Храм божьей матери на красной площади. Собор казанской иконы божией матери на красной площади

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) - восстановленный православный храм, расположенный на углу Красной площади и рядом с . Имеет достаточно витиеватую историю, восходящую к Московской битве 1612 года и изгнанию из Москвы польско-литовских интервентов.

Первый деревянный храм на этом месте был построен ещё в 1625 году на деньги Дмитрия Пожарского, затем отстроен в камне в 1636 году. Пройдя через ряд реконструкций разных лет, в 1936 году был снесён. Современное здание храма построено в 1990-1993 годах по проекту архитектора Олега Журина, предположительно храм воссоздан в первоначальном облике.

Однокупольный храм включает 2 придела (северный - в честь святых Гурия и Варсонофия, южный - священномученников Ермогена и Тихона, патриархов Московских), повторяющих формы основного объёма в миниатюре, и изящную шатровую колокольню, которые соединяются галереей, опоясывающей здание с 3 сторон. Фасады оформлены в духе русского узорочья; особенно привлекают внимание ряды килевидных кокошников разного размера, которые скрывают переход от основного объёма здания к барабану главы. Над главным входом со стороны Красной площади размещены мозаичные иконы Богородицы и Христа, на фасадах со стороны Никольской улицы - Богородицы и Ермогена, патриарха Московского. Киот на восточном фасаде украшен мозаичным образом Георгия Победоносца.

История Казанского собора

Храм имеет славную историю, восходящую к Московской битве 1612 года и изгнанию из Москвы польско-литовских интервентов Вторым народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Список с иконы Казанской Божией Матери сопровождал ополчение при походе на Москву, и когда его войска сумели взять Китай-город и отбить Кремль у польско-литовских интервентов, Дмитрий Пожарский, согласно городской легенде, дал обет построить в честь победы храм.

Первый деревянный храм был построен на этом месте в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. В 1636 году его отстроили в камне по указу и на средства царя Михаила Фёдоровича; несмотря на достаточно скромные размеры, храм стал одной из главных церквей Москвы.

В 1760-х годах Казанский собор реконструировали на средства княжны Марии Долгоруковой, были снесены приделы, а в 1802 году по резолюции митрополита Платона была снесена шатровая колокольня, взамен которой возвели новую двухъярусную. В 1865 году здание "обновили": фасады переоформили в классическом стиле по проекту архитектора Николая Козловского, а колокольню надстроили третьим ярусом. Изменения в облике храма пришлись по душе далеко не всем - современники сравнивали его с "типовыми" сельскими церквями, отмечая, что его внешний вид не соответствует роли одного из главных московских соборов.

После Революции 1917 года и установления советской власти, в 1925-1929 годах храм начали реконструировать по проекту архитектора Петра Барановского с целью воссоздания его изначального вида, однако, в 1929 году было принято решение о сносе, так как культовое сооружение не соответствовало новому назначению Красной площади как месту торжественных мероприятий светского Советского Союза. Узнав о сносе, Барановский поручил провести тщательные обмеры здания, чтобы в будущем оно могло быть восстановлено; в 1936 году собор снесли. На его месте был возведён павильон в честь III Интернационала, затем здесь разместился общественный туалет.

В 1989 году Моссовет постановил восстановить "памятник воинской славы", и в 1990-1993 годах Казанский собор был вновь возведён по проекту архитектора Олега Журина, одного из учеников Барановского, став первым из полностью утраченных в советские годы храмов, воссозданных в первоначальных формах. Храм был открыт 4 ноября 1993 года, уже после распада СССР.

В настоящее время Казанский собор - действующая православная церковь, в стенах которой проходят службы. Тем не менее, будучи частью ансамбля Красной площади и одной из популярных , церковь хорошо известна в том числе и сторонникам других религиозных течений - как восхитительный памятник архитектуры.

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади находится по адресу Никольская улица, 3 (на углу Красной площади и Никольской). Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии, "Театральная" Замоскворецкой и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.

Собор Казанский иконы Божьей Матери входит в кремлевский архитектурный ансамбль столицы. Здание храма сравнительно небольшое, но его архитектурное и историческое значение в православном мире огромное. Появление собора неразрывно связано с именем национального героя Дмитрия Пожарского и освобождением города от польско-литовских войск.

История известной Казанской иконы Божьей Матери

Икона Казанской Божьей Матери в православии почитается больше других. Чудотворным действием обладает не только оригинал образа, но и его списки. По всему миру распространено множество копий святыни, и все они находятся в особом почете у христиан.

