Профилактическая работа психолога в школе. Тест на определение степени самостоятельности Тревога - дитя эволюции

Тест на самостоятельность ребенка позволит определить насколько он способен справляться с бытовыми задачами без родительского контроля и помощи, насколько осознает необходимость самодисциплины и поддержания чистоты в своей комнате. Мини тест из 5 вопросов помогу определить уровень самостоятельности.

Психическое развитие ребенка в период школьного детства идет наиболее интенсивно. В этот период происходит личностное и социальное становление, духовно-интеллектуальное развитие детей. Принцип «самостоятельности Я» начинает реализовываться на глубинном уровне личности, становится центром, который позволяет ребенку более уверенно действовать и принимать решения в новых условиях. В структуре личности формируется творческая инициативность, критичность, чувство личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Узнайте насколько самостоятелен ваш ребенок!

Тест предназначен для изучения самостоятельности детей школьного возраста как одной из базовых составляющих ядра характера человека. Под самостоятельностью понимается личностная особенность, проявляющаяся в принципиальной независимости при выполнении той или иной деятельности.

Диагностическая методика включает перечень вопросов, позволяющих оценить взаимосвязь интеллектуальных, эмоционально-волевых процессов и сознательно мотивированных действий в структуре самостоятельности личности ребенка школьного возраста.

1. Как ты просыпаешься по утрам?

  • а) Просыпаюсь рано, чтобы не опоздать в школу. Мне не нужны для этого ни звон будильника, ни уговоры родителей
  • б) Стараюсь с вечера завести будильник, чтобы не проспать, или прошу маму разбудить меня в нужное время
  • в) Будильник не завожу – все равно не слышу, как он звенит. Маме по утрам приходится стаскивать с меня одеяло, чтобы я, наконец, оторвал голову от подушки

2. Кто готовит тебе завтрак?

  • а) Готовлю его себе сам, я умею и люблю это делать
  • б) Чаще готовит мама, но я и сам могу в случае необходимости что нибудь приготовить – не отправляться же в школу голодным
  • в) Утром я способен (способна) разве что размешать ложечкой сахар в чашке чая. Так что если мама не приготовит завтрак, отправлюсь в школу голодным и несчастным

3. Когда ты собираешь необходимые тебе для занятий учебники и тетрадки?

  • а) Только вечером, иначе обязательно что нибудь да забуду
  • б) Получается по разному, а потому иногда, придя на занятия, не могу найти то, что мне необходимо: то дневник дома оставлю, то учебник
  • в) Да я его и не собираю – у меня всего то пара тетрадей и сразу по всем предметам. А носить учебники в школу вообще незачем – только тяжесть лишняя

4. Кто наводит порядок в твоей комнате?

  • а) Конечно, я сам (сама). Только в этом случае могу быть полностью уверен (уверена), что каждая вещь находится на своем месте, и я запросто ее отыщу
  • б) Вообще то я не против наведения порядка в своей комнате. Но когда за меня это делает кто нибудь другой, не возражаю
  • в) Навести порядок в комнате мне самому просто не под силу. Да и таких, кто готов рискнуть это сделать, тоже немного

Подумайте над нижеследующими утверждениями и отметьте, согласны вы с ними или нет

1. Порядочный человек должен работать над собой, чтобы стать как можно лучше. Он рад советам, как можно этого достичь. Ведь сам он не в состоянии себя оценить.

2. Решения взрослого человека должны быть логичными.

3. Человек имеет полное право сам судить о своих взглядах и своем поведении, но вместе с тем он несет ответственность за то, что делает.

4. Право каждого человека самому решить, насколько он ответственен за проблемы и благо других людей.

5. Если кто-либо совершает ошибки, то дела его плохи. Другие должны такое, что не понравилось другим людям, он должен им объяснить, почему он так поступил и каковы были его цели.

6. Зрелый человек отвечает не только за себя, но и за других, и ради блага ближнего иногда нужно жертвовать собственными благами, интересами и ценностями.

7. Если человек совершил нечто такое, что не понравилось другим людям, он должен им объяснить, почему он так поступил и каковы были его цели.

8. Зрелый человек отвечает не только за себя, но и за других, и ради блага ближнего иногда нужно пожертвовать собственными благами, интересами и ценностями.

9. Никто не может заглянуть другому человеку в желудок, тем более – в душу. Если не понимаешь, чего от тебя хотят, то разумнее всего сказать: “Я не понимаю”.

10. К людям нужно относиться хорошо, поэтому мы должны стремиться иметь добрые отношения со всеми, с кем вступаем в контакт.

11. Каждый человек вправе менять свои взгляды. Это нормально.

12. Для того чтобы отношения с другими складывались наилучшим образом, всегда следует объяснять, мотивировать и отстаивать то, почему мы ведем себя именно так, а не каким-либо другим образом.

13. Каждый человек имеет право на ошибку, хотя и должен отвечать за ее последствия. Но ошибка – это просто ошибка, не более того.

14. Если человек на что-либо решился или во что-нибудь поверил, ему стоит этого придерживаться. Несерьезно менять свои взгляды в зависимости от случайности.

15. Человек имеет право на нелогичные решения.

16. В социальном плане успешен тот, кто способен чувствовать других людей, умеет предвидеть их желания и потребности, ему не нужно все разжевывать и класть в рот.

17. Бывают минуты, когда можно сказать: “Меня это не волнует!”, даже если другие убеждают в том, будто отказ от выполнения чего-либо означает лень и безответственность с моей стороны.

18. Бывают ситуации, когда мы не можем ответить почему поступили так, а не иначе. Тогда лучше всего сказать: “Я не знаю”.

19. Наше поведение не должно нравиться всем тем, с кем мы вступаем в контакт и с кем нам нужно договориться. Каждый человек имеет право не зависеть от доброй воли других.


20. Порядочный человек действует с оглядкой на социальные нормы и мнения авторитетов, потому что нормы служат основой общественного согласия, а авторитет является таковым именно потому, что он мудр.

Ниже приводится “ключ” результатов (см. таблицу 4). Каждому ответу приписан определенный код, обозначенный буквой “а” или “б”.

Таблица 4 – “Ключ” для подсчета баллов

Этот тест поможет определить, насколько вы способны принимать ответственные решения. Есть люди настолько нерешительные, что пытаются свои проблемы свалить на других. Надеемся, что вы не принадлежите к их числу.

За каждый ответ «а» запишите себе 4 очка,

за «б» - 2,

за «в» - 1.

1. Окончив школу, как вы принимали решение о дальнейшей работе, будущей профессии?

а) решали самостоятельно, следуя своему увлечению, своим данным;

б) прислушивались к мнению своих родителей, родственников;

в) прислушивались к совету только близких друзей.

2. На что вы рассчитывали, поступая в выбранное вами учебное заведение?

а) только на свои силы;

б) на благоприятный исход вступительных экзаменов;

в) только на связи.

3. Как во время учебы вы готовились к экзаменам, занятиям?

а) рассчитывали на свое трудолюбие;

б) иногда просили преподавателей и однокурсников;

в) рассчитывали только на чужую помощь.

4. Как вы поступили на работу?

а) по распределению;

б) прежде всего использовали информацию знакомых, знающих людей;

в) устроились благодаря связям.

5. При сложных ситуациях в работе каким образом вы принимаете решения?

а) рассчитываете только на свой опыт и знания;

б) иногда консультируетесь и с коллегами;

в) всегда с ними советуетесь.

6. Чем был продиктован ваш выбор перед вступлением в брак?

а) вы сами приняли окончательное решение;

б) вы прислушались к мнению близких;

в) прежде всего вы представили своего избранника (избранницу) своим близким, посовещались с ними.

7. Если ваш муж (жена) в командировке, в состоянии ли вы сами, допустим, выбрать жилье, мебель, принять другие важные решения?

б) конечно, вы это можете сделать, но лучше бы отложить решение;

8. Насколько упорно в подростковом возрасте вы отстаивали свое мнение?

а) всегда отстаивали, по этому поводу у вас даже были конфликты с родителями;

б) отстаивали, но сохраняли уважение и к мнению родителей;

в) вы ни на что не могли решиться сами.

9. В настоящее время насколько упорно вы отстаиваете свое мнение на службе, дома, с друзьями?

а) разумеется, отстаиваете, независимо от обстоятельств;

б) в большинстве случаев - да;

10. Как вы развиваетесь в служебной, общественной, интеллектуальной сферах как личность?

а) полностью отдаете себя профессии;

б) для вас очень важно мнение вашей супруги (супруга) и близких;

в) вы полностью полагаетесь на их мнение.

11. Если вы видите, что ваш муж (жена) или близкие делают что-то во вред своему здоровью:

а) вы заставляете его (ее) или близких контролировать себя;

б) тактично подсказываете, что нужно сделать;

в) стараетесь подсказать, но это вам редко удается.

Результаты:

От 30 до 40 очков. Вы чересчур самостоятельны во всех отношениях. Вы не только не терпите какого-либо вмешательства в ваши дела, но и не можете прислушаться к чужому мнению. Уверены ли вы, что всегда сможете точно оценивать плюсы и минусы какого-либо решения, не проявляете ли вы излишнего упрямства в достижении какой-нибудь цели? Помните, что самоуверенность хороша только в меру, в противном случае она превращается в недостаток.

От 15 до 29 очков. У вас сильный характер, вы неплохо переносите стрессы. Вы надежный друг. Ваша уверенность в себе, в будущем обоснована. Вы независимы, но всегда прислушиваетесь к мнению окружающих, которые вас за это ценят.

От 0 до 14 очков. Вы очень нерешительны. Настолько, что это, простите, граничит с малодушием. Может быть, поэтому к вам иногда относятся с пренебрежением? Почему бы вам ни попробовать проявить больше самостоятельности? Конечно, в разумных пределах. Может быть, стоит сделать и так, чтобы ваша нерешительность не была написана у вас на лице? Станьте более самостоятельным, и у вас появится уверенность в себе, которой вам так не хватает.

Тест на самостоятельность для младших школьников
Поставьте около каждого пункта «да» или «нет» в зависимости от того, может ли ваш ребенок это делать.
Менее 15 ответов «да» обозначает, что малышу еще надо поработать над своим взрослением.
1. Как ты просыпаешься по утрам?
а) Просыпаюсь рано, чтобы не опоздать в школу. Мне не нужны для этого ни звон будильника, ни уговоры родителей.
б) Стараюсь с вечера завести будильник, чтобы не проспать, или прошу маму разбудить меня в нужное время.
в) Будильник не завожу – все равно не слышу, как он звенит. Маме по утрам приходится стаскивать с меня одеяло, чтобы я, наконец, оторвал голову от подушки.
2. Кто готовит тебе завтрак?
а) Готовлю его себе сам, я умею и люблю это делать.
б) Чаще готовит мама, но я и сам могу в случае необходимости что-нибудь приготовить – не отправляться же в школу голодным.
в) Утром я способен (способна) разве что размешать ложечкой сахар в чашке чая. Так что, если мама не приготовит завтрак, отправлюсь в школу голодным и несчастным.
3. Когда ты собираешь необходимые тебе для занятий учебники и тетрадки?
а) Только вечером, иначе обязательно что-нибудь да забуду.
б) Получается по-разному, а потому иногда, придя на занятия, не могу найти то, что мне необходимо: то дневник дома оставлю, то учебник.
в) Да я его и не собираю – у меня всего то пара тетрадей и сразу по всем предметам. А носить учебники в школу вообще незачем – только тяжесть лишняя.
4. Кто наводит порядок в твоей комнате?
а) Конечно, я сам (сама). Только в этом случае могу быть полностью уверен (уверена), что каждая вещь находится на своем месте, и я запросто ее отыщу
б) Вообще то я не против наведения порядка в своей комнате. Но когда за меня это делает кто-нибудь другой, не возражаю
в) Навести порядок в комнате мне самому просто не под силу. Да и таких, кто готов рискнуть это сделать, тоже немного
5. Кто решает, что тебе надеть завтра в школу?
а) Только я сам(сама). Не хватало еще, чтобы кто-то распоряжался моим гардеробом.
б) Не вижу ничего страшного в том, чтобы посоветоваться с родителями. Но окончательный выбор остается за мной.
в) Зачем решать заранее? Проснулся утром, выглянул в окно, а потом залез в шкаф и достал оттуда то, в чем не будет холодно.
Родителям на заметку
Ребенок должен уметь:
Одеваться и раздеваться
Уметь справляться со змейками и пуговицами на одежде
Завязывать шнурки
Определять лево и право
Знать, что такое мусорное ведро и использовать его по назначению
Самостоятельно посещать туалет
Мыть руки
Минимально разбираться в деньгах: название и номинал
Совершать мелкие покупки
Прочистить нос
Налить воду в стакан
Сделать бутерброд
Адекватно воспринимать критику
Остаться самостоятельно дома
Засыпать и спать всю ночь самостоятельно
Преодолевать преграды на пути к цели
Ребенок должен знать:
Домашний адрес
Сколько ему лет
Полные имена родителей
Счет до 10 и выполнять элементарные арифметические действия в пределах этого числа
Что такое собственность и что вещи других детей нельзя брать без разрешения
Как выйти из конфликтной ситуации


Приложенные файлы

Фамилия, имя, класс________________________________________________________
Тест на самостоятельность
Что же такое самостоятельность? Это и умение взять в нужный момент ответственность на себя, это и решительность
сочетающаяся с трезвым подходом.
Можете ли Вы отнести себя к людям, готовым похвастаться своей самостоятельностью, самодостаточностью?
1. Как ты просыпаешься по утрам?
а) Просыпаюсь рано, чтобы не опоздать в школу. Мне не нужны для этого ни звон будильника, ни уговоры родителей.
б) Стараюсь с вечера завести будильник, чтобы не проспать, или прошу маму разбудить меня в нужное время.
в) Будильник не завожу – все равно не слышу, как он звенит. Маме по утрам приходится стаскивать с меня одеяло, чтобы я,
наконец, оторвал голову от подушки.
2. Кто готовит тебе завтрак?
а) Готовлю его себе сам, я умею и люблю это делать.
б) Чаще готовит мама, но я и сам могу в случае необходимости что­нибудь приготовить – не отправляться же в школу
голодным.
в) Утром я способен (способна) разве что размешать ложечкой сахар в чашке чая. Так что, если мама не приготовит завтрак,
отправлюсь в школу голодным и несчастным.
3. Когда ты собираешь необходимые тебе для занятий учебники и тетрадки?
а) Только вечером, иначе обязательно что­нибудь да забуду.
б) Получается по­разному, а потому иногда, придя на занятия, не могу найти то, что мне необходимо: то дневник дома
оставлю, то учебник.
в) Да я его и не собираю – у меня всего то пара тетрадей и сразу по всем предметам. А носить учебники в школу вообще
незачем – только тяжесть лишняя.
4. Кто наводит порядок в твоей комнате?
а) Конечно, я сам (сама). Только в этом случае могу быть полностью уверен (уверена), что каждая вещь находится на своем
месте, и я запросто ее отыщу
б) Вообще то я не против наведения порядка в своей комнате. Но когда за меня это делает кто­нибудь другой, не возражаю
в) Навести порядок в комнате мне самому просто не под силу. Да и таких, кто готов рискнуть это сделать, тоже немного
5. Кто решает, что тебе надеть завтра в школу?
а) Только я сам(сама). Не хватало еще, чтобы кто­то распоряжался моим гардеробом.
б) Не вижу ничего страшного в том, чтобы посоветоваться с родителями. Но окончательный выбор остается за мной.
в) Зачем решать заранее? Проснулся утром, выглянул в окно, а потом залез в шкаф и достал оттуда то, в чем не будет
холодно.
6. Закончив школу, как вы будете принимать решение о дальнейшей учебе, будущей профессии:
а) решать самостоятельно, следуя своему увлечению и своим данным;
б) прислушиваетесь и к мнению своих родителей, родственников;
в) прислушивались к совету только близких и друзей.
7. Как во время учебы вы готовитесь к экзаменам, занятиям:
а) рассчитываете, делали упор на свое трудолюбие;
б) иногда просили помочь преподавателей и однокурсников;
в) рассчитывали только на чужую помощь.
8. При сложных ситуациях в работе каким образом вы принимаете решения:
а) рассчитывая только на свой опыт и знания;
б) иногда консультируетесь с коллегами;
в) всегда с ними советуюсь.
9. Насколько упорно вы отстаиваете свое мнение на учебе, дома, с друзьями:
а) всегда отстаивали;
б) по этому поводу у вас даже были конфликты с родителями; отстаивали, но сохраняли и уважение к мнению родителей;
в) вы ни на что не могли решиться сами.
Ключ: За каждый ответ "а" запишите себе по 4 очка, за "б" - 2, за "в" - 0. 7.
30­44 балла: Вы чересчур самостоятельны во всех отношениях. Вы не только не терпите какого­либо вмешательства в ваши
дела, но и не прислушиваетесь к чужому мнению. Уверены ли вы, что всегда сможете точно оценить плюсы и минусы какого­
либо решения? Не проявляете ли вы излишнее упрямство в достижении какой­нибудь цели? Помните, что самоуверенность
хороша только в меру, в противном случае она превращается в недостаток.
15­29 баллов: У вас сильный характер, вы неплохо переносите стрессы. Вы надежный друг. Ваша уверенность в себе, в
будущем обоснована. Вы независимы, но всегда прислушиваетесь к мнению окружающих, которые вас за это ценят.
0­14 баллов: Вы очень нерешительны. Настолько, что это, простите, граничит с малодушием. Может быть, поэтому к вам
относятся с пренебрежением? Почему бы вам не попробовать проявить больше самостоятельности? Конечно, в разумных

пределах. Может быть, стоит сделать и так, чтобы ваша нерешительность не была написана у вас на лице? Станьте более
самостоятельны, и у вас появится уверенность в себе, которой вам так не хватало.
Родителям на заметку
Ребенок должен уметь:
 Одеваться и раздеваться

 Уметь справляться со змейками и пуговицами на одежде

 Завязывать шнурки

 Определять лево и право

 Знать, что такое мусорное ведро и использовать его по назначению

 Самостоятельно посещать туалет

 Мыть руки

 Минимально разбираться в деньгах: название и номинал

 Совершать мелкие покупки

 Прочистить нос

 Налить воду в стакан

 Сделать бутерброд

 Адекватно воспринимать критику

 Остаться самостоятельно дома

 Засыпать и спать всю ночь самостоятельно

 Преодолевать преграды на пути к цели
Ребенок должен знать:
 Домашний адрес