин и последующим развитием рождённых детей. Тринадцать из них, т.е. 10 % от всей группы, были пьющими, остальные не употребляли спиртные изделия. В остальном условия протекания беременности были одинаковыми (правильное питание, режим движения, врачебное наблюдение).

Оказалось, что развитие всех детей, рождённых женщинами, употребляющими спиртные изделия, существенно отклонялись от нормального. Все они имели меньший рост и вес при рождении, более слабое развитие конечностей, они медленнее росли, отставали в двигательной активности, имели более или менее выраженные дефекты развития типа алкогольного синдрома плода.

Пьющие матери и повзрослевшие дочери некогда пьющих матерей значительно чаще рожают недоношенных младенцев, в их потомстве значительно чаще встречаются такие недуги, как детский церебральный паралич и рассеянный склероз, очень плохо поддающиеся лечению средствами нынешней традиционной медицины.

Тщательные сравнительные наблюдения последующих лет не позволили установить ни одного случая рождения вполне нормального ребёнка женщиной, систематически употребляющей алкоголь.

Вывод: если хотите здоровья своим будущим детям - не пейте. Слишком велик риск непредвиденных осложнений.

Однако мужчинам тоже нельзя пить. Вот наблюдения опытного врача - педиатра, В.А. Дульнева, изучавшего 64 ребёнка, родившихся от отцов, в течение 4-5 лет систематически употреблявших спиртные изделия. В результат наблюдений были обнаружены признаки умственной отсталости у всех без исключения детей, даже у тех, которые хорошо развивались физически.

Французские врачи, анализируя развитие детей, отцы которых различное время воздерживались от употребления спиртных изделий, пришли к довольно-таки оптимистичному выводу, что для производства полноценного потомства мужчина должен не пить в течение 1-2 лет (это касается и женщин).

Помните: ВЫПИВАЯ, ВЫ РАЗРУШАЕТЕ ТО, ЧТО ВАМ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ - здоровье СВОИХ детей

Слайд 23

2) Влияние никотина на развитие плода человека (заслушивается доклад)

Курение беременной женщины вызывает: спазм маточных сосудов с замедлением маточно-плацентарного кровотока, продолжающийся 20-30 минут после одной выкуренной сигареты; подавление дыхательных движений плода; появление в крови плода никотина и других токсических веществ, что приводит к задержке роста, массы тела и рождению ребенка с ее дефицитом; отмечается развитие легочной патологии, как у новорожденного, так и у детей более старшего возраста; увеличивается риск перинатальной смертности и синдрома внезапной смерти в неонатальном периоде - довольно загадочного явления, когда ребенок в возрасте до года вдруг, без видимых причин, умирает.

Пороки развития, вызываемые курением.

Уже в конце 60-х - начале 70-х годов медики обратили внимание на то, что некоторые черепно-лицевые аномалии встречаются как будто несколько чаще у детей, родившихся у женщин, куривших во время беременности. Более точные статистические наблюдения подтвердили достоверность этого предположения: действительно, "волчья пасть", то есть расщепление твердого нёба, и "заячья губа", то есть расщепление верхней губы, у новорожденных, матери которых курили в период беременности, встречается чаще.

Каков механизм возникновения уродств под влиянием табачного дыма, пока точно неизвестно, специальных работ по данному вопросу немного: все-таки и частота, и выраженность этой аномалии не так значительны, как, скажем, при алкогольном синдроме. Но тот факт, что курение во время беременности способствует рождению детей с черепно-лицевыми аномалиями, сомнению уже не подлежит.

Статистический анализ продолжительности жизни курящих и некурящих людей позволил выяснить, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на пять-шесть минут. Но никто не знает, на сколько сокращается от каждой сигареты, выкуренной беременной женщиной, жизнь будущего ребенка. Таких данных просто еще не может быть - 50-70 лет назад курящих женщин встречалось очень мало. Но сейчас, как ни печально, база для таких подсчетов уже создается.

А вот психических отклонений у потомства долго ждать не приходится - последствия никотинового воздействия на эмбрион и на плод проявляются быстро. И если ребенок плохо засыпает, часто капризничает, излишне возбуждается, то это не обязательно от плохого воспитания. Пусть мать спросит себя, не поддавалась ли она соблазну хоть изредка выкурить сигарету (или выпить бокал вина) в течение девяти месяцев.

