Ивашов, леонид григорьевич. Леонид Ивашов: Россия – оккупированная страна Последние статьи ивашова

Биография

Родился 31 августа 1943 года в городе Фрунзе (Киргизия). Отец – (1910–1989). Мать – Ивашова (Ясинская) Евдокия Петровна (1916–1989). Супруга – Ивашова (Бражко) Лидия Ивановна (1956 г. рожд.). Дочь – (1986 г. рожд.), студентка МГИМО.

Корнями биография Леонида Ивашова уходит к декабристу Ивашеву, который был сослан в Сибирь. За ним поехала гувернантка француженка. От их союза ведут Ивашовы свою родословную.
Дед и отец Леонида Григорьевича происходили из Воронежской губернии. Отец – участник Великой Отечественной войны, воевал под Москвой, ранен в 1941 году, после ранения работал на строительстве оборонительных сооружений. Мать родилась в Винницкой области. В 4 года осталась без родителей, о которых ничего не известно, кроме того, что они были раскулачены и высланы в Сибирь.
Детство Леонида пришлось на первые послевоенные годы. В семье было четверо детей. Трудиться приходилось всем, возделывать огород, вести хозяйство. Дети во всем помогали родителям, учились у них трудолюбию, радушию и доброте. Родители детей никогда не наказывали. Иногда мать говорила отцу: «Накажи их!» Отец брал свой солдатский ремень, заводил детей в кукурузное поле, бил себе по ладони, а им говорил: «Кричите, кричите».
Все кругом в ту пору было пронизано духом победы. Будучи сельским гармонистом, Леонид часто играл ветеранам фронтовые песни и был много наслышан о войне как о ежедневном солдатском труде. Во многом благодаря этому в 1960 году, окончив среднюю школу , он решил поступать в Ташкентское высшее общевойсковое командное училище имени.


По окончании училища в 1964 году Леонид Ивашов назначается командиром разведывательного взвода мотострелкового полка в Прикарпатский военный округ. Три года он командовал взводом и в 1967 году был откомандирован для прохождения военной службы в Группу советских войск в Германии, где до 1971 года служил в должности командира мотострелковой роты 35-й гвардейской мотострелковой дивизии под командованием генерала.
В 1968 году в жизнь Леонида Ивашова вошли чехословацкие события. 21 августа с территории Германии его рота вошла в Чехословакию. За несколько месяцев службы в Праге старший лейтенант Ивашов успел почувствовать всю сложность и неоднозначность политической ситуации. По городу волнами прокатывались акции протеста против ввода войск, раздавались возгласы возмущения, требования свободы. По ночам, выезжая на патрулирование, солдаты нередко попадали под обстрелы, обнаруживали склады с оружием, что свидетельствовало о подготовке вооруженных акций. Молодому офицеру не всегда легко было определить свое отношение к происходящему. Именно это время Ивашов вспоминает как свое политическое крещение – момент, когда он начал учиться думать самостоятельно, вырабатывать собственный взгляд на политические события в стране и мире.
После завершения операции офицеры имели право получить статус участников боевых действий, но многие из них, в том числе и Ивашов, отказались сделать это, так как свою службу на территории союзного государства боевыми действиями не считали.
В 1971 году поступил в Военную академию имени. Впервые очутившись в столице, он окунулся в атмосферу, царившую тогда в академии и во многих других московских военных вузах. В среде слушателей академии горячее желание учиться сочеталось со стремлением как можно больше узнать и увидеть. Они не пропускали театральных премьер, регулярно посещали футбольные матчи. Начиная еще с лейтенантской поры Леониду Ивашову повезло: ему доводилось бывать дома у Александра Твардовского, общаться с Михаилом Светловым, другими мэтрами русской поэзии и прозы. Дело в том, что муж тети Леонида Матросов был известным литератором и главным редактором журнала «Советский воин». Прекрасное военное образование – глубокое и разностороннее – давало огромные возможности для развития личности в самых различных направлениях.
По выпуску из академии назначают на должность заместителя командира полка в Таманскую мотострелковую дивизию. Здесь он отвечает за боевую подготовку, за кадровый состав полка. Работа приносит удовлетворение и радость. В 1974 году, когда на учениях в автокатастрофе Леонид получил тяжелые травмы и медицинская комиссия готова была определить его на нестроевую службу, он принимает твердое решение остаться в строю.
1976 год круто изменил жизнь строевого офицера. Его заметили в Министерстве обороны. Новый министр подбирал свежие кадры. 33-летний майор получил предложение войти в его аппарат и 20 декабря 1976 года был утвержден в должности старшего адъютанта министра.
Умудренный опытом работы на государственных постах главным направлением своей деятельности избрал наращивание оборонного потенциала страны. Он практически возглавил и военно-промышленный комплекс, был организатором военного производства, под его руководством динамично шла работа по поиску новых направлений в создании вооружения. не упускал возможности подтянуть своих подчиненных – рассказывал о конструкторах, о том, как создавалась та или иная система вооружения, обязывал присутствовать на коллегиях и совещаниях, где четко просматривались направления военной и военно-технической политики, строительства Вооруженных сил, кадровой работы. Особенно много интересных рассказов слышал от него, сопровождая его во время отдыха.
Работая в аппарате министра, уже имевший к тому времени несколько публикаций на тему подготовки воинских подразделений, ощутил, что ему не хватает определенных знаний. Случалось, например, что Дмитрий Федорович вызывал к себе и поручал: «Найди Непобедимого». – «Дмитрий Федорович, у нас вся страна непобедимая!» – а это, оказывалось, речь шла о конструкторе Сергее Павловиче Непобедимом, который, как и многие другие его коллеги, был закрыт от широкой общественности.
Целенаправленно повышать свой уровень можно было в рамках работы над диссертацией. В порядке соискательства ученой степени кандидата наук Ивашов выбрал тему «Достижение военно-технического превосходства в годы Великой Отечественной войны». Дмитрий Федорович, возглавлявший в годы войны Наркомат вооружения, который выпускал 50% вооружения страны, одобрил выбор своего подчиненного, помог ему получить доступ в Государственный архив народного хозяйства, где он смог познакомиться с уникальными документами.
Успешная защита диссертации состоялась в 1983 году в Институте военной истории.
1 января 1980 года подполковник получает новое высокое назначение – становится начальником секретариата министра обороны СССР. Ивашов чувствовал и недостаток опыта, и высокую степень ответственности, ложившейся на его плечи, и сначала категорически отказывался от предложения занять эту должность. И все же новогодним утром 1980 года, когда, приехав в министерство, не нашел на месте никого из своих помощников, кроме адъютанта Ивашова, он поставил вопрос ребром: «Коммунист ты или нет! Коммунист – значит, справишься!», – и назначение состоялось. 23 февраля было досрочно присвоено звание полковника.
В течение 7 лет руководил аппаратом министра, сохранил этот пост при Маршале Советского Союза, занявшем пост в 1984 году после смерти. В 1987 году министром обороны был назначен. Спустя несколько дней после своего назначения он предложил стать начальником Управления делами и, не откладывая, подписал приказ о назначении.
Управление делами было тем перекрестком, куда стекался весь поток документов в адрес Министерства обороны, министра и его первых заместителей. Оно имело сильную юридическую службу, отдел военного законодательства, получило возможность влиять на многие процессы в Вооруженных силах. Пришлось осваивать весьма тонкую и точную материю – юриспруденцию, чтобы быть на высоте в этой сфере. стал посещать лекции в Гуманитарной академии Вооруженных сил на военно-юридическом факультете. Он находил время для того, чтобы учиться у ветеранов юридической службы, присутствовать на судебных процессах.
23 февраля 1988 года было присвоено генеральское звание. Росло служебное положение, и, что не менее важно, укреплялся авторитет Управления делами. В его активе появилось немало новаций. К примеру, в Вооруженных силах были возрождены офицерские собрания, и первое из них – в Управлении делами. Через совет офицерского собрания формировался коллектив, управление постепенно становилось сплоченной военной семьей. Здесь проходили вечера, концерты, выставки, были и свои поэты (В. Чистяков), композиторы (А. Казьмин), художники, коллекционеры. Частыми гостями были известные в стране люди.
В 1991 году стал генерал-лейтенантом.
Наступил драматический август 1991 года. , как член ГКЧП, был снят с поста и оказался в «Матросской тишине». Некоторое время продолжал возглавлять Управление делами. В сентябре 1991 года была сформирована комиссия по расследованию деятельности ГКЧП в Вооруженных силах, которую по поручению президента возглавил генерал. Юридическая служба Управления делами стала базовой для работы комиссии. Генерал Кобец включил Ивашова в состав комиссии в качестве своего заместителя и ответственного секретаря. Условием своего участия в работе комиссии Ивашов поставил отказ от каких бы то ни было чисток офицерского корпуса и ведение только анализа нормативной базы. Кобец выразил согласие.
Впоследствии стал единственным генералом, который навещал в «Матросской тишине», где тот содержался как обвиняемый по 64-й статье УК РСФСР – измена Родине. Свой взгляд на произошедшее Леонид Ивашов изложил в книге «Маршал Язов: роковой август 1991-го».
В условиях, когда политическая ситуация в стране стремительно менялась, Советский Союз находился под угрозой распада, необходимо было выстраивать новые отношения с республиками. Управление делами, возглавляемое, инициировало создание рабочей комиссии по созданию новой системы законов. Под его руководством активно стали разрабатываться законы о статусе военнослужащего, об обороне, о воинской обязанности и военной службе. Они стали основой для военного законодательства РФ и других республик, у которых не было опыта законотворческой работы.
Возглавляя Управление делами, генерал руководил и процессом разработки законодательных основ для строительства национальных вооруженных сил, управления дезинтеграционными , а затем интеграционными процессами. Необходимы были новая теория, новые концепции, новая стратегия. Решения о разделе вооруженных сил бывших республик принимались на уровне глав государств. Силы общего назначения отходили к республикам, стратегические силы – к России.
В этот период вновь возникшие государства стремились поднять уровень своей независимости. Министрами обороны или председателями комитетов обороны зачастую назначались случайные люди, сотрудничество с которыми затруднялось в связи с их малой компетентностью. После весьма деликатных и сложных переговоров в мае 1992 года удалось подписать договор о коллективной безопасности стран СНГ, действующий до сих пор.
14 февраля 1992 года было принято решение о создании Объединенных Вооруженных сил СНГ. Министром обороны России в мае 1992 года стал. Неся ответственность за законность деятельности органов управления , считал своим долгом в некоторых случаях указывать новому министру, не имеющему опыта работы в Центральном аппарате, на неадекватность и даже незаконность его действий, ссылался на документы, советские нормативные акты , на тот момент остававшиеся в силе. Результатом обострения отношений с вскоре стал уход с должности руководителя Управления делами Министерства обороны РФ. Он дал согласие на рассмотрение своей кандидатуры на пост секретаря Совета министров обороны стран СНГ, созданного 14 февраля 1992 года. Был единогласно избран и в этой должности работал почти до конца 1996 года.
1 октября 1996 года назначается начальником Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ. Будучи знакомым по своей предыдущей деятельности с работой главка, где занимались вопросами всестороннего военного сотрудничества со всеми странами мира, с международными организациями, Леонид Григорьевич с присущей ему ответственностью начал свой труд на новом посту с повышения личной подготовки. Оставив на время работу над докторской диссертацией «Россия на рубеже XX–XXI веков», он занялся проблемой эволюции геополитического развития России, приступил к освоению новой науки – геополитики, без которой невозможна эффективная деятельность на международном поприще, сплошь переплетенном силовыми полями.
Первым шагом нового руководителя Главного управления становится разработка концепции его работы, а значит, концепции международного военного сотрудничества с учетом принципиально новых реалий, когда Россия осталась наедине с США и НАТО без явных союзников. На должность своего советника приглашает Дмитрия Тимофеевича Язова. Несмотря на то что это назначение вызвало негативную реакцию в Кремле, Ивашов не ошибся, настаивая на нем. В работе Главного управления концептуальный подход сыграл важную роль. С высоты своего жизненного, военного опыта любую задачу он формулировал глубоко и аргументированно. Его заслугой стала разработка концепции отношений с Китаем и в целом с Востоком.
Основную цель работы Главного управления видел в усилении безопасности страны. Министры обороны РФ генерал армии, а затем маршал оказались его сторонниками. Они прекрасно понимали, что настойчивой дипломатической работой, активным военным сотрудничеством не только решаются вопросы безопасности общего характера, но и обеспечивается утверждение российских позиций в мире, снижаются масштабы военных угроз, достигается сокращение военных расходов. Неслучайно после некоторых переговоров маршал Сергеев задавал вопрос: «Сколько дивизий мы сегодня сэкономили?»
«Безопасность через сотрудничество» – такой девиз родился и прижился в главке, в соответствии с ним и действовали. Получили динамику военно-интеграционные процессы в СНГ. Завязывались хорошие отношения с генералами и некоторыми военными политиками из европейских стран НАТО, исламского мира, Китая, Индии, других стран мира. При этом отстаивалась жесткая позиция России против продвижения НАТО на восток, пресекались попытки принизить ее роль в системе международной безопасности, создавать ей угрозы.
Постепенно выстраивались гармоничные отношения со многими странами мира, активизировались российские военные представительства в ряде государств. Прилетая в то или иное государство во главе делегации, замечал, как меняется отношение к его ведомству , а с ним и к Министерству обороны России.
Почти за 5 лет службы в должности начальника Главного управления генерал-полковник Ивашов посетил с визитами 58 стран мира, некоторые – неоднократно. Задачей его было изучить во всех подробностях традиции, быт, внешнюю и внутреннюю политику страны, состояние ее вооруженных сил, экономику и социальную сферу, чтобы иметь возможность выстраивать переговорную тактику. Понимание военных аспектов международного сотрудничества формировало представление о мироустройстве, которое в свою очередь позволяло ему двигаться дальше в осознании новых геополитических реалий.
В 1998 году защищает докторскую диссертацию. Главное, что было вынесено им на защиту, – это формула мироустройства, какой она видится в настоящее время, место и роль России, которая может и должна стать государством? 1 в этой иерархии.
Идеи, сформулированные в диссертации, положили начало разработке концепции геополитического континентального союза (Шанхайская организация сотрудничества), основу которого, по мнению Ивашова, могли бы составить 4 государства, представляющих различные цивилизации, – Россия, Индия, Китай, Иран – страны с совершенно разными традициями, устоями, политическими системами, экономическими моделями. Объединяет их и отличает от западной цивилизации преобладание духовных ценностей над материальными, общественных интересов над индивидуальными, не столкновение, а гармония цивилизаций.
С осени 1996 года в рамках своих военных обязанностей оказался глубоко вовлечен в ситуацию в Косове. Он был хорошо осведомлен об истинном положении дел, сложившемся в крае, постоянно общался с высокопоставленными военными и официальными лицами различных стран, в том числе и стран НАТО. Неоднократно встречался с Президентом СРЮ С. Милошевичем, приезжая в Югославию в составе делегаций министров обороны и иностранных дел, возглавляя военные делегации. Участвовал в международных конференциях. Сотрудники его управления работали в миссии ОБСЕ по наблюдению в Косове.
В 1998 году для анализа ситуации вокруг Косова в Главном управлении, возглавляемом генералом Ивашовым, создается специальный аналитический центр. Работа представителей главка в российском посольстве в Белграде активизируется. Идет сбор информации из различных источников для того, чтобы иметь возможность делать объективные выводы о настроениях и планах всех вовлеченных сторон, особенно террористической организации ОАК.
В конце 1998 года Генеральный штаб Министерства обороны РФ и Главное управление имели полную картину происходящего в Косове. Доклады Министерства обороны и Министерства иностранных дел России были представлены президенту.
С началом бомбардировок СРЮ 24 марта 1999 года по инициативе Министерство обороны РФ приняло беспрецедентные для новой России меры в отношении НАТО. Были заморожены контакты в рамках Совета Россия – НАТО, военные атташаты стран альянса в Москве изолированы от контактов с российскими военными, информбюро блока было немедленно выслано из Москвы, военнослужащие РФ отозваны из всех натовских структур и учебных заведений стран НАТО.
Почти ежедневно организовывались пресс-конференции для разоблачения агрессивных действий альянса, в информационный оборот были введены термины и формулировки «НАТО-фашизм», «натовский геноцид», «Европа беременна американской гегемонией» и др.
Одновременно оказывалась моральная, советническая и материальная помощь Югославской народной армии.
Во всех этих мероприятиях находил понимание со стороны Председателя Правительства России, министра обороны, широкой российской и сербской общественности.
Когда по просьбе администрации США спецпредставителем России по урегулированию югославского кризиса был назначен, настоял на своем включении в состав делегации. Черномырдин повел линию на защиту позиции США и НАТО. Генерал Ивашов на одном из заседаний не только резко выступил против агрессоров , но и осудил поведение российского «спецпредставителя» и в знак протеста против предъявления Белграду ультиматума, сделав резкое заявление, покинул зал переговоров.
Во время процесса в Гаагском трибунале над Президентом Милошевичем генерал-полковник, выступая в ноябре 2004 года в качестве свидетеля защиты, так сформулировал свое личное убеждение, совпадающее с официальной точкой зрения российского руководства того времени: «Совет национальной безопасности США еще в 1997 году принял решение провести военную операцию против Югославии. План этой операции был направлен на осуществление очень мощной психологической войны против Югославии, нацеленной на срыв переговоров и дезинформацию международного сообщества о происходящем в Косове, а также подготовить его к неминуемой военной операции.
…Мы пришли к выводу: что касается Союзной Республики Югославия, существовал широкий план разрушения этой страны, план дискредитации политического и военного руководства СРЮ, направленный на отделение Косова от Сербии и Югославии».
Позиция относительно военного присутствия России в Югославии вырабатывалась непросто. Внешнеполитическое ведомство и Министерство обороны РФ первоначально исходили из того, что необходимо занять один сектор – Косовскую Митровицу. Однако, по мнению некоторых опытных военных специалистов, это могло привести к изоляции и потере влияния на ситуацию. В результате был принят вариант присутствия во всех секторах.
В соответствии с заранее выработанной тактикой в серии сложнейших переговоров с представителями США российские военные потребовали выделения отдельного сектора, чему американская сторона категорически воспротивилась.
9–10 июня 1999 года состоялись переговоры с генералами Д. Фогльсонгом и Дж. Кейси в Москве. приступил к переговорам, исходя из ранее согласованных позиций и в соответствии с резолюцией? 1244 о военном присутствии стран–членов ООН и международных организаций в Косове, которая давала России и США равные права. Генерал Фогльсонг заявил, что американская сторона считает ранее согласованные позиции не имеющими силы. Он продемонстрировал документы, согласованные в Пентагоне, где на карте уже были поделены все сектора, и предложил российским военным присутствие в американском секторе одним-двумя батальонами. Ивашов категорически отказался рассматривать этот документ. После того как во втором раунде переговоров американская сторона не предложила никакого иного варианта решения вопроса, Ивашов, прекратив переговоры как бесполезные, заявил, что Россия будет действовать строго в рамках резолюции? 1244, имея в виду равноправие сторон. Журналистам он заявил: «Мы первыми не войдем, но последними не будем!»
После этого в МИДе с участием первого заместителя министра иностранных дел, представителей Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны вице-адмирала, полковника и др. была подготовлена записка президенту, в которой предлагалось еще раз попытаться вывести американцев на конструктивные переговоры, а если это не удастся, предусмотреть одновременный ввод наших подразделений с войсками НАТО. Докладывал маршал. Президент в принципе одобрил это решение.
Незамедлительно штатный батальон из российской миротворческой бригады, находившейся в Угливике – на территории Боснии и Герцеговины, выдвинулся в Косово. Встречали русских солдат восторженно. В душах сербов и сейчас нереализованной надеждой остался этот бросок на Приштину, к которому было привлечено внимание всего мира. Никакие правовые законодательные нормы при этом нарушены не были – Советом Безопасности ООН были делегированы равные права и России, и НАТО.
Опасность для российских солдат была минимальной, так как НАТО, для того чтобы сделать первый выстрел, нужно было принять решение о конфликте с Россией. Ивашов предложил тут же начать работу с Германией, Бельгией, Грецией, чтобы в случае, если этот вопрос будет поднят на Совете НАТО, консенсус не состоялся. Если бы решение о нанесении удара и вытеснении российского батальона с аэродрома Слатина все-таки было принято, то группа уважаемых в СРЮ российских генералов была готова немедленно вылететь в Белград и в течение 2–3 дней югославская армия развернулась бы в косовском направлении. Зная настроения югославских военных, Ивашов понимал, что достаточно одной команды, чтобы ЮНА «разнесла находящиеся там войска НАТО в пух и прах». Перед НАТО вставала угроза наземной операции, которой в альянсе старались непременно избежать.
В контексте этих событий отношение американцев к России становилось иным. Вскоре состоялись переговоры в Хельсинки, где с американской стороны присутствовали госсекретарь М. Олбрайт, министр обороны США У. Коэн и 76 экспертов, с российской стороны – министр иностранных дел и министр обороны, которых сопровождала группа лишь из 8 экспертов. И при таком неравенстве сил российская делегация имела преимущество (стратегический аэродром в Косове был занят российскими войсками), так что ее задача состояла в том, чтобы это преимущество использовать в своих интересах. Было достигнуто то, что запланировано: войска общей численностью 3600 человек были развернуты в 3 секторах.
Небольшая деталь: привлек в малочисленную российскую делегацию 4 надежных журналистов из ИТАР–ТАСС, Интерфакса, РИА «Новости» и «Красной звезды». Работая практически в режиме реального времени, они разоблачали ложь американцев, обосновывали в СМИ позиции РФ. Эта маленькая военная хитрость дала свои плоды. Олбрайт обратилась к с просьбой не допускать выхода в эфир несогласованной информации, ибо она явно ослабляла позиции американской делегации.
В марте 2001 года вслед за назначением министром обороны РФ последовали новые назначения на ряд должностей в Министерстве обороны. На высокие должности назначались люди, не прослужившие в армии ни одного дня. Генерала кадровые перестановки не коснулись. Но еще 13 июня 2000 года 56 высших военачальников Министерства обороны были освобождены от занимаемых должностей указом президента «в связи с его инаугурацией» и допущены к исполнению обязанностей. В июне 2001 года С. Иванов представил к увольнению, и он, как «исполняющий обязанности», не имея юридического права опротестовывать свое снятие с должности, ушел в запас до истечения срока службы.
Еще в 1998 году Леонид Григорьевич был избран вице-президентом Академии геополитических проблем и сосредоточился именно на геополитических исследованиях, затем был приглашен читать лекции по геополитике в МГИМО. Профессором изданы монографии «Россия и мир в новом тысячелетии» (1999), «Россия или Московия» (2002), геополитический очерк «Хоронить не спешите Россию» (2003), опубликовано более 700 статей в различных изданиях.
На Общероссийском офицерском собрании 22 февраля 2003 года он был избран председателем Военно-державного союза России.
– профессор Академии военных наук, действительный член Академии национальной безопасности, действительный член Международной академии «Природа и общество», член Союза писателей России. Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II и III степени, «За заслуги перед Отечеством» III степени, многими медалями СССР и РФ, орденами и медалями иностранных государств.
Главное увлечение Леонида Григорьевича – поэзия. Особо трепетно он относится к творчеству А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Есенина. Многие годы пишет стихи. В 1998 году им написан текст песни «Офицеры России». Совместно с композиторами Н. Шершнем, Г. Лужецким, В. Михайловым созданы циклы песен «Офицеры Содружества», «Офицеры России», «Вставай, Россия», «Лира в погонах». Издан поэтический сборник «И тем я горд, что – русский генерал». Прошло несколько авторских концертов, на которых звучали песни на стихи Ивашова в исполнении Академического ансамбля песни и пляски имени, Ансамбля воздушно-десантных войск и других творческих коллективов. Его песня «Лейтенантский вальс» (композитор Н. Шершень) не раз звучала в Кремлевском дворце, ежегодно исполняется на Поклонной горе в день выпуска офицеров из военно-учебных заведений.
Живет и работает в Москве.

По материалам сайта *****

Имя при рождении: Леонид Григорьевич Ивашов
Род деятельности: военный и общественный деятель
Дата рождения: 31 августа 1943
Место рождения:
Фрунзе, Фрунзенский район, Ошская область, Киргизская ССР
Гражданство: СССР, Россия


Леонид Григорьевич Ивашов (род. 31 августа 1943(19430831), Фрунзе, Фрунзенский район, Ошская область, Киргизская ССР) - российский военный и общественный деятель, специалист в области геополитики, конфликтологии, международных отношений, военной истории. Генерал-полковник запаса (с 2001), Президент Академии геополитических проблем. Доктор исторических наук (1998), профессор кафедры международной журналистики МГИМО. Бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России (1996-2001). Член Союза писателей России.
6 декабря 2011 года Леонид Григорьевич Ивашов заявил о самовыдвижении кандидатом на должность президента России. Однако к участию в выборах его не допустили.

В 1964 году Леонид Ивашов окончил Ташкентское высшее общевойсковое командное училище, в 1974 году - Военную академию им. М. В. Фрунзе. С 1976 года служил в центральном аппарате Министерства обороны СССР, был начальником секретариата Министров обороны СССР маршалов Советского Союза Устинова Дмитрия Фёдоровича и Соколова Сергея Леонидовича. С 1987 года - начальник управления делами Министерства обороны СССР. В 1992-1996 годах - секретарь Совета министров обороны государств СНГ; с августа 1999 года - начальник штаба по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ. В 1996-2001 годах - начальник главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны.
Леонид Ивашов является последовательным противником расширения НАТО на восток. В 2002 году основал и возглавил Военно-державный союз России.

Леонид Ивашов - член Высшего офицерского совета России. В ноябре 2006 года избран председателем монархической организации «Союз русского народа», что вызвало раскол в организации (радикальная часть организации не признала его, назвав избрание «провокацией спецслужб»).

Участие и роль Леонида Ивашова в Косовской операции

С осени 1996 года в рамках своих должностных обязанностей Леонид Ивашов оказался глубоко вовлечен в ситуацию в Косове. Леонид Ивашов был хорошо осведомлен об истинном положении дел, сложившемся в крае, постоянно общался с высокопоставленными военными и официальными лицами различных стран, в том числе и стран НАТО. Неоднократно встречался с Президентом СРЮ С. Милошевичем, приезжая в Югославию в составе делегаций министров обороны и иностранных дел, возглавляя военные делегации. Участвовал в международных конференциях. Сотрудники его управления работали в миссии ОБСЕ по наблюдению в Косове.

В 1998 году для анализа ситуации вокруг Косова в Главном управлении, возглавляемом генералом Ивашовым , создается специальный аналитический центр. Работа представителей главка в российском посольстве в Белграде активизируется. Идет сбор информации из различных источников для того, чтобы иметь возможность делать объективные выводы о настроениях и планах всех вовлеченных сторон, особенно террористической организации ОАК.
С началом бомбардировок СРЮ 24 марта 1999 года по инициативе Л. Г. Ивашова Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) приняло беспрецедентные для новой России меры в отношении НАТО. Были заморожены контакты в рамках Совета Россия - НАТО, военные атташаты стран альянса в Москве изолированы от контактов с российскими военными, информбюро блока было немедленно выслано из Москвы, военнослужащие России отозваны из всех натовских структур и учебных заведений стран НАТО.

Участие и роль Леонида Ивашова в Приштинской операции

В соответствии с заранее выработанной тактикой в серии сложнейших переговоров с представителями США российские военные потребовали выделения отдельного сектора, чему американская сторона категорически воспротивилась.
9-10 июня 1999 года состоялись переговоры с генералами Д. Фогльсонгом и Дж. Кейси в Москве. Л. Г. Ивашов приступил к переговорам, исходя из ранее согласованных позиций и в соответствии с резолюцией № 1244 о военном присутствии стран-членов ООН и международных организаций в Косове, которая давала России и США равные права. Генерал Фогльсонг заявил, что американская сторона считает ранее согласованные позиции не имеющими силы. Он продемонстрировал документы, согласованные в Пентагоне, где на карте уже были поделены все сектора, и предложил российским военным присутствие в американском секторе одним-двумя батальонами. Ивашов категорически отказался рассматривать этот документ. После того как во втором раунде переговоров американская сторона не предложила никакого иного варианта решения вопроса, Ивашов, прекратив переговоры как бесполезные, заявил, что Россия будет действовать строго в рамках резолюции № 1244, имея в виду равноправие сторон. Журналистам он заявил: «Мы первыми не войдем, но последними не будем!»
После этого в МИДе с участием первого заместителя министра иностранных дел А. А. Авдеева, представителей Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны вице-адмирала В. С. Кузнецова, полковника Е. П. Бужинского и др. была подготовлена записка президенту Б. Н. Ельцину, в которой предлагалось еще раз попытаться вывести американцев на конструктивные переговоры, а если это не удастся, предусмотреть одновременный ввод наших подразделений с войсками НАТО. Докладывал Б. Н. Ельцину маршал И. Д. Сергеев. Президент в принципе одобрил это решение.
Незамедлительно штатный батальон из российской миротворческой бригады, находившейся в Угливике - на территории Боснии и Герцеговины, выдвинулся в Косово. Встречали русских солдат восторженно. В душах сербов и сейчас нереализованной надеждой остался этот бросок на Приштину, к которому было привлечено внимание всего мира. Никакие правовые законодательные нормы при этом нарушены не были - Советом Безопасности ООН были делегированы равные права и России, и НАТО.
Опасность для российских солдат была минимальной, так как НАТО, для того чтобы сделать первый выстрел, нужно было принять решение о конфликте с Россией. Ивашов предложил тут же начать работу с Германией, Бельгией, Грецией, чтобы в случае, если этот вопрос будет поднят на Совете НАТО, консенсус не состоялся. Если бы решение о нанесении удара и вытеснении российского батальона с аэродрома Слатина все-таки было принято, то группа уважаемых в СРЮ российских генералов была готова немедленно вылететь в Белград и в течение 2-3 дней югославская армия развернулась бы в косовском направлении. Зная настроения югославских военных, Ивашов понимал, что достаточно одной команды, чтобы ЮНА «разнесла находящиеся там войска НАТО в пух и прах». Перед НАТО вставала угроза наземной операции, которой в альянсе старались непременно избежать.

Политические итоги операции в Приштине

В контексте этих событий отношение американцев к России становилось иным. Вскоре состоялись переговоры в Хельсинки, где с американской стороны присутствовали госсекретарь М. Олбрайт, министр обороны США У. Коэн и 76 экспертов, с российской стороны - министр иностранных дел И. С. Иванов и министр обороны И. Д. Сергеев, которых сопровождала группа лишь из 8 экспертов. И при таком неравенстве сил российская делегация имела преимущество (стратегический аэродром в Косове был занят российскими войсками), так что ее задача состояла в том, чтобы это преимущество использовать в своих интересах. Было достигнуто то, что запланировано: войска общей численностью 3600 человек были развёрнуты в 3 секторах.

Уход с государственной службы Леонида Ивашова

В марте 2001 года вслед за назначением С. Б. Иванова министром обороны России последовали новые назначения на ряд должностей в Министерстве обороны. На высокие должности назначались люди, не прослужившие в армии ни одного дня. Генерала Л. Г. Ивашова кадровые перестановки не коснулись. Но ещё 13 июня 2000 года 56 высших военачальников Министерства обороны были освобождены от занимаемых должностей указом президента В. В. Путина «в связи с его инаугурацией» и допущены к исполнению обязанностей. В июне 2001 года С. Иванов представил Л. Г. Ивашова к увольнению, и он, как «исполняющий обязанности», не имея юридического права опротестовывать своё снятие с должности, ушёл в запас до истечения срока контракта.

Награды Леонида Ивашова

Леонид Ивашов имеет государственные награды СССР, России, Югославии, Сирии и других стран.
Награждён орденами:

* «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II и III степени,
* «За заслуги перед Отечеством» III степени,
o многими медалями СССР и России;
+ орденами и медалями иностранных государств.

Политические взгляды Леонида Ивашова

В статьях и выступлениях последовательно предупреждает об опасностях, которые, по его мнению, грозят России.
Проводимая в современной России политика, направленная на разрыв с традиционными для нашей страны ценностями православно-славянской цивилизации и замену их иными цивилизационными моделями (западной или исламской) является губительной для государствообразующих народов России, в первую очередь - русского народа, ведет к дальнейшему ослаблению и уже в обозримой перспективе - к уничтожению российской государственности. (2004)

ВПК России, как система перестала существовать и на сегодняшний день уже не способен серийно производить и обеспечивать армию современной техникой и вооружением. Наши оборонные предприятия имеют тенденцию к деградации. И это вполне объяснимо, поскольку во всех странах ВПК базируется на общепромышленном развитии государства. К сожалению, современной промышленности в России нет, то и ВПК не может развиваться на современном уровне. Страна усилиями власти готовится к сдаче и капитуляции. (2009)

Библиография (книги) Леонида Ивашова

* Леонид Ивашов - Маршал Язов (роковой август 91-го) (1992)
* Леонид Ивашов - Россия и мир в новом тысячелетии. Геополитические проблемы (2000)
* Л. Г. Ивашов Россия или Московия? Геополитическое измерение национальной безопасности России - М.: Эксмо, 2002. - 416 с. - (История XXI века). - 4100 экз. - ISBN 5-699-01230-3.
* Леонид Ивашов Хоронить не спешите Россию - М.: Яуза, Эксмо, 2003. - 288 с. - (Путь России). - 4000 экз. - ISBN 5-87849-137-0.

У меня, как в детстве, сто тысяч почему? Почему на агрессивные, вполне себе реальные, враждебные действия, моя страна отвечает цитатами из Достоевского и обещаниями ответить ещё более красивыми цитатами?

В Сирии уже не прячась за спины террористов военнослужащие из стран НАТО убивают наших офицеров и солдат, украинские пограничники берут заложников, у России нагло отбирают имущество и т.д., и т.п. Уже достаточно большое перечень «почему». Меня в последнюю очередь интересует, почему они это делают. Меня беспокоит, почему мы не отвечаем? Сколько ещё будет продолжаться это грозное жевание соплей и цитирование классиков мировой литературы?

Полагаю, что не я один не нахожу ответов на, казалось бы, простые вопросы. Предположим, что мне не хватает исходной информации – ну не «вращаюсь» я в высших эшелонах власти, среди действующих специалистов в области международных отношений. Что-то понимаю не правильно… Вот и приходят на ум мысли о предательстве и прогрессирующем параличе власти. Верхи, по разным причинам, не хотят и не могут.

Вот что по этому поводу думает доктор исторических наук, профессор кафедры международной журналистики МГИМО, член Союза писателей России, генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов:

Сейчас мы отступаем

Если американцы что-то запланировали - а именно они спланировали и даже частично профинансировали уничтожение очередного арабского государства, близкого к России, - то они это сделают . Причём работают они, не мудрствуя лукаво - как прошло у них с пробиркой с отравляющими веществами, которую госсекретарь США Колин Пауэлл демонстрировал в Генеральной Ассамблее ООН. И уничтожили государство Ирак. С тех пор фальшивое химическое оружие стало реальным политическим оружием. Как только они говорят о применении химоружия - значит, считай, что будут бомбить. Они ничего доказывать не собираются, они считают себя господами.

И ничего в поведении Запада не изменилось. Они просто какое-то время, когда Советский Союз был силён, учитывали нашу силу, говорили о «демократии», «сдерживании коммунизма». Но те же фашистские методы, которые всемирные ростовщики породили в Германии, в Италии, сегодня опять востребованы, применяются. И делается это лишь потому, что, во-первых, никто не даёт отпор, и, во-вторых, Россия действует непоследовательно. Противник понимает, что наша элита вся в у них петле со своими вкладами, недвижимостью и так далее.

Поэтому мне пришлось говорить 17-го февраля на Общероссийском офицерском собрании именно о таком варианте: они не изменят своим планам. Дали России немножко порезвиться, дали Путину высказаться в отношении своих современных, перспективных вооружений. Но, тем не менее, своего добиваются: реализуют план по расчленению Сирийской Арабской Республики, не уходят с территории Сирии. Не исключено, что добьют президента Башара Асада и поставят марионеточное правительство. Или в провинциях будет несколько правительств, как, например, в Ливии.

А мы на словах грозные, но когда дело касается действительно реального отпора по любому поводу - по поводу Скрипаля, по поводу химического оружия в Сирии и так далее, - всего лишь ограничиваемся заявлением Марии Захаровой . И западники этим пользуются. Первым британский министр иностранных дел Борис Джонсон заявил, что, «если мы обнаружим в Сирии химическое оружие - нанесём удар». Трамп взял на себя миссию развития провокации, заявил, что «асадовцы применили газовую атаку в 30-ти километрах от Дамаска». Это сумасшествие: если оно так было, любой ветерок - и смертоносное облако пошло на Дамаск. Но им не нужно правдоподобия. Израиль взял на себя бомбардировки. Трамп заявляет, Израиль бьёт, и сейчас мы увидим, что те же англичане - возможно, и французы, ещё кто-то - начнут уничтожать те результаты, которых добилась сирийская армия при поддержке российских ВКС.

И следующее, о чём я говорю: обязательно вспыхнет Донбасс. Порошенко подсохнет немножко - и обязательно начнёт эту атаку. Потому что наша власть двуликая. С одной стороны, громкие пафосные речи, президент апеллирует к тому, что у нас есть грозное оружие. А когда приходится давать какой-то отпор и отстаивать свои интересы и интересы наших союзников, мы ограничиваемся или молчанием, или овечьим блеянием в виде протестов, неудовольствий и так далее.

У меня есть обратный пример, как мы отвечали (Министерство обороны) на каждый шаг Запада, когда начали бомбить Союзную Республику Югославию. Первое - выставили все натовские структуры, которые были в России. Второе - запретили военным атташе посещать любой орган Министерства обороны, мы нигде их не принимали. Отозвали всех наших военнослужащих, которые были на учёбе в западных странах, в командировках, на конференциях, и даже представительство в НАТО. Всё отозвали, кроме разведки, из этих стран. И вообще никакого общения не стало. И плюс действовали в соответствии с нормами международного права - правом на коллективную и индивидуальную оборону. Нужно было - бросили батальон на Приштину, нужно было - выдвинули войска к определённым местам, задействовали спецназ, корабли. И тогда американцы стали трезветь. И Клинтон звонил Ельцину - «надо, чтобы военные встречались где-то», и Олбрайт попросила включить переговорный процесс. Наше условие было - прекращение бомбардировок, только потом садимся за стол переговоров.

А сегодня мы заявлять заявляем - и депутаты, и члены правительства, и МИД, и президент, - а делать ничего не делаем. Где реализация заявления, что мы будем сбивать ракеты? Американцы, как и все западники, как Израиль, сейчас просто отстреливают свои старые боеприпасы, старые «Томагавки». Поэтому не нужно радоваться, что многие ракеты не долетают до целей. Их так утилизируют, отстрелять по чужой территории дешевле - вот и всё.

Сейчас мы отступаем. Во всех армиях есть принцип - если противник отступает, то нужно наращивать усилия, его нужно преследовать, его нужно давить, бросать в бой новые силы. Что мы и наблюдаем сегодня на военно-политическом фронте.

А с чисто военной точки зрения можно ли было защитить сирийский аэродром, который сегодняшней ночью был подвергнут атаке? Конечно. Первое - нужно прогнозировать вероятные действия противника. Для этого существует разведка, существуют аналитические структуры, существуют штабы. Нужно понять, что будет делать противник, на каких направлениях, по каким объектам бить. Потом штабы планируют отпор. Плюс всегда нужно иметь в виду, что бить нужно не только по летящим на объект целям, а и по тем государствам, которые предпринимают этот акт агрессии.

Вот Израиль атаковал Сирию. А что, у нас нет рычагов для давления? Даже если боятся бить «своих» под Тель-Авивом, посмотрите, какие у нас рычаги: немедленно прекратить безвизовый режим, выставить отсюда израильского посла, отозвать своего посла оттуда, прекратить всякие контакты. И в конечном счёте можно было нанести ответный удар по тем целям, с которых были запущены «Томагавки» и самолёты-бомбардировщики. То есть рычагов много, желая реального ответа, всегда реагируют комплексно. Политически - созыв Совет безопасности ООН, дипломатически - разрыв отношений и ограничения отношений со странами-агрессорами. Нужно смотреть, чем ответить экономически. И, конечно, реагировать военным путём. Вот тогда нас бы уважали, нас бы слушали. А агрессоры уверены, что, пока у наших депутатов, членов правительства, президентских структур есть недвижимость, огромные счета и в Израиле, и на Западе - ответа с нашей стороны не будет.

Иногда кажется, что мы сталкиваемся не с реальной холодной войной, перерастающей в горячую, а с каким-то грандиозным спектаклем. Не исключено, что представители высших властей России могут встречаться за чаепитием или коньякопитием с представителями так называемого Запада и хохотать над лохами, которых они развели. Западным обывателям втемяшивается в головы, что полковник Кошкина сбежала в «Новичком» в зубах из дома Скрипалей и отравила в Гуте миллиарды мирных сирийцев, перед этим потравив всю Англию, и вообще Россия - это Мордор и империя зла.

Нам же внушают, что на нас ополчился прогнивший Запад (который, впрочем, слаб и скоро самоликвидируется), а мстит он нам за то, что мы «встали с колен». Результат на самом деле виден один - обнищание масс. Возможно, со временем по обе стороны, но пока особенно в России. Потому что какой-нибудь Греф, который служит непонятно какому лагерю, руководит банком, часть которого принадлежит как бы России, а часть JP Morgan Chase. И этот самый Греф всё время отчитывается перед президентом о рекордных прибылях. За чей счёт и кому - прибыли? Силуанов и Набиуллина отправляют из-за бюджетного правила в те же Штаты гигантские деньги. И как прикажете это понимать? Разве не как спектакль?

Мы с вами прекрасно знаем, что если страна вывешивает белый флаг, то победившая страна ставит свою администрацию. И если мы в 1991 году вывесили белый флаг, то поставлена была именно проамериканская администрация. И она находится под жёстким контролем хозяев . И если Путин пытается проявить какую-то самостоятельность, то ему просто не позволяют, если он хочет честно отстоять наши интересы. Посмотрите, президент правительству поручает, приказывает - правительство делает наоборот, потому что начальство Медведева и всей шайки, которая сидит в Белом доме на Краснопресненской набережной, находится не в Кремле, не Путин начальство. Начальство сидит в Белом доме на Потомаке. И «наши» министры безропотно выполняют указания оттуда.

У меня остаётся только один вопрос: Путин действительно хочет помочь России или он в этом спектакле также играет определённую роль? Роль как бы прикрытия - говорит добрые и красивые слова, обещает что-то. А мы видим, куда валится страна и как с ней поступают. И никакой адекватной реакции нет.

Посмотрите, задерживают самолёты Аэрофлота в Лондоне. Почему не арестовать немедленно пять британских самолётов в Москве? Почему высылают наших дипломатов, а мы ходим на рауты, на приёмы в западных посольствах? Почему не ввести жёсткие контроль, наружную слежку за западными дипломатами - и никаких контактов с ними не поддерживать!? Мы этого ничего не сделали. Если сегодня не реагируем, когда враги бьют по Дамаску, по Хомсу, завтра они приучат нас, что мы не будем реагировать, даже если начнут бить по Кремлю. Будет Мария Захарова заявлять протесты - и на этом всё закончится.

Эта власть продажная. Она была поставлена ещё при алкоголике Ельцине и продолжает наследовать ту традицию.

В этом же ряду история с керченскими рыбаками. Реального ответа России ведь так и не было. Люди страдают, люди мучаются в плену - а МИД «выражает беспокойство». А зачем тогда нам мощные вооружённые силы, спецназ, спецслужбы? Да уже бы три или пять украинских судёнышек стояли под арестом, если бы была воля, если бы власть действительно защищала национальные интересы, а не интересы американских банков.

Мы вспомнили Грефа, а посмотрите на «Газпром», «национальное достояние». 27% акций принадлежат Bank of New York, а остальные, которые считаются государственными, расхватало питерское окружение президента. А мы причитаем - «национальное достояние»! Пока будем терпеть - с нами так и будут поступать. По многим направлениям мы оккупированная страна.

2 августа закон США о новых антироссийских санкциях прокомментировал премьер-министр России Дмитрий Медведев. По его словам, он ставит крест на надежде на улучшение отношений между Москвой и Вашингтоном и свидетельствует о начале полноценной торговой войны против России. По его словам, «надежде на улучшение наших отношений с новой американской администрацией - конец».

«Администрация Трампа продемонстрировала полное бессилие, самым унизительным образом передав исполнительные полномочия Конгрессу. - написал российский премьер в своем Facebook.

Премьер-министр уверен, что отношения между РФ и США будут крайне напряженными вне зависимости от состава Конгресса или личности президента, а санкционный режим будет сохраняться десятилетиями, если не произойдет «какое-то чудо».

Жаль, что господин Медведев, очевидно, не читал трудов по основам геополитики, хотя был не только премьером, но даже президентом, не прислушивался к мнению специалистов по геополитике и геоэкономике, которые говорили о вечной вражде со стороны США, в целом англосаксонского мира к России. Это отношение заложено в законе, выведенном Хэлфордом Маккиндером, Альфредом Мэхэном и другими, в основе которого лежит вечное противостояние центров морской и континентальной цивилизаций. Это закон фундаментального дуализма - главный закон геополитики. Суть здесь кроется не в том, что одни хорошие, вторые плохие, а в том, что континентальные народы живут продуктом своего труда, а морские народы, англосакские прежде всего, сформировались как цивилизация, живущая способом добычи. Её представитель идёт добывать сначала моллюсков и рыбу, затем острова, затем колонии. И взгляд англосаксов на Россию - это взгляд как на добычу. «Континентальная стратегия анаконды» адмирала Мэхэна формулирует, что тот, кто контролирует Россию, тот контролирует Евразию, кто контролирует Евразию, контролирует судьбы всего мира. То есть центр мирового господства заложен именно в России. Наша страна интересна противникам и как территориальная основа планеты, и как иной смысл жизни, и как объект добычи для англосаксонского мира. В этом глубинные причины происходящего, а не в идеологии, модели экономики и так далее. Такие идеи реализовывались США и Британией всю наших отношений, начиная со второй половины XIX столетия. Американцы признают Россию и разговаривают на равных (не отменяя свои подлые тайные стратегии) только тогда, когда Россия равносильна США. Другого быть не может. Когда мы слабые, мы - объект их добычи. И фраза Бжезинского: «Россия - это приз победителю в Холодной войне» подтверждает, что США издавна рассматривали нас как собственность.

Почему сейчас американцы ужесточили риторику и санкции? Потому что Россия выходит из подчинения. Мы до последних лет безропотно подчинялись - и в кадровых вопросах, и в экономике, и в идеологии. Хоть её, идеологии, нет, государственная идеология не предусмотрена или даже запрещена Конституцией, но либеральная идеология по факту насаждалась, она присутствует повсеместно, пронизывая все ветви власти. Пока мы всё это безропотно терпели, они даже наших президентов поощрительно хлопали по плечу. Сегодня на Западе видят, что Россия, во-первых, разворачивается в сторону Востока, поскольку наступает эра Востока и эра затухания Запада. Во-вторых, пытается изобразить что-то самостоятельное во внешней политике. Поэтому сегодня и происходит то, что происходит.

Теперь Медведев, любитель «перезагрузки», прозрел и воскликнул: «Надежде на улучшение наших отношений с новой американской администрацией - конец… России объявлена полноценная торговая война… Санкционный режим кодифицирован и будет сохраняться десятилетиями, если не произойдет какое-то чудо». Но Медведев и не только он обязаны были знать всё это и соответственно планировать упреждающие действия российской власти. Это вина правителей, что они, с одной стороны, вроде осуждают американцев, разгадывают их маневры, но, с другой стороны, следуют привычным либеральным курсом, а не курсом планово-стратегического развития страны. Хотелось бы, чтобы за словами, за этими выводами (которые написали Медведеву умные люди или он сам до этого дошёл), последовали конкретные действия, а не бегание с шапкой по кругу за подачками в виде инвестиций.

О каких же мерах говорит сам Медведев? Цитата из Дмитрия Анатольевича: «Что это означает для нас? Мы спокойно продолжим работу по развитию экономики и социальной сферы, будем заниматься замещением импорта, решать важнейшие государственные задачи, рассчитывая, прежде всего, на себя. Мы научились это делать за последние годы». И в резюме коронная медведевская фразочка в стиле «Денег нет, но вы держитесь» всё-таки прозвучала: «Санкции бессмысленны. Мы справимся». Возникает вопрос: действительно ли мы научились за последние годы что-то делать, или здесь Медведев выдаёт желаемое за действительное и на самом деле нам только предстоит ещё учиться всему тому, что он сказал, если мы хотим выжить?

Я сошлюсь на выступление премьер-министра правительства России Михаила Фрадкова от 2005 года. Он тоже говорил примерно то же самое, что говорит сегодня Медведев, призывает к развитию, делает вывод, что, если мы не научимся новым моделям экономики, не перейдём на новые технологии, то будем в рваной фуфайке качать нефть и газ для иностранных компаний и отстанем навсегда. А теперь заглянем в декабрьское 2016 года послание президента Федеральному собранию. Говорит то же самое, добавляет только слово «цифровая» к «экономика», опять призывы «нам нужно переходить». То есть за 11 лет с момента выступления Фрадкова и до послания президента практически ничего в экономике сделано не было. Не построены даже газоперерабатывающие комплексы, те мощнейшие комплексы, которые Иран создал в период санкций и теперь не просто продаёт газ за рубеж, а продаёт его в виде полимерных материалов. Мы этого не научились делать. Мы не построили новые нефтеперерабатывающие комплексы, чтобы действительно не сырую нефть гнать за рубеж, а высокотехнологические масла и другие жидкости. У нас, если где-то обозначается прорыв (как в авиационной промышленности), то это не системный прорыв. Заявили «Суперджет-100», собрали на 85% из узлов и агрегатов Аэрбаса и Боинга, выдаём за свой самолёт, гордимся, что подписываем контракты, но авиастроение как система гибнет. Сегодня деградируют практически все отрасли народного хозяйства. Мы не переходим на высокие технологии.

Поэтому господину Медведеву надо бы подавать в отставку с покаянием и уходить. Дать возможность раскрутить нашу промышленность на уже современных моделях тем, кто способен это делать. Медведев и его правительство не способны. Они полностью доказали свою беспомощность, они успешны только в набивании собственных карманов и в разорении народа. Правительство для наполнении бюджета не развивает экономически эффективные модели производства, а всё больше и больше перекладывает фискальные и любые программы на плечи простого человека. Возьмите любую сферу жизнеобеспечения - и коммуналка, и вода, и газ - всё дорожает. Вот чему научился Медведев со своим правительством - давить на население страны, перекладывать деньги из народных карманов в свои. У Медведева нет ни стратегической программы развития страны, ни даже технологии развития отдельных отраслей.

Понятно, что американцы боятся не Медведева, Силуанова и Набиуллину - это их, так сказать, служащие. Субъективно, может быть, это не так, но объективно - несомненно так. Не думаю, что они боятся и Путина, потому что все семнадцать лет президентства и премьерства Владимира Владимировича в целом тоже соответствовали положениям Вашингтонского консенсуса. Но они боятся русского духа, где, как в яйце, заложено будущее развитие и величие Руси. Сейчас я нахожусь в Крыму, в Партените. Это место с древними преданиями и археологическими находками первых веков христианства. Но и в античное время там действовали тавроскифы, бивали вояк тогдашнего Запада. Вот их боятся - наших древних христианских подвижников и дохристианских ратников. Если вы подниметесь от Партенита и немножко продвинетесь на запад, будет посёлок Гаспра, где жили Лев Толстой и Максим Горький. Их русофобы тоже боятся. Если вы двинетесь на восток, то попадёте в Коктебель, где жил Максимилиан Волошин, один из творцов величайшей литературы XX века - русской. Рядом, в Старом Крыму и в Феодосии, жил Александр Грин, опасный для «цивилизаторов» воспеванием мечты и мастерской издёвкой над богачами. В Коктебеле на горе Клементьева начинал свою великую деятельность отец нашей космонавтики Сергей Королёв. В Крыму хорошо видно величие русского гения, так как сконцентрировано на небольшой территории. Именно этого гения и боятся. И все дальнейшие усилия тех же США, как авангарда Запада, будут направлены на подавление нашего научного, художественного и прочего гения. Боятся русского космизма, русского устремления, мощного рывка, который совершается тогда, когда выдвигается такая идея развития, ради чего стоит развиваться. Нам нужно знать, ради чего жить - перестроить мир, как это было в годы социализма, первыми достичь космических высот. Совершить нечто такое, что интересно, важно и полезно для всего человечества. Указать даже направление развития человечества. Вот этот наш русский размах, конечно, вызывает тревогу на Западе.

Я помню 1999 год и встречу с только что ушедшим с поста министра обороны США Уильямом Перри. Я его упрекнул: «Вы не рационалисты, хотя вас так называют. Россия сегодня слаба. А вы движете НАТО к нашим границам, запускаете программу высокоточного . Что это означает? Ведь вы понимаете, что Россия сейчас вам не соперник». И он вдруг сказал такую фразу: «Я не считаю себя лучшим знатоком советской истории, я просто всю научную жизнь этим занимаюсь, но и у меня есть чёрные дыры в вашей истории. Мне непонятен период с 1921-го по 1941 год. Ваша страна совершила такой рывок, как ни один народ в истории человечества». Вот чего они боятся.

И, конечно, сегодня на тактическом уровне в среднесрочной перспективе в Вашингтоне и особенно в Нью-Йорке очень боятся, что господин Медведев будет свергнут со своего поста. Что Путина также подвинут, и придут люди действительно с русским космизмом в душе. Поэтому я не исключаю, что статья Медведева была писана или инициирована именно из США, чтобы он ещё долгое время оставался председателем правительства, гробил страну и обслуживал со своими корешами интересы США.

Если суммировать, в статье Медведева есть посыл для внутреннего пользования: «Америка назвала нас врагом, мы всё это видим, мы всё понимаем, мы глаз не закрываем, мы будем действовать». А для внешнего пользования ключевая фраза: «Мы спокойно продолжим работу по развитию (читай: деградации - Л. И.) экономики и социальной сферы». Эти слова выдают уже страх Медведева и ему подобных перед любыми реальными изменениями. Будьте, господа за океаном, спокойны. Будем говорить резкие слова, но действовать будем так, как вам выгодно, так, как вам угодно.

– Леонид Григорьевич, по сути, геополитика – это контроль над территориями. Какова же сейчас геополитическая обстановка вокруг России?

– Можно ответить одним словом: критическая. Но России, наверное, необходимо пройти через эти испытания, чтобы очиститься, определить своё место и понять, наконец, каким мы хотим видеть мир в XXI веке, какие задачи должны решать, чтобы он гармонично развивался. России нужно определиться и со своей перспективой.

Я прекрасно понимаю, что ничего случайного в природе не бывает. У любого элемента живой системы есть своя полезная функция для поддержания гармонии. Социум не может жить разбалансированно. У каждого народа – своя миссия, у каждой цивилизации – своя функция. У России она особая – это центр, связывающий Запад и Восток, и миссия нашей страны примирительная. Россия всегда останавливала претендентов на мировое господство. Нам не нужно никого захватывать, колонизировать, уводить в рабство. В России живут около двухсот народностей, соединяя интересы, обогащая друг друга. У каждого маленького этноса – неповторимые черты характера, знания и культура. Это и есть наше подлинное богатство – единство в многообразии. Мы самые сообразительные, самые стойкие. Мы носители уникального мироустройства.

– Вероятно, это и вызывает зависть наших западных соседей?

– Конечно. Россия – духовный центр, объединяющий народы. А Запад – так называемая антицивилизация, хищник, привыкший жить добычей. Если Россия всегда развивалась за счёт своего труда, то англосаксы и американцы, которых называют ещё морской цивилизацией, кормятся за счёт добычи. Их цель отнять то, что они не сеяли и не сажали. Поэтому Россия для Запада – главный объект добычи. И не потому только, что мы очень богаты природными ресурсами и территориями, у нас – совершенно иной смысл жизни. Мы – независимая цивилизация.

На Западе уже во второй половине XIX – начале XX столетия сформировались чёткие геополитические воззрения в отношении России. Англосаксы всё время искали формулу мирового господства, они захватили всё морское пространство планеты, колонизировали целые континенты. Но как добиться контроля над Евразией? Хэлфорд Джон Маккиндер, британский геополитик, в 1904 году нашёл ответ на этот вопрос. Он говорил: «Кто владеет Восточной Европой – тот контролирует Хартленд, кто контролирует Хартленд – тот контролирует Евразию, кто контролирует Евразию – распоряжается судьбами мира». Хартленд – это Россия. Получается, контролируя нас, они контролируют весь Восток.

– Но как можно было тогда поставить Россию под контроль?

– Нас втянули в золотой эквивалент, посадив в финансовую долговую яму, – вот и всё. Против России постоянно разжигали войны. Способ победить непокорную страну нашёл американский адмирал Мэхэн. Его стратегия «Анаконда» подразумевает сдавливающую политику. Нас пытались не пускать в Мировой океан, ограничивали торговлю. А сейчас стратегия Мэхэна проявляется в виде санкций, политики сдерживания нашего государства. В работе Мэхэна «Морская мощь» есть интересное выражение: «Нам нужно занимать полосу между тридцатью и сорока градусами северной широты и с этих позиций выдавливать русский народ к Северу, где по законам природы он не избежит своей участи». Это 1890 год! Уже тогда они пытались контролировать район Северного Кавказа.

– А теперь блок НАТО пытается контролировать нас, сжимая в железных тисках…

– Американская политическая стратегия сегодня ни на йоту не отошла от прежних инструкций. Я не раз бывал по службе в США. В библиотеке Конгресса книга адмирала Мэхэна пользуется невероятной популярностью не только у политиков и военных, но и у простых американцев. Её переиздавали много десятков раз. Все их санкции против нас выстроены в соответствии с этими теориями и стратегиями.

– Как же нам быть в такой ситуации? Действовать, как они?

– Ни в коем случае! Военная сила нужна, чтобы сдерживать аппетит недругов. Нам же необходимо, во-первых, определиться: каким мы хотим видеть мир в будущем? Нужна геополитическая доктрина. Если мы обратимся к внешней политике послевоенного СССР, то найдём ответ: мир должен быть устроен по справедливости, для каждого народа и каждого человека в отдельности. Вот что объединило народы России в своё время. В советский период любой простой человек, имея талант, мог пробиться. К примеру, проживая на Дальнем Востоке, будущий академик Георгий Флёров, а тогда простой сержант Советской Армии, описал в письме теорию термоядерного синтеза. Конверт подписал на имя товарища Сталина. Через два месяца Флёрова уже встречал в аэропорту будущий академик Андрей Сахаров, потом его отправили к Игорю Курчатову. Все наши гениальные конструкторы вышли из глубинки, из народа. А теперь подумаем: возможно ли простому талантливому человеку пробиться сегодня? Очень сложно. Поэтому давно пора определиться, какую Россию мы строим и будем ли участвовать в этом строительстве. Нашему духу чужды воровские, американско-разбойнические понятия. Русские жаждут справедливого мира.

– Мы пошли на Восток, налаживаем тесные отношения с Китаем. Это правильный курс?

– Нам нужно выстраивать долгосрочную стратегию сотрудничества с этой великой страной, но при этом чётко определить свои интересы. Да, мы нуждаемся в их инвестициях. Но Поднебесная строит социализм и пропагандирует его идеи по всему миру. Что будем делать мы: подражать? Для Китая капитализм – геополитический противник, и если мы не поменяем что-то в своей экономической модели, то он будет смотреть на нас как на врага, с которым рано или поздно придётся разделаться. Это восточное государство реализует свои общенациональные интересы. Простой народ в России для него не является объектом добычи, слишком небогато мы живём. Китай интересуют капиталы, то есть наши долларовые миллиардеры. С 2014 года сотня богатейших людей России на треть увеличила свои доходы. В такой ситуации стране будет сложно выстраивать долгосрочную стратегию с Поднебесной.

– Военные слухи будоражат сознание людей. Не урегулированы отношения с Украиной. Случится ли открытое противостояние?

– Я скажу циничную вещь, быть может, меня не поддержат ваши читатели. Но если бы в конце 80-х против нас совершили акт военной агрессии, Советский Союз был бы сохранён. Народ всегда консолидируется во время внешней угрозы – так заложено в нашей традиции. И поэтому, я полагаю, американцы военную силу не применят. Они используют фактор мягкой силы, или по-другому – гибридную войну, которую они сейчас активно ведут во всех сферах российской жизни. Даже компаниям из третьих стран мира Америка запрещает сотрудничать с нами. Закон о санкциях мощным катком едет по нашей экономике. Ведь большинство стран мира зависимы от мировой финансовой олигархической системы, от американского доллара.

– Леонид Григорьевич, и всё-таки, думаю, в военные действия мы давно втянуты. В Сирии гибнут уже не только рядовые, но и генералы…

– В Сирию мы вошли правильно. Ведь что такое полтора миллиарда мусульман? В мирное время это красивейшая цивилизация. Но западные спецслужбы запустили патологический процесс: они исказили ислам, надругались над Кораном, и теперь терроризм – это угроза номер один в мире. Нам просто необходимо защищаться самим и защищать мир. Мы обеспечиваем примирительный процесс, но в условиях войны. Поэтому и жертвы неизбежны. Наши ребята погибают, защищая мир на земле. Они герои.

– Вы сказали, что наш народ консолидируется вокруг внешней угрозы, а какие внутренние задачи способны его объединить?

– Нам надо строить мощное государство. Олигархическая корпорация должна знать своё место и не давить на государственный аппарат. В третьей статье Конституции Российской Федерации написано, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ России. На самоуправление и нужно делать ставку.

Недавно прошёл съезд патриотических сил, и там были представители всех профессий из многих регионов страны. Делегаты решили: пора самим обустраивать жизнь. Образно говоря, не стоит ждать барина, который приедет и всё рассудит. Народ должен самостоятельно контролировать, где, к примеру, создать кооператив или народное предприятие, а какой бизнес людям не нужен, поскольку приносит вред. Другого пути, кроме объединения, у нас просто нет. И этот процесс уже запущен.

– Надеюсь, 2017-й закончится более спокойно, чем 1917-й…

– Думаю, что кровопролитие никому не нужно. Да и кто пойдёт воевать? И за что? Кругом частная собственность. В мире всё сбалансировано. Устраивать ещё один передел со страшными, непредсказуемыми последствиями? Мы уже это проходили. Но жизнь всё расставит по местам…