Первый и последний президент ссср. политический портрет м.с


Введение

1. Михаил Сергеевич Горбачёв

1.1 Краткие биографические данные

1.2 Политический портрет М.С. Горбачёва

1.3 Оценка личности последнего лидера СССР

2. Политика Горбачёва

2.1 Внутренняя политика

2.2 Распад СССР

2.3 Некоторые результаты

Заключение

Список используемой литературы

Введение

90-е годы XX столетия вошли в историю тем, что Советский Союз потрясли события, которые разрушили одно из самых мощных государств мира.

Причины потрясений и распада великой страны будут предметом еще долгих дискуссий и исследований. Остается открытым и вопрос о способности России восстановить свою утерянную мощь, объединить вокруг себя собратьев по многонациональной семье, как это было в первой половине минувшего века.

Для чего люди идут в политику? Для одних это увлекательная, хотя и опасная игра в политическом театре, другие удовлетворяют свою страсть к власти, третьи думают о богатстве и привилегиях. Для многих политика - это служение державе, народу или идее. Для иных - просто служба. Иногда - это семейная традиция, иногда - призвание…

Как обычные люди становятся историческими личностями, что выделяет их из общего ряда? То, что отличает от остальных, - исключительные способности, энергия, честолюбие, жажда власти, приверженность идеалу, или, напротив, безоглядный цинизм, беспринципность, или то, что с ними связывает, - знание жизни, умение уловить и выразить настроение и надежды народной массы …

«Нет истории, есть биографии», - процитировал Ралфа Эмерсона президент Рейган, когда впервые принимал Михаила Горбачёва в белом доме в декабре 1987 года. Что имел в виду американский философ? Что историю надо изучать по именам и свершениям великих деятелей или, что у истории нет иного инструмента самовыражения, кроме человека и его поступков .

О М.С. Горбачёве до сих пор можно услышать полярные мнения. Одни ставят ему в заслуги мужество, умение взять на себя ответственность, другие обвиняют в развале СССР и негативных последствиях реформ (кризисе в экономике и политике), которые мы переживаем до сих пор. В моем реферате будут рассмотрены и те, и другие мнения.

Целью моего реферата является рассмотреть Горбачёва, как личность, и период его правления.

Для достижения поставленной цели я постараюсь решить следующие задачи:

1) знакомство с биографией Горбачёва;

2) изучение деятельности Горбачёва в период его правления;

3) рассмотрение политики Горбачёва и её результаты.

Я считаю, что тема моего реферата довольно актуальна. Так как она поднимает спорные, а также интересные, вопросы, такие как: виноват ли Горбачев в распаде СССР или нет?; Нужна ли была перестройка государства или нет?; Горбачев был «прожектором» перестройки или «князем тьмы».

1. Михаил Сергеевич Горбачёв

1.1 Краткие биографические данные

Генеральный секретарь ЦК КПСС, Президент СССР. С декабря 1989 г. - председатель Российского бюро ЦК КПСС.

Родился 2 марта 1931 г. в селе Привольном Красногвардейского района Ставропольского края в семье крестьянина. Отец 40 лет проработал сельским механизатором, в годы Великой Отечественной войны был на фронте - сапер, тяжело ранен. Мать также работала в колхозе. Русский. В 1955 г. окончил юридический факультет Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 1967 г. - Ставропольский сельскохозяйственный институт. Член КПСС с 1952 г. Трудовую деятельность начал в возрасте 15 лет механизатором машинотракторной станции. После окончания университета работал в Ставропольском крае: заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации крайкома ВЛКСМ, первый секретарь Ставропольского горкома ВЛКСМ, второй, а затем первый секретарь крайкома ВЛКСМ. В марте 1962 г. избирается парторгом крайкома КПСС Ставропольского территориально-производственного колхозно-совхозного управления, а в декабре того же года утверждается заведующим отделом партийных органов Ставропольского сельского крайкома КПСС. В сентябре 1966 г. избирается первым секретарем Ставропольского горкома партии, в августе 1968 г. - вторым секретарем, а в апреле 1970 г. - первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС. В ноябре 1978 г. избран секретарем ЦК КПСС. С марта 1985 г. - Генеральный секретарь ЦК КПСС. На внеочередной сессии Верховного Совета СССР 1 октября 1988 г. избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. 25 мая1989 г. на Первом съезде народных депутатов СССР избран Председателем Верховного Совета СССР. 15 марта 1990 г. на Третьем внеочередном съезде народных депутатов СССР избран Президентом СССР. Член Центрального Комитета КПСС с 1971 г. Делегат XXII, XXIV, XXV, XXVI, XXVII съездов и XIX Всесоюзной конференции КПСС. В ноябре 1979 г. избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. В октябре 1980 г. переведен из кандидатов в члены Политического бюро ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 8-11 -го созывов. В 1985 - 1988 гг. - член Президиума Верховного Совета СССР. В 1989 - 90 гг. - Народный депутат СССР. Награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьского Знамени, «Знак Почета» и медалями.

Жена - Раиса Максимовна, кандидат философских наук, более 20 лет преподавала в вузах, член президиума правления Советского фонда культуры. Дочь - Ирина, ее муж - Анатолий - медики, имеют двоих детей.

Увлечения: чтение художественной литературы, театр, кино, музыка, пешие прогулки .

1.2 Политический портрет М.С. Горбачёва

В политике, как говорил известный классик, важны объективные результаты деятельности политиков для миллионов людей, а не их субъективные намерения, мотивы деятельности (хотя учитывать их, знать о них правду тоже очень важно).

Каков главный, объективный результат деятельности М. Горбачева к моменту завершения его политической карьеры, т.е. к концу 1991 года? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, необходимо четко различать два аспекта этого результата: всемирно-исторический и конкретно-исторический.

Как это не парадоксально, но объективный результат деятельности М. Горбачева и его команды с точки зрения всемирно-исторической предельно ясен. К концу 80-х годов Горбачев гордо и с вызовом сказал, что никогда не будет президентом, участвующим в похоронах своего собственного государства. История, сделавшая его крупной политической фигурой, крепко наказала его за эти самоуверенные слова. Пламенная, но изменившая ему любовь к власти сделала Горбачева не только участником этих похорон, первым и последним президентом СССР, но объективно - главным «могильщиком» Союза Советских Социалистических Республик, второй (наряду с США) супердержавы мира. Таков был с всемирно-исторической точки зрения главный объективный результат всех его противоречивых «реформ». Хотя Печенев В. не сомневается, что в замыслах Горбачева развал Союза ССР не был, конечно, запланирован. А между тем, как справедливо отмечает доктор исторических наук А. Барсенков, распад СССР не только отбросил далеко назад все бывшие союзные республики, но и привел к сползанию страны из кризиса в пропасть .

1.3 Оценка личности последнего лидера СССР

В 1978 году, после неожиданной смерти Ф.Д. Кулакова на заседании Политбюро ЦК Л.И. Брежнев предложил избрать на место секретаря ЦК, ведающего вопросами сельского хозяйства, Горбачева. Возражений со стороны Политбюро не последовало. Состоявшийся вскоре пленум ЦК поддержал предложение Политбюро и избрал его секретарем ЦК КПСС. Та активность, с которой он начал работу в качестве Генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году, совершенно не проявлялась в прежней его ролях, на которых, он, как правило, отмалчивался. Активность М.С. Горбачева резко возросла в 1984-1985 гг. при Черненко. Уже тогда фактически сформировалась группа в руководстве партии, которая решила взять власть в свои руки. В эту группу вошел и Горбачев. Видя неизбежность кадровых перемен в связи с очевидной неизлечимой болезнью Черненко, они, используя свои возможности в аппарате ЦК и КГБ, фактически обеспечили избрание Горбачева на должность генерального секретаря ЦК КПСС по кадрам.