Появление Казанской иконы Божьей Матери связано с интересной историей, произошедшей в XVI веке, которую можно назвать чудом. В 1579 году в Казани случился страшный пожар, которым были уничтожены все деревянные строения города. В ту же ночь десятилетней дочери местного купца Матроне в сновидении явилась Богородица. Она попросила девочку сходить на пепелище и отыскать там ее икону. При этом Божья Матерь указала точное место, где находится образ. Утром Матрона рассказала о видении родителям. Те посоветовались со священником Ермолаем и решили проверить правдивость детских слов. И, на самом деле, под обгоревшими головешками икона Божьей Матери как будто ждала, когда ее найдут. Образ был завернут в вишнёвое сукно и совершенно не тронут огнем. Изображение Богородицы на доске из кипариса выглядело как новое.

Чудотворную силу иконы христиане заметили уже в первые дни. Слепые люди, припадавшие к образу, начинали видеть, глухие – слышать. Больные мигренью избавлялись от страшных болей.

После случившихся исцелений духовенство города решило сделать несколько списков. Первый был отправлен государю Ивану Грозному. Остальные списки передали в дар церквям, находящимся в разных городах Руси. Икона хранилась в приходах и почиталась более остальных образов. В честь неё было возведено множество соборов и монастырей.

История московского собора

Первая Казанская церковь в Москве была предназначена для хранения чудотворной иконы. Денежные средства на ее строительство были пожертвованы князем Дмитрием Пожарским. Чудодейственная сила иконы помогла освободить захваченную Москву и одержать верх над польско-литовскими захватчиками. До строительства собора святыня находилась в церкви на Лубянке. Икона была перенесена в деревянный приход рядом с Красной площадью в 1625 году. Через 9 лет храм был полностью уничтожен огнем, но образ удалось спасти.

Строительство храма

Закладка нового каменного храма произошла в 1636 году. Деньги были выделены из государственной казны по приказу царя Михаила Федоровича. Шатровую колокольню пристроили с северо-западной стороны от основного здания. Освящение храма проводилось в присутствии государя самим главным патриархом Москвы Иосафом I, отчего церковь сразу получила высокий статус.

Через одиннадцать лет Казанский собор расширили, пристроив боковой придел. Его освящение в 1647 году проходило в присутствии царя Алексея Михайловича. Придел освятили в память о чудотворцах Казани Гурии и Варсонофии.

В XVIII-XIX вв. здание собора подвергалось многократной реконструкции. Княгиня М. А. Долгорукова в конце 1760-х годов сделала пожертвования на нужды церкви. На эти деньги здание отремонтировали, обветшавший придел Гурия и Варсонофия разобрали. По периметру здания были сооружены лавки для городской торговли. Там продавались свечи, яблоки и выпечка.

Деятельность в XIX веке

В начале XIX в. дело дошло до колокольни. В 1802 году разобрали старое сооружение. Через три года на другом месте возвели новую колокольню в два яруса.

Во время войны с Наполеоном для Казанского собора наступили тяжелые времена. Перед приходом французов протоиерей Мошков успел вынести и спрятать икону Казанской Божьей Матери. Когда войска противника захватили столицу, все храмы подверглись осквернению и были разграблены. Собор Казанской иконы Божьей Матери не стал исключением. Французы выбросили из здания престол и положили на его место убитую лошадь.

Очередной переделке храм подвергся спустя шестьдесят лет. На колокольне появился третий ярус. Фасад собора отделали в классическом стиле церквей того времени. Духовенство храма было недовольно новым обликом, считая, что здание стало похоже на обычную сельскую церковь.


После революции жизнь в Казанском соборе изменилась. Богослужения некоторое время продолжались, потом их запретили. Осенью 1980 г. из храма выкрали главную святыню – икону Божьей Матери.

В 1920 году нашелся инициатор, который решил вернуть фасаду первозданный вид. Это был известный реставратор П. Д. Барановский. В 1929 г. стены собора преобразились, были восстановлены килевидные кокошники. Реконструкции здания было не суждено завершиться, так как советские власти приняли решение о его сносе. Собор мешал проведению тожественных мероприятий на Красной площади. Барановский в срочном порядке сделал необходимые замеры здания и зафиксировал их на бумаге. Впоследствии эти чертежи помогли воссоздать точную копию храма.

В начале 30-х гг. Казанский собор закрыли, устроив там столовую. Через некоторое время здание отдали Метрополитену. В церковном здании стали хранить мрамор для отделки метро. В 1936 г. происходила глобальная перепланировка Манежной площади, и храм был полностью снесен. На этом месте построили павильон, а затем открыли летнее кафе с фонтаном по центру. Последней «изюминкой» стало строительство общественного туалета.

Восстановление храма

построен для Казанской иконы Божией Матери царем Михаилом Феодоровичем Романовым в ознаменование чудес от этого образа, совершившихся при освобождении Московского гос-ва от иноплеменников в 1612 г.