Но не будем закрывать глаза и на то, что потребность, вызванная этой привычкой, требует постоянного удовлетворения для того, чтобы испытать удовольствие или избежать дискомфорта, а, главное, тот относительно небольшой стимулирующий или депрессивный эффект на центральную нервную систему (курильщики ведь тянутся к сигарете и когда хотят взбодриться, и когда хотят успокоиться) не идет ни в какое сравнение с тем колоссальным вредом, который наносят три тысячи химических соединений, содержащихся в табачном дыме. Самое же существенное - табак, как и алкоголь, принося сомнительное удовольствие родителям, губят их детей.

Слайд 25

Влияние наркотиков на развитие беременности

Длительное употребление наркотиков приводит к негативным изменениям в физическом и психическом здоровье людей. Наркоманы страдают расстройствами пищеварения, происходит поражение и разрушение печени, активно отмирают клетки головного мозга, нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы и т.д. При употреблении наркотиков происходит значительное снижение выработки половых гормонов (уменьшается способность к зачатию). И хотя половое влечение при наркомании прогрессивно снижается, около 25% наркоманов имеют детей. Которые страдают различными тяжелыми недугами и патологиями, вызванными приемом наркотиков их родителями. Некоторые наркотические вещества провоцируют негативные изменения еще в хромосомах половых клеток, приводя к разрывам хромосом. Хромосомные аномалии всегда приводят к неблагоприятным последствиям для потомства. Большинство зародышей с такими нарушениями в развитии погибают, но у живых формируются серьезные пороки развития - уродства. Случаи смертности новорождённых детей у женщин принимающих наркотики достигает 80%.

Токсическое действие наркотиков на плод может быть непосредственным (через повреждение его клеточных структур) и косвенным (через нарушение образования гормонов, изменение слизистой оболочки матки). Наркотические вещества обладают малой молекулярной массой и легко проникают через плаценту. Так как печень плода не достаточно развита наркотики медленно обезвреживаются и долго циркулируют в его организме принося непоправимые разрушения в системах и органах развивающегося организма.

Если женщина во время беременности принимает наркотики, то вместе с ней наркотик принимает и ребенок. У матери наркоманки, ребенок тоже становится наркоманом, и после родов у таких детей зачастую наблюдаются симптомы так называемой "ломки", которые возникают при отказе от приема наркотиков и проявляются в виде сильной раздражительности и нервного возбуждения).

Прием наркотиков в период беременности приводит к таким осложнениям, как: резко возрастает риск рождения мертвого плода, выкидыша, происходит понижение веса новорожденного, задержка умственного развития, преждевременные роды, а также, может развится синдром внезапной смерти ребенка (риск синдрома внезапной смерти при принятии во время беременности опия повышается в двадцать раз.) Некоторые наркотики (опий и кокаин), принося не только непосредственный вред в развитие ребенка, но и косвенный, они приводят к сужению кровеносных сосудов плаценты, тем самым ограничивая снабжение плода кислородом (подобно никотину, вызывают кислородное голодание плода). Воздействуя на мозг ребенка, кокаин приводит к его повышенной раздражительности. Марихуана, употребление которой во время беременности считалось безопасным для ребенка, оказывает такое же влияние на развитие плода, как и другие наркотики.

Беременность накладывает на женщину большую ответственность. Теперь ей нужно беспокоиться не только о состоянии своего здоровья, но и о здоровье своего будущего ребёнка. В эмбриональный период, когда ребенок особенно уязвим, употребление наркотиков оказать непоправимое негативное влияние не только на психику, но и на все последующее развитие организма

8) Постэмбриональный период.

Развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным периодом.

У разных организмов он имеет различную продолжительность: от нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи).

IV. Закрепление изученного слайд 27

V. Домашнее задание лайд 29


Тема:

Цель урока: расширить знания учащихся о процессе

оплодотворения, закономерностях и этапах

зародышевого развития, способах послезародышевого

развития.


  • Гаметогенез
  • Овогенез
  • Сперматогенез
  • Половое размножение
  • Вегетативное размножение
  • Партеногенез
  • Стробиляция или фрагментация.

Изучение нового материала.

Онтогенез – индивидуальное развитие живого организма с момента зарождения до смерти.


Онтогенез делится на 2 периода:

  • Эмбриогенез – развитие эмбриона с момента образования зиготы до рождения
  • Постэмбриогенез – развитие после рождения и до смерти, т. е после эмбриональной стадии.

Развитие организма с момента оплодотворения

до рождения или выхода из зародышевых

оболочек.

Этапы:

  • Дробление зиготы.

2.Образование бластулы.

3.Гаструляция.