Эта группа, не имея достаточного опыта политической и организационной работы, понимала, что члены Политбюро, имеющие большой опыт работы были помехой в их честолюбивых устремлениях. Поэтому сразу после избрания Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК была развернута дискредитация с использованием средств массовой информации ряда товарищей, занимавших ответственные посты. Причем тогда еще не существовало понятия «гласность», и все публикации санкционировались, а зачастую организовывались в аппарате ЦК КПСС.

Не сумев ничего создать, эти деятели сумели все развалить, причем добились в этом грандиозных результатов. После трагического августа 1991 года стало ясно, что Горбачев и его сторонники выполняли определенный политический заказ на уничтожение коммунистической партии, великого социалистического государства, социализма и социалистической идеологии вообще. Полностью «талант» Горбачева раскрылся в момент необходимости принятия сложных, непопулярных решений. Шесть лет его руководства - это шесть лет предательства товарищей по партии, всех коммунистов, уничтожение великого государства, создававшегося не только в последние 70 лет, но и в течение веков, трудом многих поколений людей.

Когда расстреливали Чаушеску и травили больного Хоннекера, Горбачев ничего не сделал, чтобы остановить это. Предатель и трус - вот психологический портрет Горбачева. Сегодня, пережив трагедию уничтожения СССР, понимаешь, что много было сделано ошибок, что уставные принципы партии, фактически не менявшиеся с 30-х годов, позволили предателям и пустышкам типа Горбачева пролезть в руководство КПСС в карьеристских целях и уничтожить партию, государство .

Роль М. Горбачева - первого и последнего Президента СССР в нашей новейшей истории оценивается довольно противоречиво в трудах отечественных и зарубежных историков. Чаще всего встречаются два подхода: исключительно позитивная роль, где Горбачев выступает как великий реформатор и политик, положивший конец «холодной войне», противостоянию «СССР-США» и т.п., и второй подход, где мы обнаруживаем негативный взгляд на перестройку, распад СССР и где, соответственно, подчеркивается деструктивная роль М. Горбачева. Первый подход чрезвычайно популярен на Западе и в «либеральных» кругах российской интеллигенции новой волны, второй - более свойственен отечественным экспертам, ориентированным в целом на неприятие перестройки и российских реформ.

В литературе выдвинуто немало гипотез и о причинах распада СССР. Однако большинство авторов усматривают в этом скорее закономерность, чем случайность.

Мы постараемся дать свою собственную оценку личности последнего лидера некогда великой державы, его роли в распаде СССР и некоторых последствий сокрушительной трансформации советского общества, выразившихся, в частности, в обострении межнациональных конфликтов на территории практически всех бывших республик Советского Союза.

Анализ литературы позволяет предположить, что в этой области сложилось несколько мифов, глубоко закрепленных в сознании мирового сообщества усилиями СМИ, некоторых политиков и ученых.

Миф первый. М. Горбачев - политик, разрушивший советскую империю (где русский народ подавлял и угнетал другие народы). На самом деле Горбачев разрушил единое государственное и социально-экономическое пространство и положил начало череде межнациональных конфликтов. Что касается разрушения советской империи, то это даже терминологически не верно: СССР не был империей. Любая империя имеет чёткую структуру. Есть главная территория (метрополия) и подчинённые территории (колонии). Граждане метрополии и колоний сильно различаются в правах. Так, граждане колоний не принимают участия в выборах в органы власти всей империи и не участвуют в управлении империей. В СССР грузин Сталин (представитель так называемого угнетённого народа) в течение тридцати лет управлял Советским Союзом, чеченец Дудаев был генералом Советской Армии, а азербайджанец Алиев - членом Политбюро. Исторические факты, которые отрицать невозможно. Граждане всех национальностей в СССР имели примерно равные права и в руководстве страны были представлены очень многие национальности.

Миф второй. Распад СССР был неизбежен из-за экономических трудностей и заслуга Горбачева состоит в том, что он предотвратил полный крах советской экономической системы и провозгласил начало демократических преобразований. Если это так, то почему не распались Соединённые Штаты во время великой депрессии и Китайская Народная Республика во времена культурной революции? Экономические трудности ослабляют государство и усиливают действие прочих факторов, способствующих развалу государства, но сами по себе они не являются причиной развала страны. С этой точки зрения перестройка Горбачева запустила механизм экономического кризиса, в результате которого миллионы граждан бывшего СССР потеряли работу, жилище, сбережения и лишились даже тех немногих социальных благ, которые им гарантировала советская система. Демократизация, в конечном счете, обернулась долларизацией отечественной экономики со всеми вытекающими последствиями. Анализ этого процесса хорошо описан в книге М. Диченко «Жизнь без доллара, или либерализм на пороге III тысячелетия».

Миф третий. М. Горбачев позволил бывшим республикам СССР обрести независимость, которой они были лишены в СССР. К чему привела эта независимость хорошо известно. Страна потеряла огромную часть территории, распались экономические связи между субъектами хозяйственной деятельности, научными и культурными центрами, на просторах СНГ образовался правовой вакуум, границы новых государств превратились в фикцию. Кроме того, большинство независимых государств враждебно настроены в отношении России и к русскоязычной диаспоре в своих странах. Многие лидеры независимых государств предпринимают большие усилия для ослабления России и экономически, и политически. И это далеко не полный перечень последствий независимости.

Интересно, что сам М. Горбачев не считает себя «могильщиком» СССР и обвиняет в этом Б. Ельцина, который, в свою очередь обвиняет в развале Союза Горбачева. Тем очевиднее выглядят попытки снять с первого российского президента эту ответственность. Например, Р.И. Хасбулатов, стремясь реабилитировать Б. Ельцина, в 1992 году писал: «Беловежские соглашения о создании Содружества (СHГ) при всей их внешней спорности, возможно, при определенных юридических и конституционных недостатках и упущениях были логическим завершением свершившегося факта - это падение великой империи».

К исходу 80-х годов ХХ века горбачевская «перестройка» настолько расшатала Советский Союз, что вопрос о его дальнейшем существовании приобретал все большую проблематичность. В начале января 1990 года Черняев, ближайший помощник Горбачева, уже почти не сомневался в том, что Союз «начнет сокращаться. Прибалтика станет договорной частью Союза…» .

Чтобы дать объективную оценку личности М. Горбачева как Президента СССР и главное оценить его вклад в уничтожение Союза ССР, необходимо понимать, что советское общество в предперестроечный период характеризовалось глубокой раздвоенностью: вся политическая жизнь и осмысление политических и экономических реалий настоящего должны были осуществляться в соответствии с четко заданными идеологическими канонами; быт общества, включая его культурные запросы, был не только вне идеологии, он в значительной степени противостоял ее догматам .

К созданию нового политического и административного режима общество не было подготовлено. Революции не предшествовала своя «эпоха Просвещения». Интеллектуальная работа, которая шла в диссидентских кругах либо имела сугубо протестный характер, либо страдала явным утопизмом. Для профессионального осмысления путей переустройства советского общества в самом СССР условия так и не сложились. Однако они сложились на Западе. Именно западными идеологами была проработана доктрина расчленения Союза. А.И. Доронин, например, пишет: «…в соответствии с американским «Законом о расчленении России, установками З. Бжезинского в России с помощью американских спецслужб и их союзников запущен негласный механизм ее расчленения…». Эта доктрина была очень грамотно реализована чрез политическую, культурную и научную элиту СССР, через тех лиц, кто, так или иначе выезжал за рубеж, был хорошо информирован о скрытых процессах и проблемах внутри ЦК КПСС, имел основания не доверять «системе» или пострадал от нее. Многие из этих людей открыто выступали против «системы» и в дальнейшем стали идеологами перестройки и рыночных преобразований. Одним из первых реформаторов был Михаил Горбачев.