История престола

История освящения храмовых престолов в честь Казанской иконы Божией Матери начинается со времени отправки царю Иоанну IV Грозному списка иконы, явленной в 1579 г. в Казани: царь дал средства из царской казны и повелел поставить на месте явления иконы церковь и устроить девичий мон-рь (см. ст. Казанский Богородицкий мон-рь). В 10-х гг. XVII в. особую роль в прославлении Казанской иконы играл предводитель Второго ополчения кн. Дмитрий Михайлович Пожарский. Он поместил Казанскую Московскую икону Божией Матери (см. в ст. Казанская икона Божией Матери) в своей приходской Введенской ц. (угол Лубянки и Кузнецкого Моста; не сохр.); в ней празднование иконе совершалось с 22 окт. 1613 г. В приделе Введенской ц. не позднее 21 окт. 1617 г. был освящен (впервые в Москве?) престол в честь Казанской иконы Божией Матери. С венчанием на царство Михаила Феодоровича икона вошла в круг святынь царской семьи и заметно выделялась среди многочисленных чудотворных образов. 22 окт. 1632 г., на «осеннюю Казанскую», икону из Введенской ц. кн. Пожарского переместили ближе к Кремлю, в любимую царем Введенскую же ц. («Златоверхие, что в Китае городе»). В кон. 1632 - нач. 1633 г. по указу царя Михаила Феодоровича была освящена отдельная деревянная ц. Казанской иконы Божией Матери, «что в Китае городе у стены», «меж Ильинских и Никольских ворот» (ладан на освящение выдан 17 дек. 1632).

Храм был соборным, со статусом «против соборные церкви Олександра Невского что в Кремле городе на площади»; в деревянном соборе служили мн. буд. соборяне каменного храма (напр., свящ. Василий Афанасьев, диак. Петр Маркелов). Храм «у стены» сгорел 25 апр. 1634 г., поэтому в окт. 1634 г. клир был переведен во Введенскую «Златоверхую» ц. Затем состав клира без изменений перешел в каменный храм на Красной пл.

Место для каменного собора выбрали в незастроенном сев.-вост. углу Красной пл., против Никольских ворот Кремля, выше Неглименских ворот Китай-города, у начала Никольской ул. («Никольского мосту»), на «крестце» (перекрестке) возле каменного (1596) Ножевого ряда. Раскопки показали, что земля под будущей площадью обрабатывалась уже в XII в.; в XIII в. здесь стояли жилища и хозяйственные постройки. В кон. XV в. перестройка Кремля затронула и площадь, с напольной стороны ее очистили от построек и вымостили булыжником. До сер. XVI в. этот «плац» сохраняли, но к концу столетия севернее «крестца» стали появляться торговые и адм. постройки. Здесь и начали, вероятно, в 1632 г. строительство каменного собора.

В соборе молилась царская семья и особо торжественно праздновали день освобождения столицы - 22 окт. (8 июля, на «летнюю Казанскую», царь обычно в соборе не бывал). Единственный придел был освящен во имя равноап. Аверкия Иерапольского, память к-рого приходится на 22 окт.; к 1636 г. ранее не столь известный на Руси епископ фригийского г. Иераполя стал св. покровителем первых Романовых.

Источники единогласно относят собор к числу царских построек: из царской казны шло жалованье причту (наравне с жалованьем причту Верхоспасского собора Кремля); от царя за организацию строительства получили награды руководители Приказа каменных дел С. Глебов и Н. Петров; царская семья сделала вложения в храм (2 колокола, в надписи на одном из них, главном, упом. царь Михаил Феодорович, царица Евдокия Лукьяновна и их дети; в надписи на 2-м упом. только царь; украшенный драгоценностями образ Спасителя с предстоящими прп. Михаилом Малеиным и сщмч. Феодором, тезоименитыми святыми царя Михаила Феодоровича и его отца патриарха Филарета).

В 1649 г., в царствование Алексея Михайловича, по царскому указу позолотили царские двери; по заказу царицы Марии Ильиничны в Оружейной палате сделали серебряную водосвятную чашу. Богатые вклады стали поступать и от частных лиц. В синодике собора (начат при царе Алексее Михайловиче) названы знатнейшие, родовитые бояре (имя кн. Пожарского не приведено, т. е. К. с. оставался исключительно царским). С 1646 по нач. 50-х гг. XVII в. царь Алексей Михайлович в празднование «осенней Казанской» обычно стоял в К. с. не только литургию, но и вечерню кануна и всенощное бдение. Алексей Михайлович посещал собор и на «летнюю Казанскую», в первые неск. лет царствования бывал «неотступно у всех праздников» в К. с., воздвигнутом его отцом и дедом. Он присутствовал на освящении в К. с. нового придела - во имя святителей Гурия и Варсонофия Казанских, к-рое прошло 3 и 4 окт. 1647 г. (4 окт., в день памяти Казанских святителей, царь бывал в приделе до 1649, а после рождения 1-го сына царевича Димитрия 21/22 окт. 1649 - только 22 окт., на праздновании «осенней Казанской» и памяти равноап. Аверкия Иерапольского).

