История леонардо да винчи презентация. Презентация «Леонардо да Винчи - изобретатель




Детство Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции в «Три часа ночи» т.е в девять вечера(по современному отсчёту времени). Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трехлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 78 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества. Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи»


Мастерская Верроккьо Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо, Перуджино, Боттичелли и Лоренцо ди Креди. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо. В 1473 году, в возрасте 20 лет, Леонардо Да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.


Конец жизни Во Франции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло- Люсе. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Эта малодостоверная, но распространённая во Франции легенда нашла отражение в полотнах Энгра, Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства». Его основным наследником был Франческо Мельци: кроме денег, он получил картины, инструменты, библиотеку и др. Салаи и его слуге досталось по половине виноградников Леонардо.


Основные даты 1470 Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника (Флоренция) 1472 Становится членом Флорентийской Гильдии художников работа над: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с Вазой» Вторая половина 70-х годов. Создана «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») 1478 Леонардо открывает собственную мастерскую 1480 по документам, в этом году у Леонардо уже была собственная мастерская 1481 монастырь Сан Донато а Систо заказывает Леонардо большой алтарный образ «Поклонение Волхвов» (не завершён); начата работа над картиной «Святой Иероним» 1482 приглашён ко двору Лодовико Сфорца в Милане. Начата работа над конным памятником Франческо Сфорца начата работа над «Мадонной в гроте» Середина 80-х создана «Мадонна Литта» 1485 создан «Портрет музыканта»


Основные даты 1487 разработка летательной машины орнитоптера, основанной на птичьем полёте 1488 Создана картина «Дама с горностаем» 1489 Созданы анатомические рисунки черепов 1490 Создана картина «Портрет музыканта». Выполнена глиняная модель памятника Франческо Сфорца Создан Витрувианский человек знаменитый рисунок, иногда называемый каноническими пропорциями закончена работа над картиной «Мадонна в гроте» Леонардо работает над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане 1499 Леонардо покидает Милан 1502 Леонардо да Винчи поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера 1503 Леонардо возвращение во Флоренцию 1503 Созданы картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и картина «Мона Лиза»


Основные даты 1506 Леонардо возвращается в Милан и служба у короля Франции Людовика XII (в то время контролировавшего север Италии) 1507 Леонардо изучает строения человеческого глаза Леонардо работает в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио 1509 роспись в соборе Святой Анны 1512 Нарисован «Автопортрет» 1512 переезд в Рим под покровительство папы Льва X Леонардо живет в Бельведере Леонардо работает над картиной «Иоанн Креститель» 1516 Леонардо переезжает во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика 1519 Смерть Леонардо да Винчи


Искусство Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи - Джанкарло Джентилини и Карло Сиси - утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи. Однако сам Да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.


Наука и инженерное дело Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке. Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать и крылья будут!» Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимые в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана. Для того чтобы успешно практически построить и использовать аппарат, Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. До всего остального он дошёл. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки




Мыслитель Леонардо проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики. Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно- инженерного дела и т. п.; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за 100 лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки.


Литература Франческо Мельци (ученик да Винчи)скомпоновал «Трактат о живописи». В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIXXX веках. Помимо громадного научного и исторического значения оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному слогу и необычайно чистому языку. Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза поэтому образец разговорного языка интеллигенции XV века, и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля. Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью; так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями, поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи дает в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества. Наконец, в афоризмах Леонардо да Винчи выражена в эпиграмматической форме его философия природы, его мысли о внутренней сущности вещей. Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение.


Интересные факты Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо, изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника. В возрасте 24 лет Леонардо и ещё трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству по ложному анонимному обвинению в содомии. Их оправдали. Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель. Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой». Леонардо был амбидекстром в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.


Интересные факты Леонардо Был вегетарианцем. Ему принадлежат слова «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса». Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо». В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, пользовалось большой популярностью на придворных пирах. Итальянские учёные заявили о сенсационной находке. Они утверждают, что обнаружен ранний автопортрет Леонардо да Винчи. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.


Афоризмы Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Жалок тот мастер, произведение которого опережает его суждение; тот мастер продвигается к совершенству искусства, произведения которого превзойдены суждением. Живописец не должен пытаться быть универсальным, так как он много теряет в достоинстве от того, что одну вещь делает хорошо, а другую плохо... Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их. Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем честь богатства. Живопись спорит и соревнуется с природой. И для льва выдаются несчастливые дни, когда все идет шиворот- навыворот и на каждом шагу подстерегают злоключения. Наука - полководец, и практика - солдаты.




Неизвестный портрет Леонардо да Винчи (Историк-медиевист Никола Барбателли обнаружил неизвестный портрет великого итальянского художника в некой частной коллекции в декабре 2008 года. Предварительные исследования показали, что работа, вероятно, была выполнена еще при жизни да Винчи, примерно в конце 15 века. На основе этого ученые предположили, что найденное произведение искусства является автопортретом. Окончательное авторство картины, однако, так и не установлено)

История Леонардо Да ВинчиЛеонардо Да Винчи
родился в городе Винчи,
расположенного в горах
Тосканы, 15 апреля
1452 года. Загадка
Леонардо начинается с
его рождения. Он был
незаконно рожденным
сыном женщины, о
которой почти ничего не
известно.

