Об участи младенцев, умерших некрещёными. Святые отцы о смерти младенцев

Небольшой труд святителя Григория Нисского под названием "О младенцах, прежде времени похищаемых смертью", то есть о тех, которые умирают, прежде чем вкусят во всей полноте жизни, для которой родились, предназначался для правителя Каппадокии Иерия, поставившего перед святителем вопрос: "Что должно знать о людях, рождение которых недалеко отстоит от смерти?".

Во время написания этого труда, как видно из вступления к нему, святой Григорий был уже в преклонных летах. Так, он уподобляет себя старому скакуну, брошенному за оградой ипподрома. Однако, чтобы не оставить поставленный перед ним вопрос без ответа, он обещает напрячь свое внимание и собраться с силами.

В начале своего изложения святитель Григорий Нисский в возвышенных словах восхваляет Иерия, называя его "знатнейшим правителем" и "честной главой". Эти выражения не были одной лишь данью вежливости. Из вступления видно, что каппадокийский правитель действительно обладал многими прекрасными качествами и дарованиями. При равнодушии к вещественному богатству он был искренне обеспокоен духовным состоянием подчиненных ему людей, каждого из которых он хранил в сокровищнице своей любви. Говоря проще, он любил народ и не отличался корыстолюбием.

Кроме прочих дарований Иерий имел еще и склонность к размышлениям над делами божественного домостроительства. Он недоумевал, почему жизнь одного человека продлевается до старости, тогда как другого прерывается, лишь только он появляется на свет. В чем же смысл преждевременной смерти?

Следует признать, что святой Григорий прекрасно разрешает этот глубинный парадокс человеческого бытия. Начинает он с самой постановки проблемы. Итак, человек рождением вступает в жизнь. Он делает первый вздох, разражается плачем, - рыдания составляют начало его жизни. Но вдруг он умирает. Умирает прежде, нежели укрепились его суставы, умирает совсем еще нежный телом. Умирает либо потому, что его - беззащитного младенца - оставили совсем без опеки, либо потому, что он внезапно задохнулся, либо потому, что вмешалась какая-нибудь болезнь.

В связи с внезапной кончиной младенцев часто ставятся следующие вопросы. Будет ли душа безвременно скончавшегося младенца судима Всевышним Судиею, подобно тому, как будут судимы остальные люди? Получит ли она то или иное воздаяние? Будет ли она прохлаждаема росою божественного благословения или опаляема очистительным огнем? Ведь существо проблемы в том, что умерший младенец ничего не успел еще совершить в своей жизни - ни добра, ни зла. А где нет даяния, там нет и воздаяния. Следовательно, раз у младенцев нет еще ни произволения, ни деяния, то нет и оснований, чтобы обрести им то, на что уповаем мы, достигшие зрелого возраста. Если же, несмотря на это, младенцы войдут в Царствие Божие, значит, они находятся в более выгодном положении, нежели те, которые могут прийти к тому же результату после продолжительной жизни, исполненной всевозможных скорбей и страданий. Если данный ход мысли верен, то лучше никому не жить долго.

После постановки проблемы, святитель Григорий Нисский последовательно подходит к ответу. Он, конечно же, с самого начала исповедует, что столь великие вопросы суть неисследованные мысли Божий, почему и возглашает вместе с Апостолом: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим.11:33). Однако он все же пытается ответить на этот вопрос, ибо верит, что божественная благодать может просветить его разум. Нужно также отметить, что, продвигаясь в раскрытии темы, святой Григорий для подкрепления своих мыслей не пользуется какими-либо риторическими приемами, но лишь точно следует по логической цепочке от предпосылок к выводам.

Первое.

Святитель Григорий Нисский обращает внимание на то, что человеческое естество происходит от Бога. Как и все сущности, причину своего бытия оно имеет в Боге, а не в самом себе. И если нетварное естество, принадлежащее Богу, превосходит всякое понятие расстояния или протяженности, не увеличивается и не уменьшается, и, конечно же, не подлежит определению, то естество тварное, напротив, изменчиво, подвержено увеличению и уменьшению, росту и распаду.

Человеческое естество сложно, так как состоит оно из разнородных стихий - умной и чувственной. Умная часть человека является подобием божественной природы. Кроме того, она соотносится с ангельскими силами, живущими в надмирном пространстве, которое наиболее подходит для их бесплотного естества. Далее святой Григорий говорит о теле ангелов, называя его "небесным, тонким, легким и приснодвижным".

Чувственное естество не похоже на естество умное, даже в некотором смысле противоположно ему. Поэтому Бог, чтобы, так сказать, не обделить землю, чтобы не оставить ее без умного начала, сотворил человека, в котором объединилось и умное естество, и чувственное. То есть человек - это совокупность всего творения, он состоит и из небесного, и из земного.

Второе.

Цель создания человека в том, чтобы посредством присущего ему умного начала во всем творении прославлялся Бог. Телесная жизнь, именно потому, что она земная, поддерживается земной пищей. Подобным образом можно говорить и о некой "умной пище", благодаря которой поддерживается наше умное естество. Как питание подает телу жизненную силу, так и умному естеству подает жизнь приобщение к поистине Сущему. Следовательно, жизнью, подобающей умному естеству, является причастие Богу.

Для восприятия каждой вещи есть свой соответствующий орган. Например, органом, служащим для наслаждения светом, является глаз, а не палец или какой-либо другой член человеческого тела. Для приобщения к Богу также требуется подобающий орган. А приобщение к Богу заключается в опытном познании Его, конечно, в той степени, в которой душа способна это познание вместить. Напротив, неведение Бога есть соответственно непричастность к Нему.

В неведении Бога, в удалении от божественной жизни состоит падение человека. Это и есть настоящее зло, которое Бог хочет в нас исцелить. Исцеление же зла заключается в возвращении к божественной жизни, в стяжании общения с Богом. Благом, таким образом, является исцеление умной части души. Кто же не стремится к таинству евангельского слова, тот не ведает способа исцеления.

Здесь святитель Григорий Нисский подчеркивает, и это, как я полагаю, имеет огромное значение, что подходящим органом для общения с Богом является умная часть души . Посредством ее человек приобщается к Богу и приобретает знание Его, что и является для него подлинной жизнью. Но поскольку грехопадение привело к удалению от божественной жизни и неведению Бога, и именно в этом состоит умерщвляющая человека болезнь, то теперь требуется исцеление умной части души, чтобы она в результате вновь обрела общение с Богом и увидела Его Свет.

Человеческое естество и было сотворено Богом именно для того, чтобы надеяться на участие в Его жизни, чтобы к этой жизни стремиться. Именно единение с Богом и является целью творения человека. Таким образом, вкушение божественной жизни, чем и является обожение, - это исполнение предназначения человека, его естественное состояние, а не воздаяние или награда. Также как и непричастность к Богу является не наказанием, а болезнью человеческой души, болезнью всего человеческого бытия.

Для наглядности святой Григорий использует пример человеческих глаз. Присущая глазам способность зрения не является вознаграждением, это их естественное здоровое состояние. Также и слепота - это не кара и не результат наказания, но болезнь. Подобным же образом для людей, "очищенных в чувствах души", естественна и свойственна блаженная жизнь Божества. Но те, у кого духовные очи нечисты, те, которые пребывают в неведении Бога, остаются не приобщенными к Его блаженной жизни. И это не наказание, но состояние болезни умной части души.

Третье.

Третий момент вытекает из сказанного. Итак, чаемое благо, то есть блаженная божественная жизнь, свойственно человеческому роду по естеству. И хотя это благо в некоторых случаях называется воздаянием, все же вкушение его - это не дело правосудия, а естественное состояние здоровой души. Только на основании этого положения и может прозвучать правильный ответ на вопрос о том, каким образом будет судим и в каком месте будет помещен младенец, не сотворивший в своей жизни ни добра, ни зла. При этом святитель Григорий Нисский еще раз подчеркивает, что сам вопрос этот ставится совсем не так, как следовало бы, потому что дело ведь не в правосудии, а в самом состояния здорового или, напротив, недужного человеческого естества.

Это поясняется следующим примером. Предположим, что два человека болеют одной и той же болезнью глаз. Один из них начинает лечение и терпит все, что предписывает медицина, несмотря на то, что это больно и неприятно. А другой не только не принимает никакого совета врача, но и невоздержанно живет во вред самому себе. В результате первый человек закономерным образом будет наслаждаться зрением света с помощью своих глаз, в то время как второй столь же закономерным образом будет этого света лишен.

Но если для человека, который в зависимости от своего образа жизни либо исцеляет умное око своей души, либо по-прежнему недугует им, причастность или непричастность к Богу является закономерным развитием и итогом всей его жизни, то с младенцем бывает иначе. Поскольку младенец изначала не получил болезни и не нуждается в лечении и очищении, значит, он живет согласно естеству, и ему, как неопытному во зле, никакая болезнь души не препятствует вкусить приобщения к Свету.

Это учение святителя Григория Нисского дает нам возможность подчеркнуть, что душа человека в своем рождении не является нечистой, напротив, она чиста. Человек, приходя через рождение в бытие, пребывает в просвещении ума. Поэтому мы видим, что и младенцы могут иметь умную молитву, конечно, в соответствии с образами и представлениями своего возраста. Мы часто замечали, что есть младенцы, которые молятся, и молятся даже во сне. Один афонский монах говорил, что когда маленькие дети обращают свое внимание куда-то в сторону и смеются без причины, то это значит, что они видят своего Ангела-Хранителя. То, что случается в жизни святых, для которых всегда естественно сожительствовать с ангелами, бывает и с маленькими детьми.

Православное богословие не учит тому, что человек якобы наследует вину первородного греха, о чем говорит богословие западное. Мы верим, что в своем рождении человек обладает умом чистым, пребывающим в просвещении, и такое состояние согласно с естеством. Наследство первородного греха, как мы уже говорили в предыдущей главе (см. Смерть и первородный грех. - А.Л.), заключается в том, что тело наследует тленность и смертность, и это, по прошествии времени, по мере взросления ребенка, способствует развитию страстей, которые помрачают умную часть души. Действительно, только страсти, разрастающиеся на почве тленности и смертности тела, а также окружающий мрак могут помрачить у детей их изначально чистую умную часть души.

Конечно, в таком случае возникает проблема: что же происходит в святом Крещении? То есть если младенцы обладают чистым и пребывающим в просвещении умом, если в них совершается умная молитва, то зачем же мы их тогда крестим?

Ответ, как видно из всего святоотеческого Предания, заключается в следующем: в святом Крещении мы не освобождаемся от вины первородного греха (ведь дело совсем не в этом), но прививаемся к Телу Христа, к Церкви, и тем самым получаем возможность победить смерть. Так мы переживаем и крещение младенцев. Мы крестим их, чтобы они стали членами Церкви, членами Тела Христова, преодолели смерть и победили "кожаные ризы" тления и мертвенности. Мы крестим их, чтобы по мере взросления, когда ум их будет помрачаться страстями и окружающим мраком, они имели возможность преодолеть страсти, снова соделать чистой умную часть души и победить во Христе смерть.

Таково действие Крещения в младенцах. Во взрослых же, крестящихся после подготовки, оно очищает от страстей сердце, а в Миропомазании им даруется просвещение ума. Вместе с тем при посредстве святого Крещения они причисляются к Церкви и приобретают тем самым возможность, в единении со Христом, через причащение Его Пречистых Тайн, победить смерть и достичь обожения. Главнейшей целью крещения и младенцев, и взрослых является именно состояние обожения, которое достигается лишь во Христе и в Его Церкви.

Поскольку вопрос о чистоте младенческих душ весьма важен, то да будет мне позволено привести слова самого святителя Григория Нисского: "Младенец же, неискушенный злом и не имеющий какого-либо недуга душевных очей, который бы препятствовал приобщению к Свету, живет по естеству. У него нет нужды в очищении для приобретения здравия, поскольку в начале он не принял болезни в душе". Итак, ум младенца чист, не имеет болезни, отличается здоровьем и пребывает в своем естественном состоянии. Поэтому у младенца нет никаких препятствий для приобщения к божественному Свету.

