Активность как показатель профессионализма учителя. Определение уровня профессионализма преподавателя

На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:

1. уровень общей культуры;

2. психолого-педагогическая компетентность;

3. владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;

4. способности к целеполаганию и целеосуществлению;

5. способности к педагогической рефлексии;

6. способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

Исследование феноменологии профессионализма учителя показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя - профессионала. С другой стороны, профессионализм учителя - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально - важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога:



а) высокая гражданская ответственность и социальная активность;

б) любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

в) подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

г) высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

д) потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

е) физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом:

а) высокая культура и нравственность;

б) самоотдача;

в) благородство;

г) острое чувство нового;

д) умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к жизни в будущем;

е) максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством;

ж) общность идей и интересов учителей и учащихся;

з) творческое отношение к делу и социальная активность;

и) высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний;

к) принципиальность и требовательность;

л) отзывчивость;

м) эрудиция;

н) социальная ответственность и т.д.

Различают следующие позиции педагога: социальную и профессиональную.

Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентации. Профессиональная позиция - отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.

В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В «живом», реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру педагога.

Поэтому наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.

Гуманитарная культура педагога - это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентации и умений.

Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности. Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.

Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характеристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкций.

Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения.

Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.

1.3. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя

Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных особенностей. Индивидуализация, которую можно рассматривать как специфическую форму развития, является также способом приспособления человека к объективно заданной извне структуре трудовой деятельности. Процесс индивидуализации в труде педагога может иметь разные выражения: индивидуальные различия, индивидуальный стиль и индивидуальность.

Индивидуальные различия в педагогическом труде - отдельные эпизодические проявления особенностей выполнения данным человеком профессиональной деятельности, профессионального общения. Индивидуальные различия могут проявляться практически во всех сторонах труда: в выборе профессии и предмета труда, в выборе специализации, заданий и ситуации внутри профессии, в отношении к профессии и профессиональной мотивации, в выборе способов работы и т.д. Становление индивидуальных различий происходит в ходе включения, интеграции человека в систему общественных отношений, сравнения себя с другими людьми. Приобретая в результате процесса профессионализации устойчивый характер, индивидуальные различия могут способствовать становлению индивидуального стиля деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности - выражение взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности, обеспечивающее достижение определенного результата.

В структуре индивидуального стиля деятельности Евгений Александрович Климов выделяет два компонента:

1. «ядро» стиля включает качества человека, которые базируются на свойствах нервной системы и проявляются непроизвольно или без заметных усилий. В это ядро включаются две группы природных особенностей: одни благоприятствуют успешной деятельности, а другие мешают ее осуществлению.

2. «пристройка» к ядру включает в себя качества, которые вырабатываются человеком в результате сознательных или стихийных поисков; пристройка к ядру также включает в себя две группы особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие направлены на преодоление негативных качеств и имеют компенсаторный характер.

Индивидуальный стиль деятельности определяется природными, врожденными особенностями человека и прижизненно сложившимися качествами личности, возникшими в ходе взаимодействия человека с предметной и социальной средой. Эффективный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности, ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться. Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем, который обеспечивается как спецификой самой деятельности, так и индивидуально - психологическими особенностями ее субъекта. Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируют три основных фактора: индивидуально-психологические особенности педагога; особенности педагогической деятельности; особенности обучающихся. Индивидуально-психологические особенности учителя, формирующие стиль педагогической деятельности, включают индивидуально-типологические особенности, личностные и поведенческие особенности. Под особенностями педагогической деятельности понимаются как условия осуществления педагогом профессиональной деятельности, так и содержание дисциплины, курса, учебного материала. Особенности обучающихся, имеющие значение для стиля педагогической деятельности, определяются такими факторами, как возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д. В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающихся, эти особенности соотносятся также с характером взаимодействия, с характером организации деятельности, предметно-профессиональной компетентностью учителя и характером общения. Индивидуальность педагога - выражение неповторимости, самобытности личности человека в труде и его профессионального мировоззрения. Становление индивидуальности означает самоопределение способности к индивидуальному саморазвитию, самоотдаче своих способностей на благо других людей. Индивидуальность, целостность личности профессионала наиболее ярко проявляется тогда, когда она сочетается с высокой духовностью, гуманистической направленностью. Индивидуальность педагога является основным фактором формирования его авторитета у учащихся.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основные критерии профессионализма педагога дополнительного образования Выполнила Кобец Нина Ивановна Педагог дополнительного образования Красновишерск 2015 год

2 слайд

Описание слайда:

Дополнительное образование является необходимым компонентом современного общего образования, а на отдельных этапах процесса общего образования его ведущим компонентом. В отличие от специалиста в предметной области профессиональный педагог дополнительного образования в детских объединениях является подлинным субъектом педагогического образования, который ориентирован на развитие личностных качеств учащихся.