История Леонардо Да Винчи

Его почерк удивителен, Он
пишет справа налево, буквы
перевернуты так, что текст
легче читать с помощью
зеркала. Имеется множество
версий, почему он писал
именно таким образом. Одна
из них гласит, что он хотел
защитить свои научные идеи
от любопытствующих,
другая, что он был еретиком
и постоянно жил в страхе
разоблачения и наказания.

История Леонардо Да Винчи

Идеи Леонардо черпал из разных источников,
переосмысливая и во многом дополняя чужие проекты.
Его «закрытые колесницы, безопасные и
неприступные», в примитивном виде появились еще в
римские времена. Леонардо значительно развил идею,
превратив колесницу в прикрытую панцирем
вооруженную повозку, а по-современному танк,
укомплектованный пушкой и управляемый изнутри
восемью воинами.

История Леонардо Да Винчи

Леонардо написал свое великое творение(“Тайная
вечеря”) за три года, и весь этот срок картина не
выходила у него из головы. Итальянский писатель
Маттео Банделло который в детстве посещал
монастырскую школу и наблюдал Леонардо за
работой, описывает его так: «Он часто приходил в
монастырь на рассвете... Торопливо взобравшись на
леса, он прилежно трудился до тех пор, пока
наступившие сумерки не заставляли его
остановиться; при этом он совершенно не думал о
еде - так был поглощен работой. Иногда Леонардо
оставался здесь дня на три-четыре, не притрагиваясь
к картине, только заходил и по несколько часов
стоял перед ней, скрестив руки и глядя на свои
фигуры так, будто критиковал самого себя.

Картины Леонардо Да Винчи

“Тайная вечеря”

Картины Леонардо Да Винчи

Наброски к "Коню"

Картины Леонардо Да Винчи

Автопортрет, 1513г

Башмаки для хождения по воде,
нарисованные Леонардо,
очевидно, не вышли за
рамки эскиза, но не
вызывает сомнений, что они
после некоторой
модификации могли бы с
успехом использоваться.
Башмаки для хождения по
воде и балансировочные
палки к ним в наше время
выпускаются
промышленностью, однако
скорее ради забавы.

Изобретения Леонардо Да Винчи

Прикладная механика Леонардо,
возможно, более чем другие его
научные и технические
достижения, вызывает интерес и
восхищение привычного к
машинам XX века. Многие его
изображения, такие, например,
как цепная передача, понятны с
первого взгляда. При некоторой
настойчивости современный
механик может создать по его
чертежу действующую модель
рессорной колесницы и
маховика.

Изобретения Леонардо Да Винчи

Этот спасательный круг,
придуманный Леонардо, был
действительно необходимым
изобретением. Какой
материал Леонардо
намеревался использовать,
неизвестно, однако двойник
его изобретения позже стал
традиционной
принадлежностью корабле! и
приобрел вид коркового
круга, покрытого парусиной

Жизнь Леонардо Да Винчи

ВИНЧИ
1452 г. Рождение Леонардо да
Винчи.
1457 г. Вписан в кадастр
флорентийских граждан.
ФЛОРЕНЦИЯ
1470 г. Изучает науки и
вступает в мастерскую
Верроккио.
1480 г. Работает над
"Поклонением волхвов" для
церкви San Donate a Scopeto.

Жизнь Леонардо Да Винчи

МИЛАН
1496 г. Работает над "Тайной
вечерей".
1497 г. 30 июня. Герцог
предлагает Леонардо
окончить "Вечерю"
(закончена к концу года).
1499 г. получает виноградник,
купленный для него
Людовико иль Моро у
монастыря Св. Виктора.

Жизнь Леонардо Да Винчи

ФЛОРЕНЦИЯ
1500 г. Инженерные проекты.
Портрет Джоконды.
РОМАНЬЯ
1502 г. 18 августа. Леонардо
становится архитектором и
генеральным инженером
Цезаря Борджиа.
Путешествие по Романье.

Жизнь Леонардо Да Винчи

МИЛАН И ФЛОРЕНЦИЯ
1507 г. Смерть Франческо, дяди
Леонардо. Хлопоты о
наследстве.
1507 г. Октябрь. Возвращение в
Милан.
1509 г. Участие в Триумфальной
встрече Людовика XII после
битвы 14 мая.
1509-1511 г. Занятия анатомией с
Марком Антонио делла Торре, в
Павии.
1513 г. 24 сентября. Отъезд в Рим
через Флоренцию.

