Есенин мы теперь уходим понемногу лингвистический анализ. Есенин сергей - мы теперь уходим понемногу

«Мы теперь уходим понемногу…» (Восприятие, толкование, оценка)

О, нашей мысли обольщенье,
Ты, человеческое Я,
Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя?
Федор Тютчев "Молчание"

Тема жизни и смерти отражалась в произведениях многих писателей и поэтов как XIII так XIX века. Но в начале XX века произошло изменение взгляда писателей на место человека в мире: появилось настроение пессимизма, безнадежности, неверия в общественное переустройство, осознание невозможности познания мира человеческим разумом.

Проблема бытия и безысходности ярко выражается в стихотворении Тютчева «Смотри как на речном просторе». Лирик пытается понять, в чем же заключается значение и судьба любого человека. Для большей контрастности и выразительности автор употребляет сравнение людей с льдинами («Льдина за льдиною плывет»), которые поддаваясь всеобщему течению, «утратив прежний образ свой», плывут в «роковую бездну». Здесь присутствует мотив безысходности. В произведение же Тургенева «Мы еще повоюем» уже есть, несмотря на быстротечность жизни и подвластность человека чему-то более могущественному, мотив целеустремления. Как же Есенин в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…» отражает данный неисчерпаемый вопрос?

Лирическое произведение «Мы теперь уходим понемногу…» написано в жанре станса: здесь присутствуют глубоко философские размышления о конечности жизни и всего человеческого существования. Поэтому оно и является образцом медитативной лирики: «Много дум я в тишине продумал…». Оно свидетельствует о полноте мировоззренческого начала, с которым Есенин воспринимает судьбу. Не каждому дано среди повседневной суеты вдруг остановиться и предаться размышлениям.

Первая же строка заключает в себе всю сущность стихотворения, становится толком для его создания: поэт размышляет о смысле жизни, предназначении человека, предопределенности судьбы, что и является в свою очередь основной темой произведения. Человек не вечен: одни погибают, другие рождаются – все в нашей жизни не остается постоянным, даже такое драгоценное для каждого как собственная жизнь. У Есенина же конечность бытия звучит еще более пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу. Никто не в силах предсказать, предугадать свою судьбу, она не подвластна человеку. Ею управляет кто-то свыше, могущественнее простого земного существа. Человек не может изменить жизнь, он может лишь подстроить ее под себя. Это и должно стать самоцелью любого человека!

Талантливый русский поэт С.Есенин сумел подобрать мелодически тонкую и возвышенную метафору, отражающую трагическую конечность бытия:

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать…

Ассонанс «у» в первых строках усиливает печальные раздумья о смысле земной жизни, о ее скоротечности, о поиске нравственных основ. Рано и поздно все люди умирают, но срок определяет опять же не человек. Для кого-то жизнь была наслаждением, для других – наполнена сплошными муками и страданиями. После смерти же, по мнению лирика, существование человека или точнее его души будет спокойным и размеренным.

Есенин полагает, что пора «бренные пожитки собирать», то есть лирик заранее определяет, что его жизненный путь уже на исходе. Живя, человек, непременно, испытывает наслаждения, но каждый по-своему. Любование прекрасными пейзажами для поэта одна из важнейших потерь, которая навеивает тоску, которую он «не в силах скрыть». Эта тоска, бесспорно, одолевает любого «перед этим сонмом уходящих» «в ту страну», откуда нет дороги обратно. Лирическое произведение «дышит» каким-то наслаждением. Поэтому так логично и закономерно звучит вторая строфа стихотворения, начинающаяся с пронзительных тревожных обращений:

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!

Природа и человек – непременно единое целое. Поэт не представляет своего существования без «этих нив, златящихся во мгле». Есенин соотносил картины природы со своими чувствами и переживаниями. Необычайная правдивость и точность авторских рассуждений заставляет читателя перенестись к образам пейзажа: «милые березовые чащи», «равнин пески», рожь, чащи. Стихотворению присущ особый психологизм, ярко выраженный в последней строке каждого катрена: «Я всегда испытываю дрожь», «Никогда не бил по голове», «Я не в силах скрыть моей тоски». Чувствуется поэтическая зрелость, подлинность, непосредственность, живость. Изобразительная способность стихотворения усилена анафорой, благодаря которой речь воспринимается как единый не расчлененный поток:

Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин…

Однако не следует проводить всю жизнь в поисках своего назначения, достижения мнимого, постижении скрытого, иначе итог жизни однозначно будет отрицательным. По мнению Есенина, следует быть счастливым и тем, что «дышал и жил». То есть надо радоваться повседневности, тем коротким мгновениям жизни, которые и придают чувство бытия: «Счастлив тем, что целовал я женщин, / Мял цветы, валялся на траве...».