3 слайд

Описание слайда:

В соответствии со ст. 26 Закона РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства . В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение профессиональных качеств специалиста. Образовательными результатами повышения профессионализма является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

4 слайд

Описание слайда:

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

5 слайд

Описание слайда:

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии педагога дополнительного образования. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности.

6 слайд

Описание слайда:

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами: 1.Быть чутким и доброжелательным;понимать потребности и интересы детей;иметь высокий уровень интеллектуального развития;обладать широким кругом интересов и умений;быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;быть активным;обладать чувством юмора;располагать творческим потенциалом;проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

7 слайд

Описание слайда:

2.Особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности: способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт.

8 слайд

Описание слайда:

3.Желание работать, иначе - воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

9 слайд

Описание слайда:

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

10 слайд

Описание слайда:

Профессионализм педагога как способность (как качество) в изменяющихся социальных условиях удовлетворять и развивать образовательные потребности личности; способность к самообразованию и саморазвитию.

11 слайд

Описание слайда:

Критериальные характеристики профессионализма педагога дополнительного образования Рассматривая и оценивая профессионализм педагога, важно определить, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентации он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы вкладывает в свой труд.

12 слайд

Описание слайда:

Объективные критерии определяют, насколько педагог соответствует требованиям избранной профессии. К разряду объективных критериев относится высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного статуса в профессии, умение решать разнообразные задачи обучения и воспитания. Субъективные критерии: насколько профессия педагога соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в этой профессии, устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание ценностных оснований профессии, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности и др.

13 слайд

Описание слайда:

Получение диплома – это еще не признак профессионализма. Многие помнят, что выпускника вуза еще не так давно называли «молодым специалистом» определяя, так образом, его статус. Считалось, что ему еще требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу.Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации (а чаще – некоторой совокупности знаний, осведомленности в данной профессиональной сфере) – это необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.

14 слайд

Описание слайда:

Профессионализм представляет собой не статическое (единожды заданное, неизменное), а динамическое, непрерывно изменяющееся состояние человека. В динамике можно выделять следующие стадии развития профессионализма:

15 слайд

Описание слайда:

1. стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока;

16 слайд

Описание слайда:

2. стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев;

17 слайд

Описание слайда:

3. стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

18 слайд

Описание слайда:

Признаком профессионализма педагога является его готовность к творческому решению педагогических задач. В реальной педагогической деятельности трудно отделить норму от творчества. Способность к творчеству характерна не для всех педагогов. Это отличительное качество личности.

19 слайд

Описание слайда:

На становление профессионализма педагога влияет его владение основами научно и учебно-методической работы, методами и приемами изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями, методами формирования у учащихся навыков самостоятельной работы, мышления и развития их творческих способностей, методами эмоциональной саморегуляции.

20 слайд

Описание слайда:

Основными условиями развития профессионализма педагога дополнительного образования являются: · совершенствование содержания научно-методической деятельности, активизирующей мастерство и творческий поиск личности; · использование вариативных форм развития опыта педагогов по организации дополнительного образования детей, стимулирующего самообразование, самопознание и самореализацию личности; · формирование опыта по реализации педагогической диагностики результатов труда, обеспечивающего самоанализ и своевременную корректировку профессиональной компетентности.

22 слайд

Описание слайда:

Профессионального педагога дополнительного образования характеризует: широкая общая культура, основательная педагогическая и профессиональная подготовка, педагогическое мастерство, постоянная работа над собой, нравственность, авторитет и педагогический такт, творческий характер педагогической профессии. Успешность выработки индивидуального стиля в значительной степени определяет успешность профессионального становления преподавателя, его удовлетворенность трудом, рост его мастерства, объективную результативность его деятельности. Высшим уровнем профессионализма педагога дополнительного образования является педагогическое новаторство, которое включает в себя внесение и реализацию существенно новых, прогрессивных теоретических идей, принципов и методов в процессе обучения и воспитания. Уровень профессионализма практически полностью зависит от того, какие педагогические технологии он применяет в своей деятельности, насколько они современны.