Жизнь Леонардо Да Винчи

РИМ, ПАВИЯ, БОЛОНЬЯ,
ФРАНЦИЯ
1515 г. 9 января. Отъезд Леонардо
в Павию. Встреча Франциска I.
1515 г. 8-15 декабря. Леонардо в
Болонье.
1517 г. 17 мая. Леонардо в Амбуазе.
1517 г. 1 октября. Новые
декораторские работы Леонардо
да Винчи.
1519 г. 23 апреля. Духовное
завещание.
1519 г. 3 мая. Смерть.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

До настоящего времени известно более семи тысяч страниц рукописей и рисунков, принадлежащих Леонардо да Винчи. До настоящего времени известно более семи тысяч страниц рукописей и рисунков, принадлежащих Леонардо да Винчи. Леонардо пытался систематизировать свои наблюдения, отметив, что "... это будет беспорядочный сборник, извлеченный из многих листов, которые я переписал здесь, надеясь потом распределить их в порядке по своим местам, соответственно материям, о которых они будут трактовать...

Слайд 7

Описание слайда:

"А эпиграфом многочисленных дневниковых записей, и, в частности, по анатомии человека, может явиться одна из его записей: "Многие будут считать себя вправе упрекнуть меня, указывая, что мои доказательства идут вразрез с авторитетом некоторых мужей, находящихся в великом почете, почти равном их незрелым суждениям; не замечают они, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель". "А эпиграфом многочисленных дневниковых записей, и, в частности, по анатомии человека, может явиться одна из его записей: "Многие будут считать себя вправе упрекнуть меня, указывая, что мои доказательства идут вразрез с авторитетом некоторых мужей, находящихся в великом почете, почти равном их незрелым суждениям; не замечают они, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель".

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

В юношеские годы Леонардо, находясь в то время во Флоренции под покровительством семейства Медичи, был сначала подмастерьем одного из самых знаменитых художников Италии - Андреа дель Верроккио. Недалеко от мастерской Верроккио находилась мастерская Антонио дель Поллайоло, который написал гравюру "Битва обнаженных". В юношеские годы Леонардо, находясь в то время во Флоренции под покровительством семейства Медичи, был сначала подмастерьем одного из самых знаменитых художников Италии - Андреа дель Верроккио. Недалеко от мастерской Верроккио находилась мастерская Антонио дель Поллайоло, который написал гравюру "Битва обнаженных".

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Основным практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный труд Мондино де Люччи (1275-1325) "Anathomia". Его метод вскрытия использовали многие поколения врачей-анатомов и художников, а также и Леонардо да Винчи (R. F. Del Maestro, 1998). Основным практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный труд Мондино де Люччи (1275-1325) "Anathomia". Его метод вскрытия использовали многие поколения врачей-анатомов и художников, а также и Леонардо да Винчи (R. F. Del Maestro, 1998). В жарком климате Италии вскрытие производили в течение нескольких дней. Считалось, что в первый день необходимо производить вскрытие живота, во второй - груди, в третий - сердца и в четвертый день - конечностей. Изучение головы начинали с рассечения скальпа, далее производили вскрытие черепа, исследовали мозг и затем обязательно - основание черепа.

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

"И если скажешь, что лучше заниматься анатомией, чем рассматривать подобные рисунки, ты был бы прав, если бы все эти вещи, показываемые в подобных рисунках, можно было наблюдать на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради которых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа было недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последовательно над целым рядом их, для того чтобы получить законченное знание, что повторил я дважды, дабы наблюсти различия. И если даже ты имел бы любовь к предмету, тебя, быть может, отшатнуло бы отвращение, и даже если бы не отшатнуло оно, то, может быть, тебе помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных разрезанных на части, ободранных, страшных видом своим мертвецов; и даже если это не помешало бы тебе, быть может, будет не доставать тебе точности рисунка, необходимой в подобных изображениях. И если бы ты овладел рисунком, у тебя не было бы еще знания перспективы, и даже если бы рисунок и сопровождался знанием последней, то требовался бы еще строй геометрических доказательств и метод расчета сил и крепости мышц". "И если скажешь, что лучше заниматься анатомией, чем рассматривать подобные рисунки, ты был бы прав, если бы все эти вещи, показываемые в подобных рисунках, можно было наблюдать на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради которых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа было недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последовательно над целым рядом их, для того чтобы получить законченное знание, что повторил я дважды, дабы наблюсти различия. И если даже ты имел бы любовь к предмету, тебя, быть может, отшатнуло бы отвращение, и даже если бы не отшатнуло оно, то, может быть, тебе помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных разрезанных на части, ободранных, страшных видом своим мертвецов; и даже если это не помешало бы тебе, быть может, будет не доставать тебе точности рисунка, необходимой в подобных изображениях. И если бы ты овладел рисунком, у тебя не было бы еще знания перспективы, и даже если бы рисунок и сопровождался знанием последней, то требовался бы еще строй геометрических доказательств и метод расчета сил и крепости мышц".

Слайд 16

Описание слайда:

Здесь следует упомянуть, что многие качества, о которых упомянул Леонардо да Винчи, прежде всего были присущи ему самому. Здесь следует упомянуть, что многие качества, о которых упомянул Леонардо да Винчи, прежде всего были присущи ему самому. Предпочтение рисунку в изучении анатомии выразилось в одной из дневниковых записей Леонардо: "...я человек без книжного образования...не будучи словесником, я не смогу хорошо сказать то, о чем хочу трактовать ".