В 60-х гг. XVII в. статус К. с. повысился, имена его протопопов писали выше имен протопопов Черниговского и Александровского соборов Кремля и собора Покрова на Рву. В собор ставили видных и близких ко двору священнослужителей. Литургию совершал патриарх или митрополиты, крестные ходы в К. с. становились более торжественными. Так, в 1660/61 г. ход из Успенского собора, ранее состоявший только из действа на Лобном месте и процессии в собор, стал включать проход по стенам города (сначала в оба праздника, с 1678 «токмо на Аверкиев день») и пещное действо.

Почитание К. с. как места чудотворений от Казанской иконы Божией Матери отражено в популярном в Москве в XVII в. «Сказании о Савве Грудцыне», повествующем о чуде Божией Матери - избавлении грешника Саввы от проклятия во время праздничной («на летнюю Казанскую») литургии в соборе.

К. с. объединил дворцовое пространство кремлевских теремов и посадское знатных землевладельцев, простых торговцев и ремесленников. С этим собором связан ряд обычаев городской жизни: здесь приводили московских купцов к очистительной присяге (процедура включала благовест с колокольни); рядом помещалась «яма» (тюрьма для должников) и стояли искавшие службы подьячие «от Казанской». У К. с. пересекались 2 центральные улицы и кипела торговая жизнь главной площади, встречали послов; в 1687/88 гг. вблизи собора построили род батареи («раскат») с 2 пушками; в сев.-зап. углу церковного участка традиционно торговали церковной утварью, книгами, гравированными изображениями религ. тематики.

Л. А. Беляев

Архитектурная история собора

Зодчий храма неизвестен (возможно, подмастерье каменных дел Обросим (Амвросий) Максимов, чье участие в строительстве до 1638 документально подтверждено).

Архитектура храма соответствует архитектуре московских церквей 30-х гг. XVII в., причем аналогичные здания были построены в Китай-городе, т. е. недалеко от К. с. Собор отличается сдержанностью архитектурного решения. Крупный бесстолпный четверик (стороны снаружи 12,5 м (север-юг) и 13,5 м (запад-восток), внутри 9 и 9,2 м соответственно) с одной массивной апсидой был лишен подклета, перекрыт сомкнутым сводом (информация об этом содержится в записях П. Д. Барановского) и увенчан «горкой кокошников» и световой главой. Одновременно с собором были построены сев.-вост. придел, галереи и колокольня.

Бесстолпные храмы получили распространение в XVI в., но перекрывались преимущественно крещатыми сводами, реже - коробовыми сводами с поперечной распалубкой. Сомкнутые своды для перекрытия бесстолпных церквей использовались крайне редко и только в очень маленьких помещениях (один из немногочисленных примеров - придел мч. Диомида трапезной ц. Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале, кон. XVI в.). В бесстолпных храмах XVII в., как правило, возводился сомкнутый свод. К. с., если сведения Барановского верны,- один из первых храмов, где использовали сомкнутый свод для перекрытия бесстолпного пространства главной церкви и, следов., являлся примером раннего применения этого типа, впосл. широко распространенного в храмостроительстве на протяжении более чем 70 лет. Др. пример использования сомкнутого свода - ц. Св. Троицы в Никитниках (30-е гг. XVII в.). Вероятно, сомкнутым сводом была также перекрыта ц. Всех святых на Кулишках (ок. 1637; сохранившийся свод относится ко времени перестройки - кон. XVII в.). Все 3 храма помимо данного конструктивного новшества объединяет композиция ансамбля: асимметрия второстепенных объемов, расположение колокольни у сев.-зап. угла, использование арочных галерей, полукруглая апсида, глубоко вынесенная на восток.

Характерно оформление венчающей части К. с., кокошники к-рого были расставлены не один над другим, как это было принято в кон. XVI в., а «вперебежку»: кокошник верхнего ряда помещен над местом стыковки кокошников нижнего ряда, а угловые кокошники 2-го ряда поставлены по диагонали, т. о. они освободили небольшое пространство над углами. В К. с. оно занято небольшими декоративными башенками, в ц. Св. Троицы в Никитниках - декоративными угловыми главами; тем не менее сходство приема в обоих храмах очевидно. Расположение кокошников «вперебежку» косвенно подтверждает использование сомкнутого свода, т. к. крещатый свод обычно предполагает применение др. типа завершения - с выделенным центром, оформляющим снаружи внутренние распалубки.