Эмбриогенез

клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения

комочек бластомеров на начальных стадиях дробления

бластула

многоклеточный однослойный зародыш

гаструла

двухслойный, затем трехслойный зародыш

- зародыш с комплексом осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.

гистогенез

органогенез



дроблением

бластомерами

В процессе дробления количество клеток

быстро растет, они становятся мельче и

мельче и образуют сферу, внутри

которой возникает полость – бластоцель .

С этого момента зародыш называется

Бластулой (однослойный зародыш) .

Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом

содержится в их ядрах?


этап

гаструляция

эктодермой

эктодермой.

эктодерма

энтодерма

первичный рот

вторичная полость

тела

У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?



мезодерма

нейрулой

гистогенез

органогенез

Что изображено под цифрами 2 и 3 ?


Нейрула .


Органогенез

Зародышевые листки

  • Эктодерма – наружный
  • Мезодерма – средний
  • Энтодерма - внутренний

Схема развития зародышевых листков


Зародышевые листки

Стадии закладки

Эктодерма

Образование тканей и органов

Бластула

Энтодерма

Мезодерма


производные кожи :

железы (сальные, потовые, молочные), волосы, ногти, рога и копыта у животных.

нервная система и

органы чувств

эктодерма

покровы у животных

эпидермис кожи

эмаль зубов


энтодерма

все железы, кроме кожных

поджелудочная

дыхательная система

органы пищеварения


кровеносная система

мускулатура

мезодерма

выделительная система

половая система


Характеристика зародышевых листков

Зародышевые листки

Стадии закладки

Эктодерма

Образование тканей и органов

Бластула

Энтодерма

Ткани нервной системы, наружные покровы, потовые и сальные железы, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов чувств

Мезодерма

Эпителиальные ткани, железы желудочно-кишечного тракта, печень и поджелудочная железа

Соединительная ткань, скелетная мускулатура, органы выделения, кровеносные сосуды, гладкая мускулатура кишечника, дыхательный и моче-половых путей, сердце, жвс


Развитие организма с момента рождения или

выхода из зародышевых оболочек до смерти.

может быть

прямое

непрямое


Прямое постэмбриональное развитие:

Из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но с уже заложенными всеми основными органами, свойственными взрослому животному.

Назовите примеры животных с прямым постэмбриональным развитием.

млекопитающие

птицы

рептилии


Непрямое постэмбриональное развитие:

Из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного, со специальными личиночными органами, во взрослом состоянии отсутствующими. Со временем органы личинки заменяются органами, свойственными взрослым особям. Личинка превращается во взрослое животное.

Как называется развитие с превращением?

Для каких животных оно характерно?

амфибии

рыбы

насекомые

ракообразные

моллюски

черви


Наиболее ярко развитие с метаморфозом

представлено у насекомых.

Развитие с полным превращением:

яйцо

личинка

куколка

имаго

Назовите

какие стадии

в своем

развитии

проходит

бабочка?

Для каких насекомых характерен такой тип развития?


Развитие с неполным превращением:

Глядя на рисунок определите, какие стадии развития проходят

насекомые с неполным превращением? Какая стадия отсутствует?

яйцо

личинка

имаго

Для каких насекомых характерно развитие с неполным превращением?




Индивидуальное развитие организма изучает эмбриология

(от греч. « embryonic » - зародыш)

Краткая историческая справка

Академик Российской Академии

Карл Максимович Бэр

(1792 -1876)

основатель современной эмбриологии


Все многоклеточные организмы развиваются из оплодотворенной яйцеклетки. Развитие зародышей у животных, относящихся к одному типу, во многом сходно. Эти факты подтверждают справедливость

сформулированного К.Бэром закона зародышевого сходства:

«Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа».

Карл Бэр


Между индивидуальным развитием организмов и их историческим развитием существует глубокая связь, которая нашла свое отражение в биогенетическом законе , сформулированном двумя немецкими

учеными Ф.Мюллером и Э.Геккелем в XIX веке:

онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится.

Фриц Мюллер

Эрнст Геккель


Влияние факторов среды на зародыш

С первых часов своего развития каждый эмбрион крайне чувствителен к неблагоприятному воздействию факторов среды

Факторы среды обитания

Биотические

Абиотические

Влажность, температура, давление, радиация, химические вещества.

Вирусы, бактерии, грибы, животные, растения




  • Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки;
  • Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края;
  • Не употреблять алкогольные напитки;
  • Не курить;
  • Не принимать наркотические средства;
  • Полноценно питаться;
  • Заниматься спортом


Слайд 2

Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология (от греч. еmbryon – зародыш).