Слайд 17

Описание слайда:

В 1492 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию и перебирается в Милан. Дальнейший двадцатилетний период жизни принес ему признание. Леонардо уделял большое внимание пространственной конструкции сюжета картин. В 1492 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию и перебирается в Милан. Дальнейший двадцатилетний период жизни принес ему признание. Леонардо уделял большое внимание пространственной конструкции сюжета картин. Его не столько интересовали передача цвета или изображение контура, сколько создание эффекта трехмерного пространства. Эффект трехмерного пространства был использован впоследствии при анатомических зарисовках - Леонардо показывал объект с четырех сторон. Много проекционное изображение частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами. Однако его рисунки в течение многих лет были неизвестны, а "отцом анатомии" считали Везалия (1514-1564). В медицинском учебнике "О строении человеческого тела" ("De Humanis corporis fabrica", 1543) Везалий использовал тот же принцип многопроекционного представления частей тела человека, что и Леонардо да Винчи.

Слайд 18

Описание слайда:

По мнению Роберта Уоллэйса, до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. По мнению Роберта Уоллэйса, до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения рисунков в преподавании медицины и анатомии. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи. А его желание написать "Трактат по анатомии" так и осталось нереализованным. Добывание объектов для анатомирования было затруднено в связи с запрещением церковью производить секции. И все же, следует полагать, что церковь терпимо относилась к анатомированию, если оно совершалось осторожно и не становилось объектом публичных обсуждений.

Слайд 19

Описание слайда:

Плодотворно занимаясь секционной работой и зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы, отдавая ей приоритет в создании плоти: "Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем [изобретения] природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. Плодотворно занимаясь секционной работой и зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы, отдавая ей приоритет в создании плоти: "Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем [изобретения] природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в телах животных, а помещает туда душу... ". Тем не менее, будучи человеком верующим, Леонардо писал далее: "... неприкосновенным оставляю священное писание, ибо оно высшая истина". А о сердце написал так: "Чудесное орудие, изобретенное верховным художником".

Слайд 20

Описание слайда:

Изучая строение человеческого тела, Леонардо придавал большое значение сравнительной анатомии - "Описание человека, которое охватывает и тех, кто подобного ему вида, - как павиан, обезьяна и многие другие. Изучая строение человеческого тела, Леонардо придавал большое значение сравнительной анатомии - "Описание человека, которое охватывает и тех, кто подобного ему вида, - как павиан, обезьяна и многие другие.

Слайд 21

Описание слайда:

Составь отдельный трактат с описанием движений четвероногих животных, - среди коих и человек, который также в детстве ходит на четырех ногах.... Изобрази здесь ноги медведя и обезьяны и других животных, с тем, чем отличаются они от ноги человека, и также помести ноги какой-нибудь птицы. Составь отдельный трактат с описанием движений четвероногих животных, - среди коих и человек, который также в детстве ходит на четырех ногах.... Изобрази здесь ноги медведя и обезьяны и других животных, с тем, чем отличаются они от ноги человека, и также помести ноги какой-нибудь птицы. Опиши особенности внутренностей человеческой породы, обезьяны и подобных им... используй это описание для трактата ". Но, по мнению исследователей, Леонардо да Винчи допускал ошибку, характерную для его времени, находя слишком много как бы точь-в-точь совпадающего у животного и человека. В создании анатомических рисунков Леонардо придерживался строгой последовательности. "Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это дает удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Несли будешь делать это иначе, чертеж твой окажется спутанным ".

Слайд 22

Описание слайда:

Увлекаясь механикой и пытаясь точно передавать движения человека, Леонардо да Винчи большое внимание уделял изучению мышечной системы и строению скелета: Увлекаясь механикой и пытаясь точно передавать движения человека, Леонардо да Винчи большое внимание уделял изучению мышечной системы и строению скелета: "Природа не может заставить двигаться животных без механических инструментов...". Наверное, этим можно объяснить, почему Леонардо с такой скрупулезностью переданы изображения мышц рук, ног, шеи. По этой же причине, наверно, изображения внутренних органов и, в частности, головного мозга даны схематично.

Слайд 23

Описание слайда:

В комментариях к своим записям он указывает и на функции периферических нервов, выделяя двигательные и чувствительные порции. Особое значение придает Леонардо нервам пальцев рук и ног, подчеркивая их большую функциональную важность. В комментариях к своим записям он указывает и на функции периферических нервов, выделяя двигательные и чувствительные порции. Особое значение придает Леонардо нервам пальцев рук и ног, подчеркивая их большую функциональную важность. "Сначала нарисуешь ты кости отдельно, и немного вынутыми из сустава, дабы лучше различить очертания каждой кости порознь. Затем соединишь ты их друг с другом так, чтобы они ни в чем не отклонялись от первого рисунка, кроме тех частей, которые друг друга закрывают при соприкосновении. Когда это сделано, сделаешь ты прежний рисунок с теми мускулами, которые связывают кости. Затем ты сделаешь четвертый - нервов, которые являются носителями ощущений. Затем следует пятый - нервы, которые движут, или, вернее, дают первым членам пальцев ощущения. И в-шестых, сделаешь ты верхние мускулы ноги, в которых распределяются чувствующие их нервы. И седьмой пусть будет рисунком вен, питающих эти мускулы ноги. Восьмой пусть будет рисунком нервов, движущих концы пальцев. Девятый - рисунком вен и артерий, располагающихся между колеей и мясом. Десятый и последний должен быть готовая нога со всеми ощущениями. Ты мог бы сделать еще одиннадцатый, наподобие прозрачной ноги, в которой молено было бы видеть все названное выше ".