Для объяснения того, что происходит в будущей жизни, ожидаемой нами, святитель Григорий Нисский всегда приводит примеры из жизни настоящей. Так, например, он усматривает следующую аналогию между образом настоящей жизни и образом жизни будущей. Как младенцы по началу сосут грудь и питаются молоком, а впоследствии питаются иной пищей, потому что одна пища приходит на смену другой в свое время, так бывает и с душой. Душа приобщается духовных благ в соответствии с определенным порядком и последовательностью. Об этом говорит апостол Павел. Сначала он питал коринфян молоком (1Кор.3:2), и лишь потом тем из них, которые достигали меры умного возраста, давал твердую пищу.

Одно из различий между младенцем и взрослым человеком состоит в том, что доставляет им удовольствие. Взрослый получает удовлетворение от собственных успехов, от общественного признания, от даров, от воздаваемых ему почестей, от семейной жизни, от развлечений, зрелищ, охоты и тому подобного. А младенец довольствуется молоком, объятиями няни и тихим покачиванием, приносящим сладкий сон.

Нечто подобное происходит и в отношении духовных благ при духовном взрослении. Взрастившие свои души добродетелями будут вкушать божественную сладость в соответствии с наклонностями, приобретенными ими в этой жизни. А душа, которая хотя и не вкусила добродетели, но при этом не заболела и злом, также способна приобщаться этого блага в той мере, в какой она может вместить его, будучи укрепляема созерцанием Сущего.

Так, несмотря на то, что младенцы неопытны в отвержении зла, они, будучи укрепляемы созерцанием Бога и поддерживаемы Его благодатью, приобщатся божественного ведения и божественного Света. И они преуспеют в совершеннейшем ведении, естественно, при помощи созерцания Бога. Таким образом, Бог явится всем, "подавая Себя в такой мере, в какой вмещает приемлющий".

То есть мысль святого Григория заключается в том, что душа стремится к благу, к причастию божественного Света по самой своей природе. Человек принимает божественную благодать и божественное богатство в меру своей восприимчивости. И эта восприимчивость не зависит напрямую от телесного возраста человека или от обилия или недостатка добрых дел, совершенных им. Именно в такой перспективе нужно рассматривать будущее состояние человека, а не исходить из сравнения добродетельной жизни зрелого человека с жизнью младенца или человека незрелого. Делающий такое сравнение сам "незрел есть", потому что этим он показывает, что не располагает богословскими доводами.

Четвертое.

Почему же Бог попускает младенцу умереть в этом возрасте? Проведя предварительный анализ и показав, что годы, проведенные нами на земле, не играют большой роли для приобщения божественного Света, святой Григорий в развитии темы останавливается на вопросе, почему Бог попускает столь скорый исход из этой жизни.

Отвечая на этот вопрос, он сначала замечает, что вину за то, что женщины убивают детей, родившихся у них от незаконного зачатия, нельзя приписывать Богу. На случаи же, когда младенцы, несмотря на заботу и молитвы родителей, уходят из мира по причине какой-либо болезни, мы должны смотреть только через призму Божия Промысла. Ведь совершеннейшее промышление заключается не просто в том, что исцеляются уже приключившиеся страсти, но в том, что человек ограждается от вкушения тех страстей, которые могли бы быть у него в будущем. Знающему будущее, каков и есть Бог, естественно воспрепятствовать повзрослеть тому младенцу, который впоследствии утвердился бы во зле. То есть в подобных случаях Бог не позволяет младенцу жить именно по той причине, что видит его злое будущее. И делая это из человеколюбия, Он не лишает его, конечно же, ничего из будущих благ, на что мы и обратили внимание прежде.

Чтобы сделать этот акт Божия домостроительства более понятным, святой Григорий использует прекрасный и доходчивый пример. Предположим, что есть богато накрытый стол со многими вкусными блюдами. Предположим также, что есть там и смотритель, знающий, с одной стороны, свойство каждого блюда, - какое из них вредное, а какое полезное, и, с другой стороны, - состояние здоровья каждого сотрапезника. Предположим еще, что этот смотритель обладает абсолютной властью позволить или, напротив, воспрепятствовать прикасаться к тому или иному блюду, чтобы каждый из сотрапезников вкушал только то, что наиболее подходит его организму. Очевидно, что в этом случае и больной не будет огорчен, и здоровый не дойдет до отвращения к пище по причине пресыщения множеством блюд. Так как если смотритель увидит, что кто-то пресытился пищей или упился вином и опьянел, то он повелит вывести его из этого места. Бывает, что человек, которого выводят, восстает против смотрителя, осуждает его за то, что он якобы по зависти лишает его этих благ. Но если он внимательно посмотрит на оставшихся сотрапезников и увидит, как они от пресыщения и пьянства начинают страдать рвотой и головной болью, как произносят непотребные слова, то, конечно, возблагодарит смотрителя за то, что он избавил его от страдания, происходящего от невоздержанности.

Пример этот переносится на человеческую жизнь. Стол - это и есть человеческая жизнь, которая изобилует самыми различными блюдами. Но не все в жизни является сладким медом. В ней есть и своя горечь, как, например, соль или уксус, то есть разного рода неприятности, затрудняющие существование человека. Одни блюда вызывают кичливость, другие - вспышки безумия, а третьи - отвращение. Смотритель, которым является Бог, выводит из-за стола того, кто вел себя достойно, чтобы он впоследствии не уподобился тем, которые из-за гортанобесия предались безмерному пресыщению. Так божественный Промысл исцеляет болезни прежде их появления. Поскольку Бог силой Своего предведения знает, что новорожденный будет, когда вырастет, употреблять мир во зло, то Он и отрывает его от пира жизни. Новорожденный младенец отрывается от жизни, чтобы на трапезе этого мира он не предался гортанобесию. И в этом мы усматриваем любовь Божию, Его великое человеколюбие.

Пятое.

Пятое - продолжение четвертого. Это вопрос о том, почему Бог делает такое различие в выборе. То есть почему Он одного промыслительно забирает прежде времени, а другому попускает жить и стать злым до такой степени, что можно даже пожелать, чтобы такой человек никогда бы и не рождался. Действительно, почему младенец промыслительно забирается из этой жизни, в то время как его отец, до самых седин участвующий в пире и потребляющий вместе со своими собутыльниками лукавый осадок, оставляется?

Прежде чем ответить, святитель Григорий Нисский замечает, что слово, которое он собирается произнести, предназначено для "наиболее признательных", - признательных Богу и имеющих доброе расположение. Кроме того, он напоминает, что рассматриваемые вопросы суть таинства, непостижимые для человеческой логики, ведь "логика" Божия отлична от логики человеческой.

Святой Григорий настаивает на том, что Бог устраивает все отнюдь не случайно и не без причины. Бог есть Логос, Премудрость, Добродетель, Истина, и Он никогда не приемлет ничего из того, что не связано с добродетелью и истиной, и попускает Он только то, что связано с ними. Так, иногда Он попускает, что младенцы забираются из жизни преждевременно, а иногда, если Он преследует какую-то другую цель, попускает нечто иное.

И само пребывание в жизни злых людей позволяется и попускается Богом, дабы и из этого получилась некая польза. Обращаясь к примеру израильского народа, святой Григорий говорит, что Бог попустил явиться египетскому тирану, чтобы наказать израильский народ. Удалил же Он израильтян из Египта, чтобы они не уподобились египтянам и не переняли их обычаев. Ведь под ударами молота на наковальне даже самое твердое железо, не плавящееся в огне, может принять формы какого-нибудь полезного орудия труда.

Затем святитель Григорий Нисский отражает еще один неверный довод. Некоторые, говорит он, усматривают несправедливость в том, что в этой жизни не все злые вкушают горькие плоды своей злобы, и не все добродетельные получают пользу от трудов своей добродетели. На это святой Григорий отвечает, что добродетельные будут радоваться в иной жизни, радоваться, сравнивая свои блага с погибелью осужденных. Сказано это, однако, только в том смысле, что сопоставление противоположностей станет "увеличением и усилением радости для добродетельных". И это, конечно, значит не то, что они будут радоваться осуждению других людей, но то, что, переживая блаженство добродетели, сравниваемое с муками греха и страстей, они будут благодарны Богу за свое спасение.

Итак, если младенцы и восхищаются смертью преждевременно, то делается это по Божию домостроительству, чтобы не впасть им в худшее зло. Если же некоторые из оставленных жить становятся злыми, то объяснять это следует уже иными причинами, которые сокрыты в Промышлении Божием и в Его Премудрости. Конечно, и от этого будет какая-то польза, ибо Бог не делает ничего без причины и цели.

В итоге о посмертной участи младенцев, уходящих из жизни прежде времени, нужно заключить следующее. С одной стороны, они не находятся в скорбном состоянии, но, с другой стороны, они и не равны тем, которые подвизались, чтобы очистить себя с помощью всякой добродетели. При этом нельзя забывать, что шествие к Богу и причастие нетварного Света есть естественное состояние человеческой души. И младенцы не могут быть этого лишены, ибо силой божественной благодати они способны к достижению обожения.

Примечания
1. τό νοερό της ψυχής.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В прошлой беседе о памяти смертной мы, дорогие братья и сестры, говорили о смерти младенческой и пришли к выводу, что младенцу лучше быть на небе, пока он еще безгрешен, и Господь, зная судьбу каждого человека, берет нас с земли в разном возрасте. Куда нас Господь берет? Из страны тьмы и смерти в страну, в царство света и вечной жизни. Безгрешным младенцам нужно быть там, где они никогда не узнают тех горестей, которые мы, взрослые, встречаем почти на каждом шагу.
Ничего нет на земле собственно нашего: все благое – Господне, - и мы все, живем ли или умираем, всегда Господни (Рим.14,8). Возникает вопрос, почему же мы так скорбим, когда Создатель и Всеблагой Промыслитель наш берет у нас дары Свои обратно? По немощи ли нашей человеческой природы? По слабости ли нашей веры? А может быть по совокупности всего этого?
Ясно одно, если бы мы были в святой православной вере крепки, то, как с благодарностью принимаем чад Божиих, когда они появляются на свет, так с благодарностью же и отдавали бы их Ему. При всех лишениях повторяли бы слова праведного Иова, у которого, как помните, разом погибло десять человек детей под развалинами обрушившегося дома: «Господь дал, Господь и взял. Как угодно было Господу, так и случилось, да будет имя Господне благословенно» (Иов.1,21).
Господь берет у нас то, что Сам же даровал, а нам уготовляет награду терпения и покорности Ему – как за какой-нибудь чрезвычайный и особенный подвиг для Него. Легко скажите учить, а вот как все это пережить. Но Церковь призывает всегда, в любых обстоятельствах приносить Создателю своему веру и покорность всесвятой Его воле. Этим мы обращаем потерю свою в благоугодную Господу жертву, и Он сугубо благословляет нас: у Господа милость и многое у Него избавление (Пс.129,7).
Господь может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем (Еф.3,20). А вот как Господь благословляет нас, как вознаграждает, как утешает Он – Отец милосердия и Бог всякой утехи (2Кор.1,5) – это, дорогие братья и сестры, предоставим Ему Самому. Он лучше знает, что подать нам и в какое время, равно как знает, что и когда лучше обратно взять у нас. Мы можем только сказать: «Буди святое имя Господне благословенно во веки! Буди благословенно имя Господне и за то, что Он дарует смертным быть и нарицаться отцами – этим священным именем, которое принадлежит Ему одному. Буди благословенно имя нашего Господа и за то, что Он дает насладиться первою невинною улыбкою младенца, утешиться чувством родительским, хотя на короткое время».
Действительно тяжела, печальна разлука с умершим младенцем. Но она временна. Пройдет немного времени, и мы сами переселимся в замогильную страну на вечное свидание. Но и на это короткое время разлуки с почившим Господь не оставит нас без утешения.
Чего, в самом деле, желали бы мы себе для утешения? Взаимной беседы с новорожденным младенцем? Она есть – молитва за усопшего. Чем усерднее и пламеннее наша молитва, тем она ближе соединяет нас с покойным.
Не высочайшее ли, в самом деле, утешение быть душою и сердцем, всеми помыслами и чувствованиями с горячо любимым существом, быть не где-либо, а пред лицом Господним, в кругу святых небожителей, быть с ним на небе? А мы, дорогие братья и сестры, подлинно, бываем там всякий раз, когда возносимся к Отцу Небесному на крыльях благоговейной, сердечной молитвы.
Если мы хотим послать ребенку подарок, это сделать возможно. Пошлем его туда через руки бедных и страждущих. Это такие посредники, которые все подношения наши верно передадут по назначению. Поручитель в том Сам Господь наш Иисус Христос, «так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, - говорит Он, - то сделали Мне» (Мф.25,40).
И поверьте, дорогие братья и сестры, наши отошедшие ко Господу дети будут радоваться этому более, чем радуются самым лучшим подаркам живые дети. У последних радость бывает только несколько минут, а умершие наши малютки принимают радость вечную.
Церковь учит, что все умершие будут воссоединены, ибо не навсегда мы теряем своих близких. Послушайте слова Самого Господа, возглашаемые над гробом: «воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Ин.6,40).
Как бы ни был долог и крепок замогильный сон, но рано или поздно воскреснут мертвые, и восстанут сущие во гробах, и тогда никто и ничто не разлучит уже тех, которые введутся в блаженные обители Отца небесного.
Пустите же детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф.19,14) – сказал Господь наш Иисус Христос апостолам, когда они не допускали детей приблизиться к Нему.
Не будем и мы неумеренною скорбью и неуместным роптанием препятствовать нашим детям, которые покидают нас в раннем возрасте, идти к Отцу Небесному. Не будем безмерною своею печалью и малодушием возмущать покой усопших. Отойдем от могилы их, хотя и со слезами, но все таки с благодарением Богу, как учит нас Святая Церковь: «О мне не рыдайте. Я ничего не начинал достойного плача, умерший зовет младенец; плачьте же о самих себе, что вы грешите, плачьте всегда, сродницы и друзи, дабы не попасть вам мучению».
В загробной жизни все мы должны встретиться, увидеться со всеми умершими. И дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы встретиться именно в одном месте. Месте покоя и блаженства – в раю. А для этого нам, взрослым, самим должно сделаться детьми по душе, как и заповедал нам Спаситель наш: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.
А апостол Павел призывает нас: «не будьте дети умом; на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетними» (1Кор.14,20). Послушаем совета Господа и учеников Его апостолов и будем так жить и умирать, чтобы нам всегда быть с нашим Спасителем, Которому слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Каждому, кто хоть как-то связан с Церковью, известно то гнусное злодеяние, что было совершено около 2000 лет назад. С тех времен и поныне многих оно потрясает. Многие рассуждали о нем, пытаясь найти главного виновника невинно пролитой крови. Многие при этом весьма неразумно судили о погубленных детях и, возмущаясь учиненной над ними несправедливостью, ставили более или менее скептические, а то и дерзкие вопросы. Многие говорили, что вполне понятно, что Ирод решился на подобное преступление, если вспомнить его нрав и присущее ему безудержное властолюбие. Но чем же виноваты убитые дети, и как же праведный Бог позволил Ироду это совершить? Эти вопросы волнуют многих и в наши дни. Неправедность Ирода ясна каждому, но само преступление озадачивает, ибо оно возмущает чувство справедливости, и людям хочется понять, почему пострадали невинные дети. Если Ирод был обманут волхвами, почему он выместил свой гнев на младенцах? Разве младенцы надоумили волхвов возвратиться иным путем в страны свои?

Несомненно, Ирод решился на это злодейство не потому, что считал вифлеемских младенцев виновными в том, что волхвы обманули его, но потому, что был одержим демоном властолюбия и зависти, а вернее - из страха, как бы «рождейся Царь» (Мф. 2: 2) не отнял у него престол. Он предпринял это избиение не из чувства мести или ненависти к детям, а из превеликой любви к себе и еще большей ненависти к Тому, на Кого указывала звезда, к Тому, ради Кого волхвы пустились в столь дальний путь, к Тому, Кого ангелы приветствовали песней: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2: 14). Сразу после этой песни вместо благоволения и мира является свирепая и бесовская воля Ирода, лишившая мира и невинных младенцев «от двою лету и нижайше» (Мф. 2: 16), и их матерей и сродников, и даже праматерь «Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть» (Мф. 2: 18). Господь Иисус Христос самим Своим Рождеством явил, а спустя 30 лет и высказал эту известную истину: «Не приидох воврещи мир, но меч» (Мф. 10: 34).

Так не правы ли тогда те, которые говорят, что вифлеемские младенцы были погублены из-за Господа Христа или даже что Сам Христос является причиной их убийства? Нет, Боже сохрани! Хотя Ирод преследовал Иисуса, едва Он родился, и, преследуя Его, погубил всех вифлеемских младенцев, все же младенцы эти были погублены не из-за Христа, а по причине бессердечия Ирода, его злобы и жестокости. Итак, эти дети пострадали не из-за Христа, но воистину за Христа - как первые невинные жертвенные агнцы, как первые мученики Христовы, пусть даже они и не осознавали этой своей жертвы. Господь принял их жертву как благоуханный фимиам, а Церковь ежегодно празднует их святую память 29 декабря / 11 января.

Такой ответ, хотя и точный, все же многих не удовлетворяет. Для них все еще остается неясным, почему Бог допустил, чтобы Ирод совершил такое злодейство. Дабы получить исчерпывающий ответ и на этот вопрос, необходимо сначала объяснить некоторые понятия.

Прежде всего, если бы предназначение человека ограничивалось его земной жизнью и, следовательно, завершалось его смертью, то есть если бы за свои добрые и дурные поступки люди получали воздаяние только здесь, на земле, тогда бы всякий страдающий за правду, всякий невинно осужденный, всякий незаслуженно терпящий скорби был бы вправе считать себя обездоленным и обиженным и имел бы основания сказать: «Где справедливость? И как Бог допускает, чтобы я страдал в то самое время, когда люди порочные благоденствуют?» Так и рассуждали язычники, не имеющие ни веры в вечную жизнь, ни понятия о воскресении; так рассуждают и сегодня все те, кому незнакома сущность христианства.

Настоящие христиане рассуждают иначе. Они знают, что Господь Иисус Христос говорил и учил о бессмертии души в предстоящем воскресении всех людей, о кратковременности земной и о вечности будущей жизни, о воздаянии в будущей жизни за все содеянное здесь, на земле, о ничтожности земных богатств и славы перед судом Божиим. Они знают, что Христос наглядным примером, то есть Своими страданием, смертью и воскресением, показал людям, что и они воскреснут. Поэтому истинные христиане ожидают в будущей жизни воздаяния за добро или зло, которое они делали на земле, и не обвиняют Бога в несправедливости к ним. Ведь если здесь мы претерпеваем незаслуженные страдания и несчастья, это значит, что они ниспосланы нам свыше ради испытания нашей веры (тому пример - многострадальный Иов), и переносимыми без ропота скорбями мы либо искупаем наши грехи, либо, если грехов не имеем, добываем себе в награду блистающие венцы.

Но и такое объяснение не всех успокаивает. Некоторые в недоумении вопрошают: «Разве были у младенцев грехи, которые требовалось бы смывать их кровью? Все изложенное выше правильнее было бы применить к взрослым людям, которые успели в своей жизни совершить или грех, или какое-либо добро». Как уже было сказано, претерпевание несправедливости и страданий в этой жизни (если у человека нет грехов) приносит ему награду в жизни будущей. Кроме того, на подобные недоумения святой Златоуст отвечает вопросом: «Что есть смерть?» И продолжает: «То же самое, что снимание с себя одежды. Тело, подобно одежде, облекает душу, и мы сбрасываем его с себя на краткое время, чтобы вновь его получить, но более светлым». И поэтому он так смело восклицает: «Дай мне лишь твердую веру в Царство Небесное - и убей меня, если угодно, прямо сейчас! Я возблагодарю Тебя за смерть, за то, что через нее Ты мгновенно переселишь меня к тем [небесным] благам». При этом следует подчеркнуть, что проблему страданий маленьких детей и - шире - праведников необходимо рассматривать и решать с учетом греховности и подверженности страданиям человеческой природы вообще вследствие первородного греха. Дети, без сомнения, не могли страдать за некие свои «личные» грехи, однако они не были исключены из той общей греховности, которую, вероятно, и имел в виду Иов, говоря: «Кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли» (Иов 14: 4-5).

Тайна вифлеемских младенцев получает свою разгадку и свой смысл единственно в этом свете. Именно в таком аспекте можно смело и уверенно утверждать, что вифлеемские дети ничего не потеряли, слишком рано уйдя из своей земной жизни. Но всего лишился в вечности их палач - злочестивый Ирод, коего праведный суд Божий вскоре настиг, так что он завершил свою жизнь куда более тяжелой и позорной смертью, нежели погубленные им младенцы.

Это преступление Ирода против невинных детей совершилось не без предвидения и попущения Божиего. Ибо Бог знает все, хотя и не все делает. Доказательство тому - пророчество Иеремии, относящееся к этому событию: «Глас в Раме слышан бысть, плач, и рыдание, и вопль; Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть (Иер. 31: 15; Мф. 2: 18). Итак, если Бог предвидел и предсказал устами пророка это событие, значит, оно наверняка произошло не без Промысла Божия и не лишено своего смысла. «Ты говоришь, - пишет святой Иоанн Златоуст, - что эти младенцы могли бы многое совершить, даже и великие дела, если бы жизнь их была продолжительнее. Но тогда Бог не допустил бы их раннюю смерть, если бы им суждено было стать великими», то есть более великими, чем они стали благодаря своей смерти. «Напротив, - говорит архиепископ Иннокентий Херсонский, - они легко могли бы попасть в число тех, которые кричали Пилату: “Да распят будет… Кровь Его на нас, и на чадех наших” [Мф. 27: 22, 25]. Возможно, на них бы обрушились те беды и потрясения, о которых Господь говорил незадолго до своих страданий: “Се дние грядут, в няже рекут: блажены неплоды, и утробы, яже не родиша, и сосцы, иже не доиша” [Лк. 23: 29]. И вот, это блаженство и выпало ныне на долю вифлеемских матерей. Им было легче потерять своих детей, пока те были в невинном возрасте, нежели видеть их злосчастную смерть или ужасные несчастия тогда, когда эти дети стали бы опорой их немощной старости».

Несчастья сопровождают каждого человека на его жизненном пути. И вифлеемские младенцы, если бы продолжили жить, обязательно бы столкнулись в своей жизни со множеством невзгод. Между тем, как знать, помогли бы им эти невзгоды в стяжании Царства Небесного так, как помогла им в этом их ранняя смерть. Ибо несчастья идут на пользу человеку только тогда, когда он их смиренно и терпеливо переносит ради Бога. В этом случае несчастья и страдания очищают нас от грехов и доставляют нам награду. Но перенесли бы столь же героически эти младенцы все жизненные невзгоды, как перенесли они смерть, - вот в чем сложнейший вопрос и огромный риск. Они своим страданием вложили меньшее (хотя и самое большее, что имели в этом мире, - жизнь), дабы приобрести все - бессмертие и вечную жизнь в Царстве Небесном. Поэтому воистину они не претерпели никакого ущерба.

Наконец, когда многие сомнения и вопросы обуревают нас со всех сторон, когда мы видим бедствия, на первый взгляд незаслуженные, и не постигаем их смысла, и теряемся в недоумении, мы должны со смирением вспомнить слова Иисуса Христа, обращенные к апостолу Петру: «Еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих» (Ин. 13: 7). Многое из того, что некогда было непостижимым, становится понятным по прошествии времени; окончательно же мы уразумеем все на последнем суде Христовом над родом человеческим.

По верованию Православной Церкви, умершие младенцы православных родителей, не сподобившиеся св.крещения, а равно и мертворожденные, у Человеколюбца Бога не будут забыты. Это верование Церкви можно видеть из того, что она чествует (29 декабря), в лике святых, четырнадцать тысяч младенцев, за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме (Жит.св.м.дек.).

Из св. Отцов Церкви, св. Григорий Нисский, о судьбе младенцев вообще, пишет: «Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что скончавший так жизнь несчастлив, или что равен он очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелею; потому что Бог, по лучшему Своему промышлению, предотвращает безмерность зол в тех, которые стали бы жить во зле» (Ч.4.стр.359, изд.1862г.).

Св. Григорий Богослов говорит: «Последние (т.е. не сподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания» (Сл. на св Крещ., - ч.3, стр.242-243, изд. 1889г.). Участь младенцев, умерших некрещенными, ни в каком случае нельзя назвать безнадежною. Св. Апостол Павел говорит о тех детях, у которых отец христианин, а мать некрещенная, что дети эти «святые суть»(1 Кор.7, 14). Наши же мертворожденные младенцы имеют и родителей и предков православных. Кроме того, дети эти в некотором роде уже освятились во время чревоношения их матерями: нося их в своей утробе, матери их каждодневно молились, часто читали или слушали Слово Божие и соединялись со Христом Господом в таинстве Св. Причащения. А когда их матерям пришло время разрешиться ими, они с теплою верою прибегали к Божией помощи и, может быть, полагали особенный обет пред Богом, чтобы разрешение их было благополучно. Как же можно думать, чтобы дети, плод от таких родителей, погибли навсегда? Если даже иной из них и умрет еще в утробе матерней; и тут была готовность родителей совершить над ним крещение. А Господу Богу угодны и самые намерения наши, если они святы. - Еще слышим в Евангелии слова Самого Христа Спасителя:»В дому Отца Моего обители многи суть» (Иоан. 14, 2). Ужели в этих обителях не будет места для тех младенцев, которых родители были христиане, которых только не было возможности просветить св. крещением, или которые получив уже имена христианские, скончались перед самой купелью? Святая Церковь выражает прямое верование в помилование этих младенцев: «ведати подобает» (говорит она в Богослужебных книгах), «яко младенцы и непросвещенные (т.е. некрещенные) ниже в геенну пойдут» (Синакс.в мясоп.субб.). Св.Григорий Богослов говорит: «Иные даже не имеют возможности и принять дара (благодати крещения) или, может быть по малолетству, или по какому-нибудь, совершенно независящему от них, стечению обстоятельств. (Душеп. Соб. 1905., N2, стр.52-53).

Св. Ефрем Сирин пишет: «Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того Судия сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем, и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Невидавшие здесь друг друга, увидятся там, и матерь узнает, что это ее сын, и сын узнает, что это его матерь... Равными воскресит Творец сынов Адамовых; как сотворил их равными, так равными же пробудит и от смерти. В воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и образу жизни будут там высокие и славные; и одни уподобятся свету, другие - тьме». (Ч. 4, стр.105, изд. 1900).

О возможности совершать над мертвыми младенцами крещение, нарекать им имена и поминать некрещенных за литургией не может быть и речи; ибо Господь заповедал Апостолам крестить живых людей, а не мертвых (Марк. 16, 16), ибо как может бездыханный труп слышать проповедь и уверовать в Того, о Котором бы ему возвещали? Св.Церковь положила 26-м правилом Карфагенского собора скончавшихся ни крестить, ни подавать им Божественных Тайн; а в толковании на сие правило сказано: «Пресвитерское бо неразумие (если бы таковое было допущено) не поможет скончавшемуся, по смерти бо крещен быв от него, несть крещен». Правило это помещено в книге «Кормчей», где находятся правила св. Апостолов и святых Вселенских и девяти поместных соборов. Остается только молитвенно воздыхать о таких младенцах к Богу в своих домашних молитвах. Для таковой цели можно порекомендовать молитву, находящуюся в синодике бывшего новгородского и петербургского митрополита Григория. Содержание ее следующее: «Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих - младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святаго таинства крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию» (Душеп. Соб., стр.54).

На вопрос, «как молиться о мертворожденных и вообще не сподобившихся св. крещения младенцев?» Стефан Фаворский, архиепископ Вифлеемской обители, дает такой ответ: «Получившие св. крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную, равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми и не успели быть окрещены; они не виноваты, что не получили св.крещения, а у Отца Небесного Обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неисповедимым судьбам Божиим, не получили св.крещения; так думать не противно религии, о чем свидетельствуют и св. Отцы в Синаксаре в субботу мясопустную. Молиться за них могут родители с верою в милосердие Божие; каждая мать, плачущая о таковых своих чадах, без сомнения может вопиять к Человеколюбцу Господу, следующими словами: «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Твоего Божественного! (Из Палест. листка Вифлеем. обители).

Наконец, не должно же забывать и о себе и о том, что вина мертворождения детей может падать и на самих матерей-родильниц, не говоря уже о тех злодейках матерях, которые сознательно стараются уничтожить плод (большею частью незаконный) и даже в последних периодах чревоношения. Вечная огненная геенна - вот достойное возмездие правосудия Божия, ожидающее нераскаянных за эти злодеяния» (Душеп.Соб. стр.54).

Св. Ефрем Сирин пишет: «Горе... любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтобы не видел он здешнего мира; не даст Бог увидеть и ей новый век. Как она не дозволила ему насладиться жизнью и светом в этом веке, так и Он лишит ее жизни и света в оном веке. Поелику решилась она извергнуть плод свой из чрева преждевременно, чтобы скрыть его во мраке земли; то и она, как мертвый плод чрева, извергнута будет во тьму кромешную. Таково воздаяние любодеям и любодеицам, которые посягают на жизнь детей своих: Судия накажет их вечною смертию и низринет в бездну мучения, полную зловонного тления» (Помн. послед. твоя, изд. 1903, стр.37).

Впадшие в такое тяжкое прегрешение должны поспешить принести покаяние, пока есть возможность; ибо нет греха побеждающего Божие милосердие для обращающихся к Нему с верою (Жит. пр. Марии Египетской).

Но бывают и другие обстоятельства мертворождения, вину коих нельзя не приписать матерям-родильницам: одна подняла тяжелый мешок хлеба на воз, а другая безмерно работала на уборке хлеба, - и разрешились преждевременно младенцами. Эта напилась пьяной и оступилась, - родила мертвого младенца. У той последовал выкидыш вследствие душевных потрясений, происходящих...от безумной и, может быть, неосновательной ревности к мужу. Бывают и случаи явной кары Божией за ропот на многочадие и за проклятие рода, находящегося еще в утробе. Увы! И такие безумные матери есть на свете. Вот почему мать-родильница, после рождения мертвого младенца, должна основательно подумать - не была ли она как-нибудь прямо или косвенно причиною мертворождения, и если - по бесстрастном обсуждении этого вопроса, - окажется что-либо у нее на совести, то она должна поспешить к своему отцу духовному, исповедать ему свой грех, попросит совета для заглаждения своего греха и затем загладить свой грех добрыми делами, из коих обыкновенно рекомендуется:
1) милостыня бедным людям, у коих много детей, особенно в такие дни, как Пасха, Рождество Христово и престольный праздник;
2) путешествие ко святым местам (наприм. в Киев к мощам св. угодников и св. младенца, убиенного от Ирода за Христа, и почивающего в дальних пещерах Лавры);
3) усиленная домашняя молитва, сопровождаемая известным количеством поклонов, и добровольно налагаемый пост (напр. по понедельникам; о нем сказано в требнике, в чине исповеди), и
4) совершение в приходском храме литургии об оставлении грехов (Душеп. Соб., стр.54-55). См. подроб. в кн. «Наставл. и утеш. болящ.» свящ.В.А. Черкесова.

Газеты “Калугарь” публикуем ответ настоятеля храма Калужской старообрядческой общины на непростой вопрос. К сожалению, в последнее время приходится констатировать, что такие случаи становятся более частыми, по крайней мере если судить по личному кругу знакомств. В дополнение приводим ссылку на подробные материалы о погребении с официального сайта РПСЦ.

Вопрос: Как молиться за мертворождённого младенца (дочку) и надо ли ей дать имя? Это было много лет назад, ребёнка в роддоме мне не отдали… Можно ли её отпеть теперь и какая молитва матери о ней?

Ответ. Вас постигла скорбь. Да дарует Господь Вам силы перенести ее. Мы не знаем судеб Божиих. Они – бездна многа (Пс. 35:7). Доверьтесь Его благому Промыслу.

Церковное поминовение (в том числе отпевание) возможно только над крещеными людьми. Во время крещения человеку нарекается имя. Господь сказал: “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ” (Ин. 3:5). Рождение от воды и Духа – это святое крещение, называемое еще банею пакибытия и вторым, духовным рождением человека.

Те, которые по неведению не получили крещения, как пишет святитель Григорий Богослов, «не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания ». В синаксаре мясопустной субботы, читаемом на вселенской заупокойной службе, говорится, «яко крещении младенцы пищи насладятся. Непросвещеннии же и поганых (т.е. дети язычников), ниже́ в пищу, ниже́ в геенну пойдут ».

Церковь учит, что жизнь человека зарождается в момент зачатия. Поэтому приведенные святоотеческие слова в равной мере относятся и к нерожденным детям вследствие выкидышей и абортов, мертворожденным или родившимся, но не сподобившихся святого крещения.

Такие случаи были во все времена, но Церковь не оставила нам никаких особых молитв о душах этих младенцев. Жаль, что Вам не отдали погребсти малыша. Но Господь знает, где его воскресить в последний день. Нам остается только уповать на милость Божию. Мы знаем и веруем, что в невольных скорбях сокрыта милость Божия, которая влечет переносящего их к покаянию, и избавляет от вечной муки (преподобный Марк Подвижник).

Матери и отцу надо обязательно сходить на исповедь, покаяться в грехах. Рассказать и об этом случае. Священник должен прочитать матери особые молитвы, положенные в этом случае.

А далее, нам самим следует заботиться о своем спасении, каяться в грехах, познавать Бога и творить дела милосердия, молиться, ходить в церковь, в том числе на родительские субботы, соблюдать посты, приближаться к Богу прочими христианскими добродетелями.

Однажды преподобный Макарий Египетский, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовою палкою, которая была у него в руке, к черепу, череп издал из себя голос. Старец сказал ему: «Кто ты?» Череп отвечал: «Я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты – авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия, когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение». Старец спросил, в чем состоит это утешение? Череп отвечал: «Сколько отстоит небо от земли, настолько огня под ногами нашими и над нашими головами. Мы стоим посреди огня, и никто из нас не поставлен так, чтоб видел лицо ближнего своего». Тогда старец, обливаясь слезами, сказал: «Горе тому дню, в который родился человек, если только таково утешение в муке!» К этому старец присовокупил: «Есть ли мука, более тяжкая этой?» Череп отвечал: «Ниже нас мука больше». Старец сказал: «Кто в ней? Череп: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас». После этой беседы старец предал череп земле (Патерик).

На смерть младенца

Преподобный Ефрем Сирин.Песнопение 37.

Как горьки слезы при смерти дитяти! Как тяжко матери, когда лишается она грудного младенца! Возрасти его, Господи, в чертоге Твоем! Этот день возбуждает в родителях скорбь об утрате детей, потому что смерть сокрушает опору их старости. Ты, Господи, подкрепи их!

Этот день отъемлет нередко у матери единородного, лишает ее руки, которая дотоле ее поддерживала. Ты, Господи, поддержи ее!

Вот день, который разлучает младенца с его матерью и оставляет ее в грустном одиночестве, в скорби и печали. Ты, Господи, утешь ее!

Вот день, который грудного младенца отрывает от матернего лона. Рыдает и сетует мать, что не стало ее утехи. Да узрит она его во Царстве!

Блаженно детство! Оно наследует рай.

Горе старости! Она остается здесь в бедствии. Ты, Господи, помоги ей!

Данный ответ приведён в газете “ ” за февраль 2014 года. Помимо этого в ней опубликована подборка проповедей на родительские субботы за несколько лет от настоятеля калужского храма РПСЦ по имя Знамения Пресвятыя Богородицы о.Иоанна Курбацкого.