Литература как вид искусства, ее роды и жанры. Художественная литература как вид искусства Литература как один из видов искусства

ЛВ- самостоятельная дисциплина которая выделилась из филологии. Изучает худ. Литературу,её историю,теорию и практику.Основные дисциплины: история Л, теория Л,общая поэтика, частная и историческая лит. Критика. Вспомогательные:историография,текстология,библиография.«Введение в литературоведение» состоит из трех разделов: 1. Общие свойства литературы. 2. Литературное произведение и 3. Закономерности литературного развития.Первым выдающимся трудом по теории литературы была «Поэтика», написанная в IV веке до н. э. знаменитым древнегреческим философом Аристотелем.Аристотель указывал, что поэзия воспроизводит действительную жизнь, показывает вероятное и необходимое в ней, что ее главный предмет - человек, а цель - так называемый катарсис.Во второй половине XVII столетия делается попытка продолжить и развить применительно к новым условиям положения Аристотелевой «Поэтики». Теоретик французского классицизма Буало в книге «Поэтическое искусство», опираясь в основном на «Науку поэзии», написанную продолжателем Аристотеля разработал нормативную поэтику, которая должна была служить руководством для писателей и поэтов.В России XVIII века теоретические вопросы разрабатывали М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев.

2.Ступени развития. 1)4 до н.э.-античность(Платон,Аристотель,Гораций)2)15-16(эпоха возрождения)-теоретич.мысль заново открывает для себя поэтику Аристотеля,которая приобретает нормативный х-ер.Учения о родах и жанрах становится каноническим(лекции Бокаччо « о божествен. Комедии»,Тассо «Рассуждения о поэтическом ис-ве») 3)конец 17-эпоха классицизма. Во Франции.Ряд оригинальных поэтик,которые усиливают нормативную тенденцию.(буало- трактат в стихах «Поэтическое ис-во»)считал что ис-во на подражательной природе,чётко различил жанры,уделял внимание языку худ. Произведения,протистовал против употребления иностранных слов. 4)17-18-антинормативная тенденция,критикующая классицистическую историю искусства(Лессинг в работе «Гамбургская драматургия» резко выступил против классицистических установок и подготовил своей теоретической позицией эстетическую теорию немецких романтиков. 5)19- приходит исторический переворот.Складывается теоритическая система Гегеля.Приходит к мысли что худ.лит. является определённой формой развития материальной и духовной жизни людей.Спецефической в своём содержании и в формах выражения этой содержательности. Образец для него-античная литератураПришёл к новой теорет. Мысли что о худ ценности лит. Произведения,которое в своей идейно-эстетической сущности есть целостность высокой идеи воплощённой в идеальной образности.

Особенности художественной литературы как вида искусства.

Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста:философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора. Основная особенность: литература – единственный вид искусства. который сочетает в себе 3 функции (эстетико-эмоциональную, познавательную и воспитательную ). оценочная, или аксиологическая. Она состоит прежде всего в том, что, по выражению Чернышевского, произведения искусства «могут иметь значение приговора явлениям жизни». Изображая те или иные жизненные явления, автор, естественно, определенным образом их оценивает. Все произведение оказывается проникнуто авторским, заинтересованно-пристрастным чувством, в произведении складывается целая система художественных утверждений и отрицаний, оценок. Но дело не только в прямом «приговоре» тем или иным конкретным явлениям жизни, отраженным в произведении. Дело в том, что каждое произведение несет в себе и стремится утвердить в сознании воспринимающего некоторую систему ценностей, определенный тип эмоционально-ценностной ориентации. В этом смысле оценочной функцией обладают и такие произведения, в которых нет «приговора» конкретным жизненным явлениям. Таковы, например, многие лирические произведения.На основе познавательной и оценочной функций произведение оказывается способно выполнять третью важнейшую функцию – воспитательную. Воспитывающее значение произведений искусства и литературы было осознано еще в античности, и оно действительно очень велико. Важно только не суживать это значение, не понимать его упрощенно, как выполнение какой-то конкретной дидактической задачи. Чаще всего в воспитательной функции искусства акцент делается на том, что оно учит подражать положительным героям или побуждает человека к тем или иным конкретным действиям. Все это так, но воспитывающее значение литературы к этому отнюдь не сводится. Эту функцию литература и искусство осуществляют прежде всего тем, что формируют личность человека, влияя на его систему ценностей, исподволь учат его мыслить и чувствовать. Общение с произведением искусства в этом смысле очень похоже на общение с хорошим, умным человеком: вроде бы ничему конкретному он вас не научил, никаких советов или жизненных правил не преподал, а вы тем не менее чувствуете себя добрее, умнее, духовно богаче.Особое место в системе функций произведения принадлежит функции эстетической, которая состоит в том, что произведение оказывает на читателя мощное эмоциональное воздействие, доставляет ему интеллектуальное, а иногда и чувственное наслаждение, словом, воспринимается личностно. Особая роль именно этой функции определяется тем, что без нее невозможно осуществление всех других функций – познавательной, оценочной, воспитательной. В самом деле, если произведение не тронуло душу человека, попросту говоря, не понравилось, не вызвало заинтересованной эмоционально-личностной реакции, не доставило наслаждения – значит, весь труд пропал даром. Если еще возможно холодно и равнодушно воспринять содержание научной истины или даже моральной доктрины, то содержание художественного произведения необходимо пережить, чтобы понять. А это становится возможным прежде всего благодаря эстетическому воздействию на читателя, зрителя, слушателя.

Литература!

Литература (лат. lit(t)eratura, буквально - написанное, от lit(t)era - буква ) — в широком смысле это совокупность любых письменных текстов.

Материальным воплощением литературных произведений является совокупность различных образов и понятий, зафиксированных автором словами и словосочетаниями. Литература принадлежит к числу предметных искусств, в котором слово является основным средством образного отражения жизни и фантазии. При помощи образов художественная литература воссоздает целые эпохи.

Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне».

Именно наше восприятие и переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература - это искусство, искусство слова.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Развитие просвещения и науки: система народного образования, библиотеки и музеи, печать, наука и техника. Вклад Русской литературы и искусства в мировую культуру: архитектура, скульптура и живопись, литература, музыка и театр. Культура народов России.

    реферат , добавлен 05.01.2010

    Периодизация древнегреческого и древнеримского искусства, виды искусств: архитектура и скульптура, живопись и керамика, декоративно-прикладное и ювелирное искусство, развитие литературы. Особенности античного искусства, человек как главная его тема.

    реферат , добавлен 21.05.2010

    Понятие и многообразие видов искусства: архитектура, скульптура, живопись, музыка, хореография, литература, театр, кино, их сильные и слабые стороны. Искусный труд как творчество и красота. Художественные эпохи и направления в искусстве прошлого.

    реферат , добавлен 18.05.2010

    Живопись как вид искусства. Основные направления и приемы современного искусства. Авангардизм, реализм, сюрреализм, ассамбляж, минимализм, абстрагирование, инсталляция. Скульптура и архитектура. Систематизация современных художественных направлений.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2012

    Живопись как вид искусства. Вид изобразительного искусства - графика. Древний вид искусства - скульптура. Архитектура - искусство проектировать и строить. Основные направления и приемы современного искусства. Кинетическое и авангардистское искусство.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2007

    Виды театра - зрелищного вида искусства, представляющего собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства, и обладающего собственной спецификой. Многообразие театральных жанров в современном мире.

    презентация , добавлен 06.10.2016

    Отечественная классическая музыка. Влияние запада на русскую музыку. Русские композиторы – первые классики русской музыки. Анализ достижений отечественной живописи и литературы, скульптуры и архитектуры. Культурология как социально-гуманитарная наука.

    контрольная работа , добавлен 26.07.2010

    Обобщение теорий происхождения понятия "культура". Средства художественной выразительности. Результаты воздействия культуры на разум и чувства. Обобщение основных видов искусства: архитектура, живопись и графика, музыка, хореография, скульптура, театр.

    Предмет литературы человеческая жизнь. Цели: познавательная, воспитательная, эстетическая. Но это общие положения, которые ничего не говорят о специфике всех искусств по сравнению с другими видами человеческой деятельности. Для того что бы разобраться необходимо отличать предмет искусства от других предметов других общественных видов деятельности. (Пр. Наука)

    Сначала о предмете, т.к. от него зависит цель. Античные мыслители впервые утверждали мысль о человеке как главном предмете поэтики. В сферу искусств входит все, что относится к духовной деятельности человека. Позже эту мысль развил Лессинг, он считал, что для поэзии необходимо воспроизведение которых важно для формирования человеческих характеров. Искусство отражает духовную деятельность человека и формирует. Гегель тоже определяет предмет поэзии, как то, что представляет духовный интерес. Белинский говорил то же самое. Чернышевский подытожил: «Сфера искусств обнимает все, что интересует человека – вот содержание искусства. Современные ученые развили это положение подчеркивая человеческий характер предмета искусства, но акцент делается диалектике субъективного и объективного в предмете искусства. В этом процессе (художественного познания мира) оттачиваются человеческие чувства и мысли, а от этого зависит глубина познания действительности.

    Таким образом характеризуя предмет искусства можно сказать, что он имеет человеческий характер (то есть всегда при изображении действительности присутствует человеческий угол зрения на действительность.) Другое свойство предмета искусства – целостность изображения человеческой жизни. Вопрос об объеме изображения решается по-разному. Идеалисты считали, что сфера искусства исчерпывается идеальными, возвышенными сторонами жизни (Гегель). Примером может служить «Антигона» Софокла: противостояние Креона и Антигоны носит печать идеала, так как их цели носят возвышенный характер. Теория Гегеля не оправдана с исторической точки зрения, так как, например, борьба с фашизмом и другие конфликты разрушительные, а, следовательно, к искусству они не могут иметь отношения. Не оправдана и с теоретической точки зрения (идеалистическая точка зрения начинает преодолеваться Белинским. Революционеры-демократы так же критиковали эту точку зрения и говорили, что предмет искусства неограничен (Чернышевский).Т.е.:

    1)предмет искусства отличается от науки человеческим характером;

    2)искусство отражает жизнь целостно.

    Литература. Отличие от других видов искусства.

    1)Древнегреческие ученые (Аристотель), говорят о том, что фабула поэтического произведения связана с мыслями, поступками человека. Позже Лессинг сопоставил сферу изображения поэзии и изобразительных искусств в «Лакооне» он говорит о том, что искусству свойственно изображение: тело+статика, а поэзия связана с изображением внутренних, духовных процессов в жизни человека. Поэзия может отображать и внешние формы жизни, но не столь наглядно, как в живописи. Предмет литературы, по сравнению с другими видами искусства оказывается более полным, глубоким. Литература может изображать внешние формы жизни (пример: поступки), внутренние, духовные процессы и все это показано в движении. Все это благодаря искусству слова! Белинский: «Поэзия – высший род искусства. Поэзия заключает в себе элементы других искусств…»

    2)Синтетичность. Благодаря этому, человек становится предметом изображения в литературе. Человеческий характер предмета надо понимать не только в широком смысле, но и в узком (показ человека в произведении).

    Для начала необходимо ограничить цели видов искусства, от целей других форм познания человеческой деятельности.

    Все формы человеческой деятельности характеризуются тем, что они связаны с целью. Целеполагание свойственно всем формам человеческой деятельности. Аристотель говорит о том, что в искусстве происходит познание по средствам подражания ей в целях получения эстетического наслаждения, связанного с очищением человеческих чувств (пример: сострадание).+Аристотель подчеркивал познавательную, воспитательную, эстетическую роль искусства в формировании человеческих характеров. Эти мысли развивал Лессинг («Гамбургская драматургия»). Он говорит об очеловечивании идейно-нравственных запросов людей. Цели не понимались однозначно. Одни философы говорили, что искусство способствовало развитию различных способностей человека. Эта цель отрывается от других (т.е. воспитательные цели отрываются от эстетических). Немецкие философы-идеалисты (Кант, Гегель) понимали цели по-разному. Все они говорили о неразрывности воспитательных и эстетических целей. Они ставили вопрос о человеческом идеале, как о надежном критерии ценности искусства. Новый шаг в этом направлении сделали русские мыслители. Они отвергли понимание видеть цель искусства в нем самом (т.е. критика искусства для искусства). Лучше всего цели сформулировал Чернышевский. Он выделил 3 задачи искусства:

    Воспроизведение интересных для человека явлений действительности;

    Объяснение жизни с тем, чтобы лучше ее понять;

    Произнесение слов приговора надо изображать явлением.

    Искусство должно отражать жизнь, для постижения ее закономерностей + на основе этого преобразовать ее. Внимание акцентируется на диалектике. Отражение и широта художественного познания действительности. Отражение понимается как обратное влияние (влияние автора на сознание). Ширина (автор) с его сознанием и деятельностью зависим от действительности. С другой стороны цели, которые он ставит, зависят от действительности. К тому же цель связана с творческой способностью человека. Художник творит правдивые картины (правдиво отражающие жизнь), но не копирует, а оценивает эти картины с точки зрения идеала.

    Понятие содержание и формы искусства и литературы.

    Понятие форма в философии рассмотрено Гегелем в двух значениях:

    1. Форма существования и развития или форма внутренняя.

    Это касается всех категорий действительности. Форма здесь тоже содержание, но взятая в определенном виде и на определенной стадии развития. Гегель: «Форма – это содержание, но взятое в какой-то разновидности. Это содержание, взятое в развитой определенности». Пример: жизнь – это некоторое содержание, которое свои формы: растительная, животная, эти формы то же имеют свою дифференциацию.

    2. Форма внешняя. (выражение)

    По отношению к содержанию форма – это тоже содержание в одной своих разновидностей. Искусство является одной из форм общественного сознания. Искусство отличается художественным содержанием, которое имеет свои формы: живопись, литература, архитектура и т.д.

    Форма существования и развития в отдельно взятом явлении выступает как внутренняя форма, как содержание, которое выражается во внешней форме (форме во втором значении)

    По Гегелю происходит удвоение формы (1-я форма – содержание 2-я форма вне содержания). Внутренняя форма помогает понять, как осуществляется взаимодействие формы и содержания. Через внутреннюю форму происходит взаимопроникновение формы и содержания.


    Похожая информация.