Литейный мост. История и мистические легенды

Литейный мост – один из первых постоянных переправ через Петербургскую Неву, который расположился над самым глубоким местом реки. Он первым в мире засиял светом электрического освещения, первым получил мистическую славу из-за необъяснимых происшествий, которые регулярно пугают и одновременно привлекают туристов и сегодня.

Краткая история строительства моста

Строительство второй постоянной переправы, которая соединила центральную часть Санкт-Петербурга с улицей академика Лебедева началось в 1875 году. Авторами сложной работы по строительству Литейного моста стали военный инженер А.Е. Струве и А.А. Вейса.

Очень трудная, изматывающая и приведшая к человеческим жертвам постройка моста длилась 4 года. Стоимость возведения значительно превысила смету и составила более 5 миллионов рублей. В итоге горожане и гости Петербурга 30 сентября 1879 года получили стальной мост длиной в 396 метров и шириной в 34 метра.

За более чем 100-летнюю историю Литейный мост один раз реконструировался. В 1967 году мост полностью обновили. Были заменены металлические конструкции, разводная часть моста сдвинулась к более глубокой части русла, но перила не были затронуты.

Загадки моста

Еще до основания постоянной переправы жители города старались обходить стороной места вблизи Литейного двора. Что в давние времена, что в последние годы с названием мота ассоциируются десятки несчастных случаев, трагедий и непонятных происшествий.

По словам историков, ранее на месте моста находился Древний Атакан – огромный камень, который омывали кровью захваченных пленных племена, обитавших в устье Невы.

Самые загадочные истории, связанные этим мистическим местом:

  • Во время лунного затмения на Литейном проспекте, совсем рядом с мостом появляется мост-двойник. Говорят, что под ним в водоворотах пропадают корабли.
  • Строительство моста понесло множество человеческих жертв: одни источники дают информацию о 40, другие – о 100 смертельных случаях. Не понятно, то ли это связано со спешкой, в которой происходило строительство, то ли с мистической историей об кровавом Атакане, который по прошествии сотен лет все так же требует жертвоприношений.
  • По статистике, наибольшее количество самоубийств происходит именно на Литейном мосту. Согласно одной из легенд, во времена правления Анны Иоанновны в стену моста заживо вмуровали ведьму, смех которой слышно после очередного самоубийства.

Большинство историй, связанных с Литейным мостом – печальные и пугающие, но это только привлекает к себе туристов и жителей города.

comments powered by HyperComments

Краткая историческая справка:

Литейный мост через Неву расположен в створе Литейного проспекта и улицы Академика Лебедева. Название моста происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу в 1711 г. В 1871 г. был объявлен конкурс, на который было представлено 17 проектов. В 1874 г. победителем стал инженер-полковник А. Е. Струве и инженер-капитан А. А. Вейс. Закладка нового моста состоялась 30 августа 1875 г. Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 г. Все участники строительства получили награды, а Струве был пожалован чин генерал-майора. Мост назвали Александровским в честь императора Александра II, но название это не привилось. Пять пролетов Литейного моста перекрывались арочными клепаными металлическими пролетными строениями, а шестой разводной пролет, располагавшийся у левого берега, был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой. При разводке она вращалась на вертикальной оси, расположенной на первой широкой и массивной речной опоре. Разводка моста для пропуска судов производилась при помощи простейшего устройства - ворота, приводимого в действие руками восьми рабочих. Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л. с., питавшейся от городского водопровода. Это был единственный мост с такой системой разводного пролета. Мост был огражден перилами двух типов. Металлические кованые, простого рисунка, легкие и «прозрачные» установили на разводном пролете, на остальном протяжении - тяжелые чугунные литые секции между такими же чугунными стойками (по проекту архитектора К. К. Рахау). Элементы перил представляли высокохудожественное литье. В центре секции перил был изображен картуш - щит с гербом города - перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых композиционно вплетены в фигурный растительный орнамент в виде спиралевидных побегов. У чугунных столбиков просветы между боковыми плоскостями заполнены фантастическими морскими животными, стремительно опускающимися в водную пучину. При разводке оно поднимается под углом 67 градусов. Реконструкция изменила внешний облик моста - исчез огромный бык вблизи берегового устоя, служивший основой для вращения разводной части и вносивший дисгармонию в силуэт моста. Ограждения, бывшие на мосту до реконструкции, были сохранены, причем для разводного пролета секции отлиты из легкого сплава. Одновременно были установлены новые фонари, в оформлении которых использовались художественные особенности ограды моста. Под мостом вдоль набережной проложены пешеходные дорожки с гранитными спусками к воде.

Статус:

Местный памятник архитектуры

Достопримечательности объекта:

Арочный металлический мост через Неву, возведённый в 1879 году вместо плашкоутного моста, соединяет центр города с Выборгской стороной. Построен по проекту инженеров А.Струве и А.Вейса. Мост имеет 5 арочных металлических клепаных ферм и одного однокрылого поворотного разводного пролёта длиной 55 метров. Длина моста - 396 метров, ширина - 34 метра.

Основные мифологические факты:

Давным-давно, на берегах Невы жило воинственное племя. Они совершали набеги, убивая и разоряя соседей. Пленных мужчин приносили в жертву на огромном валуне, который назывался Атакан. Многие годы кровь жертв омывала гранитный камень. И однажды, страдания, страх и слепое поклонение сотворили чудо – камень ожил. Как сказали бы сейчас: «образовался деструктивный эгрегор». Он начал требовать все новых и новых жертв. Все племена в округе были истреблены, но камню нужна была еще кровь и тогда вожди начали выбирать жертв из своего племени. Взмолились тогда женщины и обратились к Великой реке. Они попросили избавить людей от проклятого камня. Услышала их Нева и сжалилась над глупыми людьми. Началась сильная буря, много дней лил дождь, и буйствовала природа, а когда все утихло увидели люди, что изменилось русло реки, и камень оказался на дне. Точное количество жертв строительства Литейного моста не установлено, т.к. не все тела были найдены. По разным оценкам это количество варьируется от 50 до 100 человек. После открытия Литейный мост обрел "нехорошую" славу среди жителей. На мосту часто совершались самоубийства и убийства. В районе часто пропадали и пропадают без вести люди. Кстати, сама река в этом месте имеет самую большую глубину (около 25 метров) и очень сложный и непредсказуемый характер течения. Возможно, поэтому возникло поверье о Черной Воронке, которая неожиданно возникает около ферм моста и может "поглотить" в себя проплывающую лодку или небольшой катер. Вымысел это или нет, не известно, но в 2002 году в одну из опор Литейного моста врезался и затонул сухогруз "Каунас".

1. Полное наименование объекта (если объект переименовывался, например, улица, то первоначальное название). Литейный мост

2. Исторические события, связанные с объектом (даты постройки, основания). Закладка нового моста состоялась 30 августа 1875 г. Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 г.

3. Местонахождение объекта (фактический полный адрес). Россия, Санкт-Петербург, Литейный мост

4. Описание объекта (краткая характеристика внешних черт, автор, дата сооружения, материал изготовления, размеры, тексты надписей на памятнике). арочный металлический мост через Неву, возведённый в 1879 году вместо плашкоутного моста, соединяет центр города с Выборгской стороной. Построен по проекту инженеров А.Струве и А.Вейса. Мост имеет 5 арочных металлических клепаных ферм и одного однокрылого поворотного разводного пролёта длиной 55 метров. Длина моста - 396 метров, ширина - 34 метра.

5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных (библиографическое описание литературных и архивных материалов).Антонов Б. И. Мосты Санкт-Петербурга. - СПб: Глагол, 2002.

Бунин, М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда.. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1986. - 280 с.

Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. - Л., Лениздат, 1971.

6. Отличительные признаки объекта, степень уникальности. первый в Петербурге мост, который освещался электрическими фонарями

7. Состояние объекта и степень сохранности. Хорошее состояние

8. Охрана памятника (кем и как охраняется).Местная, Администрация Санкт-Петербурга

9. Базовая легенда/миф Давным-давно, на берегах Невы жило воинственное племя. Они совершали набеги, убивая и разоряя соседей. Пленных мужчин приносили в жертву на огромном валуне, который назывался Атакан. Многие годы кровь жертв омывала гранитный камень. И однажды, страдания, страх и слепое поклонение сотворили чудо – камень ожил. Как сказали бы сейчас: «образовался деструктивный эгрегор». Он начал требовать все новых и новых жертв. Все племена в округе были истреблены, но камню нужна была еще кровь и тогда вожди начали выбирать жертв из своего племени. Взмолились тогда женщины и обратились к Великой реке. Они попросили избавить людей от проклятого камня. Услышала их Нева и сжалилась над глупыми людьми. Началась сильная буря, много дней лил дождь, и буйствовала природа, а когда все утихло увидели люди, что изменилось русло реки, и камень оказался на дне. Точное количество жертв строительства Литейного моста не установлено, т.к. не все тела были найдены. По разным оценкам это количество варьируется от 50 до 100 человек. После открытия Литейный мост обрел "нехорошую" славу среди жителей. На мосту часто совершались самоубийства и убийства. В районе часто пропадали и пропадают без вести люди. Кстати, сама река в этом месте имеет самую большую глубину (около 25 метров) и очень сложный и непредсказуемый характер течения. Возможно, поэтому возникло поверье о Черной Воронке, которая неожиданно возникает около ферм моста и может "поглотить" в себя проплывающую лодку или небольшой катер. Вымысел это или нет, не известно, но в 2002 году в одну из опор Литейного моста врезался и затонул сухогруз "Каунас".

Литейный мост стал вторым постоянным мостовым сооружением в Петербурге. Мост, построенный на месте нерегулярной Благовещенской переправы, соединил Литейный проспект с Выборгской стороной города. Возведение объекта стало знаковым событием для города на Неве. При строительстве были воплощены передовые для тех времен инженерно-технические идеи.

Для туристов Литейный мост – один из культовых объектов Санкт-Петербурга. Уникальная разводная конструкция делает мост едва ли не самым узнаваемым в мире. Кроме того, туристы заинтересуются архитектурными особенностями, историей и наличием большого количества достопримечательностей неподалеку.

Благовещенская переправа через Неву возникла еще до решения Петра I об основании Петербурга. Действовала переправа только в зимнее время, когда реку в этом месте сковывал лед. Пользовались переездом в основном купцы, следовавшие из Новгорода в Выборг.

В 1786 г. здесь соорудили из бревен наплавной мост, получивший название Воскресенский. Эта переправа прослужила больше полувека. В 1849 г. власти Петербурга решили разобрать Литейный двор и освободившееся место использовать в качестве продолжения Литейного проспекта. Для переезда с этой улицы на Выборгскую сторону использовался Воскресенский мост, который получил новое название – Литейный.

Весной 1865 г. на Неве прошел мощный ледоход, снесший наплавную переправу. Жизнь города была частично парализована. Это событие подтолкнуло власти Петербурга к окончательному решению проблемы – строительству постоянного моста через Неву. Обсуждения и согласования длились четыре года. Наконец, в 1869 г. Гордума Петербурга поддержала идею властей.

Специальная комиссия объявила конкурс проектов, на который российские и иностранные компании представили 17 работ. В 1872 г. был назвал победитель – британская архитектурная фирма, предложившая проект моста арочной конструкции с наличием двух разводных пролетов.

Впрочем, англичанам не суждено было приступить к реализации своей идеи. В дорожном министерстве выбранный комиссией проект назвали слишком дорогим и небезопасным. В итоге был назначен новый конкурс, победу в котором одержали инженеры А. Е. Струве и А.А. Вейс.

Струве и Вейс предложили конструкцию с шестью постоянными пролетами и поворотным крылом у левобережья Невы. С авторами проекта был заключен контракт, в соответствии с которым строительство моста предполагалось завершить за 4 года.

В 1875 г. наплывной мост был разобран. Строители приступили к сооружению опор новой переправы, и сразу стало понятно, что с этим их ждут серьезные проблемы. Глубина Невы в этом месте составляет 24 метра, а дно сильно заилено. Решение было найдено в использовании огромных фундаментов-кессонов.

К сожалению, при возведении моста не обошлось без человеческих жертв. Осенью 1876 г. один из кессонов неожиданно просел, и в него начала поступать вода. Жертвами аварии стало 5 человек. Второй несчастный случай стал еще более трагичным по количеству погибших: в 1877 г. один из кессонов взорвался и затонул, в результате погибло 29 мостостроителей.

Аварии потребовали дополнительного финансирования, но на сроках работ, в целом, сказались не сильно. В 1879 г. мост был открыт. Ему было присвоено название «Александровский» - по имени правящего тогда царя Александра II. Мостостроители были награждены и повышены в должностях.

Поворотная часть моста приводилась в движение с помощью специального ворота, который вращали восемь работников. Позднее эту устаревшую систему заменили на водонапорную турбину, открывавшую мост для прохождения кораблей уже через 20 мин.

Литейный мост отличается уникальными литыми решетками, изготовил которые знаменитый архитектор К. Рахау. На каждом пролете решетки находится выполненный из чугуна барельеф: две русалки держат в руках щит, на котором изображен герб Петербурга. Всего в ограждении 546 художественных секций. На разводном пролете моста решетка отсутствует.

Александровский мост обошелся государству в 5,1 млн. руб. – колоссальные деньги по тем временам. Изначально планируемая цена была превышена в 1,5 раза. Впервые для изготовления пролетных конструкций моста была использована сталь – ранее для этих целей применяли чугун. Кроме того, переправа стала первым мостовым сооружением Петербурга, освещенным электричеством.

Историческое наименование объекта – Литейный мост - было возвращено после революции 1917 г.

В середине 60-х гг. 20-го в. из-за изменившихся судоходных условий было принято решение о масштабной реконструкции Литейного моста. Работы были поручены ленинградским инженерам. Руководителем группы стал Л. Вильтгруде, план разработал Ю. Синица. На месте строительство контролировал инженер Ю. Кожуховский.

В ходе реконструкции поворотное крыло было заменено на постоянный пролет, а в центральной части моста было сооружено разводное звено.

Кроме того, мост стал частично пешеходным – с двух сторон были оборудованы тротуары. Со стороны Литейного проспекта к переправе подвели две современные автомобильные трассы.

Эксперты признали реконструкцию Литейного моста исключительно удачной: значительно повысилась пропускная способность сооружения, внешний облик переправы стал гармоничнее.

Многие туристы приезжают в Петербург, чтобы полюбоваться разводкой мостов. Это завораживающее, удивительное зрелище, которое невозможно наблюдать больше нигде в мире. Разводка Литейного моста начинается в конце марта, заканчивается в конце декабря. В 1.40 движение по мосту завершается, в 1.50 включается подъемная система. В 4.45 движение по мосту возобновляется.

Неподалеку от Литейного моста находятся такие достопримечательности, как Большой дом на Литейном, Новый Арсенал и Площадь Ленина.

Литейный мост, построенный в конце 19 века (1879 год) инженером А. Струве на месте старого наплавного моста, снискал мрачную мистическую славу еще в период строительства. Казалось, что неведомая сила мешает работам. Старожилы предупреждали, что "место тут нехорошее", и после постройки старались обходить мост стороной.
Легенда мистического моста описана и в дневнике пра-пра-дедушки.


Литейный мост в конце 19 века. Рис. П. Верещагин
Первый мост в мире, который стал освещаться электрическими фонарями

189* год
Из дневника Николая Вербина

Я возвращался поздним вечером, наслаждаясь последними теплыми вечерами перед осенью.
Стемнело, на Неву опустился туман. Проходя мимо Литейного моста, я заметил силуэт барышни, стоявшей у перил. Забеспокоившись, что вечером одной даме идти опасно, я направился к ней дабы предложить помощь. Туман сгущался, даже свет фонарей стал едва заметен. Наконец, я подошёл к незнакомке. Черты её хорошенького юного лица были едва различимы в густом тумане.



Вид на Литейный мост в наши дни (фото мои)

Вы друг господина К*, - произнесла она радостно. - Почему он не приходит? – в её голосе слышалась обида. – Передайте ему, что я жду на мосту, как мы условились...
С этими словами она спешно покинула меня, скрывшись в тумане.

Я повернул назад и к удивлению обнаружил, что туман рассеялся.
Лицо барышни показалось мне знакомым. Вскоре я вспомнил, где мог видеть эти черты. Незнакомка оказалась поразительно похожа на дочь знаменитого промышленника Н*, пропавшую неделю назад. Наверно, уже каждый в Петербурге видел фото барышни Н* после её исчезновения…



Мост и прогулочная набережная (и снова пошли дожди)


Литейный мост в начале 20 века носил еще одно название - "Александровский мост"

На следующий день я нанес визит приятелю Александру К*, который встретил меня в очень подавленном расположении духа.
- Я влюблен в Ольгу, - произнес он сразу после приветствия, показывая мне фото пропавшей девушки, – Мы должны были встретиться на Литейном мосту, но придя, я не нашел её… Неужто Ольга стала жертвой злодея-убийцы? Мне страшно даже подумать о несчастье...

Молодые люди полюбили друг друга вопреки интересам семей. Они принадлежали к фамилиям двух знатных промышленников, которые молча недолюбливали и избегали друг друга долгие годы. Влюбленные скрывали от семей свои встречи. Александр рассказал мне, что они с Ольгой решили бежать от родительского гнева, дабы быть вместе. Может показаться, что такая история невозможна в наш прогрессивный век, но столетия проходят, а люди не меняются.


Литейный мост в конце 19-начале 20 века.

Разумеется, я рассказал другу о своей странной встрече на мосту с барышней, поразительно похожей на его невесту.

Александр задумчиво произнес:
- Иногда ночами возникает над Литейным - мост-призрак - дорога в иной мир. Ольга заблудилась, и теперь ждёт меня, дабы увести за собой… Я готов последовать за моей милой Ольга...

Если бы я не сталкивался с мистическими явлениями, то бы решил, что мой друг обезумел от горя.
- Ольга ждёт меня, - повторил Александр. - Спасибо за добрую весть...
На этом мы расстались. Друг простился со мной как в последний раз.


Орнамент ограждения моста. "Классический сюжет - русалка" :)

Истории, как ночами на месте обычного Литейного моста в тумане появляется другой мост - мост-призрак, появились давно. Ничего не подозревающие горожане ступают на "призрачный мост". На мгновения открывается мистический путь, шагнувший на который уже не вернется к живым...

Я вспомнил, что после беседы с барышней, повернул назад. Неужели, я тоже мог сгинуть, если бы решил перейти на другой берег?



Строительство моста

Этой ночью мне приснился сон, как Александр и Ольга, держась за руки, удалялись по мосту за туманный горизонт. Уходя, они обернулись, будто благодря, что я помог им встретиться. Их размытые силуэты скрылись в тумане...

На следующий день в газетах появилась новость об исчезновении сына промышленника К*. Последний раз его видели у Литейного моста.

Я надеялся, что мой друг наболтал глупости, а сам заранее условился с барышней о дате встречи. Вполне разумно исчезнуть с невестой в разные дни, дабы не навлекать подозрений о совместном побеге. Но тогда зачем Ольга показалась мне, прося напомнить, что ждет? И откуда она могла знать, что я знаком с Александром? И этот странный сон - как они уходили за горизонт...

Наши дни
Историю из дневника пра-прадеда я вспомнила, когда однажды ночью проезжала на такси мимо Литейного моста. Таксист оказался общительным дядечкой. Он раньше работал водителем экскурсионного автобуса, и знал много забавных историй о Питере.

Когда мы выехали на набережную, вокруг опустился сильный туман.
В тумане на Литейном мосту промелькнул чёрный силуэт. Таксист тоже заметил его и прибавил скорость. Мы пронеслись по набережной мимо моста.


Съезд с моста на Литейный проспект. Выходной, движение свободное.
В будни на мосту пробки целый день

Вообще, не надо гулять у Литейного моста, как стемнеет, - сказал он. - Особенно в туман...

История Александра и Ольги промелькнула в памяти.
Литейный мост может завести в другой мир? И если есть вход из нашего мира, возможно, есть выход из иного... Мне вспомнился чёрный силуэт. Гости с того света выходят на мост, чтобы полюбоваться на ночной Питер?


С моста открываются красивые виды на Петропавловскую крепость...


...и на Крейсер Аврора

Знаю истории, когда люди без вести пропадали, - продолжал таксист. - Один мой приятель, так пропал. Последний раз его машину на Литейном проспекте видели. Он любил истории о призраках, и мечтал увидеть что-то сверхъестественное. Его Литейный мост как бы заманивал. Я хобби друга бредом считал, пока он не исчез... А потом я узнал, что на этом месте люди ещё с 19 века пропадать стали.

Я поначалу решила, что дядька хочет подшутить, пересказывая знакомые байки, и ждала, когда он начнет хихикать, но таксист оставался серьёзным.


Виды на набережную

Мне рассказывали, как ночами воды реки под мостом бурлить начинают, - добавил он. - Водоворот появляется. От водоворота возникает смерч, как густой чёрный дым, который окутывает мост и затягивает прохожих.

Я слышала историю о магическом камне Атакан, которому в древности приносили в жертву пленников. Кровь несчастных давала камню силу. Однажды пленники взмолились богам о спасении от смерти. Боги услышали их мольбы - река вышла из берегов и затопила Атакан своими водами. Но мрачный камень мстит людям, затягивая новые жертвы в мистические водовороты.

Если призрачный мост - дорога в загробный мир, то жутко представить, куда затягивает чёрный смерч, созданный проклятым жертвенным камнем.
Как гласил старинный фолклор - из водоворота "вылазит всяка нечисть, которая поганы рожи корчит, да слова срамные кричит" .

А про самобийц на мосту и так все знают, - напомнил таксист, - не, я ночью через этот мост не поеду.


Мемориальная доска была поставлена в 60-е годы 20 века

Литейный мост, как место самоубийц упоминается ещё в романе Чернышевского "Что делать?"
По сюжету романа - летом 1856 года в номере петербургского отеля находят записку: «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».
Во времена Чернышевского на месте нынешнего моста существовал другой мост - наплавной, но о "проклятом месте самоубийц" слухи уже появились.


Вид на мост с набережной

Трагедии прошедшего лета
Этим летом на Литейном мосту произошли трагические события.

29 июля в ночь на воскресенье с разведенного моста упал в реку автомобиль. Были найдены тела двух погибших - мужчины-водителя и женщины-пассажирки. Причина трагедии - водитель, игнорируя заграждения, выехал на разведенный мост.

8 июля поздно вечером с моста прыгнул мужчина.
Слова очевидца: "Всплыл. Махал руками. Ничего не говорил. Люди пытались прыгнуть. Другие остановили их как-то. Сказали, что тут достаточно тяжелое течение. Он ушел под воду, потом всплыл. Три раза где-то так вот".

Считалочка
У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!

Литейный мост - второй постоянный мост через Неву (после Благовещенского). Изначально мост носил имя Императора Александра II.


В XIX веке в этом месте на Неве был наплавной мост. Но после аварии, случившейся 4 апреля 1865 года, когда бурным ледоходом была сорвана наплавная переправа, было принято решение о строительстве постоянного моста. Строительство велось с 30 августа 1875 года по 30 сентября 1879 года.

Конструкция моста представляла собой пять пролетов, которые перекрывались арочными клепаными металлическими пролетными строениями, и шестой поворотный разводной пролёт.

Разводной пролёт был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой. При разводке она вращалась на вертикальной оси, расположенной на первой широкой и массивной речной опоре, располагавшейся у левого берега. Несимметричное поворотное пролетное строение состояло из 8 ферм раскосной системы, скрепленных между собой поперечными балками и диагональными связями; оно уравновешивалось над устоем системой противовесов. Разводка моста происходила вручную - четыре, а затем восемь рабочих вращали ручной ворот. Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л.с., питавшейся от городского водопровода.

Литейный мост был первым в мире мостом постоянного типа, освещенным электричеством. Вскоре после открытия, на нём были установлены электрические фонари со «свечами» П. Н. Яблочкова.

В 1964 году, в связи с обновлением Волго-Балтийского пути, возникла потребность в модернизации моста. Проект реконструкции Литейного моста был разработан в институте Ленгипротрансмост коллективом инженеров под руководством Л. А. Вильдгрубе и архитектора Ю. И. Синицы. В 1966-1967 годах была проведена реконструкция моста.

В 1967 году мост был открыт для движения. Поворотный разводной пролёт был заменён раскрывающимся и перемещён на более глубоководное место. Перила моста были сохранены, для разводного пролёта были отлиты копии перил из лёгкого сплава. Установлены новые фонари, гармонично сочетающиеся с оградой переправы. Под мостом вдоль набережной были проложены пешеходные дорожки и обустроены гранитные спуски к Неве. Именно в таком виде мост можно увидеть в наши дни.


1. Днем, в сведенном состоянии, мост не привлекает особого внимания горожан и туристов. Если не учитывать активное дорожное движение и регулярные пробки.

2. Но летними ночами, когда зажигаются фонари и подсветка моста, на набережной собираются люди, ждут разводку, попивая различные напитки; кто-то рыбачит, а кто-то просто наблюдает за течением Невы.

3. Из шести мостовых опор ближайшая к Литейному проспекту является самой объемной.

4. В этой опоре находится пульт управления, машинное отделение, противовесная и другие технические помещения.

5. Выглядит как неприступный форт.

6. Входом во внутренние помещения является этот горизонтальный люк.

7.

8. Создается впечатление, что ты на подводной лодке.

9. Помещение, откуда ведется наблюдение за мостом и управление разводным пролетом. На кадре - главный механик - Захаров Александр Вячеславович. Работают здесь по два человека в смену, два через два. Сверху - еще 6 человек - охрана.

10. Естественно, все компьютеризировано.

11. Пульт управления. Сверху - видео с камер наблюдение.

12.

13.

14. Спускаемся вниз и осматриваем гидравлические столбы. Всего их восемь: четыре толкают пролет вверх, а другие четыре - тянут вниз. Так как эти усилия приложены к разным точкам пролета, мост принимает положение, приближенное к вертикальному.

15. А это помещение неофициально называется "противовесная". Сюда помещается противовес, когда мостовой пролет устремляется в небо.

16. В помещение стоит характерный шум - над нами проезжают автомобили. Нижняя часть помещения находится ниже уровня воды.

17. Машинное отделение.

18. Тот самый момент - после нажатия этой кнопки мостовой пролет начнет движение.

19. Выходим на маленький балкончик, откуда будем наблюдать за разведением. На набережной не очень людно: наибольшее внимание привлекают мосты с двумя разводными пролетами.

20. Мост еще практически сведен, но движение уже началось.

21. Хотя со стороны Литейного проспекта может показаться, что мостовой пролет поднимается до полностью вертикального состояния, это не так. Угол наклона составляет 67 градусов.

22. Как только начинается разведение моста, на Неве начинается очень активное движение. Масса туристических катеров проплывает под неразводными пролетами, под громкую музыку и веселые крики веселящейся публики. Некоторые катера проплывают даже под двигающимся пролетом, что является довольно серьезным нарушением правил судоходства.

23. Вот так выглядит часть моста, примыкающая к Выборгской стороне. Довольно необычный вид.

24. Поднятый пролет "простоит" в таком положение несколько часов. Разводной пролет Литейного моста - САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ В МИРЕ - 3200 тонн!

25.

26. Одна из двух опор, на которые разводной пролет опирается в опущенном состоянии.

27. А вот и один из виновников торжества - крупное грузовое судно.

28. Опять спускаемся в "противовесную". Можно увидеть не только сам противовес, но даже часть моста, покрытую асфальтом с дорожной разметкой.

29.

30. К вопросу о том, что происходит с проводами электропередачи. Они просто свисают.

31. Именно эти перила, на разводной части, отлиты из алюминия, хотя внешне практически не отличимы от остальных - чугунных.

32.

33. Были случаи, когда автомобилисты не заметив того, что мост разведен, сбивая ограждения и проезжая дальше, врезались в поднятый пролет. Естественно, такие случаи происходили не из-за чрезмерной трезвости водителей.

34. Все, наверное, помнят и про нашумевшую акцию Арт-группы "Война", когда группа активистов нарисовала на мосту фаллос.

35. Эта интереснейшая экскурсия на Литейный мост была организована