23 слайд

Описание слайда:

Специалист в области дополнительного образования детей, кроме специфики своего вида деятельности, должен понимать соотношение задач различных типов и видов образовательных учреждений, видеть взаимосвязь дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования. Профессиональное становление требует знания основ психологии личности и социальной психологии, сущности и проблемы обучения и воспитания в УДО, культурологических принципов образования, влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий учащихся.

24 слайд

Описание слайда:

Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата.

Каждый человек за свою жизнь много раз побывал и в роли ученика, и в роли учителя. Поэтому профессия педагога – одна из важнейших в мире.Педагог – человек, который ведет ребенка.Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кулешова Ирина Сергеевна

социальный педагог ГБОУ НПО ПУ № 112 МО

Профессионализм педагога.

Каждый человек за свою жизнь много раз побывал и в роли ученика, и в роли учителя. Поэтому профессия педагога – одна из важнейших в мире. Педагог – человек, который ведет ребенка. Но сейчас педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т. е. вопросами воспитания, образования и обучения. Стоит обратить внимание на слово «профессионализм». Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально.

Какие же факторы больше всего влияют на успех педагога? Определенные способности (по Н. В. Кузьминой):

1) конструктивные (способность к проектированию личности, содержания, средств осуществления педагогических целей);

2) организаторско – коммуникативные (способность устанавливать взаимоотношения с воспитанниками);

3) гностические (способность приобретать и использовать знания).

В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:

1) обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая,

2) конструктивная и исследовательская:

3) организаторская и коммуникативная;

4) самосовершенствование.

Профессионализм учителя.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям

На уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации – необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы. Но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.

Говоря о фундаментальности педагогического образования, мы имеем в виду не только предметную область, но и область психолого-педагогическую, поскольку они неразделимы в подготовке учителя. Профессионализм учителя включает в себя, помимо разносторонних знаний, умений и навыков, такие важнейшие составляющие, как опыт и профессионально значимые личностные качества творческого плана. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», - писал выдающийся русский историк В.О. Ключевский. В нашей отечественной традиции образование понимается как двуединый процесс обучения и воспитания. Формирование готовности выпускников к осуществлению задач воспитания - это одна из первоочередных проблем. Мы знаем, насколько непроста сейчас морально-нравственная атмосфера в обществе. В условиях кризисов и катаклизмов, которые не раз переживало наше Отечество, именно учитель всегда становился главным оплотом и хранителем лучших духовных ценностей. А сегодня школа - один из немногих социальных институтов, уроки жизни в котором проходят все граждане нашей страны.

Требования к профессионализму современного педагога.

Начало школьного обучения становится стартом нового в развитии ребенка, на котором возникают новые взаимные формы сотрудничества со взрослыми, со сверстниками. Взаимоотношения школьника с другими людьми понимают как один из важнейших факторов его личностного развития, объединение их усилий с целью достижения общего результата. Особая роль этого взаимодействия принадлежит учителю. Педагог способствует сближению детей, созданию атмосферы для общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. От того, какой учитель, во многом зависит успешность и самореализация ученика в будущем.

Самой главной составляющей профессионализма является компетентность(способность к актуальному выполнению деятельности). А. К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности:

  1. Специальная или деятельностная характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
  2. Социальная характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества.
  3. Личностная характеризует владение способами самовыражения и саморазвития. Умение планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
  4. Индивидуальная характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

В динамике можно выделить четыре стадии развития профессионализма:

Допрофессионализм, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока.

Собственно профессионализм , когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз.

Суперпрофессионализм или мастерство – приближение к вершине профессиональных достижений.

«Послепрофессионализм», когда человек может остаться профессионалом в прошлом, а может оказаться советчиком, наставником для других специалистов.

Учитывая активную роль человека в процессе профессионализации можно выделить три критерия по Ю. В. Поваренкову:

  1. Профессиональная продуктивность характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально – профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют такие объективные показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности.
  2. Профессиональная идентичность характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развитие своего индивидуального ресурса. Оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой.
  3. Профессиональная зрелость свидетельствует об умении человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности

Выделим следующие компоненты профессиональной компетентности педагога:

Мотивационно – волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

Функциональный (от лат. – исполнение) проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

Коммуникативный (от лат. – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умение ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивный (обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиск личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствование мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.

Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер,

Какими хотят видеть нас родители и ученики?

Учебное заведение может привлекать абитуриента разными сторонами. Это может быть сам процесс приобретения знаний и навыков, который приводит к расширению горизонтов и жизненных возможностей ребенка. Это может быть чувство радости от пребывания в коллективе от общения со сверстниками. Это может быть волнение от общения с педагогом, открывающее для его духовного мира нечто новое.

Понятно, что педагог – именно та ключевая фигура, которая в период обучения занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль.

Каждый день, входя в класс, преподаватель или мастер становится объектом внимания. Впечатления об образовательном учреждении, сложившегося у подростков, часто остаются неизменными на всю жизнь. Уже превратившись в родителей, они рассказывают своему ребенку, про математичку, историка и физрука с теми самыми чувствами, которые сформировались еще тогда, в юношеские годы.

Отношения учителя и ученика, как правило, неравноценны. По праву «сильного» учитель всегда может высказать ученику (и высказывает) все, что он о нем думает. А вот ученику практически никогда не удается во всеуслышание заявить о своей «оценке» учителя.

Вот выдержки из сочинений детей образовательного учреждения Московской области: «Учитель как человек старший и более умный должен вести себя достойно, сдержанно, контролировать перепады настроения…чтобы был строгим и человечным, требовательным и мягким». « Я хотела бы видеть учителя добрым, приветливым, всегда в хорошем настроении». « Я думаю, что учитель должен быть строгим, образованным, справедливым, умным, хорошо знать свой предмет, быть внимательным к ученикам». «Я бы хотела, чтобы мой учитель был доброжелательным, аккуратным, терпеливым, мог поддержать в любых ситуациях, понять, общаться со всеми на одном уровне».

Исследование среди учащихся на данную тему приводят к выводу, что для ребят важно в педагоге:

  1. Доброта – 65 %
  2. Знание предмета – 25 %
  3. Внимательность – 24 %
  4. Понимание – 23%
  5. Вежливость – 17 %
  6. Ответственность – 16%
  7. Ум – 14%
  8. Строгость – 13 %
  9. Терпеливость – 11%
  10. Уравновешенность – 11%
  11. Опрятность – 7 %
  12. Культура – 8%
  13. Грамотность – 6%
  14. Честность – 5 %
  15. Скромность – 5%

На вопрос: « Что не должен делать современный педагог?» Были получены следующие результаты:

  1. Повышать голос – 78 %
  2. Оскорблять – 26 %
  3. Бить – 17 %

Таково мнение наших студентов относительно качеств идеального педагога. Но, как мы все знаем, идеального человека нет. Но в любом случае, учителю, как представителю творческой профессии, всегда есть к чему стремиться.

Эти результаты можно сравнить с официальными исследованиями А. Ю. Галкиной:

  1. Широкая эрудиция.
  2. Склонность замечать в людях доброе и хорошее.
  3. Преподавательское мастерство.
  4. Любовь к детям.
  5. Любовь к профессии.
  6. Умение доводить начатое дело до конца.
  7. Творчество в работе.
  8. Доброта, терпимость.
  9. Требовательность к детям.
  10. Коммуникативность.
  11. Использование нового, передового в работе.
  12. Скромность.
  13. Самостоятельность.
  14. Привлекательность.

Ученики и родители ожидают от педагога мудрых действий, умений разрешать различные ситуации спокойно и справедливо, отличных знаний, любви к детям и профессии.

Учителем может быть только тот, кто является личностью.

Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Социальная структура личности.

(по Г. Смирнову)

Учитель воспитывает в первую очередь своим предметом. Поэтому, заботясь об обновлении содержания образования, нельзя забывать о великой воспитательной роли таких школьных предметов, как русский язык, литература, история, изобразительное искусство, музыка. Им принадлежит важнейшая роль в формировании системы жизненных ценностей, центральное место в которой занимают патриотизм и гражданская ответственность, духовность и высокая общая культура. Это особенно важно сегодня, когда молодежь испытывает на себе агрессивное, разлагающее воздействие низкопробной массовой культуры. Но выполнить высокую миссию Учителя, «наставника разумного и сердечного», сможет тот, кто сам является личностью . Какой учитель нужен современной школе и что надо изменить в подготовке и переподготовке педагогических кадров, с тем чтобы они в большей степени отвечали запросам современного общества?

Система образования за последние годы серьезно изменилась. Она стала вариативной, учителя работают по различным программам, включая авторские; вводятся интегрированные, новые для школы курсы; действуют вариативные учебники; идет активная дискуссия о профильном обучении (хотя, как мы знаем, еще много неясностей даже с определением профилей, не говоря об их содержательном наполнении). От учителя требуются сегодня научно-исследовательские навыки, умение проектировать современный учебно-воспитательный процесс, владение современными средствами решения педагогических задач, умение строить содержание занятия в соответствии с целями.

Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности педагога:

Профессиональной направленности;

Профессиональной компетентности;

Профессионально – важных качеств личности.

Профессиональная направленность – это качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. Это качества: профессиональная позиция, ориентация, мотивы, призвание к педагогической деятельности, общественная активность, социальный оптимизм.

Профессиональная компетентность – это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно – воспитательные задачи, создавая условия для формирования личности другого человека.

Профессионально – важные качества – это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.

Реализация воспитывающей функции требует от педагога комплекса значимых качеств: идейная убежденность, долг, гражданственность, коллективизм, ответственность и социальный оптимизм.

Педагогика лишь наполовину наука, а наполовину искусство. Поэтому на первом месте – наличие педагогических способностей. Успех в воспитании каждого человека зависит от многих факторов и условий. Педагог выступает своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнять будучи разносторонне образованным человеком. Терпение и оптимизм – важнейшие профессиональные качества педагога. Еще одно качество связано с педагогическим общением. Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью.

П. Вайнцвойг предложил 10 заповедей творческой личности:

  1. Будь хозяином своей судьбы.
  2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
  3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
  4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
  5. Развивай свои творческие способности.
  6. Культивируй в себе смелость.
  7. Заботься о своем здоровье.
  8. Старайся мыслить позитивно.
  9. Сочетай свое материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Каким должен быть современный урок, чтобы говорить о профессионализме учителя?

  1. Высокая результативность.
  2. Высокий уровень познавательной активности учащихся.
  3. Развитие познавательных способностей и творчества учащихся.
  4. Высокий уровень культуры учебного труда.
  5. Самостоятельность учащихся в познавательной деятельности.
  6. Высокий организационно – методический уровень занятий.
  7. Индивидуализация процесса обучения.
  8. Рефлексия.

Идеал педагога – это сплав социального заказа общества и педагогическое кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии в видении себя в педагогическом процессе. Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учителя неповторимый и творческий характер


«Современные требования к профессионализму учителя»

(теоретические материалы к проведению круглых столов)

Одна из важных задач, стоящих сегодня перед педагогическими коллективами , – оценка качества образования. Качество образования включает качество всех процессов и качество результатов в образовании. Одним из важных факторов, влияющих на качество образования, является профессионализм учителя, так как от профессионализма учителя зависит большинство показателей качества образования. На деятельности учителя в конечном итоге замыкаются все проходящие в образовании изменения и реформы.

1. Показатели профессионализма учителя.

Профессионализм учителя складывается на основе целого ряда профессиональных компетентностей. В педагогической науке существует несколько точек зрения на содержание педагогических компетенций.

в качестве основных элементов педагогической компетентности выделяет следующие:

Специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся;

Психолого-педагогическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;

Рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.

выделяет 4 вида профессиональной компетентности: функциональная, которая характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать; интеллектуальная, которая выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей; ситуативная, позволяющая действовать в соответствии с ситуацией; социальная - предполагает наличие коммуникативных и интегративных способностей.


различает следующие виды профессиональной компетентности:

– специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

– социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

– личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

– индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.

По мнению, педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность - три основные стороны труда учителя.

Личность учителя определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и педагогическом общении. Педагогическая деятельность - это «технология» труда учителя, педагогическое общение - климат и атмосфера этого труда, а личность - ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя. Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя всех этих трех сторон. Каждая из сторон труда учителя включает следующие составляющие:

а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

Профессиональные знания учителя - это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др. В профессиональных знаниях учитель черпает эталоны для своего индивидуального профессионального развития.

Педагогические умения - это педагогические действия (воздействия) учителя. Как и всякие другие умения, педагогические умения - это действия, выполненные на достаточно высоком уровне. Педагогические умения образуют «техники» в труде учителя.

Профессиональные психологические позиции - это устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющие его поведение. Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, уровень профессиональных притязаний учителя, его отношение к тому месту в системе общественных отношений в школе, которое он занимает, и то, на которое он претендует. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией учителя, с осознанием смысла своего труда.

Профессионализм человека – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но и наличие психологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду, состояния его психических качеств. Поэтому в профессионализме выделяют две стороны: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т. д.) и состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства – знания, мыслительные операции, способности применяет).


Для оценки профессионализма необходимо использовать не один, а группы критериев (результативных и процессуальных, объективных и субъективных, качественных и количественных и др.).

1. Объективные критерии: насколько человек соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в социальную практику. В деятельности учителя объективным критерием может быть его возможность успешно решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями системы образования, запросами семьи учащихся.

Субъективные критерии: насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в профессии. В деятельности учителя субъективным критерием профессионализма может быть устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентации, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности, позитивное отношение к себе как профессионалу, отсутствие личностных деформаций. Учителя-профессионала характеризует сочетание достаточно высокой успешности труда и внутреннего желания оставаться в профессии.

2. Результативные критерии: достигает ли человек желаемых сегодня обществом результатов в своем труде. В понимании результатов труда учителя существует несколько точек зрения. Одни склонны считать результатом только знания учащихся, соответствие знаний стандартам образования, другие отмечают необходимость развития способностей учащихся, третьи считают результатом труда учителя адаптацию выпускника школы к последующей социальной жизни и др. Чаще всего главным результатом педагогической деятельности называют уровень образовательных достижений обучающихся. Однако возникает вопрос, насколько правомерно считать достижения обучающихся заслугой единственного субъекта - педагога? Как показывает опыт последних лет, школа – не единственное место, где учащиеся могут получить знания по предмету. Может ли учитель приписывать на свой счет «средний балл выше среднего» по результатам ЕГЭ или победы детей в олимпиадах и конкурсах, если учащиеся помимо уроков в школе занимаются еще с репетитором или в системе дополнительного образования по этому направлению? Этот же вопрос касается сферы воспитания: как определить при диагностике изменений уровня воспитанности ребенка, качеств личности и характера его личностных проявлений, что происходит благодаря умелому воздействию педагога, а в чем заслуга семьи, влияния социума, наконец, психофизиологических особенностей нервной системы ребенка? Особую проблему вызывает сложность выделения результатов именно педагогической деятельности, т. к. педагогическая деятельность тесно связана с процессами, протекающими независимо от педагога, во-первых, и, во-вторых, эти результаты не всегда заметны: часто они не проявлены, их нельзя «потрогать», потому что не все результаты выражаются в конкретном продукте. Поэтому к результатам деятельности учителя следует относить качество организации и управления деятельностью детей (обучающихся, воспитанников), уровень обеспечения (методического, информационного, технологического) педагогического процесса, профессиональные достижения педагога и динамику профессионального роста.

Процессуальные критерии: использует ли человек при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии. Например, в труде учителя, имеющего дело с психикой другого, взрослеющего человека, особенно велика роль процессуальных критериев. К процессуальным критериям отнесем все, что характеризует психологический процесс его труда – как работал учитель, какие использовал профессиональные знания и умения, приемы, техники, технологии, а также какие в процессе труда использовал личные психические качества (например, педагогическое мышление, педагогическую эмпатию, терпимость к непохожести другого человека и до.), какова психологическая цена результата в виде затраты и времени учащихся и учителя и т. д. Сочетание результативных и процессуальных показателей составляет необходимую характеристику профессионализма.

3. Нормативные критерии: усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли воспроизводить высокие эталоны профессии на уровне мастерства. Для учителя важно овладеть нормами профессии, тем, что накоплено в ней, а именно: разработанными в науке и апробированными в практике методическими приемами, средствами, формами обучения и воспитания. В труде учителя, как и в других профессиях, есть и определенные нормы общения (как принято общаться), нормы развития личности. Воспроизведение на хорошем уровне этих образцов труда составляет мастерство учителя.