Слайд 24

Описание слайда:

Занимаясь препарированием периферических нервов, изучением взаимоотношения нервных стволов и мышц, Леонардо пытался представить их пространственное и функциональное взаимоотношения. Занимаясь препарированием периферических нервов, изучением взаимоотношения нервных стволов и мышц, Леонардо пытался представить их пространственное и функциональное взаимоотношения. Как следует из первых зарисовок головы, Леонардо не удовлетворяли лишь внешние очертания черепа, он производил сечение черепа в трех плоскостях - сагиттальной, фронтальной и горизонтальной - представляя объемное изображение костей, его составляющих. Эти рисунки - бесспорное подтверждение того, что в Леонардо да Винчи острый исследовательский ум в равной степени сочетался с образным. Гений художника и инженера-математика с абсолютной точностью позволил воспроизвести анатомические формы. Леонардо полагал, что "истинное познание формы какого угодно тела получится из рассмотрения его с разных точек зрения. И потому, чтобы дать познание истинной формы какого-либо члена человека, первого зверя среди животных, буду я соблюдать это правило, делая четыре изображения каждого члена с четырех сторон. И в случае костей буду я делать пять, разрезая их посредине и показывая полость каждой из них ".

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда:

На следующем пространственном изображении черепа имеются сагиттальная и фронтальная плоскости сечения на уровне лобной и гайморовой пазух, решетчатого лабиринта и глазницы (рис. справа-3), На следующем пространственном изображении черепа имеются сагиттальная и фронтальная плоскости сечения на уровне лобной и гайморовой пазух, решетчатого лабиринта и глазницы (рис. справа-3), Леонардо да Винчи - первый, кто изобразил фронтальную пазуху. Художник сравнивает внешнее и внутреннее строение лицевой части скелета. Текст под этим рисунком таков: "Впадины глаз и костей, являющихся опорой щек, а также образующих формы носа и ротовой полости, имеют идентичную глубину и заканчиваются вертикальной линией ниже точки общих чувств и каждая из этих впадин так же глубока, как и каждая третья часть человеческого лица, которая проходит от подбородка до волосяного покрова ".

Слайд 27

Описание слайда:

Слайд 28

Описание слайда:

На одном из рисунков с большой точностью воспроизведена топография черепных ямок (рис. 4). На одном из рисунков с большой точностью воспроизведена топография черепных ямок (рис. 4). В области передней черепной ямки изображены crista frontalis, for. cecum, lamina cribrosa, crista galli, can. opticus с проходящими зрительными нервами и хиазмой. В топографии средней черепной ямки представлены fissura orbitalis sup. с проходящим через нее п. oculomotorius, for. rotundum и for. ovale с проходящими через них II и III ветвями п. trigem-ini, for. spinosum с выходящей ветвью средней обо-лочечной артерии. Изображены передние и задние наклоненные отростки os sphenoidale, а также impressio trigemini, eminentia arcuata и sulcus sinus petro-si superioris os temporale. При изображении задней черепной ямки Леонардо да Винчи выделил canalis hypoglossi, for. jugulare, poros acusticus internus, for. mastoideum sulcus sinus sigmoidei, for. magnum. Точно воспроизведена птериональная "перспектива" (рис. 4). Этот рисунок, сделанный в 1489 г., - один из первых в эпоху средневековья, на котором с особой точностью и тщательностью воспроизведена топография основания черепа. Имеются зарисовки отдельных деталей наружной части лицевой и мозговой частей черепа.

Слайд 29

Описание слайда:

Слайд 30

Описание слайда:

Леонардо да Винчи интересовали не только пропорции в анатомии (имеются многочисленные записи изучения пропорции различных частей тела у детей и взрослых, а его рисунок пропорций человека по настоящее время является самым популярным и воспроизводимым), но и расположение органов чувств. Согласно Martin Clayton (1996), представления Леонардо о строении органов чувств соответствовали сложившимся представлениям средневековья. Он полагал, что мозг состоит из трех луковиц с желудочками, располагающимися по одной линии позади глазных яблок: Леонардо да Винчи интересовали не только пропорции в анатомии (имеются многочисленные записи изучения пропорции различных частей тела у детей и взрослых, а его рисунок пропорций человека по настоящее время является самым популярным и воспроизводимым), но и расположение органов чувств. Согласно Martin Clayton (1996), представления Леонардо о строении органов чувств соответствовали сложившимся представлениям средневековья. Он полагал, что мозг состоит из трех луковиц с желудочками, располагающимися по одной линии позади глазных яблок: I желудочек - воспринимающая способность (impressiva), интеллект (intelleto); II желудочек - (senso commune), воля (vol-unta); III желудочек - память (memoria). Оба боковых желудочка Леонардо считал за один и называл impressiva, третий - sensus commune, четвертый - memoria. Когда Леонардо перешел к представлению о парности желудочков - неясно. До него обычно изображались три расположенных друг за другом желудочка. Сосудистое сплетение ("червяк мозга") в модели желудочков у Леонардо функционирует как естественный анатомический регулятор мозговой связи (регулирует отток цереброспинальной жидкости, изменяя размер отверстия Монро и сильвиева водопровода).

