Подготовка к егэ по биологии теория. Подготовка к огэ по биологии

ЕГЭ по биологии в 2020 году является экзаменом по выбору. Сдавать итоговое испытание по этому предмету необходимо тем, кто планирует поступать в высшие учебные заведения на специальности, связанные с естественными науками, медициной, физической культурой и спортом.

Как подготовиться к экзамену?

Всем известно, что залог успешной сдачи – хорошие знания и постоянное повторение пройденного материала. С ЕГЭ по биологии сложность подготовки заключается в большом объеме теоретической информации. Вопросы единого государственного экзамена по биологии затрагивают абсолютно все темы, пройденные за время обучения в школе. Именно поэтому важно грамотно систематизировать все полученные знания.

Алгоритм подготовки:

  • ознакомьтесь с демоверсиями контрольно-измерительных материалов, количеством вопросов и структурой предстоящего экзамена;
  • внимательно просмотрите список тем, выделите для себя те, которые вызывают сложности;
  • изучите теорию по всем ключевым разделам школьной программы;
  • помимо учебников пользуйтесь специальными пособиями и материалами;
  • для закрепления теории решайте онлайн тесты – это поможет улучшить процесс запоминания, автоматизировать навыки ответов и побороть психологическое напряжение непосредственно во время экзамена.

Подборку теоретических материалов можно найти в интернете – она разбита по темам и адаптирована для изучения, в ней отобрана основная информация по каждому разделу. Если же самостоятельная подготовка кажется вам не полной, можно обратиться за помощью к репетиторам.

На что обратить внимание?

В вопросах, которые встретятся выпускникам на едином госэкзамене, будут отражены все темы школьного курса. Обратите внимание на следующие аспекты:

  • Клетка и ее строение;
  • Растения – ткани, вегетативные и генеративные органы, плоды, цикл развития, понятие двойного оплодотворения, царство растений и его систематика;
  • Растения и грибы – классификация, строение, особенности;
  • Животные - ткани, органы, системы и особенности видов;
  • Системы организмов – строение и особенности спинного мозга, нервной, эндокринной, выделительной систем;
  • Группы крови, строение и работа сердца;
  • Анализаторы и их строение;
  • Обмен веществ и дыхание;
  • Генетика;
  • Биологические процессы – митоз, мейоз, метаболизм, фотосинтез, онтогенез.

На заметку

  • изучая теорию, конспектируйте ключевые моменты;
  • разбирайте досконально те моменты, которые изначально непонятны;
  • визуализируйте информацию – используйте в подготовке таблицы, рисунки, схемы – это позволит вам лучше запоминать;
  • если вы не знаете точный ответ – выбирайте тот, что, по вашему мнению, наиболее подходит. Не оставляйте вопросов без ответа.

В курсе биологии 4 раздела: общая биология, анатомия и физиология человека, ботаника и зоология . Большинство заданий ЕГЭ чаще всего касаются общей биологии. Стоит начать с нее.

    При обучении лучше делать собственные конспекты. В них не должно быть сплошного текста: в основном - рисунки, схемы, таблицы.

    Необходимо выбрать литературу для составления конспектов. Для этой работы не подходят базовые школьные учебники - в них слишком мало материала. Отдавайте предпочтение углублённым учебникам или пособиям по подготовке к ЕГЭ. Есть бесплатные интернет-ресурсы, например учебник Фоксфорда , “Всем, кто учится ”, проект “Вся биология ” и другие.

    Если тема “не дается”, стоит почитать объяснения других авторов. Не сдавайтесь. Обязательно найдете понятное для вас. Я могу посоветовать работы за авторством Богдановой Т.Л., Билича Г.Л., Садовниченко Ю. А., Ярыгина В.Н., Мамонтова С. Г., Соловкова Д. А.

  1. О пособиях для подготовки к ЕГЭ: каждый год выходит много новых изданий. Разобраться самому сложно, но можно. В магазине можно полистать то, что есть на полочках: открываете наиболее сложную для Вас тему и читаете. Если понимаете объяснение автора, можно брать.

Если нужен совет, в интернете вы найдете рецензии на различные пособия, очень удобны видеообзоры. Не обязательно покупать бумажное издание, почти все материалы есть в электронном виде.

