За разглашение оперативной информации подполковник получил два года колонии-поселения. Скандальный background полковника Коваленко

Перед долгожданным назначением в столичное УГИБДД нового начальника в подразделении прошли крупные кадровые перестановки.

В УГИБДД Москвы, где до сих пор нет постоянного руководителя, разразился новый скандал. Глава ГУ МВД по Москве Анатолий Якунин уволил сразу несколько высокопоставленных гаишников, в том числе начальников 5-го и 6-го спецбатальонов ДПС, обслуживающих спецтрассы в Москве. Один из этих батальонов теперь может возглавить глава Центра регистрационно-экзаменационной работы, технического надзора и учета автомототранспортных средств полковник Константин Васюта, упоминавшийся ранее в скандалах с «блатными» номерами. Сами гаишники считают, что за перестановками может стоять полковник Виктор Коваленко, который считается наиболее вероятным кандидатом на пост начальника УГИБДД Москвы.

Поводом для перестановок стало рабочее совещание, которое 8 июля 2014 года в УГИБДД проводил начальник столичного ГУ МВД Анатолий Якунин. Он заслушивал доклады инспекции по личному составу, а также других надзирающих за УГИБДД подразделений.

— Когда речь зашла о выявленных в подразделениях нарушениях, среди которых значились даже просроченные продукты в холодильниках и грязь на рабочих местах, Якунин потребовал уволить их руководителей, — рассказал «Известиям» один из участников совещания. — Якунин сказал, что люди засиделись на местах, нужна ротация, поэтому необходимо дать дорогу молодежи.

После совещания своих постов лишились начальники 5-го спецбатальона ДПС на спецтрассе УГИБДД Москвы подполковник Виктор Черненко и его коллега по 6-му спецбатальону ДПС Сергей Петухов. Эти спецбаты считаются среди гаишников самыми престижными, потому что обслуживают Садовое кольцо и правительственные трассы. Именно с поста начальника спецбатальона проще всего уйти на повышение в главк, в том числе и в руководство УГИБДД.

Против заместителей начальников УГИБДД Романа Мишурова и Виктора Колопаева назначены служебные проверки. Источники «Известий» в управлении сообщили, что Мишурова перевели служить в один из окружных МОГТОРЭР. Также был отстранен от должности начальник МОГТОРЭР № 2 полковник полиции Юрий Дроганов.

После совещания ушел в отпуск и официальный представитель столичных гаишников — начальник отдела пропаганды УГИБДД Артем Иванов. Источники «Известий» в МВД сообщили, что возвращаться обратно он уже не планирует.

По данным «Известий», начальником 6-го спецбатальона планируют назначить полковника Константина Васюту — руководителя Центра регистрационно-экзаменационной работы, технического надзора и учета автомототранспортных средств УГИБДД. За последнее время он упоминался сразу в нескольких громких скандалах, однако каждый раз ему удавалось сохранить свой пост. Несмотря на то что формально новая должность для Васюты будет понижением, источники «Известий» в УГИБДД считают это стратегической уловкой.

— В УГИБДД идет проверка, во время которой могут «полететь» многие руководители. Лучше переждать проверку на безопасном посту начальника спецбата, откуда затем можно будет опять вернуться в главк, но уже на должность замначальника, — пояснил «Известиям» источник.

Чаще всего Васюта упоминался в скандалах с блатными и «красивыми» регистрационными знаками. Неоднократные внутренние проверки выявляли в центре нарушения, связанные с регистрацией, учетом, хранением и распределением номеров. Как выяснилось, гаишники откладывали в сторону самые «красивые» серии 777 и 77, которые затем при таинственных обстоятельствах оказывались на иномарках стоимостью около 3 млн рублей. Номера особых серий для спецслужб зачастую выдавались без дополнительной проверки.

В апреле того же года в подконтрольных Васюте подразделениях разразился новый скандал. Спецслужбы раскрыли группировку из 20 человек, в которую входили гаишники, сотрудники столичных автошкол и гражданские посредники. Как выяснилось, они поставили на поток продажу водительских удостоверений. По данным следствия, ежемесячно только через МОТОТРЭР № 3 успешно сдавали экзамены около 100 курсантов, каждый из которых заплатил от 28 тыс. до 50 тыс. рублей. Так группировка ежемесячно получала до 3 млн рублей, которые делились между участниками и руководством.

Уголовное дело было возбуждено против инспекторов МОТОТРЭР Александра Галкина и Алексея Колоскова, сотрудников спецбатальонов ДПС на спецтрассе УГИБДД по Москве Романа и Алексея Долбеевых.

После этого скандала замглавы столичного УГИБДД Михаил Мартюшев, который курировал регистрационно-экзаменационную работу в Москве, был уволен, а сам начальник УГИБДД Александр Ильин получил взыскание от главы МВД Владимира Колокольцева — неполное служебное соответствие.

В январе 2014 года Ильин подал рапорт об отставке и, несмотря на все уговоры со стороны руководства МВД остаться, ушел. С тех пор место главы УГИБДД остается вакантным. Пока врио является Владимир Томчак, но сейчас он ушел в отпуск, поэтому его замещает замглавы УГИБДД Виктор Коваленко. Его считают одним из главных претендентов на пост начальника УГИБДД Москвы. Сами гаишники считают, что за всеми последними кадровыми перестановками стоит именно Коваленко, который укрепляет подразделения людьми из своей команды.

Корреспонденты «Петровки, 38» провели один день с командиром 6-го специализированного батальона ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве полковником полиции Константином ВАСЮТОЙ.

Сотрудники далеко не каждого подразделения могут похвастаться тем, что стены их кабинетов украшены полотнами, написанными, между прочим, их коллегой-предшественником. Вообще, многое поражает, когда заходишь в здание 6-го СБ ДПС ГИБДД на спецтрассе, что расположено на Плющихе, например, огромные аквариумы рядом с дежурной частью. Да и в целом атмосфера здесь настраивает на позитивный лад. Полицейские отмечают, что с приходом нового руководителя - полковника полиции Константина Васюты изменился не только облик их родного подразделения, но и жизнь коллектива.

Константина Константиновича назначили на должность командира в 2014 году. По его словам, настроения здесь были упаднические - лишний раз сотрудники старались не напрягаться, сильного желания работать не наблюдалось, в здании царила угнетающая разруха. За год Васюте удалось не просто «поднять подразделение с колен», а вывести на лидирующие позиции. Итог - звание лучшего подразделения по результатам работы в 2015 году. Но это был действительно непростой год.

В первую очередь, я решил поговорить с каждым из сотрудников, чтобы разобраться, откуда взялась эта апатия, пренебрежение к служебным обязанностям и обида на руководящий состав, - говорит Васюта.

Сверхзадачи перед личным составом руководитель не ставил, всё что требовалось - это работать, но некоторые противились и пытались по-своему бороться с новым укладом, надеясь, что Константин Константинович отступит. Не отступил.

После сокращений (пришлось уволить 30% недобросовестных сотрудников) выяснилось, что оставшийся коллектив достаточно трудолюбивый и руководить им не так уж сложно, напротив, поняв, что новый начальник готов уделять внимание нуждам подчинённых и обучать их, сотрудники 6-го батальона начали показывать отличные результаты, - отмечает Васюта.

Но по мнению командира, даже сейчас, после того как подразделение было признано лучшим, потенциал сотрудников раскрыт не полностью. Любые положительные изменения, например, ремонт и новые служебные машины (вклад Главного управления), воспринимаются на ура и мотивируют новые успехи.

В прошлом году удалось на 75% снизить количество наездов на пешеходов, на 26% снизить общие показатели аварийности на территории обслуживания. В ноябре Константин Константинович возродил практику ведения скрытого патрулирования на дорогах столицы, о чём мы неоднократно писали. Этот метод достоин внимания, ведь он показал свою эффективность в борьбе как с мелкими нарушениями, например - сокрытие государственных регистрационных знаков на транспорте, так и более крупными.

На данный момент скрытый патруль является лучшим оружием в борьбе с любителями агрессивной манеры вождения, - говорит Васюта. - Вообще такого понятия, как «агрессивное вождение» нет, но, как правило, именно за лихачами числится наибольшее количество нарушений. Так что, например, своим поведением они привлекают внимание полицейских, а далее, после остановки машины, выявляется целый букет неоплаченных штрафов.

Кстати, добропорядочные водители положительно восприняли нововведение, ведь присутствие дополнительного патруля (хоть и скрытого) на дороге является гарантией спокойствия и безопасности.

До всего есть дело

Зона ответственности сотрудника ДПС - это всё-таки дорога, но как сотрудник полиции он в случае необходимости должен оказать помощь нуждающимся и за её пределами. Константин Константинович вспомнил один любопытный случай.

Обеспеченный москвич делил своё жильё с гостем столицы. Молодые люди длительное время состояли в любовных отношениях. Хозяин квартиры уехал в командировку, оставив ключи своему другу. Вернувшись, он обнаружил, что из квартиры пропало всё, начиная с кредитных карт и заканчивая дорогой одеждой. Дело передали некому следователю. Однако работал он не отрываясь от рабочего кресла. Сначала полицейский порекомендовал потерпевшему самостоятельно походить по банкоматам, где они с подозреваемым вместе снимали средства с карт. Делать нечего, несчастный влюблённый обошёл все банкоматы и возле одного увидел старого знакомого. Позвонив следователю, он получил следующий совет: «Обратитесь к любому сотрудники полиции, который находится неподалёку от вас». Потерпевший бросился к дороге и там увидел сотрудника ДПС на мотоцикле. Коротко объяснил ему, что произошло. Мотоциклист и задержал гостя столицы, который, кстати, представлял из себя довольно угрожающую гору мышц. Пристегнув злоумышленника к «железному коню», чтобы не убежал, все направились в ближайший отдел.

А совсем недавно сотрудники 6-го батальона задержали группу мошенников - похитителей авто. Негодяи забрались в такси и заставили водителя ехать в Питер, пригрозив: «А на месте разберёмся, что с тобой делать». Дрожащими руками таксист незаметно отправил смс-сообщение диспетчеру, та связалась со службой «02». Оперативно злоумышленники были вычислены и обезврежены.

Предметы «быта» ДПС

В одном из прошлых номеров мы уже писали об открытии в столичном музее «Садовое кольцо» экспозиции, посвящённой 40-летию подразделения. Но упустить возможность побывать там и описать увиденное, я не могла. Поэтому мы отправились туда.

Подразделение было создано в 1976 году для обеспечения проезда машин специального назначения. Первый руководитель - Владимир Тихонович Мурашов, который присутствовал на открытии, рассказал, что целью создания батальона было обеспечение безопасного проезда первых лиц государства, в частности Леонида Ильича Брежнева. Тогда дежурство на трассе несли 94 сотрудника, а сейчас всего 16, да и транспорта в 50 раз меньше было.

Если бы у нас сейчас 94 человека дежурили на дороге, то даже мелких ДТП не было бы, - улыбается Васюта.

Оформитель экспозиции, одна из сотрудниц музея, дизайнер Мария рассказала, что самым сложным оказалось выбрать из общего массива фотографий, которых было невероятное количество, лучшие.

У подразделения целая комната в музее, ранее она использовалась для временных выставок различных художников. Такая комбинированная экспозиция с фотоматериалом и предметами «быта» сотрудников ДПС у нас проходит впервые, - пояснила Мария.

Часть экспонатов перейдёт в дар музею и останется в уютном зале. Кстати, материал для выставки принесли ветераны подразделения. Константин Константинович признался, что не ожидал такого активного отклика. Бывшие сотрудники отдавали уникальные фотографии и вещи, например, кителя прошлых лет.

При входе в комнату в глаза сразу бросаются картины, нарисованные простым карандашом: сотрудник в будке - на одной, и милиционер у диспетчерского пульта - на другой. Автор остался инкогнито, но доподлинно известно, что создавал их кто-то из бывших сотрудников ДПС.

В дальнем углу примостилась железная коробочка. Это «дедушка» современных приборов для измерения скорости. Рядом расположился внушительных размеров телевизор с небольшим экраном - первый монитор, на который выводилось изображение с первой камеры наружного наблюдения. А вот мотоциклетный шлем, расположенный напротив, до сих пор используют во время демонстрации ретротехники на различных мероприятиях.

По словам Марии, выставка пользуется популярностью.

Батяня-комбат

Константин Константинович в совершенстве овладел не только профессией полицейского, но и профессией папы. Он воспитывает пятерых детей. Самая старшая дочка Настя обучается в Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова на очном отделении, на бюджете. Васюта с гордостью отмечает, что учится Настя хорошо и не заставляет родителей волноваться. 11-летний Иван ходит в секцию дзюдо и играет на баяне, 9-летняя Маша занимается спортивной гимнастикой. После переезда в загородный дом у ребят появилась ещё одна страсть - конный спорт. Рядом с их нынешним домом открыли школу верховой езды, куда ребята с удовольствием ходят на занятия. 4-летний Тихон вот-вот определится с выбором спортивной секции, а годовалому Мише пока рано. Супруга Константина Константиновича - бывшая фигуристка, отсюда такая любовь к спорту и желание привить её детям.

Я даже не знаю, кому из нас двоих тяжелее, - улыбается Константин Константинович, - мне или жене, которой приходится весь день заниматься домашними делам, наезжать по 100 км, чтобы забрать ребят из школы и развезти по секциям.

Семья Васюты некоторое время назад обзавелась небольшим домашним хозяйством. Зелёные европейские лужайки сменились огородом и вольерами с домашней птицей и кроликами.

Дети должны уметь обращаться с животными, ухаживать за ними, - считает заботливый отец. - Ну и, конечно, своя птица и огород - гарантия качества продуктов питания.

Константин Константинович старается проводить с детьми как можно больше времени, но порой служебный долг не позволяет.

Ребята, как только научились пользоваться мобильными телефонами, начали писать мне сообщения с вопросами, когда же я поеду домой, - смеётся Константин Константинович. - А самый любимый их вопрос: «Папа, тебе отгул не полагается?».

Во время семейного отдыха Васюта любит выбираться с сыновьями на рыбалку на Оку, ходить на прогулки в лес, конструировать ретроавтотехнику, заниматься стрельбой.

Папина работа вызывает у ребят неподдельный интерес и уважение. А старший из сыновей уже сейчас планирует связать свою жизнь с военной деятельностью и хочет поступать в Рязанское училище воздушно-десантных войск.

Юля ДАЛИДОВИЧ, фото Николая ГОРБИКОВА

Главой московского УГИБДД, вместо ушедшего со скандалом в отставку Александра Ильина, может стать полковник Виктор Коваленко, считает издание "Свободная пресса". По мнению автора издания, такого рода служебную перестановку трудно считать доказательством оздоровления рядов МВД, так как новый кандидат на высокую и ответственную должность известен, как «правая рука» уваленного господина Ильина.

О полковнике Коваленко известно все, или почти все, связанное со служебной биографией, местом рождения, гражданством на момент вступления в ряды полиции РФ и так далее. Известно также, что фактически все скандалы, связанные с ГИБДД за последнее время, происходили в подразделениях, которые он курировал.

В 2013 году, по сведениям из источников в столичном Главке, в Центре регистрационно-экзаменационной работы, технического надзора и учета автомототранспортных средств ГИБДД по результатам внутренней проверки выявлялись факты грубых нарушений действующего законодательства в части работы со спецпродукцией ГАИ, допущенные врио начальника Центра, полковником полиции Васютой Константином Константиновичем. Речь шла о неправомерном изъятии регистрационных знаков с престижным сочетанием цифр 777 и регионом 77 из общих серий знаков, направляемых для выдачи гражданам. В последующем вышеуказанные номерные знаки перенаправлялись в «нужные» подразделения для выдачи «нужным» автовладельцам.

Не забыт и скандал с выдачей регистрационных знаков серии ААА, первый номер из которой получила «обычная» гражданка на «недорогой» машине.

Кстати, после этого скандала Коваленко демонстративно выдавал номера серии ААА «обычным» автомобилям, но вездесущие блогеры продолжают публиковать фотографии дорогих иномарок с «блатными» номерами.

Очевидно, что подобная организация работы Центра регистрационно-экзаменационной работы, технического надзора и учета автомототранспортных средств ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве вызывает множество вопросов, связанных с хорошо разработанной коррупционной схемой. Не удивительно, что в апреле 2013 года в результате оперативно-розыскных мероприятий ГУ СБ МВД России и следственных органов была выявлена целая преступная группа, состоявшая из сотрудников подразделений, входящих в вышеуказанный Центр под руководством Константина Васюты, спец. батальонов ДПС на спецтрассе ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве и гражданских лиц. Группа занималась продажей водительских удостоверений.

Подобный факт имел логичный резонанс - приказом главы МВД РФ Владимира Колокольцева с занимаемой должности был уволен Михаил Мартюшев - заместитель начальника управления ГИБДД г. Москвы. Начальнику управления Александру Ильину объявили о неполном служебном соответствии. Однако никаких вопросов к Константину Васюте не возникло.

Кстати, в октябре 2012 года полковник Васюта уже попадал под разработку полицейского УСБ по подозрению в неоднократной незаконной постановке на учет разного рода транспортных средств. Разработка длилась довольно долго, однако не принесла результатов, так как позже выяснилось, что у полковника Константина Васюты был информатор среди сотрудников УСБ ГУ МВД по Москве. Подполковник полиции Даниил Корнеев, сам непосредственно участвовавший в разработке, неоднократно передавал оперативную информацию Васюте, за что и был осужден Мосгорсудом к двум годам лишения свободы…

Удивительно, но к самому Васюте у следствия снова не возникло никаких вопросов…

Как будто некая неведомая сила оберегает его, да и все ведомство от всяких напастей!

Зато в 2013 году, чтобы сгладить подпортившееся впечатление, Васюта организовал эффектное разоблачение «попытки дачи взятки должностному лицу» - отказавшись от взятки в 45 млн. рублей и отрапортовав об этом высокому начальству.

Кандидатура Виктора Коваленко, согласно источникам в МВД, проходит проверку перед тем, как быть направленной на рассмотрение министру МВД. Возможно, после такой проверки у СБ все-таки возникнут вопросы к кандидату по поводу давних и не очень событий и выявленных в его ведомстве фактов? Продолжаем следить за событиями.

По материалам издания "Свободная пресса"

Командир 6-го специализированного батальона ДПС (обеспечивает правопорядок на Садовом кольце) рассказал «Ридусу» о новых нормах ПДД, ужесточении контроля над пешеходами, коррупции и борьбе с ней.

Журналист "Ридуса" Андрей Гулютин отправился побеседовать с полковником, дабы из первых рук узнать «секрет успеха».

Тем более, что Константин Васюта - фигура известная среди журналистов. С его именем связаны разные истории.

«Оперативную группу» «Ридуса» Константин Константинович встретил лично у дверей «штаб-квартиры» спецбатальона, что базируется на Плющихе. В этой усадебке в 1832 - 1834 годах проживал Лев Николаевич Толстой перед окончательным своим переездом в Ясную поляну. Об этом и многом другом рассказал нам полковник, проведя экскурсию по старинному, но весьма современному зданию. Начал с гаража, показал автопарк, отдельно отметил его гордость - современные 1400-кубовые мотоциклы, от которых не уйдет ни один лихач.

© Ольга Манолова/Ridus.ru

Показал скромно висящий, ранее прославившийся баннер в честь 70-летия Победы с портретом Сталина, который взбудоражил в свое время многие СМИ. Мы хотели в интервью отдельно остановиться на этом вопросе, но Васюта нас опередил. Как оказалось, скандальный баннер - личная инициатива полковника.


© Ольга Манолова/Ridus.ru


© Ольга Манолова/Ridus.ru

«Дизайн плаката я сам разрабатывал, и когда мы его повесили рядом с входом, люди к нему цветы понесли, а вскоре пришли и журналисты, - подтвердил Васюта. - Я вообще не понял причины шума. По-моему Великая Победа и Верховный главнокомандующий никак не разделимы между собой. Я руководствовался не отношением к личности Сталина, а отношением к Победе». Впрочем. чтобы далее не возбуждать «общественность» плакат перевесили от входа вглубь гаража.


© Ольга Манолова/Ridus.ru

«Проинспектировав» гараж спецбата, мы прошли непосредственно в его здание. Первое, что бросилось в глаза - это многочисленные картины позднесоветской эпохи, выполненные в самых разных стилях и жанрах, но связанные темой автоинспекции. «Эти картины мы нашли на складах московского управления ГИБДД, отреставрировали, поставили в рамки, - пояснил Васюта. - По-моему, очень неплохо получилось». Действительно, работы выполненные то маслом по холсту, то акварелью, то карандашом, выдают руку мастера. При этом проработанность сюжетов говорит о том, что рисовал «человек в теме», возможно сотрудник.


© Ольга Манолова/Ridus.ru

Картины на стенах и стеклянные двери сделали полицейский отдел похожим на модный офис. Пройдя по его коридорам, мы очутились в скромном кабинете руководителя, в котором только стол и компьютер. Тут и продолжили беседу...


© Ольга Манолова/Ridus.ru

Предлагаю начать разговор с темы правового регулирования безопасности дорожного движения. Потом мы плавно перейдем к вопросу борьбы с коррупцией и взяточничеством. Этапов Вашей биографии коснемся. Ну, и другие темы затронем.

Так вот, я перед нашей встречей собрал со знакомых автомобилистов и мотоциклистов наиболее насущные вопросы, и чаще других был задан этот. Когда сотрудники ГИБДД начнут наказывать пешеходов, которые переходят дорогу в любом месте с полной уверенностью, что водитель их пропустит?

Когда мы сюда пришли, ситуация в части аварийности была критической. 68 процентов - это была доля наездов на пешеходов. 90 процентов из этих наездов - по вине самих пешеходов - переходили в неположенном месте.

Мы начали выбирать метод, каким образом нам на это повлиять, как снизить показатели, и сегодня мы увеличили административную практику по правонарушениям среди пешеходов в десятки раз. Ведь нашими сотрудниками по пешеходам-правонарушителям проводится огромная работа именно по статье 12.29 КоАП («нарушение ПДД пешеходами»).

Кроме того, касаясь темы пешеходов, замечу, что мы среди категории участников этого движения порой выявляем лиц, находящихся в федеральном розыске.

Есть в центре Москвы наиболее критические места с точки зрения нарушений ПДД пешеходами?

Можно выйти на Смоленскую площадь - там повальные нарушения пешеходами. Такая же ситуация на пересечении Сыромятнической с Земляным валом. Иногда переходят Садово-Каретную, но тут, как правило, заканчивается, все плачевно.

А вообще, нам удалось снизить наезды на пешеходов в центре столицы на 70 процентов. Есть такое понятие - критическое значение, то есть мы работаем на посту в месте, где определенная концентрация наездов. Допустим, пишем мы 20 протоколов на пешеходов, а наездов - сто. Пишем 40 протоколов на пешеходов, наездов все равно 100. Пишем 50 протоколов, и тут наездов стало 70. Значит, ниже этого нам опускаться нельзя, с пешеходами нужно работать и работать.


© Ольга Манолова/Ridus.ru

А какая-то пропагандистская работа с пешеходами ведется? Диалог устанавливается? Ведь к профилактике правонарушений, очевидно, нужно не только с точки зрения санкций подходить. Но сегодня многие, как сам нередко наблюдаю, переходят даже по пешеходному переходу, но все равно не смотрят по сторонам, хотя с детства учили: посмотреть налево, посмотреть направо.

Здесь как раз статья 12.18 КоАП и действует: водители должны пропускать. И многие, зная об этом, как бы демонстративно делают так, что «я все равно пойду, а ты тормози, как хочешь». И с точки зрения закона правда будет на стороне пешехода. Водителям нужно с этим смириться и быть внимательней.

Впрочем, это, на мой взгляд, не проблема. Самая серьезная для нас проблема - это переходы дорог в неустановленных местах. Есть и несистемные, скажем так, наезды, например, связанные с вокзалами, где страдают лица категории БОМЖ.

Водителям подняли штрафы за то, что они не пропускают пешеходов. Не считаете ли вы, что и к пешеходам стоит применить штрафы, и уже не такие символические, как сейчас.

Наверное, это разумно. Но на это должен быть соответствующий запрос в обществе. Мы ужесточаем ответственность за нетрезвое состояние потому, что налицо бедственные социальные и катастрофические последствия.

Невысокая правовая культура пешеходов, думаю, пока не бросается так сильно в глаза. По крайней мере, по тем нарушениям ПДД, которые выявляем мы. У нас, например, пешеход с Таганской площади бросился вниз в Таганский тоннель. На это невозможно повлиять и штрафовать его бесполезно.

Если мы штрафуем за то, что люди пытаются в потоке машин перебежать дорогу - в этом есть, конечно, разумное зерно. Возможно, это будет работать. Но стоит заметить, сейчас есть некая хлопотность при оформлении подобных нарушений: пешеход, как правило, возмущается. Считает, мол, с какой стати ты ему предъявляешь какие-то требования.

Таким образом, вполне возможно, с соответствующей законодательной инициативой и стоит выходить.

Расскажите о новой норме, которая позволит «продувать» пешехода в алкотестер. Будете ее применять активно?

Конечно. Как раз все эти наезды - это чаще всего - пешеходы в нетрезвом состоянии. Посмотрим, как это законодательно будет выглядеть. Сейчас мы можем такого гражданина доставить в ОВД. Так же, в зависимости от его поведения, мы можем привлечь его как нарушителя общественного порядка, но это не нарушение ПДД.

Вторая проблемная тема, обозначенная автолюбителями - это разные двухколесные средства. Неконтролируемый скоростной режим мотоциклистов в Москве. Насколько известно, сотрудники не рвутся в погоню, если видят, что «байкер» летит под 200, чтобы лишнего трупа не делать. А как отрегулировать вопрос? Ведь не нормально, когда носятся по оживленному городу с невероятной скоростью, это беспокоит даже других мотоциклистов.

Мотоциклисты, которые используют хорошие мотоциклы (а их большинство), мне кажется, они сегодня самая законопослушная часть участников дорожного движения. Во всяком случае, в центральной части столицы. Это происходит хотя бы и потому, что мы нацеливаем на результат наши мотонаряды.

Нам закупили мощные мотоциклы, и они не должны в холостую использоваться. Категория «человек на хорошем мотоцикле» сейчас застрахована от проблем: водительское удостоверение, шлем.

Выявить среди них нарушения достаточно редко. А вот, если говорить о скутерах, какие-нибудь «кроссовиках», так в этой среде мы весьма часто выявляем и вождение в нетрезвом состоянии, и в состоянии наркотического опьянения.

В мае мы задержали велосипедиста, который оказался наркоторговцем. В сумочке у него обнаружили амфетамин. Наши ребята просто на лицо посмотрели и выявили, что он употребляет.

Ну, и отвечая на Ваши слова, замечу. Гнаться или нет - это решение стоит принимать в зависимости от ситуации. Есть определенные правила организации преследования. Если преследуешь, нужно передавать эту информацию в дежурную часть, она должна подключать соседние подразделения, действовать сообща и координировано. Если сотрудник понимает, что он не сможет сделать все в соответствии с приказом и с требованиями нашего законодательства, тогда стоит поберечь и свою жизнь, и жизнь мотоциклиста. Вообще на эту работу управление обращает серьезное внимание.

Сейчас в Москве выросло целое поколение велосипедистов, как проводится работа с ними?

На нашей территории обслуживания какой-то острой проблемы с велосипедистами нет, и ДТП в этом году с ними не было.

Был случай, когда велосипед девушки колесом ударила машина. Она, причем, переходила пешеходный переход, как положено, спешившись.


© Ольга Манолова/Ridus.ru

А вообще наблюдается рост правонарушений, задержаний, растут по числу штрафы?

За половину 2015 года мы направили в суд более трех тысяч материалов. Если сравнивать с прошлым годом, то их было 942. То есть, в три раза больше. Во многих случаях предусмотрено лишение прав, если это нетрезвое состояние или наркотики. Ну, а если это встречная полоса или закрытый номер, тогда судьи сами принимают решение: либо штрафовать, либо лишать. Ну, и количество материалов в части профилактики мы увеличили, однозначно.

Также мы усилили нашу деятельность, связанную с исполнением общеполицейских функций. Мы раскрыли на 260% больше преступлений, чем год назад: 36 - за полгода, в сравнении с десятью, которые были раскрыты в том году. И преступления небезынтересные. Помимо банальных наркотиков, которые довольно часто при досмотрах выявляются, были и довольно крупные партии, задержание со «спайсами». И даже раскрыли одну квартирную кражу.

Это все связано с ростом ответственности наших сотрудников. Что нужно связывать в свою очередь с улучшениями условий труда.

Мы изменили график работы, что личным составом было встречено позитивно. Появились два полноценных выходных, наши сотрудники теперь работают 2 дня - 2 выходных, 2 ночи - 2 выходных. А раньше был формат: 2 утра - выходной, два вечера - выходной. А если какой-то режим усиления, то и вовсе не было выходных.

Мы выходные вернули, усиление практически не берем, на День Победы было последний раз.

Еще у нас появился спортзал. Даже раздевалки преобразились. Раньше они были мрачные, из какого-то ДСП уже расслоившегося. Сейчас же мы сделали их светлыми, из хороших материалов. То есть, сотрудник приходит и получает хороший настрой, таким и выходит на дорогу.

Кроме того, и условия самой работы во многом изменились. Например, для начальства раньше было не редкость - снять с поста: «Езжай туда - сюда, отвези то - се…». Я категорически запретил трогать смены. Взвод занимается только своей работой. Посты обязательного закрытия максимально закрыты, маршруты обязательного патрулирования - тоже, как раз для того, чтобы они могли заниматься административной практикой, чтобы мы видели влияние. Чем лучше профилактика, тем меньше ДТП.

Кроме того, в работу дежурной части ввели некоторые инновационные приемы.

Группу по административному законодательству разместили за застекленной стеной, там у нас стоят такие приборы, с их помощью можно оценить качество обращения.


© Ольга Манолова/Ridus.ru

Мы завели электронную систему оценки работы с гражданами - пять вопросов, есть возможность высказать и какое-то свое мнение. Потом я ввожу пароль и сам смотрю отзывы. Негативных отзывов оставляют, к слову сказать, мало, и в основном они связаны с разбором нарушений в эвакуации.

Во всех остальных случаях, к примеру, при разборах ДТП, у нас в основном позитивные отзывы.

Стоит отметить, что программа установлена так, что если человек оставляет негативные комментарии, то потом последние 10 минут диалога мы можем прослушать.

А в московском полицейском руководстве это позитивно встречают - все эти новации?

Да. После нас такое ввели еще в одном экзаменационном подразделении МОТОРЭР в Измайлово.

Не завидуют ли коллеги? Ведь есть те, кто не способен такие инновации ввести. Многие ведь в своих проколах успешных коллег винят.

Доходят иногда такие слухи до меня. Говорят: «Что-то у них там не так, таких показателей быть не может».

Но могу с уверенностью сказать, что это всё десятки раз перепроверено. Статистику сейчас даем не мы, а федеральная аналитическая система. Она сама из базы данных эти показатели сортирует.

Вот еще один из общеправовых вопросов, что собрал у читателей и автолюбителей. У многих до сих пор сохраняется непонимание по Европейскому протоколу. Как считаете, будут ли трудности с ним? Тем более, сейчас будут вводить штраф за заграждение дороги при ДТП, если можно договориться, а люди пытаются дождаться сотрудников ДПС.

Это успешный международный опыт - если попавшие в лёгкое ДТП по протоколу не оформили сами, их привлекают к административной ответственности. На самом деле, это колоссально облегчит жизнь и нам, и участникам движения.

Здесь вопрос ведь в чем. Каждый хочет быть правым, он считает, что сотрудника ГИБДД можно использовать как какой-то элемент давления. Один из участников говорит: «Давай оформим все сами, другой говорит: «Ты должен заплатить мне миллион». И тогда первый говорит: «Ах так, тогда я вызову ГАИ!». Вот примерная модель этих диалогов.

То есть ГИБДД выступает элементом давления. И получается в итоге, что за сутки нашим нарядам приходится по 30 аварий оформлять, это безостановочная работа в течение всей смены.

Если бы изменился как-то менталитет, даже с помощью этого административного воздействия, научились бы сами оформлять, то тогда бы перестали воспринимать автоинспекцию как третейского судью.

© Ольга Манолова/Ridus.ru

Согласен, однако, не мелок ли порог в 50 тысяч, ведь для многих современных дорогих машин это - ничто.

Как правило, в таких ДТП страдает одна, не более, деталь. А все эти потертости - львиная доля то, что в пробках.

Потом нужно потихоньку обкатать новую норму, посмотреть, что из этого получится, сделать выводы, какие-то законодательные инициативы ввести, чтобы это поправить. А уж потом переходить на более высокие суммы. Но чтобы это не создало новые возможности для злоупотреблений и преступлений.

Кстати, как по наблюдениям? Начали люди применять европейский протокол?

Постепенно начинают.

Ну, и коррупционная сфера…

Да, мы с вами еще не обсудили ст. 291 УК РФ. За полгода у нас 6 дел возбуждено за дачу взятки должностному лицу.

Известно, что у Вас есть в этом - сфере пресечения взяточничества - и личный опыт.

Действительно. Когда я в столичном управлении работал, был интересный случай. Завозились грузовики из Японии - отдельно раму, отдельно кабину и так далее, потом собирали это все на Дальнем Востоке. Но это только якобы отдельно завозилось, а на самом деле завозили целиком собранный грузовик.

И вот потом эти деятели метались по стране в поиске недобросовестных сотрудников, чтобы получить ПТС. Мы выявили тогда порядка 180 таких машин, поставленных в Москве на учете. Еще 100 машин где-то зависли. И вот пришел ко мне человек и говорит: «Есть триста машин - по 150 тысяч за штуку. Мы его задержали, суд состоялся. Я же благодаря этому определенный опыт приобрел.


© Ольга Манолова/Ridus.ru

Но замечу, СМИ писали, что и на Вас оперативные дела по взяточничеству заводили.

То, что писали СМИ - это не совсем так, а точнее - совсем не так.

Велись проверочные мероприятия, кто был их инициатором - я не знаю. ФСБ потом это все распутывало. Ситуация вообще была непонятная, я написал на имя начальника столичного управления Якунина рапорт о том, что пришел ко мне некий человек из службы собственной безопасности, и рассказал о том, что на меня дело по коррупции возбуждено.

И по этому рапорту начали проводить проверку, и сотрудники ФСБ установили в его действиях состав преступления. Сейчас этот человек действительно отбывает наказание в колонии-поселении. Я не знаю, для чего он тогда пришел, может как-то психологически давить. Сложно сказать, ведь сейчас уже ни того руководителя нет, ни оперативника.

Вообще сложилось, увы, такое восприятие ГАИ, что сюда можно прийти как в магазин.

Когда нашего инспектора сбили, а водитель скрылся с места, но был задержан, к нам приехал его папа - солидный, обеспеченный бизнесмен. Просто пришел, ни капли не сомневаясь, что за 400 тысяч, не то что товарища своего, а маму свою продадут.

Конечно, его задержали. И сын получил год лагеря по 318-й («насилие в отношении представителя власти»). Папа получил 4 года условно и 24 млн штрафа.

Другой вот семь единиц повредил на Сухаревской площади. Пришел сюда с корочкой сотрудника ФСБ, и за 200 тысяч предлагал закрыть вопрос. Тоже задержали.

Всё остальное - на дороге - предлагали взятки от 5 до 25 тысяч, их тоже задерживали.

Здесь еще важно заметить, что мы предупреждаем собеседника, что он совершает преступление, если на этом этапе дело не заканчивается, то тогда процесс переходит действительно в состав преступления.

А своих сотрудников «за руку» на взятках ловили? Или подобным вопросом пусть специальные службы занимаются?

Разумеется, мы ведем профилактику. Если задержат кого-то - меня будет мучить совесть, что вовремя не уволил его. Поэтому спецслужбы, конечно, не дремлют, но и мы стараемся не допускать.

Когда я только сюда пришел, один сотрудник попал в такую ситуацию, это был сентябрь прошлого года. Потом в течение двух месяцев я общался с каждым сотрудником у себя в кабинете. Вскоре после этого мы еще двух командиров взводов заменили, пришлось с ними распрощаться. Всего же 22 человека пришлось уволить, и набрать новых. Уволить - это быстро. А вот набрать, с учетом нашей кадровой специфики, это долго и сложно.

Но проблема давно решена. Зная о достойных условиях труда и высокой внутренней планке, к нам стремятся попасть в подразделение.

Резюмируя тему коррупции, хочется уточнить, что Вы очень не рекомендуете давать взятки сотрудникам ДПС в центральной части столицы?

Сотрудники нередко рассказывают, что при задержании водители включают режим «телефонного права». Начинают кому-то звонить «пробивать», а когда собеседник узнает, кто его остановил, категорически запрещают давать нам взятку: «А то сядешь!». То есть, у нас такая слава в народе, что лучше нам не предлагать. И это действительно так.

«Закройте рты, сорвите уборы,
По улицам едут мальчики-мажоры!»
Ю.Шевчук

Едва не каждую неделю СМИ обрушивают на нас очередную порцию новостей о коррумпированных «гайцах» или каких-нибудь иных преступных деяниях, совершенных с их участием. Такое впечатление, что кому-то, ну очень хочется, дискредитировать власть в лице инспекторов ДПС-ГИБДД, создать негативное впечатление о сотрудниках государственного органа, несущих свою небезопасную и нужную службу сутками напролёт. К счастью в этой структуре служит немало принципиальных и честных людей! Вот только один пример достойного исполнения своих обязанностей сотрудниками дорожной полиции.

В ночь с 26 на 27 декабря прошлого года инспекторами 6-го спецбатальона ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по Москве капитанами полиции Сергеем Ковальчук и Игорем Желтовым на Садовом кольце в районе Садово-Самотечной улицы дом 1, была остановлена перламутровая «Инфинити». Полицейские решили поближе познакомиться с водителем, совершавшим на полупустой трассе опасные манёвры с перестроением на большой скорости своего автомобиля. На полицейском сленге таких водителей называют «шахматистами» за то, что они двигают своё авто словно слона или ладью, уверенно бросая её с одного края шахматного поля на другое. Для таких «игроков» вероятная авария - всего лишь проигранная партия, а загубленная в ней чужая жизнь - разменная пешка! Чутье опытных сотрудников не подвело. Из слегка приоткрытого водительского окна на них повеяло перегаром дорогого коньяка. На резонную просьбу инспекторов предъявить документы на право управления автомобилем и пройти алко-тест, водитель - молодой человек лет 25 отреагировал своеобразно - «выстрелив» в представителя власти - 42-летнего Игоря Желтова недокуренной сигаретой, он отказался что-либо предъявлять или объяснять и поднял стекло. Ещё через миг, машина тронулась с места и, заложив крутой вираж, вывернула на проезжую часть, зацепив при этом стоящего рядом инспектора. Несколько метров капитан «проехал» на машине лихача, прежде чем ударился об асфальт.

К погоне, как требует того сюжет, в данном случае полицейские оказались не готовы - одному из них потребовалась срочная медицинская помощь, но уйти от ответственности нарушителю не удалось...

Получив доклад с места происшествия, командир батальона полковник полиции Константин Васюта действовал мгновенно - его подчинённый не просто получил травму при исполнении обязанностей, но были задеты честь офицера полиции и достоинство человека! За годы службы в органах, Константин Константинович не привык давать спуску хамам и наглецам, к которым явно относился этот «шахматист». Брошенный им ему вызов, полковник полиции принял. Партия обещала быть интересной!

Уже к полудню наступившего дня полицейские явились по адресу регистрации засветившейся авто. Владелицей «Инфинити» оказалась мать нарушителя, которая после того, как опознала на предъявленных ей кадрах оперативной съемки свою машину и родного сына, принялась оскорблять нежеланных гостей, нервно названивая адвокату! Впрочем, к такому неспортивному поведению дамы-ферзя сотрудники были готовы. А в Тверскую межрайонную прокуратуру г.Москвы к тому времени ушла копия о возбуждении уголовного дела в отношении неизвестного, совершившего преступные действия, предусмотренные ст.318 статьёй УК РФ - «Применение насилия в отношении представителя власти».

Тем временем в результате оперативных действий была установлена и личность нарушителя. Им оказался 22-летний Сергей Д. - единственный сын одного из московских бизнесменов, лишённый водительских прав за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Типичный мальчик-мажор, живший, к слову, долгое время в США. Нарушителя доставили в отделение полиции, где он вёл себя своеобразно - имитировал припадок эпилепсии, требовал, то «Скорую помощь», то адвоката, дерзил и, несмотря на предъявленные обвинения и даже кадры оперативной съемки, продолжал считать себя невиновным! Удивительная наивность вроде бы взрослого человека, пожившего к тому же несколько лет в оплоте мировой демократии, где за такое отношение к закону и его стражам, пришлось бы ответить очень сурово.

На этом история не закончилась, но получила неожиданный поворот! В игру вмешалась крупная фигура! На следующий день на заместителя комбата 6-го спецбатальона капитана Сергея Кобозева вышел искавший встречи с кем-нибудь из полицейского начальства незнакомый мужчина. Им оказался отец нашкодившего оболтуса - Вячеслав Д. - довольно известный в бизнесе человек. Горестно сетуя, что сынуля-конь совсем отбился от рук, папаша-король попросил офицера пожалеть отпрыска, а в качестве отступного предложил... Нет, если быть точным, он взял лист бумаги и начертил на нём загадочную цифру - 400 000. Но капитан полиции был человек опытный и догадался, что это могло означать, поэтому предложил ходатаю прийти завтра, мол, надо посоветоваться со старшими товарищами. При этом, он предупредил «короля» о том, что тот нарушает закон, предлагая взятку.

На следующий день бизнесмен уверенно зашёл в кабинет, где была установлена соответствующая аппаратура, и без особых церемоний стал совать в руки капитана пакет, считая, что наступил эндшпиль и игра идёт по его правилам. Ему даже в голову не могло прийти, что полицейские могут отказаться от такого, как ему казалось, «лакомого куска», но будут действовать принципиально, согласно этических и нравственных норм сотрудников правопорядка, что они поступят с ним, так, как должны поступать с взяткодателем: сурово, но справедливо - как того требует закон. Когда отец «шахматиста» это осознал, то на его лице читалось крайнее удивление и недоумение: «Как же так? Я же вам предлагал 400000 - неужели мало?!»

Полицейские, включившись в не ими начатую опасную игру - дорожные «шахматы», поставили «шах» и «мат» в два хода семейству, где давно забыли не только о законе, но и о нормах морали и совести. В настоящее время в отношении главы этой семьи так же возбуждено уголовное дело по статье 291 УК РФ, части 4 - «Дача взятки в крупном размере».

Так закончилась эта обычная с виду история служебных будней одного из столичных батальонов ДПС. На этом примере вполне можно убедиться в правоте известных русских пословиц о яблоке, которое падает недалеко от яблони. Или о верёвочке, конец которой, как она не вьётся, всё равно близок. Но мне больше всего в этой истории нравиться, что комбат, поставив перед собой цель - найти и наказать преступника и обидчика своих подчинённых, принял брошенный вызов - и добился своего. Быстро и эффектно! И поговорку я нашёл под это дело. Не дал слова - крепись, а дал - держись!