Нетрадиционные техники рисования. Фроттаж

Название работы: "Золотая рыбка"

Технике Фроттаж.

    Оселкова Елена Викторовна.
    Преподаватель МАУДО "ДШИ г. Ялуторовска им. С.И. Мамонтова". Назначение: данный мастер-класс будет полезен педагогам дополнительного образования, творческим людям и неравнодушным родителям.
    Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования "Фроттаж".
    Задачи:
    1. Учить детей рисовать в технике "Фроттаж".
    2. Совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами.
    3. Подучить детей работать с трафаретом.
    4. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
    5. Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом.
    Материал: Два листа писчей бумаги формата А4 и один лист ватмана формата А5, восковые мелки, скотч.

    Существует множество необычных и увлекательных способов рисования, и применения их к уже готовым работам.

Примеры существующих.

Мы будем применять Фроттаж . Это метод, лучше всего подходит для создания абстрактных и декоративных картин. Очень красив в графике. В натюрморт можно ввести оттиск, снятый со столешницы или грубого куска ткани. С этой методикой легко экспериментировать, поскольку подходит практически любая фактурная поверхность – деревянная столешница, кора дерева, грубая шероховатая стена и даже искусственные материалы, например ткани, обои, пробки или рифленые подставки под горячие блюда. Фроттаж не ограничивается цветным карандашом; оттиск можно сделать любой сухой средой, например обычным карандашом, графитом, сухой или масляной пастелью.

Эту технику наверняка все помнят с детства. А те кто еще мал обязательно попробуйте. Делается все прост, берём монетку, кладём под писчий листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом. Фроттаж готов. И таким образом любую рельефную, фактурную поверхность можно скопировать.

.

    Подготовьте рабочее место для рисования.


2 . Берём лист бумаги и выкладываем на нем трафарет «Золотую рыбка». Трафарет можно вырезать самим или взять готовые. Трафареты обязательно прикрепить к листу бумаги маленькими кусочками скотча.

3. Под писчий лист подкладываем 2-3 монетки в брюшко рыбки Тем самым задаем узор чешуи. Чем меньше монетки, тем лучше.

4. Затем желтым и оранжевым восковым карандашом протираем по монеткам, придерживая их, чтоб пропечаталось посильнее.

Повторим это упражнение с мелками другого цвета, чтобы изображения казалось объёмным.



5. К плавникам применяем серую подложку с рельефом в полоску. И протираем красным мелком. (можно поиграть с разными цветами).

6. У головы применяем оранжевый цвет и не везде, а небольшим пятном по низу кабы создавая тень.

7. Для глаза на ажурном трафарете нам нужно найти большой завиток, и постараться поместить его под листом так, чтоб он оказался в месте, где и должен быть глаз.

8. С этим же трафаретом делаем фон, добавляем любые другие напоминающие волны и водоросли.

9. Закрашиваем фон рисунка восковыми карандашами. Порисовав зеленым цветом водоросли, бежевым мелком песочное дно. Цвет воды, как всегда красим синим.

Я предлагаю вашему вниманию небольшой обобщающий опыт в нетрадидионном виде графики, находки в технологическом процессе работы с учащимися. Покажу как в зависимости от возраста, умений и навыков учеников, можно использовать на уроках графические техники, позволяющие мотивировать к творчеству, эмоциональному и профессиональному развитию.

Для любого преподавателя, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Графика расширяет возможности в техническом воплощении своих замыслов, позволяет найти для многих увлечение на всю жизнь, а некоторым ориентир в профессии. Ведь чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы, а также материалы, с которыми действуют ученики, тем интенсивнее развиваются художественно-творческие способности.

Уже на подготовительном отделении в своей работе я использую такие графические техники, как: «кляксография», «монотипия», «отпечатки листьев», «восковые мелки, свеча и акварель», «оттиск смятой бумагой», «печать по трафарету», «набрызг» и др. Такая практика дает учащимся представление о выразительных возможностях различных материалов, вырабатывает разнообразные умения и навыки, даёт возможность воплотить любой изобразительный замысел, раскрыть возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Поступив в 1 класс нашей школы, учащиеся получают знания и навыки на дополнительном предмете, не предусмотренном учебным планом - «Графика». На учебную дисциплину «Графика» отводится 1 час в неделю. В школе имеется авторская программа по предмету. Авторы программы - Муругов Юрий Алекссандрович и Муругова Маргарита Трофимовна. Программа отмечена СЕРТИФИКАТОМ. на областном конкурсе профмастерства «Волжский проспект».

Наличие печатного станка в школе значительно расширяет возможности в изучении этого предмета. Открываются возможности преподавания - как для поднятия общего культурного уровня учащихся, так и для профессиональной специализации особо одарённых детей.

Интерес педагогов, и поиск новшеств в подходах к процессу печати, связанный с появлением новых материалов на рынке, позволяет им самим окунаться в процесс творчества, приобщая к этому и своих учеников.

На уроках решаются следующие задачи:

Формируется интерес учащихся к изобразительной деятельности;

Формируются умение предварительно продумывать содержание образа и последовательность его воплощения;

Стимулируется активность, самостоятельность, инициатива детей в придумывании содержания и способов изображения, оригинальных замыслов;

Развивается эстетическое восприятие, художественный вкус.

Расскажу об одной из самых увлекательных техник в графике «фроттаж» в переводе с французского «натирание, протирка».

Придумал эту чудо-технику немецкий художник, сторонник сюрреализма, график и живописец Эрнст Макс. Эта техника проста и оригинальна. Мы все знакомились с ней в детстве. Если положить монету под тонкую бумагу и плотно заштриховать её карандашом, получится чёткое изображение рельефа. Эта техника и есть «фроттаж».

На самом деле список предметов, помимо монеты, используемых в технике «фроттаж» безграничен, Можно использовать любой фактурный или рельефный материал для творческой работы.

Если полученное изображение целиком состоит из переведённого рисунка, он не может считаться вашим творением. Нужно на бумагу переводить лишь отдельные рельефные элементы как дополнение к собственной работе.


Главным в технике «фроттаж» является объём, что позволяет раскрытию широких возможностей для творчества и оригинальных идей.

Предметы для работы в технике «фроттаж» можно найти где угодно. В ход могут пойти любые предметы, которые вокруг нас. Их можно найти дома, на улице. Главное, чтобы предметы имели чёткую фактуру, удобную для перевода на бумагу.

Например, эти прекрасные одуванчики получились путём натирания щётки для душа.→

Букет цветов и пейзаж при помощи деревянной салфетки.

Работать можно с любым природным материалом: листьями с деревьев, кора, доски, камни и др.

Для работы в этой технике можно использовать:

  • простые и цветные карандаши от нв до ;
  • цветные восковые мелки;
  • пастель и др.

Главное в процессе работы держать правильно карандаш или мелок. Если, например, хотите показать не чётко выраженный рельеф с преобладанием штриховок, то нужно работать штриховкой, пользуясь разными карандашами, сильно нажимая грифелем на бумагу. Если, предпочитаете показать плавные тональные переходы с чётко выраженным рельефом, используйте более мягкие материалы, например восковые мелки и пастель, при этом работать надо тушевкой, держа мелок горизонтально к бумаге, либо катать, слегка нажимая, способом натирания.

Работая в технике «фроттаж» получаются очень интересные графические композиции, при использовании одного чёрного цвета. Особенно потрясающими создаются рельефные изображения с помощью восковых мелков из-за мягкости материала.

На следующем рисунке показано 3 простых варианта передачи фактуры листика в изображении на бумагу

  • 1 вариант - пользуясь одним цветом;
  • 2 вариант - пользуясь двумя цветами, наложенными друг на друга;
  • 3 вариант - добавляя для контраста чёрный цвет;



Также, в качестве упражнения, используйте разные приёмы натирания на бумагу мелками или карандашами, путём сильного и слабого надавливания. Подчеркивая контур, нужно нажимать сильнее материалом, с которым работаете, а постепенно расслабляя пальцы, можно перейти к передаче плавных тонов и передаче объёма.

Используйте бумагу разной тональности белую и разноцветную.

Цвет бумаги может быть основой для поиска идей и создания интересных композиций.

Как создать композицию в этой технике?

Процесс работы прост, но требует внимательного изучения рельефного материала и тогда может возникнуть спонтанная идея,озарение для создания уникальной работы. Если рельефный материал изучен, сделаны

предварительные упражнения для изучения фактуры материала, идея композиция есть, можно приступать к работе. Изучим 3 способа создания композиции.

1 способ

Главной центральной идеей в композиции является выбранный вами, рельефный материал. Это самый простой вариант в создании композиции. Сначала нужно правильно класть под лист материал, придерживаясь замысла вашей композиции.

После нанесения изображения на бумагу в технике «фроттаж», рисунок можно дополнить небольшими элементами, придуманными вами. Рисунок этой Жар-птицы выполнен таким способом цветными мелками, создавая красивую гамму, путём наложения цвета друг на друга.

2 способ

Возможности для раскрытия творческих идей бесконечны. Нужно только удачно выбрать предмет для переведения узора или сюжета. Техника «фроттаж» поистине уникальна тем, что она доступна всем возрастным категориям, малышам и взрослым.

Способов изображения мажет быть много, учитывая оригинальность и диапазон для творчества в технике «фроттаж». Можно начать с упражнений, для того чтобы изучить и понять фактуру предметов.

Возьмём для примера красивый природный материал: это листья с деревьев. Нельзя работать с листьями, только что снятыми с веточки, их надо слегка просушить, они очень мягкие и могут испачкать бумагу.

Для малышей можно давать уроки по технике «фроттаж», используя очень яркий фактурный материал - это листья клёна, боярышника, дуба, рябины и др.

Для них работа в этой технике как волшебство, сказочное превращение.



Покажите им простые приёмы натирания цветными мелками или пастелью по бумаге, малыши будут в восторге. Для них открывается целый мир фантазий для творчества.

Детям постарше, давая уроки симметрии и ассиметрии в технике «фроттаж», можно работать и в декоративном стиле. Путём правильного, аккуратного наложения рельефного материала под тонкую бумагу, создавайте орнаменты в разных стилях и композициях.

Например:

5.Дальше идёт работа над фоном. Для создания разноплановости и перспективы, мы последовательно накладываем листья друг на друга с обратной стороны бумаги. Сначала кладём листья и закрепив их бумажным скотчем, изображаем средний план, слегка катая мелком по бумаге. Затем, завершаем работу над дальним планом, также накладывая листья поверх других листьев, заранее отобразившихся на бумаге. Следите за тем, чтобы сказочный персонаж не сливался с фоном. Сделайте фон мягче и воздушнее.

Для творческой реализации своей фантазии в создании этой композиции, можно пользоваться цветными и чёрными мелками, пастелью и др. на белом или на цветном фоне.

Техника «фроттаж» очень полезна для развития творческой фантазии у детей младшего и школьного возраста. Изучив и поработав в этой технике, дети будут очарованы тем, что насколько большие просторы для творчества открываются перед ними.

Нетрадиционные техники рисования в детском творчестве. Фроттаж.

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Правильно говорят, что все новое - это забытое старое. Помню, как в детстве подкладывали под лист бумаги монеты, а затем заштриховывали бумагу в этом месте, получая вполне приличные "деньги "для игры в магазин. Как-то все подзабылось. Я не знала, что существует подобная техника рисования и называется она ФРОТТАЖ. Использовать в этой технике можно любые предметы, имеющие рельефную фактуру.

Название «фроттаж» произошло от французского trotter - «натирать ». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность. Появление этой техники связывают с именем художника-сюрреалиста Макса Эрнста, который в 1925 году таким образом перенес на бумагу поразивший его рисунок деревянных половых досок. Он не стал его перерисовывать, а, положив на пол бумагу, натер ее углем. Новая техника с восторгом была принята многими сюрреалистами, которые достигали все новых эффектов преимущественно путем натирания бумаги куском свинца. При этом на ней проступали со специально подобранных и подложенных под нее предметов формы фантастических пейзажей, призрачных птиц и животных. Описание подобной техники иногда можно встретить под названием «техника воскового резиста». Для фроттажа необходимы выразительные фактуры: деревянные поверхности, грубые ткани, выпуклые изображения, в нашем случае - плотные, с интересным рисунком листья, ажурные или линейные элементы. Натирание - фроттаж - производите аккуратно, придерживая лист бумаги, не сдвигая формы под ней. Цвета, которыми штрихуется поверхность, для получения художественного эффекта добавляются и накладываются друг на друга. Подобрав несколько подходящих предметов, поэкспериментируйте с ними. Попытайтесь использовать карандаши разной мягкости. Одни рельефы лучше передаются карандашами В или 2В, о другие - более мягкими. Хотя это совсем не означает, что чем мягче - тем лучше. Очень мягкий карандаш скорее скрывает, чем проявляет рельеф. Попробуйте штриховать в разных направлениях - результаты могут очень отличаться. Зачастую в работе используют несколько плоскостей одного предмета.

Фроттируя листья и другие растительные элементы, мы можем получить живое и точное изображение растительных форм. Для цветочного коллажа эта техника интересна еще и тем, что в ней несложно сделать активный фон. Для этого положите под бумагу и натрите пастелью или мелками понравившуюся вам фактуру холста, ткани, кружева, керамической плитки, обоев. Обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка.

Давайте попробуем вместе… Пора цветов и зеленых листьев уходит. Пытаясь сохранить память о теплых днях, можно составить гербарий. Правда, эта задача – для терпеливых, а что делать тем, кто не хочет ждать, пока растения высохнут? – Нарисовать его! Подберите крупные листья для композиции. Лучше, если они будут не засушенными, а свежими, – это позволит сделать более ясный отпечаток. Поместите первый из листьев или цветков под лист тонированной бумаги. Проведите по бумаге боковой стороной стержня для рисования или воскового мелка, "проявляя" изображение. Не смещая рисунок, стержнем более яркого цвета выделите выступающие части растения, например жилки. Так рисунок станет более объемным. Ластиком очистите фон.

Эту же технику можно использовать иначе. Накройте растение белым листом бумаги. Парафиновой свечой натрите бумагу так, чтобы в местах прожилок остался след.

При помощи широкой кисти тонируйте бумагу акриловыми красками или гуашью. В тех местах, где бумага была натерта свечой, краска не ляжет, и на бумаге проступит светлый отпечаток.

Дайте краске высохнуть, затем ножом или краем лопатки счистите с изображения воск, чтобы отпечаток стал более ярким. Готовые работы дополните паспарту и одинаковыми рамками, объединив композицию.

Дополнить композицию можно "прямым" отпечатком растения. В качестве «штампа» возьмите, например, ажурный крупный лист папоротника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования в детском творчестве. Фроттаж.

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие о...

Методическая разработка "Нетрадиционные техники рисования в развитие творчества дошкольников"

Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, с...

Умение происходит от французского слова trotter, которое переводится как «натирать». Это мастерство создания картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги. Применять в этом искусстве можно разные вещи, которые имеют выразительную фактуру. Любой отчетливый фигурный образец можно повторить, накрыв его листом и заштриховав снаружи поверхность.

Большим плюсом фроттажа считается объемность, а творения в этой технике изумляют фантазию. Невзирая на то что, перед тем как применять это умение, поверхность любого предмета тщательно рассматривают, но определить, как точно будет смотреться рисунок, перенесенный на бумагу, нелегко. Процедура возникновения орнамента в этой ситуации подобна проявлению фотопленки - увлекательное зрелище!

Немного истории

Зародилось это мастерство благодаря художнику-сюрреалисту Максу Эрнсту, который в 1925 году подобным стилем перенес на бумагу потрясшие его очертания деревянных напольных дощечек. Он не принялся их перерисовывать, а просто, положив бумажный лист на пол, растер его углем. Новоявленная техника фроттаж с радостью была одобрена некоторыми сюрреалистами, которые добивались последних результатов большей частью методом натирания бумаги ломтиком свинца. На бумажном листе при этом проявлялись с индивидуально выбранных и подложенных под него предметов контуры изумительных рисунков, мифических животных и птиц. Иногда такое искусство называют техникой воскового резиста.

Что служит основой работы

Фроттаж - что это за искусство? Для занятий таким мастерством потребуются четкие фактуры, а именно: рельефные картинки, деревянные поверхности, жесткие ткани, линейные или кружевные составляющие, крепкие, с необычным изображением листья.

Растирание фроттаж делается с осторожностью: следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга.

Рисование фроттаж

Выбрав некоторые соответствующие предметы, можно провести эксперименты с ними. Лучше применять карандаши различной мягкости. Одни "ландшафты" изображаются карандашами 2B или B, иные - более мягким. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее - тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно попытаться штриховать в разном направлении - эффекты могут значительно отличаться. Очень часто в мастерстве используют много поверхностей одного экземпляра.

Фроттируя листочки и другие растительные основы, можно получить настоящий и отчетливый образ моделей растений. Для цветочного наклеивания это умение увлекательно тем, что в нем легко создать действующий фон. Для этого необходимо положить под бумагу выбранную фактуру обоев, ткани, ажура, керамической плитки или полотна и натереть ее мелками или карандашом. Следует брать во внимание фигуры, которые есть в окружении, и в объектах для фроттажа недочетов не будет.

С какими предметами можно фроттировать

Орнамент, произведенный при помощи мелковолокнистой дощечки, будет пригоден для зарисовки не только деревянной плоскости, но и человеческой кожи на портрете или далеких холмов на картине. Применяя в качестве фигурной поверхности листья, можно изображать деревья, перья птицы или же стены домов. И тут встает вопрос: фроттаж - что это за техника такая? Это искусство прежде всего для творческих людей, которые обладают еще

Перед работой в стиле фроттаж нужно в первую очередь включить фантазию. Для этого следует внимательно оглядеться вокруг, чтобы найти подходящую вещь для получения требуемого орнамента. Сараи, кладовки, кухни или гаражи - места, где можно посмотреть. Перед выбором какого-нибудь экземпляра необходимо перевести его фактуру на бумажный лист и оценить рисунок.

Картина с изображением забора на фоне природы

Что потребуется для техники:

  • тонкий лист бумаги для чертежа формата А3;
  • карандаши HB-5B;
  • немного досок с нитями различной толщины.

Теперь можно приступать к работе.

  1. Рисование в технике фроттаж начинается с подбора предмета, подходящего для мастерства. Для начала нужно набросать силуэт ограждения карандашом HB, потом изобразить отдаленные строения, поля и немного сплетений травы на ведущем фоне.
  2. Заранее определив, какая комбинация карандаша и деревянной плоскости дает идеальный эффект, следует подложить доску под бумагу и начать штриховку. Если стоит цель расположить волокно дерева параллельно столбцам забора, тогда можно положить дощечку перпендикулярно. Если использовать карандаш 2B с толстым стержнем подальше от заточенного края, то реально достичь эффекта мягкого волокнистого ландшафта.
  3. Для того чтобы перенести рельеф поперечных перекладин ограды, требуется повернуть доску на 90 градусов. Далее необходимо пройти карандашом вдоль нитей (выйдут отчетливые линии). По ходу работы полезно проводить эксперименты с различными методами зарисовки.

Фроттаж - что это еще может значить? Это также проявление собственной фантазии, приобретение опыта и, возможно, дальнейшая перспектива в работе.

Нетрадиционная техника рисования. Фроттаж

Наверно, многие мамы помнят, как в детстве делали деньги для игры в магазин. Подкладывали под лист бумаги монетку и заштриховывали сверху карандашом или восковым мелком поверхность бумаги над ней. Сначала с одной стороны, где орел, потом с другой стороны – где решка. После этого две стороны монетки надо было вырезать и склеить между собой.

Но мало кто знает, что такая техника рисования называется – фроттаж. Название этой техники происходит от французского слова frottage (натирание). Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете и затем, перемещаясь не заточенным цветным карандашом по поверхности, вы получаете оттиск, имитирующий основную фактуру.

Оглядитесь вокруг. У себя дома вы можете найти достаточное количество предметов с интересной, фактурной поверхностью – кружева, гофрированный картон, детали от конструктора, москитная сетка, подошва обуви, обои с выпуклым рисунком, расчески и многое другое.

Раскраски для детей. Игры раскраски

С помощью фактурных поверхностей и цветных карандашей (восковых мелков) можно создавать красивые, оригинальные рисунки. Для этого распечатайте из интернета любую понравившуюся вам раскраску. А теперь, подкладывая под бумагу различные фактуры, раскрасьте рисунок. Подробно эта техника описана на сайте www. lisichka. tv

Полезную информацию о технике фроттаж вы найдете также на сайте www. ta-vi-ka.

Для примера еще несколько удачных рисунков, выполненных этим необычным способом рисования:

На нашем сайте рассказывается как с помощью техники фроттаж делать отпечатки листьев.

Наборы для детского творчества

Продаются специальные таблички с различными текстурами для раскрашивания. Правда, в наших отечественных магазинах найти их достаточно сложно. Зато в иностранных интернет магазинах выбор таких материалов для детского творчества очень большой. Называются они там – rubbing plates.

Аппликация. Аппликация из бумаги

В заключение хотим рассказать вам еще об одном интересном применении этой нетрадиционной техники рисования. Если с помощью цветных карандашей и фактурных поверхностей наделать узорчатую бумагу разных цветов, то потом из такой бумаги можно создавать оригинальные аппликации .