Слайд 3

Краткие исторические сведения

  • К.М.Бэр
  • А.О.Ковалевский
  • И.И.Мечников
  • Ф.Мюллер
  • Э.Геккель
  • А.Н. Северцов
  • Слайд 4

    Карл Эрнест фон Бэр (1792 – 1876)

    • Основателем современной эмбриологии считается академик Российской Академии К.М.Бэр.
    • В 1828 году он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными.
  • Слайд 5

    Александр Онуфриевич Ковалевский (1840 – 1901)

    • Русскому ученному принадлежит заслуга создания эволюционной эмбриологии.
    • Он обнаружил эктодерму, энтодерму и мезодерму у всех групп хордовых.
  • Слайд 6

    Илья Ильич Мечников (1845 – 1916)

    • Замечательный русский ученый, который вместе с А.О.Ковалевским изучал эволюционную эмбриологию.
    • Благодаря работам И.И.Мечникова и А.О.Ковалевского, установлены принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
  • Слайд 7

    Фриц Мюллер(1822 – 1897)

    Немецкий ученный, вместе со своим соотечественником Э.Геккелем создали биогенетический закон, согласно которому онтогенез, есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида.

    Слайд 8

    Эрнст Генрих Геккель(1834 – 1919)

    Немецкий ученный вместе со своим соотечественником Ф.Мюллером создали биогенетический закон, согласно которому онтогенез, есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида.

    Слайд 9

    Алексей Николаевич Северцов(1866 – 1936)

    • Академик, крупнейший эволюционный морфолог,
    • В первой половине XX века занимался вопросами соотношения онтогенеза и филогенеза.
  • Слайд 10

    Что же такое онтогенез?

    Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Эмбриональный период развития

    В данном периоде выделяют три основных этапа:

    1. дробление;

    2. гаструляция;

    3. первичный органогенез;

    Слайд 13

    I. Дробление

    Развитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки.

    Слайд 14

    • Возникшее при оплодотворении ядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма.
    • Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами (от греч. blastos – зародыш, meros – часть).
    • При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления.
  • Слайд 15

    • Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы.
    • При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы.
  • Слайд 16

    Для дробления характерны и другие черты:

    • Все клетки в бластуле имеют диплоидный набор хромосом;
    • Чрезвычайно короткий митотический цикл бластомеров по сравнению с клетками взрослого организма. Во время очень короткой интерфазы происходит только удвоение ДНК.
    • Цитоплазма зиготы при делении не перемещается;
    • Эти и ряд других различий создают основу для дифференцировки клеток, вследствие которой из разных клеток бластулы образуются те или иные органы и ткани.
  • Слайд 17

    II. Гаструляция

    Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы, называется гаструляцией.

    Гаструла (от греч. Gaster – желудок) – зародыш, состоящий из двух зародышевых листков:

    • эктодермы (от греч. ectos – находящийся снаружи);
    • энтодермы (от греч. entos – находящийся внутри);
  • Слайд 18

    У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, параллельно с гаструляцией возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. mesos – находящийся посередине).

    • 1 – эктодерма;
    • 2 – энтодерма;
    • 3 – мезодерма;
    • 4 – нервная пластинка;
    • 5 – хорда;

    Сущность процесса гаструляции заключается в перемещении клеточных масс. На этой стадии начинается использование генетической информации клеток зародыша, появляются первые признаки дифференцировки.

  • Слайд 19

    • Дифференцировка – это процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.
    • Морфологическая точка зрения: образуется несколько сотен типов клеток специального строения;
    • Биохимическая точка зрения: в синтезе определенных белков, свойственных только данному типу клеток;
  • Посмотреть все слайды

    СГБОУ ПО

    «Севастопольский медицинский колледж

    имени Жени Дерюгиной»

    Преподаватель Смирнова З. М.


    Актуальность темы

    Современная эмбриология изучает не только стадии эмбриогенеза,

    но и пытается объяснить, почему развитие протекает так, а не иначе: почему одна клетка даёт начало разнообразию клеточных типов, характерному для взрослого организма? Что определяет ход развития? Вопросов, которые ставят учёные намного больше, чем ответов, и это закономерно отражает возросший интерес к эмбриологии – науке, особенно бурно развивающейся в последние годы.

    Наиболее важные для человечества приложения эмбриологии относятся к области медицины. Проблема аномалий внутриутробного развития (тератогенез) приобрела статус международной.


    РАЗВИТИЕ ЭМБРИОЛОГИИ

    Вопрос об индивидуальном развитии – онтогенезе привлекал к себе внимание со времен Аристотеля.

    В XVII-XVIII вв. оформились два взгляда на онтогенез – преформизм и эпигенез.


    ПРЕФОРМИЗМ

    Сторонники преформизма полагали, что зародышевое развитие сводится к росту сформированного зародыша.

    Преформисты разделились на две группы.

    Овисты считали, что уже сформированный зародыш находится в яйцеклетке, а мужское начало лишь дает толчок к развитию.

    Анималькулисты утверждали, что зародыш заключен в сперматозоиде, который развивается за счет питательных веществ яйца.


    ЭПИГЕНЕТИКА

    Приверженцы альтернативного течения – эпигенетики – считали, что в процессе онтогенеза происходит новообразование структур и органов зародыша из бесструктурного вещества. Впервые идея эпигенеза встречается в трудах В. Гарвея (1651 г.), но в полной мере соответствующие взгляды были выражены К.Ф. Вольфом (1733-1794

    Концептуальная иллюстрация

    16-го века того, как будет выглядеть эпигенез Аристотеля


    Решающий перелом в споре между представителями двух течений произошел в XIX в. после работ К. М. Бэра.

    К. Бэр считал, что в зародыше не происходит новообразований, имеют место лишь преобразования: от более простого и недифференцированного к более сложному и дифференцированному.


    Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

    Онтогенез – индивидуальное развитие особи, начинается образованием зиготы (при половом размножении) и заканчивается смертью.

    Различают три типа онтогенеза животных:

    Личиночный (непрямое развитие

    Внутриутробный тип развития


    Личиночный тип развития

    Личиночный (непрямое развитие, сопровождается

    метаморфозом ) встречается у беспозвоночных, рыб,

    земноводных.

    • Образование личинки

    обусловлено малыми

    запасами желтка в яйцах.

    • Личинка отличается от

    взрослой особи

    • строением,
    • образом жизни,
    • средой обитания.
    • Имеют ряд провизорных

    (временных) органов,

    которые впоследствии

    исчезают (жабры и хвост

    у головастика).


    Яйцекладный тип развития

    Яйцекладный (неличиночный) тип развития наблюдается у ряда беспозвоночных, пресмыкающихся, птиц и яйцекладущих млекопитающих, яйца которых богаты желтком.

    • Характерно длительное

    развитие зародыша в

    яйце.

    • Питание, дыхание и

    др. функции у зародышей

    осуществляется

    провизорными органами –

    зародышевыми оболочками:

    амнионом, аллантоисом и др.

    Амниотическая жидкость

    эмбрион

    амнион

    О 2

    СО 2

    аллантоис

    хорион

    желточный мешок

    скорлуповая оболочка

    желток


    Внутриутобный тип развития

    Внутриутробный тип развития характерен для высших млекопитающих,

    • яйцеклетки

    которых содержат

    мало питательного

    материала.

    • Жизненные

    функции

    зародыша

    осуществляются

    через материнский

    организм

    (плаценту).


    Периоды онтогенеза

    Онтогенез многоклеточных организмов разделяют на два периода

    Постэмбриональный –

    начинается с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек и заканчивается смертью

    Эмбриональный –

    начинается образованием

    зиготы и заканчивается

    выходом из яйцевых оболочек

    или рождением организма.

    Включает стадии:

    Прямое Непрямое:

    - неполным и

    - полным метаморфозом

    Гисто- и органогенез

    Дробление

    Гаструляция


    Эмбриональный период

    начинается образованием зиготы

    ядро

    цитоплазма с желточными включениями

    проникновение сперматозоида

    Слияние гаплоидных

    ядер двух гамет

    Зигота


    Эмбриональный период

    Эмбриональный включает процессы дробления, гаструляции, гисто- и органогенез:

    Гисто- и органогенез образование тканей и органов.

    У зародышей хордовых образуются осевые органы:

    нервная трубка, хорда и кишечная трубка

    Дробление

    характеризуется образованием

    многоклеточного

    однослойного

    зародыша – стадия бластулы

    Гаструляция –

    образование

    2-х или 3-х

    слойного

    зародыша


    Эмбриональный период. Стадия дробления

    Дробление – процесс митотических делений зиготы, характеризующийся отсутствием стадии роста бластомеров, в результате которых образуется первая стадия многоклеточного зародыша – бластула. В процессе дробления объём зародыша не изменяется, а размеры составляющих его клеток с каждым делением становятся все мельче.

    Таким образом, в ходе дробления образуется многоклеточный однослойный зародыш (бластула) с полостью внутри.

    После образования бластулы начинается процесс гаструляции.


    Гаструляция

    процесс образования зародышевых листков (экто -, мезо - и энтодермы).

    • У двухслойных организмов образуется только экто - и энтодерма;
    • У 3-х слойных организмов: экто-, энто- и мезодерма.
    • Гаструляция ланцетника

    осуществляется путем

    инвагинации – впячивания

    бластодермы в бластоцель;

    • Образуется двухслойный

    зародыш – гаструла;

    • Наружный пласт клеток –

    эктодерма, внутренний –

    энтодерма;

    • Полость внутри гаструлы –

    гастроцель;

    • Мезодерма формируется

    из клеток энтодермы.

    Гаструляция 2-х слойных организмов

    Бластоцель

    Энтодерма

    Эктодерма

    Бластула Гаструляция Гаструла

    Гаструляция 3-х слойных организмов

    Эктодерма

    Энтодерма

    Гастроцель

    Образование мезодермы

    Бластопор (первичный рот)

    Инвагинация


    Дробление. Гаструляция

    ИНВАГИНАЦИЯ


    Выделяют четыре способа образования экто- и энтодермы

    Эпиболия, или обрастание – мелкие клетки анимального полюса обрастают

    снаружи крупные

    клетки вегетативного полюса. Встречается у земноводных, имеющих телолецитальные яйца.

    Деламинация,

    или расслоение – эмбриональные клетки делятся параллельно поверхности зародыша, в результате чего образуется наружный и внутренний зародышевые листки. Характерна для насекомых, птиц, пресмыкающихся.

    Иммиграция – характеризуется перемещением клеток бластодермы в бластоцель.

    Наблюдается у кишечнополостных

    Инвагинация, или впячивание – наблюдается у животных с изолецитальным типом яиц.


    Гисто- и органогенез

    процесс образования органов и тканей

    • Нейруляция - этот начальный этап органогенеза, результатом которого является формирование осевых органов:
    • нервной трубки,
    • хорды и
    • вторичной кишки.
    • Зародыш на стадии нейруляции – нейрула.
    • Нервная трубка – клетки эктодермы на спинной

    стороне тела прогибаюся, формируя желобок, края которого постепенно смыкаются.

    • Хорда – образуется в результате обособления

    спинной части энтодермы, расположенной под

    нервным зачатком.

    • Кишечная трубка – образуется из энтодермы в

    результате преобразования гастроцели.


    Гисто- и органогенез

    Нейруляция


    Органогенез

    В дальнейшем развитии зародышей животных зачатки различных тканей и органов закладываются из клеток одного из трех зародышевых листков эктодермы, энтодермы или мезодермы.

    Зародышевый листок

    Органы и ткани

    Покровы с их производными: кожные железы, волосы, перья, чешуя.

    Органы чувств, нервная система, эпителий передней и задней кишки.

    Эктодерма

    Хорда, эпителиальная выстилка средней кишки, а также железы кишечника, печень, поджелудочная железа. Легкие наземных животных.

    Энтодерма

    Большая часть внутренних органов. Скелетная мускулатура, костная, хрящевая и соединительная ткани, кровеносная система выделительные органы, различные части полового аппарата и т. д.

    Мезодерма


    Провизорные (временные) органы зародыша –

    обеспечивают жизнедеятельность зародыша.

    Хорион (серозная оболочка) – наружная оболочка, прилежащая к скорлупе или материнским тканям.

    Служит для обмена веществ с окружающей средой.

    Амнион – мешок заполненный жидкостью, которая создает водную среду и защищает зародыш от высыхания и повреждений.

    Аллантоис – участвует в газообмене, вместилище для мочевины и мочевой кислоты. У млекопитающих он вместе с хорионом образует плаценту. От аллантоиса к хориону растут сосуды, при помощи которых плацента выполняет выделительную, дыхательную и питательную функции.

    Желточный мешок – участвует в питании зародыша и является кроветворным органом.

    До 6-й недели после оплодотворения желточный мешок, играет роль «первичной печени».

    амнион

    Амниотическая жидкость

    эмбрион

    О 2

    СО 2

    аллантоис

    хорион

    желточный мешок

    скорлуповая оболочка

    желток


    Эмбриональная индукция

    Эмбриональная индукция –

    взаимодействие частей развивающегося зародыша, при котором один участок зародыша влияет на развитие другого участка.

    В опытах немецкого ученого Г. Шпемана (1924) на зародышах тритонов: кусочек зародыша из области верхней губы бластопора на стадии гаструлы тритона пересаживают на боковую или брюшную сторону гаструлы другого зародыша. В месте пересадки происходит развитие нервной трубки, хорды и других органов. Развитие может достичь стадий с образованием дополнительного зародыша на боковой или брюшной стороне зародыша реципиента.

    Верхняя губа бластопора


    Эмбриональная индукция –

    Выводы:

    • Участок, взятый из спинной губы бластопора,

    способен направлять развитие клеток, которые находятся вокруг него, на определенный путь

    развития. Он как бы организует, или индуцирует,

    развитие зародыша.

    • Точное строение новообразованных органов в месте пересадки указывает на эмбриональную регуляцию.
    • Г. Шпеман назвал спинную губу бластопора

    первичным эмбриональным организатором или первичным эмбриональным индуктором, а само

    явление, при котором один участок зародыша

    влияет на судьбы другого, – эмбриональной индукцией


    2 бластомера

    матка

    • Эмбриональное

    развитие человека

    можно разделить

    на 3 периода:

    • начальный

    (1-я неделя развития);

    2) зародышевый

    (2-8-я недели);

    3) плодный

    (с 9-й недели

    развития до

    рождения ребенка).

    Процесс внутриутробного развития зародыша человека длится

    280 суток.

    8 бластомеров

    морула

    зигота

    яйцеклетка

    Оплодотворение

    яйцеклетки

    (1день)

    бластула

    эндометрий

    Имплантация


    Эмбриональное развитие человека

    Полярное тело

    эмбриобласт

    бластоцель

    пронуклеусы

    Трофо бласт

    бластомер

    3 день-морула

    2 день- дробление

    4 день- дифференцировка

    1 день- оплодотворение

    5день

    эпибласт

    гипобласт

    трофобласт

    эндометрий

    эмбриобласт

    Зароды-шевый диск

    9 день- дифференцировка

    7 день- имплантация

    6 день

    12 день

    пупочный канатик

    Внезародыше- вый целом

    Амниотическая полость

    амнион

    12 день

    эмбрион

    мезодерма

    эктодерма

    мезодерма

    кишка

    желточный мешок

    хорион

    энтодерма

    18 день

    23 день


    Эмбриональное развитие человека

    • Функцию наружной зародышевой оболочки выполняет хорион, или ворсинчатая оболочка. Ворсинки хориона врастают в слизистую матки.
    • Место наибольшего разветвления ворсинок хориона и наиболее тесного контакта их с поверхностными слоями эндометрия матки называют плацентой (детским местом).
    • Плацента – временный орган, имеющийся только у плацентарных.
    • Связь тела зародыша с плацентой осуществляется через пуповину или пупочный канатик (плотный тяж 40 см длиной), содержащий кровеносные сосуды. Сосуды образуются в аллантоисе, идут от плода к стенке матки.

    амниотическая жидкость

    хорион

    амнион

    плацента

    пуповина

    стенка матки


    Эмбриональное развитие человека

    • Основные функции плаценты - трофическая, экскреторная, эндокринная, защитная.
    • Кровь матери и плода не смешивается. Между ними существует плацентарный барьер. Питательные вещества и О 2 , растворенные в материнской крови, диффундируют через плацентарный барьер в кровь плода, обеспечивая жизнь и рост плода до его рождения. Конечные продукты

    обмена веществ плода проходят через плаценту в кровь матери и выводятся выделительной системой матери.

    Через плацентарный барьер проникают антитела, гормоны, лекарства, наркотики, яды и другие вещества.


    Образование близнецов

    Различают

    Монозиготные

    (однояйцовые) близнецы

    развиваются из одной

    оплодотворенной

    яйцеклетки.

    • Имеют одинаковый генотип,

    но могут отличаться по

    фенотипу, что обусловлено

    воздействием факторов

    внешней среды.

    • Всегда однополы,
    • у них одинаковые группы

    крови, цвет глаз,

    • дерматоглифические узоры

    и др.

    Дизиготные

    (двуяйцовые)

    близнецы развиваются

    после оплодотворения

    сперматозоидами

    нескольких

    одновременно

    созревших яйцеклеток.

    Имеют разный генотип, и

    их фенотипические

    отличия обусловлены как

    генотипом, так и

    факторами внешней

    среды.

    Поликлеточная

    овуляция

    Зрелая яйцеклетка


    Монозиготные

    близнецы

    Дизиготные

    Оплодотворение

    2морулы

    Имплантируются

    2 бластоцисты

    2плаценты

    1плацента

    амниотический мешок

    амниотических мешка


    Сиамские близнецы

    Сросшиеся (или сиамские) близнецы являются монозиготными, поэтому имеют одинаковый генотип и всегда одного пола.

    Сросшиеся близнецы появляются, если расщепление задерживается

    до 13 дня после зачатия.

    Согласно современным исследованиям, к отложенному расщеплению зиготы могут приводить генетические и

    средовые влияния, а также воздействие токсических веществ.

    В Сиаме (ныне Таиланд)

    в 1911 году у матери китаянки родились близнецы Энг и Чанг. Они имели сросшиеся хрящи грудной клетки


    Критические периоды эмбриогенеза –

    периоды наибольшей чувствительности зародыша к

    воздействию факторов внешней среды т. к. изменяются

    условия его существования и включаются новые блоки генов.

    У человека выделяют 3 критических периода:

    1.Имплантация – внедрение эмбриона в слизистую оболочку

    матки (6-7 дни после оплодотворения);

    2.Плацентация – образование плаценты (14-15 день);

    3.Роды (39-40 недели).

    2.Плацентация

    3.Роды

    1.Имплантация


    Критические периоды эмбриогенеза

    • Критические периоды совпадают
    • с активной дифференцировкой клеток и
    • с переходом от одного периода развития к другому,
    • с изменением условий существования зародыша.

    У млекопитающих имплантация бластулы характеризуется переходом к новым условиям питания и газообмена.

    Развитие плаценты и переход к плацентарному питанию и газообмену требует новых приспособлений.

    После родов новорожденный должен приспособиться к резким изменениям условий существования и перестроить деятельность всех систем организма.

    Изменение способов питания и газообмена, повышает чувствительность зародыша к неблагоприятным факторам среды.


    Тератология – наука, изучающая уродства

    Факторы, вызывающие патологию внутриутробного развития плода

    Физические факторы внешней среды:

    • все виды

    ионизирующего

    излучения,

    • тяжелые

    металлы;

    • недостаток

    кислорода

    Вредные привычки:

    • алкоголь,
    • наркотики,
    • курение.

    Химические факторы внешней

    среды:

    • Лекарственные

    препараты,

    • недостаток

    избыток

    витаминов

    Заболевания матери:

    • заболевания

    внутренних

    и половых

    органов;

    • нарушение

    обмена

    веществ

    Инфекции у матери:

    • краснуха,
    • токсоплазмоз,
    • вирус герпеса,
    • ВИЧ и др.

    Постэмбриональное развитие

    развитие организма с момента выхода из яйцевых оболочек (при личиночном развитии) или рождения (при внутриутробном онтогенезе) до смерти.

    • Развитие может быть прямым и непрямым

    (с метаморфозом).

    • Метаморфоз, характерный для личиночного

    онтогенеза, бывает полным и неполным.


    Типы постэмбрионального развития

    Прямое развитие

    Непрямое развитие (с метаморфозом)

    С неполным метаморфозом:

    • яйцо
    • личинка
    • половозрелая

    особь

    С полным метаморфозом:

    • яйцо
    • личинка (гусеница)
    • куколка
    • половозрелая

    особь

    Откладка яиц

    с большим

    количеством

    Желтка (пресмыкающиеся, птицы)

    Внутриутробное

    развитие

    (млекопитающие)

    выклюнувшиеся из яйцевых оболочек или новорожденные существа отличаются от взрослой формы преимущественно размерами, а также недоразвитием ряда органов и пропорциями тела.

    В личинке отсутствуют или неразвиты органы, необходимые в половозрелом состоянии,

    имеются провизорные органы.

    У некоторых животных личинки сходны со взрослыми организмами (кузнечики).


    Постэмбриональное развитие

    Постэмбриональный онтогенез животных и человека

    включает периоды:

    • Дорепродуктивный период, или ювенильный (до

    полового созревания) – период роста и развития организма;

    • Репродуктивный период, или зрелый (половозрелое состояние) – связан с возможностью к самовоспроизведению, размножению.

    Период активного функционирования взрослого организма;

    • Пострепродуктивный, или период старости ,

    заканчивающийся естественной смертью.

    Популярное