Анализаторы. Внутренние (висцеральные) анализаторы Продолжительность фазы врабатывания

Анализаторы - это система чувствительных нервных образований, осуществляющих анализ и синтез изменений, происходящих во внешней среде и в организме.

По И. П. Павлову анализатор состоит из трех отделов: периферического, то есть воспринимающего (рецептора, или органа чувств), промежуточного, или проводникового (проводящие пути и промежуточные нервные центры), и центрального, или коркового (нервные клетки коры больших полушарий). К периферическому отделу анализаторов относятся все , а также рецепторные образования и свободные нервные окончания, находящиеся во внутренних органах и мышцах.

Рецепторный аппарат каждого анализатора приспособлен к трансформации энергии определенного вида раздражения в нервное возбуждение (см. ). В корковом отделе анализатора нервное возбуждение превращается в ощущение. Деятельность коркового отдела обеспечивает приспособительные реакции организма к изменениям внешней среды.

Анализаторы - система чувствительных (афферентных) нервных образований, осуществляющих анализ и синтез явлений внешней и внутренней среды организма. Термин введен в неврологическую литературу , согласно представлениям которого каждый анализатор состоит из специфических воспринимающих образований (см. Рецепторы, Органы чувств), составляющих периферический отдел анализаторов, соответствующих нервов, связывающих эти рецепторы с различными этажами ЦНС (проводниковая часть), и мозгового конца, представленного у высших животных в коре больших полушарий головного мозга.

В зависимости от рецепторной функции различают анализаторы внешней и внутренней среды. Первые рецепторами обращены к внешней среде и приспособлены анализировать явления, происходящие в окружающем мире. К таким анализаторам относятся зрительный, слуха, кожный, обонятельный, вкусовой (см. Зрение, Слух, Осязание, Обоняние, Вкус). Анализаторы внутренней среды - афферентные нервные приборы, рецепторные аппараты которых находятся во внутренних органах и приспособлены к анализированию того, что происходит в самом организме. К таким анализаторам относится также двигательный (рецепторный аппарат его представлен мышечными веретенами и рецепторами Гольджи), обеспечивающий возможность точного управления опорно-двигательным аппаратом (см. Двигательные реакции). Существенную роль в механизмах статокинетической координации играет и другой внутренний анализатор - вестибулярный, тесно взаимодействующий с анализатором движения (см. Равновесие тела). Двигательный анализатор у человека включает и специальный отдел, обеспечивающий передачу сигналов с рецепторов органов речи в высшие этажи ЦНС. В связи с важным значением этого отдела в деятельности мозга человека его иногда рассматривают как «речедвигательный анализатор».

Рецепторный аппарат каждого анализатора приспособлен к трансформации определенного вида энергии в нервное возбуждение. Так, рецепторы звука избирательно реагируют на звуковые раздражения, света - на световые, вкуса - на химические, кожи - на тактильно-температурные и т. д. Специализация рецепторов обеспечивает анализ явлений внешнего мира на их отдельные элементы уже на уровне периферического отдела анализатора.

Наиболее сложный и тонкий анализ, дифференциация и последующий синтез внешних раздражений осуществляются в корковых отделах анализаторов. Методом условных рефлексов в сочетании с экстирпацией мозговой ткани показано, что корковые отделы анализаторов состоят из ядер и рассеянных элементов.

При разрушении ядер нарушается тонкий анализ, однако еще возможна грубая аналитико-синтетическая деятельность за счет рассеянных элементов. Такая анатомо-физиологическая организация обеспечивает динамичность и высокую надежность функций анализаторов.

Биологическая роль анализаторов заключается в том, что они являются специализированными следящими системами, информирующими организм о всех событиях, происходящих в окружающей среде и внутри него. Из огромного потока сигналов, непрерывно поступающих в мозг по внешним и внутренним анализаторам, отбирается та полезная информация, которая оказывается существенной в процессах саморегулирования (поддержания оптимального, константного уровня функционирования организма) и активного поведения животных в окружающей среде. Эксперименты показывают, что сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, детерминированная факторами внешней и внутренней среды, осуществляется по полианализаторному принципу. Это означает, что вся сложная нейродинамика корковых процессов, формирующая целостную деятельность мозга, складывается из сложного взаимодействия анализаторов (см. ).

1. Понятие об анализаторах и общие свойства рецепторов.

2. Строение глаза.

3. Физиология зрения, аномалии зрения.

4. Патология органа зрения.

ЦЕЛЬ: Представлять роль анализаторов в познании окружающей действительности, составные части анализаторов, общие свойства рецепторов.

Знать схему строения глаза, его составные части, физиологию зрения,

основные аномалии зрения. Представлять проводящие пути зрительного

анализатора и патологию органа зрения.

Уметь показывать на плакатах, муляжах и планшетах составные части органа зрения.

1. Анализатор (греч. analysis - разложение, расчленение) - совокупность

образований, деятельность которых обеспечивает разложение и анализ в

нервной системе раздражителей, воздействующих на организм. Каждый

анализатор состоит из трех частей:

1) периферического воспринимающего прибора, содержащего рецепторы, 2) проводящих путей и центров мозга;

3) высших корковых центров головного мозга, куда проецируется импульсация.

В научной литературе анализаторы называют сенсорными системами

(лат. sensus - чувство, ощущение).С помощью анализаторов осуществляется

познание окружающей нас действительности, а информация, передаваемая в ЦНС от рецепторов внутренних органов, служит основой процессов саморегуляции. При воздействии того или иного фактора среды (света, звука) в рецепторе возникает процесс возбуждения. Это возбуждение в виде потока импульса передается в нервные центры, распололоженные в спинном мозге, мозговом стволе и промежуточном мозге, а отсюда в центральную часть анализатора - кору. Элементарный, «низший» анализ воздействия среды происходит уже в рецепторном отделе и промежуточных центрах анализатора. Высший тончайший анализ и синтез совершаются в центральном отделе анализатора - в коре большого мозга.

Деятельность анализаторов дает возможность животным приспосабливаться к условиям среды, а человек не только приспосабливается, но и активно изменяет внешнюю среду соответственно своим потребностям. Аналитико-синтетическая деятельность у животных ограничивается лишь I сигнальной системой, т.е. чувственными впечатлениями от непосредственно воспринятых предметов, явлении и событий внешнего мира. У человека анализ и синтез протекает на более высоком, качественно ином уровне вследствие того, что он обладает II сигнальной системой, т.е. присущей только ему системой обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, символах, образах.Человек способен к отвлеченным формам анализа и синтеза, к созданию понятий, к абстрактному мышлению.

Все анализаторы делятся на две группы: внешние и внутренние. К внешним анализаторам относятся: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и кожный (тактильный, болевой, температурный). К внутренним анализаторам относятся: двигательный, вестибулярный и висцероцептивныи. Функция

двигательного (проприоцептивного) анализатора свойственна в основном ске-

летным мышцам. Рецепторы внешних анализаторов называются экстерорецепторами, внутренних анализаторов - интерорецепторами. К интерорецепторам относятся: хеморецепторы, осморецепторы, волюмрецепторы, проприорецепторы, вестибулорецепторы, висцерорецепторы. Кроме того, все рецепторы внешних анализаторов делятся на две большие группы: дистантные (зрительные - фоторецегтгоры, слуховые, обонятельные) и контактные (тактильные, температурные, вкусовые, болевые).

Рецепторы обладают рядом общих свойств.

1) Все они имеют очень высокую возбудимость. Порог раздражения рецепторов, т.е. количество энергии, которое необходимо для возникновения возбуждения, чрезвычайно низок.

2) С увеличением силы раздражения возрастает интенсивность ощущения

3) Почти все рецепторы обладают свойством адаптации, т.е. приспособления к силе действующего раздражителя (например, к шуму, запаху,давлению). Свойства адаптации нет у вестибуло- и проприорецепторов.

4) Энергия внешнего раздражения в рецепторах трансформируется в нервные импульсы. В этом заключается основная функция рецепторов:кодировать любой вид энергии (химическую, световую, механическую) в нервные импульсы. По афферентным путям импульсы проводятся к соответствующим чувствительным зонам коры, где формируются специфические ощущения. Таким образом, энергия внешнего раздражения после многократного ее преобразования, высшего анализа и синтеза переходит в ощущение и сознание. После этого происходит выбор или разработка программы ответной реакции организма.

2. Орган зрения - глаз (лат. oculus, греч. ophthalmos) - является периферической рецепторной частью зрительного анализатора, обеспечивающего восприятие и анализ светового излучения окружающей среды и формирующего зрительные ощущения и образы. Воспринимает более 90% информации внешнего мира. Глаз тесно связан с головным мозгом, из которого он развивается.

Глаз располагается в глазнице и состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Внутреннее ядро - Защитные приспособления

1. Хрусталик - Слезный аппарат

2. Стекловидное тело - Двигательный аппарат

3. Водянистая влага

передней и задней камер

Окружающие его 3 оболочки

1. Наружная - фиброзная

2. Средняя - сосудистая

3. Внутренняя - сетчатка

Глазное яблоко имеет округлую форму с выступающим передним отделом. В нем выделяют два полюса: передний (соответствует наиболее выступающей точке роговицы) и задний (находится латеральнее места выхода из глазного яблока зрительного нерва). Линия, соединяющая эти точки, называется наружной осью глаза (24 мм). Расстояние от задней поверхности роговицы до сетчатки называется внутренней осью глазного яблока (22 мм).Масса глазного яблока 7-8 г. Глазное яблоко состоит из трех оболочек и ядра.

1) Наружная - фиброзная оболочка самая плотная, выполняет защитную и светопроводящую функцию. Передняя меньшая ее часть прозрачная и называется роговицей (диаметр12 мм, толщина – 1 мм). Роговица богата нервными

окончаниями, но не содержит сосудов, активно участвует в преломлении

световых лучей (сила ее преломления 40 диоптрий).Задняя большая часть фиброзной оболочки имеет белесоватый цвет, непрозрачная и называется склерой. На склере прикрепляются глазодвигательные мышцы.

2) Средняя - сосудистая оболочка глазного яблока содержит большое количество кровеносных сосудов, обеспечивает питание сетчатки глаза и выделение водянистой влаги. Она регулирует интенсивность светового потока и кривизну хрусталика. В сосудистой оболочке выделяют три части: переднюю - радужку, среднюю - ресничное тело, заднюю - собственно сосудистую оболочку. Радужка по форме напоминает диск, в центре которого имеется круглое отверстие - зрачок. Диаметр зрачка непостоянный: зрачок суживается при сильном освещении и расширяется в темноте, выполняя роль диафрагмы глазного яблока (от 1 до 8 мм, средняя величина зрачка - 3 мм). Радужка имеет две мышцы: сфинктер, суживающий зрачок, и дилататор, обусловливающий его расширение. Она содержит много пигментных клеток, определяющих цвет глаз (голубой, зеленовато-серый или коричневый). Кзади от радужки находится ресничное, или цилиарное, тело - круговой валик шириной около 8 мм, в толще которого находится ресничная, или аккомодационная, мышца. Сокращение ресничной мышцы передается через специальную (циннову) связку на хрусталик, и он меняет свою кривизну. Помимо участия в аккомодации глаза, ресничное тело

продуцирует водянистую влагу передней и задней камер глаза и регулирует ее обмен. Собственно сосудистая оболочка, или хориоидея, составляет большую часть сосудистой оболочки и выстилает изнутри заднюю часть склеры. Она образована сосудами и соединительной тканью с пигментными клетками.

3) Внутренняя (чувствительная) оболочка глазного яблока - сетчаткаа (ретина) плотно прилежит к сосудистой оболочке. В сетчатке различают заднюю зрительную часть и меньшую переднюю – «слепую». Зрительная сетчатка состоит из наружной пигментной части и внутренней нервной. В последней выделяют до 10 слоев нервных клеток. Важнейшими из них являются фоторецепторы сетчатки: палочки - 130 млн. и колбочки - 7 млн., контактирующие с биполярными нейронами, а те в свою очередь - с ганглиозными. Отростки ганглиозных клеток образуют зрительный нерв, место выхода которого называется диском зрительного нерва («слепое» пятно), световоспринимающие клетки здесь отсутствуют. Латеральнее диска зрительного нерва расположено желтоватого цвета пятно с небольшим углублением - центральной ямкой. Оно соответствует заднему полюсу глаза и является местом наилучшего видения за счет скопления здесь большого количества колбочек; палочки в этом месте отсутствуют. Палочки более чувствительны к свету; они являются аппаратом сумеречного зрения, находятся в основном на периферии сетчатки. Колбочки менее чувствительны к свету (в 500 раз); они являются аппаратом дневного и цветового видения.

Внутреннее ядро глаза состоит из прозрачных светопреломляющих сред: стекловидного тела, хрусталика и водянистой влаги, наполняющей глазные камеры. Вместе эти среды составляют оптическую систему, благодаря которой попадающие в глаза лучи света фокусируются на сетчатке: на ней получается четкое изображение предметов (в уменьшенном обратном виде). Водянистая влага передней и задней камер участвует в питании роговицы и поддерживает определенное внутриглазное давление (16-26 мм рт.ст.). Передняя камера ограничена спереди роговицей, а сзади - радужкой и хрусталиком, задняя - спереди радужкой, а сзади - хрусталиком, ресничным пояском (цинковой связкой) и ресничным телом. Через отверстие зрачка обе камеры сообщаются между собой. Хрусталик представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу, расположен между радужкой и стекловидным телом.Сила преломления 18 диоптрий. Состоит из ядра, коры и капсулы. К последней прикрепляется ресничный поясок (циннова связка). При сокращении ресничной мышцы хрусталик увеличивает свою кривизну, при расслаблении - уплощается. Стекловидное тело представляет собой прозрачное желеобразное вещество, покрытое мембраной. Как и хрусталик, сосудов и нервов оно не содержит. Показатель преломления стекловидного тела, как и влаги камер, составляет примерно 1,3.

К вспомогательному аппарату глаза относятся:

1) защитные приспособления: брови, ресницы, веки;

2) слезный аппарат, включающий слезную железу и слезоотводящие пути (слезные канальцы, слезный мешок и носослезный проток);

3) двигательный аппарат включает 7 мышц: 4 прямые - верхнюю, нижнюю, латеральную и медиальную; 2 косые - верхнюю и нижнюю; мышцу, подниимающую верхнее веко. Все они поперечнополосатые, сокращаются

произвольно.

3. Глаз принимает объекты внешнего мира посредством улавливания отражаемого или излучаемого объектами света. У человека световые колебания в диапазоне длин волн 390-760 нм (нанометр - одна миллиардная доля метра) воспринимаются фоторецепторами глаза. Нервное возбуждение поступает в высший корковый отдел - затылочную долю большого мозга, где возникает зрительное ощущение.

Для хорошего зрения необходимо прежде всего четкое изображение

(фокусирование) рассматриваемого предмета на сетчатке. Способность глаз к ясному видению разноудаленных предметов называется аккомодацией. Она осуществляется путем изменения кривизны хрусталика и его преломляющей способности. Механизм аккомодации глаза связан с сокращением ресничной мышцы, которая изменяет выпуклость хрусталика. Преломление света в оптической системе глаза называется рефракцией. Клиническую рефракцию характеризует положение главного фокуса по отношению к сетчатке. Если главный фокус совпадает с сетчаткой, такая рефракция называется соразмерной - эмметропией (греч. emmetros - соразмерный и ops - глаз). Если главный фокус не совпадает с сетчаткой, то клиническая рефракция несоразмерная - аметропия. Существует две главные аномалии рефракции, которые связаны, как правило, не с недостаточностью преломляющих сред, а с ненормальной длиной глазного яблока.

Аномалия рефракции, при которой световые лучи вследствие удлинения глазного яблока фокусируются впереди сетчатки, называется близорукостью - миопией (греч. myo - закрывать, смыкать и ops - глаз). Отдаленные предметы при этом видны неотчетливо. Для исправления близорукости необходимо использовать двояковогнутые линзы.

Аномалия рефракции, при которой световые лучи вследствие укорочения глазного яблока фокусируются позади сетчатки, называется дальнозоркостью - гиперметропией (греч. hypermetros - чрезмерный и ops - глаз). Для коррекции дальнозоркости требуются двояковыпуклые линзы. С возрастом эластичность хрусталика уменьшается, он отвердевает и утрачивает способность менять свою кривизну при сокращении ресничной мышцы. Такая старческая дальнозоркость, развивающаяся у людей после 40-45 лет, называется пресбиопией (греч. presbys - старый, ops - глаз,взгляд). Сочетание в одном глазу различных видов рефракций или разных степеней одного вида рефракции называется астигматизмом (греч. а - отрицание, stigma - точка). При астигматизме лучи, вышедшие из одной точки объекта, не собираются вновь в одной точке, и изображение получается расплывчатым. Для исправления астигматизма используют собирательные и рассеивающие цилиндрические линзы.

Под воздействием световой энергии в фоторецепторах сетчатки глаза

происходит сложный фотохимический процесс, который способствует транс-

формации этой энергии в нервные импульсы. В палочках содержится зрительный пигмент родопсин, в колбочках - йодопсин. Под влиянием света родопсин разрушается, в темноте он восстанавливается. Для этого необходим витамин А. При отсутствии или недостатке витамина А образование родопсина нарушается и наступает гемералопия (греч. hemera - день, alaos - слепой,ops - глаз), или куриная слепота, т.е. неспособность видеть при слабом свете или в темноте. Йодопсин под влиянием света также разрушается, но медленнее родопсина (примерно в 4 раза). В темноте он тоже восстанавливается.

Уменьшение чувствительности фоторецепторов глаза к свету называется адаптацией. Адаптация глаз при выходе из темного помещения на яркий свет (световая адаптация) происходит за 4-5 минут. Полная адаптация глаз при выходе из светлого помещения в более темное (темновая адаптация) осуществляется за 40-50 минут. Чувствительность палочек при этом возрастает в 200000-400000 раз.

Восприятие цвета предметов обеспечивается колбочками. В сумерках,

когда функционируют только палочки, цвета не различаются. Существует 7

видов колбочек, реагирующих на лучи различной длины и вызывающие

ощущение различных цветов. В анализе двета участвуют не только фоторе-

цепторы, но и ЦНС. Врожденное нарушение цветового зрения называется

дальтонизмом, им страдают примерно 8% мужчин и 0,5% женщин.

Рассматривание предметов обоими глазами называют бинокулярным зрением.

Остротой зрения называют способность глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии. За нормальную остроту зрения, равную единице (visus = 1), принята обратнаая величина угла зрения 1 угловой минуты. Если этот угол будет больше (например, 5"), то острота зрения уменьшается (1/5 = 0,2), а если он меньше (например, 0,5"), то острота зрения увеличивается вдвое (visus = 2,0) и т.д.

ГПОУ «Краснокаменский медицинский колледж»

Специальность 31.02.01 Лечебное дело

углубленная подготовка

очная форма обучения

Учебная дисциплина ОП.03. Анатомия и физиология человека

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия № 49

Тема: Строение человеческого тела: органы чувств

для преподавателя

Составил:

Преподаватель

1. Тема занятия: «Орган зрения. Зрительный анализатор».

2. Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

3. Форма организации учебного занятия: лекция.

4. Вид лекции: традиционная.

5. Тип лекции: информационная - виртуальная экскурсия в музей.

6. Продолжительность: 90 мин.

7. Формируемые компетенции:

- общие :

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

8. Цели занятия:

Методическая: создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности, развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся при освоении блока информации по теме – «Орган зрения. Зрительный анализатор».

Учебная: формирование знаний об анатомии и физиологии органа зрения; умений использовать знания об органе зрения и зрительном анализаторе для обследования пациента, постановки предварительного диагноза

- развивающие: развитие навыков конспектирования и организации собственной деятельности; логического мышления, умения правильно обобщить данные и сделать вывод, развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков.

- воспитательные : формирование у обучающихся интереса к избранной профессии, чувство ответственности, исполнительности, аккуратности.

9. Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

10. Оборудование (оснащение) занятия:

Информационное (методическая разработка занятия для преподавателя);

Наглядное (муляж «Орган зрения»);

Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедиа;

Электронные ресурсы: мультимедийная презентация.

11. Межпредметные связи:

ОП.05. Генетика человека с основами медицинской генетики;

ОП.07.Основы латинского языка с медицинской терминологией;

ПМ.01 Диагностическая деятельность;

ПМ. 02 Лечебная деятельность

ПМ. 07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

12. Внутрипредметные связи:

Тема 4. Анатомия и физиология аппарата движения;

Тема 11. Анатомия и физиология нервной системы.

Описание хода занятия (оформляется в соответствии с таблицей 1).

Таблица 1 - Описание хода лекции

Этапы занятия

Коды формируемых

компетенций

Ориентиро-вочное время

Методические указания

Организационный момент

Формирование ОК 2, ОК 6, ОК 12

Цель: организовать обучающихся на деятельность для достижения поставленной цели, создать у них положительный эмоциональный настрой

Проверка присутствующих, наличие формы, готовность обучающихся к занятию, оснащение рабочего места.

Целевая установка. Мотивация учебной деятельности

Формирование ОК 1

Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

Сообщение темы, цели и задач занятия.

Формирование мотивации

(Приложение А)

Актуализация исходного уровня знаний

Формирование ОК 4

Цель: выявить уровень теоретических знаний по предыдущему занятию

Индивидуальный устный опрос с целью определения ориентации в основных вопросах по данной теме (Приложение Б)

Изучение нового материала

Формирование ОК 2,ОК 6, ОК 11

Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности по теме

Изложение основного содержания лекции (Приложение В) в соответствии с предложенным планом.

План лекции:

1. Строение глаза:

- оболочки глазного яблока;

- внутреннее ядро глаза;

- вспомогательный аппарат глаза

2. Физиология зрения, аномалии зрения

Физкульт - пауза

Формирование ОК 13

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей и глаз

Выполнение обучающимися комплекса физических упражнений

(Приложение Г).

Физкультурные паузы проводятся во время изложения нового материала.

Осмысление и систематизация полученных знаний и их реализация

Формирование ОК 2, ОК 4;

Цель: систематизация и закрепление полученных знаний, повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания студентами

Закрепление материала методом выполнения индивидуального задания по вариантам («немой» рисунок).

Способ проверки: взаимопроверка.

Подведение итогов

Цель: подвести итоги индивидуальной работы студентов и работы группы в целом, соотнести полученные результаты с целями, оценить деятельность студентов на занятии

Преподаватель совместно со обучающимися обсуждают итоги работы на занятии, обращаясь к поставленным целям занятия, делают выводы об их достижении.

Задание на дом

Цель: организация обучающихся для поиска дополнительной информации

Выдача и разъяснение домашнего задания.

Домашнее задание

Зарисовать схему органа зрения

УМП Тема 21

Контроль на П-21

13. Список основной и дополнительной литературы для преподавателя и обучающихся по тематике лекции:

1. Самусев анатомии человека. /. – М.: ЭКСПО, 2013.-536 с.

2. Самусев человека / , .- М.: Мир, 2012.- 478 с.

3. Сапин человека: учеб. пособ. для студ. сред. проф. образования / , .- М.: Мир, 2012.- 476 с.

4. Федюкович и физиология /. - Минск: Полифакт, 2014.-415 с.

14. Приложения.

Приложение А

Мотивация

Приложение Б

Актуализация опорных знаний

Орган осязания – кожа

Орган вкуса – язык

Орган обоняния – нос

Орган зрения – глаз

Приложение В

Виртуальная экскурсия в музей «Органы чувств»

Добрый день! Присаживайтесь, пожалуйста. Дежурные, кто у нас отсутствует и по какой причине?

Итак, мы начинаем занятие, тему которого я хочу, чтобы вы озвучили сами.

Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир.

Примерно 80% всей информации мы получаем с его помощью.

Ещё Г. Гельмгольц считал, что его моделью является фотокамера.

Как вы думаете, какой орган мы будем изучать сегодня на занятии?

Тема занятия «Орган зрения. Зрительный анализатор».

Какую цель мы сегодня с вами поставим перед собой?

Цель нашего занятия: формирование знаний об анатомии и физиологии органа зрения; умений использовать знания об органе зрения и зрительном анализаторе для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Обратите внимание на задачи:

Описывать строение органа зрения: глазное яблоко, положение, оболочки, внутреннее ядро глаза;

Определять вспомогательный аппарат органа зрения: защитный, двигательный и слезный аппараты;

Знать физиологию зрения, аномалии зрения.

Скажите, пожалуйста, так ли важна для будущего медицинского работника наша сегодняшняя тема.

- Мотивация

Орган зрения – глаз, важнейший из органов чувств. Он воспринимает до 80% всей поступающей в организм информации. Зрение дает человеку возможность точно ориентироваться, овладевать грамотой, наукой и искусством, совершать трудовые операции. Для того чтобы понять, что происходит с органом зрения при различных заболеваниях, нужно знать строение и функции глаза. Организм человека - это целостная система, где все взаимосвязано, и нередко истоки болезней глаз кроются в других органах и системах. Например, при сахарном диабете появляются тяжелые осложнения со стороны глаз; при нарушениях обмена веществ может возникать помутнение хрусталика (катаракта); заболевания сердечно-сосудистой системы отражаются на снабжении кровью сетчатки и зрительного нерва; заболевания нервной, сосудистой и эндокринной систем могут привести к возникновению глаукомы.

Сохранение зрения является одним из важнейших условий активной деятельности человека. Важность изучения темы объясняется тем, что уровень глазной патологии и слабовидения довольно высок. Слабовидение и слепота в значительной мере ограничивают возможности человека, отражаются на его психоэмоциональном состоянии, особенно в тех случаях, когда потеря зрения возникла в раннем возрасте и носит выраженный характер. Все сказанное диктует необходимость постоянной заботы всех медицинских работников о сохранении зрения, умения оказывать первичную медицинскую помощь при заболеваниях и повреждениях глаза, активно осуществлять профилактику глазной патологии и реабилитацию.

Для изучения темы я предлагаю совершить вам виртуальную экскурсию в музей «Органы чувств».

Устали все от скучных лекций,

Опросов и от этих тем.

И хочется чего-то больше.

Чем ждать коротких перемен.

И посему, собравшись духом,

Решила сделать вам сюрприз,

И приглашаю всех сегодня

В сей замечательный круиз.

В музей мы сходим виртуальный

Он вам подарит много знаний,

А также честных испытаний

А может даже состязаний.

Желаю вам приятного просмотра,

И вас прошу активность проявить,

Участвовать дружнее в состязаньях,

Уменья и смекалку применить.

Сегодня мы посетим с Вами одну галерею, которая называется «С помощью глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум». Чтобы посетить музей необходимо приобрести абонемент, для этого нужно выполнить задания.

Кто ответ к вопросу знает – быстро руку поднимает.

Кто с анатомией знаком, мои вопросы нипочем.

Сейчас я буду задавать по порядку вам вопросы, а вы давать мне правильные ответы (выдается абонемент на посещение музея ).

Актуализация опорных знаний
Задание 1: (индивидуальный опрос – проверяет директор музея – 7 -10 минут)

1. Дайте определение «анализатор».

Анализатор – совокупность образований, деятельность которых обеспечивает разложение и анализ в нервной системе раздражителей, воздействующих на организм.

2. Какие части имеет каждый анализатор?

Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферического воспринимающего прибора, содержащего рецепторы

2) проводящих путей и центров мозга

3) высших корковых центров головного мозга.

3. Дайте определение «рецептор».

Рецептор – это специальные образования, преобразующие энергию внешнего раздражения в специфическую энергию нервного импульса.

4. На какие группы делятся анализаторы?

Все анализаторы делятся на две группы: внешние и внутренние.

5. Что относится к внешним анализаторам?

К внешним анализаторам относятся: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и кожный (тактильный, болевой, температурный).

6. Что относится к внутренним анализаторам?

К внутренним анализаторам относятся: двигательный, вестибулярный и висцероцептивный.

7. Как называются рецепторы внешних анализаторов?

Рецепторы внешних анализаторов называются экстерорецепторами.

8. Как называются рецепторы внутренних анализаторов?

Рецепторы внутренних анализаторов – интерорецепторы.

9. Какие рецепторы относятся к интерорецепторам?

К интерорецепторам относятся: хеморецепторы, осморецепторы, волюмрецепторы, проприорецепторы, вестибулорецепторы, висцерорецепторы.

10. Перечислите рецепторы внешних анализаторов?

Все рецепторы внешних анализаторов делятся на две большие группы: дистантные (зрительные – фоторецепторы, слуховые, обонятельные) и контактные (тактильные, температурные, вкусовые, болевые).

11. Перечислите физиологические аппараты, воспринимающие информацию из внешней и внутренней среды.

Орган осязания – кожа

Орган вкуса – язык

Орган обоняния – нос

Орган зрения – глаз

Орган слуха и равновесия – ухо

12. Какими общими свойствами обладают рецепторы?

Рецепторы обладают рядом общих свойств.

1) Все они имеют очень высокую возбудимость.

2) С увеличением силы раздражения возрастает интенсивность ощущения

3) Почти все рецепторы обладают свойством адаптации, т. е. приспособления к силе действующего раздражителя (например, к шуму, запаху, давлению). Свойства адаптации нет у вестибуло - и проприорецепторов.

4) Энергия внешнего раздражения в рецепторах трансформируется в нервные импульсы.

Молодцы, Вы все получили абонемент на одно посещение нашего музея.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности по теме. (Рассказ с элементами беседы)

Орган зрения – глаз

Орган зрения - глаз (лат. oculus, греч. ophthalmos) - является периферической рецепторной частью зрительного анализатора, обеспечивающего восприятие и анализ светового излучения окружающей среды и формирующего зрительные ощущения и образы.

Глаз тесно связан с головным мозгом, из которого он развивается.

Глаз располагается в глазнице и состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Внутреннее ядро - Защитные приспособления

1. Хрусталик - Слезный аппарат

2. Стекловидное тело - Двигательный аппарат

3. Водянистая влага

передней и задней камер

Окружающие его 3 оболочки

1. Наружная - фиброзная

2. Средняя - сосудистая

3. Внутренняя - сетчатка

Глазное яблоко имеет округлую форму с выступающим передним отделом. Масса глазного яблока 7-8 г. Глазное яблоко состоит из трех оболочек и ядра.

1) Наружная - фиброзная оболочка самая плотная, выполняет защитную и светопроводящую функцию. Она состоит из 2-х частей: роговица и склера.

Передняя меньшая ее часть прозрачная и называется роговицей (диаметр 12 мм, толщина – 1 мм) . Роговица богата нервными окончаниями, но не содержит сосудов, активно участвует в преломлении световых лучей (сила ее преломления 40 диоптрий).

Задняя большая часть фиброзной оболочки имеет белесоватый цвет, непрозрачная и называется склерой. На склере прикрепляются глазодвигательные мышцы.

Человек - единственное существо, имеющее белесоватую склеру глаз! Даже у обезьян глаза совершенно чёрные. Это делает возможность определять по глазам чужие намерения и эмоции исключительно человеческой привилегией. По глазам обезьяны совершенно невозможно понять не только её чувства, но даже и направление её взгляда.

2) Средняя - сосудистая оболочка глазного яблока содержит большое количество кровеносных сосудов, обеспечивает питание сетчатки глаза и выделение водянистой влаги. Она регулирует интенсивность светового потока и кривизну хрусталика. В сосудистой оболочке выделяют три части: переднюю - радужку, среднюю - ресничное тело, заднюю - собственно сосудистую оболочку.

Радужка по форме напоминает диск, в центре которого имеется круглое отверстие - зрачок. Как вы думаете? Диаметр зрачка имеет постоянный размер? Диаметр зрачка непостоянный: зрачок суживается при сильном освещении и расширяется в темноте, выполняя роль диафрагмы глазного яблока (от 1 до 8 мм, средняя величина зрачка - 3 мм). Радужка имеет две мышцы: сфинктер, суживающий зрачок, и дилататор, обусловливающий его расширение. Она содержит много пигментных клеток, определяющих цвет глаз.

Наш цвет глаз даёт информацию о наследственности. Например, голубой цвет глаз встречается чаще в северных регионах, коричневый - в местах с умеренным климатом, а черный - в районе экватора.

Кзади от радужки находится ресничное, или цилиарное, тело - круговой валик шириной около 8 мм, в толще которого находится ресничная, или аккомодационная, мышца. Сокращение ресничной мышцы передается через специальную (циннову) связку на хрусталик, и он меняет свою кривизну. Кроме этого, ресничное тело продуцирует водянистую влагу передней и задней камер глаза и регулирует ее обмен.

Собственно сосудистая оболочка, или хориоидея, составляет большую часть сосудистой оболочки и выстилает изнутри заднюю часть склеры. Она образована сосудами и соединительной тканью с пигментными клетками.

3) Внутренняя (чувствительная) оболочка глазного яблока - сетчатка (ретина) плотно прилежит к сосудистой оболочке. В сетчатке различают зрительную часть и «слепую» часть. В зрительной сетчатке выделяют до 10 слоев нервных клеток. Важнейшими из них являются фоторецепторы сетчатки: палочки - 130 млн. и колбочки - 7 млн., контактирующие с биполярными нейронами, а те в свою очередь - с ганглиозными. Отростки ганглиозных клеток образуют зрительный нерв, место выхода которого называется диском зрительного нерва («слепое» пятно), световоспринимающие клетки здесь отсутствуют. Латеральнее диска зрительного нерва расположено желтое пятно с небольшим углублением - центральной ямкой. Оно является местом наилучшего видения за счет скопления здесь большого количества колбочек. Палочки более чувствительны к свету; они являются аппаратом сумеречного зрения, находятся в основном на периферии сетчатки. Колбочки менее чувствительны к свету (в 500 раз); они являются аппаратом дневного и цветового видения.

Внутреннее ядро глаза состоит из прозрачных светопреломляющих сред: стекловидного тела, хрусталика и водянистой влаги, наполняющей глазные камеры. Вместе эти среды составляют оптическую систему, благодаря которой попадающие в глаза лучи света фокусируются на сетчатке: на ней получается четкое изображение предметов (в уменьшенном обратном виде). Водянистая влага передней и задней камер участвует в питании роговицы и поддерживает определенное внутриглазное давление (16-26 мм рт. ст.). Передняя камера ограничена спереди роговицей, а сзади - радужкой и хрусталиком, задняя - спереди радужкой, а сзади - хрусталиком, ресничным пояском (цинковой связкой) и ресничным телом. Через отверстие зрачка обе камеры сообщаются между собой. Хрусталик представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу, расположен между радужкой и стекловидным телом. Сила преломления 18 диоптрий. Состоит из ядра, коры и капсулы. При сокращении ресничной мышцы хрусталик увеличивает свою кривизну, при расслаблении - уплощается.

Стекловидное тело представляет собой прозрачное желеобразное вещество, покрытое мембраной. Как и хрусталик, сосудов и нервов оно не содержит. Показатель преломления стекловидного тела, как и влаги камер, составляет примерно 1,3.

К вспомогательному аппарату глаза относятся:

1) защитные приспособления: брови, ресницы, веки;

Ресницы есть только у млекопитающих. Ресница человека «живет» около 90 дней. На верхнем веке находится около 200 ресниц, на нижнем - около 100. Ресницы начинают развиваются между 7-ой и 8-ой неделей внутриутробного развития.

2) слезный аппарат, включающий слезную железу и слезоотводящие пути (слезные канальцы, слезный мешок и носослезный проток).

В атмосфере полным-полно микроорганизмов. Почему же они до сих пор не повредили глаза?

Запомните, что в состав слез входит фермент лизоцим, способный убивать многих микробов.

3) двигательный аппарат включает 7 мышц: 4 прямые - верхнюю, нижнюю, латеральную и медиальную; 2 косые - верхнюю и нижнюю; мышцу, поднимающую верхнее веко. Все они поперечнополосатые, сокращаются произвольно.

Обычно человек моргает в среднем 25 раз в минуту, и каждый раз глаза остаются закрытыми две десятые доли секунды. Если человек в течение десяти часов ведет машину со скоростью 40 километров в час, то в общей сложности 33 километра он сидит за рулем с закрытыми глазами. Однако благодаря быстрым движениям век моргание не ухудшает зрения, оно приносит лишь пользу, так как предохраняет открытую часть глазного яблока от высыхания и помогает защищать ее от инородных тел.

3. Физиология зрения, аномалии зрения

Зрительный путь.

Зрительные нервы, проходя через зрительный канал в полость черепа, пересекаются частично, образуя зрительный перекрест - хиазму. В хиазме перекрест совершают только те волокна зрительных нервов, которые передают импульсы от внутренних половин сетчатки. После перекреста зрительные волокна, образуют зрительный тракт, следующий до первичных центров зрения (в наружном коленчатом теле и в верхних буграх четверохолмия). Далее нервные импульсы поступают по волокнам зрительного нерва в зрительную кору головного мозга – затылочную долю.

Для хорошего зрения необходимо, прежде всего, четкое изображение (фокусирование) рассматриваемого предмета на сетчатке.

Остротой зрения называют способность глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии.

Внимательно приглядитесь к Большой Медведице. Если около звезды, в ручке ковша вы отчетливо увидите маленькую звездочку, значит, ваш глаз обладает нормальной остротой. Такой способ проверки зрения был принят у древних арабов.

Рассматривание предметов обоими глазами называют бинокулярным зрением.

Способность глаз к ясному видению разноудаленных предметов называется аккомодацией. Она осуществляется путем изменения кривизны хрусталика и его преломляющей способности.

Преломление света в оптической системе глаза называется рефракцией. Вспомните, что относится к оптической системе глаза?

Клиническую рефракцию характеризует положение главного фокуса по отношению к сетчатке. Если главный фокус совпадает с сетчаткой, такая рефракция называется соразмерной - эмметропией. Если главный фокус не совпадает с сетчаткой, то клиническая рефракция несоразмерная - аметропия.

Существует две главные аномалии рефракции.

Аномалия рефракции, при которой световые лучи вследствие удлинения глазного яблока фокусируются впереди сетчатки, называется близорукостью - миопией. Отдаленные предметы при этом видны неотчетливо. Для исправления близорукости необходимо использовать двояковогнутые линзы.

Аномалия рефракции, при которой световые лучи вследствие укорочения глазного яблока фокусируются позади сетчатки, называется дальнозоркостью - гиперметропией. Для коррекции дальнозоркости требуются двояковыпуклые линзы.

С возрастом эластичность хрусталика уменьшается, он утрачивает способность менять свою кривизну при сокращении ресничной мышцы. Такая старческая дальнозоркость, развивающаяся у людей после 40-45 лет, называется пресбиопией. Сочетание в одном глазу различных видов рефракций или разных степеней одного вида рефракции называется астигматизмом. При астигматизме лучи, вышедшие из одной точки объекта, не собираются вновь в одной точке, и изображение получается расплывчатым. Для исправления астигматизма используют собирательные и рассеивающие цилиндрические линзы.

Изменение чувствительности фоторецепторов глаза к свету называется адаптацией. Адаптация глаз при выходе из темного помещения на яркий свет (световая адаптация) происходит за 4-5 минут. Полная адаптация глаз при выходе из светлого помещения в более темное (темновая адаптация) осуществляется за 40-50 минут.

Восприятие цвета предметов обеспечивается колбочками. В сумерках, когда функционируют только палочки, цвета не различаются. В анализе света участвуют не только фоторецепторы, но и ЦНС.

Человек различает почти бесконечное количество цветов и оттенков. Самая распространенная теория цветоощущения, основные положения которой впервые были высказаны, а в дальнейшем развиты английским ученым Томасом Юнгом и Г. Гельмгольцем, состоит в следующем. Все многообразие цветов воспринимается благодаря существованию в сетчатке колбочек трех типов. Одни из них возбуждаются красными лучами, другие - зелеными, а третьи - сине-фиолетовыми, благодаря чему мы различаем три этих цвета. Если одновременно и в одинаковой степени возбуждаются все виды колбочек, мы видим белый цвет, если же возбуждение колбочек разных типов выражено неодинаково, возникает ощущение других цветов.

Опыты показывают, что любой цвет, воспринимаемый глазом человека, можно получить, комбинируя красный, зеленый и сине-фиолетовый цвета разной насыщенности. Например, смесь красного с желтым дает оранжевый цвет, синего с зеленым - голубой и т. д.

Врожденное нарушение цветового зрения называется дальтонизмом, им страдают примерно 8% мужчин и 0,5% женщин.

Заканчивается наша экскурсия в музей органов чувств. Но прежде чем покинуть наш музей, я вам предлагаю выполнить небольшое тестовое задание. Закрываем все записи, и открываем свои тетради для проверочных работ . Вам необходимо описать «немой» рисунок, согласно вашему варианту. Время на выполнение задания 3 минуты.

Теперь поменяемся тетрадями и проверим правильность выполнения задания друг у друга. Поставьте оценку, обращая внимание на критерии. По списку выставить оценки.

Запишите домашнее задание.

Лекция № 48

Федюкович и физиология

Зарисовать схему органа зрения

Контроль на П-21

Заканчивается наше занятие. Я желаю, чтобы ваши глаза помогали вам познавать красоту окружающего мира даже в то непростое время, которое мы живем. А девизом пусть станут слова Максимилиана Волошина:

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

Спасибо за внимание!

Приложение Г

Физкультурная пауза

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх и вниз потянись,

Окончательно прогнись.

Из-за парты дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись,

А теперь вперед прогнулись,

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

А теперь я Вас приглашаю в комнату отдыха и предлагаю немного отвлечься, не отходя от темы. Мы с вами разгадаем несколько загадок.

Предлагаю вам, ребятки, интересные загадки.

Кто ответ к загадке знает – быстро руку поднимает.

Кто с анатомией знаком, тому загадки нипочем.

Кто загадку отгадает, тот жетончик получает.

Пять жетонов соберешь – приз с собою заберешь.

Есть в глазу такое место –

На котором есть секрет,

Если вы в него попали –

То вы сразу же пропали.

Снова вижу всех я вас

Что за чудо этот глаз?!

Вопрос: Объясните, что это за место?

Ответ: «Слепое пятно» - место выхода зрительного нерва из сетчатки.

Светофоры мне враги –

Каждый день мне врут они,

Не показывают свет,

Хоть бы раз за столько лет.

Из-за них я вечно еду

Не туда, куда хочу,

То на красный цвет проеду

Сам не знаю почему?

Вопрос: Какая патология заключена в стихотворении?

Ответ: Дальтонизм.

День закончился, затих.

Ты легла, закрыла их

И легонечко зевнула,

И тихонечко заснула.

Ответ: Глаза

Живут через дорожку, а друг друга не видят. Ответ: Глаза

Внутренние (висцеральные) анализаторы

К внутренним анализаторам относятся - двигательный, вестибулярный и анализатор внутренних органов (интрероцептивный анализатор).Внутренние (висцеральные) анализаторы, воспринимающие и анализирующие изменения внутренней среды организма, показателей гомеостазиса. Колебания показателей внутренней среды в пределах физиологической нормы у здорового человека обычно не воспринимается субъективно в виде ощущений. Так, мы не можем субъективно определить величину артериального давления, особенно если оно нормальное, состояние сфинктеров и пр. Однако информация, идущая из внутренней среды, играет важную роль в регуляции функций внутренних органов, обеспечивая приспособление организма к различным условиям его жизнедеятельности. Значение этих анализаторов изучается в рамках курса физиологии (приспособительная регуляция деятельности внутренних органов). Но в то же время изменение некоторых констант внутренней среды организма может восприниматься субъективно в виде ощущений (жажда, голод, половое влечение), формирующихся на основе биологических потребностей. Для удовлетворения этих потребностей включаются поведенческие реакции. Например, при возникновении чувства жажды вследствие возбуждения осмо- или волюморецепторов формируется поведение, направленное на поиск и прием воды . Висцеральные анализаторы воспринимают раздражения, возникающие в органах и тканях, и сигнализируют в центральную нервную систему о состоянии внутренней среды организма. Воспринимающий отдел -интерорецепторы, проводящий-спинномозговые и черепные нервы, центральный-головной и спинной мозг .

Импульсация от интерорецепторов поступает в продолговатый мозг по волокнам IX (языкоглоточного) и Х (блуждающего) нервов, проходя через чувствительные ганглии - верхний и нижний ганглии языкоглоточного нерва, верхний и нижний ганглии блуждающего нерва. Затем она достигает ядра одиночного нерва (ядро солитарного тракта или висцеро-сенсорнос ядро), расположенного в продолговатом мозге. Отсюда начинается путь, идущий через вентробазальное (специфическое) ядро таламуса к коре, лимбической системе. В продолговатом и в среднем мозге часть информации используется для процессов регуляции деятельности органов. Часть импульсов от висцерорецепторов поступает в ретикулярную формацию, от нее - в неспецифические ядра таламуса, затем - диффузно к нейронам коры и лимбической системы. Поэтому при нарушении деятельности внутренних органов у человека возникают неосознанные эмоциональные состояния негативной окраски, например, "беспричинный страх" и т.п. И.М. Сеченов, называя это темным чувством, придавал большое значение потоку импульсов от рецепторов внутренних органов в определении настроения человека, его поступков, действии.

Отдельные виды висцерорецепторов:

  • 1. Сердечно-сосудистая система. В сердце имеются механорецепторы, реагирующие на растяжение - в эндокарде, эпикарде, миокарде. Кроме этого имеются хеморецепторы, которые возбуждаются при недостатке кислорода или избытке углекислого газа (соответственно - гипоксемия, гиперкапния) и при избытке водородных ионов (ацидоз).
  • 2. Легкие. В легких имеются три вида мехапорецепторов. В регуляции деятельности системы внешнего дыхания принимают участие и хеморсцспторы сосудистых областей.

А. Механорецепторы легких - это:

  • 1) рецепторы растяжения;
  • 2) ирритантные рецепторы;
  • 3) рецепторы типа J - юкстаальвеолярные рецепторы капилляров.

Рецепторы растяжения возбуждаются во время глубокого вдоха.

Ирритантные рецепторы расположены в эпителиальном и субэпителиальном слоях всех воздухоносных путей. Особенно их много в области корней легких. Они не являются "чистыми" мехацоренепторами: частично реагируют на пары едких веществ - аммиака, эфира, табачного дыма, двуокиси серы, а также на химические вещества типа гистамина. Ирритантные рецепторы возбуждаются при быстром вдохе и быстром выдохе, наличии во вдыхаемом воздухе частичек пыли, содержании в воздухоносных путях слизи, содержании во вдыхаемом воздухе паров едких веществ, ряда химических веществ. Это возбуждение порождает явление одышки - частое и поверхностное дыхание, а также остановку дыхания, например, при наличии паров аммиака, кашель. Их возбуждение вызывает неприятные ощущения першения и жжения.

Рецепторы типа J - или юкстаальвеолярные рецепторы капилляров - находятся вблизи (юкста) капилляров малого круга кровообращения в интерстициальной ткани альвеол. Они возбуждаются в ответ на выделение ряда БАВ, в ответ на отек ткани и вызывают одышку .

Для поддержания основных констант организма (гомеостаза) требуются непосредственно органы-исполнители (почки, кровь) и рецепторы, улавливающие гомеостатические показатели. Об этих рецепторах известно мало.

Б.Осморецспторы. Они расположены во многих тканях и органах и чувствительны к изменению осмотического давления внутренней среды организма, являются разновидностью механорецепторов.

В.Волюморецепторы: они предназначены для оценки объема жидкости, циркулирующей и находящейся и органе.

Г. В последние годы подтверждено существование натриорецепторов - они реагируют на изменение уровня натрия в крови - и глюкозорецепторов, реагирующих на изменение уровня глюкозы в крови.

В желудке и кишечнике обнаружены механорецепторы, реагирующие на объем пищевого химуса и хеморецепторы. Механорецепторы содержатся в мочевом пузыре, возбуждаются в ответ на растяжение. Их активность порождает позыв к мочеиспусканию .

Внутренние анализаторы осуществляют анализ и синтез информации о состоянии внутренней среды организма и участвуют в регуляции работы внутренних органов. Можно выделить:

  • 1) внутренний анализатор давления в кровеносных сосудах и давления (наполнений) во внутренних полых органах (периферическим отделом этого анализатора являются механорецепторы);
  • 2) анализатор температуры;
  • 3) анализатор химизма внутренней среды организма;
  • 4) анализатор осмотического давления внутренней среды. Рецепторы этих анализаторов расположены в различных органах, сосудах, слизистых оболочках и ЦНС.

К механорецепторам относятся все рецепторы, для которых адекватными стимулами являются давление, а также растяжение, деформация стенок органов (сосуды, сердце, легкие, желудочно-кишечный тракт и другие внутренние полые органы).

К хеморецепторам относят всю массу рецепторов, реагирующих на различные химические вещества: это рецепторы аортального и каротидного клубочков, рецепторы слизистых оболочек пищеварительного тракта и органов дыхания, рецепторы серозных оболочек, а также хеморецепторы головного мозга.

Осморецепторы локализованы в аортальном и каротидном синусах, в других сосудах артериального русла, в интерстициальной ткани вблизи капилляров, в печени и других органах. Часть осморецепторов является механорецепторами, часть - хеморецепторами.

Терморецепторы локализованы в слизистых оболочках пищеварительного тракта, органов дыхания, мочевого пузыря, серозных оболочках, в стенках артерий и вен, в каротидном синусе, а также в ядрах гипоталамуса.

Проводниковый отдел - от интерорецепторов возбуждение в основном проходит в одних стволах с волокнами вегетативной нервной системы. Первые нейроны находятся в соответствующих чувствительных ганглиях, вторые нейроны - в спинном или продолговатом мозге. Восходящие пути от них достигают заднемедиальное ядро таламуса (третий нейрон) и затем поднимаются в кору больших полушарий (четвертый нейрон).

Корковый отдел локализуется в зонах С1 и С2 соматосенсорной области коры и в орбитальной области коры большого мозга.Восприятие некоторых интероцептивных стимулов может сопровождаться возникновением четких, локализованных ощущений, например при растяжении стенок мочевого пузыря или прямой кишки. Но висцеральнаяимпульсация (от интерорецепторов сердца, сосудов, печени, почек и др.) может и не вызывать ясно осознаваемых ощущений. Обусловлено это тем, что такие ощущения возникают в результате раздражения различных рецепторов, входящих в ту или иную систему органов. В любом случае изменения внутренних органов оказывают значительное влияние на эмоциональное состояние и характер поведения человека .

Безопасность жизнедеятельности тесты с ответами

Как называется наружная оболочка земли?

А) биосфера

Б) гидросфера

В) атмосфера

Г) литосфера

Биосфера, преобразованная хозяйственной деятельностью человека – это?

А) ноосфера

Б) техносфера

В) атмосфера

Г) гидросфера

Целью БЖД является?

А) сформировать у человека сознательность и ответственность в отношении к личной безопасности и безопасности окружающих

Б) защита человека от опасностей на работе и за её пределами

В) научить человека оказывать самопомощь и взаимопомощь

Г) научить оперативно ликвидировать последствия ЧС

Что такое ноосфера?

А) биосфера, преобразована хозяйственной деятельностью человека

Б) верхняя твёрдая оболочка земли

В) биосфера, преобразована научным мышлением и её полностью реализует человек

Г) наружная оболочка земли

Какая из оболочек земли выполняет защитную функцию от метеоритов, солнечной энергией и гамма-излучения?

А) гидросфера

Б) литосфера

В) техносфера

Г) атмосфера

6. Водяной пар в атмосфере играет роль фильтра от:

А) солнечная радиация

Б) метеориты

В) гамма-излучение

Г) солнечная энергия

Сколько функций БЖД существует?

Разносторонний процесс человеческих условий для своего существования и развития – это?

А) жизнедеятельность

Б) деятельность

В) безопасность

Г) опасность

Безопасность – это?

А) состояние деятельности, при которой с определённой имоверностью исключается проявление опасности

Б) разносторонний процесс создания человеческим условием для своего существования и развития

В) сложный биологический процесс, который происходит в организме человека и позволяет сохранить здоровье и работоспособность

Г) центральное понятие БЖД, которое объединяет явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях принести убытие здоровью человека

Как называется процесс создания человеком условий для своего существования и развития?

А) опасность

Б) жизнедеятельность

В) безопасность

Г) деятельность

Какие опасности относятся к техногенным?

А) наводнение

Б) производственные аварии в больших масштабах

В) загрязнение воздуха

Г) природные катаклизмы

Какие опасности классифицируются по происхождению?

А) антропогенные

Б) импульсивные

В) кумулятивные

Г) биологические

По времени действия негативные последствия опасности бывают?

А) смешанные

Б) импульсивные

В) техногенные

Г) экологические

К экономическим опасностям относятся?

А) природные катаклизмы

Б) наводнения

В) производственные аварии

Г) загрязнение среды обитания

15. Опасности, которые классифицируются согласно стандартам:

А) биологические

Б) природные

В) антропогенные

Г) экономические

Состояние, при котором потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия – это?

А) опасное состояние

Б) допустимое состояние

В) чрезвычайно – опасное состояние

Г) комфортное состояние

Сколько аксиом науки БЖД вы знаете?

Состояние, при котором потоки за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу?

А) опасное состояние

Б) чрезвычайно опасное состояние

В) комфортное состояние

Г) допустимое состояние

19. В скольких %-ах причин аварии присутствует риск в действии или бездействии на производстве?

Какое желаемое состояние объектов защиты?

А) безопасное

Б) допустимое

В) комфортное

Г) опасное

Низкий уровень риска, который не влияет на экологические или другие показатели государства, отросли, предприятия – это?

А) индивидуальный риск

Б) социальный риск

В) допустимый риск

Г) безопасность

22. Гомеостаз обеспечивается:

А) гормональными механизмами

Б) нейрогуморальными механизмами

В) барьерными и выделительными механизмами

Г) всеми механизмами перечисленными выше

Анализаторы – это?

А) подсистемы ЦНС, которые обеспечивают в получении и первичный анализ информационных сигналов

Б) совместимость сложных приспособительных реакций живого организма, направленных на устранение действия факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма

В) совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека

Г) величина функциональных возможностей человека

24. К наружным анализаторам относятся:

А) зрение

Б) давление

В) специальные анализаторы

Г) слуховые анализаторы

25. К внутренним анализаторам относятся:

А) специальные

Б) обонятельные

В) болевой

Г) зрение

26. Рецептор специальных анализаторов:

Г) внутренние органы