Достаточно сложно однозначно ответить на вопрос, что послужило главным мотивирующим фактором отказа Горбачева от советских ценностей и принятия западных. Однако, ясно, что идеи о переустройстве и изменении политического курса СССР возникли у секретаря ЦК КПСС не случайно. Более того, формировались они далеко за пределами Кремля.

25 декабря 1991 года М.С.Горбачев сложил с себя полномочия главы государства. С января 1992 года - по настоящее время - он Президент Международного общественного Фонда социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд, а также ряда других общественных организаций). Усилия Президента СССР были с лихвой вознаграждены Западом, о чем свидетельствует впечатляющий перечень его наград и премий, представленный на личном сайте «прораба» перестройки. Этот же перечень косвенно свидетельствует о тщательной проработанности процесса распада СССР и большом личном вкладе Президента СССР в эту миссию .

2 . Политика Горбачёва

2.1 Внутренняя политика

Летом 1985 года Горбачев взялся за решение вопросов ускорения научно-технического прогрессас упором на рост машиностроения, проведя на эту тему широкое совещание в ЦК КПСС. Однако и здесь дело ограничилось мероприятиями по созданию ряда организационных структур. Однако прогресс от этого не пошел быстрее.… Да и где деньги было взять? В вопрос финансирования уперлось и проведение провозглашенной на словах «активной социальной политики», начиная от намерений повысить заработную плату и кончая обещаниями выдать каждой семье по квартире или собственному дому к 2000 году.

В 1987-1988 годах были приняты важные законы о государственном предприятии и о кооперации в СССР. Однако работали эти законы плохо .

Стремясь повысить качество продукции, власти в мае 1986г. ввели госприёмку. Отделы технического контроля (ОТК) предприятий ранее подчинялись администрации. Да и самим контролёрам была невыгодна «излишняя» строгость при выявлении брака: они наряду с рабочими и инженерами могли лишиться премии из-за невыполнения плана.

Госприёмка стала отдельным ведомством, её работники не зависели от дирекции и не были материально заинтересованы в выполнении плана. К началу 1987г. госприёмка действовала на всех крупных промышленных предприятиях. Однако её эффективность оказалось значительно ниже ожидаемой. Выполнение планов существенно снизилось, упали заработки. Руководство предприятий поспешило найти контакт с новыми контролёрами, которые к тому же стояли на предприятиях на партийном учёте. Просуществовала госприёмка лишь два года.

В мае 1985г. появилось постановление ЦК КПСС и указ Президиума Верховного Совета СССР о борьбе с пьянством и алкоголизмом: «Партия и Советское государство ставят качественно новую, ответственную задачу большой политической значимости: единым фронтом, повсеместно создать обстановку нетерпимости к пьянству искоренить его».

Пьянство в стране действительно достигло критических пределов. По оценки МВД «злоупотребляли» алкоголем 37% работающих; только зарегистрированных алкоголиков насчитывалось свыше 5 миллионов человек. Реализация спиртного с 1970 по 1980г. возросла на 77%. В районах страны, особенно в сельской местности на Севере, пили даже женщины и дети, что вело к настоящему вырождению населения. Алкоголизм вышел на третье место в ряду причин смерти, привёл к росту преступности, особенно грабежей и уличного хулиганства. Мириться с этим злом было невозможно.

Постановление готовилось ещё при Андропове, но молва считала инициатором крутых мер Горбачёва и - особенно - Лигачёва. Пьянству была объявлена настоящая война. Виновных в «распитии» в общественных местах исключали из партии и комсомола, понижали в должности, лишали премий, отодвигали в очереди на жильё.

Резко уменьшилось число торгующих спиртным магазинов. Продажа водки, разрешённая прежде с 11 утра, теперь велась только с 14:00. Заводы, производившие вино и водку, перепрофилировались на производство соков и безалкогольных напитков. К 1988г. планировалось полностью прекратить производство дешёвых плодово-ягодных вин (в народе их называли «бормотухой»).

Антиалкогольная компания велась поспешно, прямолинейно и неумело. Только в 1985-1986гг. производство алкогольных напитков упало вдвое. Сокращение коснулось не только низкопробного «плодово-выгодного» зелья, но и высокопробных марочных вин. В Крыму, в Молдавии, на Дону вырубали виноградники, (общая их площадь сократилась на 30%), разрушали винодельческие предприятия. Пострадали не cтолько пьяницы, сколько люди, стремившиеся купить бутылку вина к празднику или семейному торжеству.

Огромные потери понёс бюджет: заменить доходы от реализации спиртного было нечем, поскольку обещания резко увеличить реализацию товаров народного потребления осталось на бумаге.

Попытки увеличить производство соков только ухудшали ситуацию: эта продукция была убыточна и требовала дотации. Недополученная прибыль составила в 1985г. - 60 млрд. рублей, в 1986г. - 38 млрд. рублей, в1987г. - 35 млрд. рублей, 1988г.- 40 млрд. рублей.

Из-за нехватки спиртного увеличилось самогоноварение. Из магазинов стал пропадать сахар, хотя производство его в 1985 - 1988гг. выросло на 18%. Нередко водку заменяли различные суррогаты (от одеколона до растворителя). Среди молодёжи стали распространятся наркомания и токсикомания. Социологические опросы показывали, что 80% граждан страны понимали необходимость борьбы с пьянством, но применявшиеся методы вызывали дружное неприятие. Горбачёв заработал ироническое прозвище «минеральный секретарь».

Нельзя оправдывать Горбачёва тем, что он не знал, что будет после «Указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом». Горбачёв вырос в русской семье и должен был понимать, что злоупотребление спиртным для неё характерно и «с наскока» проблемы не решить. Кроме того, именно продажа спиртного обеспечивала значительную часть доходов бюджета. На мой взгляд, это был неудачный шаг.

В какой-то степени это действительно был просчёт, но обвинение Горбачёва в недальновидности безосновательно. Не может человек всё предусмотреть. А результаты были: в первый же год сократилось потребление алкоголя, не было такого пьянства.

Начиная перестройку, Горбачёв главный акцент делал на подъёме духовности общества в том понимании, в каком он воспитывался и служил социалистической системе. Нетрудовыми доходами он считал всё, что произведено в негосударственной сфере.

Формально оно направлялось против дельцов теневой экономики. На практике же главными его жертвами оказались колхозники и горожане, выращивающие фрукты и овощи на продажу, кустари, уличные торговцы. В ряде мест власти с упоением крушили теплицы на приусадебных и дачных участках. А воротилы теневой экономики, коррумпированные чиновники, так и остались нетронутыми.

Трудно было делать первые шаги, и они, скорее всего, были спонтанными. Чтобы бороться с теневой экономикой, нужны силы, сторонники. В период проведения реформ эти силы только ещё консолидировались.

Вероятно, это были популистские реформы. После застоя любые нововведения воспринимались как существенные действия, направленные на изменение общества. Так Горбачёв зарабатывал политический авторитет.

Начиная реформы, Горбачёв не ставил задачей смену общественно-экономического строя, считал социализм вполне жизнеспособной системой. Он даже подчёркивал, что мы должны учит ься у Ленина вовремя переоценивать ценности, теоретические установки, политические лозунги. Поэтому не удивительно, что уже в апреле 1985г. был взят курс на ускорение, а затем - на усовершенствование политической структуры общества. Происходила нормальная эволюция взглядов.

Трудно начинать преобразования только отдельных сфер общества, это, в конце концов, ведёт к изменению всего общества. Горбачёв этого не учёл. Но он действительно был не только идеологом, но и прорабом перестройки, его реформы были не только теоретической разработкой, но и имели (удачное или нет - другой вопрос) практическое применение. А противоречивость продолжалась тем, что готовых-то рецептов не было.

Правы как сторонники, так и противники. Обстоятельно предусмотреть последствия взятого курса не так уж просто. Многие руководители привыкли мыслить в рамках десятилетиями складывавшейся командно-административной системы, не хотели перемен, не умели действовать самостоятельно. Шло противодействие реформе с их стороны. Реформы Горбачёва можно признать действительно мужественным шагом .

2.2 Распад СССР

К осени 1990 г. уже было очевидно, что после пяти с половиной лет перестройки Советский Союз вошел в новую стадию своей истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений со всем миром. Произошла подлинная революция умов, сделавшая невозможным возврат к прежнему состоянию. Тем не менее - и это было грозной опасностью для будущего предпринятого Горбачевым и его командой эксперимента по модернизации страны - не была решена ни одна из трех вставших после 1985 г. ключевых проблем:

Проблема политического плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизации;

Проблема создания рыночной экономики. Основные положения принятой российским правительством программы, окрещенной "Мандат доверия на 500 дней" и предусматривавшей приватизацию государственной собственности и освобождение цен, были обнародованы в прессе. Этот "План Ельцина" был представлен как программа, альтернативная более осторожному плану Рыжкова. Как бы то ни было, эта программа оказалось мертворожденной;

Проблема федеративного договора. В прессе был представлен первоначальный проект нового союзного договора, который предполагалось осенью представить на обсуждение полномочным делегациям республик. Тесно связанный с переходом к рыночной экономике, новый федеративный договор должен был расширить права республик, прежде всего заменив существовавшие центральные структуры и вертикальные связи прямыми отношениями горизонтального типа между республиками без посредничества центра. Но и здесь событиям было суждено опередить законодателей.

Эти проблемы господствовали в политических дебатах последнего года существования Советского Союза. Именно они послужили катализатором политического кризиса, который в декабре 1991 г. привел к распаду СССР и отставке Горбачева.

С точки зрения политического анализа год с осени 1990 до зимы 1991 г. делиться на три части:

Период до подписания Горбачевым, представлявшим союзный центр, и руководителями девяти республик документа, известного как "Заявление 9 + 1", в котором декларировались принципы нового союзного договора. Достигнутое принципиальное согласие было важнейшим условием прекращения все более обострявшегося конфликта между Ельциным, бесспорным лидером в лагере сторонников решительного продолжения реформ, и Горбачевым, желавшим сохранить хрупкое равновесие между реформаторами и консерваторами и соблюсти интересы центра перед лицом возраставших требований со стороны республик, добивавшихся самостоятельности, суверенитета и даже полной независимости. На фоне этого противостояния, и питаемая им, между парламентами России и Союза развернулась настоящая "война законов", парализовавшая всякую конструктивную деятельность, с каждым днем усугублявшая экономический кризис, неэффективность органов управления, особенно на местах, порождавшая все более очевидный "вакуум власти":

Период, отмеченный своего рода "перемирием", казалось установившимся в отношениях Ельцина и Горбачева, взаимно обеспокоенных падением авторитета какой бы то ни было государственной власти. Горбачев повел более тонкую игру, перестав систематически прибегать, как это проявилось во время январских событий в Вильнюсе, к использованию консервативных сил для создания противовеса Ельцину. Тем временем политическое и экономическое положение в стране настолько ухудшилось, что в августе стала возможной попытка консервативных сил осуществить государственный переворот;

Период после провала путча, когда поражение, нанесенное лагерю консерваторов, катастрофически ускорило распад Союза, привело к упразднению прежних государственных структур, включая КГБ, приостановлению деятельности и последующему запрет КПСС. Менее чем за четыре месяца на место прежнего СССР возникло новое и весьма неустойчивое образование: Содружество Независимых Государств (СНГ).

Горбачёв в целом действовал в рамках Конституции, хотя были и не конструкционные действия. Он действительно предпринимал попытки реорганизовать СССР. По его инициативе был проведён референдум, и 3/4 голосовавших высказалось за сохранение Союза. Но процесс выхода из Союза республик у же невозможно было остановить.

В апреле 1991г. было подписано Соглашение Президента СССР и представителей 9 республик о заключении нового союзного договора. Этот шаг, на мой взгляд, подтверждает стремление Горбачёва сохранить СССР .

2.3 Некоторые результаты

Ответ на вопрос «надо ли было начинать перестройку?» зависит от времени, когда он задан. В 2000 году, по опросам ВЦИОМ, 70% россиян считали, что не надо. В 1995-м 40% ещё были «за». В 1986-м реформы в стране поддерживали не менее 80% населения. Горбачёву ответ на этот вопрос требовалось дать в 1985. Собственно говоря, ради реформы его и выбрали.

Можно подвести некоторые, краткие конечно, объективные результаты деятельности «команды Горбачева» в конкретно-историческом аспекте за 5-6 лет ее правления.

В экономической сфере попытки ускорения научно-технического прогресса и эксперименты по трансформации госсоциалистической экономики в рыночно-социалистическую закончились провалом. Внешний долг СССР за 5 лет возрос более, чем вдвое. Экономико-финансовая система государства выглядела уже к началу 90-х годов явно и сильно подорванной, если не разваленной.

Это, естественно, негативно отразилось на социальной сфере , заметно ударило по уровню материальной жизни основной части населения. А когда к опустевшим полкам магазинов добавилась к лету 1991 года павловская «реформа», обесценившая за одну ночь копившиеся десятилетиями вклады всех граждан страны в сбербанках, негодование и паника населения, как тогда казалось, подошли уже к точке кипения.

Общественно-политическая жизнь страны, вкусившей первые плоды относительной гласности и свободы слова в этот период начинает переживать столь бурный расцвет, что кое-где начинает переходить за границы разумной демократии, «смахивая» в чем-то на анархию, общественный разлад, порождая к началу 90-х годов рост правонарушений, преступности, а в союзных республиках - рост национализма, сепаратизма, причем прямо сориентированного на разрушение Союза ССР. Так называемый «новоогаревский» процесс, начатый Горбачевым с целью заключения нового, трансформированного, приспособленного к реалиям дня союзного договора, чем дальше, тем больше вел в никуда. В самой атмосфере страны нарастает ощущение, что спасти Советский Союз может только чудо, а развалить может какая-то, что называется, последняя, но заметная капля. Такой «последней каплей» и стала совершенная 19 августа 1991 года попытка ряда высших руководителей СССР осуществить фактически госпереворот (ГКЧП), антиконституционный переворот, в целях спасения, как они думали, союзного государства и социалистического строя.

Противоречивыми представляются итоги деятельности «команды Горбачева» и в области международной политики . С одной стороны, активную политику разрядки международной напряженности, снижения уровня слишком дорогостоящего для хиревшей экономики страны военного противостояния с США и НАТО, общее улучшение политических отношений с Западом можно отнести в актив Горбачева. Этот актив сказался позитивно и на внутренней, духовно-нравственной жизни граждан, «открыв» для многих из них Запад, т.е. сделав наше государство более открытым обществом, без чего действительно демократическое развитие общества в принципе невозможно. С другой стороны, СССР стал катастрофически быстро терять союзников и экономических партнеров (Центральная и Восточная Европа, Ближний и Средний Восток, Африка и Латинская Америка). Внеся огромный вклад в развал военно-политической организации Варшавского договора, Горбачев не добился ответных шагов со стороны НАТО. Именно в это время СССР фактически стал терять статус супердержавы и из великой военно-политической державы стал быстро превращаться во второстепенное с социально-экономической точки зрения, хотя громадное по размерам государство с ракетно-ядерным оружием.