    В интернете можно найти видеоматериалы по биологии, например, блоги на YouTube: “Khan Academy ” или “Даниил Дарвин ”. Такие темы, как деление клетки, фотосинтез, биосинтез белка, онтогенез эффективно изучать, используя мультфильмы. Например, мейоз , митоз , строение клетки , как работает эволюция , иммунная система, фагоцитоз . И обязательно в конспектах делать по этим темам собственные рисунки - сразу оцените свои знания.

    После прохождения каждой темы необходимо ее отработать, решая задания ЕГЭ. Рубрикация по темам есть на сайтах “Решу ЕГЭ”, “Незнайка”, “ЗЗУБРОМИНИМУМ”.

    Когда заканчиваете изучать раздел, например “Ботанику”: уже изучили теорию, по каждой теме решали задания, - переходите на сайт “ФИПИ” в “Открытый банк заданий ЕГЭ ”. Там реальные задания ЕГЭ сгруппированы по разделам, но к ним не даны ответы. Это позволит Вам критически оценить полученные знания.

    И когда все разделы будут пройдены, можно приступать к решению вариантов ЕГЭ. На сайте “Решу ЕГЭ ” есть конструктор по их составлению. Большое количество вариантов прошлых лет Вы найдете на сайте “4ЕГЭ”.

    И не забывайте, что вы не одни. Многие ребята оказались в подобной ситуации. Они общаются и делятся опытом в соцсетях. В интернете создано множество групп, связанных с подготовкой к ЕГЭ по биологии, с советами и рекомендациями, с полезными материалами и ссылками. Например: “

Задача этого экзамена - оценить знания выпускников старших школ по конкретному предмету, чтобы впоследствии сформировать рейтинг абитуриентов высших учебных заведений.

Иными словами, чтобы попасть в ряды тех, кто в первую очередь будет зачислен в университет или институт, необходимо набрать наиболее высокие баллы на ЕГЭ.

Сегодня расскажем о том, как подготовиться к ЕГЭ по биологии. У него есть свои особенности, которые важно учитывать, если абитуриент претендует на достойный балл.

ЕГЭ по биологии: насколько все серьезно

Биология - предмет, который не является обязательным для всех специальностей, потому его нужно сдавать только поступающим на конкретные специальности. В первую очередь он требуется для поступления в медицинские и биологические вузы. Требования к абитуриентам необходимо выяснять непосредственно в приемной комиссии выбранного учебного заведения, также они могут быть размещены в открытом доступе на сайте вуза.

Подготовиться к ЕГЭ по биологии с нуля невероятно сложно, поскольку экзамен включает проверку знаний абитуриента, начиная с седьмого класса школы. То есть лучший вариант - учить предмет с первого дня его появления в школьном расписании, а если момент упущен - браться за подготовку как можно скорее.

Шаг 1. Выясняем глубину своих познаний в биологии

Прежде всего определитесь с тем, что из курса предмета вам уже известно. Так как подготовиться к ЕГЭ по биологии можно с помощью специальных тестов, разработанных министерством образования, они прекрасно подойдут и для предварительной диагностики знаний.

Пройдите тесты, выделите темы, которые вам хорошо известны.

Шаг 2. Составляем план

На первые строчки плана по подготовке к ЕГЭ по биологии должны попасть те темы, которые вам не знакомы или не изучены вами вообще. При этом учитывайте, что необходимо изучать их по порядку школьной программы, иначе могут возникнуть сложности.

Советы по составлению плана:

  • Используйте цветные ручки или маркеры, чтобы отдельно выделить темы, которые вами не изучены вообще, изучены частично, полностью вам знакомы. Так вы сможете увидеть "масштаб трагедии" в целом.
  • Убедитесь, что вы не пропустили ни одного раздела биологии из тех, которые вам понадобятся для сдачи ЕГЭ.
  • Когда план подготовки составлен, проконсультируйтесь с преподавателем. Возможно, он даст рекомендации по его усовершенствованию.

Шаг 3. Заполняем пробелы в соответствии с планом

Так как быстро подготовиться к ЕГЭ по биологии все равно не удастся в силу объемного материала для изучения, необходимо заниматься постепенно: ежедневно, методично, следуя составленному плану. Лучше уделять подготовке по несколько часов ежедневно, чем несколько суток без перерыва непосредственно перед экзаменом.

Чтобы подготовиться к ЕГЭ по биологии, год - срок вполне реальный, но если времени катастрофически мало или слишком много не изученных вами тем, то изучите самое главное в каждой теме: общие определения, основные термины. Закрепите эти знания, чтобы они не перемешались в голове. Затем наращивайте "скелет": подучивайте другие материалы по этим же темам. Таким образом вы сможете избежать ситуации, когда вы идеально выучили, условно говоря, один раздел из пяти, и потому правильно ответили только на пятую часть вопросов. Базовые знания в каждом из разделов позволят сориентироваться и дать больше правильных ответов.

Шаг 4. Совершенствуем знания

Закрепляйте пройденный материал после каждой изученной темы. Особенно актуален этот совет для тех, кто начал подготовку к экзамену заранее - за год или больше. Если тема была вами изучена несколько месяцев назад, скорее всего, сейчас вы могли многое забыть. Перечитывайте учебники, конспекты, проверяйте свои знания теми же подготовительными тестами. Это поможет поддерживать необходимый уровень.

Казалось бы, для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно только учиться. Это действительно так, но кроме этого есть множество лайфхаков, облегчающих процесс подготовки. Так как самому подготовится к ЕГЭ по биологии? Воспользуйтесь следующими советами:

  • Начинайте готовиться заранее. В идеале - за год или даже два. Практика показала, что наивысшие баллы были набраны абитуриентами, которые начали подготовку перед десятым классом.
  • Учите постепенно, чтобы не образовалась известная многим выпускникам каша в голове.
  • Изучайте не только текст, но и рисунки, диаграммы, инфографику. ЕГЭ по биологии предполагает, что абитуриент знает строение внутренних органов человека, насекомого, животного какого-либо вида, а также строение растений. Некоторые задания включают в себя требование описать это.
  • Используйте Интернет для подготовки: посмотрите познавательные видео по биологии, научные фильмы. Важно выбирать материалы для учебы внимательно: они должны предоставлять максимально достоверную информацию. В противном случае вы просто потратите время напрасно, а впоследствии даже можете сделать много ошибок во время сдачи экзамена.

  • Учитывайте то, как удобно учиться именно вам: ваше индивидуальное время мозговой активности, способ ведения конспектов (если вы их ведете), индивидуальные особенности запоминания информации.

На последнем остановимся подробнее.

Методы запоминания информации

Используйте свои индивидуальные особенности запоминания информации. Они помогут по биологии, так и станут прекрасной тренировкой памяти.

Если вы визуал (то есть человек, который лучше воспринимает визуальную информацию), сделайте мнемокарточки. Для этого вырежьте из плотного картона прямоугольники удобного для вас размера и напишите на них основные понятия из каждой темы по биологии. Можно также использовать схемы, рисунки, цветные ручки или фломастеры - главное, чтобы вам было удобно и понятно. Носите эти карточки с собой и пересматривайте в свободную минуту.

Аудиалам (людям, который лучше воспринимают информацию на слух) подойдут аудиолекции по предмету. Скачайте их себе на телефон и прослушивайте посредством наушников в свободное время. Желательно не во время пребывания на улице, так как есть опасность сильно сконцентрироваться на прослушиваемом материале и не заметить машину на проезжей части. Если не нашли подходящих лекций, попробуйте записать их на диктофон самостоятельно.

Заключение

Вопрос о том, как подготовиться к ЕГЭ по биологии, волнует многих абитуриентов, а особенно медицинских вузов, поскольку там обычно большой конкурс. Если вы будете следовать вышеприведенным рекомендациям, то сдать экзамен будет значительно проще.

Экзамен по биологии относится к числу выборочных и сдавать ее будут те, кто уверен в знаниях. ЕГЭ по биологии считается сложным предметом, так как проверяются знания, накопленные за все годы изучения.

Задания ЕГЭ по биологии подобраны разнотипные, для их решения необходимы уверенные знания по основным темам школьного курса биологии. На основе демоверсии педагоги разработали свыше 10 тестовых заданий по каждой теме.

Темы, которые нужно изучить при выполнении заданий смотрите от ФИПИ. Для каждого задания прописан свой алгоритм действий, который поможет при решении задач.

Изменений в КИМ ЕГЭ 2020 по биологии нет.

Структура заданий ЕГЭ по биологии:

  • Часть 1 – это задания с 1 по 21 с кратким ответом, на выполнение отводится примерно до 5 минут.

Совет : внимательно читайте формулировки вопросов.

  • Часть 2 – это задания с 22 по 28 с развернутым ответом, на выполнение отводится примерно 10-20 минут.

Совет : литературно излагай свои мысли, отвечай на вопрос подробно и всесторонне, давай определение биологическим терминам, даже если этого не требуют в заданиях. В ответе должен быть план, не писать сплошным текстом, а выделять пункты.

Что требуются от ученика на экзамене?

  • Умение работать с графической информацией (схемы, графики, таблицы) – ее анализ и использование;
  • Множественный выбор;
  • Установление соответствия;
  • Установление последовательности.

Баллы за каждое задание по биологии ЕГЭ

Для того, чтобы получить наивысшую оценку по биологии, необходимо набрать 58 первичных баллов, которые будут переведены в сто по шкале.

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 6 задания.
  • 2 балла - 4, 5, 7-22.
  • З балла - 23-28.

Как подготовиться к тестовым заданиям по биологии

  1. Повторение теории.
  2. Правильное распределение времени на каждое задание.
  3. Решение практических задач по несколько раз.
  4. Проверка уровня знаний путем решения тестов онлайн.

Регистрируйся, занимайся и получай высокий балл!

https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Голосеменные - очень древние растения. Остатки их ископаемых находят в слоях девонского периода палеозойской эры. В настоящее время голосеменные - это преимущественно деревья (до 100 м высоты), кустарники, древовидные лианы и даже эпифиты. Травы представлены лишь одним достоверно известным видом - вильямсониеллой (из беннитовых).

Сосна Культера Гинкго двулопастный Саговник отвернутый

Ветвление голосеменных растений в основном моноподиальное ; древесина почти целиком состоит из трахеид , сосудов не имеется (исключение составляют гнетовые). У большинства голосеменных листья игловидные (хвоя) или чешуевидные, у немногих крупные, часто рассеченные листья, похожие на вайи папоротников или листья пальм. Это преимущественно вечнозеленые, одно-, дву- или многодомные растения. Корни (главный и боковые) имеют обычное для деревьев и кустарников строение, с микоризой. Придаточные корни встречаются очень редко (у примитивных представителей).

Отличительной чертой всех голосеменных является наличие семязачатков (семяпочек) и образование семени . Семязачатки располагаются открыто на мегаспорофиллах или на концах стеблей, поэтому растения и называются голосеменными. Из семязачатка развиваются открыто лежащие семена. Семязачаток представляет собой мегаспорангий, окруженный интегументом. Семена всегда содержат питательную ткань - эндосперм, при прорастании семядоли выносятся на поверхность и выполняют функции листьев.

Семенные папоротники - полностью вымершие растения, которые существовали с позднего девона до раннего мела. Это были древовидные растения или лианы, имевшие крупные листья, похожие на вайи папоротников, и придаточные корни. У них, кроме ассимилирующих листьев, имелись спороносные листья, на некоторых располагались микроспорангии и мегаспорангии с семязачатками. Семенные папоротники - переходная группа от папоротников к семенным растениям. Видимо, от них произошли другие семенные растения. Остатки семенных папоротников играют большую роль в образовании каменного угля на территориях России, Западной Европы и Северной Америки.

Расцвет хвойных приходится на юрский период. Это самая многочисленная и наиболее распространенная группа среди современных голосеменных растений. Хвойные - вечнозеленые растения, за исключением лиственницы и метасеквойи. Они представлены в основном деревьями высотой от 10-15 до 100 м, древовидными стланцами, кустарниками с моноподиальным ветвлением. Игловидные (хвоя) или конусовидные листья располагаются на стебле по спирали (одиночные) или собраны в пучки, чешуевидные - супротивно.

У хвойных мощно развита вторичная ксилема (древесина), состоящая на 90-95% из трахеид. Кора и сердцевина развиты слабо. Зародышевый первичный корень превращается, как правило, в мощный стержневой и функционирует всю жизнь. Часто развиваются две формы корней: обычно удлиненные и сильноветвисто укороченные. Именно последние представляют собой по существу микоризу. Корневые волоски локализованы в узкой зоне. У многих хвойных в коре, древесине и листьях есть смоляные ходы, содержащие эфирное масло, смолы, бальзамы.

Хвойные - растения однодомные, реже двудомные. Например, сосна - растение однодомное, мужские и женские шишки образуются на одном растении. В типичном случае она достигает высоты 50 м и живет до 400 лет. Спорообразование происходит на 30-40-м году жизни, но бывает и раньше.

Спорофиллы собраны в шишки двух видов, резко различающихся между собой: мужские представлены метельчатыми «соцветиями», женские - одиночные. Мужская шишка, имеющая эллипсовидную форму длиной 4-5 см, диаметром 3-4 см, образуется в пазухе чешуйки на месте укороченного побега и представляет собой побег с хорошо развитой осью (стержнем), на которой спирально расположены микроспорофиллы - редуцированные спороносные листья. Их можно рассматривать как гомологи тычинок покрытосеменных. На микроспорофиллах с нижней стороны формируются микроспорангии (пыльники).

Женские шишки образуются на верхушках молодых побегов, они больше по размерам и сложнее устроены. На главной оси в пазухах кроющих чешуек образуются толстые чешуи с двумя семязачатками на верхней стороне. Эти чешуи называют семенными. Женская шишка - это группа метаморфизированных укороченных боковых побегов, находящихся на общей оси.

Внутри микроспорангия на мужской шишке (А ) к осени образуется большое количество материнских клеток микроспор . Весной они редукционно делятся и образуют гаплоидные микроспоры (из каждой диплоидной материнской клетки образуется четыре гаплоидных микроспоры). Микроспора (В ) одета двумя оболочками и несет два воздушных мешка. Прорастание микроспор происходит в микроспорангии с последующим развитием редуцированного гаметофита: ядро микроспоры делится митотически (два раза: первые две клетки исчезают и снова образуется два ядра) с образованием антеридиальной клетки, в которой формируются мужские клетки гаметы - спермии , и вегетативной, с помощью которой мужские гаметы доставляются к яйцеклетке; развивается пыльцевая трубка (Г ) за счет ферментативного роста вегетативной клетки. У голосеменных уже исчезает орган полового размножения - антеридий. Покровы микроспоры остаются покровами пыльцы. После созревания пыльцы микроспорангии вскрываются, и пыльца высыпается наружу. Воздушные мешки облегчают перенос пыльцы ветром. Дальнейшее развитие мужского гаметофита происходит уже после опыления на женских шишках внутри семязачатка.

Молодой семязачаток состоит из нуцеллуса и интегумента. Нуцеллус по сути и есть семязачаток. В средней части нуцеллуса обособляется одна крупная клетка мегаспоры (материнская клетка мегаспоры), которая делится мейотически и образует четыре гаплоидные мегаспоры; три из них дегенерируют, а одна оставшаяся многократно делится митотически, образуя многоклеточный женский гаметофит (называемый эндоспермом). Из двух наружных клеток (вблизи микропиле) образуются два сильно редуцированных архегония, в которых хорошо развита лишь яйцеклетка. Оплодотворение происходит спустя 20 месяцев после образования семязачатка.

После опыления чешуйки женской шишки (Б ) смыкаются, а мужской гаметофит продолжает свое развитие на мегаспорангии. При прорастании мужского гаметофита в направлении архегония вегетативная клетка развивается в пыльцевую трубку, а антеридиальная образует две клетки: клетку-ножку и спермагенную клетку. Они перемещаются в пыльцевую трубку и по ней достигают архегония. Из ядра спермагенной клетки образуется два спермия (мужские гаметы, лишенные жгутиков) непосредственно перед оплодотворением. По достижении архегония вегетативное ядро разрушается, и один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а другой отмирает. Из оплодотворенной яйцеклетки - зиготы (2n) развивается зародыш (Д ), окруженный гаплоидным эндоспермом, формирующимся из гаплоидного женского гаметофита и покрытый интегументом семязачатка.

Так образуется семя (Е) голосеменных - диплоидный зародыш, питающийся за счет первичного гаплоидного эндосперма, защищенный кожурой (2n - интегумент семязачатка). Семена у сосны обыкновенной созревают на второй год после опыления, а следующей весной чешуйки расходятся и семена высыпаются.

Зародыш состоит из подвеска, корешка, стебелька и семядолей. Прорастание семени происходит при благоприятных условиях с наступлением весны в зоне умеренного климата.

Хвойные формируют природные ландшафты - тайгу на огромных пространствах континентов. Их значение в жизни природы и в хозяйственной деятельности человека велико. Являясь важнейшим компонентом биогеоценозов, они имеют огромное водоохранное и противоэррозионное значение. Хвойные растения дают основную массу строительной древесины и являются исходным материалом для многоотраслевой лесотехнической промышленности. Из хвойных получают вискозу, шелк, целлюлозу, штапель, бальзамы и смолы, сосновую шерсть и камфару, спирт и уксусную кислоту, дубильные экстракты и т.д., а также пищевые продукты и витамины. Семена некоторых араукарий, кедра, сибирской сосны содержат до 79% масла, близкого к прованскому и миндальному. Для медицинской промышленности хвойные служат исходным сырьем для получения не только витаминов, но и препарата пинобина (спазмолитическое средство). Многие виды хвойных используют в народной медицине для лечения туберкулеза, нервных расстройств, болезней почек, мочевого пузыря, геморроя, глухоты и как антилепрозное средство.

Хвоя и молодые побеги некоторых хвойных - незаменимый зимний корм лосей, хвоей питаются глухари, а семенами сибирского кедра - многие животные и птицы (как и семенами других хвойных). Шишкоягоды можжевельника - корм тетеревов. Древесина тисовых используется для изготовления дорогих поделок и в мебельной промышленности, она почти не подвержена действию насекомых.

Предварительный просмотр:

Отдел Моховидные. Общая характеристика.

  • Современные моховидные представлены примерно 25 тыс. видами.
  • Моховидные – единственная в истории растительного мира линия эволюции, связанная с регрессивным развитием спорофита. Они представляют собой тупиковую или слепую ветвь развития растений.
  • В подавляющем большинстве низкорослые многолетние растения размером от 1мм до нескольких сантиметров, реже до 60 см и более. Тело у части моховидных является слоевищем или расчленено на стебель и листья. Характерный признак – отсутствие корней. Всасывание воды и прикрепление к субстрату осуществляется ризоидами, представляющими собой выросты эпидермы.
  • Представители отдела большей частью заселяют влажные местообитания, так как они плохо приспособлены к жизни на суше.
  • Наблюдается правильное чередование полового и бесполого поколений.

Бесполое и половое размножение Моховидных.

В цикле развития доминирует гаплоидный гаметофит. В этом состоит специфическая особенность моховидных по сравнению с другими высшими растениями. Гаметофит и спорофит представляют собой одно растение. Бесполое поколение (спорофит) - это так называемый спорогон (небольшая коробочка со спорами и ножкой, нижняя часть которой превращена в присоску, внедренную в тело гаметофита). Спорофит лишен самостоятельности и полностью зависит от гаметофита.

Развитие полового поколения (гаметофита) начинается с момента прорастания споры. Прежде всего развивается ветвистое нитчатое или пластинчатое образование протонема или предросток , на которой закладываются почки. Из почек прорастают стебли с половыми органами. Половые органы – гаметангии (женские – архегонии и мужские – антеридии ) многоклеточны. В архегониях созревают крупные неподвижные яйцеклетки, в антеридиях – самостоятельно движущиеся сперматозоиды. Во время дождя или обильной росы антеридии вскрываются и выпускают многочисленные сперматозоиды, которые, двигаясь в каплях воды, покрывающих невысокие дерновинки моховидных, могут достигнуть архегония. Слияние гамет и дальнейшее развитие зиготы происходит внутри архегония. На верхушке стебля гаметофита зигота за время от нескольких месяцев до двух лет дает начало спорофиту, заканчивающемуся коробочкой со спорами. После созревания спорогона коробочка вскрывается или опадает, и споры высыпаются. Цикл развития повторяется. Образованию спор предшествует мейоз. Следовательно, споры, протонема и гаметофит гаплоидны. Диплоидна только зигота.

Классификация Моховидных.

Отдел Моховидных делится на три класса: антоцеротовые, печеночники и листостебельные мхи. Листостебельные мхи – самый большой класс. Он делится на три подкласса: сфагновые мхи с одним родом Сфагнум, андреевые мхи и бриевые мхи (самый крупный подкласс).

Сфагнумы: бурый обманчивый оттопыренный магелланский Андрея скальная

Бриевые мхи. Политрихум обыкновенный или «кукушкин лен»

Это вид, который образует дернины в хвойных лесах, на лугах, болотах, где принимает участие в сложении торфяной залежи. «Кукушкин лен» – наиболее высокорослый мох. Его стебель достигает высоты 50 см. Растет крупными подушкообразными дернинами. Стебель густо покрыт листьями. Растение обильно спороносит. Коробочка располагается на длинной ножке, сверху прикрыта легко опадающим колпачком с тонкими, направленными вниз волосками, которые напоминают льняную пряжу. Благодаря образованию густой дернины политрихум обыкновенный способствует поверхностному накоплению влаги и заболачиванию местообитаний.

Жизненный цикл Политрихума обыкновенного.

Подкласс Сфагновые. Сфагновые мхи.

К подклассу сфагновых относится единственный род сфагнум, объединяющий около 300 видов. Виды рода сфагнум крупные, мягкие, беловато-зеленые, бурые или красноватые мхи. Чаще всего это растения влажных местообитаний, обычно образующие подушковидные дерновинки. Стебель без ризоидов. Вверху стебля веточки собраны в головку. Спорофиты представляют собой красные или коричневые почти сферические коробочки, которые поднимаются на ложноножке , являющейся частью гаметофита и достигающей 3 мм длины.

Анатомическое строение веточек сходно со строением стебля, однако, в месте прикрепления листьев к ветвям почти у всех видов образуются своеобразные водосборные ретортовидные клетки. Листья однослойные и состоят из двух типов клеток: хлорофиллоносных и бесцветных мертвых водоносных. Зеленые клетки узкие, мертвые – имеют поры и утолщения стенок; они легко наполняются водой. Водоудерживающая способность сфагновых мхов примерно в 20 раз превышает сухую массу (для сравнения: хлопковая вата может поглотить воды только в 4-6 раз больше собственной массы). Благодаря своим превосходным абсорбирующим свойствам эти мхи использовались в Европе с 1880-х гг. как перевязочный материал для ран и нарывов, однако со времени первой мировой войны были почти полностью вытеснены в этом смысле хлопком, вероятно, из-за более опрятного вида изделий из него. Садоводы смешивают торфяной мох с почвой для увеличения ее водоудерживающей способности и кислотности.

Жизненный цикл сфагновых аналогичен жизненному циклу политрихума.

Представители этого рода образуют обширные торфяные болота. По самым скромным подсчетам торфяники покрывают не менее 1% суши. Нарастая ежегодно верхней частью побега, снизу стебель отмирает и «оторфовывается» (накапливается и уплотняется). Так, в течение многих лет образуются огромные залежи торфа. Процесс торфообразования происходит благодаря застойному переувлажнению, отсутствию кислорода и созданию сфагновыми мхами кислой среды (рН

Значение Моховидных.

Моховидные распространены повсюду, кроме морей, сильно засоленных почв, но везде предпочитают наиболее увлажненные местообитания. Особенно широко представлены в тундре, ежегодный прирост их незначителен: от 1-2 мм до нескольких сантиметров, однако суммарно получается довольно значительное увеличение моховых дерновин. Мхи – многолетние виды, обычно не поедаются животными и очень медленно разлагаются. Мхи способны аккумулировать многие вещества, в том числе радиоактивные, впитывать влагу и сравнительно прочно ее удерживать, в связи с чем мхам отводится особая роль в природе, прежде всего в регулировании ее водного баланса. Интенсивно развиваясь, мхи ухудшают продуктивность сельскохозяйственных земель, вызывая их заболачивание. Но в то же время они способствуют переводу поверхностного стока вод в подземный, предохраняя почвы от эрозии.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: