Устная часть по русскому языку примеры заданий. Тренировочные задания устной части ОГЭ по русскому языку (9 класс)

Устная часть ОГЭ по русскому языку


Устная часть по русскому языку будет состоять из четырех заданий.

Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты.

Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).

Выполняя задание 3, необходимо построить связное монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.

Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.

Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.

Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись .

Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах . Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет» .

Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов.

Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

Раскрывает очень важную тему: как готовиться к устной части ОГЭ по русскому языку!

Илья Репин, Пушкин на лицейском экзамене

Еще нет расписания экзаменов на будущий год, в прошедшем году устную часть ОГЭ по русскому языку сдавали за несколько недель до Последнего звонка. Сдавали в своих школах своим учителям. Как будет в этом году? Увидим. Но сидеть сложа руки нельзя.

Что проверяется? Чтение и умение говорить на заданную тему. Вот и все. Просто, но это только на первый взгляд.

Первый этап – чтение вслух предложенного текста. Уже здесь таится множество подводных камней. Чтению вслух в последние годы не уделялось достаточного внимания в системе школьного образования. Особенно в старших классах. А навык чтения вслух требует постоянной работы. Тем, кто читает вслух примерно 170 слов в минуту, конечно, будет достаточно легко выполнить первое задание, но и им не стоит переоценивать свои возможности. Паузы, ударения, в том числе логические, разнообразные орфоэпические ловушки, интонационные оттенки – всем этим русский язык не только богат, но и труден. Ошибиться очень легко. При подготовке к этому заданию обязательно записывайте свою речь во время чтения на диктофон и прослушивайте. Много нового о себе узнаете. И основные свои ошибки заметите и устраните. Учитесь читать выразительно у мастеров слова... Или хотя бы учитесь читать, если к концу девятого класса с чтением у вас все еще проблемы.

Патрик Генри, Оратор

Второе задание – по прочитанному тексту. От вас требуется пересказать его, используя высказывание какого-нибудь известного человека (чаще – писателя) по теме. Проверяется знание и понимание текста, умение строить высказывание без логических, речевых и фактических ошибок. В принципе, читать и пересказывать должны уметь все. На практике к девятому классу навык изрядно запущен. Осложняется задание тем, что пересказывать надо не повествовательный, а описательный текст. Реже – текст-рассуждение, что тоже не сахар.

Далее предлагается выбрать одну из трех карточек с заданием : описать изображенное на фотографии явление, рассказать про какое-то важное событие из своей жизни или порассуждать на предложенную тему. В подготовке высказывания на тему надо опираться на конкретные вопросы. На самом деле, это помогает собраться с мыслями, выделить главное, не забыть существенное. Можно заранее выбрать для себя удобный тип высказывания и готовиться именно к нему, как большинство делает при подготовке задания №15 письменной части ОГЭ по русскому языку. Кому-то удобнее описывать картинку, кто-то предпочитает рассуждать о проблемах, а у кого-то жизнь богата на события и всегда есть сюжет для рассказа наготове. Рекомендую записывать свою речь на диктофон, как вы делали при подготовке к чтению вслух. Конечно, услышать мнение о себе из уст учителя или репетитора полезно, но можно и нужно слушать себя самому.

Иван Тихий, Экзамен

Последнее задание самое легкое: беседа по вопросам. После того, как экзаменатор прослушает ваш монолог по теме, указанной в выбранной вами карточке, он задаст вам несколько вопросов по ней. Ваш ответ – полное двусоставное распространенное предложение. Вообще устное собеседование чем-то напоминает общение с иностранцем. Представьте себе, что экзаменатор – иностранец, а вы должны ему все четко и правильно объяснить.

Итак, вы выполняете 4 задания и можете получить за них максимально:

1) выразительное чтение – 2 балла;

2) пересказ с использованием цитаты – 4 балла;

3) монолог с выбором типа текста: описание, рассуждение или рассказ – 3 балла;

4) беседа по теме монолога – 2 балла.

Баллы суммируются, и к полученной сумме добавляются баллы за соблюдение норм русского языка. До 8 баллов! На зачет вам нужно набрать не меньше 8 баллов. Максимально – 17. Оценка за итоговое собеседование не ставится, но зачет по нему является допуском к остальным экзаменам.

В прошлом учебном году устная часть ОГЭ по русскому языку была, как я уже говорил, в апреле. Скорее всего так будет и в 2019 году.

Время есть – используйте его правильно!

Внимательно слушайте советы учителей и репетиторов. Не полагайтесь на авось, готовьтесь заранее ко всем заданиям. Демоверсию устного собеседования, критерии его оценивания можете скачать на официальном сайте ФИПИ . Скоро там появятся расписание и демоверсии этого года.

Удачи вам и успешной сдачи экзаменов!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Модель "Ученик - компьютер"

Задания будут представлены на экране монитора

Устная часть по русскому языку будет состоять из трех заданий. Каждый вариант состоит из трёх заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий. Задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Время на подготовку – 1,5 минуты.

В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.

Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.

Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.

Общее количество баллов за всю работу – 16 баллов.

Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 9 и более баллов.

Устная часть. Задание 1. Выразительное чтение текста вслух

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера.

Выразительное чтение - один из аспектов навыка чтения. Чтение, правильно передающее идейное содержание художественного произведения или статьи.

Признаки выразительного чтения:

1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора;

2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.

Все просто! Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще В.И. Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь». Основной источник выразительности речи и чтения – увлеченность говорящего произносимым текстом. Коммуникация всегда происходит с определенной целью: хочу передать мысли и чувства автора произведения или статьи; хочу, чтобы слушатели посочувствовали герою или оценили его поступок; хочу их взволновать, насмешить, напугать и т.д. Говорящий должен как бы совершать речевой поступок, «словесное действие».

Устная часть ОГЭ по русскому языку. Чтение текста вслух. Текст 1

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

Кони несут среди сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота.

Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней и тащу его в комнату. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим!

Все это происходило на маленьком пространстве. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем поэтический беспорядок.

Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость. Он, как дитя, был рад нашему свиданию. Прежняя его живость во всем проявлялась в каждом воспоминании. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами.

Среди разговора внезапно он спросил меня: что о нем говорят в Петербурге и в Москве? Я ему ответил, что что стихи его приобрели народность во всей России и, наконец, что близкие и друзья любят его, желая искренно, чтобы скорее кончилось его изгнание.

(По И. И. Пущину. Записки о Пушкине)

Критерии оценивания чтения вслух

Баллы

Самооценка/

взаимооценка

Интонация

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

Темп чтения

ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче*.

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

Правильность речи

Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов.

Максимальное количество баллов за всё задание

*К основным группам коммуникативных задач относят описание, объяснение, доказательство и убеждение.

Устная часть. Задание 2. Условный диалог

Все материалы по теме "Устная часть ОГЭ по русскому языку"

В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге – интервью: ответить на пять вопросов.

Устная часть ОГЭ по русскому языку. Условный диалог. Задание 1

Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.

  1. Есть ли у Вас друг?
  1. Почему Вы подружились? Что у вас общего?

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Чем Ваш товарищ отличается от Вас?

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Как Вы думаете, Вы хороший друг? Почему Вы так считаете?

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Посоветуйте своим сверстникам, как найти настоящего друга.

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос.Речевое оформление оценивается в целом по пяти ответам.

Критерии оценивания диалога (Д).

Баллы

Самопроверка/

взаимопроверка

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей: дал полный ответ на вопрос.

Вопрос №

но

дан неточный или односложный ответ на вопрос,

или

экзаменуемый не дал ответ на вопрос.

Баллы

Общий балл

Максимальное количество баллов по критерию Д – 5.

Критерии оценивания речевого оформления

ответов на вопросы (Р2).

Баллы

Самопроверка/

взаимопроверка

Грамотность речи

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.

Допущено не более 3 ошибок.

Допущено более 3 ошибок.

Речевое оформление

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции

Максимальное количество баллов

Итого

Общее количество баллов за задание 2 – 8.

Устная часть. Задание 3. Монологическое высказывание

Все материалы по теме "Устная часть ОГЭ по русскому языку"

В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план.

Устная часть ОГЭ по русскому языку. Монологическое высказывание. Задание 1

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

  1. Опишите фотографию.
  2. Расскажите о своем хобби (увлечении).

Не забудьте рассказать,

  • почему Вы увлеклись именно этим занятием;
  • о незабываемом моменте, связанном с хобби;
  • разделяет ли Ваш друг Ваше увлечение;
  • есть ли польза для Вас (или окружающих) от данного рода увлечения.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным .

Критерии оценивания монологического высказывания (М).

Самооценка/

взаимооценка

Выполнение коммуникативной задачи - описание фотографии

Баллы

Даны ответы на все вопросы.

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

не на все вопросы были даны ответы,

и/или

допущены фактические ошибки.

Выполнение коммуникативной задачи - повествование о личном жизненном опыте

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Даны ответы на все вопросы.

Фактические ошибки отсутствуют.

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

не на все вопросы были даны ответы.

Речевое оформление высказывания

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более).

Грамотность речи

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

Допущено не более 3 ошибок.

Допущено более 3 ошибок.

Максимальное количество баллов


ВНИМАНИЕ!!! ОГЭ 2018 по русскому языку. Устная часть. 16.01.2018 15:47

В 2018 году итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе пройдет в рамках Всероссийских проверочных работ 13-16 апреля 2018 г.

Что будут проверять в устной части? Итоговое собеседование будет направлено на проверку спонтанной речи.

Какие задания будет включать устная часть экзамена?

1) чтение текста вслух;

2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;

3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;

4) диалог с экзаменатором-собеседником.

Какие тексты будут предложены школьникам на экзамене? Тексты о выдающихся людях России (например, о первом космонавте Ю. Гагарине, о знаменитом хирурге Н. Пирогове, о наших современниках Докторе Лизе (Елизавета Глинка) и докторе из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.

Сколько времени будет длиться экзамен? На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут.

Будут ли оценки за экзамен? Нет, оцениваться собеседование будет по системе «зачет»/«незачет».

Кто будет оценивать ответ на экзамене? Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка. Но в процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.

Где будет проходить экзамен? Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах.

Структура собеседования.

Задание 1 - выразительное чтение вслух текста (научно-публицистического стиля). Время на подготовку - 2 минуты. Время на выполнение - 2 минуты.

Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительно информации. Время на подготовку - 1 минута. Время на выполнение - 3 минуты.

Задание 3 - монологическое высказывание по тексту. Время на подготовку - 1 минута. Время выполнения - 3 минуты.

Задание 4 - участие в диалоге. Время подготовки отсутствует. Время на выполнение - 3 минуты.

Система оценивания экзамена: зачет/незачет.

Зачет: более или равно 8 баллов.

Незачет: менее 8 баллов.

Общее время ответа (включая время на подготовку) - 15 минут.

Сколько баллов можно получить за каждое задание:

Задание

Первичный балл

Процент от всей работы

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Соблюдение норм современного русского литературного языка

Итого

Максимальный балл за устную часть ОГЭ 2018 составляет 14 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 15 минут на одного участника экзамена.

Порядок проведения экзамена, время отведенное на каждое задание.

Действия экзаменатора

Действия учащихся

Время

Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Предложить учащемуся познакомиться с текстом для чтения вслух

За несколько секунд напомнить о готовности к чтению

Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя

Слушание текста. Эмоциональная реакция на чтение ученика

Чтение текста вслух

Переключение ученика на другой вид работы.

Подготовка к пересказу с привлечением дополнительной информации

Слушание текста. Эмоциональная реакция на пересказ ученика

Пересказ текста с привлечением дополнительной информации

Предложить обучающемуся выбрать вариант темы беседы и выдать соответствующую карточку

МОНОЛОГ

Предложить обучающемуся ознакомиться с темой монолога. Предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут

Подготовка к ответу

Слушать устный ответ. Эмоциональная реакция на ответ

Ответ по теме выбранного варианта

ДИАЛОГ

Задать вопросы для диалога

Вступает в диалог

Эмоционально поддержать ученика


Данный вариант заданий по русскому языку составлен в формате ОГЭ для проведения устной части экзамена.Даны подробные ответы на вопросы, что поможет учащимся при подготовке к экзамену.

Темы заданий: Москва, хобби, друг, охрана природы.

Часть 1

1

Задание 1. Чтение текста.

На фотографии изображена Москва — столица России

Выразительно прочитайте текст о Москве вслух.

Москва- столица России. Её история насчитывает уже более 850 лет. Первые упоминания о Москве относятся к далёкому 1147 году, связаны они с именем Юрия Долгорукого. Его считают основателем города, поэтому в самом центре столицы князю поставлен памятник.

Сегодня Москва – это один из крупнейших городов мира, в котором соседствуют история и современность. Стены Кремля помнят своих защитников: и народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, и советских солдат, державших оборону Москвы в годы Великой Отечественной войны. Помнят они и парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, после которого бойцы уходили на фронт бить фашистов, защищать свободу страны.

Москва- современный город. Своеобразие придаёт ей и метро с его многочисленными ветками и станциями, и красивые здания делового центра «Москва-сити», построенные в современном стиле, торговые и развлекательные центры. Именно в Москве находятся федеральные органы власти, резиденция Президента — В.В. Путина.

В городе созданы все условия для отдыха москвичей и гостей столицы. Москва гостеприимно встречает всех гостей города.

150 слов.

2

Задание 2 . Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст , включив в пересказ слова советского кинорежиссёра Г.В. Александрова о Москве:

Георгий Александров.

Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Правильный ответ

Москва- столица России. Её история насчитывает более 850 лет. Первое упоминание о Москве связано с именем Юрия Долгорукого.

Москва — это старинный и современный город одновременно. Она помнит всех своих защитников. В Москве находятся федеральные органы власти, резиденция В.В. Путина. В ней много деловых, торговых и развлекательных центров. Столица гостеприимно встречает своих гостей.

Георгий Александров сказал: «Есть город удивительный — Москва: планеты изумление и гордость.» Он называет Москву удивительным городом за её историю, красоту, прошлое и настоящее, за неповторимое своеобразие. Вся планета с изумлением смотрит на Москву, на то, как она в любые годы испытаний может выстоять, какой огромный авторитет имеет в мире как столица России. Прогрессивные люди мира с гордостью смотрят на Москву, как символ единства России, давшей миру А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, П.И Чайковского и Д.Д. Шостаковича, И.И. Шишкина и И.К. Айвазовского и ещё множество величайших людей, прославивших Родину.

3

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

  1. Хобби (на основе описания фотографии).
  2. Есть ли у тебя друг?
  3. Почему нужно охранять природу?

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника экзамена.

Правильный ответ

Тема 1. Хобби (на основе описания фотографии).

На данной фотографии изображён парень, с увлечением фотографирующий великолепный пейзаж. Можно предположить, что фотографирование – это его хобби, то есть любимое дело, которым он занимается в свободное время.

Юноша, видимо, долго искал подходящий ракурс. Для того, чтобы сделать интересный снимок, он подготовился: поднялся в горы, а ведь это непросто.

Парень сосредоточенно смотрит вдаль, стремясь определить, как лучше запечатлеть этот удивительный уголок природы. Горы, закат, небольшой туман- всё это не может не завораживать.

Можно с уверенностью сказать, что для молодого человека фотография- это любимое дело, он им занимается с увлечением.

Тема 2 . Есть ли у тебя друг?

Замечательно иметь настоящего друга, с которым интересно, на которого всегда можно положиться. У меня тоже есть такой друг. Мы с ним одноклассники. С первого класса учимся вместе.

Меня привлекает в друге его отзывчивость, доброта, спокойствие, выдержка. Он в любой ситуации может найти верный выход, помочь и мне во многом разобраться. А ещё это очень интересный человек, многим увлекающийся (техникой, спортом, информатикой) С ним всегда интересно.

Мы поддерживаем друг друга в трудные минуты и радуемся успехам обоих. Я с гордостью говорю всем, что мой друг- прекрасный спортсмен, что он уже кандидат в мастера спорта по плаванию.

Каждый человек должен стремиться иметь друга, тогда и жизнь станет насыщенной, наполненной интересными событиями. А главное, всегда можно быть уверенным, что друг поддержит тебя в любой ситуации. А ведь это так здорово!

Тема 3. Почему нужно охранять природу?

Природа — это наш второй дом. Она даёт человеку всё необходимое для жизни. Человек всегда зависел и будет зависеть от природы. Поэтому он просто обязан сохранять её, жить в чистоте и уюте.

К сожалению, люди не всегда осознают, как важно беречь природу. Загрязнение её начинается с обычного мусора, оставленного в лесу, с непотушенного костра, приведшего к пожару, со сломанного дерева, а заканчивается экологической катастрофой, когда отходы производства сбрасываются в реки, вырубаются леса, уничтожаются животные.

Такое отношение приводит к загрязнению воздуха, воды, к резкому сокращению природных богатств, что сказывается на экономике, а значит, и на уровне жизни людей.

Органы власти России делают всё необходимое для защиты природы. Но и каждый из нас в ответе за состояние природы и тоже может внести свой вклад в дело её защиты: сажать деревья, участвовать в субботниках, бережно относиться к окружающей среде. Всегда нужно помнить, что охрана природы- это обязанность гражданина России.

4

Задание 4. Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Правильный ответ

Да, у меня тоже есть хобби. Я очень люблю домашних животных, много времени уделяю своим домашним питомцам- кошке и собаке.

Мне нравится гулять с моим верным доберманом Треком, видеть, как он радуется, когда я прихожу домой, как он резвится на улице, как преданно смотрит на меня. А по вечерам мне так спокойно, когда рядом мой пёс и кошка Ксюша, свернувшаяся у меня на коленях.

У нас в доме с детства были животные. Очень любит их моя мама. Её увлечение передалось и мне. Помню, как она учила меня ухаживать за животными. Говорила, что они всё понимают, преданностью и любовью отвечают на ласку и внимание.

Мой друг тоже любит животных. И у него есть верная овчарка Пальма. Мы часто вместе бываем всей семьёй на природе. Вот уже где раздолье нашим питомцам! Так что, можно сказать, что у нас с другом есть общее хобби, это ещё больше нас сближает.

Я думаю, что те, у кого нет друзей, просто не готовы к настоящим дружеским отношениям. Ведь здесь надо уметь думать о другом, радоваться вместе с ним, помогать ему. А если человек эгоистичен, то ему просто не хочется делиться с кем-то, заботиться о ком-то.

Человек живёт среди людей. Нас постоянно окружают люди- одноклассники, знакомые. Отношения с ними строятся по разным причинам. С одноклассниками нас просто когда-то записали в один класс. Кто-то нам нравится, кто-то нет, но мы вынуждены целый день находиться с ними. В этом случае мы не выбираем себе одноклассников. То же и со знакомыми, при встрече с которыми мы обмениваемся общими фразами. С друзьями же нас связывает очень много общего, и здесь выбор, с кем дружить, делает каждый сам.

Безусловно, дружбу надо заслужить. Нужно стремиться быть интересным человеком, работать над собой формировать свой характер, избавляться от плохих черт. И тогда обязательно появится человек, который захочет стать твоим другом. Я уверен в этом.

Я всегда стараюсь бережно относиться к природе. Этому учат меня родители буквально с детства. Они всегда показывают пример, как нужно отдыхать на природе, как не навредить ей. К сожалению, в моей жизни бывали случаи, когда мне было стыдно за моих одноклассников, когда во время похода в лес они пытались оставить после себя мусор. Только после замечаний учителя они навели порядок.

Я и сегодня, вспоминая наш поход, испытываю чувство стыда, сожаления, что некоторые мои одноклассники пока ещё не осознали, как надо относиться к природе. Думаю, что уже пора быть взрослее, ответственнее. К счастью, таких всего несколько человек из класса. В основном все понимают, что на природе тоже нужно соблюдать правила поведения.

Мы с одноклассниками каждую весну наводим порядок на нашем пришкольном участке: сажаем деревья, убираем мусор, разводим клумбы. Наш школьный двор очень красивый. И, конечно, мы стараемся не загрязнять природу, беречь её.

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

ОГЭ. Русский язык.

Готовимся к ВПР.

ВПР — 2020.

Русский язык. 7 класс.

Русский язык. 7 класс. .

ЕГЭ. Обществознание.

ОГЭ. Русский язык .

ОГЭ. Русский язык.

ОГЭ. Русский язык .