Слайд 31

Описание слайда:

Вместилище общих чувств располагается в месте конвергенции чувствительных нервов на основании черепа, являясь промежуточным звеном между окружающим миром и разумом. Вместилище общих чувств располагается в месте конвергенции чувствительных нервов на основании черепа, являясь промежуточным звеном между окружающим миром и разумом. По мнению Леонардо, вместилище общих чувств (senso commune) было центром человеческого бытия. Этот центр располагался в точке пересечения диагоналей (рис. 4). Леонардо пытался понять и представить, что есть чувства, которые позволяют человеку воспринимать окружающий мир. Свидетельством того, что этому Леонардо придавал большое значение, являются его дневниковые записи: "Общее чувство есть то, которое судит о вещах, данник ему другими чувствами. Общее чувство приводится в движение посредством вещей, данных ему другими пятью чувствами.

Слайд 32

Описание слайда:

И чувства эти приводятся в движение посредством предметов, посылающих изображения свои пяти чувствам, от которых передаются они воспринимающей способности, а от нее общему чувству, и оттуда, судимые, посылаются памяти, в которой, смотря по силе, сохраняются более или менее. И чувства эти приводятся в движение посредством предметов, посылающих изображения свои пяти чувствам, от которых передаются они воспринимающей способности, а от нее общему чувству, и оттуда, судимые, посылаются памяти, в которой, смотря по силе, сохраняются более или менее. Пять чувств следующие: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние... Душа, по-видимому, находится в судящей части, и судящая часть невидимому в том месте, где все чувства сходятся и которое именуется общим чувством... ". Сознавая, что разум движет человеком, Леонардо предполагал и наличие автономной работы нервной системы, предвосхищая последующие работы исследователей о рефлексах: "Как нервы иногда действуют сами по себе, без приказания других служителей души. Это ясно обнаруживается, поскольку видишь, что паралитики и озябшие и закоченевшие движут дрожащие свои члены, голову и руки без ведома души, которая всеми своими силами не сможет воспрепятствовать этим членам дрожать. Тоже самое случается при падучей болезни и с отрезанными членами, каковы хвосты ящериц ".

Слайд 33

Описание слайда:

Леонардо да Винчи описал последовательность проведения секции черепа и мозга. Леонардо да Винчи описал последовательность проведения секции черепа и мозга. В его записях об этом написано так: "Если разрежешь луковицу посредине, сможешь увидеть и сосчитать все круговые слои и оболочки, покрывающие центр луковицы. Так же точно, если хочешь рассечь человеческую голову, сначала разрежешь волосы, затем кожу, затем мускулистое мясо и подчерепную оболочку, затем череп и внутри его твердую и мягкую мозговую оболочку и мозг, засим опять твердую и мягкую оболочку и дивное сплетение, и основание, и кость".

Слайд 34

Описание слайда:

Слайд 35

Описание слайда:

На рисунке Леонардо да Винчи желудочковая система представлена расширенной - вероятно, это первое и наиболее точное изображение гидро-цефалии (рис. 5). На рисунке Леонардо да Винчи желудочковая система представлена расширенной - вероятно, это первое и наиболее точное изображение гидро-цефалии (рис. 5). Рисунок выполнен Леонардо да Винчи в 1510 году, а пятью годами ранее он же выполнил слепок желудочков мозга быка жидким воском (A. Aschoff и соавт., 1999). Леонардо писал об этом так: "Сделай две отдушины в отростках больших желудочков и впусти растопленный воск, сделав отверстие в мемории, и через это отверстие наполни три желудочка мозга; когда воск застынет, раскрой мозг, и увидишь точную форму трех желудочков. Но сначала вставь тонкие трубки в отдушины так, чтоб воздух из желудочков мог выйти вон, уступая место впускаемому воску". Представленное описание явилось прообразом вентрикулографии, которая появилась столетиями позже и связана с именем W. Dendy.

Слайд 36

Описание слайда:

Довольно точна схема расположения некоторых черепно-мозговых нервов: обонятельных, зрительных (включая хиазму), глазодвигательного, отводящего, тройничного и, вероятно, блуждающего (рис. 5). Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы. Довольно точна схема расположения некоторых черепно-мозговых нервов: обонятельных, зрительных (включая хиазму), глазодвигательного, отводящего, тройничного и, вероятно, блуждающего (рис. 5). Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы. Изображение позвоночника - одно из лучших в анатомических зарисовках Леонардо (рис. 6). Позвоночник представлен в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

Слайд 38

Описание слайда:

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года. Со временем особенности его жизни стали еще более туманными и таинственными. Скоро его стали обожествлять. Огромное трудолюбие и трудоспособность сделали Леонардо человеком, близким к Богу. Жажда знаний сделалась для Леонардо самым великим искушением. Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года. Со временем особенности его жизни стали еще более туманными и таинственными. Скоро его стали обожествлять. Огромное трудолюбие и трудоспособность сделали Леонардо человеком, близким к Богу. Жажда знаний сделалась для Леонардо самым великим искушением. Он испытывал величайшее уважение к знаниям. А одну из записей в его дневнике можно считать напутствием потомкам: "И может быть терпения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. Обладал ли я этим всем или нет - об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время. Прощай ".

Слайд 40

Описание слайда:

Слайд 41

Описание слайда:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Леонардо да Винчи «Как хорошо прожитый день даёт спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь даёт спокойную смерть» Леонардо да Винчи

2 слайд

Описание слайда:

Леонардо да Винчи - великий итальянский художник,живописец, скульптор, архитектор, учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения. Леонардо не имел фамилии; «да Винчи» означает просто «родом из городка Винчи». Полное его имя - Леонардо ди сер Пьеро да Винчи то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

3 слайд

Описание слайда:

Детство Дом, в котором жил Леонардо в детстве. Родился 15 апреля 1452 г. в городе Винчи, близ Флоренции. Леонардо да Винчи был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки; воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил домашнее начальное образование: научился читать, писать, овладел основами математики и латынью. Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала.

4 слайд

Описание слайда:

Юность Леонардо имел хороших учителей, но более всего учился у самого себя. Необычайная разносторонность его натуры обнаружилась еще в ранней молодости. С детства он рисовал, писал и вычислял шутя. Кроме наук и искусств, он в молодости много занимался физическими упражнениями, превосходно ездил верхом, отлично косил и рубил дрова. Отличный товарищ в кругу молодых людей, Леонардо имел многих друзей, но еще больше того любил общество прекрасных флорентинок, у которых пользовался большим успехом.

5 слайд

Описание слайда:

Леонардо как художник Уже первые его полотна - «Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов» - дали понять, что в Италии появился великий художник. В это же время он глубоко и досконально изучает анатомию человека и животных. Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как писатель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики. «Благосвещение» «Мадонна Бенуа»

6 слайд

Описание слайда:

Мона Лиза (Джоконда) Самая знаменитая в мире картина, «Мона Лиза»(1510), творение Леонардо да Винчи, находится в Лувре. До сих пор остается неясным, кто именно позировал великому мастеру. Заказ на картину художник получил от Франчес‑ко дель Джокондо, флорентийского торговца шелками, и большинство историков склоняются к тому, что на портрете запечатлена Лиза Герардини, жена Джокондо. Единственным недостатком картины является то, что Мона Лиза лишена бровей. Возможно, это результат излишнего усердия, с которым картину очищали в последующие века, а так же не исключено то, что натурщица могла сама их полностью выщипать, поскольку в те времена это было модно.

7 слайд

Описание слайда:

Некоторые исследователи утверждают, что картина - автопортрет самого Леонардо, который придал своему облику женские черты. И действительно, если у изображения Моны Лизы убрать волосы, получится странное бесполое лицо. Эту гипотезу подтвердила работа, проделанная независимыми исследователями, подтвердившие гипотезу о том, что Леонардо мог в образе Моны Лизы изобразить себя. Исследователи сопоставили при помощи особых компьютерных программ «Мону Лизу» и автопортрет Леонардо, сделанный, когда тот был уже в почтенном возрасте. Результат получился поразительный. «Мона Лиза» оказалась едва ли не зеркальным отражением лица великого мастера. Почти все черты лица идеально совпадали, в том числе кончик носа, губы и глаза.

8 слайд

Описание слайда:

Тайная вечеря «Тайная вечеря» - фреска, выполненная на стене трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Еще в эпоху самого Леонардо она считалась его самой лучшей и знаменитой работой. Фреска была создана между 1495 и 1497 годами, но уже в течение первых двадцати лет своего существования, начала портиться. Тема картины - момент, когда Иисус Христос объявляет своим ученикам, что один из них предаст его.

9 слайд

Описание слайда:

Леонардо как изобретатель Величайший ученый своего времени, Леонардо да Винчи обогатил догадками и наблюдениями почти все области знания. Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже спустя стольких лет после его рождения. Он создал проект водолазного костюма, акваланг, устройство, способное сжимать воздух и прогонять его по трубам, спасательный круг, перепончатые перчатки, которые со временем превратились в общеизвестные ласты. Один из самых знаменитых рисунков Леонардо представляет древние разработки автомобиля. Исследователи доказали, что именно Леонардо да Винчи принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, пулемет и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию.

10 слайд

Описание слайда:

Смерть гения 23 апреля 1519 года Леонардо да Винчи составил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства». Леонардо оставил после себя огромное количество чертежей, рисунков и дневниковых записей. Весь архив он завещал любимому ученику Франческо Мельци. Мельци всю жизнь готовил документы к публикации, но ранняя смерть помешала его планам. Архив гения распался на части, и смысл записей оказался утраченным. Сохранилось около семи тысяч страниц, исписанных рукой Леонардо. При этом считается, что треть из архива не сохранилась до наших дней. Потеря Леонардо сверх меры опечалила всех, кто его знавал, ибо не было никогда человека, который принес бы столько чести искусству живописи. Это мастер, который поистине с великой пользой для человечества прожил всю свою жизнь. Да все его творчество - сплошные вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь, да и последующим поколениям останется.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Леонардо Да Винчи: гениальная личность Выполнила: Сабитова Юлия, ученица 11 класса МКОУ СОШ п.Кобра Руководитель: Рычкова Екатерина Анатольевна

Леонардо Да Винчи (1452-1519) В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо Да Винчи. Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И, тем не менее, многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Леонардо Да Винчи родился в селении А нкиано близ Винчи, недалеко от Флоренции. Он был внебрачным сыном зажиточного нотариуса и простой крестьянки. Дом, в котором родился Леонардо

Заметив необычайные способности мальчика в живописи, отец отдал его в мастерскую Андреа Верроккьо. В картине учителя «Крещение Христа» фигура одухотворенного белокурого ангела принадлежит кисти молодого Леонардо Андреа Верроккьо и Леонардо Да Винчи «Крещение Христа» Андреа Верроккьо

Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.) В отличие от мастеров XV в. Леонардо отказывается от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного изображениями фона. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии «Мадонна с цветком»

Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Мастер рекомендовал себя при этом в первую очередь как военного инженера, зодчего, специалиста в области гидротехнических работ и только потом как живописца и скульптора. Однако первый миланский период творчества Леонардо (1482-1499 гг.) оказался наиболее плодотворным. Мастер стал самым известным художником Италии, занимался архитектурой и скульптурой, обратился к фреске и алтарной картине

Не все грандиозные замыслы, в том числе и архитектурные проекты, Леонардо не удавалось осуществить. Выполнение конной статуи Франческо Сфорца, отца Людовико Моро, продолжалось более десяти лет, но она так и не была отлита в бронзе. Глиняная модель монумента в натуральную величину, установленная в одном из дворов герцогского замка, была уничтожена французскими войсками, захватившими Милан. Франческо Сфорца Людовико Моро

В 1977 году Чарльз Дент начал реконструкцию скульптуры. В сентябре 1999 она была установлена на ипподроме Сан Сиро в Милане. Конная статуя (Сан Сиро, Милан) Конь Леонардо, эскиз скульптуры

До нашего времени дошли живописные произведения Леонардо миланского периода. Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте» (1483-1494 гг.) Живописец отошел от традиций XV столетия, в религиозных картинах которого преобладала торжественная скованность. В алтарной картине Леонардо мало фигур: женственная Мария, Младенец Христос, благословляющий маленького Иоанна Крестителя, и коленоприкосновенный ангел, словно выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающей их средой. Это подобие грота среди темных базальтовых скал с просветом в глубине – типичный для Леонардо пейзаж в целом фантастически таинственный. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость. Итальянцы этот прием Леонардо называли сфумато.

«Мадонна с младенцем» В Милане, по-видимому, мастер создал полотно «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»). Здесь в отличие от «Мадонны с цветком» он стремился к большей обобщенности, идеальности образа. Изображен не определенный момент, а некое длительное состояние покоя, радости, в которое погружена молодая прекрасная женщина. Холодный ясный свет озаряет ее тонкое мягкое лицо с полуопущенным взором и легкой, еле уловимой улыбкой. Картина написана темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии. Удивительно написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца, не по-детски серьезен его внимательный взгляд, устремленный на зрителя

Когда в 1499 году Милан был взят французскими войсками, Леонардо покинул город. Началась пора его скитаний. Некоторое время он работал во Ф лоренции. Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо (около 1503). Портрет известен как «Джоконда», он стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи. «Мона Лиза» («Джоконда»)

Автопортрет В последние годы жизни Леонардо Да Винчи мало работал как художник. Получив приглашение от французского короля Франциска I , он уехал в 1517 году во Францию и стал придворным живописцем. Вскоре Леонардо умер. На автопортрете (1510-1515гг.) седобородый патриарх с глубоким скорбным взглядом выглядел гораздо старше своего возраста.

Кло-Люсе, место смерти Леонардо

О масштабе и уникальности дарования Леонардо позволяют судить его рисунки, занимающие в истории искусства одно из почетных мест. С рисунками Леонардо Да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам, но и работы по теории искусства. Много места отдано проблемам светотени, объемной моделировке, линейной и воздушной перспективе. Леонардо Да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты и экспериментальные исследования в математике, механике и других естественных науках.

Работы Леонардо Да Винчи по анатомии человека Витрувианский человек Описание и зарисовки эмбриона человека

Изобретения Леонардо Парашют Автомобиль

Военная машина Чертеж летательного аппарата

Прожектор Военный барабан

Чертеж летательной машины Арбалет

Памятник Леонардо в Амбуазе Искусство Леонардо Да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры и науки, оказали огромное влияние на нее.

Спасибо за внимание!