Индивидуально-вариативные критерии: стремится ли человек индивидуализировать свой труда, самореализовать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии. Так, в учителе сегодня как никогда ценят самобытность, индивидуальность, неповторимость, наличие индивидуального стиля, оригинальность взгляда на окружающую действительность. Сочетание в деятельности учителя умения овладеть нормами в педагогическом труде и в то же время внести в их выполнение свою индивидуальность – важная грань профессионализма.

4. Критерии профессиональной обучаемости: готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей, проявляет ли профессиональную открытость. Учитель должен быть открыт для профессионального обучения, впитывать все новое, что накоплено в профессии. Закрытость для развития («нас не этому учили в педвузе») – признак низкого профессионализма.

Критерии творческие: стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию своим личным творческим вкладом. Для учителя важно иметь творческую направленность и предлагать свои находки, если только они способствуют психическому развитию учащихся и сохраняют благоприятный психологический климат в классе и в школе. Сочетание профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельных творческих поисков важно для характеристики профессионализма.

5. Критерии социальной активности и конкурентноспособности профессии в обществе: умеет ли человек заинтересовать общество результатами своего труда, привлекать внимание к насущным потребностям профессии при внутреннем профессиональном локусе контроля, когда причины низкой эффективности профессии человек ищет внутри, в рамках самой профессии. Учителю сегодня важно убедить общество в значимости результатов своего труда, уметь вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг, показывая преимущества своих методов и форм работы.

Критерии профессиональной приверженности: умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.

6. Критерии качественные и количественные: для всякого специалиста, в том числе и учителя, важна оценка его профессионализма как в параметрах качества (например, глубина, системность знаний, сформированность учебной деятельности , мыслительных операций учащихся), так и в количественных показателях (баллы в рейтинге, категории и др.), ибо количественные показатели дают определенную возможность сопоставления (классов, школ), хотя их роль нельзя и преувеличивать. Учителю важно не бояться участвовать в профессиональных испытаниях, результатом которых является дифференцированная (качественная и количественная) оценка его профессионализма.

С учетом названных критериев профессионалом можно считать учителя, который:

– успешно решает задачи обучения и воспитания, достигает необходимого уровня профессиональных личностных качеств, знаний и умений;

– личностно расположен к профессии, мотивирован к труду в ней, удовлетворен;

– достигает желаемых сегодня обществом результатов в развитии личности учащихся;

– использует приемлемые в демократическом обществе способы, технологии;

– осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней и вместе с тем стремится индивидуализировать свой труд, осознанно развивает свою индивидуальность средствами профессии;

– открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта, изменения, в то же время обогащает опыт профессии за счет личного творческого вклада;

– социально активен в обществе, ищет резервы решения проблем внутри профессии, не боится попадать в условия конкурентности образовательных услуг;

– предан педагогической профессии, стремится поддерживать даже в сложных условиях ее честь и достоинство, профессиональную этику;

– готов к качественной и количественной оценке своего труда, умеет сам это сделать, готов к дифференцированной оценке своего труда в баллах, категориях, спокойно относится к участию в профессиональных испытаниях, тестах.

Виды профессиональной компетентности

Показатели профессионализма

Специальная компетентность

– понимание предназначения, миссии данной профессии;

– избрание некоторой деятельности постоянным занятием, обращение этого занятия в профессию;

– овладение нормами профессиональной деятельности, высокая эффективность;

– достижение высоких результатов, стабильность результатов;

– профессиональное мастерство;

– владение несколькими видами профессиональной деятельности в рамках профессии;

– профессиональное сознание (осознание максимального числа признаков профессиональной деятельности – предмета, средств, результата труда);

– профессиональное мышление, профессиональная интуиция, самостоятельность в решении профессиональных проблем;

– оптимальная психологическая цена результата, отсутствие усталости и перегрузки.

Социальная, коммуникативная компетентность

– овладение нормами профессионального общения, этическими нормами профессии;

– направленность профессиональных результатов на благо других людей, духовное обогащение других людей средствами своей профессии;

– социальная ответственность за последствия своих поступков;

– умение сотрудничать, вступать в контакты, легкая совместимость;

– гибкая смена социальных ролей в профессии;

– готовность к изменениям, умение воздействовать на процессы изменения в межличностных отношениях;

– конкурентноспособность, умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессиональной деятельности;

– соответствие профессионального должностного статуса (места среди других) индивидуально-личностным качествам.

Личностная компетентность

– устойчивая профессиональная мотивация, направленность на сохранение верности своей профессии;

– наличие позитивной Я-концепции, самоценность;

– творческая установка, сознательное профессиональное творчество;

– осознанное духовное обогащение, изменение себя средствами профессии;

– обогащение профессии средствами своего творчества;

– приспособление себя к профессии и профессии к себе;

– гибкое компенсаторное приспособление;

– преобладание положительного эмоционального настроя;

– индивидуальность в профессиональном труде;

– удовлетворенность профессиональным трудом.

Индивидуальная компетентность

– целостное профессиональное самосознание, знание профессиограммы своей профессии;

– принятие себя как профессионала;

– постоянно углубляющийся процесс профессионального самопределения;

– саморазвитие профессиональных способностей;

– самопроектирование, самоэкспериментирование, построение собственной стратегии профессионального роста, построение и реализация сценария своей профессиональной жизни;

– согласованность между мотивационной и операциональной стороной деятельности;

– профессиональная обучаемость;

– опора на прошлый профессиональный опыт, преемственность;

– возрастание индивидуализации и относительной автономии по мере профессионального роста;

– обращенность результатов своего индивидуального профессионального развития на благо общности людей, других людей.

2. Оценка профессионализма учителя.

Оценка профессионализма учителя производится многими субъектами: самими педагогами, руководителями образовательных учреждений, органами управления , родителями. Следует отметить, что критерии оценки зачастую относятся к тем результатам деятельности учителя, за которые педагог не может в полной мере нести профессиональную ответственность. Как отмечалось выше, точка зрения, при которой результатом педагогической деятельности считается уровень образовательных достижений обучающихся, представляется не вполне корректной по нескольким причинам:

В процессе воспитания, развития, обучения ребенка принимают участие не только педагоги, но также родители, сам ребенок, оказывает воздействие окружающая среда и социум. Выделить степень влияния конкретного педагога очень сложно.

Результаты деятельности учителя, понимаемые как достигаемые посредством воспитания изменения в личности ученика, отсрочены во времени, и, поэтому, непосредственно в ходе осуществления педагогической деятельности, не могут быть точно зафиксированы.

Компетентный учитель, хорошо знающий свой предмет, не всегда способен передать свои знания обучающимся. В оценке профессиональной деятельности учителя необходимо выявить, насколько уровень компетентностей педагога предопределяет высокие достижения обучающихся.

Таким образом, для определения уровня профессионализма учителя целесообразно выявить оптимальность процесса подготовки, организации и осуществления педагогической деятельности и анализировать те результаты, за достижение которых педагог способен нести профессиональную ответственность. Такими результатами являются:

Качество организации деятельности обучающихся;

Обеспечение педагогического процесса (уровень методического, информационного, технологического оснащения педагогического процесса, создание комфортных психологических условий);

Профессиональные достижения учителя и динамика профессионального роста.

См. , Реан педагогической деятельности. – СПб, 1993.

Кричевский директора школы - Проблемы повышения квалификации руководителей школ. - М.: Педагогика, 1987. С.67

Маркова профессионализма. - М.: Знание, 2004.

См. Маркова труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

См. Маркова профессионализма. - М.: Знание, 2004.

Особенности педагогической деятельности:

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Среди этих факторов - методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

Профессиональный педагог -- это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: адаптивную и гуманистическую («человекообразующую»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, психологической подготовки. Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Сущность педагогического профессионализма:

На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:

  • 1. уровень общей культуры;
  • 2. психолого-педагогическая компетентность;
  • 3. владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;
  • 4. способности к целеполаганию и целеосуществлению;
  • 5. способности к педагогической рефлексии;
  • 6. способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

Исследование феноменологии профессионализма учителя показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя - профессионала. С другой стороны, профессионализм учителя - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально - важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога:

  • а) высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • б) любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
  • в) подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
  • г) высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
  • д) потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
  • е) физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.

Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности. Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.

Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характеристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкций.

Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения.

Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога.