Теория и методы познания (гносеология). "теория познания" Универсальная теория познания в психологии критика

При раскрытии первого вопроса "Природа и назначение процесса познания" заметьте, что познание нужно рассматривать, как деятельность человека которая направлена на приобретение знаний об окружающем его мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества. Таким образом, познание - это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе.

Познание - это процесс взаимодействия объекта познания и субъекта познания в результате которого возникают новые знания. Это творческая деятельность человека, формирующая его знания, на основе которых возникают цели человеческих действий. Познание является результатом мыслительной деятельности человека.

Философскую теорию, изучающую проблему познания, называют-гносеология. Гносеология изучает природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностных знаний (представлений, мнений) о мире к знанию содержательному, глубокому. Гносеологию интересуют пути достижения истинностного знания, а также его критерии. Познавательная активность, в конечном счете, направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей и интересов людей, и в этом плане, неразрывно связана с целесообразной практической деятельностью.

При раскрытии второго вопроса "Основные положения теории познания. Субъект и объект познания" особое внимание обратите на то, что сам процесс познания осуществляется путем взаимодействия трех компонентов: субъекта, объекта и содержание познания (знание).

Объектом познания стают те предметы, явления и процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей. Чем же объект отличается от объективной реальности? Тем, что объективная реальность - это все существующее независимо от сознания человека. Объект - только та часть объективной реальности, которая стала на какое-то время предметом для изучения и фактического применения, претерпевая изменения под влиянием человека.

Субъектом познания есть тот, кто осуществляет познавательную Деятельность. Субъектом может выступать отдельный индивид, социальная группа (например, сообщество ученых) или общество в целом.

Отсюда познание - это процесс взаимодействие между субъектом объектом, цель которого заключается в получении информации.

Рассматривая третий вопрос "Разнообразие видов познания: чувственное- познание, рациональное" заметьте, что с точки зрения, традиционно выделяют две разновидности познания: чувственное и рациональное на базе которых формируется эмпирическое и теоретическое познание. Обе разновидности тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы.

Познание человеком объективного мира начинается с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания и др. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия и представления.

Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в нашем сознании на ступени рационального познания с помощью понятий, суждений и умозаключений. Рациональное познание называют обычно абстрактным мышлением. Процесс познания тесным образом связан с практической деятельностью человека. Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов.

Схематично это можно представить следующим образом (см. схема 66).

Весь процесс движения познания к цели (практике) можно представить так: "От живого созерцания - к абстрактному мышлению и от него - к практике".

Живое созерцание - это чувственное познание, осуществляемое через органы чувств и имеющие формы ощущений, восприятий, представлений.

Абстрактное мышление - это логическое, рациональное познания в формах понятий, суждений, умозаключения. На практике идет проверка наших знаний доводиться их истинность и в то же время практика дает новые объекты для познания.

Схема структуры процесса познания (см. схема 67), данная ниже, является достаточно условной, так как в ней не представлена, например, интуиция - непосредственное постижение истины без осознаваемой предварительной познавательной деятельности. Однако в целом схема даст правильное представление об основательных формах процесса познания.

Ступенями чувственного познания являются: ощущения, восприятия, представления.

Ощущения возникают в результате внешнего воздействия предметов на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зеленый) и его вкус (кислый или сладкий). Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений (так воспринимаются нами все качества яблока). Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления - образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека. Значение чувственного познания особенно велико в медицинской практике, поскольку именно с него начинается диагностика (осмотр, пальпация, перкуссия).

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно.

Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное, логичное) познание.

Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного, обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей рационального мышления является понятие Из понятий строятся все логические рассуждения.

Понятие - это форма мышления, с помощью которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. Понятие формируется путем обобщения данных чувственного познания и практической деятельности людей. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания (так, например, слово студент это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индивидуальных различий: возраста, пола, специальности; "болезнь" обозначает нарушение структуры органа или организма). Каждая наука, медицина в том числе, это система понятии (здоровье, болезнь, норма, патология, этиология и др.).

Понятие является рациональным отражением действительности, формой концентрированного знания.

Следующая ступень рационального познания - суждение.

Суждением называют совокупность понятий, отражающую связки отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений. Например: "Все учащиеся в университете - студенты".

Третьей ступенью рационального познания является умозаключение.

Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления. Умозаключением будет, например, такое рассуждение: "Все учащиеся в университете - студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я - студент". Примером может быть определение сущности заболевания. Для этого необходимо выявить и выучить симптомы, анамнез, данные лабораторного обследования. На основе сопоставления суждений делается вывод, то есть ставиться диагноз.

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - это система знаков, передающих информацию.

В истории философии существовали разные точки зрения на роль чувственного и рационального в познании.

Сенсуалисты преувеличивали значимость для познания чувственных форм.

Рационалисты, наоборот, отдавали приоритет в познании формам абстрактного мышления. На самом деле в реальном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное - чувственным.

При рассмотрении четвертого вопроса "Проблема истинности познания. Виды истины" следует напомнить, что одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира.

В попытке ответить на вопрос "Познаваем ли мир?" четко обозначились три основные тенденции: оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Если оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, возможность получения достоверных знаний о мире, то представители агностицизма утверждают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта, не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Иначе говоря, агностики считают, что наше познание не дает достоверных сведений об окружающей нас действительности. Они отрицают саму возможность получения такого рода знания. В историческом развитии это выглядит следующим образом (см. схема 68).

Представители скептицизма занимают как бы промежуточную позицию: не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об этом мире носят достоверный характер.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос гносеологии: "Что есть истина?". Это вопрос о познаваемости мира, о возможностях человека получать достоверное знания.

Существуют различные трактовки понятия "истина". Для одних истина - это соответствие знаний действительности. Для других истина есть то, что подтверждено опытом. Для третьих истина является неким соглашением, конвенцией. Для четвертых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, эффективности его использования на практике.

Так, что же такое истина?

Это соответствие знания объективной реальности, получившее подтверждение на практике. По своему содержанию истина объективна, т.е. независима от познающего се субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с декретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам. Обратимся к схеме (см. схема 69).

Существуют понятия "объективная истина", "относительная истина" и "абсолютная истина", которые с разных сторон характеризуют знание об объекте.

В наших знаниях всегда присутствует элемент точного знания, который не может быть отброшен последующим развитием познания. Такое содержание человеческих знаний представляет абсолютную истину.

Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. Примером могут быть исторические даты, конкретные научные факты.

Знание , в котором содержатся лишь зерна абсолютной истины, в которой непрерывно что-то уточняется, изменяется, представляет собой относительную истину.

Относительная истина - это такое знание, которое неполно, неточно, приблизительно верно отражает объект, знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

В таком знании множество субъективных моментов, но в чем-то оно содержит представления, которые в значительной степени лишены субъективизма, т.е. тождественны объекту. Другими словами, любое знание - это и объективная, и субъективная истина одновременно. Релятивисты абсолютизируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна.

Абсолютная и относительная истины существуют в неразрывном единстве, это моменты одной объективной истины.

Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Кроме того, истина всегда находится в развитии, поэтому имеет не абстрактный, а конкретный характер. Догматики игнорируют конкретность истины, утверждая, что она не зависит от условий, в которых складываются знания. Но абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна.

В медицине зависимость истины от конкретных условий познания проявляются на каждом шагу. Одно и то же заболевание у разных больных может проходить по-разному в зависимости от многих факторов. Одни и те же лекарства могут по-разному влиять на организм разных больных в зависимости от их личных морфофизиологических и других особенностей. Поэтому диагноз всегда должен быть конкретным - не диагнозом болезни, а диагнозом больного.

Процесс познания истины невозможно понять без учета того, что в процессе познания истины всегда имеются ошибки, заблуждения, порождаемые как сложностью познаваемых объектов, так и односторонностью используемых средств и методов познания. Отсюда истина и заблуждение - это диалектические противоположности познания, которые переходят друг в друга, отрицают друг друга, но не могут существовать друг без друга. Заблуждение - необходимый момент познания, обусловленный неполнотой наших знаний и односторонностью отражения объекта. Кроме того, следует отличать друг от друга такие понятия как, ложь и заблуждение. Ложь - это преднамеренная неправда, которая осознана, продумана и целенаправленно возводит заведомо не правильные представление в истину. А заблуждение не является преднамеренным.

Что же служит критерием истины?

Критерием истинности наших знаний о мире является общественно-историческая практика.

Практика - это целенаправленная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. Обратимся к схеме (см. схема 70).

Под практикой следует понимать деятельность, изменяющая мир. Практика выступает критерием истины. Проверка наших знаний, отделение истинных положений от ложных совершается только на практике.

При изучении последнего вопроса "Специфика научного познания. Методы и формы научной познавательной деятельности" необходимо уяснить сущность и значения науки как феномена духовной культуры.

Наука , представляет собой специфическую сферу человеческой деятельности, направленную на производство, систематизацию и проверку объектив но-значимых знаний. В этом аспекте наука - это развивающая система знаний. Это система проверенных практикой теоретических знаний про мир. Главною ценностью в науке стает истина. Обратимся к схеме (см. схема 71).

Научное знание отличается от обыденного знания следующим:

  • наука имеет особый объект реальности;
  • наука имеет свой язык, который является необходимым условием научного исследования;
  • системностью знаний;
  • способом построения знаний;
  • методами познавательной деятельности.

Целями науки являются: исследование, описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет се изучения.

Специфика научного познания характеризуется следующим составляющими: - объективность:

  • - системность;
  • - обоснованность;
  • - эмпирическая подтверждаемость;
  • - социальная направленность;
  • - связь с практикой.

Научное познание строиться на субъектно-объектных отношениях, главной чертой этих отношении выступает научная рациональность.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы (см. схема 72,73).

В научном познании различают два уровня: эмпирический н теоретический.

Эмпирический уровень познания - это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах. На этом уровне познания объект отражен со стороны связей и отношений, доступных созерцанию. Характерною чертою такого уровня есть его связь с чувственным восприятием. Эмпирические знание выражаются и связаны с такими элементами как эмпирический факт, данные наблюдения, показание приборов, которые могут быть записаны в протокол, в таблицы или оформлены графически. Эмпирическому уровню характерны такие виды работы как складывание различных графиков, схем, диаграмм, карт про объект, который интересует исследователя.

К основным методам и формам эмпирического познания относятся:

  • - наблюдение;
  • - эксперимент;
  • - моделирование;
  • - научный факт.

Наблюдение - начальный этап эмпирического исследования, который состоит в получении чувственных данных про объект познания. В процессе наблюдения получают знания про внешний вид, качества объекта

Эксперимент - (латинское слово "экспериментум" буквально означает пробу, опыт) научно поставленный опыт, испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, для чтобы было меньше препятствий в получении настоящей информации. Эксперименту предшествует соответствующая подготовительная работа: разрабатывается программа эксперимента, если нужно, то изготовляются специальные приборы, измерительная аппаратура.

В отличие от наблюдения, эксперимент представляет собой опыт, основанный на вмешательстве исследователя в ход явлений и процессов путем создания условий. Составляющими эксперимента являются: экспериментатор, изучаемое явление, приборы. Важнейшим моментом эксперимента являются измерения, они позволяют получить количественные данные.

В современных условиях эксперимент чаще всего производится группой исследователей, которые действуют согласованно.

Моделирование метод исследования, при котором объект исследования заменяется другим объектом (моделью), который похож на оригинал. Моделирование применяется тогда когда возникают трудности работы с оригиналом.

Факт - это объективно существующее действие, явление, предмет. Это то, что сеть теперь или было в прошлом. Научный факт - это тот же самый предмет или явление, но описывается исследователем с помощью специального языка. Научный факт должен соответствовать реально существующему предмету. Факты играют большую роль в подтверждении или отрицании той или иной теории.

Высшим за эмпирический уровень научного познания, есть теоретический. Как уже отмечалось на эмпирическом уровне происходит накопление и изучение конкретного материала, факта. На теоретическом уровне человек познает сущность предметов на уровне законов и закономерностей объективной реальности.

К основным методам теоретического познания относятся:

  • - анализ и синтез;
  • - индукция и дедукция;
  • - гипотеза;
  • - теория;
  • - формализация;
  • - исторический метод;
  • - логический метод;
  • - научное предвидение.

Анализ это метод исследования, состоящий в расчленении (разложении) целого на его составные элементы (части, стороны, свойства).

Синтез - это метод исследования, состоящий в соединении (сочетании) отдельных элементов (частей, сторон, свойств) в единое целое.

Эти методы различны и в известном смысле противоположны, но вместе с тем они неразрывно связаны друг с другом. Они представляют различные стороны единого целостного процесса познания. Все науки пользуются методами анализа и синтеза.

Индукция - это метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему.

Дедукция - это, метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному.

Эти методы различны, но также взаимосвязаны друг с другом и составляют различные стороны единого процесса познания. Оба эти метода базируются на наличии связи общего, особенного и единичного.

Индуктивный метод имеет большое значение в науках опирающихся на опыт, когда идет накопление фактического материала и его обобщение.

Дедуктивный метод необходим в теоретических науках, когда делаются логические умозаключения применительно к частным фактам.

Гипотеза - это научное предположение, способ мышления в целом, который предусматривает развитие и доказательства предположения.

Построение гипотезы - необходимый путь к созданию научной теории. Сначала научное понимание явлений формулируется как гипотеза. Теоретически доказана и подтвержденная на практике гипотеза стает научной теорию. Приведем пример. Так гипотеза про атомистическое строение вещества появилось еще в древней Греции (Демокрит, Левкипп). С конца XIX в. эта гипотеза стает научною теорию. В 1897 году английский физик Томсон подтверждает реальное существование атомов.

Теория - представляет собой достоверное знание, т. е. такое знание, истинность которого доказана и проверена общественной практикой.

Формализация - закрепление результатов познания в точных понятиях и утверждениях.

Научное знание разворачивается по схеме: проблема - гипотеза -теория (см. схема 77).

К методам теоретического уровня научного познания относят:

Исторический метод - метод, применение которого требует мысленного воспроизведения конкретного исторического процесса развития

Логический метод является особым методом отражения того же реального исторического процесса, в.теоретической форме, в системе понятий.

Научное предвидение - основано на познание законов объективного мира, знание о том, что будет происходить или будет открыто в будущем.

В познании большое значение имеет взаимосвязь абстрактного и конкретного. Мы идем от конкретного (в чувственном созерцании) к абстрактному (в отвлеченных понятиях) и от него вновь к конкретному.

Совокупность методов и способов познания создают научную идеологию.

Ниже приведенная схема (см. схема 74) дает возможность определить основные методы познания, обратите внимание на эмпирико-теоретический уровень, который определяет квалифицированную деятельность врача.

Основные понятия и термины

Агностики - это философы, утверждающие, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах. Агностицизм называют также гносеологическим пессимизмом.

Анализ - разложение, расчленение предмета или явления на составные части с целью изучения этих частей.

Гностики - это философы, утверждающие, что мир познаваем. В современной литературе это направление часто называется гносеологическим оптимизмом.

Гносеология - изучает природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностных знаний (представлений, мнений) о мире к знанию сущностному, глубинному. Гносеологию интересуют и пути достижения истинностного знания, а также его критерии.

Заблуждение - необходимый момент познания, обусловленный неполнотой наших знаний и односторонностью отражения объекта. Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом. Объектом познания - называется то, на что направлено познание, то, что познается.

Метод - представляет собой систему принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе научного познания.

Наука - система знаний, логически непротиворечивых, прошедших проверку на практике; совокупность социальных институтов, удовлетворяющих потребности общества в знаниях.

Научная картина мира система теоретических взглядов о свойствах и закономерностях мира, вырабатываемая путем: обобщения важнейших знаний, накопленных научным сообществом на определенном этапе развития науки. Она представлена господствующими научным теориями, гипотезами, установками, принципами.

Научное познание - сложный, неразрывно связанный с практикой, процесс отражения (осознания) в человеческом мышлении объективной реальности.

Объект - только та часть объективной реальности, которая стала на какое-то время предметом для изучения и практического применения, претерпевая изменения под влиянием человека.

Дознание - это процесс взаимодействие между субъектом и объектом, цель которого заключается в получении информации.

Практика - сторона предметной деятельности, характеризующаяся изменением и преобразованием природы и общества.

Рационализм - это философское направление, признающее разуй основой познания и поведения людей.

Сенсуализм - главную роль в познании отводит чувствам.

Скептицизм - отвергает возможность достоверного знания о мире.

Субъектом познания (т. е. тем, кто познает) называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания выступают отдельные люди, группы людей, общество в целом.

Эмпиризм - направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт.

Эмпирический и теоретический уровни познания . Эмпирический уровень - это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах. На теоретическом уровне достигается синтез научного знания в виде научной теории.

Теория познания - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.

Другие названия теории познания: гносеоло́гия (от др.-греч.γνῶσις - «знание» и λόγος - «учение, наука»); эпистемоло́гия (отдр.-греч.ἐπιστήμη - «умение, знание», и λόγος - «учение, наука») - теорияпознания, разделфилософии. При этом термин «гносеология» был введён и активно применялся внемецкой философииXVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. Врусской философиив XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй.

Основные понятия теории познания

  1. познание

    сознание

  2. рассудок

Рассмотрим их подробнее.

1. Знание имеет много определений, в том числе общефилософских:

Зна́ние - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельностичеловека. Знание помогает людям рационально организовывать своюдеятельностьи решать различныепроблемы, возникающие в её процессе.

Зна́ние в широком смысле - субъективныйобразреальности, в формепонятийипредставлений.

Зна́ние в узком смысле - обладание провереннойинформацией(ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.

Знание в ИТ изучалось в курсе ПЗвИС

2. Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методовприобретениязнанийоявленияхизакономерностяхобъективного мира. Познание является основным предметомгносеологии(теории познания). Говоря о формах познания, выделяют прежде всегонаучноеи ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное ихудожественное познание, а также познание мифологическое ирелигиозное.

Научное познание, в отличие от всех многообразных форм познания, - это процесс получения субъективного, относительного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

3. Созна́ние - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях (Лекторский В. А.). Сознание - категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.

Сознание как способность следует отличать от мышления. Сознание - это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношениисубъектаиобъекта, сознания и мира. В противоположность сознанию,мышлениеесть способность мыслить - фиксировать мир впонятияхи делать на основе них выводы в формесужденийиумозаключений. Сознание - необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включает в себя мышление как необходимую часть.

4. Чу́вство - эмоциональный процессчеловека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактнымобъектам. В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называютощущения.

Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания. Чувства являются специфическим обобщениемэмоций. Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычнобессознательнуюоценкуобъекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивыхэмоциональныхотношений («эмоциональныхконстант») и основывается на опыте взаимодействия собъектом.

Специалисты проводят различие между понятием «чувство» и понятиями «эмоция», «аффект», «настроение», «переживание» и «ощущение».

В отличие от эмоцийинастроений, чувства имеют выраженнуюобъектнуюпривязку: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. «Я боюсь этого человека» - это чувство, а «Мне страшно» - этоэмоция. В связи с этим чувства, в отличие отэмоцийинастроений, могут бытьамбивалентными, т.е. один объект может вызывать у человека одновременно два противоположных чувства (например, в отношении детей к родителям).

Ощущениемназывается психическоеотражениесвойств и состоянийвнешней среды, возникающее при непосредственном воздействии наорганы чувств.

5, 6. Разум и рассудок

Ра́зум (лат.ratio), ум (греч.νους) -философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность отвлечения и обобщения.

Разум - одна из форм сознания, самосознающийрассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя впринципах,идеяхиидеалах.

Латинскоеслово ratio также обозначает разряд,рассудок, рассуждение, расчёт, что служит иллюстрацией существовавшего некогда объединения понятийразума и рассудка. Но в современной теории познания разум следует отличать от других форм сознания - созерцания, рассудка,самосознанияидуха.

Рассудок (этимологией восходит к глаголу рассуждать) - часть мыслящего сознания, способногологическиосмыслять действительность,познаватьвпонятияхвещи и их отношения, способность составлять суждения (поКанту) превращаетвосприятиявопытпутём объединения их вкатегории. Рассудок не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее.

Рассудок считается обычным состоянием сознания и защитником здравого смысла. Поэтому характеристиками рассудка являются:

    строгое отделение понятий друг от друга

    способность правильно классифицировать воспринимаемое

    непротиворечиво систематизировать опыт и знание

Пример различия разума и рассудка:

рассудок направлен на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивостьзнания;

разум соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого разум может удерживать противоречия.Гегельсчитал, что только разум достигает, наконец, истинного выраженияистиныкак конкретного, то есть включающее в свое единство противоположные характеристики.

7. Истина - отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержаниезнания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, в религии и философии.

Хотя понятие истины кажется очевидным, философия предложила несколько теорий истины (концепций истины), каждая из которых дает свое определение истине. Все концепции объединяются в две линии – классическую и неклассическую.

Классическая линия понимания истины:

    Корреспондентская концепция: истина - это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель,средневековая философия,философия Нового времени,Гегель). Более упрощенная трактовка: истина есть адекватное отображение действительности в сознании. При этом действительность трактуется как объективнаяреальность, существующая независимо от нашего сознания.

    Теория истины как очевидности: истина - это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт,Ф. Брентано,Э. Гуссерль)

    Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк,М. Шлик)

    Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский).

Неклассические концепции:

    Конвенциональная теория: истина - это результат соглашения (А. Пуанкаре,Т.Кун)

    Когерентная теория: истина - это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э.Мах)

    Прагматическая теория: истина - это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс)

8. Смысл - сущность любого феномена, которая не совпадает с ним самим и связывает его с более широким контекстом реальности. Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть-целое», делает его необходимым в качестве части этой целостности.

Смыслом также называют мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностьюилиобщностью. Противоположностью смысла является бессмысленность, то есть отсутствие конкретного предназначения. Под смыслом может подразумеваться ицелеполагание, результат какого(чьего)-либодействия.

Смысл - это понятие подразумеваемое, т.е. оно прямо зависит от знаний о предмете. Незнакомая вещь может показаться бессмысленной, если неизвестно, как ею пользоваться, то есть, как можно извлечь из неё пользу. И, наоборот, по незнанию вещь может наделяться ложными полезными качествами и обладать, с этой точки зрения, значимым смыслом.

Примеры бессмысленных для одних и осмысленных для других вещей:

суеверия и приметы - одни считают, что приметы помогают предсказывать будущее и потому видят в них большой смысл; другие же в них не верят и не видят никакого смысла;

вновь изучаемый язык - отдельные фразы на нём кажутся бессмысленными, в то время как естественные носители языка автоматически различают осмысленный или бессмысленный характер произнесенных слов и предложений. Этот пример рассматривался в курсе ПЗвИС.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Никто из нас не способен существовать в мире, не умея ориентироваться в нем. Эта ориентация может происходить успешно только в том случае, если человек обладает способностью к адекватному отражению, воспроизведению и постижению окружающей действительности. Именно по этой причине проблема познания человеком мира и реальности волнует людей с древних времен. Изучает же эту проблему (и множество связанных с ней) теория познания.

Суть и основные проблемы теории познания

Теория познания, называемая также эпистемологией и гносеологией, – это раздел философской науки, изучающий особенности природы познания и его возможности, вопросы отношения знания к действительности; исследующий общие предпосылки познания и выявляющий условия его истинности и достоверности. Стоит заметить, что, например, в отличие от и физиологии, анализирующих индивидуальные психические механизмы, приводящие человека к познавательному результату, теория познания делает упор на общие основания, предлагающие рассматривать данный результат в качестве знания, которое выражает истинную картину мира.

Гносеология стала сферой философского знания задолго до того как сформировалась современная наука, а в состав философии вошла еще в античные времена. Произошло это благодаря появлению подхода, изменившего взгляд на процесс познания вообще. Он стал рассматриваться не как нечто естественное, что заложено в человеческой природе, а как то, что поддается контролю. Чтобы упростить понимание, приведем главные этапы развития эпистемологии, обусловленные расширением исследуемых факторов познания:

  • Изначально познание воспринималось в качестве деятельности разума. Изучалась техника мышления, а центральное место во всем направлении занимала .
  • Позже главной дисциплиной в гносеологии стала методология. Стал изучаться чувственный и практический опыт, люди начали исследовать взаимосвязь разума и чувств, технологии опытного и экспериментального исследования.
  • Наконец, во внимание были приняты все основания и способы познания, вследствие чего появились новые гносеологические школы, такие как сциентизм, семиотика, феноменология, герменевтика и теория неявного знания.

В результате основной идеей теории научного познания стало то, что познание имеет две формы, которые рассматриваются как стороны познавательной деятельности, – это чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание зависит от получения информации из внешнего мира через нервную систему и органы чувств. Здесь все знания обрабатываются и сохраняются в виде наглядных образов. Главные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие и представление. А основу рационального познания составляет абстрактно-логическое мышление. Реальность осмысляется через обобщенные символические знаковые средства. Главные формы рационального познания – это понятие, суждение и умозаключение.

Познавательный потенциал человека опирается главным образом на способность познавать рационально. Чувственное же познание чаще сравнивается (относительно, конечно) с познанием, свойственным высшим животным. А операции наподобие сопоставления, различения и объединения информации одинаковы для обоих видов познания.

Таким образом, в гносеологии есть два основных направления – это идеализм и материализм. И обобщая научные приемы и методы, о которых мы еще скажем, теория научного познания служит философско-методологической основой науки. Ее задачи состоят в проведении исследований, анализе существующих направлений и критике.

Будучи учением о познании, эпистемология рассматривает субъект, имеющий сознание и волю, и противостоящей этому субъекту объект, который не зависит от сознания и воли субъекта и связан с ним только познавательными отношениями.

Окончив предыдущий блок на том, что гносеология рассматривает взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, будет логичным продолжить беседу рассмотрением методов и проблем теории познания. Для начала скажем о проблемах.

Проблемы теории познания

Первая проблема состоит в выяснении природы познания, определении условий и основ познавательного процесса. Говоря проще, основной ее вопрос таков: «Почему человеческий ум пытается понять происходящее?». А вместе с поиском ответов на него изучаются такие условия как мир во всем его многообразии, человек, являющийся продуктом этого мира, и формы отражения мира в познавательной деятельности (чувства и мысли). Лишь при наличии этих трех составляющих есть смысл говорить о познании.

Вторая проблема заключается в определении конечного источника знаний и характеристике объектов познания. Вопросы этой проблемы: «Откуда познание берет исходные данные?», «Что является объектом познания?» и «Какие существуют объекты познания?». В качестве источника исходной информации рассматривается весь окружающий мир, а в качестве объекта познания – мир социальный и природный.

Третья проблема фокусируется на субъекте познания. Ее вопросы: «Что является субъектом познания?» и «Какова роль субъекта в процессе взаимодействия с объектом?». За субъект, как правило, берется человек, социальная группа или социум вообще, действия которого направлены на получение знаний, воспроизводящих действительность и выражаемых языком. Познавательный процесс может корректироваться субъектом либо по индивидуальной (исходя из личных потребностей и интересов), либо по коллективной (исходя из групповых потребностей и интересов) линии.

Четвертая проблема подразумевает исследование содержания, форм и закономерностей процесса познания, отслеживание развития знания через чувственное и рациональное познание, а также выявление закономерностей процесса этого развития, его противоречий и их разрешение.

Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Ставятся вопросы: «Что есть истина?», «Каковы соотношения между истиной и заблуждением?» и «Как можно найти истину и по каким критериям она оценивается?»

Процессы познания, происходящие в психике и служащие моделью познавательных процессов в психологической науке, не являются исчерпывающими. Познавательный процесс (вместе с проблемами появления и функционирования знания) касается и множества других наук, так или иначе, его исследующих. Практическая деятельность в этой области сопровождала человечество и общество на протяжении всей истории их развития.

Методы теории познания

Все методы теории познания основаны на нескольких базовых предпосылках:

  • объект познания (т.е. все «вещи») существуют объективно и не зависят от субъекта познания, все они доступны познанию человека;
  • содержательная часть знания объективно обусловлена существованием действительности, не зависящей от сознания человека;
  • главным источником знания являются ощущения, представляющие собой образы объектов действительности;
  • рациональное познание отлично от чувственного тем, что опосредовано познанием, влияющим на формирование понятий;
  • мышление субъективно, а не только социально и физиологично (действительность отражается субъективно, принимая разные формы);
  • субъективность мышления может выступать источником заблуждений и ошибок;
  • рациональное познание взаимосвязано с языком, играющим роль средства материализации познавательного процесса и его результатов;
  • метод познания обусловлен особенностями познаваемых объектов, условиями познания и его целями.

Любой из гносеологических методов берет во внимание эти предпосылки, и выстраивается с их учетом. Самих же методов существует несколько больших групп. Кратко расскажем о них, стараясь не упустить суть.

Все методы научного познания делятся на две больших группы:

  • Общенаучные методы . Сюда входят эмпирические методы, такие как моделирование, факт, эксперимент, описание и наблюдение, а также теоретические методы, такие как логический и исторический методы, абстрагирование, дедукция, индукция, синтез и анализ.
  • Частнонаучные методы . Эти методы относятся к конкретным наукам, например в биологии есть метод рефлексов и анатомирование, в социологии – обработка статистики и анкетирование, в химии – метод спектрального анализа и т.д.

Кроме того, в научном познании есть еще и два уровня познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирическим является уровень накопления информации и фактов на тему исследуемых объектов. Здесь объект отражается с позиции отношений и связей, доступных для созерцания. Этот уровень тесно связан с чувственным восприятием, а основными методами эмпирического познания являются:

  • Научный факт, т.е. предмет, явление или действие, существующее объективно. То, что было в прошлом или есть сейчас. Но в отличие от простого факта, научный описывают посредством специального языка. С помощью научных фактов можно подтвердить или опровергнуть что-либо.
  • Моделирование, при котором объект исследования заменяют каким-либо другим объектом, сходным с оригиналом, т.е. моделью. Чаще всего к моделированию прибегают, когда есть какие-то трудности в работе с оригиналом.
  • Наблюдение, являющееся начальным этапом эмпирического исследования. Его суть состоит в получении чувственной информации об объекте познания. Наблюдение помогает получить данные о внешнем виде и качествах объекта.
  • Эксперимент, состоящий в научно поставленном опыте над исследуемым явлением в управляемых условиях. При помощи эксперимента можно выделить явление в чистом виде, что упрощает получение объективной информации о нем.

Однако высшим уровнем научного познания является уровень теоретический. Если на эмпирическом уровне материал об объекте или явлении накапливается и изучается, то на теоретическом появляется возможность познать его суть и понять законы и закономерности, по которым он существует.

Главные методы теоретического познания:

  • Анализ , суть которого состоит в разложении единого целого на отдельные элементы (свойства, стороны, части).
  • Синтез , суть которого состоит в соединении отдельных элементов в одно целое.

Анализ и синтез – это два противоположных метода, но они тесно связаны, т.к. представляют собой разные аспекты целостного познавательного процесса. Интересно то, что эти два метода используются всеми науками.

  • Индукция – метод, в котором делаются умозаключения от частного к общему. Присущ наукам, опирающимся на опыт, т.е. когда фактический материал накапливается и обобщается.
  • Дедукция – метод, в котором делаются умозаключения от общего к частному. Характерен для теоретических наук, делающих логические выводы относительно частных фактов.

Как и первые два, эти методы отличаются, но также взаимосвязаны, являясь разными сторонами познавательного процесса. Основаны оба метода на наличии связей между общим, единичным и особенным.

  • Гипотеза – особый способ мышления, предусматривающий формулирование предположения, его развитие и доказательство. Построение гипотез – один из основных путей для создания научных теорий. Изначально научное понимание какого-то явления представляется в виде гипотезы, и если впоследствии она доказывается и подтверждается на практике, она может перерасти в научную теорию – истинное и проверенное на практике знание.
  • Формализация – метод закрепления результатов познания в точных утверждениях и понятиях.

Помимо названных, на теоретическом уровне есть еще несколько дополнительных методов:

  • Исторический метод – мысленное воспроизведение какого-либо исторического процесса развития.
  • Логический метод – отражение какого-либо исторического процесса через систему понятий в теоретической форме.
  • Научное предвидение – метод, основанный на познании закономерностей объективной действительности и знании о событиях будущего.

Кроме этих методов (их все можно назвать общенаучными), есть и более специфические, такие как метод материалистической диалектики, интуитивизм, прагматизм и аксиологический подход, относящиеся к философским методам, а также сравнительный, социологический, логический, формально-юридический, статистический и кибернетический методы, относящиеся к категории частнонаучных. Именно такую многоуровневую концепцию методологического знания можно наблюдать сегодня.

Направления теории познания

Как уже стало понятно, единого мнения насчет того, что играет в процессе познания решающую роль – чувства или разум – до сих пор нет. В связи с этим можно выделить несколько основных направлений теории познания.

  • Сенсуализм . Нередко его называют теорией познания Локка, т.к. именно английский философ и педагог Джон Локк в 17 веке развивал его идеи. Сенсуализм считает, что восприятие и ощущения являются главной и основной формой достоверного знания. Базовый принцип направления гласит, что в разуме нет ничего, чего не могло бы не быть в чувствах. И любое новое знание проистекает из чувственной сферы, когда разум замыкается в сфере известного. Другими яркими представителями сенсуализма являются его, можно сказать, основоположники – древнегреческие философы Эпикур и Протагор, а также французский философ XVIII века Этьен Бонно де Кондильяк.
  • Рационализм – противоположность сенсуализму. Согласно ему, человеческое познание и действия основываются именно на разуме. Данное направление в свое время поддерживалось множеством мыслителей, поэтому его нельзя относить к чертам каких-либо философских течений. Также рационалисты по-разному смотрят на место разума в познании. Среди известных представителей можно выделить Георга Гегеля, Рене Декарта, Готфрида Лейбница и Бенедикта Спинозу, а также Иммануила Канта, начинавшего с традиционного рационализма, но впоследствии создавшего свою философию, основанную на симбиозе рационализма с эмпиризмом.
  • Скептицизм . Это направление теории познания выдвигает в качестве принципа мышления сомнение, в особенности сомнение в истине. Скептицизм бывает обыденным, научным, методологическим, философским и религиозным. В любом виде ему свойственна пессимистическая позиция: он не отрицает того, что мир можно познать, но сомневается в возможности этого при помощи имеющихся у человека средств. Главные представители скептицизма: Франциско Санчес, Давид Юм, Пьер Бейль и Мишель Эйкем де Монтень.
  • Агностицизм . Это усугубленный вариант скептицизма. Теория познания Канта часто приводится, как ярчайший образец агностицизма. Согласно ей, действительность принципиально непознаваема, и познать можно лишь реальность, искаженную опытом и чувствами. Также агностики считают невозможным доказать или опровергнуть идеи и утверждения, основанные на субъективном опыте. Среди наиболее известных агностиков можно назвать, помимо Канта, Томаса Хаксли, Бертрана Рассела, Чарльза Дарвина, Альберта Эйнштейна, Карла Сагана.

Таковы на сегодняшний день основные направления эпистемологии. Но наш рассказ будет не полным, если мы не упомянем вместе с ними и о нескольких концепциях истины, ведь к теории познания они имеют самое прямое отношение.

Немного о концепциях истины

В философии истина соответствует комплексу концепций, при помощи которых можно отличить достоверное знание от недостоверного, исходя из того, как оно согласовывается с действительностью, а также из того, насколько оно является противоречивым или непротиворечивым логически. Собственно, истинность и есть краеугольный камень познания вообще.

Ученые выделяют следующие концепции истины:

  • Классическая концепция (концепция Платона и Аристотеля). Истиной в ней выступает соответствие знаний человека тому, как все обстоит в реальном мире. Эта концепция самая популярная в научных и философских кругах, и служит основой диалектического материализма, основанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
  • Априористская концепция. Здесь истиной служит доопытное познание рассудка и чувственности, которые составляют сознание человека. Именно они являются мерилом получаемой информации и истиной. Сознание – это источник правил внешнего мира, по причине чего эти правила подобны истине. Таких воззрений придерживался Иммануил Кант и его единомышленники.
  • Онтологическая концепция. Истина – это вся действительность одновременно, и отдельные вещи истиной быть не могут. Целое здесь не является суммой частей, а потому достоверным может быть лишь знание, связующее все части. Приверженцами этой концепции были известный немецкий философ Мартин Хайдеггер и русский мистик и религиозный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев.
  • Когерентная концепция. Согласно ей, истинное знание является упорядоченным и непротиворечивым, и истиной нужно считать логическую корректность и правильность. Также истиной может быть непротиворечивость предположений относительно фундаментального научного знания. Известные сторонники когерентной концепции: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн и Альфред Тарский.
  • Прагматисткая концепция. Истинным может быть только то знание, которое может обеспечить определенный реальный результат. Т.е. истина здесь – это результативность и польза знания. Эти идеи в свое время разделяли философы Уильям Джеймс и Чарльз Пирс.
  • Конвенционалистская концепция. В ней истиной является результат гласного или негласного соглашения между участниками процесса познания, и при условии, что знания не просто доказаны, но и согласуются друг с другом. Представители этой концепции: Томас Сэмюэл Кун и Хилари Уайтхолл Патнэм.
  • Экзистенциалистская концепция. Учитывая то, что экзистенциальное состояние – это состояние погружения человека в духовную сферу и , истина в этой концепции отождествляется с ценностями. А критериями истины служат духовное развитие и творческая самореализация. К экзистенциализму склонялись Карл Ясперс, Серен Кьеркегор, Николай Александрович Бердяев и некоторые другие известные мыслители.

Достичь истины в процессе познания, каким бы путем это не происходило, невозможно, если отсутствует конкретная цель, которой зачастую является сама истина. Исходя из этого, важно понимать, что в случаях, когда достигнуть истины еще не удалось, человек должен иметь убежденность, в том, что это непременно случится. И здесь разговор уже начинается о вере, что в очередной раз указывает нам на то, насколько объемна и безгранична теория познания, и как трудно описать ее при помощи обывательского языка.

Но цель статьи и не состояла в том, чтобы дать исчерпывающие объяснения теории познания. Нашей задачей было познакомить вас с общими и основными понятиями в гносеологии и коротко передать ее суть. Теория познания играет серьезную роль в познании человеком окружающего мира и себя самого. Она исследует познание и все, что только может быть с ним связано, а таких вопросов, как мы видим, очень много.

Гносеология уже успела пройти немалый путь, но все еще продолжает развиваться, вследствие чего появляются новые концепции, подходы и идеи. И предела этому развитию, вероятнее всего, не будет никогда. Если же вас интересуют более частные вопросы на тему теории познания, вам неизбежно придется обратиться к сторонним источникам, которых сегодня можно найти немало. И уже первые ответы на свои вопросы вы можете получить из этого небольшое видео от кандидата исторических наук Зарапина Романа Валерьевича.

от греч. gnosis - знание, познание и логос) - учение о познании; согласно современному немецкому философу Николаю Гартману, основателю критической онтологии, гносеология - метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической. Гносеологический - относящийся к процессу познания (см. также эпистемология).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГНОСЕОЛОГИЯ

греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект - объект". Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и, соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное развитие, оформляются многие компоненты категориального аппарата классической Г., а попытки обосновать возможность совмещения учения Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции двойственной истины, фактически эксплицитно формирующей идею о парадигмальности познавательных процедур и возможной множественности парадигм, а такие направления схоластики как реализм, номинализм и концептуализм задают различные модели познавательного процесса. Становление опытного естествознания, остро зафиксировав проблему способа достижения истинного знания, инспирировало конституирование оппозиции "сенсуализм-рационализм", а, затем, и "эмпиризм-рационализм" (17-18 вв.). Статус актуальности приобретает проблема активности субъекта в познавательном процессе (Беркли, Юм). Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой классической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии. Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая Г. связывает с "изолированным субъектом". Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены, либо принимать формально-онтологические допущения и принципы ("врожденные идеи" Декарта, "априорные формы" Канта), либо генерализовать категорию "самосознание", придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений Г. и отказу от абстракций "самосознающего" и "изолированного" субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных, иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность ("практика"), культурная норма ("парадигма"), язык и др. Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках Г. занимает методология науки и эпистемология (см. также Наука, Научная картина мира).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Основная проблема гносеологии - это поиски смысла происходящего и истины. Также наука изучает познание в целом - его формы, сущность, теории и метод. В рамках гносеологии рассматриваются религия, искусство , а также феномены опыта, идеологии и здравого смысла. Основной вопрос этого раздела - возможно ли познать мир в принципе? В зависимости от ответов выделяется несколько гносеологических направлений. В своих исследованиях философы оперируют понятиями «разум», «истина», «чувства», «интуиция», «сознание». В зависимости от убеждений, гносеологи ставят во главу угла чувственное, рациональное или иррациональное познание - интуицию, воображение и т.д.

Особенности гносеологии

Эта философская дисциплина очень критична. В первую очередь, она рассматривает соотношение иллюзии и реальности и критикует возможности познания. Критицизм проявляется в обосновании любого направления гносеологии, противопоставляя субъективные представления о мире здравому смыслу. Еще одна черта гносеологии - нормативизм. Философия подразумевает наличие некоторого фундаментального знания, которое определяет все нормы человеческого познания. Для различных направлений гносеологии базой может служить эксперимент, формула или идеальная модель. Следующая черта - это субъектоцентризм. Для всех течений этого раздела общим является наличие субъекта познания. Все различия в философских учениях основаны на том, как этот субъект воспринимает картину мира.
Еще одна особенность гносеологии - наукоцентризм. Этот раздел безоговорочно принимает важность науки и проводит свои исследования, строго следуя научным фактам.

Новейшая гносеология отходит от классических рамок и характеризуется пост-критицизмом, объектоцентризмом и антинаучностью.

Основные направления гносеологии

Среди самых известных гносеологических учений можно выделить скептицизм, агностицизм, рационализм, сенсуализм и трансцендентализм. Скептицизм относится к одному из самых ранних направлений. Скептики полагают, что главное орудие познания - сомнение. Агностицизм также встречается в античности, но окончательно он оформился к новому времени.

Первым философом, рассмотревшим проблемы гносеологии, стал Парменид, живший в Древней Греции в 6-5 веках до н.э.

Агностики отрицают возможность познания в принципе, так как субъективизм мешает объективному пониманию истины. Термин «рационализм» был обоснован Р. Декартом и Б. Спинозой. Они называли разум и здравый смысл орудием познания действительности. Сенсуализм, разработанный Ф. Бэконом, напротив, основывался на познании через чувства. Трансцендентализм был создан, руководствуясь эссе Р. Эмерсона «Природа». Учение проповедовало познание через интуицию и слияние с природой.