Урок налоговой грамотности в школах. Публикация педагога на тему Урок налоговой грамотности

Определяем тему урока «Это является одним из важнейших признаков любого государства. Многие исторические события начинались в результате конфликтов из-за них. По словам Н. Тургенева: «Они, определительней сказать, дурные их системы, были одною из причин как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши…» Определяем тему урока Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775-1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о нём?» Определяем тему урока НАЛОГИ

Цели урока:

  • образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;
  • развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;
  • воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
Слова для справки:
  • платежи
  • имущество
  • доходы
  • государство
  • общество
Что такое налоги Налоги – периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона периодическая, законом, часть, государства, принудительный. Признаки налога: 1) Налог – это........ доходов граждан и предприятий. 2) Носит......... характер. 3) Выплата - .......... 4) Выплата в пользу......... 5) Определяется.......... Необычные налоги в России Император России Петр I, ввел массу своеобразных налогов: со свадеб, с русского платья, погребной, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с мельниц, с найма домов, сапожный, шапочный, с печей, арбузов, орехов, с продажи съестных припасов, ледокольный и даже за глаза! Необычные налоги в России При Петре I был введен «Бородовой знак» - металлический жетон с надписями: на одной стороне - «Деньги взяты», на другой: «Борода - лишняя тягота». Налог на воробьёв в немецком городе Вюртемберг. Необычные налоги других стран Самый ужасный налог в истории взимался в течение 21 года, завоевателем Пешавара (Пакистан). Он состоял из сотни отрезанных человеческих голов в год. Необычные налоги других стран Во времена правления британского короля Уильяма III был введен налог на дома, в которых было больше шести окон.

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются:

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.
Плательщики налогов:

Плательщики налогов

Физические лица (граждане)

Юридические лица (организации)

Структура налога:

  • Объект налога (база)
  • Ставка налога
«И повелел фараон поставить над землёю надзирателей и собирать семь лет изобилия пятую часть всех произведений земли Египетской». (Ветхий завет. Книга Бытия, 41,38)

База: произведения (дары) земли

Ставка: 5 часть всех произведений земли

Определите базу и ставку налога Петром I была введена подушная подать: каждая «мужская душа» (мужчины от рождения до смерти) была обязана ежегодно платить в казну 74 копейки.

База: численность мужчин

Ставка: 74 коп. с каждого мужчины

Определите базу и ставку налога В 2002 году в России введен налог на добычу полезных ископаемых. За добычу 1 тонны нефти в казну уплачивается 419 рублей.

База: количество добытой нефти

Ставка: 419 рублей за 1 тонну

Определите базу и ставку налога При Петре I купец, не желавший брить бороду, должен был уплатить в казну сумму равную 100 рублям в год.

База: число бородачей

Ставка: 100 рублей с бороды

Сроки уплаты налогов Куда поступают налоги?

Государственный бюджет- расходы

Школы, больницы, детские сады, детские дома

Организация отдыха

Пенсии, заработные платы

Работа в группах. Проверка д/з. А теперь представим ситуацию, что в нашем городе наши законодатели решили ввести новый налог - сбор с владельцев собак. Первая группа выступит от имени местных законодателей с инициативой введения этого закона. Ваша речь должна быть краткой, убедительной и начинаться словами: "Мы, депутаты городского совета, считаем, что нужно ввести сбор с владельцев собак, потому что...."

Вторая группа будет выражать интересы владельцев собак и обосновывать почему вводить налог не нужно: "Мы, владельцы собак, считаем, что..."

Третья группа выступит от имени остальных жителей города . Ваши высказывания должны начинаться словами: «У меня собаки нет, но я считаю, что…"

Подведём итоги

  • В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно.
  • Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали?

Выразите своё отношение к налогам, используя цветные стикеры

Розовый: налоги нужно

платить всегда, так как это соблюдение законов государства

Зелёный: нужно платить

только справедливые налоги

Жёлтый: налоги вообще не нужно платить

Домашнее задание

  • Закончите сказку: «Один правитель очень хотел понравиться своим подданным и придя к власти объявил об отмене всех налогов. Обрадовались люди, стали хвалить правителя, но тут…»
  • Набрать текст в MWord, форматировать в виде доклада, распечатать.

Слайд 2

Цели:

1)Образовательные: -Познакомить учащихся с имущественными налогами и налогообложением физических лиц и их ролью в формировании бюджетов муниципалитетов. 2)Развивающие: -Расширение кругозора школьников, обогащения их словаря понятиями из сфер налогообложения, экономики, права. -Развитие творческих способностей учащихся, выявление индивидуальных умений личности. 3)Воспитательные: -формирование положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Слайд 3

Ход урока.

Организационный момент! Задание: учащиеся должны определить какое слово пропущено. 1)Не платит ____ только медведь в берлоге: он не ест, не пьет, только лапу сосет. 2)____ платятся, и жизнь в гору катится. 3)____ - нервы государства.(Цицерон) 4)____ для государства то же, что паруса для корабля.(Екатерина II Великая) 5)Требовать уничтожения ____ значило бы требовать уничтожения самого общества.(Н. И. Тургенев) 6)____ для тех кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.(А. Смит, английский философ и экономист)

Слайд 4

Тема нашего урока «Налоги»

Налоги - это регламентированное законом изъятие части денежных средств юридических и физических лиц в пользу государства на условиях обязательности, индивидуальной безвозмездности, обеспеченное государственным принуждением, но не являющееся при этом наказанием. Налоги – обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий. Они устанавливаются законом. Государственный бюджет – свод доходов и расходов государства принимается органом власти, имеет силу закона. Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

Слайд 5

Налоги в нашей стране взимаются:

С доходов(прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг); -с имущества, передачи имущества; -с юридически значимых действий; -с ввоза и вывоза товаров за границу.

Слайд 6

Классификация налогов.

1)По субъектам (плательщицам) – налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц, налоги с юридических и физических лиц. 2)По характеру использования – налоги общего значения, целые налоги. 3)По форме возложения налоговой бремени – прямые и косвенные налоги. 4)По территориальному уровню – федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги и сборы.

Слайд 7

Особое место в налоговом праве отводится вопросам контроля за обеспечением законности в сфере налогообложения. В зависимости от вида и характера правонарушения различают виды правовой ответственности: административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную (финансовую)

Слайд 8

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы. Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Особое место в налоговом праве отводится вопросам контроля за обеспечением законности в сфере налогообложения. В зависимости от вида и характера правонарушения различают виды правовой ответственности: административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную (финансовую)

Слайд 9

Вопросы:

Почему люди не любят платить налоги? Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги? Какие налоги вы ввели бы в родном городе, районе, чтобы улучшить там жизнь?

Слайд 10

ФИНАЛ!!!

Составили ли вы свое мнение о налогах?

Слайд 11

Проведем тестирование.

I.Обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий – это 1)Налоговая политика 2)Налоги 3)Налоговая система 4)Налоговый кодекс II. Совокупность налогов, налоговое законодательство способы исчисления и формы сбора налогов методы налогового регулирования и контроля – это 1)Налоговая политика 2)Налоги 3)Налоговая система 4)Налоговый кодекс III.Какая функция налогов позволяет наполнить государственный бюджет, что бы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом? 1)Распределительная 2)Фискальная 3)Социальная 4)Стимулирующая IV.Какая функция налогов связана с использованием налоговых льгот? 1)Распределительная 2)Фискальная 3)Социальная 4)Стимулирующая V.К какому виду налогов относится налог на наследство? 1)Распределительная 2)Фискальная 3)Социальная 4)Стимулирующая

Посмотреть все слайды

Цель урока: формирование экономической грамотности и позитивнойгражданской позиции обучающихся.
Задачи урока:
1.Сформировать у обучающихся знания о видах налогови системе налогообложения.
2. Способствовать развитию уобучающихся познавательного интереса.
3. Создать условия для развития их творческих способностей и самостоятельности в обучении.

План-конспект урока

1. Приветствие учителя.
Мотивационный этап урока.
Учительначинает урок с фрагмента теленовостей.
Слайд № 1 Видео «Фрагмент теленовостей».(Примечание:представлен фрагмент новостей телеканала НТВ о расселении из ветхого жилья на Камчатке. Президент РФ В. В. Путин говорит о наличии денежных средств в стране и приоритете их расходования)
Учитель: «Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович говорит о том, что деньги в стране есть. Как вы думаете, о каких деньгах говорит президент? Откуда поступают деньги в государственный бюджет? На что расходуются эти деньги? На все этивопросы мы должны с вами найти ответы на нашем сегодняшнем уроке. Сегодня я приглашаю вас вступить в клуб Грамотных налогоплательщиков».
Слайд № 2 . (Тема урока)
2. Этап целеполагания . Учитель предлагает обучающимся ответить на ряд вопросов и исходя из них сформулировать цель и

задачи урока «Как вы считаете, кто такой грамотный налогоплательщик? Что он должен знать и уметь?»
3. Актуализация проблемы .
Слайд 3: «Современный мир, цивилизованное общество, человеческий опыт на сегодняшний день не знает более эффективного способа собираниягосударством денежных средств, чем налоги.
Налогии сборы: почему их нужно платить? История может дать нам лишь один ответ: в истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств.
Налоги появились задолго до современных нам государств, они взимались в Древней Грециии Риме, на Руси, во всех европейских государствах.
Давайте разберемся, что же такое НАЛОГ».
4. Слайд 4: перечень существительных, непосредственно связанных с понятием «налог». Учитель формулирует для групп задание: из приведенных на слайде 4 существительных составить определения налога. Группы представляют свои варианты. Учитель формулирует определение налога, которое дает налоговый кодекс:
Налоги - периодические принудительные платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.
5. С помощьюучителя обучающиеся называют признаки налога, которые можно выделить из определения.

На Слайде 5 отображены основные признаки налога:
Является периодической выплатой.
Является частью доходов граждан и предприятий.
Взимается в пользу государства.
Носит принудительный характер.
Объем выплат определяется государством.
6. Слайд 6. Учитель дает классификацию налогов исходя из объекта налогообложения: «Современное налоговое законодательство дает много классификаций налогов, рассмотрим классификацию исходя из объекта налогообложения ».
7. Учитель подводи тпромежуточный итог урока, предлагает обучающимся выполнить практическое задание: «Существует много разновидностей налогов, и сейчас я предлагаю Вам совершить путешествие и посмотреть какие же еще налоги
взимались/ взимаются сейчас в различных странах мира».
Входе фронтальной работы с классом выполняется практическое задание: соотнесение страны и взимаемого налога.
На Слайдах 7,8 (анимированные) представлены стилизованные изображения объекта налогообложения и страны (при нажатии на клавишу мыши появляется стрелка соединяющая изображение и страну). Учитель комментирует, почему в различных странах взимаются столь необычные налоги. Египетские исполнительницы танца живота являются пятым по значимости источником пополнения государственной казны, 900 млн. египетских фунтов (264 млн. долларов США) - сумма ежегодно уплачиваемого ими подоходного налога. Опережают их только использование Суэцкого канала, туризм, экспорт нефти и хлопка. «Гипсовый налог» платят в Австрии горнолыжники при каждом спуске с горы. Полученные средства передаются австрийским клиникам. Согласно статистике, в Австрийских Альпах ежегодно получают травмы около 150 тыс. лыжников, и на их лечение тратится примерно один миллиард шиллингов в год. В Китае - на деревянные палочки для еды (чтобы возместить урон, наносимый лесному хозяйству). В США введен налог на татуировки и пирсинг (с целью тем самым сократить количество желающих сделать тату, и предотвратить распространение заболеваний, передающихся через иглу татуировщика). Налог на шляпы взимался Британским правительством с 1784 по 1811 годы, причем только с мужчин, налог был легким способом собрать деньги для казны в грубом соответствии с относительными доходами лиц, предполагалось, что более богатые люди будут иметь больше дорогих головных уборов, когда как бедняки - всего одну дешевую шляпу или ходить вообще без нее. Налогна бороды в 1535 году ввел король Англии Генрих VIII, который сам носил бороду, налог оказался прогрессивным налогом и зависел от социального положения налогоплательщика, этот же налог появился в России в 1705 году при Петре I, но по другой причине: его взимали в первую очередь не для того, чтобы пополнить казну, а так как царь считал, что бородатые люди выглядят дикарями, тем, кто заплатил налог, нужно было носить специальный «бородовой знак» - медный или серебряный значок с русским орлом с одной и другой стороны и изображением нижней части лица с бородой. Налогна тень взимается в Венеции с 1993 года, под налог попали навесы и зонтики, которые принадлежат магазинам и кафе, тень от которых падает на коммунальную собственность - землю. Вначале 2000-х годов на Балеарских островах был введен «солнечный» налог для туристов. Теперь все отдыхающие должны платить по €1 за пребывание на местных курортах. Суммы от сборов идут на улучшение туристической инфраструктуры, пляжей от мусора, а также на восстановление экологического баланса. В 2012 году Балеарские острова посетили 10,4 млнтуристов из разных стран мира, так что казна пополнилась внушительной суммой.

8. Учитель подводититог работы обучающихся с практическим заданием: «Итак, мы выяснили, за счет чего государства пополняют свои государственные бюджеты». Участникам заседания клуба предлагается «проверить почту» (заранее для каждой группы приготовлены конвертына которомнаписан адрес и название местного налогового органа, в конверте налоговые уведомления, с расчетами налога на землю, квартиру, автомобиль).
Задание: изучите конверт и его содержимое и ответьте на вопросы: назовите адресанта письма, какую информацию можно из него получить? Определите по содержанию письма: какой налог предъявлен к уплате, объект налогообложения, налоговый период, налоговую базу и налоговую ставку. Подводится итог выполнения задания: каждая группа отчитывается о полученной информации.

или местного налогового органа)
12. Заключительный этап урока. Итогомурока становится презентация проектов обучающихся. Плакаты размещаются на доске, учитель еще раз совместно с обучающимися актуализирует необходимость и значимость уплаты налогов.

13. Подведение итогов и рефлексия : закрытие заседания клуба, определение личных результатов обучающихся:
1. Что полезное для себя вы узнали на уроке?
2. Стали ли вы грамотными налогоплательщиками?
3. Что еще вы хотели бы узнать о налогах?

Урок налоговой грамотности.

«Клуб грамотных налогоплательщиков»


Цели:

1)Образовательные:

Познакомить учащихся с имущественными налогами и налогообложением физических лиц и их ролью в формировании бюджетов муниципалитетов.

2)Развивающие:

Расширение кругозора школьников, обогащения их словаря понятиями из сфер налогообложения, экономики, права.

Развитие творческих способностей учащихся, выявление индивидуальных умений личности.

3)Воспитательные:

Формирование положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.


Ход урока.

Организационный момент!

Задание: учащиеся должны определить какое слово пропущено.

1)Не платит ____ только медведь в берлоге: он не ест, не пьет, только лапу сосет.

2)____ платятся, и жизнь в гору катится.

3)____ - нервы государства.(Цицерон)

4)____ для государства то же, что паруса для корабля.(Екатерина II Великая)

5)Требовать уничтожения ____ значило бы требовать уничтожения самого общества.(Н. И. Тургенев)

6)____ для тех кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.(А. Смит, английский философ и экономист)


Тема нашего урока «Налоги»

Налоги - это регламентированное законом изъятие части денежных средств юридических и физических лиц в пользу государства на условиях обязательности, индивидуальной безвозмездности, обеспеченное государственным принуждением, но не являющееся при этом наказанием.

Налоги – обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий. Они устанавливаются законом.

Государственный бюджет – свод доходов и расходов государства принимается органом власти, имеет силу закона.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У. Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О. Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.


Налоги в нашей стране взимаются:

С доходов(прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);

С имущества, передачи имущества;

С юридически значимых действий;

С ввоза и вывоза товаров за границу.


Классификация налогов.

1)По субъектам (плательщицам) – налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц, налоги с юридических и физических лиц.

2)По характеру использования – налоги общего значения, целые налоги.

3)По форме возложения налоговой бремени – прямые и косвенные налоги.

4)По территориальному уровню – федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги и сборы.



  • У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.
  • Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%.

Вопросы:

  • Почему люди не любят платить налоги?
  • Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги?
  • Какие налоги вы ввели бы в родном городе, районе, чтобы улучшить там жизнь?

ФИНАЛ!!!

  • Составили ли вы свое мнение о налогах?

Проведем тестирование.

I.Обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий – это

1)Налоговая политика

3)Налоговая система

4)Налоговый кодекс

II. Совокупность налогов, налоговое законодательство способы исчисления и формы сбора налогов методы налогового регулирования и контроля – это

1)Налоговая политика

3)Налоговая система

4)Налоговый кодекс

III.Какая функция налогов позволяет наполнить государственный бюджет, что бы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом?

1)Распределительная

2)Фискальная

3)Социальная

4)Стимулирующая

IV.Какая функция налогов связана с использованием налоговых льгот?

1)Распределительная

2)Фискальная

3)Социальная

4)Стимулирующая

V.К какому виду налогов относится налог на наследство?

1)Распределительная

2)Фискальная

3)Социальная