Первые европейские университеты презентация. Образование в эпоху расцвета средневековья




В средневековой школе В средневековой Европе существовали типы школ: приходские (при церковном приходе), в которых из мирян священники готовили себе смену; монастырские, где учили мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи. В них также проводилась подготовка низшего духовного персонала; соборные или кафедральные школы открывались при епископских резиденциях. Во всех школах дети 715 лет обучались основам грамоты и пению, существовала жесткая дисциплина.


В монастырских и соборных школах преподавали грамматику, риторику и диалектику (знания и умения для ведения диспутов на религиозные темы). В более крупных учебных заведениях такого типа школ, кроме перечисленных предметов, преподавались арифметика, геометрия, астрономия с религиозной направленностью (вооружение учащихся умениями вычислять время наступления христианских праздников, строить церкви), музыка (пение псалмов и молитв). Все эти предметы, изучавшиеся в монастырских и соборных школах, известны были под названием «семь свободных искусств». Образование, в основном обслуживало нужды церкви.


В XIIXIII вв. стали возникать учебные заведения светского типа, сочетающие общее образование со специальным: например, медицинская школа в Солерно, юридическая школа в Болонье и Падуе (Италия). Развитие мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов способствовали возникновению в XIIIXIV вв. нового типа – цеховых и гильдейских. Они создавались для торговцев и ремесленников. Цеховые школы давали детям ремесленников начальное образование. Этот тип школ содержался за счет средств цехов, обеспечивал общеобразовательную подготовку, а обучение ремеслу осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового ученичества. Гильдейские школы создавались объединениями купцов гильдиями. Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей: сыновья ремесленников в них обычно не допускались. В цеховых и гильдейских школах образование имело практическую направленность, что выражалось в повышении роли в них математики и дисциплин естественнонаучного цикла, имеющих реальное жизненное значение для будущих торговцев и ремесленников. Основой обучения в этих школах являлся родной язык. Дисциплина была также суровой: учитель мог прибегнуть к физическому наказанию.


Параллельно церковной школьной системе и городским учебным заведениям существовала в эпоху средневековья светская по характеру рыцарская система воспитания. Ее основу составляли «семь рыцарских добродетелей», которые только внешне, по названию, могут быть признаны аналогичными «семи свободным искусствам» средневековых школ. По существу же своим содержанием (верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть па музыкальных инструментах) «семь рыцарских добродетелей» отражали специфические особенности положения и нравов представителей этого социального слоя средневекового общества.


Средневековый университет Первые университеты возникли в XII веке частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области богословия и философии, частью из объединений частных преподавателей специалистов по философии, праву (римское право) и медицине.


Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для схоларов (схолары студенты, от слова Schola школа).


Выводы, источники информации. Обобщение темы: Что мы можем сказать развитии образования в данную эпоху средневековья? Хотели бы вы получить образование в университете? Какое? Единая образовательная коллекция, история 6 класс, автор Ведюшкин В. А.: Глава VIII. Культура Западной Европы в XIXIII веках § 22. Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековь§ 22. Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья В средневековой школе В средневековой школе Структура средневекового университетского образования Структура средневекового университетского образования Средневековые университет Средневековые университет Портреты: Пьер Абеляр, Фома Аквинский Портреты: Пьер Абеляр, Фома Аквинский

Литература Азимов А. Путеводитель по науке. От египетских пирамид до космических станций. М., Афанасьев Ю.Н., Воронков Ю.С, Кувшинов С.В. История науки и техники: Конспект лекций. М., Бесов Л.Н. История науки и техники с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие. Харьков, Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV в. М., Зайцев Г.Н., Федюкин В.К., Атрошенко С.А. История техники и технологий. СПб., Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. М., Кефели И.Ф. История науки и техники. СПб., Кирилин В.А. Страницы истории науки и техники. М., Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., Поликарпов В.С. История науки и техники: учебное пособие. Ростов-на-Дону, Соломатин В.А. История науки. М., ШейпакА.А. История науки и техники. Материалы и технологии: Учеб.пособие. Ч.1. М., Шухардин С.В. История науки и техники: Учеб.пособие. Ч.1. М., Хинкис В.А. Жизнь и смерть Роджера Бекона. М., 1971.


1. Образование. Первые университеты в Европе В раннем Средневековье существовали три типа школ: Монастырские: внутренние школы для мальчиков, готовившихся к пострижению в монахи; внешние школы для мальчиков-мирян. Соборные или кафедральные – при епископских резиденциях: для подготовки будущих священнослужителей: для мирян. Приходские, которые содержались священниками.


Внутренние монастырские школы Во внутренних школах образование было наиболее широкое. Прежде всего изучался латинский язык. Сначала изучалось чтение, счет и церковное пение, затем грамматика с элементами остальных свободных наук. Для немногих способных проводились индивидуальные занятия по богословию. Широко использовали античных авторов. Из греческого языка брались азбука, отдельные слова и фразы символа веры, молитв и литургии.






Университеты Начиная с XI в. в Европе зарождались высшие школы, которые впоследствии назвали университетами (от лат. Universilas – совокупность). Такое название произошло от того, что первые университеты были общинами, которые объединяли учителей и учеников (ученики называли университет «альма матер» – ласковая мать).








Колледжи Римские папы наделяли докторов бенефициями – доходами от церковного имущества; они строили и общежития для бедных студентов, «коллегии»; позднее доктора стали читать в этих коллегиях лекции, и, таким образом, появились новые учебные заведения – колледжи.


Факультеты В Болонском университете было четыре факультета, один из них, «артистический», считался подготовительным (изучали «семь свободных искусств»). Лишь немногие студенты выдерживали все испытания и продолжали учёбу на старших факультетах – юридическом, медицинском и богословском. Юристы и медики учились 5 лет, а богословы – 15.


Сорбонна Если считать университетом единую корпорацию студентов и профессоров по различным дисциплинам, то было бы правильнее считать первым Парижский университет, основанный в 1208 году. В 1257 году теолог Робер де Сорбон, основал в Париже богословский колледж для детей из бедных семей. В 1554 году колледж получил название Сорбонна и постепенно объединился с теологическим факультетом Парижского университета. В XVII веке название Сорбонна распространилось на весь Парижский университет.


Оксфорд Точная дата основания Оксфордского университета неизвестна. Обучение в Оксфорде велось ещё с 1117 года. В середине XIII века частными благотворителями были созданы колледжи (University College, Balliol College, Merton College), чтобы жить как самостоятельное ученическое сообщество (сейчас в университете 38 колледжей). Оксфорд с XIV века использует в обучении уникальную систему тьюторства – над каждым студентом учреждается персональная опека специалистом по выбранной специальности


Кембридж Кембридж был основан в 1209, когда группа студентов Оксфорда, спасаясь от враждебно настроенных горожан, мигрировала в городок, расположенный на реке Кем. Первоначально университет существовал в виде групп домов-«колледжей», в которых жили студенты и посещали лекции ученых (сейчас в университете 31 колледж). Университеты Кембриджа и Оксфорда часто вместе называют «Оксбридж». У этих университетов имеется долгая история соперничества друг с другом.


2. Конфронтация науки и теологии Структура средневекового научного знания: 1)физико-космологическое направление (на основе учения о движении Аристотеля); 2)учение о свете (свет как субстанция, «бог есть свет»); 3)учение о живом (наука о душе); 4)комплекс астролога-медицинских знаний, учение о минералах и алхимия.


Схоластика Средневековая схоластика – это систематическая средневековая философия, представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Самым ранним философом схоластического времени является Иоанн Скот Эриугена, живший в IX веке и изложивший свою философию главным образом в сочинении «О разделении природы».


Отличительные черты схоластики Составление «Сумм» – систематизации знаний по тому или иному вопросу. Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений. Высокая культура цитирования.




Фома Аквинский () Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. 5 доказательств бытия Бога: 1)Доказательство через движение 2)Доказательство через производящую причину 3)Доказательство через необходимость 4)Доказательство от степеней бытия 5)Доказательство через целевую причину


Реалисты и номиналисты Реалисты – философы, считавшие универсалии (роды и виды) реально вне конкретных вещей. Эриугена Ансельм Кентерберийский Фома Аквинский Номиналисты – философы, считавшие, что вне конкретных вещей универсалии существуют только в словах, которыми называются вещи определенного вида. Иоанн Росцеллин Пьер Абеляр Дунс Скот Уильям Оккам


3. Развитие внеуниверситетской «науки» – алхимии и астрологии Алхимия в Европе с момента своего зарождения находилась на полуподпольном положении; в 1317 году папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме. Однако европейские властители, как светские, так и церковные, объявив алхимию вне закона, в то же время покровительствовали ей, рассчитывая на выгоды, которые сулило нахождение способа получения золота.


Задачи европейских алхимиков 1. Приготовление Эликсира или Философского Камня; 2. Создание гомункулуса; 3. Приготовление алкагеста – универсального растворителя; 4. Палигенез, или восстановление растений из пепла; 5. Приготовление мирового духа – магической субстанции, одно из свойств которой – способность растворять золото. 6. Извлечение квинтэссенции (пятого элемента, эфира, тончайшей субстанции). 7. Приготовление жидкого золота, совершеннейшего средства для излечения.


Альберт Великий () Первым знаменитым европейским алхимиком стал монах-доминиканец Альберт фон Больштедт, более известный как Альберт Великий. Автор «Книги об Алхимии». Впервые выделил в чистом виде мышьяк. Высказывал мнение о том, что металлы состоят из ртути, серы, мышьяка и нашатыря.


Советы Алберта Великого алхимикам 1. Да будет алхимик скромен и молчалив; да не раскроет он тайну опытов своих никому. 2. Да живет он вдали от людей, в собственном доме, где две или три комнаты должны быть отведены для опытов его. 3. Да определит он со всем тщанием время и часы работы своей. 4. Да будет он терпелив, усерден и настойчив. 5. Да совершит он, в согласии с правилами искусства, растирание, сублимацию (возгонку), закрепление, прокаливание, растворение, дистилляцию (перегонку) и закрепление. 6. Да не пользуется он иными сосудами, кроме как из стекла или глазурованной глины, дабы избежать воздействия кислот 7. Да будет он достаточно богат, чтобы оплатить расходы, коих потребуют опыты его. 8. Да избегнёт он всяких близких отношений с принцами и вельможами. Ибо поначалу станут они торопить его в работе, в случае же неудачи ожидают его жесточайшие пытки, тогда как награда за успех будет ему темница.


Бонавентура () В 1270 году итальянский алхимик Бонавентура, подбирая жидкие смеси для получения универсального растворителя, слил вместе концентрированные соляную и азотную кислоты и попробовал действие этой смеси на порошок золота. Золото на его глазах исчезло… Смесь была названа «царской водкой» за ее способность растворять «царя металлов» - золото.


Арнальдо де Вилланова () Приписывал философскому камню чудодейственные лечебные свойства («панацея»). Описал химические препараты, применявшиеся в качестве медикаментов, и привел подробный перечень известных в то время ядов и противоядий. Описал способ получения и перегонки спирта, выделенного из виноградного вина, который он называл «водой жизни» (aqua vitae). В лечебной практике, наряду с лекарствами, применял амулеты, а золото считал универсальным лекарством.


Астрология Особенности европейской астрологии: 1)Западная астрология использует тропический зодиак (состоит из 12 равных секторов; за начало отсчёта этих секторов выбирается точка весеннего равноденствия). 2)Большее внимание уделяется Солнцу, нежели Луне. 3)Тяготеет к привлечению математико- астрономических методов.




4. Роджер Бэкон (XIII в.) – провозвестник новой науки Роджер Бэкон () получил образование в Оксфордском и Парижском университетах (магистр искусств, 1241; доктор философии, 1247). В 1278 г. за сделанные им резкие нападки на невежество и порочность духовенства был обвинён в ереси и помещен в тюрьму.


Философия Р.Бэкона Наука и религия не противоречат друг другу, цель философии состоит в возможности обосновании веры. Истина – дитя времени, поэтому каждое новое поколение должно исправлять ошибки, совершенные предыдущими поколениями. Выше всех умозрительных знаний и искусств стоит умение производить опыты. Только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. Целью всех наук является увеличение власти человека над природой («Знание – сила»).


Науки, их предмет и польза Философия Выясняет отношения между частными науками и дает для них исходные положения на результатах частных наук Математика Изучают природу. Изучают числа и величины. Механика С ее помощью в будущем будут созданы летающие аппараты, кареты, движущиеся без лошадей, корабли, плавающие без весел и парусов Оптика Изучает свет и ее распространение; сам Р.Бэкон изобрел очки, предугадал принцип телескопа и микроскопа Астрономия Изучает природные силы звезд Наука о тяжести Изучает элементы, так как в них главную роль играет отличие легкого от тяжелого Алхимия Изучает неодушевленные образования и всевозможные элементарные сочетания их; можно научиться превращению одних элементов в другие Биология (земледелие) Изучает органические объекты, т.е. растения и животных Медицина Изучает организм человека, его здоровье и болезни Астрология Показывает практические следствия из различных наук; позволяет познать прошлое, настоящее и будущее на основе астрономических наблюдений Магия Позволяет создать жизненный эликсир и т.п.


Открытия Р.Бэкона Изобрел порох (механическая смесь калиевой селитры, угля и серы). Изобрел очки (советовал людям со слабым зрением прикладывать к глазу выпуклую линзу). Заложил предпосылки для открытия Нового Света, написав, что «при попутном ветре море между западной оконечностью Испании и берегами Индии можно преодолеть всего за несколько дней». Открыл сферическую аберрацию (лучи, отраженные сферическими зеркалами, не собираются в одной точке). Объяснил возникновение радуги преломлением в дождевых каплях.

  • Зачем выкладывать свои работы на Atlants.lv

    Что ты получишь, если зарегистрируешься? Бери работы других авторов, не тратя из кошелька ни сантима! Сохраняй свои работы! Помоги и поддержи!

  • Общие вопросы

    Что такое Atlants.lv, и для кого предназначены её материалы Как оформить ссылки на Atlants.lv и др. материалы Что такое плагиат, и в каких случаях разрешено цитировать работы других авторов Технические требования броузеров Предложения и пожелания Как отказаться от получения новостей Как и где можно встретиться с руководством интернет-библиотеки? Возможно ли узнать статистику скачиваний работам, добавленным из профиля незарегистрированного автора?

  • Поиск и выбор материалов

    Поиск необходимого материала Оценка соответствия материала перед оплатой

  • Оплата материалов

    Оплата через СМС Оплата номером подарочной карты (CDI-кодом) Оплата через интернет банк Swedbank Оплата платежной картой Оплата накопленным авторским вознаграждением Оплата через интернет банк SEB Оплата через PayPal Доступные скидки

  • Получение материалов

    Размер оплаты и обоснование Корзина покупок Способы оплаты материалов и их доступность Получение материала с Atlants.lv Как получить бесплатные работы?

  • Материал оплачен, но не получен

    Оплачено через интернет банк Swedbank (Hanzanet) Оплачено расчётной картой Оплачено SMS Оплачено CDI-кодом Оплачено через интернет банк SEB (Ibanka) Оплачено через PayPal Оплачено через Citadele (DIGI=LINK)

  • Открытие и качество полученного файла

    Полученный файл невозможно открыть Получены две или несколько одинаковых работ Получена работа, которая скопирована из книги или из Интернета Получена работа, которая не соответствует описанию или качеству Получена работа, изложенная информация которой ошибочна

  • Регистрация и профиль автора
  • Публикация и удаление работы

    Стандарт прикладываемых файлов Добавление работы Не согласен с тем, что моя работа плагиат Санкции за попытку добавить к Atlants.lv плагиат Как удалить свою работу или авторский профиль Работа не отображается в авторском профиле Где просмотреть присоединённые, отказанные и еще не подтвержденные работы? Как делать в уже публикующейся работе изменения?

  • Авторское вознаграждение и его выплата

    Объём авторского вознаграждения и порядок выплаты Почему сумма, реально перечисленная на счёт, меньше, чем выплаченная? Когда выплачивается авторское вознаграждение? Что делать, если авторское вознаграждение не получено? Справка о подоходном налоге

  • Номера подарочных карт или CDI-коды

    Утерян номер подарочной карты (CDI-код)

Появление
средневековых
университетов
Работу выполнила ученица 6
“А” класса Давыдова Ева

Содержание
-Цель
-Гипотеза
-Пражский университет
-Парижский университет
-Венский университет
-Основные выводы

Цель
Проследить процесс становления и
развития западноевропейских
университетов с момента их создания
до конца средних веков (до конца 15
века).

Гипотиза
Начало университетов
относится к 12 столетию.

Пражский университет

Пражский университет
1. Он называется Карлов университет.
2. Он основан в 1348 году.
3. Расположение Прага, Чехия.
4. В нём учатся 53 тыс. студентов.
5. И 7 тыс. иностранных студентов.

Парижский университет

Парижский университет
1. После майских событий в 1968 г.
был преобразован в 1970 г. в 13-ти
парижских унверситетов.
2. Один из старейших в мире основан
в середине 12 века.

Венский университет

Венский университет
1. Расположение Вена, Австрия.
2. Основан в 1365 г.
3. В нём 91 900 студентов.

Основные выводы
1. История университетов начинается с эпохи
западноевропейского средневековья и
связана с ростом средневековых городов
потребностями развивающейся городской
экономики и культуры.

1 слайд

Культура западной Европы в XI – XIII вв. Образование в эпоху расцвета Средневековья

2 слайд

Культура В латинском языке слово имеет несколько значений: возделывание; воспитание; образование; почитание.

3 слайд

Образование Редкий человек в средние века мог похвастаться тем, что он в детстве ходил в школу. Сначала существовали только монастырские и церковные школы. В конце раннего средневековья появились школы при: больших соборах, городских советах, крупных ремесленных цехах.

4 слайд

Образование Генрих II велел потихоньку подчистить у епископа Мейнверка в тексте заупокойной обедни первый слог: Pro famulis et famulabis tuis (за рабов и рабынь твоих). Как император и ожидал, епископ не заметил сего, и, служа обедню, торжественно пропел: Pro mulis et mulabis tuis (за ослов и ослиц твоих).

5 слайд

Образование Образование было платным. Четкого разделения на ступени обучения средневековье не знало. Обычно два-три года уходило на изучение молитв, азбуки, приобретение навыков письма, пения и устного счета. Учиться было нелегко, почти все нужно было учить наизусть.

6 слайд

Образование Палка или розга были в глазах учителя основным средством заставить детей прилежно заниматься. Родители учеников специально вносили деньги на покупку розог. Лучшие продолжали учиться дальше, приступая к освоению доставшихся от античности «путей» к знанию.

7 слайд

Грамматика Семь свободных искусств Арифметика Геометрия Астрономия Музыка Диалектика Риторика

8 слайд

9 слайд

Университеты В XI в. появились новые школы для тех, кто хотел посвятить себя праву, медицине или богословию. В середине XII в. в итальянском городе Болонья местные студенты объединились для защиты своих интересов. Чуть позже в Париже преподаватели нескольких школ поступили точно так же.

10 слайд

Болонский университет (1088 г.) Оксфордский университет (1188 г.) Падуанский университет (1222 г.) Парижский университет (1253 г.)

11 слайд

Университеты Латинское слово «universitas» - совокупность, общность. Университет – сообщество преподавателей и студентов, организованное с целью давать и получать высшее образование и живущее по определенным правилам.

12 слайд

Структура управления университетом Во главе университета – ректор Деканы возглавляли факультеты Доктора Бакалавры и магистры

13 слайд

Университеты Диспут профессоров в присутствии студентов Практические занятия студентов медицинского факультета

Популярное