Вдохновение, жизнь, красота природы – своеобразный «список» ценностей поэта. На протяжении стихотворения происходит их особая переоценка. Человек осознает, что все время находится на краю пропасти, которая отделяет этот мир от мира усопших. Одновременно, Есенин понимал, что не сможет получить ответа на мучительным вопрос о судьбе души после того, как она расстается с бренной плотью.

В этом лирическом произведении, состоящем из семи катренов, применяется достаточно сложный способ стихосложения – четырехсложный пеон с первым ударным слогом.
/ _ _ _ / _ _ _ / _

Неточная рифма и перекрестная рифмовка определяют плавный, смягчающийся ритм.
Стихотворение сформировало во мне то же ощущение, что и произведение Тютчева «Смотри как на речном просторе…». Оно пронизано трагическим настроением, предчувствием разлуки с жизнью и ожиданием смерти. Это настроение усиливается к концу лирического произведения, обогащаясь мотивами страха перед будущим («всегда испытываю дрожь»). Поэт с грустью смотрит в будущее и дорожит теми минутами созерцания и раздумий, которые отпущены судьбой.

Есенинское начало поэтического мастерства определено в коротких четверостишиях. В основной части стропа «держится» на глаголах, они придают ей не только динамичный характер, но и изобразительную силу. Во вступительной и заключительной частях иная стилистика: определяющую роль играют эмоционально окрашенные эпитеты. Они не однородны: одни предельно конкретны («березовые чащи», «розовую водь»), в других содержится обобщение авторской оценки («земле угрюмой», «бренные пожитки»). Величие души человеческой проявляется в том, как он встречает смерть, воспринимает ее неизбежность. Это, наверное, наиболее тягостное из всех испытаний, которые посылает на его долю судьба. В есенинской метафоре воплощено, прежде всего, религиозное понимание смерти как перехода из одного состояния жизни души в другое. Именно поэтому фраза «в ту страну, где тишь и благодать» звучит несколько умиротворенно по сравнению с надрывной трагической тоской, которая пронизывает всю сущность поэта. Он словно стремится запомнить и унести с собой это драгоценное воспоминание о неповторимых красотах мещерских лесов и песчаных равнин, милых сердцу берез и осин, розоватого отблеска предзакатной воды на озерах и реках. То есть стихотворение построено на традиционно поэтических образах среднерусского пейзажа. Поэт усиливает красоту природы олицетворениями: «Не звенит лебяжьей шеей рожь».

Последний катрен является своеобразным итогом, следствием раздумий автора:
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

Более точно, чем сказал поэт, уже не скажешь.

Каждый человек живет в предназначенное ему время. Ему дан высший дар – жизнь, и он должен разумно им воспользоваться. Всю жизнь испытывать дрожь «пред сонмом уходящих» значит не жить, а просто существовать. Невозможно переоценить значение творчества поэта в русской лирике. Именно так, с признательностью и уважением к таланту, я воспринимаю произведение Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу…». В этих строках воплотилось глубокое философское представление поэта о праве каждой живой души на счастье и радость на этой планете.

Произведение поэта имажиниста Есенина "Мы теперь уходим понемногу" вышло в свет в первой половине ХХ века. Неприятие смены советской власти и уход близкого друга поэта Александра Ширяевца - эти события негативно сказываются на мыслях поэта, которые он выплескивает в своём стихотворении.

Стихотворение пропитано тематикой противопоставления жизни и смерти. Поэт употребляет глаголы в прошедшем времени, будто пишет прощальное письмо. Придаваясь воспоминаниям он осознает насколько ему был дорог родной край с его необычайной природной красотой.

Композиционная структура произведения состоит из семи катренов. Относительно стихотворение делится на несколько частей. В первой Есенин в форме иносказания даёт понять, что от смерти никто не скроется и рано или поздно каждый окажется в стране, в которой правят тишь и благодать. Далее он повествует о своей возвышенной любви к жизни, природе, родным местам. В заключительной части поэт признается, что всегда перед сонмом уходящим испытывает страх.

Произведение принадлежит к философской лирике. Выполнено в размере пятистопного хорея с применением перекрестной рифмы АВАВ ("понемногу - в дорогу", "благодать - собирать"). Для выразительности использовано множество средств, эпитеты "бренные пожитки", "милые чащи", "розовая водь"; метафоры "цветут чащи", "не звенит лебяжьей шеей рожь". Анафора "много - много" в начале четвертой строфы символизирует как много всего успел сделать поэт на этой земле, "счастлив - счастлив" поэт доказывает, что был счастлив от того, что делал. Для большей образности описания идёт применение олицетворения: "осины загляделись". Прием звукописи использован в строке: "Не звенит лебяжьей шеей рожь" повторение шипящих звуков способствует передачи шелеста. Стилистика, в которую окрашена лексика очень разнообразна. Здесь встречаются выражения высокого стиля: "сомн", "благодать"; и разговорного "валялся", "зверье".

Последняя строфа сглаживает уныние всего прочитанного, но и так же даёт понять о конечности бытия.

Во всех стихотворениях последнего года жизни поэта заметны мрачные нотки, но во всех них сохраняется одна любовь, любовь к русской природе.

Стихотворение "Мы теперь уходим понемногу" оказалось своеобразным предвидением скорой смерти автора. Создавая такой прощальный монолог в 1924 году Есенин был совсем молод. Но уже ровно через год поэта не стало.

Вариант 2

У Есенина имеется огромное количество разных произведений, которые стали популярными и знаменитыми практически каждым. «Мы теперь уходим потихоньку» написано как раз в то время, когда автору совсем не нравилось все что происходит с миром, и он ничего сделать не мог, чтобы это все прекратить. Есенин не может в этом мире найти себя и от этого ему на душе тоскливо. К этому еще добавилось и то, что у него умер друг, с которым он давно дружил. Здесь идет обращение не только к земле, на которой он родился и живет, но еще и к тем местам, которые за это время стали ему дороже всего на свете.

А ведь еще с древних времен люди не говорили о смерти громко для того чтобы не навлечь беду ни на себя, ни на своих близких и родных людей. Именно поэтому было создано огромное количество различных устойчивых выражений, которые и описывает данное событие в полной мере.

Так задумано природой, чтобы один человек умирал и ему на замену рождался другой. Это могут быть дети, внук или правнуки. Есенин очень тонко описывает этот уход и показывает, что процесс невозможно предотвратить, а жизнь порой бывает хрупкой и тонкой гранью.

Многие люди перед уходом в мир иной стараются попрощаться со всеми своими родственниками, а также близкими людьми. А также попросить прощения за то, что когда-то сделали им больно.

У каждого человека имеются свои дела и проблемы, которые требуют быстрого решения. И не каждый сможет вдруг остановиться и задуматься над тем как он живет и переоценить все что происходит с ним. А ведь на самом деле все мы находимся рядом с пропастью, которая отделяет наш мир от мира усопших. И никогда не знаешь, когда вы попадете в эту пропасть.

Больше всего на свете Есенину хотелось узнать, куда же попадает душа после смерти, вот только это никому неизвестно, пока сам туда не попадешь. И нужно дорожить каждой минутой, которая вам отведена, и наслаждаться жизнью какой бы она не была.

Для автора данное произведение является провидческим, ведь через год он умирает. А с собой он уносит неповторимую красоту леса, озер и равнин. Но не одна природа запоминается Есенину, кроме этого он помнит людей, которые стараются поскорее посадить овес и пшеницу, а потом ухаживают за ней и собирают.

Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Державина Соловей

    Державин написал свое произведения под названием «Соловей» в 1794 году. Хотя вышла на свет она значительно позднее, но самом содержании оды это обстоятельство никак не отразилось

  • Анализ стихотворения Толстого Государь ты наш батюшка…

    Стихотворение А. Толстого было создано в 1861 году, и, безусловно, оно является в некоем роде сатирическим. В ту пору правил Царь Александр 2, активно вводящий в действие новые, масштабные реформы

  • Анализ стихотворения Черный человек Есенина

    Образ, которым является Черный человек в одноименном стихотворении Есенина, во многом напоминает нечто наподобие совести. Только как подобает хулигану и алкоголику и Есенина черная совесть

  • Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина

    Анализируемое произведение является одним из ранних в творчестве поэта Есенина. Посвящается оно потерянной любви. Множество повторов местоимения дают эффект диалога с той самой, возлюбленной, ласковой и нежной.

  • Анализ стихотворения Баратынского Звезда

    Стихотворение «Звезда» было написано в 1824 году. Оно повествует о ночном небе, в котором сосредоточено множество светящихся звёзд. Их настолько много, что предлагается выбрать какую-то одну и дать ей название

Анализ стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу…»

Сергей Есенин предчувствовал собственную гибель за несколько лет до трагических событий в ленинградской гостинице «Англетер». Об этом свидетельствуют стихи поэта, наполненные грустью и ощущением неизбежности всего происходящего. Рефрен о скорой смерти присутствует в них с завидным постоянством, начиная с середины 1923 года, когда поэт вдруг осознал, что молодость осталась в прошлом, а будущее не сулит ему ничего нового и увлекательного.

В 1924 году Есенин публикует стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…», пронизанное духом упадничества и пессимизма. Чувствуется, что автор внутренне готовится к смерти, хотя напрямую и не говорит об этом. Однако мысленно он прощается с дорогими ему местами, отмечая: «Перед этим сонмом уходящих я не в силах скрыть свою тоску». Следует отметить, что само стихотворение было написано под впечатлением от смерти поэта Александра Ширяевца, который внезапно скончался от менингита в возрасте 37 лет. Он был одним из закадычных друзей Есенина, поэтому его смерть поэт воспринял, как личную трагедию, сделав из нее соответствующие выводы: «Может быть, и скоро мне в дорогу».

В этом произведении автор признается, что очень много думал о собственной жизни, которую считает вполне удачной. Однако Есенин не относит себя к разряду людей, которые цепляются за каждое мгновение существования в этом бренном мире . Даже о самом себе он говорит уже в прошедшем времени, отмечая: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил». Представляя себе жизнь после смерти, поэт с внутренним трепетом отмечает: «Знаю я, что не цветут там чащи». Поэтому перспектива кануть в небытие кажется ему удручающей. Александр Ширяевец уже переступил эту грань, перед которой Есенин испытывает настоящую панику. Тем не менее, автор понимает всю неизбежность смерти и чувствует, что очень скоро станет ее очередной добычей. Поэтому каждый момент земной жизни приобретает для него особый смысл. Ведь за чертой, к которой уже подошел Есенин, его ждет неизвестность, хотя сам автор убежден, что там – мрак, холод и пустота. Поэт не верит в бессмертие души и не стремится к вечности , понимая, что она бессмысленна без любимых полей и рек, без осин и березок, пурпурных гроздьев рябины и соловьиных трелей. Но больше всего Есенин боится того, что никогда уже не встретит тех, кто был с ним рядом все эти годы. «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле», - отмечает поэт, прощаясь не только с другом, но и с самой жизнью.

Чуть более чем за год до трагической смерти, в 1924 году, Сергей Есенин пишет стихотворение «Мы теперь уходим понемногу», анализ которого я представляю. Это ещё одно произведение русского поэта из разряда прощаний и исповедей. В нём Есенин заглядывает за кулисы смерти, сравнивая небесные кущи с радостью земного бытия. Сравнение очевидно в пользу жизни здесь и сейчас.

Тишь и благодать.

Любовь к жизни

Нежелание переходить в иной мир поэт объясняет просто – там нет берёзовых чащ, нет женского поцелуя, нет лебяжьей шеи ржи. Сергей любит этот живой мир с его красотами, болью, страданием и зарницами радости, он не может себя представить в тишине, окружёнными ангелами и благодатью. Благодать Есенина – это жизнь земная с её тайнами и открытиями, любовью и печалью, радостью и мукой. Это хорошо заметно в строках:

И на этой на земле угрюмой

Начинается стихотворение строками из заголовка

Мы теперь уходим понемногу

Неизбежность смерти

За последнее время Сергея Александровича многие покинули. Кто-то просто отвернулся, другой пошёл в мир благодати и, может быть, там готовит место и для него. Особенно больно в это время Сергей воспринимает арест Ганина, который был его закадычным другом и во многом жизненным пастырем. Возможно, автор и предчувствует, что его другу Алексею уже не вырваться из лап НКВД (в 1925 его расстреляют).

Последние годы Есенин не раз вспоминает о смерти, не раз задаётся вопросом о бренности бытия, но не может найти ответ. Сила земного духа крепко связала Сергея с этим миром, и он не видит, какие радости ему может предложить мир иной. В тоже время поэт понимает, что смерть неизбежна, поэтому прятаться от неё глупо.

Не раз Есенин пытается начать с чистого листа, и всякий раз попытка терпит крах. Казалось, всё может наладиться после брака с Толстой, но и она не наполнила его эликсиром жизни. В последние годы Сергею кажется, что чаша его жизни постепенно заканчивается. Нет неизлечимых болезней, живы родные, но капля за каплей уходит жизнь. Уже не радуют так как 10 лет назад кабаки, уже не бьёт по голове обухом внезапная влюблённость…

В конце стихотворения автор объясняет, что окружающие его люди дороги ему вдвойне, ведь там за гранью смерти их не будет. Стихи напоминают прощание, которое написано не конкретному человеку, а всем, кто его знает и любит – людям, природе и даже животным, которых он не раз называл «меньшими братьями» и

Никогда не бил по голове.

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь!

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле…
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

("Мы теперь уходим понемногу")

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.