Словом, страна наша, безусловно, нуждалась и в экономических реформах, и в постепенной, разумной политической перестройке, не приносящих бед и невзгод людям, а, наоборот, улучшающих их социально-экономическое положение и духовно-нравственное здоровье. Горбачев взялся за решение этих задач, но осуществил их так, что, вернувшись 22 августа 1991 года из временного «фаросского заточения» в Крыму, он оказался, по собственному выражению «в другой стране», а точнее, в обвально, на глазах разрушавшемся Советском Союзе, правопреемнике тысячелетней Российской империи или Русского, Российского государства. Можно по-разному относиться ко всему, что происходило при Горбачеве, но трудно отрицать этот объективный итог политической деятельности его и его «команды».

Бесплодным оказалось и движение за «социальную справедливость ». Бесплодным потому, что вылилось это движение в борьбу со слишком «высокими» и «комфортными» дачами (но не членов руководства, а преимущественно рядовых граждан), а также с добротными, богатыми садово-огородными участками .

Заключение

Так всё же, был ли Горбачёв великим революционером-реформатором? Разве не он разрушил КПСС и Советский Союз? Он, конечно, хотя и не один. И именно разрушил, хотя и не всегда по доброй воле. Но он не столько направлял ход событий, сколько приспосабливался к нему, всё чаще делая вынужденные ходы. И в целом можно сказать, что политический плюрализм и рыночная экономика стали входить в жизнь страны не столько потому, что они соответствовали целям и замыслам Горбачёва, столько потому, что он осознал своё бессилие воспрепятствовать этому, невозможность предложить иную, лучшую альтернативу.

Горбачёв второй раз за всю советскую историю, хотя и по-своему, сделал то, что до него удалось лишь Сталину. Так же как Сталин, Горбачёв приобрёл необъятную государственную власть через власть над партийным аппаратом и благодаря его власти.

Итак, миссия, которую начал выполнять Горбачёв, миссия по реформированию государственно-административного социализма была, безусловно, великая. Но сил и способностей, а также характера и нравственных качеств для её разумного осуществления ему явно не хватило.

Я внимательно рассмотрела личность, политику и деятельность М.С. Горбачева и открыла для себя много нового.

Историческое достижение его политики - это зачатки гласности и демократии, без которых мы просто задыхались и нравственно тупели. Это не только более или менее чёткое признание общественного тупика, куда мы зашли к концу века. Это и свет в конце туннеля.

Сегодня очень много зависит от нас самих, какими бы словами мы не клеймили наше государство, в этом заслуга Горбачёва и многих из тех людей, которые пришли с ним, даже если они им и были, потом отброшены как отработанный материал.

В настоящее время личность единственного президента СССР как политического деятеля, думаю, еще не определена. Обсуждая эту тему с людьми, пережившем перестройку, невозможно остановить свой взгляд на каком-то определенном мнении, всегда возникают горячие споры и каждый по-своему прав.

Я считаю, что цель моего реферата достигнута, я рассмотрела М.С. Горбачёва, как личность и изучила период его правления страной.

Горбачёва будут вспоминать и поминать - одни восхваляя, другие, проклиная, - не только за то, что он сделал и на что отважился, но и за то, на что не решился и от чего удержался. Конец 20 века останется эпохой Горбачёва уже потому, что именно он подвёл черту под главным конфликтом столетия и, перевернув страницу истории, дал возможность писать её дальше с чистого листа .

Список используемой литературы

1. Грачёв А. Горбачёв. М., 2001

2. Гришин В.В. От Хрущёва до Горбачёва. М., 1996

3. Джузеппе Б. От СССР к России. М., 1996

4. Каппелер А. Россия - многонациональная империя: возникновение, история, распад. М.,1996

5. Печенёв В. «Смутное время» в новейшей истории России. М., 2004

6. Хасбулатов Р. Размышления спикера. М.,1992

7. Черняев А.С. Дневник помощника президента. М., 1991

Подобные документы

    История СССР через призму личностей ее политических вождей разных годов. "Оттепель" в годы правления Н.С. Хрущева. Л.И. Брежнев - "застойные годы". Ю.В. Андропов. Последний Генеральный Секретарь М.С. Горбачев. Первый президент России Б.Н. Ельцин.

    контрольная работа , добавлен 12.05.2008

    Путь к вершинам власти М.С. Горбачева. Победы и поражения Горбачева и их оценка отечественными и зарубежными историками и общественными деятелями. Внутренняя и внешняя политика первого и единственного Президента СССР. Горбачев в истории России.

    реферат , добавлен 15.12.2007

    Внутренняя и внешняя политическая обстановка в СССР в 80-90-х годах ХХ ст. Причины распада СССР. Беловежские соглашения и их оценка. Политические лица, принимавшие участие в подписании Беловежского Соглашения. Последствия встречи в Беловежской Пуще.

    реферат , добавлен 19.11.2007

    Анализ социально-экономического и политического развития СССР и России в 80-90-е годы ХХ века. Причины, которые побудили М.С. Горбачева начать процесс по внедрению "перестройки". "Период бурь и натиска" - новое видение современного мира. Распад СССР.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Демократизация общества, обострение национального вопроса и межнациональные конфликты. Выборы 1990 г. в союзных республиках. Разработка Союзного договора. Август 1991 года. Распад СССР и подписание Беловежских соглашений. Отставка М.С. Горбачева.

    презентация , добавлен 16.01.2013

    Внешняя политика М.С. Горбачева, заслуга в окончании войны в Афганистане и деле воссоединения Германии. Внутренняя политика перестройки и гласности, образование многопартийности в СССР. Провал перестройки как комплексной политико-экономической реформы.

    реферат , добавлен 17.11.2009

    Реформаторская деятельность Ивана IV Грозного: военная, земельная земская, губная реформы. Гражданская война в России: ее причины, основные этапы. Исторический портрет политического деятеля СССР М.С. Горбачева. Итоги проведенных им преобразований.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2017

    Деятельность Михаила Горбачёва на посту главы КПСС и государства. Масштабная попытка реформирования СССР ("перестройка"), закончившаяся его распадом. Ввод в СССР политики гласности, свободы слова и печати. Вывод советских войск из Афганистана (1989).

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Начало и развитие "холодной войны". Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг. История СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Политика "Нового мышления": начало разоружения, региональные конфликты, распад социалистических систем.

    реферат , добавлен 14.01.2009

    Причины и предпосылки изменения внешнеполитического курса СССР. Результаты деятельности Коминтерна. Отношение России со странами Дальнего Востока в начале 30 годов. Советско-англо-французские переговоры. Мюнхенское соглашение, сближение СССР и Германии.

Период с 1985 по 1991 гг. вошел в историю как время больших перемен, которые в итоге привели к распаду большого и могущественного государства. Высший пост генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году занял Михаил Сергеевич Горбачев, который в 1990 году был избран на пост президента СССР. После его прихода к власти был принят целый ряд реформ, направленных на изменение экономической ситуации в стране и сближение со многими мировыми государствами, в том числе и США. Весь этот процесс получил название "перестройка". Суть этих реформ и результаты, к которым они привели, попробуем рассмотреть в статье.

Социально-экономическая и политическая ситуация в СССР в средине 80-х годов XX века

В рамках начавшегося процесса демократизации были приняты законы, направленные на расширения свободы слова. В это время начинают появляться газеты, на страницах которых можно было найти критику действующей власти. За гражданами закреплялось право заниматься предпринимательской деятельностью. Впервые за всю историю существования страны была проведена реформа, в результате которой КПСС потеряла статус руководящей партии СССР. Это дало возможность создать многопартийную систему власти с равными шансами на победу любой из политических организаций. Генсек инициировал широкомасштабную программу по реабилитации политических заключенных, в результате которой было оправдано множество репрессированных граждан, в том числе и академик Андрей Сахаров.

Одним из самых радикальных решений Горбачева, направленных на изменение сформировавшихся устоев социалистического общества, было учреждения поста Президента СССР вместо Генерального секретаря ЦК КПСС. Был принят соответствующий закон и внесены поправки в конституцию, согласно которым на эту должность могли быть избраны граждане страны в возрасте 35-65 лет на срок 5 лет. Одна и та же личность не могла занимать этот пост более 2 раз. В выборах главы государства могли принимать участие все граждане Советского Союза, достигшие совершеннолетия. Но первый президент СССР был выбран не на всенародном голосовании, а решением политиков на III внеочередном Съезде народных депутатов, который состоялся в марте 1990 года.

Единогласно было решено утвердить на высшей должности страны Михаила Горбачева. Но продержаться долго на новом месте он не смог, и 25 декабря 1991 года ему пришлось сложить свои полномочия. А на следующий день было утверждено решение о прекращении существования самого большого государства планеты. В свете тех событий Горбачев вошел в историю еще как и последний президент СССР.

Внешняя политика

В процессе всеобщей демократизации были сделаны серьезные шаги на внешнеполитической арене, направленные на сближение и сотрудничество со странами Западной Европы и США. Была сформирована целая программа, имевшая название «Новое мышление». Она гласила, что мир не должен быть разделен на два враждующих лагеря, где конфликты решаются с помощью военной силы.

В новых условиях признавалась свобода выбора всех граждан. С этой целью было сокращено влияние компартии на правительства государств Восточной Европы. Это привело к возникновению восстаний, в результате которых было повержено социалистическое руководство во многих государствах Центральной и Восточной Европы. В ходе переговоров Горбачева с Рейганом было принято решение о сокращении ядерного потенциала обеих стран, в том числе и ракет среднего и ближнего радиуса действия. Это положило начало прекращению холодной войны. Нерешенным оставался вопрос с российскими войсками в Афганистане. Но в ходе переговоров с США было достигнуто согласие, на условиях которого американцы прекращали оказывать военную помощь моджахедам при условии вывода русского контингента с территории страны.

Итоги правления

Политическую деятельность Михаила Горбачева нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, он реформатор, который изо всех сил пытался вытянуть страну из застоя и наладить диалог с Западом. С другой, все принятые им решения были неэффективны и в результате ускорили распад СССР. Президент Горбачев так и не смог укрепиться на своей должности, а в народных массах он заслужил славу проамериканского политика, который уничтожил Советский Союз. Как бы то ни было, в историю Горбачев вошел как первый и последний президент СССР, который смог положить конец холодной войне.

Правообладатель иллюстрации AP

15 марта 1990 года III внеочередной съезд народных депутатов СССР избрал президентом страны Михаила Горбачева. Ему довелось отработать лишь треть установленного пятилетнего срока.

Съезд открылся 12 марта. Кроме учреждения поста президента, он внес в конституцию еще одно историческое изменение: упразднил 6-ю статью о руководящей и направляющей роли КПСС.

В прениях выступили 17 депутатов. Мнения варьировались от "Мы видим в президентской власти важный залог единства нашей федерации" (Нурсултан Назарбаев) и "Наша страна вырастила лидера мирового масштаба, автора нового политического мышления, лидера, выступающего за разоружение, за мир" (Федор Григорьев) до "Перестройка захлебнется президентством" (Николай Джиба).

Не будем играть в прятки, сегодня речь идет об избрании президентом страны конкретного лидера - Михаила Сергеевича Горбачева Александр Яковлев

"Попытка наспех, тут, на съезде, ввести пост президента есть грубейшая, тягчайшая политическая ошибка, которая многократно усугубит наши трудности, тревоги и опасения", - заявил сопредседатель Межрегиональной депутатской группы Юрий Афанасьев. Академик Виталий Гольданский возразил: "Мы ждать не можем, нужна реанимация, а не санаторное лечение".

Предложение запретить совмещение поста президента и лидера политической партии, поддержанное как радикальными демократами, так и ортодоксальными коммунистами, мечтавшими увидеть в роли генсека соответственно Александра Яковлева и Егора Лигачева или Ивана Полозкова, получило 1303 голоса и прошло бы, если бы речь не шла о конституционной поправке, для чего требовались две трети голосов.

14 марта состоялся пленум ЦК КПСС, выдвинувший кандидатом в президенты Горбачева. Ряд депутатов съезда внесли кандидатуры премьера Николая Рыжкова и министра внутренних дел Вадима Бакатина, но те отказались, и выборы оказались безальтернативными.

Мы торопились с избранием Президента. Но, может быть, избрав, не стоило сразу же здесь, на сцене Кремлевского Дворца, возводить его на этот пост. Следовало отложить это на один день, объявив, что торжественное действо состоится, к примеру, в Георгиевском зале Кремля. В присутствии депутатов, правительства, представителей трудящихся столицы, воинов, дипкорпуса, прессы газета "Правда"

Из 2245 депутатов (пять мест на тот момент были вакантными) в съезде участвовали ровно две тысячи. За Горбачева были поданы 1329 голосов (59,2% общего числа депутатов). 495 выступили против, 54 бюллетеня оказались испорченными. 122 человека не стали голосовать.

По предложению сменившего Горбачева на посту председателя Верховного Совета Анатолия Лукьянова избранный президент тут же принес присягу - выйдя на трибуну и положив руку на текст конституции, произнес единственную фразу: "Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции СССР, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР".

Зарубежная реакция была сугубо оптимистичной.

"Внеочередной Съезд народных депутатов Советского Союза совершил величайшие революционные преобразования в жизни советского общества, равных которым не было в России со времен революции 1917 года", - указывало японское телевидение. "Решения Внеочередного Съезда народных депутатов СССР закрепили, возможно, наиболее важные изменения в политической и экономической системе СССР с момента революции большевиков в 1917 году", - вторила Washington Post.

В темпе военной операции

Кому принадлежала идея введения поста президента, неизвестно.

Тема обсуждалась в СМИ с декабря 1989 года, но в порядке гипотез и дискуссий.

Помощник Горбачева Анатолий Черняев писал в воспоминаниях, что в январе 1990 года "архитектор перестройки" и секретарь ЦК Александр Яковлев под страшным секретом ему рассказал: как-то Горбачев зашел в его кабинет, расстроенный, озабоченный, одинокий. Мол, что делать? Азербайджан, Литва, экономика, ортодоксы, радикалы, народ на пределе. Яковлев сказал: "Надо действовать. Самое главное препятствие перестройке и всей вашей политике - это политбюро. Необходимо в ближайшее время собрать съезд народных депутатов, пусть съезд изберет вас президентом". И Горбачев согласился.

Решение о президентском правлении созрело так срочно, что решили пойти на созыв внеочередного съезда. Я такой срочности не понимал, так как после II Съезда народных депутатов, где этот вопрос даже не обсуждался, прошло лишь два с половиной месяца Николай Рыжков

Как бы там ни было, 14 февраля, неожиданно для всех, Горбачев озвучил идею на сессии Верховного Совета, а уже 27 февраля парламент постановил созвать внеочередной съезд. Времени на подготовку и общественное обсуждение, прямо сказать, отвели маловато.

Поспешность вызвала критику со стороны как левых, так и правых, подозревавших какой-то подвох и настойчиво, но безуспешно пытавшихся получить от Горбачева внятное объяснение, зачем это ему понадобилось.

Официальная версия, изложенная в проекте закона об учреждении поста президента и внесении соответствующих дополнений в конституцию: "В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР" никого не удовлетворяла. Можно подумать, у Горбачева прежде было недостаточно власти!

По мнению историков, ведущая причина лежала на поверхности: лидер хотел, оставаясь генсеком КПСС, ослабить свою зависимость от ЦК, который мог в любой момент собраться не пленум и поступить с ним, как в свое время с Хрущевым .

После избрания Горбачева президентом и отмены 6-й статьи уже не столько он нуждался в партии для собственной легитимности, сколько партия в нем.

Используя полномочия генсека, Горбачев как раз и укрепляет власть компартии. В том числе и власть ее над самим генеральным секретарем. Две идеи - отмена 6-й статьи и введение президентства - тесно связаны. Лишь получив всю полноту государственной, а не партийной власти, Горбачев может провести упразднение партийной монополии. Иначе он просто потеряет власть Анатолий Собчак

Поскольку КПСС утратила официальные властные полномочия, вакуум требовалось заполнить.

После событий в Тбилиси и Баку оказалось сложно выяснить, кто принимал решения использовать армию, и усилились разговоры о том, что нужен "человек, который за все отвечает". Впрочем, президентство не помешало Горбачеву уйти от ответственности за вильнюсскую драму.

Имелось еще одно практическое соображение.

По традиции, заложенной Леонидом Брежневым, генсек одновременно возглавлял высший представительный орган. Но, начиная с весны 1989 года, Верховный Совет перешел на работу в постоянном режиме. Председательствовавшему в нем Горбачеву пришлось проводить массу времени на заседаниях. Так же поступали другие члены руководства, всегда копировавшие поведение первого лица.

Призываю голосовать за президентскую власть и верю, что при этом условии будет социальная справедливость, национальная защищенность, в том числе и русского народа Депутат Иван Полозков, ортодоксальный коммунист

Естественно, это затрудняло управление страной. Да и в обществе возникал вопрос: кто же занимается делами, пока идут дебаты?

Между тем высказывалось мнение, что Горбачев по своему складу больше подходил для роли именно спикера, нежели главы государства. Манипулировать большой разнородной аудиторией и добиваться нужных ему результатов голосования он умел блестяще.

Анатолий Собчак в книге "Хождение во власть" отмечал, что при личном общении магия воздействия Горбачева была неотразима. "Поддайся этому обаянию, и ты начнешь действовать, как под гипнозом", - писал он.

Главная загадка

Основной вопрос, над которым по сей день ломают голову исследователи - почему Горбачев не пошел на всенародные выборы? Тем более, что это предусматривалось законом о введении поста президента, и лишь для первого случая сделали специальную оговорку.

Многие считают это роковой ошибкой. Как доказал впоследствии Борис Ельцин , всенародно избранного президента очень сложно законно отстранить от власти.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption По мнению ряда историков, Горбачев не хотел напрямую мериться популярностью с Ельциным

Избрание не гражданами, а депутатами сделало статус Горбачева недостаточно убедительным, поскольку легитимность самого съезда была подмоченной. Он избирался при 6-й статье, в отсутствие организованной оппозиции везде, кроме Москвы, Ленинграда, Свердловска и Прибалтики, треть депутатского корпуса составляли представители общественных организаций.

Одни историки предполагают, что Горбачев, даже при объективном преимуществе, испытывал мистический страх перед Ельциным, у которого как-то все получалось. Другие - что он пошел на поводу у номенклатурного окружения, в принципе не любившего прямую демократию и опасавшегося, что предвыборная кампания даст реформаторам дополнительную возможность пропагандировать свои взгляды.

В условиях политической и экономической нестабильности еще раз испытывать судьбу и идти на всенародные выборы - риск, и немалый Анатолий Собчак

В публичных выступлениях Михаил Сергеевич упирал в основном на то, что обстановка сложная, и страна без президента лишнего дня не обойдется.

"Они [депутаты-межрегионалы] тоже высказывались за президентство, но обусловили его такими оговорками и такими подходами, что можно надолго затормозить, если не похоронить этот процесс. Нельзя в создавшейся ситуации откладывать серьезные решения. Введение института президентства сегодня необходимо для страны", - заявил он на сессии Верховного Совета 27 февраля.

Позиция демократов

Считая в Принципе институт президентства прогрессивной по сравнению с нынешней формой государственного управления, вопрос о Президенте СССР и о процедуре его выборов нельзя решать наспех, без участия новых Верховных Советов республик, без развитой многопартийной системы в стране, без свободной прессы, без укрепления нынешнего Верховного Совета. Этот вопрос должен быть увязан с конституциями республик, с новым Союзным договором. Без этих непременных условий принятие решения о президентстве несомненно приведет к новому обострению отношений между Центром и республиками, к ограничению самостоятельности местных Советов и самоуправления, к угрозе восстановления в стране диктаторского режима Из заявления Межрегиональной депутатской группы

Сторонники перестройки и обновления по вопросу о президентстве Горбачева раскололись.

Одни продолжали видеть в нем единственный шанс и считали, что Горбачева надо поддерживать во всем, потому что он знает, что делает, и потому что иначе будет еще хуже. Точку зрения этих людей высказал в реплике с места на съезде не представившийся депутат: "Разве дело в том, что у нас нет продуктов? Самое главное, что мы нашли в истории такого, как Горбачев, человека чистого, какого нам больше не найти".

Некоторым просто импонировало слово "президент": вот, и у нас будет, как в цивилизованных странах!

Другие указывали, что этот термин ассоциируется не только с Америкой и Францией, но и с латиноамериканскими и азиатскими диктаторами, а главное, требовали всенародных альтернативных выборов.

"Я считаю, что только народ может принять соответствующее решение", - заявил в прениях на съезде член Межрегиональной группы Александр Щелканов.

Житель Зеленограда Шувалов в день открытия съезда объявил голодовку на Театральной площади "в знак протеста против избрания президента только депутатами".

Сторонником президентства Горбачева на выдвинутых им условиях был Анатолий Собчак, противниками - Юрий Афанасьев и Юрий Черниченко. Последний, в частности, опасался, что "мы вновь дадим себя облапошить; если депутаты не могут реально контролировать действия председателя Верховного Совета, то уследить за президентом тем паче не удастся".

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Одним из главных оппнентов Горбачев на съезде был депутат Юрий Афанасьев

Борис Ельцин, насколько известно, публично по данному вопросу не высказывался.

Собчак писал в воспоминаниях, что незадолго до кончины Андрея Сахарова пытался обсудить с ним перспективы президентства Горбачева, но академик интереса к теме не проявил, считая вопрос несущественным по сравнению с разработкой новой конституции.

Не новая идея

Нам надо отбросить страхи и уныние, обрести веру в свои силы и возможности. А они у нас огромные. Русский народ и все народы, объединившиеся с ним в великое многонациональное государство, сумеют возродить свою общую Родину. И обязательно добьются этого на путях перестройки и социалистического обновления Из речи Михаила Горбачева на съезде после избрания

Идея учреждения в СССР поста всенародно избираемого президента достаточно серьезно обсуждалась в прошлом: в ходе подготовки "сталинской" конституции 1936 года, в последние годы правления Никиты Хрущева и на заре перестройки.

Почему ее отверг Сталин, не вполне ясно. Уж ему-то 99,99% голосов были гарантированы, а всенародное изъявление поддержки "любимому вождю" можно было превратить в мощное воспитательно-пропагандистское мероприятие.

Хрущеву, по мнению исследователей, просто не хватило времени, а его преемники руководствовались отличавшим их глубоким консерватизмом и нелюбовью к нововведениям.

По свидетельствам знавших его людей, Леониду Брежневу во время зарубежных визитов нравилось обращение "господин президент", но узаконивать титул он не стал.

Третья попытка

В 1985 году "архитектор перестройки" Александр Яковлев предложил Горбачеву начать политическую реформу с партии и выдвинул развернутый план: устроить общепартийную дискуссию, по ее итогам разделить КПСС на две партии - реформаторскую народно-демократическую и консервативную социалистическую - провести выборы в Верховный Совет и поручить победителям формирование правительства.

Сейчас, как я наблюдаю, Горбачев нажимает на газ и одновременно нажимает на тормоз. Мотор ревет на весь мир - это наша гласность. А машина стоит на месте Олжас Сулейменов, депутат, казахский поэт

По замыслу Яковлева, обе партии должны были заявить о приверженности базовым ценностям социализма, вступить в альянс под названием Союз коммунистов, делегировать в состав его Центрального совета равное количество членов, а председателя совета выдвинуть совместным кандидатом на пост президента СССР.

Политическая конструкция, в которой две партии, соперничающие друг с другом на выборах, одновременно входят в некую коалицию с единым лидером, явила бы миру очередное "русское чудо". Вместе с тем некоторые исследователи полагают, что реализация "плана Яковлева" позволила бы плавно перейти к многопартийной демократии и избежать развала СССР.

Тогда Горбачев идею не поддержал. Через пять лет оказалось поздно.

Пиррова победа

Горбачев метался в поисках альтернатив, компромиссов, оптимального сочетания прежних и новых методов руководства. Были ошибки, просчеты, опоздания, просто нелепости. Но не в них причина начавшегося разложения общества и государства. Оно было неизбежно по самой природе уникального в мировой истории перехода общества, закомплексованного и развращенного долгой диктатурой, к свободе Анатолий Черняев, помощник Горбачева

Историки считают пиком политической карьеры Горбачева I Съезд народных депутатов в мае 1989 года, а избрание президентом - началом ее конца. Вскоре рейтинг лидера стремительно и необратимо пошел вниз.

То был последний кредит доверия, выданный обществом.

Консерваторы надеялись, что президентские полномочия нужны Горбачеву для "наведения порядка", демократы - для смелых реформаторских шагов. Когда не случилось ни того, ни другого, хотя он получил все, чего хотел, разочарование оказалось всеобщим и убийственным.

Сбылось предсказание, сделанное на съезде депутатом Теймуразом Авалиани: "Вы будете метаться туда и сюда, а в это время будет происходить то, что мы имеем сейчас".

Через 660 дней Горбачев ушел (точнее, был вынужден уйти) в отставку.

Михаил Горбачев родился в крестьянской семье в Ставропольском крае. В школьные годы подрабатывал в колхозе. Работа не помешала ему окончить школу с серебряной медалью и поступить в . Окончив с отличием юридический факультет, Горбачев в скором времени получил должность заместителя заведующего отделом агитации и пропаганды Ставропольского крайкома ВЛКСМ. Через несколько лет он продвинулся до должности первого секретаря крайкома ВЛКСМ, а позже — первого секретаря Ставропольского крайкома КПСС. В 1978 году был избран секретарем , а спустя 10 лет занял пост председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Михаил Горбачев стал первым и последним президентом СССР.

Эта должность была введена 15 марта 1990 года и упразднена 25 декабря 1991 года. Еще до вступления в должность Горбачев дал старт политике перестройки. Ряд реформ должен был ускорить социально-экономическое развитие страны. Планы реформ разрабатывались еще в 1983-1984 годах по поручению генсека ЦК КПСС . О необходимости реформ Горбачев заговорил в 1985 году на пленуме ЦК КПСС. «Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем», — отметил он тогда, а спустя два года перешел к осуществлению своих планов.

Целью реформ была демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя. К 2000 году планировалось удвоить экономический потенциал СССР. Одним из важных элементов перестройки стало введение политики гласности — теперь негативные стороны жизни общества открыто освещались. Стало более свободным творчество, публиковались многие запрещенные до этого произведения.

Однако к 1989 году перемены вышли из-под контроля властей.

Экономический рост замедлился, а в 1990 году и вовсе сменился падением. Резко упал уровень жизни населения, СССР охватили нищета, безработица и дефицит товаров. Не зная, чего ждать от будущего, люди уезжали за рубеж.

К 1991 году в СССР была легализована частная собственность и образованы валютный и фондовый рынки, философия внешней политики свелась к односторонним уступкам странам Запада. Союзные и автономные республики одна за другой заявляли о своей независимости. Они больше не выплачивали налоги в союзный и федеральный бюджеты, что еще сильнее расшатало экономику СССР. Золотой запас, в 1985 году составлявший 2500 тонн, уменьшился до 240, внешний долг увеличился с $31 млрд до $70 млрд (по другим данным — с $25 млрд до $104 млрд), курс рубля к доллару вырос почти в 150 раз.

За несколько дней до этого Горбачев встретился с , чтобы обсудить некоторые аспекты передачи власти.

25 декабря Михаил Горбачев выступил по телевидению с речью, в которой объявлял о своей отставке.

«Дорогие соотечественники, сограждане, — говорил он, делая паузы между словами. — В силу сложившейся ситуации с образованием Cодружества независимых государств я прекращаю свою деятельность на посту президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям... Я твердо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны. События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться.

Я покидаю свой пост с тревогой, но и с надеждой.

С верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Желаю всем вам самого доброго».

На записи видно, как волнуется Горбачев, слышно, как подрагивает его голос. После сказанного он несколько секунд сидит молча, то глядя в камеру, то отворачиваясь. Затем собирает разложенные на столе перед ним бумаги и снимает очки.

В тот же день Верховный Совет РСФСР постановил переименовать Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику в Российскую Федерацию.

«Незадолго до начала я пришла в кабинет к Михаилу Сергеевичу. Он был расстроен, но в то же время такой сосредоточенный», — вспоминала главный режиссер программы «Время» Калерия Кислова.

«Я одну ошибку допустил. Надо было до конца идти»,

— заявил Горбачев позже в одном из документальных фильмов о крушении СССР.

На следующий день новостью об уходе с поста президента пестрели заголовки множества газет.

«Горбачев уходит. Но след, оставленный им в летописи мира, не исчезает», — писала «Правда».

Сейчас Горбачев является президентом Международного фонда социально-экономических и политологических исследований. В 2008 году в интервью тележурналисту он сказал: «Но я вам скажу: все мы ошиблись еще три раза. Запоздали с реформированием партии. Второе — мы запоздали с реформированием Союза. А третье… Когда стало туго у нас, особенно после 1989 года, в 1990 году — когда вся страна в очередях оказалась и нам не хватало товаров для того, чтобы удовлетворить просьбы эти, когда у нас за итальянские туфли могли сломать в очереди… Надо было найти $10-15 млрд. Их можно было найти…» Также в других выступлениях на телевидении он настаивал на том, что перестройка победила и в годы его правления начались демократические реформы.

Михаил Горбачев получил около 70 различных наград, орденов и премий, в том числе — Нобелевскую премию мира в знак признания его «ведущей роли в мирном процессе, который сегодня характеризует важную составную часть жизни международного сообщества».