Поэма капитаны. Стихотворение "капитаны" гумилев николай степанович

Произведение является циклом стихотворений раннего творчества поэта, раскрывающим тематику романтических путешествий по морю, описывающих морскую жизнь и приключения.

Жанровое направление стихотворения представляется в форме элегии, выполненной в композиционной структуре, состоящей из четырех частей, каждая их которых описывает определенные жизненные аспекты мореплавателей в виде отдельного стиха, исполнена в определенном стихотворном размере и состоит из катренов.

Повествование в стихотворениях ведется от имени лирического героя, стремящегося покинуть обыденную жизнь с ее домашним уютом и проблемами.

Первая часть имеет размера стиха в виде трехстопного анапеста, во второй представлен четырехстопный амфибрахий, в третьей части используется трехстопный хорей, а четвертая часть отличается пятистопным ямбом. При этом во всех частях применяется перекрестная рифмовка в виде неполной и полной, сочетающая мужскую и женскую рифмы.

Среди средств художественной выразительности выделяются формы многочисленных эпитетов («дерзостный путь»), сравнений, («как смерть, бледны его товарищи») метафор («безумствует море», «солью моря пропитана грудь»), позволяющих автору создать поэтические образы отважных и смелых моряков.

В соответствии с авторским замыслом в первом стихотворении цикла изображается собирательный образ морского волка, отличающегося смелостью и силой духа в борьбе с морской стихией. Вторая часть стихотворного цикла описывает историю известных морских первооткрывателей и написано в форме романтического гимна. Третье стихотворение имеет образ пиратского романа и повествует о приключениях моряков на суше, а четвертая представляет собой легенду о Летучем голландце, корабле, бороздящем просторы океана десятки лет, при этом в качестве капитана судна выступает призрак капитана, имеющего окровавленную руку.

Стихотворный цикл поэта демонстрирует романтический настрой автора, мечтающего о далеких, неизведанных странах и морских просторах, стремящегося ощутить радость приключений, открытий и испробовать на вкус чувство хмельной победы.

Анализ 2

Став молодым человеком Николай Гумилев проникся духом романтизма и поиска приключений. Он много путешествовал, когда выдалась такая возможность, а ранее создал цикл под названием Капитаны, который был посвящен приключениям и путешествиям в дальние страны. Молодой поэт хотел убежать от действительности, он стремился в дальние страны для того чтобы ощутить свободу и независимость от всего остального мира, от обыденности.

Цикл «Капитаны» написан в 1909 году и включает в себя четыре произведения, которые объединены общей темой. Первая часть рассказывает о радостях путешествий (в частности морских) воспевает образ «открывателей новых земель», с которыми и сам отправляется в приключения в собственных мыслях и описывает различные особенности существования покорителей морей. Он говорит о шторме, корабельном бунте и множестве других особенностей, которые так привлекают.

«Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?» - такой вопрос задает поэт, когда говорит о покорителях морей. Гумилев ассматривает людей, которые ведут борьбу с невероятно превосходящей по всем параметрам стихией.

Тут вспоминаются самые разнообразные произведения романтизма. Если брать русскую культуру, то перед нами, конечно, возникают картины Айвазовского, которые рассматривают часто человека как ничтожное создание перед лицом моря. Безусловно, люди моря осознают этот факт, но если они выходят против такого соперника и даже оказываются непобежденными, то явно не являются трусами и явно представляют собой нечто большее, чем простой человек.

Если вспоминать мировую культуру, то возникает образ таких произведений как Труженики моря Гюго. Автор там тоже описывает отвагу и доблесть людей, которые противопоставляют себя стихиям.

Во второй части поэт рассматривает отважных первооткрывателей, которые вершили исследовали «страны, куда не ступала людская нога» и различных пиратов, которые тоже в какой-то степени были отважными.

Третья часть рассматривает радость родного порта. Моряки с удовольствием погружаются в «зов дурмана», но также ожидают и «рупор капитана», который может снова призвать к отплытию.

Итоговым стихотворением является рассказ о различных легендах наподобие Летучего Голландца, которые тоже являются частью приключений искателей свободы и отважных людей.

Анализ стихотворения Капитаны по плану

Капитаны наших надежд.

Стихотворение «Капитаны» было написано Гумилёвым в 1909г. и представляет собой цикл из четырёх частей, объединённых одной общей темой – темой моря.
В нем он выразил мечту всех тех, кому надоел душный и убогий быт посредственностей и обывателей, чья душа жаждет чего-то нового и неизведанного, кому снятся дальние страны и кто хоть раз в жизни мечтал сам стать капитаном.
Стихотворение буквально насквозь пропитано морской романтикой и мечтой о далеких путешествиях и приключениях.

Часть I.

С первых же строк читателя с ног до головы окатывают солёные морские волны, он слышит шум прибоя, хлопанье парусов и скрип такелажа. Под ногами – ходуном ходит палуба, а под ней – зелёная бездна океана.
Рассекая бушпритом волны, на всех парусах мчится вперед быстрокрылый корабль.
Мчится он не сам по себе, а направляемый железной рукой и волей капитана – главного героя стихотворения.
Капитаны – люди удивительной профессии и удивительной судьбы.
Морские бродяги, прикрывшие богатым камзолом израненную одиночеством душу и бросившие вызов не только всему человечеству, но и самой природе.
Или отчаянные храбрецы, скрывающие под благородным происхождением ненасытную жажду странствий.
Суровые морские волки, пропитанные солью и славой, у которых в груди под кирасой бьётся честное и верное сердце.
Это настоящие мужчины, дерзкие и отчаянные, мужественные и нежные одновременно, до головокружения влюбленные в море и не представляющие своей жизни без него.
Они прошли огонь, воду и медные трубы, они много раз смотрели в лицо смерти, они знают цену дружбе, они испытали боль предательства, они вкусили блаженный яд любви.
Их обветренные руки умеют все: сжимать штурвал корабля, эфес шпаги и рукоятку пистолета, проложить иглой на карте курс корабля, перевязать истекающего кровью друга, нежно обнимать плечи любимой женщины, и украшающие их брабантские манжеты – не пустая прихоть или пижонство, а королевский знак качества, отличающий настоящий мужчин.
Им неведом страх, они презирают опасности, и не важно, от кого именно они исходят: от бушующей стихии или от своего же экипажа, который вдруг вздумал взбунтоваться.
Недрогнувшей рукой, капитан способен пресечь мятеж, одним движением сорвав с пояса пистолет и отправив бунтарей на корм рыбам. На крайний случай сбоку у него всегда под рукой длинная боевая шпага, готовая в любую минуту защитить честь своего капитана, и поэтому первый, кто посмеет приблизиться к нему на расстояние клинка, поплатится за это своей жизнью.
Корабль – не просто средство для достижения цели, но и верный и надёжный друг капитана, который никогда его не предаст и не подведет, в котором капитан уверен, как в самом себе, и который является для капитана как бы продолжением его самого.
Капитан и корабль – одно целое, поэтому загорелые руки капитана, утопающие в пене брабантских кружев, уверенно сжимают штурвал и ведут корабль туда, куда зовёт его судьба.

Часть II.

В следующей части читателю открываются имена анонимных до этого прославленных морских героев: это и легендарный Колумб, первооткрыватель Америки, и загадочный Синдбад-мореход, и античный Одиссей.
В этот же список врываются и лихие пираты Карибского моря под командованием капитана Блада.
В одном строю с ними стоит и юный Дик Сенд – пятнадцатилетний капитан.
Где-то в глубине океана бесшумно следует за ними таинственный капитан Немо на своём «Наутилусе».
Здесь все отважные покорители морской стихии, названные и не названные по имени, потому что вторая часть стихотворения – своего рода гимн всем великим капитанам всех времен, начиная с самого первого капитана – Ноя и его легендарного Ковчега.
И хотя Америка давным-давно открыта и переоткрыта, и Ковчег уже несколько тысяч лет стоит на причале в Араратских горах, а читателя все равно не покидает чувство, что где-то есть ещё необитаемый остров, который ждёт имени его.
И так и хочется подтянуть ботфорты, надвинуть на лоб треуголку, снарядить корабль и отправиться на поиски своего острова сокровищ.

Часть III.

Третья часть направляет уставших от изнурительных походов матросов к родным берегам, откуда ещё издали они замечают дружеский свет знакомого маяка.
Кораблю тоже требуется отдых, замена парусов, чистка днища от налипших ракушек, и потому капитан уверенной рукой ведёт корабль в родной порт.
Ступив на берег, матросы напрочь забывают и про корабль, и про капитана, и с жадностью пускаются во все тяжкие, наверстывая то, чего так долго были лишены в море: они с головой окунаются в кутежи, пьяные пирушки, азартные игры и весёлых женщин, тут же спуская все, что было заработано или награблено за время похода.
В себя их приводит только сигнал к отплытию, которым капитан вновь зовет их на корабль: передышка окончилась, впереди новые приключения и новые открытия.

Часть IV.

Четвертая – самая таинственная и зловещая часть из всего стихотворения.
Читателя ждёт встреча с самым мрачным из всех капитанов – Летучим Голландцем.
Встреча с этим кораблем-призраком – ужас для моряков, потому что это предвещает гибель любому, кто с ним столкнется.
Но в стихотворении эта легенда вдруг приобретает довольно неожиданный смысл: а что, если этот проклятый корабль вовсе не заманивает моряков в глубину бездны, а приглашает за собой туда, куда ещё не проникал ни один из смертных, за край моря, по ту сторону жизни и смерти.
Естественно, это путь в один конец – из этой страны ещё никто не возвращался. Однако, тому, кто рискнет пойти по нему вместе с проклятым капитаном, откроются тайны мироздания и смысл бытия.
И если здесь уже все открытия сделаны, и больше не осталось на земле островов, которые можно открыть, и не к чему больше здесь стремиться и не о чем больше мечтать и жалеть, может быть, имеет смысл принять приглашение проклятого капитана и заглянуть за черту бытия, пусть даже заплатив за это собственной жизнью.

Я иду на урок: 7-й класс

Татьяна ПОЛОМОШНОВА

Татьяна Алексеевна ПОЛОМОШНОВА - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 11, г. Кемерово.

Прекрасный и загадочный поэт

Материалы к изучению творчества Н.Гумилёва в 7-м классе

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду.
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.

Н.Гумилёв

В учебнике-хрестоматии для 7-го класса под редакцией А.Г. Кутузова для знакомства с творчеством Н.С. Гумилёва предлагается стихотворение «Капитаны», написанное в июне 1909 года в Коктебеле в доме Волошина. Оно входит в цикл стихотворений под таким же названием. Этот цикл рассказывает читателю об отважных капитанах, о путешественниках-мореходах, флибустьерах, о весёлых матросах и конквистадорах - участниках испанских завоевательных походов в Южную и Центральную Америку в конце XV–XVI веке, о Летучем Голландце, таинственном корабле-призраке.

Стихотворение «Капитаны» вошло в сборник «Жемчуга» (стихи 1907–1910 годов). Лирический герой этого сборника мечтает о путешествиях на Восток и в Африку. Этот герой - романтик и оригинал, но его мечта вполне осуществима. Африка была мечтой достижимой, и Гумилёв за ней отправился. Даже не поставив в известность родителей, в двадцать три года поэт отбыл из Парижа, где он тогда учился, в Египет и Судан. Затем, в 1909–1910 годах, он уже из России вновь уехал в Африку, в Абиссинию в составе русской экспедиции. Поэтический мир молодого поэта неслучайно населён таинственными девами, пиратами, корсарами, слонами, носорогами, жирафами, обезьянами и мудрыми попугаями с Антильских островов.

По контрасту на втором уроке мы читаем стихотворение Гумилёва «Дождь» (1915).

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина «Капитан». Посетив сайт интернет магазина «Капитан», который располагается по адресу kapitan.ua , Вы найдете все для рыбалки и отдыха на воде. В богатый ассортимент интернет магазина входят лодки и лодочные моторы, удилища, лески, фонари, садки, эхолоты, метеостанции и многое другое. Удобный рубрикатор поможет быстро найти нужные товары, а возможность безналичного расчета платежа и доставка покупки по Киеву и всей Украине позволят совершить заказ, не покидая кресла за своим компьютером.

Урок 1. Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Капитаны»

Урок оформлен портретом поэта (Н.С. Гумилёв. Фото М.С. Наппельбаума. 1921 г.) и рисунками детей, иллюстрациями к стихотворению «Капитаны» и повести А.Грина «Алые паруса».

Урок начинается с рассказа, подготовленного одним из учащихся. Это краткая биографическая справка о поэте и история создания стихотворения «Капитаны».

Выразительное чтение стихотворения тоже надо заранее подготовить. Первое прочтение может выполнить учитель.

Следующий этап урока - беседа по тексту стихотворения.

Кто является главным героем этого стихотворения?

Почему главный герой не один капитан, а капитаны?

В стихотворении Н.Гумилёва герой многолик, он “собран” из разных лиц и людей... Такой образ называют собирательным или обобщённым.

- Как выглядит герой произведения?

В тетрадь ребята записывают детали портрета, создающие образ: высокие ботфорты, за поясом пистолет, манжеты из брабантских кружев. На другой странице записываем также лексическое значение непонятных слов: брабантские, ботфорты, фелуки и другие слова, которые нам встретятся в процессе работы над текстом; значение некоторых находим в сносках учебника, другие - в словаре.

- Какими качествами характера наделил Н.Гумилёв своего героя-капитана?

Записываем: капитаны - “открыватели новых земель”, они не боятся ураганов, изведали “мальстрёмы и мель”, они любят “дерзостные”, то есть опасные, пути, они “не трепещут перед грозой”, то есть не трусят, у них острый, уверенный взгляд.

- Давайте вспомним, где мы видели подобный портрет. (Распечатки отрывка из повести-феерии «Алые паруса» на столах, каждый участник беседы может вспомнить этот текст.)

В 6-м классе мы прочитали повесть-феерию А.Грина «Алые паруса». Маленький Грей был поражён портретом, который вдруг открылся ему на стене библиотеки.

“Обернувшись к выходу, Грей увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображён в последнем моменте взлёта. Корабль шёл прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух... Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет обречённо боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю... Поза человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего, собственно, не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать крайнюю напряжённость внимания, обращённого к чему-то на палубе, невидимой зрителю. Завёрнутые полы его кафтана трепались ветром; белая коса и чёрная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюма выказывало в нём капитана, танцующее положение тела - взмах вала; без шляпы, он был, видимо, поглощён опасным моментом и кричал - но что? Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой галс или, заглушая ветер, звал боцмана? Не мысли, но тени этих мыслей выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину”.

- Чем соотносятся эти портреты? Какая идея объединяет замыслы Грина и Гумилёва?

Эти образы навеяны книжной романтикой, произведениями Стивенсона и Киплинга. Они пронизаны энергией, движением, “заражают” читателя романтикой дальних странствий.

- Определите художественное пространство стихотворения.

Полярные и южные моря, изгибы зелёных зыбей, базальтовые и жемчужные скалы, новые земли, разорванная карта, дерзостный путь быстрокрылых кораблей, трепещущий мостик, покинутый порт, гребни волн до небес - пространство, ничем не ограниченное, наполненное романтикой. При создании образа пространства автор использовал большое количество эпитетов, гипербол.

- Найдите в стихотворении “цветовые” слова. Почему их там много?

Зелёные зыби морей, белая соль моря, белые клочья пены, розоватые с золотом кружева манжет, чернота и блеск “многозвёздной” ночи, жёлтый свет маяка - эти цветовые образы помогают представить нам яркий, романтический мир, в котором живут капитаны.

- Как построено стихотворение Гумилёва? Что мы замечаем, если разобьём его на маленькие картинки?

1-я картинка: по зелёным волнам плывут парусные фрегаты; даже слышно, как шелестят под ветром их паруса.

2-я картинка: капитаны, стоящие у штурвалов кораблей; они смотрят вдаль или отмечают путь “иглой на разорванной карте”.

3-я картина: капитан стоит на трепещущем мостике, отряхивает с ботфорт клочья пены, он грустен, так как вспомнил покинутый порт.

4-я картинка: бунт на корабле, капитан усмиряет бунтовщиков.

5-я картинка: гроза, море безумствует и плещет, но фрегаты бесстрашно идут вперёд.

6-я картинка: морской бой с контрабандистами, капитан уверенно командует фрегатом.

7-я картинка: ночь, капитан смотрит в темноту и видит вдали свет маяка.

Автор рассказывает обо всех приключениях героев, он словно выбирает самые яркие из них, обращает внимание читателя на самые интересные сцены. Получается своеобразная “мозаика”, композиционный коллаж, объединённый чувствами лирического героя (капитана). Это желание открывать новые земли, смелое стремление вперёд, мужество в бою, радость победы над стихией.

Следующий этап работы - определение размера и ритма текста. При помощи учителя ребята приходят к выводу, что трёхстопный анапест, которым написано стихотворение «Капитаны», так же, как и перекрёстная рифма, создаёт ощущение быстрого движения вперёд, передаёт динамику и яркость событий, переживаемых капитаном. В трёх последних четверостишиях эта динамика подчёркнута глаголом в повелительном наклонении (пусть безумствует ) и глаголами с отрицанием (не трепещет, не свернёт ). При помощи риторического вопроса (две последние строфы) усиливается мотив отваги и дерзости романтика-капитана.

В рабочих тетрадях учеников остались записи: работа с лексикой стихотворения, работа с терминами, характеристика лирического героя, запись построения текста (картинки, при помощи которых развивается лирический сюжет). Таким образом произошло знакомство с художественным миром стихотворения Н.Гумилёва «Капитаны» и с особенностями стиля автора.

Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения «Дождь»; подумать, почему один и тот же автор создал такие разные стихотворения. Есть ли всё же какое-то сходство между этими текстами?

Урок 2. Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Дождь»

Урок оформлен фотопортретом поэта (Н.С. Гумилёв. Париж. 1908 г. Фото М.А. Волошина), иллюстрациями учащихся к стихотворению «Дождь».

Стихотворение «Дождь» (июль 1915 г.) вошло в сборник «Колчан» (1916), вышедший в самый разгар Первой мировой войны. Гумилёв уже в августе 1914 года записывается добровольцем и служит прапорщиком в гусарском полку. За смелость в боях он был награждён двумя солдатскими Георгиевскими крестами. Но отклики на войну занимают в этой книге очень мало места. В «Колчане» мы словно читаем дневник, в котором искренне и драматично раскрывается душа поэта, который, несмотря на весь трагизм реальной жизни, по-прежнему верит в её внутреннюю гармонию.

Стихотворение необычно уже тем, что на фоне стихотворений «Венеция», «Пиза», «Генуя», «Неаполь» и др., написанных по воспоминаниям и вошедших в этот сборник, оно выглядит самым русским, скорее “петербургским” стихотворением, каких у Н.С. Гумилёва немного.

Стихотворение «Дождь» относится к пейзажной лирике, с которой учащиеся знакомились в 5-м и 6-м классах (стихотворения А.Фета, К.Бальмонта, А.Бунина, С.Есенина), поэтому некоторые навыки работы над текстом такого плана уже сформированы.

Стихотворение читаем выразительно дважды, можно сопоставить чтение двух учеников, кто прочитал более эмоционально, какой вариант чтения больше пришёлся по душе слушателям, почему.

На втором этапе урока совмещаем работу с текстом по вопросам, словарную работу и записи в тетрадь.

Вопросы для анализа

- Каким предстаёт мир с точки зрения лирического героя стихотворения?

Мир кажется рябым, но всё равно ярким, хоть и идёт дождь (“ничто в нём не поблёкло”). Этот мир открыт герою, это родной мир, который его радует: “ничто... не сделалось чужим”. Лирический герой смотрит на мир сквозь забрызганное дождём окно. Это важная художественная деталь текста, так как окно - это граница между человеком и миром, в какой-то степени искажающая реальную картину.

- Как забрызганное окно изменяет картину мира?

Зелень выглядит “чуть зловещей ”. Необычный эпитет, который можно отнести скорее к живому существу, чем к природному миру. Во втором катрене есть цветовая оппозиция: зловещая зелень - кровавые розы. Оппозиция подчёркивает яркость и неоднозначность мира за окном.

- Каково значение образа капель в третьей строфе?

Капли, как живые, “плещутся и бормочут”. Кроме олицетворения, в третьей строфе есть ещё и необычное сравнение: капли сравниваются с монашенками, которые в часы вечерни поют псалом “торопливым голоском”. Это звуковой образ, он построен на сходстве: плеск капель напоминает песню монашенок. Аллитерации подчёркивают это сходство. Образ капель-монашенок, сменивший зловещую, как купорос, зелень и кровавые розы, ещё раз подчёркивает многоликость и неоднозначность мира за окном.

- Что странного можно увидеть в четвёртой строфе?

Строфа начинается странно: “Слава, слава небу в тучах чёрных!” Более логично, с точки зрения обычного читателя, прославить солнце и безоблачное небо. Для лирического героя дождь - это начало новой жизни: он дождливое небо сравнивает с весенней рекой, несущей воду, новую жизнь природе. Так как он смотрит в небо, то вместо рыб видит среди воды стволы деревьев, растущих на горе. Сквозь пелену дождя кажется, что деревья движутся, “мечутся” в мутной воде, словно рыбы. Необычная, наполненная призрачным движением, размытая, словно акварель, метафора удивительно красива. Это образ достоверный, но в то же время и сказочный, чудесный, как и весь поэтический мир Н.Гумилёва.

- Какие “волшебные” образы появляются в последней строфе? Как они связаны с дождём?

Образ воды, реки порождает другой, связанный с ним призрачный образ - гиблого омута и волшебной мельницы. Эти образы, равно как и “ржанье бешеных коней”, приходят к лирическому герою словно бы из детских книг, из прошлого. И в этих чудесах “повинен” дождь.

- Как образ души (два заключительных стиха) связан с предыдущим текстом и какова его роль?

Душа героя названа “несчастнейшей из пленниц”. Пленница - женщина, находящаяся в плену, лишённая свободы. Слово пленница этимологически родственно слову пелена - покров, то, что закрывает, заволакивает.

Реальная картина мира для героя закрыта пеленой дождя. Душа каждого человека всегда пленница чувств, предрассудков, морали. Душа всегда страдает по идеалу, поэтому она всегда несчастна. Но легче и вольней той душе, которая верит в сказку, которая за пеленой дождя видит чудесное: яркую зелень, кровавые розы, бегущие деревья, волшебные мельницы и бешеных коней.

Стихотворения «Капитаны» и «Дождь» написаны Н.С. Гумилёвым в разное время. Когда поэт работал над сборником «Жемчуга», он был молод, очарован романтикой дальних странствий. Время создания сборника «Колчан» - это смутное и суровое время для Гумилёва: война, личная драма (разрыв с женой А.А. Ахматовой). Теперь он учится ценить жизнь в самых разных её проявлениях, открывает смысл уединения, поэтому теперь его стихи наполнены внутренней душевной сосредоточенностью.

Хотя два стихотворения Н.С. Гумилёва очень несхожи, в том и в другом главный мотив - это отношение к жизни как к священному дару, вера в то, что жизнь человека на земле не бессмысленна.

Приложение

Сквозь дождём забрызганные стёкла
Мир мне кажется рябым;
Я гляжу: ничто в нём не поблёкло
И не сделалось чужим.

Только зелень стала чуть зловещей,
Словно пролит купорос,
Но зато рисуется в ней резче
Круглый куст кровавых роз.

Капли в лужах плещутся размерней
И бормочут свой псалом,
Как монашенки в часы вечерни
Торопливым голоском.

Слава, слава небу в тучах чёрных!
То - река весною, где
Вместо рыб стволы деревьев горных
В мутной мечутся воде.

В гиблых омутах волшебных мельниц
Ржанье бешеных коней,
И душе, несчастнейшей из пленниц,
Так и легче и вольней.

Июль 1915

Николай Степанович Гумилёв

I

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь

И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?

II

Вы все, паладины Зеленого Храма,
Над пасмурным морем следившие румб,
Гонзальво и Кук, Лаперуз и де-Гама,
Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!

Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий,
Синдбад-Мореход и могучий Улисс,
О ваших победах гремят в дифирамбе
Седые валы, набегая на мыс!

А вы, королевские псы, флибустьеры,
Хранившие золото в темном порту,
Скитальцы арабы, искатели веры
И первые люди на первом плоту!

И все, кто дерзает, кто хочет, кто ищет,
Кому опостылели страны отцов,
Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,
Внимая заветам седых мудрецов!

Как странно, как сладко входить в ваши грезы,
Заветные ваши шептать имена,
И вдруг догадаться, какие наркозы
Когда-то рождала для вас глубина!

И кажется — в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.

С деревьев стекают душистые смолы,
Узорные листья лепечут: «Скорей,
Здесь реют червонного золота пчелы,
Здесь розы краснее, чем пурпур царей!»

И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица…
Как будто не все пересчитаны звезды,
Как будто наш мир не открыт до конца!

III

Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.

Там, хватив в таверне сидру,
Речь ведет болтливый дед,
Что сразить морскую гидру
Может черный арбалет.

Темнокожие мулатки
И гадают, и поют,
И несется запах сладкий
От готовящихся блюд.

А в заплеванных тавернах
От заката до утра
Мечут ряд колод неверных
Завитые шулера.

Хорошо по докам порта
И слоняться, и лежать,
И с солдатами из форта
Ночью драки затевать.

Иль у знатных иностранок
Дерзко выклянчить два су,
Продавать им обезьянок
С медным обручем в носу.

А потом бледнеть от злости
Амулет зажать в полу,
Вы проигрывая в кости
На затоптанном полу.

Но смолкает зов дурмана,
Пьяных слов бессвязный лет,
Только рупор капитана
Их к отплытью призовет.

IV

Но в мире есть иные области,
Луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.

Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца.

Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.

Сам капитан, скользя над бездною,
За шляпу держится рукою,
Окровавленной, но железною,
В штурвал вцепляется — другою.

Как смерть, бледны его товарищи,
У всех одна и та же дума.
Так смотрят трупы на пожарище,
Невыразимо и угрюмо.

И если в час прозрачный, утренний
Пловцы в морях его встречали,
Их вечно мучил голос внутренний
Слепым предвестием печали.

Ватаге буйной и воинственной
Так много сложено историй,
Но всех страшней и всех таинственней
Для смелых пенителей моря —

О том, что где-то есть окраина —
Туда, за тропик Козерога! —
Где капитана с ликом Каина
Легла ужасная дорога.

Николай Гумилев в душе был романтиком и мечтал о дальних странах. Ему удалось осуществить задуманное и побывать в нескольких научных экспедициях. Но за несколько лет до путешествий он создал небольшой цикл стихов под названием «Капитаны», в котором явно прослеживаются нотки ностальгии. Начитавшись книг о жизни моряков, молодой поэт готов был сбежать от серой реальности на край света ради того, чтобы только почувствовать на губах привкус соли и испытать ни с чем, ни сравнимое чувство свободы.

Цикл «Капитаны» был создан летом 1909 года, когда Николай Гумилев гостил в Коктебеле у Максимилиана Волошина.

Максимилиан Волошин

Существует версия, что он был написан совместно с группой поэтов, которые обсуждали каждую строчку. Однако, по воспоминаниям Алексея Толстого, поэт несколько дней подряд запирался в своей комнате, работая над «Капитанами», а уж после представил стихи на суд своих друзей.

Цикл состоит из четырех произведений, которые объединены общей идеей романтики и путешествий. В первом из стихотворений Гумилев восхищается тем, как «меж базальтовых скал и жемчужных шелестят паруса кораблей». Образ «открывателей новых земель» настолько мил поэту, что он мысленно путешествует с ними и в собственных фантазиях переживает все те испытания, которые проходят его герои. Прокладывание пути на карте, подавление корабельного бунта, встречи с пиратами и школа выживания во время шторма - все эти составляющие морской жизни вдохновляют автора и заставляют его мечтать о подвигах. Мужество людей, которые каждый день ведут борьбу с морской стихией, не может оставить Гумилева равнодушным. «Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?», — вопрошает поэт.

Второе стихотворение цикла - гимн первооткрывателям и пиратам, которые не представляют себе спокойную жизнь на суше. Их влечет опасность и необходимость постоянно рисковать ради достижения собственных целей. «Как странно, как сладко входить в ваши грёзы, заветные ваши шептать имена», — отмечает автор. Ему кажется, что «в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога». И именно себя Гумилев видит в качестве того человека, который когда-нибудь совершит новое открытие и побывает там, где «розы краснее, чем пурпур царей».

Однако как бы ни манили моряков новые страны, они рано или поздно возвращаются в родной порт, переполненные новыми впечатлениями. И именно встрече с родиной посвящено третье стихотворение цикла «Капитаны». Суша дарит им то, чего они были лишены в своих странствиях. Женщины, пивные, игра в карты и кости, попытки узнать свою судьбу у гадалки… Но когда «смолкает зов дурмана», каждый моряк вспоминает о своем истинном предназначении. И тогда для него нет ничего важнее, чем «рупор капитана», который вновь зовет к отплытию.

Финальное стихотворение цикла посвящено морским легендам и загадкам, одной из которых является история о Летучем Голландце - корабле-призраке. Он является символом смерти и предвещает ее каждому, кто столкнется с этим призраком в море. У автора нет ответа на вопрос, откуда взялся этот корабль, и какие цели он преследует. Но очевидно одно - легенда о Летучем Голландце является самой жуткой, и от этого еще более привлекательной в глазах каждого истинного моряка. Правда, Гумилев все же дает свою трактовку подобному мифу, отмечая, что корабль-призрак указывает каждому дорогу к краю мира. Туда, «где капитана с ликом Каина легла ужасная дорога». Она ведет лишь в одну сторону, но тот, кто рискнет пойти по ней до конца, сможет узнать тайны мироздания, хотя и заплатит за это собственной жизнью. И поэт убежден, что у каждого капитана в жизни наступает такой момент, когда он мечтает встретить на бескрайних просторах Летучего Голландца.

Цикл «Капитаны» состоит из четырёх стихотворений. Гумилёв создавал его в 1909 г. в доме Волошина в Коктебеле и сразу же прочитал гостившим там поэтам. На создание цикла ушло несколько вечеров.

В момент написания стихотворений Гумилёв ещё не был ни в одном из своих знаменитых восточных путешествий. В образах капитанов Гумилёв изобразил идеал, к которому стремился: жизнь, полную приключений и опасностей, достойную смерть храбреца. Всем этим Гумилёв насладился сполна. Один из свидетелей расстрела 35-летнего Гумилёва в 1921 г. вспоминал, что он вёл себя очень спокойно и достойно, не проявлял признаков страха или паники.

Литературное направление и жанр

В 1909 г. об акмеизме как направлении ещё не было заявлено. Можно трактовать цикл «Капитаны» как символический. Об этом свидетельствует традиционный портрет капитана из первой части и характерное для символистов описание невзгод, случающихся на море, как жизненных трудностей. Тогда образ смелого капитана становится символом человека, который избирает полную приключений жизнь и достойную смерть, а не жалкое прозябание и смерть от старости в собственной постели.

Но о том, что Гумилёв уже в 1909 г. воспринимал образы как земные, жизненные, то есть, по сути, акмеистические, свидетельствует сама его жизнь, в которой он не символически, а реально пережил все тяготы изображённого им капитана. Наиболее близки к акмеистическим подробности жизни матросов в третьем стихотворении цикла.

Тема, основная мысль и композиция

«Капитаны» - это цикл из четырёх стихотворений. Первое стихотворение описывает идеальный образ капитана – смелого, дерзкого, внимательного, романтичного открывателя новых земель. Лирический герой описывает привлекательные стороны профессии, избегая упоминания о тяготах плаванья. Даже бунт на корабле, буря или нападение пиратов описаны как красивые события.

Второе стихотворение цикла начинается перечислением знаменитых мореплавателей. Гумилёв начинает с полководцев и первооткрывателей 14-18 вв., потом упоминает античных колонизаторов. Наконец, мифологического Улисса и сказочного Синдбада-Морехода. Предметом внимания лирического героя становятся неизвестные люди разных эпох: пираты, искатели веры и первые поплывшие на плоту люди. Лирический герой находит общие черты характера их всех: дерзкие, отвергающие традиции и привычное течение жизни. Лирический герой пытается понять мысли этих людей и, перевоплотившись в них, оказывается в мире романтических грёз.

Если в первом стихотворении описан идеальный человек-путешественник, то во втором - идеальный мир, к которому путешественник стремится. Это мир волшебных сказок, первозданной природы.

Третье стихотворение посвящено совсем не капитанам, которые упоминаются только в самом конце, а простым матросам, их жизни в порту. Это стихотворение контрастирует с романтическим миром второго. Только в начале третьего стихотворения нарисована привлекательная картина жизни матросов в порту. В следующих строфах лирический герой открывает всю неприкрашенную жизнь матроса: попойки, грязь, обман, карточные игры. Только в плаванье, под предводительством капитана, прекращается эта чудовищная жизнь и начинается истинная.

В четвёртом стихотворении лирический герой озвучивает легенду о Летучем Голландце, корабле-призраке, обращая самое пристальное внимание на его капитана, который, хотя и наказан за убийство вечным скитанием, не перестаёт быть капитаном, отвечающим за судьбу корабля.

Тематика цикла – судьба капитанов и вообще всех первооткрывателей, романтика в их жизни.

Основная мысль: восхищение судьбой и подвигом капитанов, желание повторить их судьбу, сделать открытия и испытать необыкновенные приключения. А в символическом смысле – яркая, нетривиальная жизнь как идеал.

Весь цикл объединяет, кроме темы и идеи, романтический пафос.

Тропы и образы

Все четыре стихотворения цикла соединяет образ лирического героя. Он восхищается капитаном из первого стихотворения, мечтает о неоткрытых землях вместе с первооткрывателями из второго, наблюдает за жизнью в порту простых матросов в третьем и с ужасом следит за появившимся на горизонте Летучим Голландцем в четвёртом.

Капитан из первого стихотворения – собирательный образ, поэтому множественное число сменяется единственным. Гумилёв описывает франта в красивой и, наверное, не очень удобной на корабле одежде: высокие ботфорты с клочьями пены, которые становятся украшением, подобным золотым кружевам на розоватых брабантских манжетах. Обязательные атрибуты капитана – трость и пистолет, которым он грозит мятежникам.

Во внешности капитана Гумилёв обращает внимание на острый уверенный взгляд (эпитеты) и руки, потому что они связаны с деятельностью капитана, полной опасностей: борьба с пиратами, охота за китами, умение ориентироваться на море в ночи многозвездной (эпитет).

Важными качествами капитанов для лирического героя становится бесстрашие (не страшны ураганы), опытность (изведали мальстремы и мель), деятельная, а не созерцательная жизнь, что отражено в противопоставлении, содержащем метафору (грудь пропитана солью моря, а не пылью затерянных хартий).

Капитан в стихотворении изображён как неотъемлемая часть корабля. Он окружён привычными вещами, всходит на трепещущий мостик (метафорический эпитет), который не просто дрожит и качается от непогоды, а как будто боится, в отличие от капитана. Корабли в стихотворении – послушное орудие в руках капитана, они награждены эпитетом быстрокрылые .

Основной противник капитана – само море. На фоне его могущества изображены корабль и капитан. Волны описаны с помощью метафоры (изгибы зелёных зыбей ), базальтовые и жемчужные скалы, между которыми плавают корабли, напоминают о древнегреческих Сцилле и Харибде. Море безумствует и хлещет, как живое (олицетворение), в небеса поднимаются гребни волн (метафора и гипербола), но капитан, в отличие от своего мостика, не трепещет (метафора).

Во втором стихотворении Гумилёв развивает тему моря как божества. Капитаны называются паладинами (рыцарями), а море - зелёным храмом. Седые валы восхваляют победы капитанов (олицетворение).

Лирический герой находит много общего у себя со знаменитыми капитанами, что даёт ему возможность погрузиться в их грёзы. Воображение рисует сказочный мир, в котором живут карлики и великаны. Идеальную природу Гумилёв изображает с помощью эпитетов: солнечные рощи, прозрачная вода, душистые смолы, червонного золота пчёлы. Использует он сравнения (розы краснее, чем пурпур царей), олицетворения (узорные листья лепечут). Во втором стихотворении цикла отражается тоска лирического героя по тем временам, когда мир ещё был «не открыт до конца».

В третьем стихотворении цикла Гумилёв создаёт образ отдыхающих в порту матросов, в основном с помощью эпитетов. Жизнь в порту связана с немногими приятными вещами, создаваемыми эпитетами (весёлые матросы, знакомый порт, рассказы болтливого деда, песни темнокожих мулаток, сладкий запах блюд) и множеством неприятных (заплёванные таверны, неверные колоды, завитые шулера, затоптанный пол, пьяных слов бессвязный лёт). Избавлением от такой жизни становится рупор капитана, которому матросы внимают с радостью.

Образы четвёртого стихотворения проникнуты поэтикой смерти и умирания: иные области, томимые мучительной луной (эпитеты и метафора), непрекращаемый танец волн (эпитет), капитан скользит над бездною (метафора), окровавленная , но железная рука (эпитет), товарищи бледны, как смерть, подобны трупам (сравнение). Другая группа тропов связана с образом бравых моряков: ватага буйная и воинственная , страшные таинственные истории, смелые пенители моря (эпитеты).

Капитан с ликом Каина - своеобразный антигерой. Он переступил моральную черту, поэтому, хотя ему присущи все черты капитана, притягательные для лирического героя, его дорога ужасна. Этот образ в конце цикла – предостережение, окончательная точка в формировании идеала лирического героя. Образ Каина возникает как образ преступника-изгнанника, обречённого на вечные скитания.

Во всех четырёх стихотворениях большое значение имеет цвет. Это и зелёный цвет океана, и розовые с золотом кружева капитана, свет звёзд и маяков, седые валы, червонного золота пчёлы, красные розы, темнокожие мулатки, свет луны и огней святого Эльма, окровавленная рука капитана и бледность его товарищей. Эта антитеза, как и антитезы других стихотворений (полярные моря и южные, базальтовые скалы и жемчужные, мальстремы и мель, великаны и карлики) создаёт картину мира, наполненного противоположностями.