Гносеологический аспект философии. Гносеологический аспект научного познания


В гносеологическом смыс-
ле фейербаховская концепция «чувственности» означа-
ла, во-первых, ревальвацию сенсуализма, притом в его
материалистическом понимании, берущем в новоевро-
пейской философии начало от Локка и утверждавшем-
ся в полемике с субъективным идеализмом работами
Кондильяка, Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха.
Фейербах последовательно и настойчиво проводил
мысль о том, что процесс познания объективной ре-
альности, действительного бытия имеет своим бази-
438
сом чувственные восприятия, ощущения, созерцания,
вызываемые воздействием познаваемых объектов на
органы чувств. Он утверждал, что «только то мышле-
ние реально, объективно, которое определяется и ис-
правляется чувственным созерцанием; только в таком
случае мышление есть мышление объективной ис-
тины». В отказе мышления опираться на чувственное
созерцание Фейербах видел гносеологическую причину
заблуждений «спекулятивной философии». Полный от-
рыв мышления от чувственности чреват, по Фейерба-
ху, опасностью того, что оно перестает иметь своим
предметом действительность. «Мир, - замечал он, -
открыт только для открытой головы, а только чувства
и являются отверстиями головы». Фейербах подчерки-
вал, что мышление должно опираться на чувствен-
ность не только в начале познавательного процесса,
но и на всем его протяжении: истинное «мышление
протекает не по прямой линии в тождестве с самим
собой, но прерывается моментами чувственного созер-
цания». Это обращение к чувственности Фейербах счи-
тал необходимым для установления того, соответ-
ствуют ли выводы мышления действительности. Ис-
пользуя фихтевский образ, но сенсуалистически пере-
толковывая его, Фейербах писал, что «ясно, как солн-
це, только чувственное; только там, где начинается
чувственное, кончается всяческое сомнение и спор».
В более строгой форме та же мысль о чувственном
знании как объективном постижении и как критерии
истинности рациональных положений выражена Фей-
ербахом в следующих словах: «Несомненно, непосред-
ственно, достоверно только то, что является чув-
ственным, созерцаемым объектом, объектом ощу-
щаемым». Чувственные созерцания в роли основы
познания и критерия истины Фейербах трактовал как
опыт и в этом смысле говорил о необходимости по-
стоянного взаимодействия мышления с опытом (назы-
вая это взаимодействие «диалогом», Фейербах видел
в нем существенное проявление «истинной диалекти-
ки» (130. 1. 196, 200, 187).
В том, что Фейербах говорил о гносеологическом
значении чувственности, содержится уже и опреде-
ленный взгляд на мышление. Гносеология Фейербаха
не односторонне сенсуалистична. Мышление понимает-
ся в ней как необходимая и в известном смысле выс-
шая познавательная способность: именно мышление,
439
опирающееся на чувства и проверяемое чувствами, от-
крывает и высказывает научные и философские ис-
тины. Все религиозные мистификации представлены
у Фейербаха, по сути дела, как плоды заблуждающей-
ся чувственности, не контролируемой и не поправляе-
мой строгой мыслью. Отвергая взгляд на разум и чув-
ственность как совершенно самостоятельные и совер-
шенно отличные друг от друга познавательные спо-
собности, Фейербах проводил мысль об их сущност-
ном единстве. По его мнению, чувственное знание
в своем полном развитии переходит в знание рацио-
нальное: «Универсальное чувство есть рассудок». Точ-
но так же представлял себе Фейербах отношение между
истинной философской рациональностью и опытом,
заявляя, что «настоящее умозрение, или философия,
есть не что иное, как подлинный и универсальный
опыт» (130. 1.201,121). Не шедшие дальше того, что вы-
двигалось материалистической гносеологией XVIII в.,
эти положения Фейербаха о единстве рационально-
го с чувственным и эмпирическим были высказаны
притом лишь в тезисной форме, оставлявшей без отве-
та существенный вопрос о том, как именно может
и должно осуществляться названное единство. Харак-
теристика Фейербахом рациональной ступени позна-
ния фактически лишь через подчеркивание ее зависи-
мости от чувственной ступени не позволяла выявить
специфику рационального познания и усмотреть каче-
ственный скачок при переходе к ней.
Вскрывая и отвергая идеалистические мистифика-
ции, содержавшиеся в гегелевском рационализме, Фей-
ербах не сумел выявить наличия в нем также «рацио-
нальных зерен» диалектического характера и осуще-
ствить их материалистическую переработку. Проблема
абстракций в процессе познания - это для Фейербаха
только проблема заблуждения, свойственного мышле-
нию, которое отрывается от чувственности. Разра-
батывавшееся Гегелем движение познающей мысли от
абстрактного к конкретному характеризовалось Фей-
ербахом как «извращенный путь», по которому «мы
никогда не придем к подлинной, объективной реально-
сти, но всегда только к реализации своих собственных
абстракций...». Дело в том, что в этом движении Фей-
ербах замечал лишь декларируемый Гегелем переход
«от идеального к реальному». С точки зрения Фейер-
баха, основания для которой опять-таки давали вы-
440
оказывания самого Гегеля, но которая была, в сущ-
ности, односторонней и не учитывавшей наличия
в гегелевской логике также иного содержания, пред-
ставленное в ней ««конкретное понятие» есть бог, пре-
вратившийся в понятие». Фейербах заявлял, что «но-
вая философия усматривает конкретное не в абстрак-
ции», а в чувственной действительности и только
в ней. Гегелевскую логику в целом Фейербах рассма-
тривал только как полностью извращенное - под влия-
нием непреодоленных теологических импульсов - изо-
бражение деятельности человеческого мышления:
«Сущность логики Гегеля сводится к мышлению, ли-
шенному своей определенности», т. е. представленно-
му как нечеловеческое мышление; поэтому данная ло-
гика «отчуждает и отнимает у человека его собствен-
ную сущность, его собственную деятельность». При
таком понимавши гегелевской логики было есте-
ственным, что задачу по ее материалистическому
«перевертыванию» Фейербах ограничивал восстано-
влением взгляда на мышление как деятельность чело-
веческого разума (130. 1, 121, 176, 180, 168).
Обратим внимание на то, что гносеология Фейерба-
ха была подчеркнуто когнитивистской. Он считал по-
знавательные способности человека достаточными для
того, чтобы мыслить вещи такими, «какими они
оказываются в действительности». Фейербах был убе-
жден не только в возможности обрести «истину в ее
неприкрытом, чистом, явном виде» (130. 1. 194, 115),
но и в том, что такая истина уже раскрыта в его
собственных сочинениях. Фундаментальные «тайны»
теологии, религии и предшествующей философии, по-
гружавшие человеческое сознание в туман мистифика-
ций, Фейербах считал разгаданными своей «новой фи-
лософией», возвещающей человечеству «антрополо-
гию» как раз навсегда установленную высшую миро-
воззренческую истину. Что касается частных наук, то
Фейербах считал их способными углубляться сколь
угодно далеко в изучаемые ими области действитель-
ности. Агностицизм представлялся Фейербаху на-
столько несостоятельным, что в своих историко-фило-
софских работах он не счел необходимым подвергать
его обстоятельному критическому рассмотрению. Кан-
товский агностицизм Фейербах в своем обзоре немец-
кой классической философии обошел практически мол-
чанием, полагая, что в трудах Фихте, Шеллинга,
441
Гегеля он уже в достаточной мере преодолен. Когда
в 50-е годы XIX в. в Германии стал распространяться
«физиологический идеализм», подводивший под кан-
товский агностицизм естественнонаучное обоснование,
Фейербах не преминул выступить с его критикой.

Еще по теме Гносеологический аспект:

  1. 3. О ПРАВЕ В ОБЪЕКТИВНОМ И СУБЪЕКТИВНОМ СМЫСЛЕ. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (Н.И. Матузов)
  2. (Рационализм и иррационализм как философскомировоззренческие ориентации: гносеологическое содержание, онтологические и ценностные основания)

Теория любой науки содержит три аспекта - онтологический (связанный с сущностной природой изучаемого объекта), гносеологический (связанный с процессом познания объекта и вычленения предмета исследования) и методологический (связанный с обоснованием подхода или принципов научного анализа). Если теория разрабатывается в рамках отдельного аспекта, то ее достоинством является непротиворечивость, недостатком - неполнота и даже ущербность, статичность, а иногда и непроизвольное смешение признаков разных аспектов. Теория, которая включает все три указанных аспекта, обладает рядом достоинств - целостностью, динамичностью, эвристичностью, но она страдает и существенным недостатком - противоречивостью, простой описательностью и гетерогенностью, что может привести к эклектизму - механическому соединению разнородных и несовместимых характеристик исследуемого явления или процесса. И все-таки многоаспектный подход с учетом требований современной науки представляется целесообразным, т.к. он позволяет глубже проникнуть в суть предмета исследования, установить многоплановые связи между его существенными характеристиками и выявить их причинно-следственные отношения, придав теории объяснительную силу. Онтологический аспект социальной коммуникации Онтология (греч. οητοσ "сущее" + λογοσ " учение") социальной коммуникации связана прежде всего с природой ее первой составляющей - социальными структурами общества. Именно в рамках социальных сообществ различного типа удается наблюдать социальную дифференциацию поведения людей и их речевой деятельности. Биологические истоки социального поведения людей изучаются социобиологией. Ведущие представители этой отрасли социологии (Э.Уилсон, РЛлександер, .Д.Бэреш и др.) полагают, что принципы, определяющие поведение животных, могут быть применимы и к эволюции человеческого общества. К биологическим основам исходных форм социального поведения человека относятся семейно-родственные отношения, половозрастное разделение труда, социальное неравенство и др. Гносеологический аспект социальной коммуникации Гносеология (греч. "познание" + "учение") - теория познания, которая применительно к изучаемому объекту включает научную аргументацию той или иной гипотезы, содержит систему доказательств в пользу выдвигаемой гипотезы, критерии истинности выводов и наблюдений и в конечном счете позволяет обосновать предмет исследования и сформулировать проблематику научной дисциплины, которая изучает данный предмет. Гносеологический аспект теории социальной коммуникации сложен и противоречив из-за сложности самого объекта изучения и множественности интерпретаций его как предмета исследования. В гносеологический аспект теории входит целый ряд проблемных вопросов. 1. Взаимодействие коммуникации и социальных структур. 2. Определение функций социальной коммуникации. Принято считать, что основными функциями коммуникации являются взаимодействие людей с целью сообщения и обмена информацией и воздействие на индивида или общество в целом в соответствии с определенной целью - установкой. 3. Обоснование единиц (социальной) коммуникации. Это - вопрос первостепенной важности, от решения которого зависят как понимание существенных характеристик социальной коммуникации, так и методы исследования фактологического материала. Методологический аспект социальной коммуникации Методологию (греч. "путь исследования, познания" + 1о о5 "слово, учение") иногда противопоставляют теории, а во многих зарубежных школах не делают различия между методологией и методикой. В отечественной научной традиции методика понимается как совокупность приемов исследования, включая технику и разнообразные операции с фактологическим материалом. Методология понимается как система научных принципов, на основе которых строится исследование и определяется выбор способов научного познания - методов и приемов исследования.

ЛЕКЦИЯ 2

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

В философии есть основной вопрос, ответ на который позволяет определить, к какому течению относится философ. Этот вопрос сформировался еще в Античности, но окончательно оформился в работе Фридриха Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (2 глава). Сегодня вопрос звучит следующим образом – «соотношение мышления и бытия, духа и материи». И рассматривается он в двух аспектах:

1. Онтологический аспект основного вопроса философии

Что первично – материя или сознание (дух)?

А) Материализм – признание объективности, первичности, несотворимости и неуничтожимости материи, которая существует вне и независимо от сознания и выступает первоосновой действительности. Сознание вторично материи.

Наиболее ярким представителем материализма в древности был Демокрит – один из основателей атомистики, который признавал два первоначала: атомы и пустоту. Атомы – это неделимые частицы материи, они неизменны, вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Из соединения атомов образуются тела.

Выделяют следующие формы материализма:

· Наивный (стихийный) – Гераклит, Анаксагор, Демокрит, Эпикур, Лаоцзы – характеризуется отсутствием теоретической проработанности идей материализма, обоснованности основных принципов

· Метафизический – 17-18 вв. – Ф. Бэкон, Гоббс, Спиноза, Локк – рассмотрение природы как непосредственного данного, всегда равного себе, неразвивающегося целого

· Антропологический – Фейербах, Чернышевский - человек это высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам, подчеркивается единство человека и природы

· Диалектический материализм – Маркс, Энгельс

Б) Идеализм – сознание, духовное, мыслительное, психическое первично, а материальное, природное, физическое – вторично.

Выделяют следующие формы идеализма:

· Объективный – Платон, Фома Аквинский, Гегель, Шеллинг – за первооснову действительности принимается надличностное универсальное духовное образование (идея вообще, абсолютный Дух, бог, мировой разум). Платон: «Мир есть развитие мирового разума, мирового духа»

· Субъективный – Беркли, Фихте, Юм, Ницше, Шпенглер – духовное первично и оно зависит от воли и сознания человека, его ощущений, переживаний, настроений, действий. Беркли: «в окружающем меня мире я ощущаю только свои ощущения» (человек)

Современный идеализм представлен неотомизмом (объективный идеализм), неопозитивизмом и экзистенциализмом (субъективный идеализм)

В) Дуализм – Декарт, Кант – духовная и материальная субстанции это равноправные начала, они существуют одновременно и независимо друг от друга.

2. Гносеологический аспект основного вопроса философии

Познаваем ли мир?

А) Материализм – мир познаваем!!! Этот вопрос тесно связан с развитием науки в целом. Даже если сейчас и нет ответов на какие-то вопросы, они будут через некоторое время, так как наука постоянно развивается. Таким образом, грань между «я не знаю» и «я знаю» очень тонкая.

Б) Идеализм – есть вещи и процессы, которые человек может понять, и есть – которые не может

В) Агностицизм – мир не познаваем!!!

Юм: мы не знаем не только то, каков этот мир, но и существует ли он на самом деле. Ведь человек пропускает мир через свое сознание и поэтому обладает только субъективной картиной мира. Сколько людей – столько и моделей мира. Человек, таким образом, погружен в собственные химеры, в свой придуманный мир. Открыты глаза у человека – мир существует, закрыты – его нет. И так как человек только придумал мир, то и познать его нельзя.

Кант: ввел понятие «вещь в себе», сущность которой нельзя познать. Познать можно только отдельные процессы, которые эта вещь вызывает. Таким образом, человек не может найти ответы на простые вопросы, и значит ему даже не стоит замахиваться на познание мира.

Гносеология - это раздел философии, связанный с теорией познания, или теорией отражения действительности в сознании человека.

Инженерия знаний как наука, если можно так выразиться, дважды гносеологична - действительность (О) сначала отражается в сознании эксперта (М1), а затем деятельность и опыт эксперта интерпретируются сознанием инженера по знаниям (M2), что служит уже основой для построения третьей интерпретации (Pz) - поля знаний экспертной системы (рисунок 11). Процесс познания в сущности направлен на создание внутреннего представления окружающего мира в сознании человека.

Рисунок 11 - Гносеологический аспект извлечения знаний

В процессе извлечения знаний аналитика в основном интересует компонент знания, связанный с неканоническими индивидуальными знаниями экспертов, поскольку предметные области именно с таким типом знаний считаются наиболее восприимчивыми к внедрению экспертных систем. Эти области обычно называют эмпирическими, так как в них накоплен большой объем отдельных эмпирических фактов и наблюдений, в то время как их теоретическое обобщение - вопрос будущего.

Познание всегда связано с созданием новых понятий и теории. Интересно, что часто эксперт как бы "на ходу" порождает новые знания, прямо в контексте беседы с аналитиком. Такая генерация знаний может быть полезна и самому эксперту, который до того момента мог не осознавать ряд соотношений и закономерностей предметной области. Аналитику, который является "повитухой" при рождении нового знания, может помочь тут и инструментарий системной методологии, позволяющий использовать известные принципы логики научных исследований, понятийной иерархии науки. Эта методология заставляет его за частным увидеть общее, т.е. строить цепочки:

ФАКТ= - >= ОБОБЩЕННЫЙ ФАКТ= - > ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЗАКОН= - > ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН.

Не всегда инженер по знаниям дойдет до последнего звена этой цепочки, но уже само стремление к движению бывает чрезвычайно плодотворным. Такой подход полностью согласуется со структурой самого знания, которое имеет два уровня:

1. эмпирический (наблюдения, явления);

2. теоретический (законы, абстракции, обобщения).

Критерии научного знания

Теория - это не только стройная система обобщения научного знания, это также некоторый способ производства новых знаний. Основными методологическими критериями научности, позволяющими считать научным и само новое знание, и способ его получения являются:

· внутренняя согласованность и непротиворечивость;

· системность;

· объективность;

· историзм.

Внутренняя согласованность. Этот критерий в эмпирических областях на первый взгляд просто не работает: в них факты часто не согласуются друг с другом, определения противоречивы, диффузны и.т.д. Аналитику, знающему особенности эмпирического знания, его модальность, противоречивость и неполноту, приходится сглаживать эти "шероховатости" эмпирики.

Модальность знания означает возможность его существования в различных категориях, т.е. в конструкциях существования и долженствования. Таким образом, часть закономерностей возможна, другая обязательна и т.д. Кроме того, приходится различать такие оттенки модальности, как: эксперт знает, что...; эксперт думает, что...; эксперт хочет, чтобы...; эксперт считает, что...

Возможная противоречивость эмпирического знания - естественное следствие из основных законов диалектики, и противоречия эти невсегда должны разрешаться в поле знаний, а напротив, именно противоречия служат чаще всего отправной точкой в рассуждениях экспертов.

Неполнота знания связана с невозможностью полного описания предметной области. Задача аналитика эту неполноту ограничить определенными рамками "полноты", т.е. сузить границы предметной области, либо ввести ряд ограничений и допущений, упрощающих проблему.

Системность. Системно-структурный подход к познанию (восходящий еще к Гегелю) ориентирует аналитика на рассмотрение любой предметной области с позиций закономерностей системного целого и взаимодействия составляющих его частей. Современный структурализм исходит из многоуровневой иерархической организации любого объекта, т.е. все процессы и явления можно рассматривать как множество более мелких подмножеств (признаков, деталей) и, наоборот, любые объекты можно (и нужно) рассматривать как элементы более высоких классов обобщений.

Объективность. Процесс познания глубоко субъективен, т.е. он существенно зависит oт особенностей самого познающего субъекта. Субъективность начинается уже с описания фактов и увеличивается по мере углубления идеализации объектов.

Следовательно, более корректно говорить о глубине понимания, чем об объективности знания. Понимание - это сотворчество, процесс истолкования объекта с точки зрения субъекта. Это сложный и неоднозначный процесс, совершающийся в глубинах человеческого сознания и требующий мобилизации всех интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Все свои усилия аналитик должен сосредоточить на понимании проблемы. В психологии подтверждается факт, что люди, быстро и успешно решающие интеллектуальные задачи, большую часть времени тратят на понимание ее, в то время как быстро приступающие к поискам решения, чаще всего не могут его найти.

Историзм. Этот критерий связан с развитием. Познание настоящего есть познание породившего его прошлого. И хотя большинство экспертных систем дают "горизонтальный" срез знаний - без учета времени (в статике), инженер по знаниям должен всегда рассматривать процессы с учетом временных изменений - как связь с прошлым, так и связь с будущим. Например, структура поля знаний и база знаний должны допускать подстройку и коррекцию, как в период разработки, так и во время эксплуатации экспертной системы.

Рассмотрев основные критерии научности познания, попытаемся теперь описать его структуру. Методологическая структура познания может быть представлена как последовательность этапов (рисунок 12), которые рассмотрим с позиций инженера по знаниям.

Описание и обобщение фактов. Это как бы "сухой остаток" бесед аналитика с экспертом. Тщательность и полнота ведения протоколов во время процесса извлечения и пунктуальная "домашняя работа" над ними - вот залог продуктивного первого этапа познания.

На практике оказывается трудным придерживаться принципов объективности и системности, описанных выше. Чаще всего на этом этапе факты просто собирают и как бы бросают в "общий мешок"; опытный инженер по знаниям часто сразу пытается найти "полочку" или "ящичек" для каждого факта, тем самым подспудно готовясь к этапу концептуализации.

Рисунок 12 - Структура познания

Установление связей и закономерностей. В голове эксперта связи установлены, хотя часто и неявно; задача инженера - выявить каркас умозаключений эксперта. Реконструируя рассуждения эксперта, инженер по знаниям может опираться на две наиболее популярные теории мышления - логическую и ассоциативную. При этом, если логическая теория благодаря горячим поклонникам в лице математиков широко цитируется и всячески эксплуатируется в работах по искусственному интеллекту, то вторая, ассоциативная, менее известна и популярна, хотя имеет также древние корни. Красота и стройность логической теории не должны заслонять печального факта, что человек редко мыслит в категориях математической логики.

Ассоциативная теория представляет мышление как цепочку идей, связанных общими понятиями. Основными операциями такого мышления являются ассоциации, приобретенные на основе различных связей; припоминание прошлого опыта; пробы и ошибки со случайными успехами; привычные ("автоматические") реакции и пр.

Построение идеализированной модели. Для построения модели, отражающей представление субъекта о предметной области, необходим специализированный язык, с помощью которого можно описывать и конструировать те идеализированные модели мира, которые возникают в процессе мышления. Язык этот создается постепенно с помощью категориального аппарата, принятого в соответствующей предметной области, а также формально-знаковых средств математики и логики. Для эмпирических, предметных областей такой язык пока не разработан, и поле знаний, которое полуформализованным способом опишет аналитик, может быть первым шагом к созданию такого языка.

Объяснение и предсказание моделей. Этот завершающий этап структуры познания является одновременно и частичным критерием истинности полученного знания. Если выявленная система знаний эксперта полна и объективна, то на ее основании можно делать прогнозы и объяснять любые явления из данной предметной области. Обычно базы знаний экспертных систем страдают фрагментарностью и модульностью (несвязанностью) компонентов. Все это не позволяет создавать действительно интеллектуальные системы, которые, равняясь на человека, могли бы предсказывать новые закономерности и объяснять случаи, не указанные в явном виде в базе. Исключением тут являются системы формирования знаний, которые ориентированы на генерацию новых знаний и "предсказание".

В заключение перечислим наиболее часто встречающиеся неудачи, связанные с гносеологическими проблемами инженерии знаний:

· обрывочность, фрагментарность знаний (из-за нарушений принципа системности или ошибок в выборе фокуса внимания);

· противоречивость знаний (из-за естественной противоречивости природы и общества неполноты извлеченных знаний, некомпетентности эксперта);

· ошибочная классификация (из-за неправильного определения числа классов или неточного описания класса);

· ошибочный уровень обобщения (из-за чрезмерной детализации или обобщенности классов объектов).

ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – совокупность внутринаучных ценностей, методологических и др. требований, установок, которые организуют, направляют и оценивают как сам ход научного исследования, так и его результаты – научное знание на каждом конкретно-историческом этапе развития науки. Основные функции идеалов и норм научного познания – организационная и регулятивная. Они призваны ориентировать научные исследования на более эффективные пути, способы и формы достижений научных результатов. Среди идеалов и норм науки выделяют три уровня: 1) собственно познавательные идеалы и нормы; 2) социальные требования (нормативы), которые определяют роль науки в общественной жизни; 3) специфически предметные идеалы и нормы, где установки первого и второго уровня конкретизируются применительно к конкретной науке (в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, а для опытных наук он обязателен); для биологии идеи эволюции выражаются методом историзма, а в физике к этому методу не прибегают. Познавательные идеалы и нормы науки имеют сложную организацию, в которой выделяют следующие формы: а) номы и идеалы объяснения и описания; б) нормы и идеалы доказательности и обоснованности знания; в) нормы и идеалы организации и построения знания. Их описывают следующие категории: научная истина, научное доказательство, научная эффективность, критерии научности знания, научная теория, научное объяснение, научное понимание и др. Второй уровень идеалов и норм научного исследования представлен исторически изменчивыми установками, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке на определённом этапе её исторического развития. Первый и второй уровень идеалов и норм науки образуют аксиологический фундамент исторического типа науки (древневосточная, античная, средневековая, новоевропейская, классическая, не-классическая, постнеклассическая. При переходе на новый исторический этап развития науки кардинально меняются её идеалы и нормы.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ – это привычные для учёного способы формирования суждений и выведения нового знания. Различают следующие стили: 1) догматический – характеризуется некритическим отношением к однажды принятым положениям и нежеланиям по новому увидеть изменения объекта; 2) метафизический – характеризуется стремлением рассматривать любой объект вне его развития и взаимосвязи с другими явлениями, т.е. вырванным из разнообразных отношений; 3) эклектический – характеризуется чисто внешним совмещением отдельных положений, а не их логической связанностью; 4) софистический – характеризуется стремлением выделить некую главную идею, которая таковой не является, и обосновать её при помощи произвольно выбранных аргументов; 5) скептический – характеризуется недоверительным отношением к любому высказыванию и мнению других учёных; 6) системный – характеризуется стремлением рассматривать объекты как сложные, развивающиеся образования в их связях с другими объектами. В реальной действительности в чистом виде редко встречается у одного учёного, чаще всего применяется сочетание нескольких стилей при доминировании одного из них. Каждый из стилей мышления имеет свои достоинства и недостатки, поэтому может способствовать успеху или неудаче научного анализа.


ИСТИНА НАУЧНАЯ – эмпирические и теоретические утверждения науки, содержание которых аналогичны реальному предмету, что утверждено научным сообществом в следующих формах: а) для эмпирических утверждений – в виде соответствия результатам постоянных, правильно обработанных данных наблюдения и эксперимента; б) для теоретических утверждений – в виде предположений наличия тождественности у исходных аксиом и выведенных их них логическим путём следствий на основе правил логики.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК – способ упорядочивания множества наук на основе реализации социальной потребности найти взаимосвязь и системную целостность наук. В истории науки существовало несколько попыток классифицировать науки. Первую попытку предпринял Аристотель, разделив науки на три группы: теоретические, практические и поэтические. В средние века этой проблеме уделили внимание арабские мыслители: аль-Кинди выделил три ступени научного знания (первая – логика и математика, вторая – естественные науки, третья – метафизика, определив философию как «знание обо всём»); аль-Фараби классифицировал науки по четырём разделам (первый – наука о языке, второй – логика, третий – математика, наука о звёздах, физическая география и др., четвёртый – естественные науки и метафизика); Авиценна все знания подразделил на теоретические и практические. В средневековье в Европе сложилась система наук («свободные искусства) – грамматика, диалектика и риторика – «тривиум» наук, и арифметика, геометрия, астрономия и музыка – «квадриум» наук, над которыми возвышалась «верховная наука» – теология. В Новое время интерес к классификации наук проявил Ф. Бэкон, взяв за основу несколько критериев: 1) объект изучения – природа, человек, Бог; 2) познавательные способности человека – память, разум, воображение и вера. Наличие памяти обеспечивает появление истории, разума – философии, воображения – поэзии, веры – теологии. Представители французского Просвещения в рамках своей «Энциклопедии» выделяли математику, физику, химию, физиологию. Сен-Симон предложил классификацию наук по аналогии с классовой структурой общества: рабовладельческо-феодаль-ное общество – теология, капитализм – позитивизм. Фундаментальную классификацию наук предложил Гегель, разделив «реальную философию» на «философию природы» и «философию духа», при этом «философию природы», в свою очередь, разделил на механику, физику и органическую физику, а «философию духа» – на субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). В XIX в. О. Конт разделил все науки на теоретические и прикладные, а теоретические науки, в свою очередь, разделил на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки представил в виде ряда наук, построенных по степени абстрактности и сложности, причём движение шло от абстрактного к конкретному и от простого к сложному: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология. При этом философии, как нау-ки, не было. Современный подход, принятый в отечественной философии, основан на идее Ф. Энгельса классифицировать науки по формам движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная) и опирается на следующие принципы: а) каждая форма движения материи имеет свой материальный носитель; б) каждая высшая форма движения материи есть синтез низших; в) высшие формы движения материи нельзя свести к низшим. На этих же принципах продолжали разрабатывать классификацию науки отечественные философы Б.М. Кедров и А.А. Бутаков. Согласно Б.М. Кедрову, наука – это ложный и разветвлённый организм, который схематически можно представить в двух срезах – вертикальном и горизонтальном. Вертикальный срез представлен науками, выражающими ступени всё более полного и глубокого знания одного и того же предмета (естествознание, технознание, человекознание). В рамках вертикального измерения выделяют фундаментальные и прикладные науки, точные и неточные. Горизонтальный описывается последовательным усложнением объекта науки. Но в целом сложная структура наук основана на формах движения материи. Осмысление необходимости разграничения естественных и социальных наук приходит в XIX в. В. Дильтей предложил разделить все науки на две большие группы: науки о природе и науки о духе. Эту же цель преследовали В. Виндельбанд и Г. Риккерт, предложив классификацию наук на основе методов исследования, при этом науки делятся на номотетические (ориентированные на открытие законов) и идиографические (описывающие события). В настоящее время наиболее признанной считается классификация наук, построенная на основе предмета исследования: науки о природе (естествознание), науки об обществе (социально-гуманитарное знание), науки об искусственно созданных объектах (технические науки), науки о здоровье человека (медицинские науки), науки о количественных отношениях объективного мира (математические науки). При этом каждая из областей науки может конкретизироваться по отдельным дисциплинам, где уместна классификация по формам движения материи. Кроме того, в современной науке для классификации применяется критерий удалённости от практики и все науки подразделяются на фундаментальные (цель постижения истины) и прикладные (цель – практическое применение).

КОНЦЕПЦИЯ – определенный способ научного понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.

КРЕАТИВНОСТЬ – творческое начало, изо­бретательность, продуктивная ориги­нальность интеллекта и мышления че­ловека, субъективная сторона творчест­ва. Она обусловлена тем, что человеческий мозг представляет собой динамически сложную, открытую, неустойчивую синергетическую систему. Неравновесность мозговой сис­темы становится источником её новой более высокой упорядоченности, появ­ления притягивающих режимов более сложной структуры и вместе с ними новой пространственно-временной орга­низации. Креативное мышле­ние характеризуется одновременным схватыванием противоположностей: ин­формации, извлекаемой из среды, и её наложения на нейронные и психологи­ческие структуры и формы разнообра­зия; структурного и деятельностного аспектов поведения и общения челове­ка со средой; образно-логической, знаково-символической организации ин­теллекта и технических систем, кон­струкций и функций. Креативность – это способ самореализации лично­сти, которая служит основой для разрешения основного объективного противоречия (между це­лями и средствами) поиска нового творческого решения, в том числе технического ре­шения.

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ПОЗНАНИЯ – основные характеристики научного познания: 1) объективностьпредполагает, что познания явления осуществляется независимо от познающего субъекта, т.е. происходит отвлечение от интересов познающего индивида и от всего сверх природного; 2) доказательность и обоснованность – в качестве которых могут выступать эмпирические факты и логические рассуждения; 3) выраженность в понятиях предполагает, что научное знание должно быть выражено в системе выработанных данной наукой понятий (использует специализированный научный язык), позволяющий включить его в состав определённой научной теории 4) рациональность – в научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это высказывание можно считать истинным (здесь действует принцип достаточного основания); 5) сущностная характеристика – с ведения, которые сообщаются в той или иной системе знания, должны касаться сущности предметов; 6) системность –з нание должно быть особым образом организовано в форме теории или развернутого теоретического построения на специальном языке понятий и категорий данной области знания; 7) проверяемость –означает, что знание должно найти свое подтверждение в практической деятельности и быть воспроизводимо в ней; 8) способность к развитию – рассматривается как потенциал знания к порождению нового знания.

ЛИЧНОСТЬ УЧЁНОГО – учёный-исследователь, осуществляющий получение нового знания. Исследование осуществляется в определённых социальных условиях, которые влияют на цель исследования и выбор методов достижения результатов, на интерпретацию и сферу практического применения. Но учёный не только детерминирован социальными условиями, но является уникальной личностью, что влияет на процесс научного поиска и его результаты. Поэтому научная мысль – это индивидуальное и социальное явление и неотделимо от человека-учёного.

МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – это наивысший уровень научного познания, представляющий собой совокупность принципов, норм, идеалов, составляющих основание научных теорий и науки в целом, которые обеспечивают единство и определенность научной деятельности, влияют на характер возникающего теоретического знания. Метатеоретический уровень научного познания впервые стал предметом изучения в концепциях постпозитивизма. К метатеоретическому уровню научного познания принято относить научную картину мира, стиль научного мышления, трактовку научной рациональности, парадигму, исследовательскую программу. В силу системного характера научное знание метатеоретического уровня относится к фундаментальным научным теориям.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, существующая на определённых этапах развития науки на основе обобщения фундаментальных научных концепций. В зависимости от оснований, положенных в основу деления, различают: 1) общенаучную картину мира – представления обо всей действительности; 2) естественнонаучную картину мира – представления о естественной природе (физическая, химическая, биологическая и др., причём одна из картин мира на конкретном этапе исторического развития становится ведущей). Главная характеристика научной картины мира – её системность, т.к. она обеспечивает синтез знаний. Она носит парадигмальный характер, т.к. задаёт систему установок и принципов познания мира и влияет на формирование социокультурных, этических, методологических и логических норм научного анализа, направляя и ориентируя научный поиск. Научная картина мира – это научно обоснованная, конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее стиль и способ научного мышления. Научная картина мира создаётся двумя основными способами: 1) обобщением онтологических схем различных частных областей научного знания; 2) сведением онтологической схемы одной из наук к другим (биологии – к физике, химии). Научное познание – это смена картин мира. Различают следующие картины мира: 1) классическая, основанная на открытиях Галилея и Ньютона и продолжавшаяся до конца XIX в., суть её сводится к: а) мир рассматривается как совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц (атомов); б) все события предопределены законами механики; в) движение рассматривается как перемещение тел в пространстве, т.е. пространство и время – это только арены движущихся тел; г) природа – это машина, части которой подчиняются жёсткой детерминации; д) все естественнонаучные знания основаны на различного рода процессах механики; 2) неклассическая – сформированная под влиянием теории термодинамики, релятивистской и квантовой теории, концепции нестационарной Вселенной, что привело к революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв. – природу рассматривает как сложную динамическую систему, утверждает новое понимание субъекта познания, находится не вне наблюдаемого мира, а внутри него, формирует новую схему нелинейной детерминации на основе теории вероятности; 3) постнеклассическая картина мира – основана на достижениях синергетики, объекты рассматриваются как открытые нелинейные системы, где велика роль случая, когда локальные причины могут вызвать глобальные следствия, особое значение приобретает неопределённость как атрибутивная характеристика мира, хаос становится не источником деконструкции, а установкой на формирование устойчивости, возникает теория направленного беспорядка.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний, процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются но­вые знания. По­знавательная деятельность – это процесс активного от­ражения социальным субъектом действительности, а не её механическое, зеркальное копирование. Научное познание опирается на принципы научной рациональности, осуществляется профессионально подготовленными людьми (см. научное сообщество), опирается на строго определенные для конкретной области правила, нормы, методы (см. методы научного познания, парадигма, исследовательская программа). Результаты Н. п., в отличие от познания обыденного, универсальны, они раскрывают сущность изучаемого предмета, законы его функционирования и развития. В отличие от эзотерического познания, Н. п. имеет общезначимый характер, лишено догматизма (см. уровни научного познания, формы научного познания). Научное познание осуществляется по законам объективной реальности. Всеоб­щие (диалектические) законы развития бытия и научного познания (мышления) – это два ряда законов, тождественных по сути и различных по своему выражению. Человек как субъект научного познания применяет эти законы созна­тельно, между тем как в природе они реализуются бессозна­тельно.

НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ – это аспект или часть сознания, содержанием которого является научная деятельность, регулируемая ценностями, нормами и методами его получения. В структуре научного познания выделяют: 1) чувственную ступень (данные научного наблюдения и эксперимента) и рациональную (рассудок, который понятийно организует информацию, и разум, конструирующий и творящий мыслительный процесс); 2) две философско-методологические категории – «эмпирическое» и «теоретическое» как основные формы познавательного процесса; 3) его уровни, которые раз­личаются по методам познавательной деятельности и по формам получаемого знания.

ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (от лат. – бросаю вперёд, противопоставляю; позднелатинское – предмет) фрагмент бытия, оказавшийся включенным в научное исследование, то, что противостоит субъекту. Объект познания надо рассматривать, с одной стороны, как «чистую» реальность, но, с другой стороны, – реальность, включенную в отношение с субъектом. С точки зрения гносеологии в познавательной деятельности субъект не существует без объекта. В онтологическом плане они существуют независимо друг от друга.

ОСНОВАНИЯ НАУКИ – определённые стандарты организации научной деятельности. Наука – система истинных, логически непротиворечивых и подтвержденных практикой знаний. Все научные знания должны отвечать определенным стандартам, т.е. иметь четко выверенные основания, в качестве которых принято выделять: 1) философские основания; 2) научную картину мира; 3) идеалы и нормы научного познания, характерные для данной эпохи и специфики исследуемой области.

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ – это специфическое отличие научного знания от других видов знания, которое проявляется в том, что оно: 1) отражает существенные свойства и объективные законы изучаемой реальности; вследствие этого обладает объяснительной и предсказательной функциями; имеет концептуальный, систематизированный характер, обладает развитым понятийным аппаратом; 2) является точным, обоснованным, доказанным; 3) формируется в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов.

ПОЗИТИВНОЕ ЗНАНИЕ (от лат. положительный) – термин позитивизма для характеристики знания как такового, в отличие от иллюзий, фантазий, ценностей, эмоций и т.п. Эталоном позитивного знания является научное знание, построенное на принципах научной рациональности, а главные критерии позитивности – конкретность (однозначность) формулировок и эмпирическая проверяемость. Введение этого термина определило центральную для позитивизма проблему демаркации (размежевания науки и религии, философии, идеологии). Вопрос о степени позитивности теоретического знания, имеющего дело с идеальными объектами, стал источником эволюции позитивизма в XIX-XX вв. Выявление в структуре науки элементов, принципиально не укладывающихся в рамки позитивности, привело к возникновению постпозитивизма (см. эмпириокритицизм, неопозитивизм, логический позитивизм, верификация).

ПОНИМАНИЕ – сторона, или ступень, познания предмета, наряду с его описанием или объяснением. Понимание является исходным понятием и предметом исследования герменевтики. Понимание не тождественно познанию, объяснению, хотя они и связаны между собой. Оно свя­зывается с осмыслением, то есть выявлением того, что имеет для человека какой-либо смысл. Понимание как реаль­ное движение в смыслах, практическое владение этими смыслами сопровождает всякую конструктивную познавательную деятельность. Оно может выступать в двух ракурсах: как приобщение к смыслам человечес­кой деятельности и как смыслообразование. Сущность понимания трактуется по-разному – от специфического способа познания, характерного для гуманитарных наук (Баденская школа, неокантианство), до специфического способа человеческого бытия вообще (Хайдеггер). Понимание связа­но с погружением в «мир смыслов» другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и пережи­ваний. Оно неотделимо от самопо­нимания и происходит в стихии языка. Понимание как познавательная процедура предполагает: 1) выявление неявного, скрытого содержания явления или текста; 2) включение знания или вопроса в общий контекст известных связей и отношений; 3) соотнесение знания с элементами ценностно-смысловой и мотивационно-волевой сфер сознания. Процедуру понимания не следует квалифицировать как чисто иррациональ­ный акт. Его нельзя также смешивать с «озарением», «инсайтом», интуицией.

ПРАГМАТИЗМ (от греч. действие, дело) – направление американской философии, сложившееся на рубеже XIX-XX вв., ключевой вопрос которого – обоснование истинности суждений и теорий. Основоположники – Ч. Пирс (1839-1914) и У. Джеймс (1842-1910). Отказавшись от классической трактовки истины как соответствия реальности, представители прагматики подчеркивают её инструментальный характер: истинно то, что полезно, из чего вытекают благоприятные последствия. Под практической полезностью теории понимается не подтверждение её практикой (как в марксизме), а то, что удовлетворяет субъективные интересы индивида, что позволило некоторым авторам причислить прагматизм к субъективному идеализму.

ПРАКТИКА НАУЧНАЯ – это область материальной деятельности в науке, куда относятся: 1) экспериментирование как искусство создания условий протекания материальных процессов, при которых объект исследования и его свойства многократно воспроизводятся, измеряются и контролируются (материально-когнитивная деятельность опирается на определённую систему знаний, обоснованную в прошлом опыте); 2) инженерная, техническая и технологическая деятельность, которые являются важнейшими основаниями и источниками развития научного знания, а также критериями его истинности.

ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – если под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся научному исследованию, то под предметом познания имеют в виду конкретные аспекты этой области действительности, на которые направлено непосредственно познание. Так, человек, являясь объектом исследования многих наук (биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.), может рассматриваться с разных сторон, причем в каждой науке под своим углом зрения, поэтому в этих областях науки можно выделить отдельные исследовательские задачи, составляющие свой предмет исследования (для философии человек как объект исследования познается через выяснение его сущности, места в мире и его отношения с миром, а в качестве предмета познания может выступать социальная детерминация личности и другие проблемы).

СЕНСУАЛИЗМ – направление в гносеологии, утверждающее приоритет чувственной стороны познания. Сформировался как противоположность рационализма в философии Нового времени. Считает ощущение единственным источником знаний («нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущениях»). Материалистический сенсуализм аргументирует приоритет ощущений тем, что лишь они связывают сознание с предметами объективной реальности (Локк, французские материалисты XVII в., Фейербах, диалектический материализм). Идеалистический сенсуализм полагает ощущения единственной данной человеку реальностью (Беркли, Юм, эмпириокритицизм).

СВОЙСТВО – категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его раз­личие или общность (сходство) с другими предмета­ми. (протяженность, упругость, цвет и т.п.). Всякое свойство относительно (не существует вне отно­шений к свойствам других вещей) и объективно. Каждая вещь обладает бесчисленным коли­чеством свойств, единство которых является ее качеством. Различают: внут­ренние и внешние, существенные и несуществен­ные, необходимые и случайные, главные и вто­ростепенные свойства.

СИСТЕМА (от греч. составленное из частей, соединенное) – общенаучное понятие, обозначающее особое видение вещей как совокупности элементов, объединенных закономерными устойчивыми связями (структурой) и характеризующихся целесообразностью функционирования в качестве подсистем. Система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее оп­ределенную целостность, единство на основе каких-либо интегративных (системообразующих) свойств, которые обеспечивают её целостность – условие относительно обособленного функционирования и, в не­которых случаях, развития системы. В онтологическом смыс­ле понятие системы выражает упорядоченность и целост­ность бытия, в гносеологическом - выра­жает целостность, полноту, выводимость знания. Представление любого объекта как системы осуще­ствляется по следующим основным принципам: 1) це­лостности (несводимость к сумме свойств ее элементов); 2) структурности (описание сети связей и отношений между ее элементами); 3) взаимозависимость от среды; 4) иерархичности; 5) построение множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы. Выделяют сле­дующие типы систем: а) материальные (неорганическая приро­да и живые систе­мы) и абстрактные (научные системы, поня­тия, теории, гипотезы); б) статичные (с тече­нием времени не меняются) и динамичные (изменя­ются во времени); в) по характеру вза­имодействия системы и внешней среды разделяют закрытые, или замкнутые.

СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – определяется его субъектом, целью, объектом, методами получения знания и его результатом.

СТИЛИ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ – это исторически сложившаяся устойчивая система общепринятых методологических нормативов и философских принципов, которые, выражая, общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности определённой эпохи, лежат в основе научного исследования в определённую эпоху исторического развития, поэтому различают следующие их конкретно-исторические формы: 1) в классической науке (XVII-XIX вв.) при исследовании объекта устраняется всё, что относится к субъекту, поэтому здесь господствует объективный стиль мышления; 2) в неклассической науке (первая половина XX в.) отвергается объективизм классической науки, и интерпретация объекта начинает рассматриваться в связи со средствами его субъективного познания; 3) в постнеклассической науке (вторая половина XX в.) полученные знания об объекте обязательно включают всё, что связано с субъективными предпосылками знаний (особенности средств и операции деятельности и ценностные ориентации субъекта познания).

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ – форма научных законов, в которой связь начального и последующих состояний исследуемого предмета (процесса) фиксируется с определенной степенью вероятности. Первоначально понятие статестических законов сформировалось при изучении массовидных явлений, где действуют многочисленные факторы и случайные связи, которые в полной мере невозможно учесть. Например, в физике газов возможно лишь вероятное понимание траекторий молекул через понятие статистического распределения. Классическая наука, изучавшая главным образом автономные объекты с ограниченным числом связей, ориентировалась на формулировку законов науки в виде динамических законов, однозначно связывающих действие и результат, причину и следствие, начальное и последующее состояния (например, ньютоновская механика). Поэтому первоначально вероятностные методы исследования и выводимые на их основе статистических законов расценивались как ущербные, вынужденные временные аппроксимации. Для стиля мышления в рамках классической науки было характерно представление о том, что использование динамического закона даёт точный результат, а использование статистических законов – приближенный.

СТРУКТУРА (от лат. строение, располо­жение, порядок) – строение и внутренняя форма организации системы, которая определяет взаимосвязь элементов системы, характер их изменений, проявления ими определенных свойств, совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождествен­ность самому себе, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, инва­риантный аспект системы. Категория структуры является раз­витием понятия «форма» (форма – это структура содержания). Структура выражает то, что остается устойчивым, относитель­но неизменным при различных преобразованиях сис­темы. Структура обеспечивает целостность и устойчивость системы, выполнение её элементами определенных функций. При этом структура немыслима вне системы, а система всегда имеет структуру.

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – единство устойчивых взаимосвязей между элементами научного познания. Структура научного знания может быть рассмотрена в следующих аспектах: 1) как вид познавательной деятельности для получения нового научного знания она состоит: из субъекта научного познания, объекта научного познания, средств познания и специфики языка; при таком подходе можно выделить два уровня научного исследования: – эмпирический и теоретический; 2) как система знаний, где выделяется два подхода: а) наука как целостная система знаний, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются на множество научных дисциплин; при таком подходе возникает проблема классификации наук; б) предполагает наличие следующих компонентов: фактический материал, результат первоначального его обобщения, основанные на этих фактах проблемы и гипотезы; законы, принципы и теории; картины мира; идеалы и нормы научного познания; философские основания науки; стиль мышления.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕ-ТАЦИИ – это основные подходы к решению проблемы взаимоотношения субъекта и объекта познания в истории человеческой мысли. В античной философии данная проблемане получает отчетливого формирования и осмысливания. У представителей милетской школы, Гераклита, элеатов, проблема отношения субъекта к объекту выступает в форме проблемы отношения бытия к небытию, «истинного» знания и «мнения». Эмпедокл и Анаксагор рассматривают эту проблему как вопрос об отношении познающего и познаваемого, каким образом предмет превращается в знание о нём. Для античных мыслителей было общепринятым считать, что знание едино с тем, знанием чего оно является. Споры шли о механизме процесса, посредством которого предмет превращается в знание. Античный материализм предлагает рассматривать этот процесс в виде учения об «истечении образов»: от вещей отделяются частички, «истечения», которые проникают в органы чувств и оказывают на них давление; при этом и от воспринимающего органа отделяются некоторые истечения, которые соприкасаются с идущими извне; возникающий в результате образ и есть знание о предмете, которое ощущается, переживается познающим субъектом. Следовательно, образ – это результат чисто внешнего, механического соединения истечений, образов, идущих от субъекта и от объекта, и мыслится как некоторая вещь, которая может даже удаляться от познающего субъекта и существовать вне него. Для Платона механизмом познания являются воспоминания, а споры, диалоги – лишь способ заставить ум непосредственно узреть идею в собственной душе, или вспомнить ее. Душа наполнена идеями, которые она когда-то лицезрела в поднебесном мире, поэтому для познания нет необходимости в образовании, знания в человеке заложены изначально благодаря качествам его души (причем у каждого человека свои возможности, что делает одних мудрецами-философами, других – воинами, а третьих – земледельцами, работниками). У Аристотеля, также как и у других античных мыслителей, нет трактовки субъекта подобной современной. Для него субъект существует в двух смыслах: 1) как материя, т.е. неоформленная субстанция, или 2) как индивидуальное бытие, т.е. нечто оформленное, предметное, т.е. объективное. В том же духе используют понятие «субъект» стоики, для которых субъект – бескачественное бытие и всеобщий последний предмет всех рассуждений. Иначе, субъект не гносеологическая, а онтологическая и формально-логическая категория. Средневековое представление о субъекте и объекте познанияосновано на противопоставлении субъекта объекту, причём субъект понимается как нечто вполне реальное, тогда как объект как нечто умственное, существующее не столько в вещах, сколько в уме человека. Боэций впервые противопоставил субъект предложения его предикату и в этом смысле этот термин по настоящее время используется в формальной логике. Новоевропейское представление о субъекте и объекте познанияосновано на взглядах представителей немецкой классической философии. Кант впервые в истории философии показал, что объект – это не вещь, чуждая субъекту, внешне ему противостоящая. Объект, у Канта, существует и познается в качестве такового лишь в формах деятельности субъекта. Только после Канта закрепилась терминологическая традиция называть термином «субъект» познающее существо, а термином «объект» – предмет познания.Но у Канта мир объектов принципиально отгорожен от реального мира, называемого им «вешью-в-себе». Познаваемый предмет выступает как порождение субъекта и в этом. По сути, нет объекта без субъекта: субъект у Канта – это не природный индивид, а некая активность, внутренняя и духовная, которая обнаруживается в функционировании, выраженном в оформлении ощущений посредством категориального синтеза. Мир предметов, у Канта, возникает путем внешнего взаимодействия ощущений, вызванных воздействием на субъекта «вещи в себе», с априорными познавательными формами созерцания и рассудка самого субъекта. Таким образом, Кант не только определил субъекта как познающее существо, но и показал его активно-действующим существом, определяющим характер познавательного отношения с объектом. Линия трактовки субъекта как активного, действующего существа была продолжена после Канта в философии Фихте, Шеллинга и Гегеля. У Гегеля подлинным субъектом познания и деятельности выступает Абсолютный Дух, для которого познание есть надындивидуальный процесс развертывания своей сущности. Поэтому Гегель утверждает тождество мышления и бытия, субъекта и объекта. Для Гегеля природа существует независимо не только от отдельного человека, но и от человечества. Сознание возникает из природы на высшей стадии ее развития, и только в человеке Абсолютный дух воплощается в сознании. На более ранних этапах своего становления и развития дух существовал в бессознательной форме. Мысль о тождестве субъекта и объекта, наряду с подчеркиванием внутреннего единства познающего и познаваемого, служит в системе Гегеля утверждению положения о духовной природе действительности: не только субъект, но и познаваемый им предмет духовны, так как познает Абсолютный Дух самого себя. Таким образом, у Гегеля и других представителей немецкой классической философии в противоположность материализму и идеализму XVII-XVIII веков субъект не биологический индивид, а самосознание. Марксистское представление о субъекте и объекте познанияосновано на развитии идеи Гегеля о единстве практического и познавательного, где субъект познания не просто биологическое существо и не самосознание, а деятельное, практическое существо. Именно в силу деятельного характера человек становится субъектом познания, а объект – познавательным предметом. В отечественной философии науки сохраняется диалектический взгляд на познавательный процесс как движение от живого созерцания к абстрактному в мышлении, а от него к практике. В этом процессе диалектическими отношениями связаны субъект с объектом. Представления современной западной философии о субъекте и объекте познанияисходит из критического рационализма К. Поппера, который сделал попытку создать эпистемологию без познающего субъекта, поэтому знание трактуется в объективном смысле, как «знание без того, кто знает: оно есть знание без познающего субъекта». Распространенным также остается внеисторическое понимание субъекта, как и всего научного познания.

СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (от лат. sabjectum – лежащий в основании) – в философии науки в настоящее время трактуется в нескольких смыслах: 1) как отдельный ученый, с именем которого связано открытие; 2) как особое сообщество людей – ученых, специально занятых производством знания; 3) как все человечество, состоящее из отдельных народов, когда каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает в качестве особого субъекта познавательной деятельности. Субъекты научной деятельности имеют специальную подготовку, в ходе которой они использует свой запас знаний, осваивая средства и методы его получения, делает их своим достоянием на основе своих мировоззренческих, ценностных ориентаций, этических принципов и целевых установок, специфичных для данной области научного познания в исследованиях определённой эпохи. Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим. Это живая личность с ее страстями, интересами, характером, темпераментом, талантом, волей и т.п. Но фактически под субъектом познания все-таки имеют в виду некий безличный логический сгусток интеллектуальной активности. Субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, т.е. осмысление приемов, норм, методов исследовательской работы, традиций. Субъекты познания различают на каждом этапе развития науки: классическом, неклассическом, постнеклассическом: 1) на этапе классической науки субъект познания представляет собой «гносеологического Робинзона» (это – субъект «вообще», вне социо-культурных и субъективных характеристик; он познаёт объект «сам по себе», как бы в «чистом виде» без всяких посторонних привнесений, абсолютно объективно); 2) субъект неклассической науки уже не претендует на абсолютное знание, поскольку получаемое знание: а) относительно, что часто понимается как субъективное, б) инструментально, что означает, что это знание предназначено для решения определенных задач, в) субъект познания – не созерцающая мир гносеологическая машина, а активно познающее существо, причем не только исследующее те или иные стороны объекта, но и формирующее сам объект познания, г) субъект познания – не столько отдельный человек, сколько большие исследовательские коллективы; 3) характеристики субъекта постнеклассической науки аналогичен субъекту познания неклассической науки, однако есть и новые отличия: в связи с глобализацией научной деятельности, субъект познания выходит за рамки национальных границ и формируется интернациональный «научный этос» (Р.К. Мертон), который в состоянии решить современные задачи.

ТВОРЧЕСТВО – деятельность людей, направленная на создание нового, никогда ранее не бывшего; способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным потребностям; возрастами степени свободы человека, гуманизации общественных отношений. Научное творчество есть со­здание новых теорий, новых научных дисциплин, об­наружение новых явлений, введение новых понятий и терминов. Творчество – это деятельность в сфере неведения, поэтому целенаправленный поиск неведомого невозможен. Решающую роль в творчестве отводят под­сознательным и иррациональным факторам (и, прежде всего, интуиции).

ТВОРЧЕСТВО НАУЧНОЕ – это процесс производства познавательных инноваций в науке в форме законов, теорий, методов, моделей, принципов, технологий и т.д. Личностными формами творческой деятельности являются: а) вдохновение (наивысший подъём эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека); б) интуиция (мгновенное озарение, которое объединяет чувственное и рациональное, сознательное и неосознанное, где неявно проявляется предварительный творческий поиск, накопление и осмысление фактического материала, постановка проблемы, выдвижение гипотезы и определение набора методов исследования); в) мечта и фантазия; г) воображение; д) догадка. Творческий процесс в науке состоит из следующих этапов: 1) выбора предмета исследования, 2) формулировки целей и задач анализа в виде поставленной цели, 3) сбора информации, 4) определения метода и способов исследования, 5) поиска путей решения научной проблемы путём приращивания новых научных идей или создание новых идеальных моделей, 6) оформление полученных данных в логически стройную систему, 7) способность принятия рисковых решений в сочетании с готовностью их отстаивать перед лицом членов научного сообщества. Учёный-новатор должен обладать смелостью, чтобы сломать привычные стереотипы и доказать состоятельность новых. Без борьбы (качественного скачка) невозможен переход к новому. А. Пуанкаре писал: «Не всякий способен на творчество», т.к. не может отстоять результаты своего творения. Чтобы развить творческую активность, А. Осборн предлагает концепцию «мозгового штурма» или «мозговой атаки», в основе которой лежит методика раскрепощённости, что достигается соблюдением следующих принципов: а) высказывать любую мысль без боязни, что она будет признана неудачной; б) чем более дикой покажется идея, тем более активно она будет принята; в) количество предлагаемых идей должно быть максимально большим; г) высказанные идеи не являются ничьей собственностью и каждый учёный вправе комбинировать, видоизменять, совершенствовать идеи, которые высказали другие. Способность к творчеству можно выработать и совершенствовать её в процессе длительного и упорного самообразования. Творческая деятельность предполагает самостоятельность, гибкость, упорство, уверенность в себе, жажду знаний, стремление к изобретательству и экспериментированию, готовность к риску.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – 1) Форма­лизация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном язы­ке), когда рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками или формулами; 2) аксиоматический метод – способ построения науч­ной теории, когда в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых выводятся все остальные утверждения этой теории; 3) гипотетико-дедуктивный метод – создание систе­мы дедуктивно связанных между собой гипотез, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез, истинное значение которых не обосновыва­ется (заключение, полученное на основе дан­ного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятнос­тный характер); 4) восхождение от абстрактного к кон­кретному – метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» – одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы уг­лубления и расширения познания к результату – це­лостному воспроизведению в теории исследуемого пред­мета. В качестве своей предпосылки данный метод включает в себя восхождение от чувственно-конкрет­ного к абстрактному, к выделению в мышлении от­дельных сторон предмета и их «закреплению» в соот­ветствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному – есть движение от единичного к общему, здесь преоб­ладают такие логические приемы, как анализ и ин­дукция. Восхождение от абстрактного к мысленно-кон­кретному – это процесс движения от отдельных об­щих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему; здесь господствуют приемы синтеза и дедукции.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ) ОБЪЕКТ – это объект, который наделён не только реальными признаками, но и признаками, которых нет в реальной действительности (материальная точка, чёрная дыра), это результат мысленного конструирования, когда исследователь абстрагируется от несущественных связей и признаков предмета и строит идеальный объект, который выступает носителем только сущностных связей. Задача теоретического исследования – познать сущности в чистом виде, что позволяет это сделать, путём введения в теорию абстрактных, идеализированных, объектов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – разработка мысленных моделей изучаемого процесса, призванных обобщить и объяснить имеющиеся факты и эмпирические законы. На этом уровне исследователь оперирует идеализированными объектами, свойства и взаимосвязи которых обобщают существенные свойства и взаимосвязи объектов реальности. Его специфическими методами являются идеализация, формализация, аксиоматизация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный. Знание, возникающее на этом уровне (гипотеза, теория, закон), не только объясняет имеющийся эмпирический материал, но и способствует его наращиванию, выполняя предсказательную и методологическую функции.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – это действие, направленное на развитие понятийного аппарата науки и связанное с совершенствованием познания объективной реальности и её закономерностей. Оно представлено идеальными объектами в виде абстракций или теоретических конструктов. Здесь отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами, которые изучаются только опосредованно, в мысленном эксперименте. Теоретическое исследование использует следующие методы: идеализация (метод построения идеализированного объекта), мысленный эксперимент (который замещает реальный эксперимент с реальными объектами), аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы построения теории и др. Вместе с эмпирическим исследованием эти оба вида исследований органически взаимосвязаны и представляют собой целостную структуру научного познания: эмпирическое – способствует развитию теоретического познания, поставляя новые экспериментальные данные для его обобщения, а теоретические исследования открывают новые перспективы для эмпирических исследований на основе объяснения фактов и экспериментальных данных.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ – выс­ший (по сравнению с эмпирическим) этап (уро­вень) процесса познания, на котором преобладает ра­циональный компонент, хотя чувственный компонент здесь не устраняется, а становится подчиненным. На ос­нове эмпирических данных теоретическое познание выявляет сущность, законы исследуемых явлений, постигает объективную истину в ее конкретности. На этом уровне происходит выделение сущностных свойств и связей в чистом виде. На этапе теоретического познания используют­ся такие методы и приемы, как абстрагирование, иде­ализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрак­тного к конкретному и др. Характерная черта теоретического познания – рефлексивность, критическое исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, по­нятийного аппарата. Основными формами теоретического познания являются проблема, гипотеза, теория, закон, прин­цип. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и под­вижна.

ТЕОРИЯ – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и сущностных связей в определенной области действительности, представляющая собой систему знаний, отражающих существенные, закономерные, необходимые, внутренние связи определенной области реальности. Теория как система обобщенного и достоверного знания о какой-либо части действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает развитие этой части. Будучи отличной от практики, как продукт духовной деятельности, теория неразрывно связана с практикой, поскольку последняя ставит перед наукой задачи и требует их решения. В структуре теории выделяются: а) ис­ходные основания – фундаментальные понятия, прин­ципы, законы, аксиомы, философские установки; б) совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений дан­ной теории; в) логика и методология, применя­емые для ее построения. Различают следующие виды теорий: 1) мысленная (модель реальности, построенная в виде понятий и дискурсов); 2) логическая модель эмпирического опыта; 3) продукт научной деятельности исследователя. Основные структурные элементы любой научной теории: исходный объект

ФАКТ (от лат. сделанное, свершившееся) – одно из важнейших понятий гносеологии. Чаще всего употребляется в трёх значениях: 1) фрагменты дей­ствительности, относящиеся либо к объективной ре­альности, либо к субъективной реальности; 2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого дока­зана. 3) Предложение, фиксирующее знание, получен­ное в ходе наблюдений и экспериментов. Во втором и третьем значении выступает как научный факт – базис и фундамент, науки. Факты никогда не бывают «слепыми»: они всегда так или иначе теоретически нагружены. Соответственно, не может быть и «чистого языка наблюдений». Противоре­чие между теориями и фактами – основа раз­вития научного познания.

УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ – качественно различные по предмету, методу и функциям виды научного знания, объединённые в единую систему, среди которых выделяют: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Их единство обеспечивает относительную самостоятельность, устойчивость и способность к развитию любой научной дисциплины.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ – это философские идеи и принципы, которые содержатся в данной научной дисциплине и определяют самые общие направления её познавательной деятельности. Они разнородны и историчны, выполняют эвристическую и методологическую функции и являются орудием приращения нового знания. Можно выделить две подсистемы философских оснований: 1) онтологическую, которая представляет собой систему категорий, служащих матрицей понимания в процессе познания (структура, объект, субъект, пространство, время, процесс, свойство, отношения и др.); 2) эпистемологическую, которая характеризует познавательный процесс и его результаты (метод, объяснение, доказательство, теория, понимание, факт). Обе подсистемы исторически развиваются, а само развитие философских оснований является предпосылкой внедрения науки в новые предметные сферы. Философские основания науки допускают вариации философских идей и категориальных смыслов, применяемых в научном исследовании. Формирование их требует не только философской, но и специальной научной подготовки, что даёт возможность осуществить адаптацию идей, выработанных в философском анализе к потребностям конкретной науки, а в последующем – на этой основе подняться на новый уровень философского обобщения. Исследования, совершающиеся на стыке философии и конкретной науки, отражают методологическую значимость философии, что подтверждается историческим развитием науки, когда исследователи в своей деятельности соединяли конкретно-научные и философские идеи (Декарт, Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн и др.).

ЦЕННОСТЬ – объект (интеллектуальный или материальный), который имеет позитивное значение для человека или общества. Различают социальные и индивидуальные ценности. К социальным ценностям относят этические, эстетические, политические, мировоззренческие. Ориентация на эти ценности есть социальная ориентация учёного. Они ориентируют учёного на отбор информации на основе общественных интересов. Этот выбор осуществляет учёный в любой отрасли знания. Основным стимулом научного поиска выступают не столько ценности самой науки, сколько вненаучные ценности, значимые для человека и общества – социальные, антропологические, экологические и др. С ценностной ориентаций исследований связан вопрос о моральной ответственности учёного. Огромное влияние для научного поиска играют индивидуально-личностные ценности, т.е. ценностные предпосылки конкретного учёного, что во многом обуславливает его стратегию как учёного. Проблему ценностных предпосылок научного познания и влияния субъекта на процесс познания глубоко исследовала феноменология. Её основатель Э. Гуссерль вводит понятие «горизонты сознания» (содержание сознания на фоне которого осуществляется познание) и «жизненный мир» (то, что составляет жизненный опыт человека, что проверено его житейскими ситуациями).

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ – это реальный, природный или социальный объект, который обладает определённым набором признаков, фиксируемых в процессе научного наблюдения или эксперимента.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – исходный этап научного познания, его основа, обеспечивающая связь знания с реальностью. Эмпирический уровень научного познания заключается в установлении фактов, их первичной группировке, выведении так называемого «эмпирического закона». На эмпирическом уровне исследователь имеет дело с реальными объектами, свойства которых не контролируются сознанием. Задача эмпирического уровня – их выявление и описание. Специфическими методами эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент, включающие в себя измерение (сопоставление с эталоном). Позитивизм абсолютизировал эмпирический уровень научного познания, противопоставляя его теоретическому. Диалектика научного познания заключается, в частности, в том, что теория как бы «проникает» на эмпирическом уровне, определяя его познавательные установки, воплощаясь в приборах, конкретных методиках, языке описания и т.д.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – это действие, непосредственно направленное на объект и основанное на результатах наблюдения и эксперимента. Вместе с теоретическим исследованием эти оба вида исследований органически взаимосвязаны и представляют собой целостную структуру научного познания: эмпирическое – способствует развитию теоретического познания, поставляя новые экспериментальные данные для его обобщения, а теоретические исследования открывают новые перспективы для эмпирических исследований на основе объяснения фактов и экспериментальных данных. Эмпирическое исследование ориентировано на изучение внешних свойств и отношений объектов. Оно описывает существование и функционирование объекта в форме классификации и группировок опытных данных на основе их обобщения и выделения сходных признаков. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии учёного с изучаемым объектом. Полученное знание здесь фиксируется в форме эмпирического научного факта.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ – фактофиксирующее знание об изучаемом научном объекте. Это начальный этап научного познания, где преобладает живое созерцание(чувствен­ное познание), а рациональный момент и его формы имеют подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание на­блюдаемых и экспериментальных данных, их систе­матизация, классификация и иная «фактофиксирующая» деятельность – его характерные признаки, а наиболее распространенные методологические приемы – сравнение, измерение, анализ и индукция.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. episteme – знание) – теория научного познания, исследующая его сущность, специфику, структуру метода, уровни, взаимосвязь с другими (вненаучными) формами познания. Греческое понятие «эпистема» обозначало «знание» т.е. «доказанное утверждение» в противовес понятию «докса» (мнение – утверждение, которое могло быть истинным, но могло быть и ложным). Целью научного познания выступает производство именно эпистемной, то есть доказанной, информации, логически непротиворечивого знания (или всеобщих истин) в отличие от обыденного, практически утилитарного или других видов знания. Соответственно, основной проблемой эпистемологии является вопрос о возможности получения необходимо-истинного и всеобщего знания. Занимает центральное место в рационалистических философ­ских направлениях.

ЭТОС НАУКИ – совокупность моральных императивов, нравственных норм, принятых в данном научном сообществе и определяющий поведение учёного. Р. Мертон утверждает, что научные нормы строятся вокруг четырёх основополагающих ценностей: универсализма, всеобщности, бескорыстности (незаинтересованности) и организованного скептицизма. Универсализм рассматривается как принцип, согласно которому изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и истинность научных утверждений оценивается независимо от того, кем и когда они получены (важно только достоверность, подтверждаемая принятыми научными процедурами. Всеобщность (коллективизм) – принцип, утверждающий, что научное знание должно быть общим достоянием и предполагает гласность научных результатов. Бескорыстие (незаинтересованность) рассматривается как норма деятельности исследователя: поиск истины, свободной от личной выгоды, славы и денежного вознаграждения (они могут быть только следствием научных достижений, но не целью. Организованный скептицизм – означает критическое отношение к себе и к своим коллегам, ибо нет незыблемых авторитетов, а критика рассматривается как элемент научного поиска. Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности: корректное определение авторства, недопустимость плагиата, ориентированность на новизну, недопустимость фальсификации эксперимента и научного открытия, корректные ссылки и цитирование, невозможность оскорбления оппонента в ходе научной полемики, осознание личной профессиональной ответственности за построение научной теории и за негативные последствия внедрения научных достижений в производство. А Эйнштейн говорил, что для науки важны не только плоды творчества учёного и его интеллектуальные достижения, но и его моральные качества: объективность, неподкупность, требовательность, преданность, упорство и т.п. Наука, лишённая нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Сформировалась особая наука – биоэтика, проблемы которой требуют неотлагательного решения. Канцерогены, стрессовые нагрузки, засорение окружающей среды разрушают генофонд и разрушают здоровье человечества. Необходима выработка критериев, допускающих до экспериментирование не только на животных, но и на человеке. Различные методы искусственной репродукции человека, замена поражённых органов, воздействие на процессы старения приводят к пограничным ситуациям, когда достижения НТР не прогнозируемы в их последствиях. Эксперименты в области генной инженерии, технологии клонирования, манипуляции над человеческой психикой, воздействие на человеческий мозг равносильны воздействию наркотиков и транквилизаторов. В 70-е гг. XX в. впервые был объявлен мораторий на опасные исследования. В 1997 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла «Конвенцию по биомедицине и правам человека», которая запрещала вмешательство в геном человека. Этическое регулирование науки рассматривается сегодня как жизненная необходимость и важнейшая предпосылка будущего развития науки.