Бениан странствия паломника. Путешествие пилигрима

Александр Пушкин

Странник

I

Однажды странствуя среди долины дикой,
Внезапно был объят я скорбию великой
И тяжким бременем подавлен и согбен.
Как тот, кто на суде в убийстве уличен.
Потупя голову, в тоске ломая руки,
Я в воплях изливал души пронзенной муки
И горько повторял, метаясь, как больной:
«Что делать буду я? что станется со мной?»

II

И так я, сетуя, в свой дом пришел обратно.
Уныние мое всем было непонятно.
При детях и жене сначала я был тих
И мысли мрачные хотел таить от них:
Но скорбь час от часу меня стесняла боле;
И сердце наконец раскрыл я поневоле.
«О горе, горе нам! Вы, дети, ты, жена! -
Сказал я, - ведайте: моя душа полна
Тоской и ужасом, мучительное бремя
Тягчит меня. Идет! Уж близко, близко время:
Наш город пламени и ветрам обречен;
Он в угли и золу вдруг будет обращен,
И мы погибнем все, коль не успеем вскоре
Обресть убежище; а где? о горе, горе!»

III

Мои домашние в смущение пришли
И здравый ум во мне расстроенным почли.
Но думали, что ночь и сна покой целебный
Охолодят во мне болезни жар враждебный.
Я лег, но во всю ночь все плакал и вздыхал
И ни на миг очей тяжелых не смыкал.
Поутру я один сидел, оставя ложе.
Они пришли ко мне; на их вопрос я то же.
Что прежде, говорил. Тут ближние мои.
Не доверяя мне, за должное почли
Прибегнуть к строгости. Они с ожесточеньем
Меня на правый путь и бранью и презреньем
Старались обратить. Но я, не внемля им,
Все плакал и вздыхал, унынием тесним.
И наконец они от крика утомились
И от меня, махнув рукою, отступились,
Как от безумного, чья речь и дикий плач
Докучны и кому суровый нужен врач.

IV

Пошел я вновь бродить, уныньем изнывая
И взоры вкруг себя со страхом обращая,
Как раб, замысливший отчаянный побег.
Иль путник, до дождя спешащий на ночлег.
Духовный труженик - влача свою веригу,
Я встретил юношу, читающего книгу.
Он тихо поднял взор - и вопросил меня,
О чем, бродя один, так горько плачу я?
И я в ответ ему: «Познай мой жребии злобный:
Я осужден на смерть и позван в суд загробный -
Я вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит».
«Коль жребий твой таков, - Он возразил, -
И ты так жалок в самом деле,
Чего ж ты ждешь? зачем не убежишь отселе?»
И я: «Куда ж бежать? какой мне выбрать путь?»
Тогда: «Не водишь ли, скажи, чего-нибудь?» -
Сказал мне юноша, даль указуя перстом.
Я оком стал глядеть болезненно-отверстым,
Как от бельма врачом избавленный слепец.
«Я вижу некий свет», - сказал я наконец.
«Иди ж, - он продолжал, - держись сего ты света;
Пусть будет он тебе единственная мета.
Пока ты тесных врат спасенья не достиг,
Ступай!» - И я бежать пустился в тот же миг.
Побег мой произвел в семье моей тревогу,
И дети, и жена кричали мне с порогу,
Чтоб воротился я скорее. Крики их
На площадь привлекли приятелей моих;
Один бранил меня, другой моей супруге
Советы подавал, иной жалел о друге,
Кто поносил меня, кто на смех подымал,
Кто силой воротить соседям предлагал;
Иные уж за мной гнались; но я тем боле
Спешил перебежать городовое поле,
Дабы скорей узреть - оставя те места,
Спасенья верный путь и тесные врата.

Часть I

Христианин

Вертеп и сновидец

Когда я странствовал по дикой пустыне этого мира, я наткнулся на одно место, где находился вертеп. Там я лёг отдохнуть и вскоре заснул. И вот приснился мне сон:

Вижу человека, одетого в грязные рубища, который стоял неподвижно на дороге, спиной к своему жилищу. В руках его была книга, а на спине тяжелое бремя. Гляжу он открывает книгу и читает, но почему-то вдруг залился слезами и задрожал (Ис. 64, 6; Лук. 14, 33). Потом, как бы не в силах превозмочь тревожного чувства, он воскликнул отчаянным голосом: «Что мне делать?»

В этом грустном расположении духа он вернулся к себе домой и, насколько мог, превозмогал себя, чтобы жена его и дети не заметили его скорби. Не долго удалось ему скрывать перед ними душевное страдание, так как оно постоянно усиливалось. Наконец, решился он высказаться семейству и обратился к нему со словами: «О, милая моя жена и возлюбленные дети, я, друг ваш, вне себя от горя, от тяжелого бремени, которое сильно меня гнетёт. Притом я узнал достоверно, что наш город будет сожжён небесным огнем, и мы все погибнем неминуемо, если не найдём пути, которого я пока ещё не знаю, но по которому только и возможно спастись от ужасной смерти».

При этих словах все его близкие сильно опечалились и изумились, не потому, чтобы доверились его речам, но потому, что сочли их доказательством умопомешательства, и так как приближалась ночная пора, они решили, что несколько часов отдыха успокоют его мозговое волнение, и убедили его лечь в постель. Однако ночь прошла также без сна, и беспокойство не уменьшилось. До самого утра он плакал и вздыхал. На другой день жена его и дети пришли осведомиться о его здоровье. Ответ был, что ему все хуже и хуже, и тут он снова заговорил с ними о смущающей его мысли. Это привело их в раздражение. Сперва они пытались заглушить его расстроенное воображение разными жесткими упреками, потом старались рассеять пустой болтовней; там опять принимались его бранить и, наконец, стали избегать всякого с ним сообщения. Он стал также уединяться, молился за них, жалел, что они ему не хотят верить, и оплакивал свое собственное горькое положение. Иногда ходил он прогуливаться в одиночестве по широкому полю, читая и молясь, и таким образом провел он несколько дней.

Вот вижу я его однажды скитающимся по полю и по своему обыкновению занятым чтением книги, и мне показалось, что он стал еще мрачнее. И вдруг он снова громко воскликнул: «Что мне делать, чтобы спастись?» (Деян. 16, 30–31).

Я видел, как он нерешительно и боязливо озирался во все стороны, как будто отыскивая путь, по которому следует ему бежать. Между тем, он не трогался с места, не зная, который из многих ему избрать. Но вот, вижу, подходит к нему человек по имени Евангелист и спрашивает: «О чем ты плачешь?» (Иов 33,23)

Он отвечал: «Эта книга, которую теперь читаю, убеждает меня, что я осужден на смерть и после должен предстать на судилище, а я сознаюсь, что ужасаюсь первого и не в силах выдержать другое» (Евр. 9, 27; Езек. 22, 14).

Тогда сказал ему Евангелист: «Но почему же ты ужасаешься смерти, когда жизнь исполнена стольких зол?» Он отвечал: «Я боюсь, как бы это тяжелое бремя на спине не потянуло меня ниже самой могилы, и я тогда провалюсь в место сожжения. А если не гожусь для тюрьмы, то без сомнения меня еще более страшат судилище и казнь (Ис. 30, 33). И все эти мысли вызвали у меня слезы отчаяния».

На это возразил Евангелист: «Ежели твое положение таково, почему же ты не трогаешься с места?». «Потому, - отвечал он, - что не знаю, куда мне идти». Тут Евангелист вручил ему сверток из пергамента, на котором было написано: «Беги от наступающего гнева!» (Мат. 3, 7). Прочитав эти слова, бедный человек внимательно взглянул на Евангелиста и спросил: «Но куда же мне бежать?» Указав пальцем в даль по широкому полю. Евангелист сказал: «Видишь ли ты там, вдали, Тесные Врата?» (Мат. 7, 13–14). - «Нет», - ответил человек.

«Ну так, - продолжал Евангелист, - видишь ли вдалеке блестящий свет?».

«Кажется, я вижу вдали свет».

«Старайся же, чтобы этот свет всегда был перед твоим взором, - сказал Евангелист, - и ступай по направлению к нему. Ты тогда дойдешь до Тесных Врат, постучись и тебе скажут, как поступать далее».

Вижу я, что человек моего сновидения опрометью пустился бежать в указанную сторону. Не успел он еще очень удалиться от своего дома, как жена его и дети, увидев его бегущим от них, подняли громкий вопль, умоляя его вернуться. Но он заткнул себе уши пальцами и побежал еще скорее, восклицая: «Жизнь, жизнь, вечная жизнь!» Он даже не обернулся, чтобы взглянуть на них, но пустился бегом к середине поля (Лук. 14,26; Быт. 19, 27).

Все его соседи по дому вышли также посмотреть на него. Некоторые надсмехались над ним, другие порицали его, а иные со слезами звали его назад. Из числа последних двое решились вернуть его во что бы то ни стало.

Одного из них называли Упрямым, а другого Сговорчивым. В это время бежавший был уже далеко, но они все-таки решились догнать его и пустились за ним в погоню. В самом деле они вскоре настигли своего друга.

Почти случайно обнаружила, что не читала одного из основных классиков английской литературы! Книжка совершенно ни на что не похожая, протестантская до мозга костей и насквозь аллегорическая - Джон Баньян "Путешествие Пилигрима в Небесную страну". Ага, хотите попасть в Небесный Град - спросите меня, как))) Путеводитель в Царство Божие - в натуре! Прочитала и вздрогнула - сколько аналогий-реминисценций во всех литературах оставила эта книга, сколько ассоциаций вызывает, оказывается она была переведена больше чем на 200 языков мира, а в Англии почиталась второй после Библии, была в каждом доме. Ох, и влияний на русскую литературу немало... Но обо всем по порядку, сначала придется вкратце ознакомиться с содержанием.

Начинается она с того, что всё рассказанное - сон. "Когда я странствовал по дикой пустыне этого мира, я наткнулся на одно место, где находился вертеп. Там я лег отдохнуть и вскоре заснул. И вот приснился мне сон: Вижу человека, одетого в грязные рубища, который стоял неподвижно на дороге, спиной к своему жилищу. В руках его была книга, а на спине тяжелое бремя. Гляжу, он открывает книгу и читает, но почему-то вдруг залился слезами и задрожал. Потом, как бы не в силах превозмочь тревожного чувства, он воскликнул отчаянным голосом: „Что мне делать?"

Человека этого зовут Безблагодатный, и он прочитал, что живет в городе Разрушения, который будет уничтожен огнем. И он решает бежать из него. Вот весь такой из себя, оборванный и с бременем грехов за спиной.

В чистом поле встретился ему человек по имени Евангелист, который указал Безблагодатному на светившиеся далеко-далеко вдали Тесные врата и велел идти прямо к ним, никуда не сворачивая. Домашние долго отговаривали его, и в конце концов, сочли умалишенным.

Из города вслед за Безблагодатным пустились двое соседей: Упрямый и Сговорчивый, но первый вскоре повернул назад, не получив от спутников понятного ему ответа на вопрос, что за «наследство нетленное, непорочное» ожидает их за Тесными вратами. Сговорчивый тоже оставил Безблагодатного, когда увидел, как они вступили в непролазную Топь Уныния - место на пути к Тесным вратам, куда стекаются нечистоты греха сомнения и страха, овладевающего пробудившимся от затмения грешником. Ни обойти стороной эту топь, ни осушить или замостить её невозможно.

За топью Безблагодатного поджидал Мирской Мудрец. Он соблазнил путника речами о том, что знает более простой и действенный способ избавиться от ноши грехов, нежели полное грозными опасностями странствие по ту сторону Тесных врат. Достаточно лишь свернуть в селение с красивым названием Благонравие и разыскать там человека по имени Законность, который помог уже очень многим.

Безблагодатный послушал недоброго совета, но на окольном гибельном пути его остановил Евангелист и направил на путь истинный, ступив на который, он довольно скоро добрался до Тесных врат.

«Стучите, и отворят вам», - прочитал Безблагодатный надпись над вратами и с замиранием сердца постучался. Привратник впустил его и даже слегка подтолкнул его в спину, ибо неподалеку возвышался крепкий замок Вельзевула, из которого он и присные его пускали смертоносные стрелы в мешкающих пройти Тесными вратами.

Всё пересказывать очень долго...А сведения о жизни самого Джона Беньяна (Баньяна, Буньяна) довольно скупы. Известно, что он посещал грамматическую школу, где обучался два или три года письму и чтению, и с образованием на этом было покончено. Затем, в семнадцать лет был завербован в армию и принял участие в гражданской войне. В мирное время, унаследовав профессию отца, работал лудильщиком. В 1653 г. Беньян вступил в пуританскую общину и стал ревностным проповедником как бы не совсем пуританского учения. Реставрация Стюартов прервала его деятельность. Много лет Беньян провел в тюрьме, где ему не раз предлагали отказаться от пуританской доктрины и заняться прежним ремеслом, но он твердо придерживался своих убеждений. Написал много книжек. Лишь в 1676 г, Беньян обрел свободу. Долголетнее тюремное заключение превратило Беньяна в глазах пуритан чуть ли не в мученика за веру. Свою жизнь он закончил в маленьком городе Бедфорде, где в течение ряда лет занимал должность проповедника.

Но вернемся к наиболее знаменитой из его книг. И вот Безблагодатный приходит к Кресту. Едва он поднялся ко Кресту, как бремя грехов скатилось с его плеч и сгинуло в могиле, зиявшей у подножия холма. Здесь же, у Креста, три ангела Господня обступили Христианина, сняли с него дорожное рубище и обрядили в праздничные одежды. Наставив на дальнейший путь, ангелы вручили ему ключ Обетования и свиток с печатью, служащий пропуском в Небесный Град. Здесь получает он имя Христианин.

На своем пути Безблагодатный встречает разных людей и зверей. Все они - символичны. Ну уж львы - в особенности. Между ними можно пройти только с верой.

Отвага Христианина была вознаграждена радушным приёмом в чертоге и проникновенной беседой с обитавшими в нем девами Мудростью, Благочестием и Милосердием о величии и благости Хозяина, созиждевшего сей чертог. Наутро хозяева проводили Христианина в путь, снарядив бронею и оружием, что не стареет и не снашивается вовек. Без этих оружия и брони несдобровать было бы Христианину в долине Унижения, где путь ему преградил ужасающего обличия ангел бездны Аполлион. Пилигрим отважно вступил в поединок с супостатом и с именем Господним на устах одержал верх.

Благополучно он миновал и вертеп великанов Язычество и Папство, в былые времена, пока они ещё были сильны, сплошь усеявших окрестности костьми путников, попавшихся в их лапы.

За долиною Смертной Тени Христианин нагнал пилигрима по имени Верный. Христианин с Верным решили продолжить путь вместе. Так они шли, пока не завидели вдали какой-то город. Тут им навстречу вышел знакомый обоим Евангелист и сказал, что в городе этом один из них примет мученическую кончину - примет её на благо себе: он раньше вступит в Небесный Град, а кроме того, избегнет скорбей, уготованных оставшемуся в живых. Звался тот град Суета, и круглый год шла здесь ярмарка. Выбор товара был огромен: дома, имения, должности, титулы, царства, страсти, удовольствия, плотские утехи, богатые жены и мужья, жизнь тела и души; круглосуточно бесплатные зрелища: воровство, убийство, прелюбодеяние, клятвопреступление...

На зазывы продавцов пилигримы отвечали, что ничего им не нужно, кроме истины. Эти слова вызвали среди торгующих взрыв негодования. Как возмутители спокойствия Христианин с Верным были привлечены к суду, на котором против них свидетельствовали Зависть, Суеверие и Угодничество.

По неправедному приговору Верный был жестоко казнён, Христианину же удалось бежать. Но недолго пришлось ему идти в одиночестве — его нагнал Уповающий из этого города, которого заставило пуститься в путь зрелище кончины Верного; так всегда смерть свидетеля истины воздвигает новых последователей Христа.

Много интересного и символического видят они по пути, вот например, жена Лота.


Вот великолепный сад.

Завидя удобную тропу, идущую вроде бы точно вдоль их дороги, Христианин уговорил Уповающего перейти на неё, что чуть было не погубило обоих: идя удобной тропою, пилигримы очутились у замка Сомнение. Замок принадлежал великану Отчаяние, который пленил их и принялся мучить, подговаривая наложить на себя руки и тем прекратить страшные мучения.

Христианин был уже готов внять Отчаянию, наложить на себя руки, но Уповающий напомнил ему заповедь «Не убий». Тут Христианин вспомнил о вручённом ангелами ключе Обетование и разомкнул им запоры узилища. Так им удалось бежать.

Скоро пилигримы уже были в Отрадных горах, с вершин которых смутно виднелись ворота Небесного Града. Пастухи Познание, Опытный, Бдительность и Искренний дали Христианину с Уповающим подробное описание пути к ним.

Роман Джона Беньяна&171;Путь паломника&187;является одной из самых знаменательных книг, написанных на английском языке. Достаточно сказать, что по числу переводов произведение уступает разве что Библии таких переводов более двухсот.&171;Путь паломника&187;уже давно стал неотъемлемой частью классического наследия английской словесности, проч но заняв место в ряду самых известных литературных памятников. Следы его воздействия легко обнаружить у Дефо, Свифта, сестер Бронте, а Теккерей заимствовал из&171;Пути паломника&187;название своего лучшего романа&171;Ярмарка тщеславия&187;. Сюжет романа представляет собой аллегорическое путешествие Христианина к Небесному граду. Сбежав из Города Погибели, он проходит через такие многозначительные пространства, как Трясина Уныния, Долина Унижения, Гора Наживы, Крепость Сомнения и прочие места скорби и радости, стремясь к Благодати и Истине, переживая многочисленные приключения, от сражения с чудовищем Аполлионом до заточения в темницу Великана Отчаяния.

Место рождения:

Путь паломника (1678) представляет собой аллегорическое повествование о тернистом пути через Болото отчаяния, Долину тени смерти, Ярмарку тщеславия и другие места, по которому следует Кристиан ("христианин"), направляющийся в Небесный град.

(1628-1688)
Беньян родился предположительно 28 ноября 1628 в Элстоу (графство Бедфордшир). Получив начальное образование, еще в отрочестве занялся ремеслом своего отца, став лудильщиком и жестянщиком. Во время гражданских войн он в 1644-1646 состоял на службе в парламентской армии. После возвращения домой он внезапно женился. Среди горожан он быстро приобрел дурную славу богохульника, сквернослова и гуляки, не посещающего церковь, но позже, отчасти под влиянием жены, начал задумываться о своих грехах и душевной скверне, переживая периоды раскаяния и крайнего отчаяния. Впоследствии, в своем автобиографическом сочинении Благодать, изливаемая на первого среди грешников (Grace Abounding to the Chief of Sinners, 1666), он поведал о том, каких усилий ему стоило преодолеть это душевное состояние отверженности и обреченности и обрести уверенность в милосердии Божьем. К счастью для себя, он испытал влияние Джона Чиффорда, священника нонконформистской церкви св. Иоанна в Бедфорде, и в 1653 стал членом нонконформистской общины.

Около 1656 жена Беньяна скончалась, оставив четырех малолетних детей, один из которых был слепым. Уверившись в том, что божественная благодать щедро изливается даже на таких, как он сам, Беньян начал проповедовать (не имея на это формального разрешения) среди соседей, и в 1656 издал свою первую книгу под названием Некоторые открывшиеся евангельские истины (Some Gospel Truths Opened), где критиковал идеи квакеров. В 1659 он женился вторично и в том же году опубликовал первый из своих назидательных трактатов - Раскрытие учения о законе и благодати (The Doctrine of the Law and Grace Unfolded).

После реставрации монархии в 1660 вошел в силу закон против самодеятельных нонконформистских проповедников, и в ноябре того же года Беньян был арестован и заточен в тюрьму, где провел 12 лет. За этот период он опубликовал девять книг, наиболее значительной из которых стала Благодать, изливаемая... После освобождения в январе 1672 три года проповедовал в Бедфорде, но в 1675 был вновь брошен приблизительно на полгода в темницу, где, по преданию, и написал Путь паломника. В последующие годы больше не подвергался преследованиям, а его слава как проповедника достигла Лондона. В этот период он опубликовал четыре религиозных аллегорических сочинения, поставивших его в один ряд с классиками английской литературы.

"Путь паломника"(начало )
"Я говорил к пророкам,и умножал видения,и чрез пророков употреблял притчи.Осия,XII/10.

"Когда я проходил пустынею всего мира,то случайно попал в такое место,где нашел себе укрытие,и лег
я в этом укрытии с тем,чтобы заснуть;и когда я спал,то видел сон.снилось мне,что вот я вижу человека,одетого в лохмотья,и стоит он отвернувшись лицом от своего дома,с книгой в руке и с великим на спине бременем.
Посмотрел я и увидел,что он открыл книгу и читал по ней, и когда он читал,то пребывал в плаче и трепете;и, не в силах более сдерживаться,воскликнул он горестно,говоря:"Что же мне делать?"
Будучи в таком затруднении,пошел он домой и сдерживался,покуда мог,дабы жена и дети не заметили его горести; но не сумел долго молчать,ибо муки всё усиливались. Посему открыл он душу жене и детям и начал так:"Дорогая жена,-сказал он,-и вы,дети чрева моего,я ваш супруг и отец,погибаю от великого бремени,на мне лежащего
;более того,я имею точные сведения,что наш город будет сожжен огнём с неба и в этом ужасном огне как
мы с тобой,дорогая жена,так и вы мои милые детки,погибнем безвозвратно; только если(но как я ещё не знаю)
найдется какой нибудь выход,чтобы нам спастись". Родные его сильно тому поразились; не то чтобы они поверили,что всё это правда,но им подумалось,что он не в своём уме,а посему,так как дело шло к ночи,они понадеялись,что сон ему голову просветлит, и поспешно уложили его в постель; однако ночь была столь же беспокойная,как и день,ибо вместо сна провел он её в слезах и воздыханиях. Так что, когда наступило утро,они осведомились,как он себя чувствует,а он отвечал,что всё хуже и хуже. И снова начал говорить к ним,но теперь это мало их трогало; и они пытались изгнать его недуг суровым и непреклонным с ним обращением: то принимались его вышучивать,то уговаривать, а то и просто внимания не обращали; тогда он стал уединяться в своей комнате,дабы помолиться за них и их пожалеть, а также,чтобы оплакать бедственное своё положение; стал часто гулять в одиночестве за городом,порой читая а порой молясь; и так провел несколько дней.
Так вот,однажды, я видел, когда он гулял за городом в поле,что он читает (как было у него в обычае) по своей книге, и разум его мучится; и когда он читал, то, как уже бывало, вырвалось у него горестное восклицание:"Что мне делать,чтобы спастись?"
Не сразу ты покинешь это свет;
Но лишь Евангелист тебя найдет
И об ином расскажет- ты готов
За ним вослед бежать земных оков.
Вижу, посмотрел он и туда, и сюда, как будто собирался бежать,однако с места не сдвинулся, ибо как я догадался, не мог понять, куда ж идти. Тут я посмотрел и увидел человека по имени Евангелист,который подошел к нему и спрашивает:"В чем причина твоих слёз?" Тот ответил:"Сударь, я понял из книги,которую держу в руке, что осужден умереть,а затем идти на суд; и вижу, что не желаю первого и не вынесу второго".
Тогда Евангелист говорит:"Отчего не жалать смерти, если в жизни сей столько зла?" Человек же ответил:"Ибо опасаюсь,что бремя, которое у меня на спине, потянет меня глубже всякой могилы, и упаду я прямо в Тофет.(место в долине Енномовой,где идолопоклонники евреи сжигали в честь молоха своих детей.Святилище в Тофете было разрушенно царём Иосией,чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей через огонь Молоху)
И,сударь,если я не готов идти в тюрьму,то (это уж точно) не готов я идти и на суд,а оттуда на казнь; при мысли об этом я плачу".
Тогда сказал Евангелист:"Если таково твоё положение, что ж ты не двинешься с места?".
Тот отвечал:"Потому,что не знаю,куда идти". Тогда тот дал ему пергаментный свиток,в котором было написано:"Беги грядущего гнева".
Человек сие прочёл и,глядя на Евангелиста весьма внимательно,говорит:"Куда же мне бежать?". Тогда Евангелист сказал,указывая пальцем вдаль широкой равнины:"Видишь ли там Калитку?" Человек отвечал:"Нет". Тогда тот говорит:2Видишь вон там сияющий свет?" Он отвечает:"Кажется вижу". Тогда Евангелист сказал:"Следи,чтобы не потерять из виду этот свет и иди прямо на него, и увидишь Ворота, и там, когда постучишься, скажут тебе,что тебе делать".
Итак,вижу во сне, что человек этот побежал; и не успел отбежать от своей двери,как жена и дети начали ему в след кричать, чтобы он возвратился; но человек заткнул пальцами уши и всё бежал,громко вопия:"Жизнь,жизнь,вечная жизнь!" И так, не оглядываясь,бежал к самой середине равнины.
Соседи тоже вышли посмотреть, как он бежит, и, когда он пробегал мимо, одни смеялись,другие угрожали;иные кричали вслед, чтобы он вернулся. И вот среди стоявших там нашлись двое, что решили привести его обратно силой. Имя одного было Упрямец, а другого Сговорчивый. Так вот, в эту пору человек сей был от них довольно далеко однако они решились его преследовать и не в долгом времени настигли.
Тогда человек говорит:"Соседи,для чего вы пришли?"Те отвечали:"Чтобы убедить тебя с нами вернуться", А он сказал:"Этого никак не может быть.Вы живёте,- говорит,-в городе Погибели(где и я родился),я это вижу;и,если в нём и умрёте рано или поздно, то провалитесь глубже могилы, в то место, что кипит огнём и серой; послушайте меня,добрые соседи, и пойдёмте вместе".
-Как!-воскликнул Упрямец,-оставить друзей,оставить домашний уют!
-Да,-отвечал Христианин(ибо таково было его имя),-ибо всё,что вы оставите,не стоит и сравнения с малой частичкой того,чего я ищу;и если вы пойдёте со мною и сим овладеете,то будете как я;ибо там,куда я иду,хватит на всех и ещё останется,проверьте мои слова.
УПРЯМЕЦ.Что же ты такое ищешь,что оставляешь весь мир,лишь бы это найти?
ХРИСТИАНИН.Ищу наследства нетленного,незапятнанного,неотторжимого;оно копится на небесах и хранится надежно,дабы в надлежащее время получили его те,кто усердно ищет.Прочтите об этом,если желаете в моей книге.
УПРЯМЕЦ.Тфу ты,только книги ещё не хватало;скажи сразу:воротишься ты с нами или нет?
ХРИСТИАНИН.Нет,не ворочусь,-сказал тот,-ибо я возложил руку свою на плуг.
УПРЯМЕЦ.Давай поворачивать,сосед сговорчивый, и пойдем домой без него. Есть такие любители нос задирать:уж если им что взбредёт в голову-семеро мудрецов их не переспорят.
СГОВОРЧИВЫЙ.Не бранись;если добрый Христианин говорит правду- то,чего он ищет,куда лучше нашего;я склоняюсь идти с моим ближним.
УПРЯМЕЦ. Как?Еще один выискался!Послушай меня: возвратимся. Как знать,куда заведёт тебя этот одержимый!Вернись,вернись и не глупи.
ХРИСТИАНИН.Идём со мной,сосед Сговорчивый;там есть всё,о чем я рассказывал,и множество других великолепных вещей.Если ты мне не веришь,вот прочти в книге то,что всё в ней правда,засвидетельствованно кровью Написавшего её.
СГОВОРЧИВЫЙ.Ну,сосед Упрямец,я,кажется решил;я пойду с этим добрым человеком и разделю его судьбу. Но другой спутник мой,знаешь ли ты дорогу к этому желанному месту?
ХРИСТИАНИН.Меня направляет человек по имени Евангелист, и он велел поспешить к той Калитке,что перед нами,а там нам укажут путь.
СГОВОРЧИВЫЙ. Так пойдем же сосед. И они пошли вместе.
УПРЯМЕЦ. А я пойду восвояси. Я не товарищ таким,которые кидаются,очертя голову,а куда-сами не знают.
И вот вижу я во сне, что Упрямец пошел домой,а Христианин и Сговорчивый разговорились, и начали свой разговор так:
ХРИСТИАНИН.Ну,как ты,сосед Сговорчивый? Ярад,что ты решил пойти со мною; да еслибы и сам Упрямец почувствовал,как я,всю силу и ужас того,что покуда незримо,он бы так легко нас не бросил.
СГОВОРЧИВЫЙ.Ну,сосед Христианин,как здесь никого,кроме нас двоих,нет,расскажи мне поподробнее,что есть там,куда мы идем, и как этого добиться.
ХРИСТИАНИН.Мне легче воспринять всё это разумом,чем изложить словами;но всё же,раз ты хочешь узнать об этом,я почитаю тебе об этом из моей книги.
СГОВОРЧИВЫЙ. А уверен ли ты, что каждое слово в твоей книге-правда?
ХРИСТИАНИН.Конечно,ибо её написал Тот,Кто солгать не может.
СГОВОРЧИВЫЙ.Сказанно изрядно;так о чем же там говориться?
ХРИСТИАНИН. Что есть для нас бескрайнее Царство и вечная жизнь;что мы можем навеки там поселиться.
СГОВОРЧИВЫЙ. Славно сказанно;а что ещё?
ХРИСТИАНИН. Есть там великолепные короны,чтобы нас увенчать,и одежды,в которых мы засияес как солнце на небесной тверди.
СГОВОРЧИВЫЙ. Отлично;а что ещё?
ХРИСТИАНИН.Там не будет печали,ни плача; ибо Владелец тех краёв утрёт все наши слёзы.
СГОВОРЧИВЫЙ.А какое у нас там будет общество?
ХРИСТИАНИН.Мы там будем с серафимами и херувимами,сияющими создениями,на которых даже смотреть трудно. Так же мы встретим тысячи и десятки тысяч тех,кто попал в этот край до нас; и никто из них не злонамерен,но все любящи и святы;каждый ходит перед Господом и навеки к нему вхож:словом,там увидим мы старших с их золотыми венцами,святых девственников и девственниц с золотыми арфами. Там увидим мы так же людей,коих мир сей разорвал на куски,сжег огнем,скормил диким зверям,утопил в море за ту любовь,какую они питали к Господину тех краёв, и облаченных в бессмертие,как в платье.
СГОВОРЧИВЫЙ.Услышунного достаточно,чтобы восхитить сердце;но достанется ли что-нибудь нам? Как нам получить в этом долю?
ХРИСТИАНИН.Государь,правящий той страною,записал это в сей книге, и суть её в том,что ежели мы истинно захотим,он даст нам всё это и ничего взамен не возьмет.
СГОВОРЧИВЫЙ.Ну,мой добрый товарищ,я рад это слышать;давай прибавим шагу.
ХРИСТИАНИН.Хотел бы я идти быстрее, но не могу из-за бремени,что у меня на спине.
Тут я вижу во сне, что как раз в тот момент, когда они окончили этот разговор,подошли они к весьма сырой Трясине,находившейся посреди равнины, и оба они,будучи беззаботны,внезапно в это болото упали. Называлась эта Трясина Уныние. В ней-то они и погрязли и весьма сильно испачкались тиной; а Христианин,из-за своего бремени,начал тонуть.
СГОВОРЧИВЫЙ.Тогда сказал Сговорчивый,ахсосед мой Христианин,где это мы?
ХРИСТИАНИН.Говоря по-правде,-сказал Христианин,-я и сам не знаю.
СГОВОРЧИВЫЙ. Тут Сговорчивый обиделся и говорит рассерженно своему спутнику:"Это,что ли, и есть то самое счастье,о котором ты говоришь? Если уж с первых шагов пошли такие неприятности,чего ожидать от остального пути? Вернусь-ка я к прежней жизни,а ты уж ступай в свою славную страну без меня". С этими словами рванулся он отчаянно раз и другой и выбрался из Трясины на ту сторону,которая ближе к дому. Так он и ушел,и Христианин его больше не видел.
По этой причине Христианину пришлось барахтаться в Трясине Уныния одному; но он всё равно пытался подобраться к той стороне,что была дальше от дома,но ближе к Калитке;когда же это удалось,из болота он выбраться не смог из-за своего бремени. Мне приснилось,однако,что подошёл к нему человек, по имени Помощь, и спросил,что он там делает.
ХРИСТИАНИН. Сударь,мне велел идти сим путем человек по имени Евангелист;он так же направил меня вон к той Калитке,дабы мог я спастись от грядущего гнева; и вот когда я шёл,то угодил сюда.
ПОМОЩЬ.Но почему не поискал ты ступеней,чтобы перейти?
ХРИСТИАНИН.Так подгонял меня страх,чтоя побежал как ближе и здесь увяз.
ПОМОЩЬ. Тогда,давай мне руку;тот дал ему руку, и он вытянул его и поставил на твёрдую почву, и велел продолжать путь...."

Джон Баньян (Беньян, Бэньян, Буньян, John Bunyan, 28 ноября 1628 — 31 августа 1688) — английский писатель, баптистский проповедник.

С 1644 по 1647 годы служил в гарнизоне Ньюпорт Пэгнелл. В 1649 году Беньян женился. В 50-х годах Джон Беньян становится очень религиозен, раскаивается в грехах, его крестили, и он стал членом баптистской церкви Бедфорда в 1653 году.

В 1650 году у него родилась слепая дочь, Мэри, и затем вторая дочь, Элизабет, вскоре после которых родилось ещё двое детей, Джозеф и Томас. В 1655 году, после переезда в Бедфорд, умерли и его жена, и его наставник по вере Джон Гиффорд. Баньян был убит горем, и его здоровье сильно пошатнулось, хотя в том же 1655 году он стал диаконом церкви Святого Павла в Бедфорде, и начал с успехом проповедовать.

В 1658 году, в возрасте 30 лет его арестовали за проповедь в местечке Итон Сокон, и в 1658 году его обвинили в проповедовании без лицензии. Несмотря на это он продолжал до ноября 1660 года, когда его посадили в окружную тюрьму на Силвер Стрит в Бедфорде.

Беньян женился во второй раз, на Элизабет, с которой у него было ещё двое детей, Сара и Джозеф. В том же самом году, с Реставрацией монархии Карлом II, началось преследование Беньяна, так как страна вернулась к англиканству. Молитвенные дома были закрыты, и все граждане должны были посещать англиканские приходские церкви.

Наказуемым законом стало «проведение святых богослужений в несоответствии с ритуалами церкви или не по распоряжению Епископа на обращение к пастве». Беньян больше не мог свободно проповедовать; он лишился права, которым он пользовался во время Пуританской Республики, и 12 ноября 1660 года его арестовали во время частной проповеди в Нижнем Самселле, к югу от Бедфорда.

В 1666 году Беньяна ненадолго освободили, буквально на несколько недель, перед тем как его снова арестовали за чтение проповедей и отправили обратно в тюрьму Бедфорда ещё на шесть лет. В марте 1675 года Баньяна опять посадили в тюрьму за проповедование. Как ни странно, именно квакеры добились освобождения Беньяна. Когда король попросил лист с фамилиями для помилования, они дали и имя Беньяна, как члена их общины. Через шесть месяцев он был свободен, и, так как он был очень популярен, его больше не арестовывали.

Когда Беньян ехал из Лондона в Рединг, он простудился и слег с лихорадкой. Он умер в доме своего друга Джона Струдвика, торговца бакалеей и свечами, 31 августа 1688 года. Могила Беньяна находится на кладбище Банхилл Филдс в Лондоне.

Беньян написал «Путешествие Пилигрима» (также переводится «Путь Паломника») в двух частях, первая из которых была опубликована в Лондоне в 1678 году, и вторая — в 1684 году.

Две другие успешные работы Беньяна менее известны — это «Жизнь и Смерть Мистера Бэдмэна» (1680), воображаемая биография, и «Духовная война» (1682), аллегория. Третья книга, раскрывающая внутренний мир Беньяна и подготовку к предназначенной ему миссии — «Милость Божья, сошедшая на главного грешника».