Николай федорович федоров (1829–1903). Федоров николай федорович Николай федеров

- (1828, село Ключи Тамбовской губернии — 1903, Москва), философ, родоначальник русского космизма. Незаконнорождённый сын князя П.И. Гагарина. Учился в Шацком уездном училище (1836—42), в Тамбовской гимназии (1842—49), затем в… … Москва (энциклопедия)

- (1828 1903), религиозный мыслитель, один из основоположников русского космизма. Выдвинул «проект» всеобщего воскрешения умерших («отцов») и преодоления смерти средствами современной науки («Философия общего дела», т. 1 2, изд. 1906 13). * * *… … Энциклопедический словарь

Фёдоров, Николай Фёдорович - (1829 1903) религиозный мыслитель, педагог. В 1854 68 преподавал в уездных училищах в Липецке, Богородске и других городах Центральной России. В 1874 98 работал в Румянцевском музее, затем, после некоторого перерыва, в архиве Министерства… … Педагогический терминологический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с именем Николай Фёдоров. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдоров. Николай Фёдорович Фёдоров: Фёдоров, Николай Фёдорович (1829 1903) философ футуролог, один из… … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдоров. В Википедии есть статьи о других людях с именем Фёдоров, Николай. Фёдоров Николай Фёдорович … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдоров. В Википедии есть статьи о других людях с именем Фёдоров, Николай. Николай Фёдорович Фёдоров (1885, Гатчина, Россия 29 августа 1984, Париж, Франция) русский… … Википедия

Портрет Николая Фёдорова работы Леонида Пастернака Николай Фёдорович Фёдоров (7 июня, 1829 28 декабря, 1903) русский религиозный мыслитель и философ футуролог, деятель библиотековедения, педагог новатор. Один из основоположников русского… … Википедия

Портрет Николая Фёдорова работы Леонида Пастернака Николай Фёдорович Фёдоров (7 июня, 1829 28 декабря, 1903) русский религиозный мыслитель и философ футуролог, деятель библиотековедения, педагог новатор. Один из основоположников русского… … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдоров. Николай Фёдоров: Фёдоров, Николай Васильевич: Фёдоров, Николай Васильевич (политик) (р. 1958) российский политик, первый президент Чувашии. Фёдоров, Николай Васильевич (атаман) … Википедия

Русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, один из основоположников русского космизма.

Николай Федорович Федоров родился 26 мая (9 июня) 1829 года в селе Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне в ). Он был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гагарина (1798-1832) и получил фамилию крестного отца.

С 1836 года Н. Ф. Федоров учился в Шацком уездном училище, в 1842-1849 годах - в Тамбовской гимназии. В 1849 году он поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, но в 1851 году был вынужден оставить лицей из-за смерти дяди, князя Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение.

В 1854-1867 годах Н. Ф. Федоров преподавал историю и географию в различных уездных училищах. С 1868 года жил в . В 1869-1874 годах работал помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, с 1874 года в течение 25 лет был библиотекарем Румянцевского музея. По воскресеньям он вел в музейном помещении дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники. Круг интеллектуального общения Н. Ф. Федорова включал , B. C. Соловьева, .

После выхода в отставку Н. Ф. Федоров был вынужден вернуться на службу: с 1899 года и до конца жизни он работал в читальном зале библиотеки Московского архива Министерства иностранных дел.

Н. Ф. Федоров скончался в 15 (28) декабря 1903 года и был похоронен на кладбище Скорбященского монастыря.

Сочинения Н. Ф. Федорова вышли уже после его смерти под редакцией учеников Н. П. Петерсона и В. А. Кожевникова под названием «Философия общего дела» (том 1 - 1906, том 2 - 1913). Пафос творчества философа - в обосновании идеи преодоления смерти. Смерть - главное зло мира, она может быть побеждена именно человеком, который должен отказаться от иллюзорных представлений о смерти как неизбежном «природном» явлении. Но для этого должен измениться сам человек, его отношение к другим людям, к обществу и природе. В мире господствует вражда, поддерживающая отношения «неродственности». Н. Ф. Федоров писал о «зооморфизме» основных исторических типов человеческого общества, поскольку все они строились на эгоизме и бесконечной борьбе друг с другом различных классов, социальных групп и индивидов. Объединить людей в «общем деле», по его убеждению, может чувство долга и любви по отношению к предкам, к «отцам», ко всем умершим людям. «Вереница смертей» будет прекращена, а все когда-либо жившие люди должны быть воскрешены после вступления человечества в историческую фазу «регуляции» космических процессов.

«Автоматический» научный и социальный прогресс сам по себе, по мнению Н. Ф. Федорова, не дает человечеству шансов на спасение и решает лишь отдельные проблемы. В то же время философ возлагал большие надежды на науку и ученых как особое «сословие», способное сыграть решающую роль в борьбе со смертью. Общественным идеалом Н. Ф. Федорова была т.н. «психократия», социальные отношения должны полностью определяться нравственными принципами и прежде всего «супраморализмом» (долгом воскрешения). Философ считал себя христианским мыслителем, хотя натуралистические тенденции его учения и трактовка им догматики давали основания для упреков в «неортодоксальности» и отклонении от традиции.

В ХХ веке идеи Н. Ф. Федорова вдохновляли создателей русской космонавтики, в частности -

Имя русского философа Николая Фёдорова долгое время было сокрыто от широкой общественности, но он не был забыт, ибо его идеи вдохновили таких выдающихся учёных, как Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович Вернадский, Николай Александрович Наумов.

И первой половины 20-го Владимир Соловьёв, Николай Бердяев, Сергей Булгаков и другие высоко оценивали идеи Фёдорова, а Владимир Николаевич Ильин в статье «Николай Фёдоров и преподобный Серафим Саровский» ставит этих двух людей на одну общую ступень, отдавая дань высокой духовности и настоящей христианской святости Николая Фёдоровича.

Детство и юность

Биография Н. Фёдорова содержит очень много белых пятен. Мы не можем сказать, был ли он женат, имел ли детей. Известно только, что родился Николай Фёдорович Фёдоров 26 мая (7 июня) 1829 года. О его матери сведения не сохранились. Он внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина. Как незаконнорожденные, ни Николай, ни его брат и три сестры не имели права претендовать на титул и фамилию отца. Фёдоровым был его крёстный отец. От него он и получил свою фамилию. Такие ситуации в то время были нередки: дворянин мог полюбить крестьянку, однако развод и женитьба на женщине более низкого сословия лишала многих привилегий как супругов, так и их детей.

Что касается фамилии, то после полёта в космос Юрия Гагарина зарубежные средства массовой информации откликнулись на это событие статьями под заголовком «Два Гагарина», подразумевая настоящую фамилию Николая Фёдоровича. Сергей Королёв имел в своём кабинете портрет философа-космиста и, безусловно, принимая решение, кого из парней первым отправить в космос, не мог не подумать о добром знаке.

Отец, князь Гагарин, не утаил своей внебрачной связи от брата - Константина Ивановича Гагарина. Тот принял участие в судьбе племянников. Он взял на себя оплату образования Николая. Про других детей информации нет. Родное село Ключи (Тамбовская губерния, ныне - Рязанская область, Сасовский район) Николай покинул, достигнув школьного возраста, - он переехал в Тамбов, где поступил в гимназию.

Лицей Ришелье

Окончив в 1849 году гимназию, Фёдоров отправился в Одессу. Там он поступил в знаменитый лицей Ришелье на юридический факультет. Это очень престижное учебное заведение. По значимости оно стояло на втором месте после знаменитого Царскосельского лицея. По составу изучаемых предметов, качеству преподаваемых знаний и правилам он был, скорее, университетом, нежели лицеем. Преподавание вели профессора. В Ришельевском лицее учились дети из самых родовитых и богатых семей. Николай проучился в нём три года. После смерти дяди, платившего за учёбу, молодой человек вынужден был оставить лицей и начать самостоятельную жизнь. Внебрачный сын, даже наделённый большими талантами и высокими добродетелями, не мог рассчитывать на государственную субсидию в таком учебном заведении. Однако три года учёбы не прошли даром. Фундаментальные знания по естественным и гуманитарным наукам, полученные в лицее, в дальнейшем очень пригодились будущему философу, положившему начало русскому космизму.

Учитель и библиотекарь

В 1854 году Николай Фёдорович Фёдоров вернулся в родную Тамбовскую губернию, получил аттестат педагога и направление в город Липецк на работу учителем истории и географии. До конца шестидесятых годов он занимался преподавательской деятельностью в уездных училищах Тамбовской, Московской, Ярославской и Тульской губерний. С 1867 по 1869 год ездил в Москву, где давал частные уроки детям Михайловского.

В 1869 году Николай Фёдорович Фёдоров окончательно перебрался в Москву и устроился помощником библиотекаря в открытую Чертковым первую в городе общедоступную библиотеку.

Фёдоров считал, что библиотека - это тот очаг культуры, который объединяет людей, не связанных родственными узами, но близких по влечению к духовным ценностям - литературе, искусству, науке. Он был против закона об авторском праве и активно пропагандировал идеи различных форм книгообмена.

Румянцевский музей и ученики

В Чертковской библиотеке Фёдоров познакомился с будущим отцом космонавтики - Константином Циолковским. Константин Эдуардович приехал в Москву с намерением получить образование в Высшем техническом училище (ныне Бауманское), но не поступил и решил заниматься самостоятельно. Николай Фёдорович заменил ему университетских профессоров. За три года под руководством Фёдорова Циолковский освоил физику, астрономию, химию, высшую математику и т. д. Не были забыты и гуманитарные науки, которым, как отдыху, посвящалось вечернее время.

Когда через несколько лет библиотеку присоединили к Румянцевскому музею, Фёдоров Н. Ф. сделал полную каталогизацию объединённого книжного фонда. В свободное от основной работы время он занимался с молодёжью. Свою скромную зарплату Николай Фёдорович тратил на студентов, а сам жил, придерживаясь строжайшей экономии вплоть до того, что не пользовался общественным транспортом и всюду ходил пешком.

Суть теории космизма

Николая Фёдорова считают отцом русского космизма. Философ утверждал, что после открытия Коперником гелиоцентрической системы должна была пересмотреть свои представления о мироустройстве. Космические перспективы поставили перед человечеством новые задачи. Как говорил Циолковский: «Земля - колыбель человечества, но не вечно же ему жить в колыбели!»

Надо отметить, что науку философию Фёдоров обозначал как мысль без дела. По его мнению, это рано или поздно приводит к обособлению от предмета изучения и отрицанию объективного знания. Теоретическое знание должно подкрепляться практикой, а его целью служить изучение природы, жизни и смерти для управления ими.

Вселенная освоена в настолько мизерном объёме, что сам собой напрашивается вывод: Господь создал такой огромный Космос с целью разместить в нем всех людей, когда-либо живших, и тех, кто ещё родится в будущем. По-другому это не объяснить. Под влиянием данного умозаключения и родился русский космизм Фёдорова. Рассматривая Вселенную как огромное пространство, лишь микроскопическую часть которого занимает человечество, философ связывал этот противоестественный дисбаланс с христианским учением о воскрешении. Свободное место приготовлено Создателем для размещения на нём миллиардов людей, когда-либо живших на Земле. Подробно об этом можно прочитать в собрании работ Николая Фёдоровича, объединённых названием «Философия общего дела». Развитие человеческой цивилизации должно быть направлено на освоение космического пространства, на возвращение к физической жизни людей, живших прежде и теперь погребённых. В связи с этим необходимо создание новой этики, позволяющей всем жить в мире и согласии.

Новая этика

Николай Фёдорович был религиозным человеком. Он участвовал в литургической жизни Церкви, соблюдал посты, регулярно исповедовался и причащался. По его мнению, новая этика должна развиваться на основе христианского учения о Триединстве Бога. Как три разные Сущности Бога - Отец, Сын и Святой Дух, гармонично взаимодействуют, так и разделённое человечество должно найти способ мирного сосуществования. Божественная Троица - антитеза восточной ментальности растворения личности в коллективе и западного индивидуализма.

Лучшей основой для выстраивания новых отношений является экология. Забота о природе, изучение её законов и управление ими должны стать основой для объединения людей разных национальностей, профессий и уровня образования. У науки и религии есть много общего. Христианская доктрина о грядущем воскрешении мёртвых должна быть осуществлена на практике учёными.

Воскрешение мёртвых

Что такое всеобщее воскрешение, по мнению Фёдорова, - это возрождение или воссоздание людей? Философ утверждал, что смерть есть зло, которое люди должны искоренить. Каждый человек живёт за счёт смерти своих предков, следовательно, является преступным. Такое положение вещей должно быть исправлено. Счета следует оплатить путём воскрешения умерших. Идея воскрешения должна стать катализатором, соединяющим представителей науки всех стран мира ради одного общего дела.

Механизм воскрешения основан на законах физики - каждое физическое тело состоит из молекул и атомов, которые удерживаются друг возле друга энергиями притяжения и отталкивания. Все предметы излучают такие волны. Эти явления должны изучаться и тщательно исследоваться на предмет восстановления физической материи, то есть для выращивания прошлых жителей планеты из сохранившегося биологического материала или для собирания энергий, из которых состояли люди, дабы материализовать их таким способом. Вариантов воскрешения может быть больше, как предполагает Фёдоров.

Философия его модели развития общества включает в себя воспитание новых отношений между людьми. Поскольку рай - это не эфемерное пространство, где обитают души праведников, и не абстрактный покой души, смирившейся с действительностью, изменить которую он не властен, а настоящий физический мир, то надо переделать или воспитать людей таким образом, чтобы они навсегда распрощались с зависимостью от пороков, известных как ненависть, зависть, сребролюбие, уныние, гордость, идолопоклонство и т. д. Также необходимо сделать, чтобы люди не страдали от физических раздражителей, как-то: болезни, холод, жара, голод и прочие. Это работа и для учёных, и для духовенства. Наука и религия должны объединиться.

Николай Фёдорович нарисовал два возможных пути развития человеческой цивилизации.

Взаимоотношение между полами

Николай Фёдоров не обошёл своим вниманием и эту сторону человеческих отношений. В нашем мире, по его мнению, царит культ женщины и плотской любви. Отношениями движет половой инстинкт. Больше чувственности и совсем мало сочувствия.

Супружеские отношения следует строить по модели Божественного Триединства, когда союз - не иго, а индивидуальность личности не повод для розни. Любовь между мужчинами и женщинами должна напоминать любовь детей к родителям. Однако не допускается не только похоть, но и её противоположность - аскетизм, как неприемлемы полный эгоизм и абсолютный альтруизм.

Деторождение будет восприниматься как отцетворение, то есть сотворение людей для новых миров. Наша половая чувственность - это инстинктивное бегство от смерти, а рождение, в нынешнем представлении, - противоположность умиранию. Любовь к предкам вытеснит страх перед собственной смертью и трансформируется в воссоздание отцов.

Первый путь, по которому может пойти человечество

Интеллигенция и учёные всего мира станут работать над воссозданием человеческого генофонда. Вооружённые силы больше не будут задействованы для агрессивных, взаимоистребляющих целей, а станут использоваться для противостояния стихийным силам природы, то есть наводнениям, землетрясениям, извержениям вулканов, лесным пожарам и т. д.

Всеобщее образование - обязательное условие для осуществления плана воскресения.

Государственное управление будет осуществляться монархом, связанным со своим народом отношениями не кесаря и его подданных, а исполнителя воли Бога ради всечеловеческого блага.

Другой путь

Николай Фёдоров предполагал и другой путь развития человеческой цивилизации, который приведет нас не к бессмертию и воскрешению мёртвых, а к Страшному Суду и геенне огненной. Русский космизм - реальная концепция, не имеющая ничего общего с утопическими фантазиями писателей-фантастов. Фёдоровская картина мира выглядит невероятно правдоподобно, хотя он жил в эпоху до научно-технической революции.

К Страшному Суду приведёт гипертрофированное чувство самосохранения, которое возобладает над здравым смыслом. Это возникнет в результате отхода от Бога, в утрате веры в Его промысел, волю, заботу и любовь к людям. Из неверно толкуемого чувства безопасности люди начнут искусственно синтезировать продукты питания. Похоть возобладает над любовью, станут появляться противоестественные браки без деторождения. Животные и растения, представляющие угрозу для здоровья, будут уничтожены. Перестанут выпускать летательные аппараты. В конце концов люди примутся истреблять друг друга. Вот тогда и наступит День гнева.

Поразительно, что всё это было написано в XIX веке - Николай Фёдоров умер 28 декабря 1903 года.

Науки, родившиеся из учения Фёдорова

Николай Фёдорович Фёдоров, сам того не подозревая, вдохновил Константина Циолковского посвятить свою жизнь созданию новой отрасли науки и техники - космонавтике.

Порядок мироустройства, сформулированный Николаем Фёдоровичем, покорил умы многих его современников. Именно идеи Фёдорова породили такие науки, как космическая и гелиобилогия, аэроионификация, электрогемодинамика и проч. По мнению учёных, занимавшихся наследием, которое оставил «московский Сократ», как прозвали Фёдорова друзья и ученики, обозначил вектор и дал импульс развитию общечеловеческих знаний на много веков вперёд. С его подачи родился новый взгляд на эволюцию человечества, как на активный процесс, производимый самими людьми, трудящимися над созданием идеальной ноосферы.

Большинство записей, которые сделал для своих учеников сохранились. Николай Фёдорович не занимался публикацией своих мыслей. Его труды сохранили многочисленные ученики. Николай Павлович Петерсон и Владимир Александрович Кожевников их систематизировали и издали в 1906 году. Весь тираж был разослан в библиотеки и бесплатно распространён среди желающих.

При жизни Николай Фёдорович никогда не фотографировался и не позволял себя рисовать. Однако Леонид Пастернак всё же тайно сделал один портрет. Его мы поместили в начале статьи.

Заключение

В годы Советской власти в СССР, когда космическая промышленность и наука добились весьма значительных показателей, о Николае Фёдорове знали только в очень узких кругах.

Высшими руководителями Коммунистической Партии Советского Союза учение Фёдорова воспринималось излишне привязанным к христианской идее о мироздании, как о творческом деянии Божественного разума Святой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа. Его глубоко религиозный взгляд на мироустройство вступал в противоречие с основными принципами отношения к миропорядку советского общества, которое имело целью удовлетворение лишь материальных потребностей человека. Главный лозунг социализма: «От каждого - по способностям, каждому - по труду», а главный лозунг коммунизма: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Под потребностями подразумевались исключительно физиологические нужды, ведь наличие души советское общество отрицало, хотя идея воспитания нового человека, очень возможно, была позаимствована у него.

В настоящее время мы по-прежнему далеки от эпохи Всеобщего воскресения хотя и по другим причинам - потребительское отношение к жизни, а также удалённость от Бога трансформировались, но в целом претерпели не так уж много изменений.

Николай Фёдорович Фёдоров

Фёдоров Николай Федорович - русский мыслитель, представитель русского космизма. Усматривая основное зло для человека в смерти, порабощённости его слепой силой природы, выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции - воскрешение предков («отцов»); путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение, достижение бессмертия мыслится Федоровым как «общее дело» человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой «вражды» - разрыва между мыслью и делом, «учёными» и «неучёными», богатством и бедностью, городом и деревней. Философские идеи Федорова вызывали большой интерес у Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева; с ними связаны научно-философские идеи К. Э. Циолковского. Ф. оказал влияние на литературное творчество А. П. Платонова и Н. А. Заболоцкого.

Биографическая справка: Фёдоров Николай Федорович был внебрачным сыном князя П. И. Гагарина и пленной черкешенки. Учился в Ришельёвском лицее в Одессе. В 1854—68 гг. учительствовал в уездных городах. В 1874—98 был библиотекарем Румянцевского музея. Николай Федорович внёс большой вклад в развитие русского книговедения. Вёл аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность, даже на идеи и книги, и поэтому ничего не опубликовал. Избранные отрывки и статьи Федорова под названием "Философия общего дела" (т. 1, Верный, 1906; т. 2, М., 1913) были изданы его учениками.

В России сегодня идеи Фёдорова развивает и распространяет фёдоровское движение. В Москве действует Музей-библиотека Н. Ф. Федорова (в помещении Центральной детской библиотеки N 124): ул. Профсоюзная д. 92, 335-57-22. В музее регулярно проходят философские семинары (отчёт об одном из них).

Основные идеи Николая Федорова

  1. Бог дал человеку Разум для того, чтобы управлять Природой и преодолевать стихийность ее развития.
  2. Природа несовершенна, в ней властвуют смерть и болезни.
  3. Причина несовершенства природы - отказ человека “владеть” (управлять) землей (“первородный грех”). Лишившись руководства Разума, Природа стала деградировать.
  4. Задача человека регуляция и спасение всего природного от Смерти.
  5. Современное человечество не готово к спасению Природы, т. к. само оно разрушается. Причины упадка человечества следующие:
    1. “Культ Жен” - постоянное стремление к похоти и рождению (а за рождением естественно следует смерть).
    2. “Людоедство” - круговорот веществ в Природе приводит к тому, что мы, по сути, питаемся останками своих предков.
    3. Культура - процесс вырождения. Общество разделилось на ученых и неученых, что способствовало возникновению города и деревни, а затем богатых и бедных.
  6. Только путем сплочения Человечества можно победить Смерть, овладеть Природой и воскресить Предков и получить Бессмертие. Для этого надо просвещать сельское население, соединить мысль с делом, принести Разум в управление природой.
  7. Сплочение Человечества и развитие Науки приведет к тому, что мы сможем победить Смерть и воскресить наших Отцов (все поколения Предков), избавившись, таким образом, от “культа Жен”, и рождения как источника новой смерти.
  8. Процесс воскрешения - процесс физико-химический, поскольку наше тело есть машина, а душа - продукт деятельности мозга.
  9. Процесс воскрешения невозможен без остановки процесса рождения. Чтобы стать бессмертным, надо не рождаться (“сделаться не рожденным”) и отказаться от всякого чувственного влечения.
  10. Процесс воскрешения - процесс длительный и постепенный.
  11. Воскрешенный человек становится духовно-материальным. Однако он избавляется от части физических параметров и может свободно перемещаться в межзвездном пространстве.
  12. Поскольку, если воскресить все поколения Предков, места на Земле не хватит, необходимо Освоение Космоса. Кроме того, частицы предков частично улетают в космическое пространство, поэтому необходимо организовать их поиск. Возможность нахождения таких частиц объясняется тем, что часть несет в себе свойства целого.
  13. По мере овладения законами Природы, Природа станет “органом” человека. Процесс воскрешения будет менять взаимодействие человека с Природой: будет одержана победа над Смертью, исчезнут эпидемии, человечество не будет нуждаться в пище. Кроме того, исчезнут понятия времени и пространства, поскольку человек сможет “парить” везде и всегда.
  14. Сам процесс воскрешения стал возможен благодаря жертве Христа. Именно Христос сделал возможным воскрешение и вечную жизнь. Кроме того, т.к. процесс воскрешения станет естественным, то не будет необходимости ждать Второго пришествия.
  15. “Отец наш небесный, есть Бог живых, а не мертвых”!


Читай биографию философа мыслителя: факты жизни, основные идеи и учения

НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ ФЕДОРОВ

(1829-1903)

Русский религиозный мыслитель, философ, православный священник, объявленный в конце жизни еретиком. В сочинении "Философия общего дела" (т. 1-2, 1906-1913), изданном учениками после его смерти, Федоров предложил целую оригинальную неохристианскую систему - космизм, - подчиненную идее "патрофикации" (воскрешение предков - "отцов"), которая подразумевала воссоздание всех живших поколений, их преображение и возвращение к Богу.

Николай Федорович Федоров, пожалуй, самый дерзновенный из философов-утопистов. Он мечтал не только о достижении бессмертия, но и о возвращении к жизни ушедших поколений; не о воскресении, как это предсказано в Священном писании, а о воскрешении средствами науки, разумом человека, исполняющего божественные предначертания. Документальные сведения о жизни Федорова, особенно первой его половины, крайне скудны. Он - внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина. Фамилию и отчество будущий мыслитель получил, как считалось, от своего крестного отца, что обычно происходило с незаконнорожденными детьми. Гагарин принадлежал к славнейшей российской фамилии с тщательно прослеженной генеалогией. Корни рода восходят к самому великому князю Рюрику, затем крестителю Руси князю Владимиру.

Считалось, что Федоров родился в 1828 году. Между тем в бумагах Тамбовской губернии было найдено свидетельство о крещении Федорова, датированное 26 мая 1829 года, значит, философ родился незадолго до этого. Относительно матери Федорова ходили легенды: "черкешенка", "грузинка", "крепостная". В свидетельстве указана "дворянская девица Елизавета Иванова". За год до этого (2 июля 1828 года) в той же церкви был крещен другой младенец той же Елизаветы Ивановой, старший брат Николая, получивший имя Александра Федоровича Федорова. Скорее всего, имя их общего крестного отца Федора Карловича Белявского дало обоим и отчество, и фамилию.

Об отце Федорова известно гораздо больше. Павел Иванович с 24 лет начал служить в Коллегии иностранных дел. Через несколько месяцев он уехал в Америку, в Филадельфию, где находилась в те годы русская миссия. Вернувшись в Россию в 1826 году и оставив службу, князь Гагарин поселился в одном из своих родовых имений, расположенном в Тамбовской губернии. На это время и приходится его связь с матерью Николая Федоровича. Причем их отношения были довольно прочными. Известно, что у Федорова были еще родной брат и три сестры.

До семи лет Николай жил в усадьбе отца, скорее всего в Сасове. Воспитывался он, по всей видимости, со своим старшим братом Александром, который был лишь на год его старше.

В 1836 году оба поступили в Шацкое уездное училище, а с 1842 по 1849 год учились в тамбовской гимназии в лучшее время ее истории, когда директором был Трояновский. Учились оба брата очень хорошо.

В начале июля 1849 года Федоровы закончили полный гимназический курс и в августе поступили в знаменитый Ришельевский лицей в Одессе, Александр на физико-математическое отделение, а Николай - на камерное, готовившее специалистов по естественным и хозяйственным наукам.

В 1851 году Федоровы были вынуждены уйти из лицея. Умер их дядя Константин Иванович Гагарин, который содержал братьев. Отец к этому времени окончательно разорился, скорее всего даже его взяли под опеку, и жил с новой семьей в своем имении Сасово.

Размышления о связи чувства родства и осознания смертности, несомненно, отражающие личный опыт Николая Федоровича, породили уникальную вспышку-озарение. "Вопросы о родстве и смерти находятся в теснейшей связи между собой; пока смерть не коснулась существ, с которыми мы сознаем свое родство, свое единство, до тех пор она не обращает на себя нашего внимания, остается для нас безразличною; а с другой стороны, только смерть, лишая нас существ, нам близких, заставляет нас давать наибольшую оценку родству, и чем глубже сознание утрат, тем сильнее стремление к оживлению, смерть, приводящая к сознанию сиротства, одиночества, к скорби об утраченном, есть наказание за равнодушие…".

Скорее всего, именно смерть дяди, человека, по воспоминаниям современников, мягкого и доброго, явилась эмоциональным толчком, приведшим Федорова к открытию своей главной идеи. "Если между сынами и отцами существует любовь, то переживание возможно только на условии воскрешения, без отцов сыны жить не могут, а потому они должны жить только для воскрешения отцов, - и в этом только заключается все".

Главным его открытием было, говоря его же словами, что "Христос есть воскреситель, и христианство, как истинная религия, есть воскрешение. Определение христианства воскрешением есть определение точное и полное". "В страстной седьмице и в Пасхальной, принимаемой за один день, написан полный нравственный кодекс, то есть план, или проект воскрешения". И свое учение Федоров назвал "Новой Пасхой", излагал его в форме "пасхальных вопросов".

Многократно он говорил о себе как о человеке, "воспитанном службою Страстных дней и Пасхальной утрени" или, чуть иначе, крестной и пасхальной седьмицы. Двадцати двух лет Николай Федоров бросил вызов смерти, такой дерзновенный и окончательный, как никто из смертных за всю историю. Выбор был сделан аскетический подвиг в миру, служение людям и вызревание Слова для будущего явления миру Дела воскрешения.

В это время Николай Федорович был полон жизненных сил, чувств, желаний, отзывчивости на мир, темпераментом он обладал страстным, почти неистовым, сохранившимся до старости (вспомним мощнейший эротический потенциал его отца). В Федорове происходит как бы возгонка родотворных, как он выражался, энергий в силу его воскресительной мысли, в каждодневное подвижничество.

Федоров никогда не был женоненавистником. Он лелеял высочайшее представление о миссии женщины как "дочери человеческой". Но, пожалуй, никто так резко не обнажил суть культа женщины как идола общества "полового подбора" и полового соперничества, когда вокруг нее вращаются интересы, отвлекаются все энергии "вечных женихов", на нее же работает промышленность "мануфактурных игрушек", а за сырье и рынки сбыта для этих товаров ведутся кровопролитные войны.

Николай Федорович выбрал полный аскетизм, целомудрие (пока, по его слову, лишь "отрицательное", но развивал идеи "положительного", то есть не просто девственного воздержания, а полного претворения бессознательной родотворной энергии в воскресительные и творческие мощности). Федоров всегда жил один, отдавая всего себя работе мысли и слова, ученикам, посетителям библиотеки, всем нуждающимся в нем. В "Аттестате" Николая Федоровича, хранящемся в Архиве Ленинской библиотеки, так отмечен следующий поворот его биографии: "По надлежащем испытании в Тамбовской гимназии, Высочайшим указом определен учителем истории и географии в Липецкое уездное училище с 1854 года февраля 23-го".

С октября 1858 года он работает учителем истории и географии в Богородском уездном училище (одновременно он преподает те же предметы в женском училище 2-го разряда). Образ жизни Федорова в эпоху его преподавания суровое самоограничение, исключительная добросовестность в работе (поле уроков он каждый раз дополнительно занимался с неуспевающими), отстаивание интересов учени ков, помощь самым бедным из них. Позднее, оглядываясь на этот период, Николай Федорович писал "я должен был обучать истории светской, русской и всеобщей, и обязан был ей, почитаемой за предмет роскоши, за предмет ненужный, придать значение священное". Преподавание истории он тесно связывал с географией, которая раскрывалась им как отеческая, патриотическая область знания.

В Богородске Федоров проработал шесть лет, здесь научились ценить необычного учителя, любили его, всячески ограждали от высшего начальства, наезжающих инспекторов, недоуменно, а то и грозно реагировавших на его систему преподавания. Затем Николай Федорович преподавал в Московской (нынешний Ногинск), Угличе, Одоево, Богородицке, Боровске, Подольске.

В 1869 года Федоров занимает место библиотекаря в Чертковской библиотеке. Первым библиотекарем Чертковки был Петр Иванович Бартенев, знаменитый впоследствии историк, архивист, переводчик. Пять лет Николай Федорович проработал под прямым руководством Петра Бартенева Он прошел прекрасную чисто профессиональную школу и впитал огромный объем знаний, систематизированных, организованных вокруг единого, святого для него предмета - отечества. Без этой школы, возможно, не мог бы в полной мере состояться тот "необыкновенный библиотекарь" Румянцевского музея, о котором рассказывали чудеса. Чертковская библиотека просуществовала десять лет - к 1874 году ее книги перекочевали в Московский Публичный и Румянцевский музеи.

Уже с 27 ноября 1874 года Николай Федорович был определен в ней на скромную должность дежурного чиновника при читальном зале. Почти четверть века суждено ему отныне быть связанным с этим местом. Сам Николай Федорович рассматривал свою работу в Румянцевском музее "как священное дело". Книга, служению которой он себя посвятил, - как соединяющее и нетленное звено между бывшим и настоящим - приобретала особенное, воскрешающее значение. В неопубликованной статье "Уважал или презирал книгу 19 век?" он писал: "Книга как выражение слова, мысли и знания занимает высшее место среди памятников прошедшего, должна она занимать его и в будущем, которое призвано стать делом возвращения прошедших поколений к жизни, и лишь тогда книга с этого первого места снизойдет на последнее, когда то, что было лишь в книге, то есть только в мысли и голове, станет живым делом человечества".

Сохранение мировой памяти, письменных памятников прошедшего и проходящего буквально на глазах, организация возможно более целесообразная, системная этого сохранения осмыслялись у него единой целью. Ходили легенды о колоссальных познаниях Федорова, рассказывали фантастические и тем не менее реально случившиеся истории. Многие русские ученые (причем диапазон тех наук, которыми они занимались, необыкновенно широк - от востоковедения, религиоведения до военно-морского дела) с благодарностью вспоминали о той помощи, которую оказал им Николай Федорович. "Это была прямо живая энциклопедия в самом лучшем смысле этого слова, и, кажется, не было предела его памяти", - заключает Покровский (Георгиевский).

Из воспоминаний Георгиевского мы узнаем еще одну характерную деталь оказывается, Румянцевский музей посылал требования на новые иностранные издания по спискам, составленным Николаем Федоровичем. Действительно, Федоров стал инициатором новых форм ведения книжного дела, выдвинул идею не только межбиблиотечного, но и международного книгообмена, использования в читальных залах книг из частных коллекций и т. д.

Он составил первый систематический библиографический каталог книг, хранившихся в Румянцевском музее. Особое значение Николай Федорович придавал книжной карточке-аннотации, которую, по его мнению, должен был составлять сам автор произведения, стремясь к достижению "идеальной полноты и вместе краткости", так, чтобы в случае гибели книги ее можно было бы в какой-то мере даже восстановить, руководствуясь карточкой как программой (поэтому по материалу он предлагал ее сделать трудной для разрушения). Федоров говорил о необходимости "создания общими усилиями цивилизованных народов всемирного систематического каталога".

В 1871 году Федоров познакомился с Толстым (об этом есть соответствующая запись в его дневнике). Толстой стал частым гостем Федорова в его служебном помещении. Однажды он попал в каморку, где жил философ, и был поражен аскетизмом его быта. Федоров не принимал толстовского отрицания науки и учения о непротивлении злу насилием; "общее дело" Федорова требует активного вмешательства знания в жизнь. Как только он не называл его: "величайшим лицемером нашего времени", представителем "опошлевшего иконоборства", "иностранцем, пишущим о России", "панегиристом смерти". Однажды, вспоминает Линниченко, "когда Толстой стал ссылаться на то, что уже раньше писал о вопросах, бывших предметом спора, Николай Федорович ответил ему: "Да ведь вы, Лев Николаевич, тогда были не только знаменитым писателем, но и неглупым человеком". Отношения между Федоровым и Толстым испортились окончательно в 1892 году, когда Толстой опубликовал за рубежом статью против русского правительства. Философ посчитал такой поступок непатриотичным и не подал графу руки.

15 сентября 1898 года директор Румянцевского музея Михаил Алексеевич Веневитинов подписывает прошение Николая Федоровича об отставке. Этому акту предшествовали почти полугодовые попытки отговорить шестидесятидевятилетнего Федорова от этого шага: его упрашивала дирекция, писали письма сотрудники и читатели. Попытки вернуть Николая Федоровича продолжались и после его окончательного ухода.

Официальной мотивировкой ухода было ухудшение здоровья, впрочем, вполне реальное, но внутреннее побуждение оставалось все то же отдать оставшиеся силы исключительно Делу.

Последние пять лет жизни Федорова чрезвычайно плодотворны: фактически все работы, входящие во второй (опубликованный) и третий (неопубликованный) том его трудов, написаны в это время. И главное - он предпринимает вторую после "Вопроса о братстве… "попытку целостного изложения своего учения: "Супраморализм, или Всеобщий синтез", основную часть которого составляют двенадцать пасхальных вопросов, двенадцать блистательных сгустков, микрокосмов его мысли, вобравших в свои глубочайшие формулы истины активного христианства. Это своеобразный образец нового "евангелия" такого христианства.

Федоров живет главным образом в Москве, летом перемещаясь в Сергиев Посад. В последние годы жизни он вынужден был вновь поступить на службу в архив Министерства иностранных дел - пенсия была так мала, что ее не хватало даже при мизерных потребностях Николая Федоровича. В архиве он встретил не просто уважение к своим деловым и личным достоинствам, но был согрет особо внимательно-любовным, родственным отношением, какого ему недоставало всю жизнь. И в эту свою последнюю службу Николай Федорович не мог не внести одушевление своего Идеала. Ему виделось учреждение, призванное заняться изучением причин розни, вражды, небратства, накопившихся между странами и народами, и возникало видение будущего Министерства международных сношений и международного дела с архивом, превращающимся в Международный музей мира.

В августе 1899 года он отправляется в дальнюю дорогу, в Асхабад, к своему ученику Николаю Павловичу Петерсону. Осенью они совершают путешествие на Памир. Достигнув цели, Николай Федорович пишет - "У подошвы Паропамиза, на рубеже Ирана и Турана". Паропамиз - это горная система в Афганистане, северные предгорья которой заходят на территорию нашей страны.

Бодрящие впечатления от путешествия по древнейшим путям соединяются с глубокой историософией, с надеждой, что Россия, умиротворительница степи и кочевников, поможет победить пустыню, голод и смерть через всеобщую регуляцию этого края и станет воистину "Новым Ираном".

В начале 1900 года Николай Федорович уезжает из Асхабада. Отъезд омрачен очередной ссорой гостя с хозяином. И в этом году, кроме июльской публикации двух статей Петерсона "К вопросу о лучшем устройстве нашей школы", в форме рецензии на книгу воронежского писателя Евгения Марсова "Грехи и нужды нашей школы" (1900), - кстати, хорошего знакомого и Петерсона, и Федорова, - ничего не появляется. Но с середины следующего года наступает настоящий бум вокруг федоровских идей (поданных, естественно, анонимно).

3 и 5 июня "Асхабад" публикует в подвале второй и третьей страницы на половину листа большую статью Федорова "Разоружение. Как орудие разрушения превратить в орудие спасения" - перепечатка из "Нового времени" от 14 октября 1898 года. Это одна из важных работ Федорова, в ней изложены его проекты регуляции природы, превращения армии в естествоиспытательную силу и т. д., но в ней еще нет речи о главном - о воскрешении и преображении умерших. И вот с 6 июля в пяти номерах "Асхабада" печатается большая работа Федорова "Самодержавие", где уже прямо была высказана главная Идея.

Именно "Самодержавие" стало, наконец, той бомбой, что взорвала спокойствие, вежливое равнодушие, царившее до этого по отношению к первым, частичным обнаружениям идей "общего дела". Интересно, что, несмотря на всю остроту полемики, по мере все большего прояснения федоровских идей, даже самые резкие противники начали склоняться к признанию их важности и необходимости систематического их представления.

Последние годы жизни Федорова были и необычайно плодотворны (почти все работы, входящие в 3-й том его сочинений, написаны тогда), и особенно трудны. Хотя Федоров сохранял большую умственную энергию, физическое его здоровье ухудшалось. Но главное - он ощущал почти полное духовное одиночество.

Самым значительным его последователем, кроме Петерсона, был Владимир Александрович Кожевников, ученый, философ и поэт, человек обширнейших и разносторонних знаний, в совершенстве владевший восемью языками.

Николай Федорович скончался 15 декабря (по старому стилю) 1903 года в Мариинской больнице для бедных. Как рассказывают, смерть наступила, по существу, случайно. Однажды в трескучие декабрьские морозы под нажимом знакомых Федоров изменил своим привычкам ходить в легком платье круглый год. Его почти насильно одели в шубу и посадили на извозчика, чего он никогда себе не позволял. Результатом явилась простуда и сильнейшее двустороннее воспаление легких.

Сергей Бартенев, известный музыкант своего времени, автор исследования о Кремле, писал о впечатлении, которое произвела эта смерть: "Не верилось, что этот ополчившийся против смерти человек когда-нибудь умрет. Когда это случилось и я увидал его лежащего мертвым, помню, мир мне показался в овчинку, столь далеким, столь маленьким! Такого человека не стало!"

Похоронили Николая Федоровича на кладбище московского Скорбященского монастыря (на нынешней Новослободской улице). Могила философа, призывавшего живых обратиться сердцем и умом к кладбищам, была снесена в 1929 году, место последнего упокоения утрамбовали под игровую площадку. Осуществилось зловещее пророчество Федорова о нравственном одичании, одним из симптомов которого станет "превращение кладбищ в гульбища", а "сынов человеческих" - в "блудных сынов, пирующих на могилах отцов".

Сразу после смерти Федорова Петерсон и Кожевников начали готовить к изданию все труды, написанные их учителем. В 1906 году в городе Верном (ныне Алма-Ата) вышел первый том "Философии общего дела" всего в количестве 480 экземпляров. Следуя заветам покойного, ученики выпустили книгу "не для продажи". Часть тиража была разослана по библиотекам, из другой части любой желающий мог себе бесплатно заказать экземпляр у издателей.

Второй том был издан через семь лет, в 1913 году, в Москве. Был подготовлен к печати и третий том, содержавший ряд статей Федорова и прежде всего его переписку, но наступившие бурные события первой мировой войны и революции помешали его выходу в свет. Федоров не произносит слова "соборность", "русская идея". Но нет другого такого мыслителя, который бы столь всесторонне и глубоко осмыслил идею общности человечества во имя высоких целей обретения им вечной жизни.

Патриот, он считал, что русскому народу суждено сказать свое веское слово. Но что означает "подчинение всех земель и всех миров воскресшим поколениям"? Федоров предсказывает покорение космоса. Он сравнивает Землю с космическим кораблем: "Вопрос об участи земли приводит нас к убеждению, что человеческая деятельность не должна ограничиваться пределами земной планеты. Мы должны спросить себя знание об ожидающей землю судьбе, об ее неизбежном конце, обязывает ли нас к чему-либо или нет?

Творец через нас воссоздает мир, воскрешает все погибшее, вот почему природа и была оставлена своей слепоте, а человек - своим похотям. Через труд воскрешения как самобытное, самосозданное, свободное существо свободно привязывается к Богу своей любовью. Поэтому же человечество должно быть не праздным пассажиром, а прислугой, экипажем нашего земного, неизвестно еще какою силою приводимого в движение корабля - есть ли он фото, термо или электроход. Да мы и знать не будем, какою силою движется наша земля, пока не будем управлять ее ходом.

Что фантастичнее построение нравственного общества на признании существования в иных мирах иных существ, на признании эмиграции туда душ, в действительном существовании чего мы даже и убедиться не можем, или же обращение этой трансцендентной миграции в имманентную, то есть поставление такой миграции целью деятельности человечества". Именно тогда родилась основная мысль Федорова, мысль, что чрез нас, чрез разумные существа природа достигнет полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст все разрушенное по ее слепоте и тем исполнит волю Бога, делаясь подобием его.

Причина недолговечности человека - зависимость от природы. Последняя противостоит человеку как враждебная сила, а человек в своей слепоте не находит ничего лучшего, как насиловать и уничтожать природу, попадая еще в большую зависимость от нее. Необходимо не подчинение природы, а ее "регуляция", внесение в природу воли и разума. Естественный прирост населения надо заменить воскрешением мертвых. Появление человека на Земле не было случайностью. Но это не значит, что все совершается по божественному плану Федоров был верующим, однако давал православному вероучению своеобразное истолкование.

Апокалипсис он рассматривал только как предостережение человечеству. Гибель мира можно и нужно предотвратить. Эту мысль затем восприняли Н. Бердяев и С. Булгаков. От Федорова к Бердяеву перекочевала и другая идея - космическая ответственность духа.

Федоров мечтает об обращении Солнечной системы в "хозяйство", человек должен выйти в космос и использовать его для расселения и обеспечения воскрешенных. Вот еще одна поражающая воображение мысль, не имевшая аналогов у предшественников (о воскрешении умерших и полетах на Луну говорили на Западе в эпоху Возрождения и Просвещения) о том, какой облик примет в будущем человечество, Федоров видит его "многоединым, или, точнее сказать, всеединым существом".

При том, что личность каждого "будет сохраняться". Федоров апеллирует к образу Святой Троицы, единой в трех лицах. Так и человечество, созданное по образу и подобию Бога, станет бессмертным, единым и многоликим. Пока подобие неполное. "В учении о Троице заключается путь для совокупного действия человеческого рода, закон всемирной истории не в смысле знания, а в смысле указания пути".

* * *
Вы читали биографию философа, факты его жизни и основные идеи его философии. Эту биографическую статью можно использовать, как доклад (реферат, сочинение или конспект)
Если вас интересуют биографии и учения других (русских и зарубежных) философов, то читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого великого философа (мыслителя, мудреца).
В основном же, наш сайт (блог, сборник текстов) посвящён философу Фридриху Ницше (его идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано и нельзя понять одного философа, совсем не читая тех мыслителей, которые жили и философствовали до него...
... Представители немецкой классической философии - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов революционеров. Появились мыслители, которые не только изучали и объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Карл Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Артур Шопенгауэр, Кьеркегор, Фридрих Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются представителями нигилизма (философии отрицания)... В XX веке среди философских учений можно выделить - экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия (по мнению Бердяева) начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе русский философ - Владимир Соловьев. Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее читаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright: