С какой страны родом уличный художник бэнкси. Лучшие работы Бэнкси (31 фото)

Всем привет! Как приятно знать, что столько людей, посещая блог «На Грани», расширяют свой кругозор, изучая разные стороны жизни. Сегодняшняя тема — это искусство. В мире такое разнообразие направлений: музыка, живопись, скульптура, стрит-арт, боди-арт и прочие.

Каждый сможет найти то, что ему по душе. Лично меня вдохновляют художники. Это невероятные люди со своим видением мира, многие не желают понимать их, особенно тех, кто изображает отрицательные стороны жизни, жестокую реальность, предпочитая жить в мире иллюзий.

Стоит ли осуждать таких людей – сложно ответить. Ведь если смотреть на жизнь только через призму пессимизма, то нам не удастся рассмотреть хорошие стороны. Видя лишь оптимистичную сторону, мы не сможем по-настоящему оценить те моменты счастья, которые встречаются, принимая их как само собой разумеющееся.

Бэнкси — загадочный художник

Живите в балансе, тогда удастся насладиться жизнью. Художник, о котором я бы хотел рассказать, славиться своей таинственностью и особым взглядом на мир. Бэнкси работы фото которого, вы можете увидеть здесь, заставят вас задуматься о многом.

Любой художник вкладывает в свое произведение , который он желает донести до зрителя. Не обязательно быть великим ценителем художественного искусства, чтобы понять важность картин Бэнкси.

Каждая из картин задумывается с определенным подтекстом. Большинство даже не подозревают что «обычные» картинки на стене неприметного здания, нарисованные баллончиком, работа знаменитого мастера.

Известные работы Бэнкси и их краткое описание

Вот уже на протяжении 20 лет художник радует своих поклонников появлением своих произведений в самых неожиданных местах. Бэнкси поднял искусство уличного граффити на новый уровень. Большинство его работ направлены на социальную тематику, показывая проблемы, которые мы не желаем замечать. Даже названия говорят сами за себя.

Картина «Мигрантам здесь не рады»


Не является ли это, своего рода, показателям заочного суждения о незнакомых людях, которые вынуждены были покинуть свои дома. Люди порой забывают о человечности в угоду своей предвзятости. Пока нас это не коснется, мы не поймем, какого это. Вот что желает донести до нас Бэнкси.

Или его картина с изображением Стива Джобса, главы корпорации «Apple», который был сирийским мигрантом.

«Нет будущего»


Тоже символическое видение человеческой жизни. Нас поглотила идея, что каждое действие или поступок обязательно должны иметь значение. Люди перестали мыслить духовно, ища выгоду во всем.

Или это послание «Когда кончатся войны?»

Где люди с автоматами окружили уставшего слона. Многие отнесутся к поиску отсвета философски. Мол, людская природа это постоянная борьба за территорию, ископаемые и другие блага. Но, по сути, война разорительна и сейчас гораздо выгоднее договориться, нежели тратить ресурсы на бессмысленное, даже убыточное занятие.

«Лондонская горничная»

Своеобразная карикатура на отношение Европы к остальному миру. Понятие совести нет, потому что если заботиться обо всех нуждающихся, то сам останешься в проигрыше. Картина продержалась около недели пока власти, посчитав ее провокационной, не закрасили стену.


«Пожалуйста, полюби меня»

И хотя любовь считается возвышенным чувством, художник, этой картиной желает показать практическую сторону чувства. Указывая, что не важна внешность, главное это общность взглядов на вещи. Тогда шанс сохранить длительность любви значительно выше, в сравнении с влюбленностью после первой встречи.

«Различия взглядов, разных людей на одни и те же вещи»

Все мы разные и порой эти различия приводят к возникновению конфликта. Так на картине изображены два человека из разных слоев. Один выступает за любовь, другой символично против, потворствуя насилию. Очевидно, агрессия всегда побеждает.

Картина «Хватит героев» — «No more Heroes»


Люди в последние годы так привыкли решать свои проблемы за счет других. Ожидая спасения героями, или даже примеряя на себя эту маску. Какой результат будет после нам не важно. Создается иллюзия, что любой неудачник может стать героем, но это не так. С такими мыслями человечество ожидает крах.

Описывать картины Бэнкси можно долго. Важно понять, что видение этого художника несет в себе взгляд со стороны, который необходим, чтобы каждый из нас остановился и на минуту задумался. Возможно, тогда этот мир можно спасти.

Искусство для всех

Бэнкси творит свои шедевры для души. Одной из его картин написанных на входной двери молодежного клуба в Бристоле «Мобильные любовники», несет благотворительный характер. Она завоевала невероятную популярность, которая спасла клуб от закрытия.

Еще одной из известнейших картин Бэнкси Рабский Труд, написанной специально на 60-летие празднование правления королевы Елизаветы II. Продажа картины принесла художнику более 750 000 евро.


А знаменитый документальный фильм Бэнкси «Выход через сувенирную лавку». Его даже номинировали на премию Оскар в 2011 году, как лучший документальный полнометражный фильм.

Недавнее достижение, организованный Бэнкси парк развлечений, только с неким ироническим акцентом. Своеобразная оборотная сторона знаменитого Диснейлэнда.

Многие знаменитости набивают тату известных картин Бэнкси, отдавая дань уважения художнику, который, не смотря на критику, отстаивает свою точку видения мира.

Главная интрига личности Бэнкси это инкогнито, которое он сохраняет на протяжении стольких лет. Хотя во время росписи стены одного из пабов в Лондоне лицо Бэнкси засветилось на видеокамере. А британские ученые на полном серьезе утверждают, что рассекретили личность художника, им оказался, судя из их расчетов, Робин Геннингем.

Подтверждения от самого художника не поступали. Так что судить правда это или нет, остается зрителям и поклонникам таланта уличного художника.

Улица рождает великих художников

Создавая свой знаменитый фильм Бэнкси работал со множеством талантливых и известных художников стрит-арта. Одним из них был Космический Захватчик, его имя связано с игрой конца 70-х годов, space invader.

Прославился Захватчик, рисуя пиксельные мозаики, но, не просто хаотично изображая их, а продуманно выбирая свой сюжет и места под него. Такой необычный план вторжения.

Но бесспорно классиком поп-арта является Энди Уорхол, чьи работы служили вдохновением для многих начинающих художников.


Он одним из первых начал пользоваться трафаретной печатью. Теперь эта уловка значительно облегчает жизнь уличным художникам, помогая экономить время. Ведь во многих странах стрит-арт является незаконным актом вандализма, например в Англии.

Российский стрит-арт художник Павел 183, дарил нам свое творчество, пока не ушел. Он получил свою известность, после того как английские СМИ сравнили его талант с известным Бэнски. С того времени друзья Паши 183, стали называть Бэнкси, английским Пашей.

Знаменит своим талантом и французский стенописец Тьерри Гетта, его совместные работы с Бэнкси, в документальном фильме, где ему была отведена главная роль, добавили еще больше популярности. Эмигрантом, перебравшимся в город Ангелов и открывшего свой бизнес, он не задумывался тогда, что его покорит искусство стрит-арта.

Хотя его стиль отличается от Бэнкси, он использует готовые изображения фото, привнося в них нечто новое, накладывая свой отпечаток.

Текст — агент Q.

Вконтакте

Великой мистификацией называют биографию этого загадочного художника. Эта личность окутана тайной, слухами и домыслами. А творчество, представленное современным жанром стрит-арта, привлекает миллионы почитателей в мире. Бэнкси совершил прорыв, не только доказав, что творить можно на условиях полной анонимности. Его заслуга также в том, что об уличном жанре граффити впервые заговорили в контексте современного искусства.

Личность

Ни один искусствовед не знает с уверенностью, кто скрывается за творческим псевдонимом Бэнкси. Но на право называться наиболее достоверными претендуют три версии.

Согласно первой, реальное имя граффити-художника Роберт Бэнкс, и это, собственно, вся версия. А вот вторая теория построена на целом расследовании, которое провели ученые из Лондонского университета королевы Марии. Предполагается, что Бэнкси, он же Роберт или Робин Каннингем, родился в британском Бристоле в 1974 году.

Увлечение граффити и характер бунтаря привели к тому, что к концу 90-х рисунки райтера стали демонстрировать, помимо хорошей техники, и глубокий смысл тех или иных социальных явлений, их значения для общества и для отдельного человека. Властям это, конечно, не понравилось, поэтому уход от полицейской погони стал для уличного художника обычным делом.


В этой связи и были придуманы трафареты, являющиеся фирменным стилем творчества Бэнкси. Их использование помогало действовать молниеносно. И часто к моменту, когда полицейская сирена уже слышалась в опасной близости, художник успевал скрыться в ближайшей подворотне, пряча в карман баллончик с краской.

По мере ожесточения преследования творчество граффити-мастера становится более злободневным. Люди замечают иронично-философские зарисовки, снимают, фотографируют. Вскоре о Бэнкси заговорили уже в других европейских городах, а потом и по другую сторону океана.


Третья версия, авторство которой принадлежит британскому журналисту Крейгу Уильямсу, гласит: «Бэнкси – не кто иной, как Роберт Дель Ная, солист трип-хоп-группы ‎Massive Attack из Бристоля» (опять Бристоль!). В этой теории журналист укрепился, обнаружив появление работ Бэнкси в местах выступлений группы, в каком бы городе мира они не проходили.

Всего Уильямс заметил 10 таких совпадений за 12 лет. В поддержку гипотезы говорит и тот факт, что Дель Ная тоже увлекается граффити и создает их с 80-х годов. Сам музыкант заявил, что к личности Бэнкси не имеет никакого отношения. Также Уильямс считает, что творчество Бэнкси может быть коллективным.

«Такой огромный объем работы позволяет это предположить», - сказал он.

Творчество

Работ Бэнкси действительно великое множество. Самые резонансные из них - своеобразные реплики в ответ на те или иные общественные события и настроения. Так, в 2006 году художник выставил в Лондонском Сохо инсталляцию в виде покореженной красной телефонной будки, «зарубленной» топором. В попытке расшифровать послание зрители разделились на два лагеря. Первые ругали художника за покушение на классический символ Лондона, вторые восхищались изящным способом «поностальгировать» по эпохе живого общения.


Критикуя всепоглощающую эпоху потребления, Бэнкси рисует распятого с пакетами для покупок, плачущую девочку, ведомую за руки двумя символами Америки – и клоуном .

Часты в произведениях (а сегодня их называют уже так) обращения к моральной стороне общества. Ярко иллюстрируют эти посылы работы «Целующиеся констебли» (2004) и «Голый человек» (2006). Первая выполнена в лондонском Брайтоне, рядом с Трафальгар-стрит, и в 2014 году была продана с аукциона в Майями за $ 575 тыс.


Присущи духу Бэнкси и совершенно хулиганские выходки. Например, в 2004 году он нарисовал и напечатал пачку 10-фунтовых купюр, на которых вместо королевы изобразил лицо трагически погибшей . Банкноту украсила надпись «Banksy of England».

Значительную часть работ Бэнкси, как в начале пути, так и сейчас, посвящает вопросам мира, критикуя военные конфликты и политические провокации. Перечислять тут можно много: «Букет» (Иерусалим, 2003), на которой изображен бунтарь, бросающий букет цветов вместо зажигательной смеси; «Голубь мира в бронежилете» (2007), «Девочка с бомбой» (2003).


Как видим, пик граффити-творчества приходится на начало 2000-х годов. В это же время приходит и признание работ Бэнкси. Из уличного хулигана и вандала он превращается в гения социального поп-арта. Картины и рисунки автора охотно скупают знаменитости и коллекционеры всех мастей, они уходят с арт-торгов за баснословные суммы.

Так, в 2008 году работа «Борьба с вредителями», созданная в соавторстве с британским художником Дэмиеном Херстом, продана на аукционе в Нью-Йорке за рекордную сумму в 1 миллион 870 тысяч долларов.


В 2010 году Бэнкси представил авторский документальный фильм «Выход через сувенирную лавку» на международном кинофестивале в Берлине (Берлинале). Главное действующее лицо картины – режиссер, снимающий фильм о граффити-искусстве, беседует с представителями этого жанра. Примечательно, что в кадре появляется сам Бэнкси, однако лицо его скрыто тенью от капюшона.


В 2015 году художнику становится тесно в рамках существующего направления, и он инициирует выставку-пародию на «Диснейленд». Бэнкси разворачивает экспозицию в курортном британском городе Уэстон-сьюпер-Мэре и называет ее «Дисмаленд» (английское dismal - «гнетущий, мрачный»).

Антураж «Дисмаленда» действительно создает угнетающее впечатление: вместо ярких дворцов тут обгоревшие руины готических замков, сказочные кареты перевернуты, а бассейны заросли болотной тиной.

Бэнкси сегодня

Среди свежих политически-резонансных работ художника – написанная в 2017 году граффити-иллюстрация, на которой рабочий стирает одну звезду с флага Евросоюза. Так автор выразил отношение к выходу Великобритании из Евросоюза.

Полная противоречий личность художника и ореол таинственности вокруг его персоны только подогревают интерес к работам. Сегодня их можно увидеть в галерее Lilley Fine Art (Ирландия), музеях современного искусства и частных коллекциях во всем мире. Галерея работ представлена и на официальном сайте.

Кстати, в разделе обратной связи сообщается, что Бэнкси нет в «Твиттере» и «Фейсбуке», а вот в «Инстаграме» есть верифицированный аккаунт. Для прочих вопросов на сайте оставлен адрес электронной почты.


Попытки установить личность великого мистификатора не утихают. В 2017 году Интернет наводнила фейковая новость о том, что личность Бэнкси установлена, якобы им оказался 35-летний Пол Хорнер из Ливерпуля, арестованный на выставке в Палестине. Серьезные СМИ проигнорировали сообщение. Так что подлинное разоблачение Бэнкси еще впереди.

Работы

  • 2002 – «Девочка с красным шаром»
  • 2002 – «Криминальное чтиво»
  • 2004 – «Целующиеся констебли»
  • 2004 – «Напалм»
  • 2006 – «Труп телефонной будки»
  • 2006 – «Голый человек»
  • 2007 – «Борьба с вредителями»
  • 2007 – «Голубь в бронежилете»
  • 2011 – «Шопинг до упаду»
  • 2013 – «Рабский труд»
  • 2015 – «Стив Джобс»

К новостям, начинающимся со слов «Британские ученые...», принято относиться с долей скепсиса, но на этот раз им, кажется, действительно удалось сделать открытие. Специалисты из колледжа Королевы Марии Лондонского университета вычислили Бэнкси — самого популярного уличного художника в мире. В этом им помог метод географического профилирования — системный анализ мест, где граффитист создавал свои работы.

Аналогичный способ используют, в частности, полицейские, охотящиеся за серийными убийцами: метод географического профилирования предполагает, что преступники совершают правонарушения недалеко от своего места жительства. Соответственно, анализ географии преступлений позволяет обнаружить место жительства злоумышленника, а также места, которые он чаще всего посещает.

Для обнаружения Бэнкси ученые привлекли криминологов и бывших детективов из нескольких стран. За основу исследования была принята гипотеза, что Бэнкси — это выпускник публичной школы в Бристоле Робин Каннингем, о котором СМИ писали еще шесть лет назад. В выборку ученых попали 140 работ в Лондоне и Бристоле, принадлежащих уличному художнику. В ходе анализа выяснилось, что места их расположения совпадают с пабами, футбольными полями и домашними адресами, где проживал или часто бывал Каннингем.

опыт может в дальнейшем быть применен для анализа «незначительных преступлений, связанных с терроризмом», каковыми, по их мнению, являются граффити.

Предполагается, что географическое профилирование может способствовать предотвращению и более серьезных преступлений, в том числе и террористической направленности.

Бэнкси начал заниматься граффити в конце 1990-х годов и довольно долгое время действовал как обычный райтер (уличный художник), но со временем его рисунки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от полицейских, Бэнкси решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так и было дано начало неповторимому стилю Бэнкси — монохромным рисункам (нередко с какой-нибудь яркой деталью или надписью красного цвета) на остросоциальную тематику. Своеобразной визитной карточкой Бэнкси стали изображения крыс. Один из друзей Бэнкси предположил, что

этого зверя художник выбрал неслучайно — слово «rat» (крыса) является анаграммой слова «art» («искусство»).

Правда, в своей книге «Wall and Piece» Бэнкси признался, что этот факт «дошел» до него спустя годы, после того, как он стал изображать грызунов на стенах городов.

Начав свою творческую деятельность в английском городе Бристоль, Бэнкси в последние годы значительно расширил географию и создал уникальные шедевры граффити в Лондоне, Нью-Йорке, Барселоне, Берлине, Тель-Авиве и еще десятках городов мира.

Его работы сейчас настолько популярны, что их вырезают вместе со стенами и продают за сотни тысяч долларов на международных аукционах

(в среднем они оцениваются в сумму свыше $500 тыс.). Однако сам художник монетизацию своего творчества не одобряет, считая, что искусство должно быть достоянием всего общества.

Граффити «Рабский труд» Бэнкси, вырезанное из стены и проданное на частном аукционе

В последнее время Бэнкси не ограничивается граффити и также занимается перформансами и масштабными инсталляциями — в прошлом году художник открыл парк «Дисмаленд» (от английского dismal, что означает «угрюмый», этакий анти-Диснейленд). Кроме того, в 2011 году Бэнкси получил номинацию на премию «Оскар» за лучший документальный фильм «Выход через сувенирную лавку», рассказывающий не столько о Бэнкси, сколько о восхождении художника Тьерри Гетта под псевдонимом Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash). К слову, после выхода этого фильма появилось бесчисленное множество теорий относительно личности Бэнкси: фанаты пытались найти в кино «пасхальные яйца», которые могли бы приоткрыть завесу тайны, а некоторые и вовсе считали, что Тьерри Гетта и есть Бэнкси. До этого ходили слухи, что «в миру» Бэнкси работает мясником, а также что под псевдонимом Бэнкси работает целая группа художников.

Когда-то граффити считался вандальской забавой (и огромная часть планетарного населения по-прежнему так считает), нынче – символ победившего уличного искусства. Но одно дело – исписанные закорючистыми никами заборы, и совсем другое – шикарные по красоте своей картины, с бурными сюрреалистическими фантазиями из серии «кислотный приход папаши Льюиса Кэрролла». Даже седовласые мэры, в глубине души ненавидящие «горе-художников», взяли в моду появляться перед камерами в обнимку с ними и выделять стены особенно невзрачных построек типичных городов для их творчества. Правда, пока такие случаи носят единичный характер.

Вот поэтому наш сегодняшний герой для многих является воплощением антигероизма. Безусловно талантливый художник, ставший мегазвездой уличного искусства «вне закона», которого порицает половина родной Англии и которым вдохновляются коллеги со всего мира. Бэнкси крут хотя бы потому, что заставил говорить о себе, выведя уличные художества на новый уровень обсуждений. Пожалуй, со времён одного австрийца, это самый известный провокатор, так или иначе связанный с построением композиций.

Кто это такой?

У меня нет никакого желания показать себя публике. Я просто пытаюсь сделать так, чтобы мои работы выглядели хорошо, но я не пытаюсь выглядеть хорошо сам. К тому же я просто убежден, что правда может оказаться горьким разочарованием для нескольких 15-летних подростков.

«Кто такой Бэнкси?» – вопрос, набивший оскомину, ответ на который мы узнаем ещё нескоро. Настоящее имя провокатора от искусства давно будоражит умы британцев. Информация о настоящем имени Бэнкси даже продавалась на аукционе, и ставка поднялась почти до миллиона, точнее до 999 999 долларов. Но в последний момент лот сняли с торгов. Почему – тоже загадка, наверное, потому, что это как минимум не этично.

Хотя версий существует много. Ученые Лондонского университета королевы Марии утверждают, что знают имя плохиша – Робин Ганнингэм из Бристоля. Примерно то же самое утверждал желтушный таблоид Mail on Sunday ещё в 2008-м. Они якобы нашли фотографию Бэнкси за работой, и в Бристоле (родном городе художника) рассказали, что настоящее имя Бэнкси – Робин Ганнингэм. Вот так просто, вся страна голову ломает, а в Бристоле каждая собака знает. А потом просто пообщались с родными и друзьями. Как всё просто. Собственно, из-за примитивности доказательств никто не верит даже учёным, обвиняя их в дешёвом пиаре. Хотя люди науки клялись Наукой (с Богом у них нелады), что проводили географическое профилирование и сложный статистический анализ, который применяется в криминологии для поимки преступников. Анализ бристольских работ показал, что Бэнкси рисовал граффити рядом с одними и теми же пабом, жилым домом и игровыми площадками; в Лондоне рисунки появлялись вокруг трех повторяющихся адресов. Правда, они не учли, что рисунки появлялись в разное время и что работы могут вполне не принадлежать художнику, он ведь не Никас Сафронов, делает это не ради денег и свои работы не подписывает. Да и, в конце концов, кто станет верить легендарным «британским учёным»? Опять хернёй занимаются, вместо того чтобы лекарство от рака и врожденной предрасположенности к терроризму искать.

Версий много, даже ещё больше, чем в тайне убийства Кеннеди. Одним из самых распространённых мнений является то, что Бэнкси – это не один человек, а группа художников, эдакий художественный вариант Козьмы Пруткова, по другим – бристольский мясник. Наверное, свои картины желчью и кровью рисует.

Вот такая неэтичная нация: готовы на парочке хлипких фактов раздуть сенсацию и оговорить простого человека. Хотя кто знает, может быть, на фотографии таблоида настоящий Бэнкси: старый, похожий на Шона Пенна и уборщика из местной забегаловки одновременно. Ведь мы долгое время представляли себе парней из «Кровостока» несколько иначе. Во всяком случае, лет на 20 моложе.

Самому Бэнкси попытки развенчать тайну очень не нравятся, потому он категорически нервничает через своих адвокатов и агентов, которые, к слову, сами не знают, кто такой Бэнкси – группа людей или просто таинственный анонимус.

Всё, что мы знаем о Бэнкси и не стесняемся рассказать

Все, что известно о предположительном Робине, так это то, что делом своей жизни он начал увлекаться ещё в начале 90-х. Если верить слухам, то в то время он мог вполне стать футболистом, зарабатывать миллионы, не скрывая своего лица. Будучи вратарём Бристольской футбольной команды Eastern Cowboys and Cowgirls, он в 2001-м году отправился в тур по Мексике и сыграл против бойцов Сапатистской армии национального освобождения. Вдохновившись борьбой за свободу группы молодых революционеров, Бэнкси оставил после себя шедевр стрит-арта. Наверное, мать Бэнкси была бы рада такому повороту. Всё же лучше, чем провоцировать общество и скрываться. К тому же, матери, как стороннице консервативных взглядов, было чуждо увлечение сына, и потому несчастный Бэнкси оправдывался, что подрабатывал маляром, ведь графитист не лучше наркомана.

После долгих месяцев труда его рисунки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от полицейских, Бэнкси решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так и было положено начало неповторимому стилю Бэнкси – монохромным рисункам на остросоциальную тематику. Плюшевые мишки, атакующие стражей порядка, гориллы в розовых масках и тому подобная красота. Как говорил сам маэстро:

Граффити – это одно из немногих средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если ты не имеешь ничего. И даже если ты не расправишься при помощи граффити с мировой нищетой, ты можешь заставить кого-то улыбаться, пока он сыт.

Удивительно, что своим остросоциальным творчеством он зарабатывает очень хорошие деньги. Даже может себе позволить работать с бывшим агентом Шона Пенна. Его работы выставляются на торги за сумму $500000, причем их хищно вырезают вместе со стенами. А пока ты углубился в циничные мысли о том, на что бы ты потратил такие деньги, Бэнкси готовит очередную провокационную картину. В 2008 году работа под названием «Борьба с вредителями», созданная Бэнкси совместно с английским художником Дэмьеном Херстом, была продана на аукционе в Нью-Йорке за 1 миллион 870 тысяч долларов.

Но ничто так не характеризует славу, как поклонники. Если среди них затесалась парочка мелькающих на телеэкране селебрити, то можно считать, что ты успешный художник. В 2006 году Анджелина Джоли потратила в общей сложности более 300 000 долларов на его работы. Коллекция Кристины Агилеры насчитывает три работы Бэнкси, включая картину с изысканным названием «Королева Виктория как лесбиянка», которую певица купила за $38000.

Но деньгами андеграунд-художник делиться умеет, что характеризует его с лучшей стороны. Вряд ли он пытается задобрить не очень доброжелательное общество и поднять свой личный рейтинг. Просто бесконечно оказывает помощь благотворительным организациям, которые исследуют заболевания глаз и помогают восстанавливать зрение слепым людям. Но есть один случай, спровоцированный художником по незнанию, но за него он вполне оправдался. Бэнкси расписал водяную цистерну в Лос-Анджелесе словами: «Это немного похоже на слона». Эта цистерна долгих 7 лет была домом для человека по имени Тачова Ковингтон. Невинная шалость Бэнкси не только привлекла внимание фанатов, но и сподвигла коллекционеров купить цистерну и выселить Ковингтона из арт-объекта. Признав свою ошибку, Бэнкси дал бедолаге достаточно денег для того, чтобы спокойно жить в течение года. В интервью Independent Ковингтон заявил: «Нет лучшего человека, чем Бэнкси… Он был для меня ангелом. Он помог мне больше, чем кто-либо за всю мою жизнь». Кто-то скажет, что ничего благородного в этом поступке нет, ведь человека без дома оставил. Кто-то посетует на то, что, ворочая такими суммами, можно выделить средства на приобретение маленькой хибарки со всеми удобствами. Так-то оно верно, но разве искупление грехов не освобождает от ответственности?

Было в его карьере и добро по неведению, когда он обменял билеты на фестиваль в Гластонбери на право разрисовать фургон. Ясное дело, что со временем фургон, отмеченный самим Бэнкси, принёс его хозяевам баснословные $500000, хотя ему красная цена – не больше тысячи.

Кое-что о личности и ещё чуть-чуть о карьере

Люди либо любят меня, либо ненавидят, либо им на меня плевать.

Бэнкси стоило бы назвать «Маэстро парадокса», ибо это главный его приём, то, за что его работы с самого начала примелькались на лондонских улицах, а затем стали раскупаться за баснословные деньги. Впрочем, вся его жизнь – простой парадокс. Он борется против капитализма, и при этом он – миллионер. Он создал вокруг себя ауру абсолютной таинственности, но выпускает книги, даёт интервью, снимает фильмы и устраивает выставки и массовые акции. Его бренд приносит изрядную прибыль, но он борется против корпораций. Он считается главным преступником художественной тусовки, потому что формально его картины нарушают общественный порядок, но во многих муниципалитетах рисунки Бэнкси охраняются в качестве культурного достояния. Уже были случаи, когда попытки закрасить граффити Бэнкси официально квалифицировались как вандализм.

Впрочем, сам факт того, что простой парень из окраины жутко провинциального и невзрачного Бристоля стал всемирно известен за счёт закрашивания уличной архитектуры, – уже парадокс. За это ведь до сих пор клепают административные штрафы! А если быть уж совсем откровенным, то не все его работы идут на пользу ландшафту. Понятно, что это социальные призывы, борьба против порочности общества, но иногда они бесят коллег по цеху.

Интересная история, связанная с самой известной его работой, той самой, где Траволта с Джексоном в образе любимых героев из «Криминального чтива» изображены с бананами вместо пистолетов. Сначала Лондонские транспортные рабочие закрасили работу Бэнкси, после чего тот вернулся и изобразил актеров с оружием в руках, но на этот раз одетых в костюмы банана. Тогда в роли цензора выступил 19-летний граффитист по имени Озон, пообещавший оставить следующий вариант, если тот окажется лучше предыдущего. Воистину, Геростратов подвиг! Однако оценки народного критика Бэнкси так и не дождался: Озон погиб под поездом. Бэнкси вернулся на то место и нарисовал ангела в бронежилете, держащего череп, и исправил ту самую картину. Вот так вот, невинно убиенный разгильдяй помог сотворить лучшую работу художника. На своём сайте он написал: «Когда мы потеряли Озона, мы потеряли бесстрашного художника граффити и, как выясняется, довольно проницательного арт-критика».

Наверное, немного опрометчиво называть сие творение самой популярной работой художника. Его крысы всё же более знаковые. Если сам Бэнкси является олицетворением арт-андеграунда, то крысы – олицетворением художника. Они обличают звериную, жестокую крысиную натуру социума, являясь мрачным предупреждением. Голодная хитрая крыса шныряет по углам и не щадит ни своих, ни чужих. Один из друзей Бэнкси предположил, что этого зверя художник выбрал неслучайно - слово «rat» (крыса) является анаграммой слова «art» (искусство). Но в своей книге художник признался, что, несмотря на красивую задумку, грызун был выбран без причины.

Я рисовал крыс целых три года, а потом кто-то сказал мне: какая это талантливая анаграмма слова «искусство». И мне пришлось притвориться, что я знал об этом всю жизнь.

Нынче он может позволить себе всё и даже больше. Его компания Picture On Walls приносит стабильную прибыль, вызывая зависть у авангардных богемных работников холста и масла. Всё, что должен сделать уважающий себя творец, практически сделано: на благотворительность потрачено, книга автобиографического содержания написана, даже фильм снят, да ещё какой. «Выход через сувенирную лавку» – высокохудожественный фарс, где режиссер предстал во всей красе перед народом с надвинутым на нос капюшоном и с искаженным голосом, автоматом номинировался на «Оскар» и был радушно встречен критиками и зрителями.

А что является главным показателем успешности в западном мире? Две вещи – тебя упомянут в «Симпсонах» и « » и позовут на одно из многочисленных вечерних шоу. С первой задачей Бэнкси справился, и, помимо того, что бесконечное число раз появлялся в «Симпосонах», даже стал автором заставки к третьей серии 22 сезона. Но вот на шоу он вряд ли когда-либо появится, слишком уж таинственная фигура.

Если русский андеграунд стоит за Пашей Техником, то британский – за Бэнкси. И эта мысль незыблема и нерушима. Главный анонимус стал символом эпохи, пожалуй, главным художником эпохи со времён Дали, вызвав революцию в культуре и жанре. Однако, если Дали брал эксцентрикой, то Бэнкси берёт тотальной анонимностью. Странной публичной анонимностью. И сдаётся мне, если бы журналисты хотели развенчать миф и сорвать маску, они бы давно это сделали. Но Бэнкси слишком яркий символ эпохи, яркий своей скрытностью, будоражащий умы одним лишь статусом «инкогнито», и если приоткрыть завесу тайны, то волшебная аура вокруг главного борца за справедливость путём искусства испарится, придётся отвечать за злодеяния. А может у него просто хорошие адвокаты? Как бы то ни было, Бэнкси хорош не только анонимностью, но и абсолютной противоречивостью дела всей его жизни. И пока есть те, кто закрашивает его работы и считает их уродством, бьётся сердце у самой независимой, самой дерзкой и неподкупной нише в изобразительном искусстве – у искусства граффити.

Но есть одна вещь, которая настораживает в образе героя городских стен. Почти в каждом своём высказывании он активно ругает полицию, восславляет своих коллег вандалов. Позиция скорее инфантильная, нежели логичная. Быть против правил, против искусства – скорее напоминает оголтелый нонконформизм. А после приведённого ниже высказывания райтер себя окончательно дискредитирует: а сам-то чего добился своими рисунками? Но это вторично. С Бэнкси нужно брать пример, как с человека, чуть-чуть изменившего мир и доказавшего, что только преданность делу, идее, оригинальности и мастерству вознесут тебя на вершину мира, даже если твоего лица никто не знает. Это, безусловно, продукт, созданный для зарабатывания денег, хотя не отрицаю, что сначала главной идеей был протест. Однако, этот продукт заставил смотреть на мир по-иному.

Только когда будет срублено последнее дерево и когда будет отравлена последняя река, - только тогда человек поймет, что вечное цитирование индейских пословиц делает его похожим на гребаную куклу.

Мы пристально следим за творчеством самого скандального и талантливого андерграунд-художника нашего поколения. Работы товарища Бэнкси на злободневные темы вызывают негодование со стороны борцов за чистоту, а иногда их даже выламывают из стен зданий. Бристольский художник постоянно мелькает в заголовках газет, но до сих пор сохраняет анонимность и скрывается от полиции.

Мы решили собрать все факты об уличном художнике, которых вы могли не знать.

1. Личность Бэнкси якобы раскрыло издание Daily Mail

В 2008 году британское издание Daily Mail утверждало, что настоящее имя британского уличного художника — Робин Ганингхэм, уроженец Бристоля, родившийся в 1973 году. Человек на фотографии, опубликованной BBC World News годом ранее, работает над тем, что позднее окажется известным цветком творением Бэнкси.

2. Он играл в футбол с молодыми революционерами в Мексике

Бэнкси был вратарем Бристольской футбольной команды Eastern Cowboys and Cowgirls . В 2001 году команда отправилась в тур по Мексике и Бэнкси присоединился к ним в игре против бойцов Сапатистской армии национального освобождения. Вдохновившись борьбой за свободу группы молодых революционеров, Бэнкси создал очередной шедевр стрит-арта.

3. Главным акционером его печатной компании является создатель группы Gorillaz

Согласно книге Уилла Эллсворта-Джонса «Бэнкси: Человек за стеной», главным акционером компании Picture On Walls является художник комиксов, дизайнер и создатель группы Gorillaz.

4. Его совместная работа с Дэмьеном Херстом ушла с молотка за $1,9 миллиона

В 2008 году работа под названием «Борьба с вредителями», созданная Бэнкси совместно с английским художником Дэмьеном Херстом, была продана на аукционе в Нью-Йорке за 1 миллион 870 тысяч долларов.

5. Знаменитости коллекционируют его работы

В 2006 году Анджелина Джоли потратила в общей сложности более 300 тысяч долларов на его работы, среди которых была картина под названием «Пикник». Коллекция Кристины Агилеры насчитывает три работы Бэнкси, включая картину «Королева Виктория как лесбиянка», которую певица купила за $38 тысяч.

6. Бэнкси вынужден был сказать матери, что работает маляром

На вопрос матери о том, почему вся его одежда покрыта краской, Бэнкси ответил, что работает маляром.

7. Он жертвует средства на благотворительность

Английский андерграунд-художник неоднократно оказывал помощь благотворительным организациям, которые исследуют заболевания глаз и помогают восстанавливать зрение слепым людям. Упоминание о поддержке подобных проектов можно найти в том числе на сайте Бэнкси.

8. Его менеджер работала на Шона Пенна

Менеджер Бэнкси Холли Кашинг раньше работала на американского актера Шона Пенна. Художник обратился за помощью к англичанке во время своего шоу в Лос-Анджелесе, когда нуждался в ком-то с настолько хорошими связями, которые [в буквальном смысле] помогли бы найти его слона. Холли стала важной фигурой в закулисных деловых аспектах карьеры Бэнкси.

9. За инсталляцию в Бристольском Городском музее Бэнкси попросил всего лишь 1 фунт

О том, что среди исторических экспонатов и артефактов в Бристольском Городском музее и Художественной галерее будут представлены работы Бэнкси, знали всего лишь двое сотрудников музея. При этом Бэнкси попросил всего лишь один фунт в качестве комиссии за установку.

10. Выставка Turf War вызвала многочисленные протесты, хотя он проявил себя как активист за права животных

В 2003 году на одном из складов Бэнкси организовал выставку под названием Turf War («Борьба за влияние»), в ходе которой художник раскрашивал животных. И хотя краска не наносила никакого вреда животным (свиньи были раскрашены в форму полицейских, овцы предстали в образе узников концлагерей, на коровах красовалось лицо Энди Уорхола), а выставка была одобрена инспектором Королевского общества защиты животных, подобная акция вызвала массовые протесты против жестокого обращения с животными.

11. Бэнкси создал заставку к одной из серий «Симпсонов»

Все видели заставку к третьей серии 22 сезона самого популярного мультсериала в истории телевидения? Если нет, то это досадное недоразумение исправит ролик выше. Тем не менее, за несколько лет до этого дебюта Бэнкси использовал знаменитую сцену с Бартом Симпсоном в своем творчестве.

12. Он обменял два билета на Гластонбери на право разрисовать трейлер

Хотя личность Бэнкси до сих пор покрыта мраком, в 1998 году он убедил пару разрисовать их трейлер в обмен на два билета на музыкальный фестиваль Гластонбери. Пара любезно согласилась, не зная, что в один прекрасный день они продадут 1000-долларовый мобильный дом за $500 тысяч.

13. Adult Swim показал фэйковое интервью с Бэнкси

Интервью хоть и оказалось довольно веселым, но многие и без подсказок поняли, что это пародия.

14. «Едва-едва легально» не была первой выставкой Бэнкси в Лос-Анджелесе

Первой выставкой Бэнкси в Лос-Анджелесе было шоу под названием «Экзистенциализм» (2002 год), а не ивент «Едва-едва легально», который так же имел невероятный успех. Первая выставка курировалась галереей «33 1/3».

15. Бэнкси обыграл название французского кинофестиваля

В 2008 году Бэнкси пригласил 39 художников со всего мира для того, чтобы разрисовать автодорожный тоннель в Лондоне. Название фестиваля, Cans Festival, является игрой слов, которая напоминает о знаменитом французском кинофестивале в Каннах.

16. Бэнкси создал группу экспертов для борьбы с подделками

Учитывая тот факт, что цена на принты и картины варьируется от десятков до сотен тысяч долларов, вполне логичным стало решение Бэнкси создать группу экспертов, главная цель которой установление подлинности работ художника и борьба с фэйками. Появление фальшивок предотвращает команда под названием «Борьба с вредителями».

17. Премьера фильма «Выход через сувенирную лавку» состоялась на фестивале Cans

Британская премьера документальной картины состоялась на известном фестивале, попасть на которую можно было только по приглашениям. Музыкальной группе Exit Through the Gift Shop , чье название художник использовал для своего кинодебюта, Бэнкси в качестве компенсации подарил одну из своих работ. В мировом прокате документальная картина, номинированная на премию «Оскар» в 2011 году, собрала более пяти миллионов долларов.

18. Бэнкси посвятил граффити погибшему арт-критику

Первоначальный вариант всемирно известного граффити, созданного по мотивам сцены из «Криминального чтива» режиссера Квентина Тарантино, изображал героев Сэмюэла Л. Джексона и Джона Траволты с бананами вместо пистолетов. Лондонские транспортные рабочие закрасили работу Бэнкси, после чего тот вернулся и изобразил актеров с оружием в руках, но на этот раз одетых в костюмы банана. На этот раз произведение Бэнкси закрасил 19-летний художник граффити по имени Озон, пообещавший оставить следующий вариант, если тот окажется лучше предыдущего. Молодой художник, раскритиковавший Бэнкси, трагически погиб под поездом. Бэнкси вернулся на то место и нарисовал ангела в бронежилете, держащего череп. «Когда мы потеряли Озона, мы потеряли бесстрашного художника граффити и, как выясняется, довольно проницательного арт-критика », — написал Бэнкси на своем веб-сайте.

19. Раннюю работу Бэнкси закрасили по незнанию

В 2011 году одно из ранних произведений Бэнкси, «Горилла в розовой маске », было закрашено новым владельцем здания, в котором раньше располагался клуб. Новый хозяин ничего не знал о Бэнкси. Сообщается, что «Гориллу в розовой маске» удалось частично восстановить.

20. Бэнкси искупил вину после того, как его работа привела к выселению бездомного

Бэнкси расписал водяную цистерну в Лос-Анджелесе словами: «Это немного похоже на слона ». Человек по имени Тачова Ковингтон жил в этом резервуаре в течение семи лет. Невинная шалость Бэнкси не только привлекла внимание фанатов, но и сподвигла коллекционеров купить цистерну и выселить Ковингтона из арт-объекта. Признав свою ошибку, Бэнкси дал бедолаге достаточно денег для того, чтобы спокойно жить в течение года. В интервью Independent Ковингтон заявил: «Нет лучшего человека, чем Бэнкси... Он был для меня ангелом. Он помог мне больше, чем кто-либо за всю мою жизнь ».