Гробница цинь шихуанди - фантазии и археологическая реальность. Биографии известных людей китая Кто был первым правителем китая

Цинь Шихуанди, настоящее имя Ин Чжэн, первый император династии Цинь, который положил конец многовековым войнам среди воюющих кланов, завоевал шесть царств, создал и объединил под своим правлением китайское централизованного государство.

Восхождение на престол Цинь Шихуанди

Император родился в городке Ханьдане, в далёком 259 году. Отец императора Чжуансян-ван был внуком вана от наложницы не самого высокого ранга, он в соответствии с порядком о престолонаследии не имел шансов на китайский трон.

Про мать императора ходят несколько легенд, по одной из них её подарили его отцу уже беременную. Этот факт, хотя и не доказанный, долгое время порочил репутацию Шихуанди, настроив против него немало недругов. По другой легенде мать происходила из очень древнего и известного китайского рода, она спасалась от преследования, спрятавшись у дальних родственников.

После смерти вана престол унаследовал Аньго Чжуансян-ван, он правил три года, а потом трон занял Ин Чжэн.

Первые годы правления и регентство

Цинь Шихуанди неожиданно сел на престол в 13 лет. Уже на то время царство Цинь было самое могущественное в Поднебесной, но новоиспечённый император в силу возраста не мог править сам, ему в регенты был назначен Люй Бувэй.

После смерти отца молодого императора, его регент стал не скрываясь жить с матерью Чжэна. К тому же ей в дар был преподнесён евнух Лао Ай (привычная практика дарить полностью или частично кастрированного слугу). По версии учёных Лао был далеко не евнухом, а сожителем матери.

Евнух быстро сосредоточил власть вокруг себя, такое положение не нравилось Шихуанди, так как его считали неразумным ребёнком.

С достижением совершеннолетия он быстро взял власть в свои руки и узнал об отношениях матери с евнухом, причём мать втайне родила двоих детей, один из которых уже готовился стать приемником императора. После проведения расследования, все карты были раскрыты и Лао Ай при сговоре с некоторыми государственными советниками готовил войну против Чжэн. Бой состоялся возле городка Сяньяна, где войска Лао были разгромлены, по приказу он вместе со своими родственниками был казнён.

Люй Бувэя в наказание за связь с предателями был сослан, по дороге к месту отсылки покончил с собой. Мать он отправил в ссылку, но после нескольких лет изгнания она была возвращена к царскому двору.

Министр Ли Сы

После предательства, Цинь Шихуанди приказал отправить в ссылку всех не циньских вельмож. Ли Сы представил отчёт, где объяснил нецелесообразность таких действий, ведь пойдёт цепная реакция вражды к императору, указ отменили.

Будущий премьер-министр оказал огромное влияние ещё на неопытного Шихуанди, многие учёные даже считают, что создание централизованной империи Цинь это заслуга именно Ли Сы. Император в тандеме с достаточно умным премьер-министром проводили блестящие войны с противниками с востока.


Объединение империи Цинь

Все действия Шихуанди были направлены на объединение Китая, ведь страна предоставляла собой несколько культурных центров и варварские окраины.

Он вошёл в историю, как человек, довольно жёсткий, тот, который не давал своим врагам расслабиться. Уже в 32 года завоевал княжество, где родился. После этого он с пышной церемонией вошёл в город, и под его личным руководством были уничтожены все ненавистники семьи, а таких было немало.

Во время правление на Чжэн было совершено несколько покушений, но все окончились неудачно, так как он умело владел мечом. После таких нападений он ещё более ожесточился, и всё больше расширял свои владения.

И вот в свои 39 лет он объединил абсолютно весь Китай, став единоличным правителем и внял своё тронное имя Цинь Шихуанди, тем самым основав свою династию.

Правление единым государством

После объединения страны начался долгий процесс реформирования, для закрепления успеха. По приказу императора была перенесена и столица в город Сяньян, туда же отправились и все чиновники, советники, вельможи вместе со своими семьями со всех завоёванных территорий. Так Цинь Шихуанди мог их легко контролировать и следить за всеми их действиями.

По наставлению Ли Сы он не стал назначать своих родственников правителями новых земель (как это было принято до Чжэн), вместо этого разделил новое государство на 36 военных округов, поставил во главу чиновника и управляющего.

Императорское строительство

После объединения государства Шихуанди стал возводить свою гробницу, к грандиозной стройке были привлечены миллионы человек. Немало, правда! К тому же он проложил семь дорог через всю страну.

Ещё одной стройкой стало возведение Великой Китайской стены, она служила для ограждения Китая и варварских государств на границе. После централизации были снесены все внутренние оборонительные стены и сооружения, государство нуждалось в защищённых границах.

Путешествие по стране

Последние 10 лет Чжэн крайне мало времени проводил в столице, из-за огромной территории он постоянно колесил по стране, участвовал в проведение кровавых ритуалов в храмах, посещал торжественные мероприятия и восхвалял себя.

В период своего путешествия он взошёл на гору Тайшань, первый из императоров вступил на берег моря, причём в каком бы уголке страны ни появлялся, всюду начиналось грандиозное строительство дорог, храмов и дворцов.

Нарастающее недовольство

Так как в поселение годы Цинь Шихуанди был больше озабочен своим бессмертием, чем делами страны, он всё реже стал объезжать свои владения. Избегал встреч с обычными людьми, он считал, что его будут считать божеством, но вместо этого в тоталитарных кругах росло всё большее недовольство. После трёх заговоров он больше не доверял никому из своих приближенных, стал нелюдим и всё больше терял рычаги власти. К тому же он всё чаще искал эликсир бессмертия колеся по стране. И вот ему доложили, что нашли долгожданный остров бессмертия. Он лично вышел в море, но до острова так и не добрался, ему стало плохо и вскоре он умер.

Гробница императора Цинь Шихуанди

40 лет назад была найдена гробница Цинь Шихуанди, охраняемая армией воинов. Гробница, как и многие памятники истории, обнаружена совершенно случайно, при раскопках артезианских источников крестьянами в 1974 году, около городка Сиань.

На сегодняшний день обнаружены приблизительно 600 захоронений. Главное сооружение - Подземный дворец, так и не был найден, о нём упоминается во многих древних источниках.

Гробница стала известна на весь мир по другой причине, всё благодаря , которые охраняли покой императора, а также коней и колесниц. Человеческие фигуры имеют разное выражение лица: радость, страх, грусть, сердитость, злость. Каждый воин - отдельное произведение искусства, не похожее друг на друга, фигуры имеют и разный рост от 1.70 до приблизительно 2 метров.

Многие учёные и археологи считают, что Чжэн поступил «гуманно». Перед его правлением сравнительно долгое время вместе с императорами в гробницу хоронили самых верных войнов, а таких насчитывалось несколько тысяч. Для Шихуанди были созданы терракотовые войны, хотя в гробнице были захоронены и живые люди. По некоторым летописям, там было приблизительно захоронено несколько десятков тысяч людей, причём различных по статусу и социальному положению в обществе: строители, богатые люди, и несколько принцев – конкуренты Цинь Шихуанди при борьбе за трон.

Многие тайны гробницы не раскрыты, поэтому ждём новых исследований и открытий.

Цинь Шихуанди - это уникальнейший персонаж в истории. Человек, который не побоялся пойти против системы, человек объединивший огромную страну, и которого чтут и уважают в Китае.

В российских школьных учебниках по истории рассказывается не очень подробно. Навряд ли каждому понятно, что III столетие до н. э., когда Цинь Шихуанди – первый китайский император, объединил враждующие разобщенные царства, – это и время Пунических войн . И события, которые происходили на Востоке, ничуть не менее значимы, чем сотрясавшие Европу и ее ближайших соседей.

Цинь Шихуанди насаждал идеологию порядка и сильной центральной власти, что довольно актуально для современного человечества. Он желал жить вечно. В результате если не вечно, то очень долго живет его заупокойная пирамида, которая стала крупнейшей археологической сенсацией ХХ столетия. Там была обнаружена так называемая Терракотовая армия – уникальнейший памятник, который уже в XXI веке привозили в Москву и выставляли в Государственном историческом музее.

Цинь Шихуанди родился в 259 г. до н. э. в Ханьдине, в княжестве Чжао царства Цинь. Его отец Чжуансян-ван был правитель, это следует из его имени, потому как «ван» означает «князь» или «царь».

Мать была наложница. То есть Цинь Шихуанди – бастард (незаконнорожденный, внебрачный ребенок). Больше того, мать перешла к Чжуансян-вану от предыдущего господина, придворного Люй Бувэя. И ходили слухи, что сын в действительности – его. Люй Бувэй, кстати, всячески покровительствовал мальчику. Однако оказаться его сыном было не очень лестно, потому что он, в отличие от Чжуансян-вана, не был князем и даже занимался торговлей.

Происхождение может многое объяснить в характере Цинь Шихуанди. История знает немало примеров того, как отчаянно рвутся к власти именно незаконнорожденные, а следовательно, уязвленные. Об этом неоднократно писал великий . Есть такое особенное стремление – доказать всем, что ты хоть и не такой знатный, как другие, зато самый сильный.

Мальчика назвали Ин Чжэн, что означает «первый». Догадка гениальная! Ведь он в действительности стал первым китайским императором.

В результате сложных придворных интриг Люй Бувэй смог добиться того, чтобы в 13 лет Чжэн стал правителем государства Цинь – одного из семи китайских царств. Китай переживал в те времена период раздробленности, и каждое из княжеств имело относительную самостоятельность.

Китайская цивилизация – одна из древнейших в мире. Ее начало относят к XIV столетию до н. э. Она зародилась, как и некоторые другие древние культуры Востока, в долине двух великих рек – Хуанхэ и Янцзы. Речная цивилизация во многом зависит от ирригации. Воюя с соседями, возможно попросту разрушить ирригационную систему, которая обеспечивает поля водой. И засуха, и затопление могут стать причиной потери урожая, а это означает – голод.

В VIII–V веках до н. э. Китай переживал этап раздробленности и внутренних войн. Однако, даже несмотря на это, древним китайцам было свойственно осознание себя единой великой цивилизацией, Поднебесной – прекрасным миром, окруженным «злыми варварами» и поэтому вынужденным себя защищать. При этом китайцам в действительности было чем гордиться. У них уже появилась письменность, они освоили металлургию и смогли создать совершенную систему ирригации.


Следует заметить, что 7 китайских царств – это полулегендарное понятие. К примеру, Британия на островах в Средневековье также началась с так называемых 7-и англосаксонских королевств. Это своего рода символ раздробленности. Китайские княжества – это Янь (северо-восток), Джао (север), Вэй (северо-запад), Цинь (также северо-запад), Ци (восток), Хань (центр) и Чун (юг).

Важную роль в преодолении мозаичной разобщенности сыграло именно царство Цинь, находившееся на северо-западной границе, в предгорьях, в излучине Хуанхэ. Оно не было самое передовое в экономическом отношении, потому как основные его силы уходили на сдерживание варваров, наступавших с северо-запада, в том числе сюнну – будущих гуннов. Именно это заставило жителей царства Цинь создать военную организацию, в большей степени мощную, чем у соседей.

Исследователи сравнивают внутреннее устройство царства Цинь с военной организацией Спарты. Бывают такие государства – не самые передовые в экономическом плане, но самые вынужденно организованные. Строжайшая дисциплина, прекрасное владение оружием – это выдвигает их в первые ряды. Так и Цинь оказалось самое заметное среди 7-и китайских царств.

Первые 8 лет на престоле Чжэн реально не правил. Власть была в руках его покровителю Люй Бувэю, который назвал себя регентом и первым министром, получив также официальный титул «второго отца».

Юный Чжэн проникся новой идеологией, центром которой в те времена было княжество Цинь. Она получила название легизма, или школы права. Это была идеология тоталитарной власти. Безграничный деспотизм вообще свойствен для Древнего Востока. Вспомним древнеегипетских фараонов, осознававших себя богами среди людей. И правители Древней Ассирии говорили о себе: «Я царь, царь царей».

В Древнем Китае идеология легизма пришла на смену философии, которую разработал примерно за 300 лет до Шихуанди знаменитый мыслитель Конфуций (Учитель Кун, как его называют в документах). Он организовал и возглавил первую в Китае частную школу. В нее принимали всех, а не только детей аристократов, потому как главная идея Конфуция – нравственно перевоспитать общество через перевоспитание правителей и чиновников.

Это во многом близко, к примеру, взглядам древнегреческого философа Платона, который в V–IV веках до н. э., приблизительно спустя столетие после Конфуция, также говорил о необходимости перевоспитания правителей и даже пробовал перейти к практической деятельности. Платон, как известно, до такой степени раздражал одного из тиранов, что тот продал его в рабство.

Конфуций, как сообщает известнейший историк Древнего Китая Сыма Цянь, предложил свои услуги 70-ти правителям, говоря: «Если кто-то использует мои идеи, я смогу сделать нечто полезное всего за один год». Но никто не откликнулся.

Идеи Конфуция предвосхищают философию гуманизма. У него трудящийся народ должен быть подчиненным и работящим, но государство обязано заботиться о нем и защищать его – тогда в обществе будет порядок. Именно Конфуций учил: «Должность не всегда делает человека мудрецом». А мечтой его был мудрец на высокой должности.

Как писал Сыма Цянь, Конфуций был недоволен современным ему обществом, опечален тем, что путь древних правителей заброшен. Он собрал и обработал древние гимны, стихи о единстве народа и власти, о необходимости подчиняться правителю, который должен быть добр к народу. Он видел общественное устройство как дружную семью. Поэтом Конфуцию приписали авторство, но, видимо, он в действительности лишь собрал эти произведения.

По мнению же молодого Чжэна, увлеченного идеями легизма, закон это высшая власть, идущая от неба, высший же правитель – носитель этой высшей власти.

238 год до н. э. – Чжэн стал править самостоятельно. Люй Бувэя он сослал, заподозрив – возможно, не беспочвенно – в подготовке мятежа. После его принудили . Остальных заговорщиков жестоко казнили. Среди прочих – и новый любовник матери Чжэна, ставленник Люй Бувея Лао Ай. Начиналась эпоха великих казней.

Цинь Шихуанди сделался полновластным хозяином небольшого, но довольно воинственного княжества. Первые 17 лет своего самостоятельного правления он постоянно воевал. Его правой рукой сделался некто Ли Сы. Это был страшный человек. Выходец из низов, из глухой деревни, он оказался весьма хитроумным и очень воинственным. Ли Сы горячо разделял идеологию легизма, придав ей определенную жестокую направленность: он уверял, что закон и обеспечивающее его наказание, а значит, жесткость и страх есть основа счастья всего народа.

К 221 г. до н. э. правитель Цинь смог покорить шесть остальных китайских царств. На пути к намеченной цели он пользовался и подкупом, и интригами, но более часто – военной силой. Подчинив себе всех, Чжэн объявил себя императором. Именно с этого времени он звался Шихуанди – «император-основоположник» (аналогично древнеримскому обозначению «император Август»). Первый император Цинь Шихуанди заявил, что править будут десятки поколений его потомков. Он жестоко ошибался. Но пока казалось, что этот род в действительности непобедимый.

Армия Цинь Шихуанди была огромной (ее ядро составляло 300 тыс. человек) и располагала все более совершенным железным оружием. Когда она двинулась в поход против сюнну, варвары были отброшены, а китайская территория на северо-западе в значительной мере расширена. Чтобы обеспечить защиту от враждебного окружения, первый китайский император приказал соединить былые укрепления шести царств новыми крепостными сооружениями.

Этим было положено начало строительству Великой Китайской стены. Возводилась она, так сказать, всем миром, но не добровольно, а принудительно. Основной строительной силой были солдаты. Вместе с ними работали сотни тысяч заключенных.

Укрепляя внутренний порядок, Цинь Шихуанди не переставал отгораживаться от внешнего варварского мира. Мобилизованное население неустанно строило Великую стену. Оставался китайский император и завоевателем. Он затеял войны в Южном Китае, на землях, которые не входили в число 7-и царств. Расширив свои владения на юге, Цинь Шихуанди выдвинулся дальше и покорил древнейшие государства Вьетнама, которые назывались Намвьет и Аулак. Туда он стал насильственно переселять колонистов из Китая, что вело к частичному смешению этносов.

Цинь Шихуанди основательно занялся внутренними делами государства. Ему приписывают такой лозунг: «Все колесницы с осью единой длины, все иероглифы стандартного написания». Это значило принцип единообразия буквально во всем. Как известно, к стандартизации, в частности мер и весов, стремились и древние римляне. И это было очень правильно, потому как способствовало развитию торговли. Однако в Риме, при всей тяге к порядку и дисциплине, сохранялись и элементы демократии: Сенат, выборные государственные должности и т. п.

В Китае же единообразие поддерживало прежде всего ничем не ограниченную центральную власть. Императора объявили сыном неба. Возникло даже выражение «мандат неба» – мандат от высших сил на абсолютную власть над каждым человеком.

Заботясь о единообразии, Цинь Шихуанди создал целостную сеть дорог. В 212-м до н. э. он велел провести дорогу с севера на восток, а потом прямо на юг, в столицу. При этом проложить ее было приказано прямо. Выполняя повеление императора, строителям приходилось прорубать горы и перебрасывали мосты через реки. Это была грандиозная работа, посильная лишь для мобилизованного населения тоталитарного государства.

Первый китайский император Цинь Шихуанди, ввел единую систему написания иероглифов (в покоренных царствах письменность несколько отличалась) и общую систему мер и весов. Но наряду с этими благими деяниями была и организация единой системы наказаний. Легисты утверждали: «Разуму народа возможно доверять настолько же, насколько и разуму ребенка. Ребенок не понимает, что страдание от малого наказания – это средство получить большую пользу».

Новой столицей Шихуанди сделал город Сяньян, неподалеку от современного Сианя, к юго-западу от Пекина, в центре современного Китая. Туда переселили высшую знать из всех шести царств – 120 тыс. семей. Всего в столице проживало около миллиона человек.

Вся территория государства была поделена на 36 административных округов, чтобы прежние границы царств были забыты. Новое деление никак не соотносилось ни с былыми границами, ни с этническими особенностями населения. Все держалось исключительно на насилии.

Ни один человек в империи не мог иметь личного оружие. Его у населения отобрали, а из полученного металла отлили колокола и 12 гигантских статуй.

213 год до н. э. – приняли закон об уничтожении книг. Его энтузиастом был Ли Сы. Он считал важным, чтобы люди позабыли об учености и никогда не вспоминали о прошлом, чтобы избежать дискредитации настоящего. Историк Сыма Цянь привел текст обращения Ли Сы к императору.

Придворный с возмущением сообщает: «Услышав об издании указа про книги, эти люди тут же начинают обсуждать его исходя из своих собственных идей! В душе они его отрицают и занимаются пересудами в переулках! Они делают себе имя, понося начальство». Все это считали недопустимым. У народа не должно быть никаких собственных идей, а решения властей не подлежали обсуждению.

Выводы Ли Сы таковы: мириться с таким положением невозможно, так как оно чревато ослаблением правителя. Необходимо сжечь все книги, хранящиеся в императорских архивах, кроме хроники династии Цинь. Следует изъять тексты Шицзин и Шу-цзин – древние гимны и исторические документы, объединение которых приписывают Конфуцию, – и сжечь все без разбора. Уничтожению не подлежали лишь книги, посвященные медицине и гаданию. «Тот же, кто пожелает учиться, – пишет Ли Сы, – пусть берет в наставники чиновников».

И разумеется надо казнить любого, осмелившегося говорить о Шицзин и Шу-цзин, а тела казненных выставлять на торговых площадях. Если же кто-то станет критиковать настоящее, ссылаясь на прошлое, и хранить запрещенные книги, его следует казнить вместе со всей семьей, при этом уничтожить три поколения, связанные с этим человеком.

Примерно спустя 50 лет после смерти императора в стене одного из старых домов обнаружили замурованные книги. Погибая, ученые прятали их, в надежде сохранить знание. Так неоднократно бывало в истории: правитель истреблял ученых, но культура в последствии возрождалась. И Китай при династии Хань, утвердившейся на престоле после преемников Шихуанди, возвратился к идеям Конфуция. Хотя, великий мудрец вряд ли смог узнать себя в новых пересказах.

Его философия была во многом основана на патриархальных мечтах о справедливости, равенстве, на вере в возможность перевоспитать правителя. После господства легизма неоконфуцианство впитало идею незыблемости порядка, естественного деления людей на высших и низших и необходимости сильной центральной власти.

Чтобы провести в жизнь свои законы, император Цинь Шихуанди создал целую систему жесточайших наказаний. Виды казни для порядка даже пронумеровали. При этом убить человека ударом палки или проткнуть копьем – это легкие способы казни. Во многих случаях необходимы другие, более изощренные. Шихуанди постоянно ездил по стране, лично следя за исполнением своих приказов.

Повсюду возводились стелы с надписями такого, к примеру, содержания: «Великий принцип управления страной прекрасен и ясен. Его можно передать потомкам, и они будут следовать ему, не внося никаких изменений». На другой стеле появились такие слова: «Надо, чтобы повсюду теперь люди знали, что нельзя делать». Стелы этого императора – квинтэссенция деспотизма, основанного на запретительно-карательной системе тотального контроля.

Цинь Шихуанди построил для себя гигантские дворцы и повелел соединить их запутанными дорогами. Никто не должен был знать, где на данный момент находится император. Он всегда и везде появлялся неожиданно. У него были основания бояться за свою жизнь. Незадолго до его смерти были один за другим разоблачены три заговора.

А умирать Шихуанди не хотелось. Он верил, в возможность отыскать эликсир бессмертия. Чтобы добыть его, снаряжались многочисленные экспедиции, в том числе к островам Восточного моря, вероятно в Японию. Об этой далекой и труднодоступной земле в древности ходила всяческая молва. Потому было нетрудным поверить, что эликсир бессмертия хранится именно там.

Узнав о поисках эликсира, уцелевшие ученые-конфуцианцы заявили, что это суеверие, такого средства не может существовать. За такое сомнения 400 или 460 конфуцианцев были по приказу императора живыми закопаны в землю.

Так и не раздобыв вожделенного эликсира, Цинь Шихуанди сосредоточил основное внимание на своей гробнице. Трудно сказать, была ли у него на самом деле идея, чтобы вместе с ним была похоронена его гигантская армия, и не пришлось ли уговаривать императора заменить живых воинов терракотовыми.

Шихуанди умер в 210 г. до н. э., при очередном объезде владений. Его уверенность в том, что установленный порядок незыблем, не оправдалась. Крах системы наступил довольно скоро после его смерти. Ли Сы обеспечил самоубийство прямого наследника – старшего сына императора Фу Су, а после добился того, чтобы все сыновья и дочери первого китайского императора Цинь Шихуанди были уничтожены один за другим. С ними было покончено к 206 году. Жив остался только его ставленник Ли Сы, младший сын Шихуанди Эр Шихуанди, которого Ли Сы считал марионеткой, игрушкой в своих руках.

Но главный евнух дворца смог расправиться с самим Ли Сы. Бывшего всесильного придворного предали казни по всем тем правилам, которые он пропагандировал и насаждал, при этом по четвертому, самому чудовищному варианту. Весьма поучительная история для злодеев…

206 год до н. э. – убили и второго императора Эр Шихуанди. В стране развернулось мощное движение социального протеста. Ведь население уже много лет страдало от жестоких порядков и роста податей. Дошло до того, что у каждого человека изымали около половины доходов. Начались народные восстания, одно из них, как ни удивительно, было успешное. Династия Хань, последовавшая за династией Цинь, – это потомки одного из победителей, возглавившего грандиозное народное движение.

1974 год – китайский крестьянин обнаружил в одной из деревень в районе города Сиань, недалеко от бывшей столицы Шихуанди, фрагмент глиняной скульптуры (видео в конце статьи). Начали проводить раскопки – и было обнаружено 8 тыс. терракотовых солдат, каждый высотой примерно 180 см, то есть нормального человеческого роста. Это была Терракотовая армия, сопровождавшая первого императора в последний путь. Захоронение самого Цинь Шихуанди пока не вскрыто. Но археологи считают, что оно находится там же.

Первый император Китая стал героем многочисленных книг и фильмов. Следует отметить, что он очень полюбился фашистам, которые по сей день лепят из него свой идеал, забывая, как дорого обошелся стране созданный им порядок и насколько недолговечным он оказался.

Н.Басовская

Автор книги “Кровавый рассвет поднимался с севера”, китайский писатель Сү Жянвэйн, написал её на классическим “кандзи”, поэтому текст сложен для прочтения и перевода, говорит глава информационного агентства МОНЦАМЭ А.Баатархуяг.

Эта книга рассказывает о цивилизации Китая, и её символе - письменности кандзи. Автор утверждает, что истоком китайской кандзи явились культура кочевников, проживавших на территории сегодняшней Монголии.

Как известно, китайцы утверждают, что их цивилизация и культура зародились в устьях Желтой и Голубой рек (Хуанхэ и Янцзы) и на берегу океана, а кандзи появилась на панцире черепахи. Однако книга Сү Жянвэйня абсолютно отметает это представление. Согласно ей, как оказалось, все, что ранее было приписано китайцам - произошло от народа Ху, предков современных монголов, о которых до сих пор в Китае быткет представление как о варварах.

Монголы. Фото forum-eurasica.ru

Иначе говоря, современные китайцы нашли источник своей культуры и цивилизации в монгольской истории. Автор «Кровавого рассвета» включил в свою книгу много научных материалов и исследования, которые сложно оспорить.

По словам писателя, китайский тотем Дракон также имеет монгольское происхождение. По его мнению, тотем монголов Волк, или степной Волк, для китайцев стал небесным Драконом.

Но и это ещё не все. Сү Жянвэйнь в своей книге написал о том, что язык аристократии во дворцах китайской империи был монгольский. Это следует из китайских легенд о первом государстве Китая, династии Цинн. Также, по его мнению, первый китайский император, Цинь Шихуан-ди был монголом из рода Зүрчин и говорил на монгольском языке. Именно поэтому Модун хаан из Хунну и Цин Шихуан вполне свободно говорили друг с другом - на монгольском языке.

Цинь Шихуанди (246-210 гг. до н.э.). Фото japanesedolls.ru

Император Цинь Шихуан известен тем, что объединил Китай под своей властью в 221 до н.э., разделив страну на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором. Император Цинь Шихуан создал централизованное, управляемое государство на основе легизма, при этом проводились репрессии против сторонников конфуцианства.

Впрочем, чтобы адекватно воспринять эту сенсационную книгу, надо иметь неплохое знание китайской истории.

В традиционной монгольской письменности Китай пишется как "Нанхиад". Это значит «Южные хианцы» (нан-южный). Хиан - это крупная группировка племенной аристократии, оплот древней Азии. До сих пор им отводилась главная роль в истории Хунну, Монголии, Китая, Зүрчин и тюрков. На самом деле, такие титулы как Шанью, Хаган, Хуанди указывают на Хиан.

Фото kulichki.net

Последователи конфуцианства издревле и до сих пор с целью манипуляции стремятся уничтожать и искажать эту историю, считают ряд историков. Некоторые монгольские китаисты говорят, что “Си” на кандзи - а это фамилия Си Цзиньпина, главы КНР - нет среди традиционных китайских фамилий. И книга “Кровавый рассвет поднимался с севера” говорит, что фамилия “Си” происходит из северных кочевников - нынешних монголов.

Великая китайская стена уже не отделяет “северных варваров” от “цивилизованной империи” - в историческом смысле?

К слову сказать, монгольские историки уже успели назвать Сү Жяньвэйна “китайским Гумилевым”.

Главный редактор агентства МОЦАМЭ, заслуженный деятель культуры Монголии, историк и писатель Ц.Сүрэнжав уже начал переводить «Кровавый рассвет» на монгольский язык.

Справка

Цинь Шихуанди (кит. трад. 秦始皇帝, пиньинь: Qín Shǐ Huáng-dì, буквально: «Первый император Цинь»), настоящее имя Ин Чжэн (кит. трад. 嬴政, пиньинь: Yíng Zhèng; 259 до н. э. - 210 до н. э.) - правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К 221 г. до н. э. он установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая и вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства. Основанная им династия Цинь, планировавшая править Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти.

Китай, г.Сиань, май 2010г.

В III веке до н.э. в китайском царстве Цинь, родился принц Ин Чжэн, которому богами уготована была великая судьба. Уже в 13 лет он взошел на престол, а в 21 стал самостоятельным правителем.

В те времена Китайбыл поделен на 7 самостоятельных царств. Местные царьки постоянно враждовали между собой, ослабляя и разоряя свои государства.

И вознамерился Ин Чжэнстать великим правителем. Собрал он огромное войско, и захватил все соседние земли. Царей убивал, столицы сравнивал с землей, и устанавливал везде свои порядки.

17 летИн Чжэн провел в войнах, тысячи людей положил в битвах, но добилсяобъединения всего Китая под своей властью. Большое дело! Великому правителю не гоже жить со старым детским именем, и взял он себе новое, подобающее его статусу имя Цинь Шихуанди, что значит «Первый император из династии Цинь»

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 г.до н.э., после чего новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного.Во-первых, город Сиань назначил столицей всей своей империи. Ввел жесткие стандарты на все: деньги, меры веса и длины, письменность, строительство, даже ширину оси для телег, чтобы повозки беспрепятственно могли добраться из одного конца могучей империи в другой. За образец, естественно, были взяты стандарты царства Цинь. Вся предыдущая история была объявлена не актуальной. В 213 г. до н.э. древние летописи и книги всех побежденных царств были сожжены. Закопали живыми в землю более 460 ученых заподозренных в нелояльности к новому режиму.

Но не только мудрым был Цинь Шихуанди, но и чрезвычайно жестоким. За любое неповиновениеновымзаконам - смерть. При этом простая смертная казнь была самым легким наказанием. Обычными были следующие виды смертной казни: выламывание рёбер, разрыв колесницами, варка в большом котле, разрубание пополам или на части, четвертование, обезглавливание и после казни выставление головы на шесте в людных местах. Особо опасные преступления карались казнью не только виновного, но и всех его родственников в трёх поколениях, а, учитывая, что семьи у китайцев были большие, эта мера часто касалась тысяч человек.


В это времяна Китайс севера нападалидикие племена кочевников-гуннов. Они разоряли земли, а жителейуводили в плен.

Для обороны северных границ Империи Цинь Шихуанди начал объединение разрозненных оборонительных сооружений в единую - Великую Китайскую Стену , протянувшуюся почти на 4 тысячи километров. Строили ее в течении 10 лет из утрамбованной земли и каменных глыб более 2 миллионов человек (солдаты, рабы из военнопленных и преступников). Умерших от непосильного труда, по преданию, замуровывали в стену. Условия возведения: голая степь, периодические набеги племен и полуголодное существование. Наблюдателям-дозорным обрубали ноги, чтобы они не могли бежать с вышек при атаках кочевников. Великая стена унесла невиданное количество жертв, ныне современные китайцы говорят, что каждый камень в стене - это чья-то жизнь.

* * *

К моменту создания империи Цинь Шихуанди было сорок лет это немалый возраст для тех древних времен. Настало время заняться поисками бессмертия - беспокоили старые раны, сказывался возраст, а царствовать планировалось еще тысячу лет.В поисках чудесного эликсира он исследовал древние рукописи, допрашивал мудрецов, посылал экспедиции на больших кораблях в поисках волшебной травы, по преданиям даровавшей бессмертие.

В конце концов, Цинь Шихуанди издал указ о том, что император будет жить вечно. Поэтому и после его смерти его тело еще долго оставалось в тронном зале, и церемонии проводились так же, как если бы он был жив.

Смерть же императора оказалась какой-то несуразной. Как и всякий восточный правитель, Цинь Шихуанди имел гарем, и в нем было несколько тысяч наложниц. Одна из них и убила первого императора Китая, воткнув ему во время сна в ухо большую иглу. Это произошло в 210 году до н.э., когда Цинь Шихуанди было 48 лет.

Уже с момента восхождения на престол Цинь Шихуанди отдал приказ начинать строительство своей гробницы. И в 30 километрах от города Сианя, у горы Лишань за 38 лет700 тысяч рабочих построили целый погребальный город - огромный подземный комплекс, спроектированный как зеркальное отражение столицы Циньской династии.

Мавзолей императора представлял собой дворец, обнесенный двумя стенами из сырцового кирпича. Внешняя протянулась на шесть с лишним километров, внутренняя — примерно в четыре километра длиной. За внутренней стеной располагается сам мавзолей: подземное сооружение прямоугольной формы длиной в полкилометра и шириной несколько меньше. К нему подходят несколько туннелей. Весь комплекс занимает площадь 60 кв. км.

Склеп заполнили перевезенные и опущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные ценности, несметные сокровища, в том числе и золотой трон первого императора.

На полу усыпальницы находилась громадная карта мира, с реками и океанами из ртути.



Для охраны императора и его богатств в 1,5 км к востоку от царской гробницы были захоронены терракотовые воины. Первоначально Цинь Шихуанди собирался закопать 4000 настоящих воинов, но такая попытка могла стоить жизни и ему самому, и его империи. И советникам таки удалосьубедить императора создать глиняных, числом более 8000, а так же около 200 лошадей. Сбруя, оружие, детали вооружения этой загадочной армии были настоящими.Фигуры лепились с реальных воинов, для того чтобы после смерти души воинов могли переселиться в скульптуры и продолжить свою службу Императору.


Все войны были обращены лицами на восток. Именно там находились царства, разгромленные великим тираном. Статуи были выполнены с ювелирной точностью и удивительным старанием. Невозможно найти ни одного одинакового лица.Среди воинов не только китайцы, но и монголы, уйгуры, тибетцы и многие другие национальности. Единственное отступление от реальности скульпторы допустили в росте. Высота статуи 1,90-1,95 метра. Такими высокими солдаты Циня, конечно, не были. Вес воина - около 135 килограммов. Готовые изваяния обжигались мастерами в огромных печах при температуре 1 000 градусов. Затем лучшие художники раскрашивали их в естественные цвета в соответствии с табелью о рангах.


Солдат одет в короткий халат и нагрудный панцирь без украшений, его волосы стянуты узлом, на ногахобмотки и обувь с прямоугольным носком. На офицеренагрудные латы с украшениями, высокая шапка, на ногахсапоги. У генералачешуйчатые латы с украшениями и шапка в виде двух птиц. Стрелкис луками и самострелами, в нагрудниках и коротких халатах. Все детали одежды или прически строго соответствуют моде того времени. Обувь, доспехи воспроизведены с поразительной точностью.



Чтобы установить эту армию, был выкопан котлован размером с футбольное поле, а когда армия заняла свои места, Сверху древние мастера положили цельные стволы деревьев, на них циновки, потом 30 см цемента и 3 м земли. Затем посеяли траву, и армия исчезла. Исчезла насовсем, о ней не узнал ни один летописец, ни один грабитель.

* * *

После смерти Цинь Шихуанди похоронили в золотом гробу и установили его посреди моря из ртути.

Мастера изготовили и зарядили самострелы, чтобы они стреляли в тех, кто попытается пробраться в усыпальницу. Наследник престола приказал похоронить заживо всех жен и 3 тыс. наложниц императора, тысячи его рабов, танцоров, музыкантов и акробатов, а так же 17 сыновей и некоторых министров.

Затем туда согнали 70 тысяч рабочих, которые оборудовали и сооружали склеп со своими семьями, слуг, которые знали о его местоположении. И тогда закрылись нефритовые двери... Вход замуровали, насыпали сверху холм высотой 120 метров, посадили на холме кусты и деревья, чтобы никто не догадался, как туда проникнуть.

Гробница императора Цинь Шихуанди неприкосновенна и поныне. Терракотовая армия верно служит своему Императору, ни грабители могил, ни археологи до сих пор непобеспокоили его

* * *

После смерти Цинь Шихуандина на престол взошел его сын - слабый и безвольный Эр Шихуандин. Его неумелые действия на престоле вызвали бурю народного возмущения. Крестьянский бунт, которого так опасались советники первого императора, все-таки разразился, а подавить его железной рукой уже было некому.

Первое поражение потерпела именно терракотовая армия. Возмущенные толпы разграбили и сожгли терракотовое войско. Следует отметить, что это был не просто акт бессмысленного вандализма, разрушение имело чисто практическое значение. Дело в том, что восставшим негде было взять оружие: все лишнее Цинь Шихуанди переплавил или уничтожил, чтобы избежать подобных инцидентов. А здесь под землей весьма опрометчиво было зарыто 8 000 превосходных комплектов настоящих луков и стрел, копий, щитов и мечей. Они и стали главной целью повстанцев. Правительственные войска были разбиты. Бездарный сын великого правителя был убит.

После того, как один из вождей восставших, крестьянин Лю Бан захватил власть и провозгласил себя императором, порядок был восстановлен, а основанная Лю Банном династия Хань правила более четырехсот лет и продолжала многие традиции Цинь.

* * *

Более 2000 лет никто во всем мире не знал, где находится могила императора и его войско, пока в 1974 годупростой китайский крестьянин Янь Джи Ван и пять его друзей ни решили выкопать колодец. Воду они не нашли, зато обнаружили на глубине 5 метров статую древнего воина в полный рост. Это был главный боевой порядок Цинь Шихуанди - около 6 000 фигур. Янь Джи Ван в один момент превратился в миллионера. Теперь он пишет книги о своей находке и каждый день раздает автографы туристам.



Сегодня на месте исторической находки возник целый город.Над «армией» построена громадная крыша, как над большим вокзалом. Пока раскопаны далеко не все воины, ведь большинство статуй раздавлены когда-то рухнувшей крышей и грузом земли, их приходится восстанавливать по осколкам .



Три больших павильона скрывают от непогоды погребальную армию первого китайского императора. Три склепа общей площадью более 20 тыс. кв. метров

Раскопки длятся уже больше 25 лет, и конца им не видно. В 1980 г. ученые раскопали вторую колонну - около 2 000 статуй.


В 1994 г. был обнаружен подземный генштаб - собрание высших военачальников.


Однако, существует мнение, что найденная армия лишь одна из немногих, охраняющих некрополь Императора


Смысл изготовления такой армии, создать которую могли лишь тысячи скульпторов и десятки тысяч рабочих, заключался, по-видимому, в верованиях, которые заставляли древних царей от Северной Европы до Японии уводить за собой в загробную жизнь жен, рабынь и рабов, воинов и слуг. Но если вождь викингов или скифов ограничивался десятками жертв, которых убивали на его могиле, то смерть Цинь Шихуанди - Повелителя Вселенной, повлекла за собой гибель тысяч людей - всех, кто знал доступ к гробнице. Хотя к тому времени человеческие жертвоприношения в Китае уже не практиковались, в лучший мир с деспотом отправили всех, кому следовало обслуживать покойного.


Но как бы ни были впечатляющи находки в склепах воинов, число которых продолжает расти, основное внимание археологов обращено к усыпальнице императора.

Археологи начали закладывать разведочные шурфы, чтобы определить, что же находится под холмом и вокруг него. Эти работы ведутся осторожно и неспешно,

По сообщениям китайской печати, за десять последних лет в районе гробницы на площади более десяти квадратных километров пробурено более сорока тысяч шурфов и траншей. Но эта исследованная площадь представляет собой примерно шестую часть той, что занимала усыпальница и сопутствовавшие ей сооружения.

Когда закладывались шурфы с целью определить размеры и конфигурацию мавзолея, археологи дважды наталкивались на туннели, пробитые в древние времена грабителями. Оба туннеля утыкались в стену мавзолея, но не проникали сквозь нее. И хотя еще до сих пор не исследованы целиком западная и южная стены гробницы, по косвенным данным ученые все более убеждаются, что мавзолей императора не был разрушен и разграблен, как сообщали летописцы. Это позволяет надеяться, что внутри мавзолея все осталось таким или почти таким, как в день, когда закрылись нефритовые двери.

И еще одна любопытная деталь - в образцах почвы холма повышенное содержание ртути. Естественным путем туда попасть она не могла, следовательно, сообщения историка Сыма Цяня о том, что на полу усыпальницы находилась громадная карта мира, с реками и океанами из ртути, соответствуют действительности.

Пока было обнаружено в 1.5 км на восток от гробницы только три склепа, содержащие тысячи терракотовых фигурок (известных как бин ма юн) и два набора огромных бронзовых колесниц и лошадей на западе от мавзолея.



Многие века грабители пытались найти сокровища в императорских гробницах. Некоторым эти попытки стоили жизни. Удивительно, но глиняные солдаты, как могли, охраняли дух своего повелителя. Рассказывают, что среди раскопанных статуй был найден ни один человеческий скелет.

Сегодня даже глина, из которой сделаны стены, стала золотой. Один глиняный кирпич эпохи Цинь Шихуанди стоит десятки тысяч долларов. Обладатель всего одного кирпича может обменять его, скажем, на приличный особняк в окрестностях Пекина.

И в конце моего рассказа, позаимствованного мною частично из Интернета, частично из книг и рассказов гида (а куда деваться, не жила я во времена Цинь Шихуанди), несколько моихмыслей:

Если честно, то до поездки в Китай об императоре Цинь Шихуанди я практически ничего не знала. Иимя его в первый раз услышала при просмотре фильма «Мумия. Гробница Императора Драконов». Императора в фильме играл Джет Ли. Брутальный из него получился император.



А за Терракотовуюармию «болела», когда выбирали «7 новых чудес света». Не удалось армии выйти в лидеры, а жаль. Зато она достойно занимает почетное 8 место. Ну, что же, «8 чудо света» это тоженеплохо звучит!

Глядя в пустые глиняные глаза, охватывает невольный трепет. Что-то есть там, внутри. Может и правда, душивоинов после своей земной жизни заселили приготовленные для них оболочки, и теперь вынуждены томиться в терракотовых телах вечно, защищать своего царя, несмотря на прошедшие тысячелетия.



Тэги: Китай ,



Царство Цинь занимает особое место в истории Древнего Китая. Именно его правитель, уничтожив остальные царства периода Чжаньго (Борющихся царств, 453-221 гг. до н.э.), создал единое государственное образование, охватившее значительную часть территории современного Китая. Этим правителем был циньский ван по имени Чжэн, вошедший в историю как первый император империи Цинь - Цинь Шихуанди (прав. 221-210 гг. до н.э.).

Цинь Шихуанди, пожалуй, один из самых известных исторических деятелей в древнекитайской истории. Его имя можно поставить в ряд с именами Саргона Аккадского, Александра Македонского, Наполеона, Ленина, когда речь идёт о лидерах, сделавших в годы своего правления нечто такое, что потрясло до основания устои современных им обществ и коренным образом изменило жизнь не только их родного государства, но и многих соседей. Имена этих людей навсегда остаются в истории, потому что их деяния знаменуют завершение одной исторической эпохи и начало новой.

Каждое поколение стремится понять, почему эти лидеры смогли совершить свои грандиозные деяния - по причине своей гениальности или только потому что по стечению исторических обстоятельств вовремя оказались на вершине власти. Ещё большая тайна - их уход из жизни. Часто преждевременный, неурочный, он всегда порождает версии о том, была ли кончина вызвана естественными причинами или насилием. Это относится и к Цинь Шихуанди.

В сочинении жившего на рубеже 2 и 1 веков до н.э. историка Сыма Цяня Ши цзи («Исторические записки») сообщается, что император умер в 210г во время очередной поездки по стране. Кончина настигла государя внезапно и в самый неподходящий момент. Есть основания думать, что умер он не своей смертью. Подозрения историков падают на не очень высокопоставленного, но влиятельного чиновника из управления императорских конюшен тайпу начальника выезда императора чэфулин по имени Чжао Гао . Чжао Гао был очень близок к одному из двадцати сыновей императора, его любимцу, Ху Хаю , которого он в скором будущем вопреки воли отца возведет на престол. Видимо, Чжао Гао вошел в доверие и к самому императору, раз он доверил ему любимого сына. Сыма Цянь как бы подталкивает к мысли о том, что Чжао Гао заранее планировал покушение. Дальнейшие поступки Чжао Гао, его победа в борьбе за власть, покажут, что он вполне мог пойти на это.

Если принять гипотезу о том, что именно Чжао Гао спланировал убийство императора, то надо признать, что он выбрал для этого самое удобное время - император был далеко за пределами столицы. Если император умер своей смертью, то опять же мы должны признать, что Чжао Гао великолепно сумел воспользоваться ситуацией. При дворе у него было много союзников.

Оформление нового Цинь как общекитайского государства ещё только началось, и для продолжения преобразований нужны были воля и его решимость императора. Но и знать, и народ устали от проходивших глобальных перемен. Как часто бывает, многие стали считать, что без этого беспокойного правителя они сразу заживут хорошо и спокойно, а может быть, вернутся прежние порядки. Никто не ведал, что скоро разразятся войны, которые на протяжении почти десяти лет будут потрясать Поднебесную: её просоводческий север, долину Хуанхэ, и её рисоводческий юг, долину Янцзы.

Не стало императора, но в Восточной Азии появился исторический прецедент: стало ясно, что создание единого государства возможно, а путь назад, к отдельным политическим образованиям периода Борющихся царств исторически обречён. Новое государство Западная Хань (206 г. до н.э. - 8 г. н.э.) формировалось уже на основе циньского опыта, постепенно в течение нескольких десятилетий.

К девятому месяцу 210 г. процессия с телом императора возвратилась в столицу. Цинь Шихуан хотел видеть преемником своего старшего сына Фу Су, но по воле Чжао Гао на престол был посажен один из младших сыновей императора - Ху Хай, который и стал править с титулом Эрши хуанди (210-207 гг. до н.э.).

Удивляет, с какой легкостью двор и столичная бюрократия пошли на это. Расчёт заговорщиков оправдался: ведь Фу Су часто спорил с отцом и находился, казалось бы, в опале, Ху Хай же был любимцем отца, сопровождал его в императорском объезде и мог казаться преемником. Он устраивал большинство придворных.

Так началась новая эпоха. Империя Цинь ещё существовала, но она уже была обречена.

Находки у горы Лишань

Император Цинь Шихуанди был похоронен в том же девятом месяце 210 г. в гробнице у горы Лишань.

Усыпальницу императора начали сооружать в 246 г. до н.э., то есть задолго до рождения империи. Строительство длилось 36 лет, до самой кончины императора и, по всей видимости, не прекратилось после его смерти. Только после падения империи в 206 г. до н.э. работы были остановлены.

В Ши цзи сказано, что в строительстве в общей сложности было задействовано около 700 тысяч человек. Работников доставляли из различных, в том числе и самых отдаленных, районов империи. Кроме того, здесь постоянно работали осужденные преступники.

Сыма Цянь, живший на сто лет позже этих событий, оставил описание усыпальницы, достоверность которого вызывает некоторые сомнения: ведь историк пользовался источниками, вероятно, литературного происхождения, а не документально-исторического. Вот что он писал: «Они углубились до третьих вод, залили [стены] бронзой и спустили вниз саркофаг. Склеп наполнили перевезённые и опущенные туда [копии] дворцов, [фигуры] чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, [установленные там], они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться [в усыпальницу]. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причём ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу — очертания земли. Светильники наполнили жиром рыб жэньюй в расчете, что огонь долго не потухнет»

Устроители траурного сооружения постарались сделать всё, чтобы обезопасить гробницу от разграбления, и это им удалось. Тот же Сыма Цянь пишет: «Когда гроб императора уже спустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройства и прятавшие [ценности], знают всё и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда церемония похорон завершилась, и всё было укрыто, заложили среднюю дверь прохода, после чего спустили наружную дверь, наглухо замуровав всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. [Сверху] посадили траву и деревья, [чтобы могила] приняла вид обычной горы» (перевод Р.В.Вяткина).

Погребальный комплекс расположен у северного подножия горы Лишань в 35 км. к востоку от административного центра провинции Шэньси г. Сиань. Общая площадь 56, 25 кв. м. Он включает прежде всего усыпальницу императора, мавзолей с терракотовой армией. В округе также были обнаружены и другие объекты, которые следует упомянуть: это своего рода маленький «зоопарк» с фигурками редких животных и обслуживающего персонажа, конюшня, гробницы детей императора, массовые захоронения строителей комплекса, две колесницы. Совсем недавно в 1998 г. было раскопано место складирования доспех и шлемов, в другом месте были найдены фигурки 12 акробатов и бронзовый трипод, а в 2000 г. были найдены фигуры гражданских чиновников низкого ранга.

В ходе археологических изысканий было установлено, что сама усыпальница находится внутри высокого кургана, который в плане представляет собой квадрат со сторонами 345 на 350 м. Вокруг усыпальницы шли два вала - внутренний и внешний. По каким-то причинам ее раскопки не проводились до настоящего времени. Хочется верить, что только потому, что ученые не были уверены в том, что обеспечат сохранность находок, которые могут разрушиться на воздухе. Иными словами, кроме тех, кто проводил исследования - кстати, в конце печально известной «Культурной революции», - и ряда высших государственных чиновников КНР пока никто не знает, существует ли усыпальница первого императора на самом деле и как она выглядит. Но уже того, что обнаружили археологи, было достаточно, чтобы понять, что речь идёт об открытии мирового значения.

В боевом строю

Дата открытия «терракотовой армии» известна точно. 29 марта 1974 г. крестьяне из деревни Си-ян, копавшие колодец, наткнулись на фрагменты терракотовой скульптуры древнего воина. Уже в 1975 г. году здесь был создан музей, а в 1976 г. начались интенсивные раскопки, в результате которых было обнаружено четыре подземных сооружения, каждое из которых представляет собой прямоугольную камеру.

Опишем одну из них. Камера третьего сектора находилась на глубине около 5 метров, расстояние от пола до потолочного перекрытия составляло 3,2 метра. Пол выложен кирпичом, достаточно хорошо сохранившимся. Несущие конструкции стен и потолка выполнены из дерева. Чтобы предотвратить попадание воды во внутреннее помещение, стены и потолок были дополнительно покрыты слоем глины. Кое-где глина обвалилась, но в целом она сыграла защитную роль, что и обеспечило сравнительно хорошую сохранность многих скульптур.

Общее число изваянных скульптур, вероятнее всего, близко к 8 тысячам, но пока выявлено 6 тысяч воинов и около 90 лошадей. Реставрационные работы постоянно продолжаются, по данным на начало 2000-х гг. было восстановлено 1225 изображений воинов и 88 лошадей. Воины располагались в порядке, соответствующем военному построению циньской армии. Рост их варьируется от 175 до 196 см., поэтому можно предположить, что это не армия как таковая, а «гвардия» (кроме того, заметны некоторые нарочитые преувеличения, сделанные скульпторами).

Обычай сопровождать погребения знати фигурками существовал и до Цинь Шихуана, по крайней мере, с 384 г., когда циньский Сянь-гун (384-362 гг. до н.э.) запретил приносить в жертву людей для сопровождения умерших, но воссоздание целой армии - пока единственный известный случай в древнекитайской истории. Воины изображены во весь рост, в боевом облачении, их прически и черты лица столь индивидуальны, что учёные увидели в них портретные изображения. Можно разглядеть морщины на лбу генерала и улыбку на лице молодого воина. Заметим, что портретные изображения не были характерны для традиций населения Средней Хуанхэ (предков совр. народа хань - государствообразующего этноса КНР). Это говорит о том, что жители расположенного в долине р. Вэйхэ, западного притока Хуанхэ, царства Цинь, принадлежали к иной религиозной культуре.

Антропометрические замеры позволили сделать некоторые заключения об этническом составе армии Цинь Шихуана. Соответствующий анализ был выполнен известным этнографом и антропологом профессором Н.Н.Чебоксаровым на материале 22 изображений. Его результаты изложены в книге «Древние китайцы в эпоху централизованных империй». По мнению Н.Н.Чебоксарова, многие из представленных воинов принадлежат к восточно-азиатской расе тихоокеанских монголоидов: имеют не очень широкое, но высокое лицо с сильно выступающими скулами, косое расположение осей глазных щелей, наклоненных к переносью, наличие эпикантуса - так называемой «монгольской складки» у внутреннего угла глаза. Ряд признаков (широкий нос с низкой переносицей, утолщённые губы, специфическая форма носовых отверстий) указывает на связь популяции циньцев с южными монголоидами. Наличие более густого, чем у монголоидов, третичного волосяного покрова (усы, борода) позволяет высказать предположение о примеси европеоидного элемента. Это обусловлено возможными связями степняков-циньцев с народами Южной Сибири и Центральной Азии. Иными словами, среди циньских воинов было много степняков, которые уже впоследствии влились в состав ханьского этноса. Действительно, в 2006 г. ученые из Шанхайского университета Фудань провели анализ ДНК 50 строителей гробницы и обнаружили, что среди них были и европеоиды.

Рассказ о «терракотовой армии» удобнее всего вести, как бы посещая эти сектора один за другим. Надо сказать, что раскопаны они еще не полностью и степень сохранности фигур в каждом из них разная. Некоторые уже восстановлены, некоторые не смогут быть восстановлены никогда. Важно, что ученые реконструировали то, как изначально выглядели их боевые построения.

Первый сектор, ориентированный с востока на запад, он самый большой - 230 м. в длину и 62 м. в ширину. Установлено, что пехотинцы и персонал колесниц были построены в боевой порядок лицом на восток. Пехотинцы были размещены по периметру в передней и задней линиях в три ряда, в каждой из которых по 68 лучников и арбалетчиков. На флангах пехотинцы выстроены в две колоны. В девяти внутренних колоннах стояли воины, вооруженные клевцами, копьями и мечами. Одни из них одеты в военные халаты, на других доспехи. В 1, 2 4, 6, 8, 9 колоннах между рядами солдат на одной линии было расположено по пять боевых колесниц. Каждую колесницу, запряжённую четырьмя лошадьми, обслуживали возница и два воина.

Здесь было восстановлено 1087 воинов, 32 лошади и 8 боевых колесниц. Предполагается, что всего здесь может находиться до 6 тысяч воинов, 160 лошадей и 40 колесниц.

Второй сектор был открыт в 20 метрах к северо-востоку от первого. Конфигурацией он напоминает букву «L». Здесь солдаты были построены по родам войск: лучники, колесницы и кавалеристы, ведущие своих лошадей. Всего здесь ожидается найти изображения 900 воинов, 89 колесниц, 356 лошадей, запряжённых в колесницы, и 116 осёдланных кавалеристских коней. Установлено, что на левом фланге в авангарде было 160 лучников, опустившихся на одно колено, и 172 стоящих в полный рост. За ними в три колоны были размещены 108 кавалеристов, стоящих перед своими оседланными боевыми лошадьми, здесь же было 6 колесниц. Справа от них еще три колоны по 6 колесниц, еще правее 8 колон с 8 колесницами в каждой. Между ними разное число солдат. В настоящее время этот сектор раскопан частично в 16 различных местах, степень сохранности материала не очень хорошая, фигуры многих воинов либо обезглавлены, либо разбиты на части.

Третий сектор хотя и невелик по размерам, но очень важен: ведь именно здесь расположен командный состав армии императора Цинь Шихуана. Конфигурацией он напоминает подкову. Установлено, что здесь находилось 68 человеческих фигур, а в центре была расположена расписанная и покрытая лаком колесница, запряжённая четвёркой лошадей. Эту колесницу охранял эскорт из четырёх воинов. В настоящий момент выделены фрагменты 64 фигур все, кроме 5-6 неполные или плохой степени сохранности. Также обнаружено бронзовое оружие и, как ни странно, фрагменты оленьих рогов и кости животных. Эти находки, по мнению ученых, свидетельствуют о том, что здесь проводился обряд жертвоприношения.

Раскопки 1995 г. показали, что четвёртый сектор, расположенный между тремя найденными ранее, совершенно пуст. Он мало отличался от трёх предыдущих: ширина 48 метров, длина - 96, глубина - 4,8. Это обстоятельство породило множество гипотез и дискуссий. Ведь войска в первом и втором секторах образуют левый и правый фланги армии, и логично предположить, что в четвёртом секторе должны были находиться силы центра, а их почему-то нет. Наиболее вероятная версия такова: поскольку император умер неожиданно, изготовить эту часть войска просто не успели.

Терракотовые воины

Фигуры воинов выполнены из обожжённой глины. Первоначально они были раскрашены в разные цвета, археологам удалось обнаружить следы краски зелёного, красного, фиолетового, синего и белого цвета, а лица были покрыты слоем краски телесного цвета. Вес каждой фигуры - варьирует от 150 до 300 кг. Они изготавливались по частям, что говорит о массовом характере производства и существовании больших мастерских. Интересно, что туловища, головы и руки внутри пусты, а ноги нет. Головы изготавливались отдельно, из двух половин, которые затем склеивались, после чего к ним присоединялись специально вылепленные уши, нос, волосы. Выражения глаз и линии рта должны были отражать характер человека, поэтому ряд ученых считают, что многие изображения сделаны с натуры. Готовую скульптуру высушивали, после чего помещали в печь, где температура доходила до 950-1050 градусов. Замечательно, что нам известны имена 80 мастеров, изготовивших эти изображения, поскольку они были надписаны, на одежде, обуви или оружии воинов.

Воины, принадлежащие к различным родам войск, отличаются причёсками, головными уборами, одеждой, вооружением и обувью. Они смотрят прямо перед собой, имеют стройную осанку, а некоторые пехотинцы изображены в боевой стойке. Выражение лиц сосредоточенное, напряжённое. Характер построения, вооружение и экипировка, а также боевой дух солдат и офицеров свидетельствуют о высоком уровне военного строительства в циньской империи.

Фигуры военачальников и командиров самые высокие (до 196 см). Их одеяния довольно изысканны, а одухотворённые лица выдают представителей высших слоёв общества, в том время как у рядовых воинов и обмундирование победнее, и лица грубее, что говорит об их принадлежности к простому народу.

Высшие военачальники носили особый головной убор с двумя «ушками», их шея, грудь, плечи и спину украшали нарядные банты. Одеяния у них несколько длиннее, чем у других воинов, они спускаются ниже колен. Поверх их они носили доспехи из кожи и войлока, защищающие плечи и грудь, а ниже пояса закреплялся известный с далекой древности V -образный защитный «фартук», покрытый узором, напоминающим рыбью чешую.

Одежда офицеров среднего ранга несколько отличалась и варьировалась в зависимости от рода войск. В целом, на более короткий военный халат был надет доспех, который защищал грудь, живот, пах, а также плечевую часть рук.

Лучники, стоящие в полный рост, облачены в обычные военные одеяния и не имеют доспехов. Размещенные впереди строя, опустившиеся на колено стрелки, высота которых составляет 1,2 м, наоборот, защищены мощными латами.

Пехотинцы облачены в военные халаты. Одни без оружия, другие держат копья.

Возницы поверх халатов также имели доспехи. У некоторых сжимающие поводья кисти рук прикрыты специальными пластинами. Их позы передают движение, обе их руки вытянуты вперёд. Конечно, ни поводья, ни деревянные детали колесниц не сохранились. Зато кони с большими настороженными глазами и мощной мускулатурой выглядят как живые. Их грива аккуратно пострижена, а челка заботлива расчесана с пробором посередине.

Почти все воины носили усы, а некоторые генералы и бороду. Волосы у всех тщательно убраны в стандартную для рода войск сложную причёску.

Оружие, которым вооружены терракотовые воины, по мнению специалистов, соответствует настоящему оружию того времени. Его можно разделить на три группы: кинжалы и мечи; пики и клевцы; луки и арбалеты. Всего было найдено около. 10 тысяч предметов вооружения, в том числе спусковые крючки для арбалетов, металлические стрелы и наконечники копий и 17 бронзовых мечей. Самый большой меч длиной почти в метр, а самый короткий - 81 см. Особое внимание археологов привлёк меч, длина которого составляет 90 см, а ширина не превышает ширину ивового листа. Более узкий и длинный по сравнению с большинством известных аналогов данного периода, он давал воину известное преимущество в бою. Удивительно, что меч остался острым, что объясняется наличием на его лезвии покрытия из оксида хрома.

Спутники императора

Вокруг погребения Цинь Шихуанди было устроено несколько других захоронений, как бы сопутствующих главному. Прежде всего, следует назвать 17 погребений, принадлежавших, по-видимому, сыновьям и дочерям императора, убитым после его смерти. В них найдены золотые, серебряные, бронзовые, железные, яшмовые и другие изделия.

К востоку от гробницы была открыта своего рода конюшня, где находились скелеты лошадей и керамические фигуры конюхов. Лошадей, судя по всему, закапывали в землю живыми, лишь некоторые из них были предварительно убиты и помещены в деревянные колоды. Рядом с фигурами людей лежат их орудия труда.

В августе 1978 г. в результате пробного шурфования к западу от места расположения «терракотовой армии» археологи обнаружили орнаментированный золотом фрагмент некоего изделия. Через два года, в декабре 1980 г., были раскопаны две колесницы, каждая из которых имела два колеса со спицами и была запряжена четвёркой лошадей. Вместе с ними была обнаружена одна из самых древних на территории Китая конских збруй. Колесницы значительно повреждены. Они были выполнены не в натуральную величину, а представляли собой уменьшенные вполовину против оригинала копии. Предполагается, что это остатки подлинных колесниц, использовавшихся императором во время инспекционных поездок по стране.

В результате кропотливой работы археологам и реставраторам удалось буквально по кусочкам их восстановить.

Впереди располагалась открытая колесница, получившей название гао чэ, она, по мнению исследователей, применялась для военных целей, например, в качестве боевого сопровождения. Над повозкой установлен довольно высокий раскладной зонт, что давало вознице возможность управлять стоя и иметь более широкий обзор. Возница стоит за стенкой, которая закрывает всю нижнюю часть тела. К щиту с передней части под левую руку возницы прикреплен арбалет, а слева у левой стенки колесницы - футляр для стрел. За спиной у возницы бронзовый меч. У него также был щит расписанный, по всей видимости, узорами южного царства Чу, для которых характерна округлость линий. Элементы чуской символики угадываются и на некоторых частях конской упряжи и съемных фрагментах стойки зонта.

Вторая колесница, получившая название ань чэ, закрыта. Она была изготовлена из 3462 золотых, бронзовых и серебряных деталей и представляла собой повозку с двумя зарешёченными окнами и входной дверью с задней стороны. Вес её превышал 1200 кг. Покатая куполообразная крыша, выполненная из тонкого бронзового листа, опиралась на 36 стоек, что, как замечено, соответствует числу округов империи Цинь. Крыша защищала от непогоды не только пассажира, но и возницу. Внутренняя отделка колесницы была довольно роскошной. Об этом свидетельствуют фрагменты росписей, изображающих облака, драконов, фениксов. Остатки шёлковой ткани дают основание предположить, что стенки повозки обшивались шёлком, а подушки делали дальние путешествия менее утомительными.

Поражает искусная техника изготовления уздечек и поводьев: они собраны из бронзовых цилиндриков длиной 1 см.

В 1998 г. в 200 метрах к юго-востоку от императорской усыпальницы археологи обнаружили останки более ста человек из числа тех, кто участвовал в строительстве погребального комплекса. Там же находился и погребальный инвентарь: лопаты, заступы, тесла, клинья. Работы продолжаются и ученые ожидают новые интересные открытия.

***
Погребальный комплекс Цинь Шихуана прекрасно иллюстрирует тот факт, что сам император, как и его подданные степняки-циньцы, идеально соответствовали задаче завоевания и насильственного объедения земледельческих этносов Восточной Азии в новое единое государство. Его мощной отлично оснащенной и дисциплинированной армии противостоять было невозможно.

Тем не менее, как показала история, Цинь Шихуанди был блестящим военным и дипломатом, но оказался неготовым к управлению государством нового типа в мирное время. Он смело вел в бой огромные армии, но не мог удержать под своим контролем разросшийся бюрократический аппарат. Он безошибочно подбирал талантливых полководцев, но оказался неспособным находить столь же талантливых и преданных администраторов и высших чиновников. Именно эти военачальники (Чжан Хань и его подчиненные Ван Ли, Шэ Цзянь и др.) встали на защиту Цинь после того как политика всесильного временщика Чжао Гао привела к развалу империи и, не имея надежной поддержки в тылу, доблестно сражались, прекрасно понимая свою обреченность. Хочется думать, что среди полководцев, офицеров и солдат «терракотовой армии» есть и эти доблестные воины.