Неширокая сводчатая арочная галерея (внутренний размер 2,8-3 м) окружала собор с 3 сторон. Ее юж. часть первоначально заканчивалась на уровне вост. лопатки собора, а северная вела к сев.-вост. приделу равноап. Аверкия Иерапольского, решение о строительстве к-рого было, по-видимому, принято в процессе возведения собора (в ходе строительных работ, когда основной объем вывели до высоты апсиды, кладку сев.-вост. плеча галереи остановили и над ним выложили четверик придельного храма в 2 раза шире, чем плечо галереи). Перед зап. галереей со стороны площади было расположено широкое (до 1/3 фасада) открытое белокаменное крыльцо (6-7 ступеней).

Еще один принципиально важный элемент архитектуры собора - шатровая колокольня, известная по изображениям XVIII в. (существующая колокольня восстановлена по гравюрам). Квадратное основание колокольни (сторона 4/5 м), возведенное одновременно с собором, встык примыкало к зап. арке сев. галереи. Ее шатровое завершение с увенчанным арками 8-гранным звоном, кокошниками в основании шатра, плоскими гуртами на ребрах, одним рядом окошек-слухов и луковичной главкой в целом типично для зрелой архитектуры XVII в.; т. о., нельзя отвергать предположение, что в XVII в. колокольня могла быть перестроена. Однако наличие шатровой колокольни (еще более развитых форм) у ц. Св. Троицы в Никитниках, а также известия о строительстве шатровых колоколен в 30-х гг. XVII в. в Троице-Сергиевом и Макариевом калязинском мон-рях позволяют также считать, что одновременно с первоначальным зданием К. с. могла быть построена шатровая колокольня, к-рую в этом случае надо рассматривать как достаточно ранний пример становления этого типа колоколен.

Небогатый по сравнению с церквами Св. Троицы в Никитниках и Всех святых на Кулишках декор К. с. включал: филенчатые лопатки, разделявшие стены четверика на 3 равные части и украшавшие столбы галереи; килевидные кокошники с глубокими, многообломно профилированными архивольтами (в завершении главного четверика и придела); рамочные наличники окон с простыми треугольными сандриками; валиковую аркатуру барабана с множеством мелких перехватов на колонках; профилированный карниз в завершении барабана, под к-рым был помещен фриз консолей, типичный как для архитектуры кон. XVI в., так и для храмов 20-х гг. XVII в. (напр., ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле). В декоре использовались резные белокаменные детали с красной прокраской фона: в частности, при раскопках найдена резная гирька, рисунок к-рой близок к рисункам гирек ц. Св. Троицы в Никитниках и Теремного дворца; однако количество резных украшений К. с. было, по-видимому, существенно меньшим, чем на упомянутых памятниках. Кровлю украшала черепица желтого, коричневого, красного и черного цвета.

Редкой особенностью фасадов К. с. было отсутствие карниза, отсекающего поверхность стен четверика от венчающей его «горки кокошников». Такие карнизы стали типичным элементом в архитектуре бесстолпных храмов кон. XVI в., они известны в 20-х гг. XVII в. (ц. Покрова в Рубцове, собор арх. Михаила в Н. Новгороде); с 40-х гг. XVII в. карнизы были непременной декоративной составляющей всех бесстолпных храмов до появления «нарышкинского стиля». Словно для того чтобы подчеркнуть отсутствие карниза, в К. с. треугольные сандрики окон заходят в поля кокошников нижнего яруса. Этот прием отличает К. с. от храмов, ближайших по времени строительства и по типологии, таких как Св. Троицы в Никитниках и Всех святых на Кулишках. Возможно, это решение было намеренным и его следует расценивать как признак строительства по царскому заказу: эта особенность композиции восходит к типологии фасадов Успенского собора Московского Кремля, в К. с. она подчеркивала «соборный» статус этого небольшого здания. К. с.- сравнительно небольшая, небогато украшенная и неск. архаизированная постройка, в архитектуре к-рой прослеживаются параллели с архитектурой царского Теремного дворца (в строительстве к-рого участвовал подмастерье К. с. Обросим Максимов): филенчатые пилястры, резные гирьки, типологические и композиционные новшества - сомкнутый свод, шатровая колокольня. Нельзя исключать вероятности того, что построенный по царскому заказу К. с. стал примером купеческого строительства в Китай-городе и, т. о., существенно повлиял на процесс становления зрелой архитектуры XVII в.

Ю. В. Тарабарина

Облик К. с. очень рано начал меняться. Уже в 1647 г. юж. линия галереи была превращена в придел Казанских чудотворцев и к вост. торцу пристроена апсида; новый придел был тесно прижат к основному объему, вдоль его фасада шла Никольская ул. В сев. приделе в сер. XVII в. построили новую трапезную вместо галереи. Зап. крыльцо расширили, а весь участок окружили каменной оградой. Количество прихожан возрастало, и в 90-х гг. XVII в.- 1700-х гг. с запада была пристроена новая, обширная трапезная, примерно равная главному четверику, с крытым крыльцом, «выводившим» храм на угол Красной пл. Это подчеркнуло ось «запад-восток», и фасад вытянулся вдоль Никольской ул., а объем утратил компактность.

В XVIII в. финансовое положение К. с. ухудшилось: прекратились щедрые дары государей; наравне с др. храмами К. с. вынужден был просить царя сохранить пожалованные его предками колокола (просьба была удовлетворена); средств царского жалованья не хватало, и собор постепенно ветшал (осыпались подзоры, протекали кровли, выпадали кирпичи из сводов, проваливались полы, портились росписи и иконостасы XVII в., подгнил даже престол). Во время ремонта, 29 мая 1737 г., начался пожар, согласно описи повреждений И. Мичурина, сгорели новая тесовая крыша и деревянные окна, двери, кресты. Первоначальный вид К. с. сохранился в подробной описи храма Д. В. Ухтомского (1751), в ходе реконструкции (1755) обветшавший декор заменили, а кокошники закрыли кровлей на 4 ската. При обновлении на пожертвования кнж. М. А. Долгорукой (1767-1768, архит. Яковлев) разобрали юж. придел с остатками галереи, изменили декор. Барабан собора теперь венчал почти прямо по скуфье чуть приподнятый сводик «колокольчиком», по 4 осям к-рого с краю помещались люкарны с круглыми ложными окошками; на скупо профилированной шейке держалась луковичная главка с крестом. Четырехскатное, клинчатое по граням покрытие над 8-гранным постаментом в уровне бывших больших кокошников было покрашено зеленой краской, стены - светлой желтой, лепные слабопрофилированные наличники - белой. На фасадах четверика сохранялись оси 3 первоначальных окон, но их растесали и окружили наличниками нового рисунка; под крышей вытянулся раскрепованный антаблемент. Облик К. с. XVIII - нач. XIX в. сохранился на гравюрах по рисункам М. И. Махаева и де Вильи, на видах Красной пл. (Ф. Гильфердинг) и Воскресенских ворот (Ф. Алексеев). Последние элементы старой композиции исчезли в первые годы XIX в.: сначала разобрали северную трапезную, затем - шатровую колокольню (1802-1803), к-рую заменили новой, 2-ярусной, резко выдвинутой на Воскресенский проезд по зап. оси. В нач. XIX в. К. с. был полностью обновлен и мало напоминал храм XVII в. Собор выглядел как здание в стиле барокко с классическими «ордерными» чертами, отвечавшее новой городской архитектуре европ. форм.

Во время пожара Москвы и взрывов Кремля в 1812 г. К. с. был ограблен, но чудотворную икону, оставленную в Москве, укрыли в доме прот. Сергия и вывезли под Тарутино. В 30-х гг. XIX в. обновили главный иконостас, отремонтировали фасады и ограду. Заново освятили северный придел, использовавшийся как ризница, и пристроили небольшую трапезную (а в 1861 и новую ризницу), обновив полы и престол. Был заказан проект (не осуществлен) полной перестройки, предполагавший возведение на прежнем плане храма в стиле позднего классицизма.Приступив к реставрации в 1925-1933 гг., Барановский (до ареста) вернул верхним частям и стенам четверика первоначальный облик. По Генеральному плану реконструкции г. Москвы (1935) часть сооружений Красной пл. подлежала сносу, и в год 300-летия освящения (1936) К. с. был полностью разобран (в 1929 снесли колокольню, затем трапезную). Вернувшийся из заключения в 1936 г., Барановский успел сделать последние замеры и фотографии; остатки храма превратили в груду мусора и вывезли для использования в дорожном строительстве. На его месте был выстроен павильон с фонтаном (архитекторы Л. И. Савельев, О. А. Стапран), а в послевоенные годы вместо павильона разбит газон, окруженный гранитным парапетом и засаженный деревьями. Сохранялись только документы фиксации К. с., составленные Барановским (особенно фотоснимки, запечатлевшие все стадии снятия поздних наслоений), и фундаменты, погруженные в культурный слой. Движение за восстановление собора началось в 1985 г., в нем участвовали зам. председателя Президиума совета Московского городского отделения (МГО) ВООПИиК С. В. Королёв, акад. И. В. Петрянов-Соколов (И. В. Петрянов-Соколов: О себе и своем деле. О нем и его делах. М., 1998. С. 191-194), архит. Г. Я. Мокеев (Мокеев Г. Я. Казанский собор на Красной площади в Москве // Вестник МГО: Метод. сб. М., 1989. Вып. 1. С. 6-20). Началом работ по воссозданию памятника стало проведенное в 1989-1991 гг. сектором археологии г. Москвы Ин-та археологии РАН под рук. Л. А. Беляева полное раскрытие фундаментов собора, документально восстановившее все стадии изменения здания. Были собраны фрагменты резного декора XVII в., черепичных кровель, богослужебной утвари, в т. ч. более древней (крест-мощевик XIV-XV вв., стеклянная иконка с изображением равноапостольных Константина и Елены, застежки богослужебных книг и чеканные накладки, тельники начиная с XIII в.), и бытовые предметы XIII-XVI вв. Инициатором работ и заказчиком выступили МГО ВООПИК и церковная община (с 1990), была оказана поддержка правительством Москвы. 4 нояб. 1990 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заложил камень в основание нового храма. К. с. был восстановлен в 1991-1993 гг. (архит. О. И. Журин) и вновь освящен 4 нояб. 1993 г.

Л. А. Беляев

Ист.: Невоструев А. И. Историческая записка о Казанском соборе (кон. 1860-х гг.) // РГБ ОР. Ф. 193. К. 14. Ед. хр. 10.

Лит.: Крылов И. З. Крестный ход в Казанский собор 22 октября // Моск. вед. 1850. № 126/127. С. 1335-1348; Предтечевский Д. Древняя вышитая икона Пресвятой Богородицы в Моск. Казанском соборе // Древности: Тр. МАО. 1867. Т. 2. Вып. 2. С. 138-139; Никольский А. В., прот. Где в 1812 г., в нашествие неприятелей на Москву, имела пребывание находящаяся в Моск. Казанском соборе чудотворная икона Божией Матери? // Моск. ЦВед. 1911. № 22/23. С. 491-503; он же. Заметка о колокольне при Моск. Казанском соборе // Моск. церк. старина. М., 1911. Т. 4. С. 1-2 (отд. паг.); он же. Моск. Казанский собор в 1812 г. М., 1911; он же. О празднествах в Моск. Казанском соборе в 17 и 18 ст. в честь Казанской иконы Богоматери и крестных ходах в назначенный собор в это время. М., 1911; Беляев Л. А. «Храм оставленный - всё храм...»: (Результаты исслед. Казанского собора на Красной площади в Москве) // Наука в России. М., 1993. № 5/6. С. 73-80; он же. Московские литики // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 316-327; он же. Образ, Храм и Город: Раскопки участка Казанского собора на Красной площади в Москве // Археол. открытия 1991-2004 гг.: Европейская Россия. М., 2009. С. 464-473; Беляев Л. А., Павлович Г. А. Казанский собор на Красной площади. М., 1993; Павлович Г. А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади в Москве // Культура средневек. Москвы: XIV-XVII вв. М., 1995. С. 225-249; Смирнов С. А. Опись церковной утвари и ризницы Моск. Казанского собора 1771 г. // Культура средневек. Москвы: XVII в. М., 1999. С. 373-410.

Казанский собор на Красной площади – это действующий православный храм, построенный в память освобождения Москвы от польских интервентов русским войском под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. История Казанского собора трагична и, вместе с тем, счастливая: он был разрушен до основания, а затем возродился, как птица феникс из пепла.

Храм освящен во имя Казанской Божией матери, с иконой которой в 1612 году русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву занятую польскими интервентами. В благодарность за помощь и заступничество Казанской иконы Божией Матери в 1625 году князь на свои средства построил деревянный собор во имя этой святыни. В 1636 году на месте сгоревшего храма был возведен каменный собор, ставший одним из главных храмов Москвы.

При советской власти под руководством архитектора Петра Барановского Казанский собор был отреставрирован, но вскоре по распоряжению властей его закрыли, в здании храма разместили столовую, а затем склад. В 1936 году, в год своего 300-летия, Казанский собор был снесен до основания. На его месте сначала построили временный павильон III Интернационала с фонтаном, затем летнее кафе, причем, на месте алтаря находился общественный туалет.

В 1990-1993 годах на пожертвования горожан и средства правительства Москвы храм был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина, а 4 ноября 1993 года Казанский собор был освящен.

Казанский собор на Красной площади, является одним из самых заметных шедевров московской храмовой архитектуры, а Казанская икона Божией Матери - одна из самых чтимых в Русской православной церкви.

Казанский собор на углу Красной площади в Москве имеет непростую судьбу. Он был полностью снесен в 1936 году и восстановлен спустя 57 лет. Сегодня это действующий храм, в котором проходят богослужения. Главной святыней собора, поклониться которой приезжают верующие со всей страны, является икона Божией Матери «Казанская», почитаемая чудотворной, с мощехранительницей. Настоятель храма — протоиерей Николай Иноземцев.

Туристы чаще всего посещают собор при осмотре главных достопримечательностей столицы — Красной площади , Александровского сада , Храма Василия Блаженного , Государственного исторического музея и других популярных объектов возле Московского Кремля .

Расписание богослужений Казанского собора на Красной площади

Желающие принять Таинство крещения могут обратиться к служителям для огласительной беседы каждую субботу в 15:00.

В храме ежедневно проходят религиозные мероприятия:

  • 09:00 (будни) 07:00 и 10:00 (выходные) — литургия,
  • 17:00 — вечерние богослужения (парастас, всенощное бдение).

На сайте Казанского собора можно посмотреть подробный график мероприятий на текущий месяц, а также узнать имена священнослужителей, которые будут проводить обряды, и их помощников.

Икона московского Казанского собора

Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых святынь не только в Казанском соборе, но и вообще в христианстве. Стоит отметить, что в храме хранится не оригинал иконы, а список с нее, но это не умаляет ее значимости. Находится копия в Дмитровском приделе.

Первое явление иконы Божией Матери случилось в 1579 году в Казани. Место ее нахождения показала девочка Матрона, которой приснился вещий сон. После обретения икона неоднократно перемещалась в другие храмы страны, с нее было написано множество копий, практически неотличимых от оригинала.

Во избежание порчи и хищения в храмах часто выставляли копии, а оригинал тщательно охранялся. Однако, в 1904 году икона была украдена, похитителем оказался крестьянин Чайкин, который сказал, что сжег реликвию. Позднее были выдвинуты версии, согласно которым уничтожение Казанской иконы Божией Матери ставилось под сомнение. До сих пор историки не могут прийти к определенному мнению, сохранился ли оригинал Казанской иконы Божией Матери и где он может находиться.

История храма

Первое здание собора, построенное в 1620-х годах, было деревянным. Возведение нового храма, посвященного войне 1612 года, в которой Россия одержала победу, спонсировал Дмитрий Пожарский. Здание пострадало при пожаре, вследствие чего в 1630-х годах было перестроено. До 1765 года, в дни празднования особо значимых событий (военных побед, обретения иконы) до Казанского собора устраивались крестные ходы.

В последующие годы храм неоднократно перестраивался и ремонтировался. Последняя реставрация проводилась в 1925 году. Архитектор Петр Барановский хотел вернуть зданию первоначальный облик. Работы продолжались 4 года, и, когда оставалось совсем немного, Московской городской совет решил снести храм. Реставрация остановилась, колокольню разрушили в том же году, а помещения собора до 1936 года использовались как склад для хранения строительных материалов для станции метро. После сноса Казанского собора на его месте разместили павильон в честь III Интернационала.

В 1990 году власти Москвы решили заново построить собор, в связи с чем начался сбор пожертвований. Святыню восстанавливали по фотографиям и чертежам, сохранившимся в архивах. Работы по воссозданию собора Казанской иконы Божьей матери закончились в 1993 году.

Панорама храма с Красной площади:

Архитектура

Собор Казанской иконы Божьей матери представляет собой типичный образец храмового зодчества первой половины XVII века. Это однокупольный храм с двумя приделами. Северный и Южный приделы объединены галереей, которая окружает сооружение с трех сторон.

Экстерьер собора украшен мозаичными иконами в русском стиле. На них изображены Богородица, Иисус Христос, Георгий Победоносец, патриарх Московский и другие святые.

Как добраться

Казанский собор находится в центре Москвы на Никольской улице. Добраться до него не составит труда — в шаговой доступности от святыни находятся несколько станций метро и остановки общественного транспорта. Кроме того можно воспользоваться услугами такси или доехать на машине.

Метро

Метрополитен является, пожалуй, самым удобным транспортом в столице. От ближайшей к собору станции «Охотный ряд» (красная ветка), идти всего около 100 метров от выхода № 7. Кроме того, недалеко находится станция «Театральная» (зеленая ветка), а чуть дальше «Площадь Революции» (синяя ветка).

Вид на собор с Никольской улицы:

Общественный транспорт

В 300 метрах, возле станции метро «Охотный ряд», располагаются остановки: «Метро Охотный ряд» и «Манежная площадь» . Здесь ходят автобусы и маршрутки: № М2 (до Рижского вокзала), М3, М10, М27, Н1 (ночной до аэропорта «Шереметьево»), Н2 (ночной), Н11 (ночной до аэропорта «Внуково»), 101, 144, 904.

Чуть дальше (с противоположной стороны Красной площади, у храма Василия Блаженного) есть еще одна автобусная остановка — «Красная Площадь» . От нее ходят автобусы № М5 и 158.

Автомобиль

Учитывая, что собор находится прямо в центре города, поездка на машине будет не самым удобным вариантом. Кроме того, что парковки все платные, найти свободное место очень проблематично. Поэтому, если поездка на общественном транспорте не подходит, лучше воспользоваться такси или трансфером. В столице работает множество мобильных приложений для заказа такси — Яндекс. Такси, Везет, Uber, Gett, Maxim и другие.

Видео о Казанском соборе в Москве: