Почему поэма 12. В чем смысл названия поэмы А.Блока «Двенадцать»? Главные герои и их характеристика

Ц е л и у р о к а: Проанализировать поэму А.А.Блока “Двенадцать”; раскрыть её художественные особенности, показать её полемический характер, психологизм художественного произведения; развивать умение учащихся анализировать, систематизировать прочитанное, делать выводы, обобщать, строить собственные высказывания; развивать наблюдательность, понимать роль художественной детали; содействовать формированию чувства гражданского долга перед страной, понимания общественных процессов, происходящих в наше неспокойное время; прививать интерес к настоящему будущему страны, родного края.

Т и п у р о к а: урок-исследование

М е т о д и ч е с к и е п р и ё м ы: аналитическое чтение поэмы, исследование отдельных её глав.

О б о р у д о в а н и е: портрет писателя, высказывания о поэме “Двенадцать”, план анализа художественного произведения, выставка книг поэта.

Х о д у р о к а

I. Вступительное слово учителя. (слайды 1-4)

Написав поэму “Двенадцать”, Блок воскликнул: “Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью”, – утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, ставит много вопросов (сл. 5)

– Почему поэма названа “Двенадцать”?

– Каков смысл её названия?

– Кто герои произведения?

– Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?

– Какие символы присутствуют в произведении?

На эти вопросы мы постараемся ответить, читая и анализируя поэму А.А. Блока, которая и в год создания, и сейчас, спустя 93 года со дня написания, вызвала и вызывает столько разных диаметрально противоположных мнений.

Вообще, “Двенадцать” – парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам. Через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику было очень сложно – “большое видится на расстоянье”. Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В.Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей”.

“Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе – крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее”,– так отозвался о произведении Л.Д.Троцкий.

Сегодня мы, анализируя отдельные главы и строфы, побываем в роли исследователей, ознакомимся с трактованием двух критиков, с двумя взглядами на идейное содержание поэмы А.Блока, на изображение революции в ней. Для этого разделимся на две группы. Одна группа будет представлять взгляды исследователя А.В.Терновского, а другая – С.В.Ломтева. В полемическом споре мы, надеюсь, правильно поймём идейное содержание произведения, уловим суть вопросов, волнующих критиков столь долгое время.

Казалось бы, мы рассматриваем события давно минувших дней, но с тем далёким временем в нашем третьем тысячелетии есть много схожего, общего. Как и в 1917-18 годах, так и сегодня решается судьба великого государства, ведь четвёртого декабря ваши родители должны будут исполнить свой гражданский долг – принять участие в выборах, проголосовать за лучших представителей народа. Перед каждым гражданином в то далёкое время тоже стоял вопрос: с кем идти в будущее, остаться в России или покинуть Родину, сейчас мы также должны сделать правильный выбор, который повлияет на будущее страны и, безусловно, на ваше будущее.

А.А.Блок в 1918 году выполнил свой гражданский долг: он рассказал о том, что волновало, переполняло его, что звучало и жило в нём.

II. Работа над темой урока.

Анализ произведения мы будем проводить по плану, который лежит у вас на партах (сл.6)

1. Творческая история создания поэмы.

А начнём мы с творческой истории поэмы. Интересно узнать, как сам автор отметил этот период в своей записной книжке. (Сообщение ученика)(сл.7)

Из 56-ой записной книжки А.А. Блока

“3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)”.
“8 января. Весь день “Двенадцать””.
“11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.– Музыка какая (если жёлтое)?”
“15 января… – Мои “Двенадцать” не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в
Луначарском или, даже в Ленине? Это же – “конец исторического процесса”…”
“22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем “утре России” в Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: “изменники”. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья “искренняя”, но “нельзя” “простить”. Господа, вы никогда не знали России и никогда её не любили! Правда глаза колет”.
“25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо прочно. А своё бы писать (Иисус)”.
“27 января… Пишу о “Праматери” в издательстве Сабашниковых. “Двенадцать””.
“28 января… “Двенадцать””.
“29 января… Сегодня я – гений!”
“18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том “достойны ли они Его”, а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого – ? – Я как-то измучен”.

Вывод: (сл.8). Из творческой истории мы узнали о том, что для самого Блока в период её создания очень многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения всё же не прервали работу над поэмой, более того, создаётся впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает, как того требует время, Блок создал “Двенадцать”.

2. Жанр и стиль композиция поэмы “Двенадцать”.

Прежде чем приступить к анализу, разберёмся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции поэмы. (Сообщение ученика)

Вывод: (сл.9) “Двенадцать” – эпическая поэма, она как будто составлена из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро меняющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. Есть в поэме и лирические мотивы. Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы. Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. “Слушайте музыку революции”, – призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

Учитель : Музыка у Блока – метафора, выражение “духа”, звучание жизни. Музыка эта выражена в ритмическом, лексическом, жанровом своеобразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованными стихами.

3. Почему поэма названа “Двенадцать”? Каков смысл названия поэмы?

Вполне закономерно возникает вопрос, каков смысл названия поэмы? (Сообщение ученика). (сл.10)

Символичным в поэме “Двенадцать” является её название. Это число подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстаёт перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”,– это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несёт вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с её названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:

… И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое будущее “огнём и мечом”.

Аналитическое чтение глав поэмы.

– Кто же, кроме двенадцати красногвардейцев, герои поэмы? Давайте прочитаем, какую характеристику даёт им автор, обратим внимание при чтении, какие изобразительные средства помогают автору их ярче описать.

Герои обрисованы лаконично и выразительно.

1. Это образное сравнение:

Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.

(Вития – оратор, красноречивый человек)

2 глава

4. Двенадцать героев составляют один отряд:

В зубах – цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет, ведь ромб нашивали на одежду каторжникам.

5. Среди них – Петька, “бедный убийца”, повеселевший при напоминании товарищей: “Над собой держи контроль!” (гл.7)

5. Особенности сюжета поэмы “Двенадцать”. (сл.12)

Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Один из центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу!
Лежи ты, падаль на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

(гл.1) Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
И как святотатство звучит в строках: (гл. 2)
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава:

…Идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

6. Образы-символы поэмы “Двенадцать”. (Коллективная работа) (сл.13)

Аналитическое чтение поэмы.

Передать всю зыбкость, напряженность душевного состояния героев, все переживания, описать сложившуюся ситуацию помогают образы-символы. Давайте вместе найдём их в тексте.

а) – Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы – 1 глава;

б) – Символы цвета:

в) – Число “двенадцать”

г) – Пёс безродный – символ старого, отжившего мира.

д) – “Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Это самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости”, – так сказал об этом образе-символе критик Долгополов. А другой исследователь утверждал, что “Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не “благословлял” революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!”

7. Как Блок передаёт “музыку революции”? (Работа в группах). (сл.14)

В статье “Интеллигенция и революция”, которую мы изучали, А.Блок призывал всех “слушать музыку революции”. Какие ритмы слышатся в поэме? Это мы должны исследовать прямо сейчас. Задание для трёх групп: определить, какие ритмы слышатся в определённых главах:

8. Полемика вокруг поэмы “Двенадцать”. (сл.15)

Полемика (из французского воинственный, враждебный) – спор, объяснение, разъяснение по какому-либо вопросу.

А теперь, имея представление о сюжете, идейном содержании, героях, символах поэмы, ознакомимся с двумя точками зрения на это действительно талантливое произведение.

1. Поэма “Двенадцать” как венец “трилогии вочеловечения” (сл. 16-17):

Выступление I группы учеников (выступления прилагаются):

2. Поэма “Двенадцать” как изображение гибельного пути России (сл. 18-19).

Выступление II группы учеников (выступления прилагаются).

9. Учитель (сл.20):

Объяснить такой ответ Александра Александровича можно словами К.И.Чуковского: “Он умер сейчас же после написания “Двенадцати” и “Скифов”, потому что именно тогда с ним случилось такое, что, в сущности, равносильно смерти. Он онемел и оглох, То есть он слышал и говорил, как обыкновенные люди, но тот изумительный слух, которым он умел вслушиваться в музыку эпох, как никто, покинул его навсегда. “Музыка ушла”, – написал он в своём дневнике уже в 1918 году. Всё для него стало беззвучно, как в могиле. “И поэт умирает, потому что дышать ему нечем”. Эти строки из воспоминаний дают нам возможность понять, как сложно, а порой трагично складывается жизнь творца – поэта, художника, писателя – так тонко чувствующего и понимающего окружающий его мир.

10. Поведение итога урока, выставление оценок.

Итак, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели вопросы жанрового, стилевого своеобразия поэмы, анализировали отдельные эпизоды, полемизировали о содержании произведения, в результате которого каждый сделал какой-то выводу для себя, но согласимся, наверное, все с тем, что поэма “Двенадцать” помогает понять сложное положение в стране в первые недели после революции 1917 года.

В течение урока хорошо работали все. Полученные знания, умение анализировать, сопоставлять – всё вам пригодится во время итоговой аттестации.

Почему поэма называется "Двенадцать"?

Почему именно Иисус Христос у Блока предваряет шествие отряда красногвардейцев?

Какова роль контраста в художественном строе поэмы?

Поэма "Двенадцать" была создана после долгих размышлений поэта о судьбах родины, отразившихся во всем его творчестве, пронизанном ощущением неминуемой катастрофы. В поэме четко ощущаются два плана: один - конкретный, реальный, вытекающий из непосредственной сути изображенных событий, другой - скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия революции как "мирового пожара".

Мотив движения - главный мотив и ритмико-интонационной, и содержательной структуры "Двенадцати". Носителями его становятся герои поэмы, выступающие одновременно и как революционный дозор, и как апостолы нового мира. Ассоциация с этими библейскими персонажами возникает благодаря не случайно выбранному числу - двенадцать, хотя поэт нисколько не идеализирует своих героев: "В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз". Эти люди, идущие по завьюженному революционному Петербургу, не остановятся перед кровью и убийством. Революция, по мысли Блока, выплеснула на авансцену истории массу - носительницу стихийных сил, которая становится движущей силой мирового исторического процесса. Даже двенадцать красноармейцев ощущают себя песчинками того мирового вихря, размах и силу которого чувствуют представители враждебного революции мира: "писатель, вития", "барыня в каракуле", "невеселый товарищ поп".

Блок мысленно сопровождает своих героев, вместе с ними проделывая их нелегкий путь. Его рассказчик "влит" в повествование, его голос - такое же выражение эпохи, как и остальные равноправные голоса поэмы. Многоголосие "Двенадцати" - это воспроизведение многоголосия "переворотившейся" эпохи. Контрастность и пестрота поэмы отражают социальную контрастность эпохи. Позиция автора проявляется не в отдельных репликах или призывах, а в построении общей "судьбы" двенадцати, в характере того пути, который проделывают они на страницах поэмы.

Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 17-го года. Приметы бурной революционной эпохи воплотились в таких выразительных деталях, как огромный плакат "Вся власть Учредительному Собранию!", оплакивающая Россию "барыня в каракуле", злобно шипящий "писатель, вития", отдельные, отрывочные реплики, как бы доносящиеся до читателя.

С первых строк второй главки перед нами возникает слитный образ:

Гуляет ветер, порхает снег,

Идут двенадцать человек.

Единый образ двенадцати освещается автором с разных сторон. Герои - представители низов общества, тот городской слой, который сосредоточил в себе огромный запас ненависти к "верхам". "Святая злоба" владеет ими, становясь чувством высоким и значительным. Решая для себя проблему революции, Блок в то же время как бы напоминает героям об их высокой миссии, о том, что они провозвестники нового мира. Так логически подготавливается финал поэмы. Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения. Среди двенадцати только Петруха назван по имени, остальные одиннадцать даны в виде нерасчленимого образа массы. Это одновременно и апостолы революции, и широкое символическое воплощение низов общества. Какова же цель этого движения? Каков исход?

Главный вопрос поэмы: "Что впереди?" - для Блока был ясен, он внутренним взором увидел, кто идет впереди банды красноармейцев.*

Так идут державным шагом -

Позади - голодный пес,

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной поступью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Иисус Христос.

Из хаоса рождается гармония. Этот образ Христа - антитеза псу-волку, как символу зла и старого мира, образ, воплотивший в себе идеал добра и справедливости. Христос как бы приподнят над бытом и над событиями. Он воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои Блока. В финале поэмы все укрупнено, имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ "двенадцати", и возникающие вновь образы буржуа и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имен, все реплики состоят из самых общих слов или риторических вопросов. Призрачность идущего во главе двенадцати апостолов Христа диссоциирует с державным шагом революции. В разные годы литературоведы трактовали смысл поэмы с диаметрально противоположных точек зрения - от приветствия новой революционной России, "идущей державным шагом", до полного отрицания революции как бунта кучки головорезов. Я думаю, что именно М. Волошин наиболее точно определил основную мысль поэмы: "Идут без имени святого все двенадцать вдаль". И их незримый враг вовсе не "нищий" пес голодный (символ старого мира), ковыляющий позади.

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались - поколочу!

Как видим, от голодного пса - старого мира - красногвардейцы только отмахиваются. Их беспокойство и тревога вызваны кем-то другим, кто все мелькает впереди, прячется и машет красным флагом.

– Кто там машет красным флагом?

– Приглядись-ка, эка тьма!

– Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

Духовно слепым "двенадцати" не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом "товарищ", но вместе с тем стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то "черное", что несет с собой революция, есть в ней и "белая" правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.

Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев. Открывается поэма строками:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Черное небо и белый снег - символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира. Вместе с тем революция несет и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны. В поэме "Двенадцать" автором дана объективная, беспристрастная оценка совершающихся событий, Блок-символист соседствует с Блоком-реалистом. Красный цвет тревоги, бунта время от времени появляется на страницах поэмы. ("В очи бьется красный флаг"). Цветовая гамма поэмы почти исчерпывается этими тремя цветами, символизирующими главные стороны жизни революционного Петрограда.

От главы к главе резко меняется ритм стиха, так как появляются абсолютно разные слои общества, события контрастны и противоречивы. "Как пошли наши ребята В красной гвардии служить...", явно не долго раздумывая - это народная частушка, "Не слышно шуму городского, Над Невской башней тишина..." - в поэму вступает плавная музыка русского городского романса. И речь в этом отрывке идет о "буржуе..., безмолвном, как вопрос", о верхних слоях общества, враждебных революции. Несколько раз повторяется чеканный революционный лозунг: "Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!", сразу же после выхода поэмы попавший на уличные плакаты. Блок призывал "слушать музыку революции", именно эту музыку он передал в своей поэме. Неожиданные переходы придают поэме особую выразительность, заряжая ее новой драматической энергией. Эту особенность "Двенадцати" отметил О. Мандельштам, назвав поэму "монументальной драматической частушкой", которая обречена на бессмертие, как фольклор.

Действия и чувства героев тоже контрастны, они мгновенно переходят от любви к "черной злобе", от убийства к отчаянию, услышав оправдание "нынешним временем", Петруха тут же "опять повеселел" и готов на грабежи.

Народная стихия пронизывает поэму, расширяя "личный" план повествования и углубляя "общественный". Центральный кульминационный эпизод поэмы - убийство Катьки - является вершиной драматических страданий Петрухи - одного из "двенадцати", который в отличие от своих товарищей никак не может подавить своих чувств: то бешеной ревности к неверной Катьке, то глубокого отчаяния и любви к ней, то мрачного приступа тоски ко всему окружающему. Казалось бы, какое историческое значение могут иметь переживания самого обычного, далеко не идеального человека? Но в этом и сказалась гениальная прозорливость Блока. Он, сосредоточив внимание на интимно-личных переживаниях человека, раскрыл их социальную и общественную значимость. Поэт сумел уловить зарождение опасной тенденции подавления ради идеи всего личного, которая впоследствии приведет к нравственной деформации общества. Идейный смысл поэмы не исчерпывается художественным изображением конфликта старого и нового миров. Для этого было бы достаточно образов буржуя и голодного пса. Конфликт поэмы скрыт глубже - в душе бандитов-красногвардейцев, идущих "без имени святого", которым "ничего не надо, ничего не жаль". Будучи призваны следить за порядком, они готовы стрелять в любого, не глядя, не раздумывая, ожидая, что "вот проснется лютый враг".

Мысли и чувства солдат противоречивы, но их действия носят глобальный, необратимый характер:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!

* К Чуковский в статье "Александр Блок как человек и поэт" вспоминает интересный эпизод: "Гумилев сказал, что конец поэмы "Двенадцать" (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь:

Мне тоже не нравится конец "Двенадцати". Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

А.БЛОК. Поэт и революция. Проблематика и поэтика поэмы «Двенадцать».

Цели:

1.Образовательные:

Закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; развивать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с историей, музыкой, лингвистикой, живописью.

2.Развивающие:

Развивать образное мышление, логику; умение сопоставлять образы.

3.Воспитательные:

Воспитывать нравственные начала, любовь к человеку, к истории своей страны.

Оборудование: портрет поэта, позже: обложка поэмы, иллюстрации к поэме (Смирнова и Анненского), плакаты с лозунгами.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Много странного и удивительного написано о поэме А.Блока «Двенадцать». Одни бранили ее, не видя в произведении ни смысла, ни поэтичности, другие хвалили гениальную песню революции, где двенадцать красногвардейцев – полномочные представители народа, разрушающие старый мир, а Иисус Христос не сын Божий, а символ обновления жизни, хотя и во многом противоречивый. Исторические события октября 1917 года до сих пор вызывают массу споров и толкований. С одной стороны, кровавый террор, осквернение храмов, насилие, беззаконие, голод, пьянство, с другой – долгожданное освобождение огромной массы бесправных людей от многовекового рабства, которые просто не могут быть просвещенными и культурными. Современным школьникам трудно разобраться в противоречиях эпохи, представить себе людей, еще совершенно не знающих, что делать с завоеванной свободой и потому жестоко и бессмысленно мстящих всем, кто попадается у них на пути.

Эпиграфы (отзывы о поэме)

1. «Двенадцать» - первая крупная русская поэма, в которой народ выступает как творец истории… Благодаря своей социальной значительности и художественному совершенству поэма принадлежит к вершинам русской литературы…» (Из учебника «Русская советская литература», 1983)

2. «Блок вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя». (Н.Гумилев)

1.Аналитическая беседа.

Слово учителя.

Написав поэму «Двенадцать»Блок воскликнул:»Сегодня я –гений!».»Двенадцать»-какие бы они ни были-это лучшее,что я написал.Потому что тогда я жил современностью»,-утверждал поэт.Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение,вызывает много вопросов.Например,

-Почему поэма названа «Двенадцать»?Каков смысл названия?

Во-первых,поэма содержит двенадцать глав.Во-вторых,героями поэмы являются двенадцать красноармейцев. В-третьих,образ Христа,идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы),вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами.

- Какой видит Блок Россию? Какое будущее ожидает ее? Что тревожит поэта?

В лирике Блока Россия предстает перед нами многоликой: то таинственной, колдовской землей, сказочной, словно дремлющей, то нищей, бесприютной, покорной, но все равно – любимой. Поэт верит в прекрасное будущее своей родины, хотя оно неясно и призрачно, а путь к нему будет трудным и мучительным. В России для Блока все – «жизнь или смерть, счастье иль погибель». И это не красивые слова: пока в поэте была жива вера в возможное счастье родины, он сам жил. А жить для него - это значит слушать музыку мира - и писать.

Жизнь не стоит на месте: сменяются эпохи, меняется отношение к ним, меняются люди.

Сегодня мы будем говорить об очень важном, переломном моменте в жизни и творчестве поэта (для Блока эти понятия неразделимы) – РЕВОЛЮЦИИ. И, обратившись к одному из его самых парадоксальных произведений – поэме «Двенадцать», попытаемся увидеть его глазами ту далекую и судьбоносную для нас эпоху.

Блок с нетерпеньем ждал обновления и всеми силами старался приблизить это время. И вот, наконец, наступила эпоха великих потрясений.

-Почему в поэме не изображены революционные действия,вожди революции?

Разберемся сначала в вопросах жанра,стиля и композиции.

«Двенадцать»-эпическая поэма,как будто составленная из отдельных зарисовок,картинок с натуры,быстро сменяющих одна другую.Динамичность и хаотичность сюжета,выразительность эпизодов,из которых складывается поэма,передают неразбериху,которая царила на улицах,и умах.

Какой же видит Блок революцию?

9 января 1918 г он пишет статью «Интеллигенция и революция», где определяет свое отношение к революции (работа с конспектом): «Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает других, она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но – это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот все равно всегда – о великом». Это мировой циклон.

Полный воодушевления, Блок в эти же дни создает поэму «Двенадцать» (показать обложку поэмы), которая стала значительным литературным событием своего времени, но при этом вызвала раскол в кругах интеллигенции и сыграла во многом трагическую роль в судьбе автора.

Анализ текста поэмы.

1 глава. С чего начинается поэма? Какая картина рисуется?

В первой же строфе заявляется оппозиция черного и белого цветов (Черный вечер.// Белый снег). Черный - символизирует темное, злое начало, хаос, непредсказуемость стихийных порывов в человеке, в мире, в космосе. Иногда чернота у Блока читается как пустота, бездуховность. Белый – воспринимается как контраст черному, но это также цвет чистоты, духовности, свет будущего, мечта. (Недаром в конце произведения образ Христа в белом венчике, в снежной жемчужной россыпи как выразитель чистоты, святости, трагического страдания.) Но эта граница черного и белого весьма неустойчива, что подчеркивается четырехкратным повторением в первой строфе слова ветер. Во второй строфе ветер упоминается в пятый раз, он – на всем Божьем свете, и всякий человек становится неуверенным ходоком, скользит и вот-вот упадет.

Какие временные реалии помогают определить время действия поэмы?

Плакат «Вся власть Учредительному собранию!» указывает на начало января 1918 года. С одной стороны, он напоминает о политической обстановке, с другой стороны, начало января – это время святок, когда нечистая сила забавляется над православным людом, куролесит, устраивает пакости тем, кто «без креста». Не случайны в поэме образы ветра, вьюги – они всегда сопровождают бесовской разгул. Но и образ Творца появляется уже здесь (Матушка-Заступница – кстати, еще одно скрытое указание на Рождество; Божий свет) и незримо проходит через всю поэму, являясь в финале поэмы в образе Иисуса Христа.

В 1 главе Блок изображает «старый мир». Кто его представители и как они изображены? Сатирические образы старушки, буржуя, писателя-витии, товарища попа, барыни вызывают у нас презрительную усмешку. Только ли к представителям «старого мира» высказывает презрение рассказчик? Кто говорит: «И у нас было собрание…»? (проститутки). О чем они говорят, что обсуждают? Это сатира и на новую власть (обратите внимание на лексику, потом Маяковский будет говорить об этом же). Образ бродяги в конце главы вызывает у нас сочувствие. А слово «Хлеба!» еще раз подчеркивает неустроенность мира – голод.

В конце главы возникает образ ЗЛОБЫ (триединство – грустная, черная, святая – почему?) Так сложилось исторически. За что злоба, на кого? (на попа). Обратимся вновь к статье: «Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой». От чего должна очистить революция Россию (по статье в хрестоматии, с.221)?

Далее появляется мотив бдительности (глава заканчивается). Когда еще появится в поэме этот мотив? (2 гл. – до строк о деревне, 6 гл. – после убийства Катьки, 10 гл. – как упрек Петьке за его несознательность, 11гл. – «Вот проснется Лютый враг»). Получается, что первыми жертвами бдительности уже оказались или окажутся совсем не буржуи.

Чьими глазами мы видим происходящее? Кто дает оценку персонажам? Кто герой поэмы? 12 красногвардейцев? Или еще кто-то?

Почему это важно? (По отношению к главному герою автор должен высказать свою точку зрения, свою концепцию жизни) Как? (Картинами, изображенными в произведении, прямой авторской оценкой или через образ повествователя-рассказчика). Есть ли такой рассказчик в поэме? Кто видит заснеженный ночной город, старушку, буржуя, патруль? Кто слышит выстрелы, крики, погоню, разговор Петрухи с товарищами, его исповедь? Можем ли мы говорить об авторском восприятии происходящего? (Обратите внимание на язык поэмы: просторечно-огрубленная лексика, а не язык образованного человека – не Блока!) По ходу анализа произведения обратим внимание на голос героя-рассказчика. Но уже здесь он высказывает свое мнение (подтвердить примерами из текста).

2 глава. Задается совершенно иной поэтический ритм. Кто ее герои? Как они изображены (каким цветом их можно изобразить)? О чем они говорят? Что мы можем сказать о них? Какие чувства вызывают? Это 12 красногвардейцев – ночной патруль на улицах Петрограда. Они сами из «старого мира», Блок дает им характеристику уголовников:

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Но поэт не судит их – так и было, это тяжелое наследие прошлого.

А что означает восклицание «Эх, эх, без креста!» в начале и в конце главы? Без креста - а еще без чего? Без совести, без нравственности, без границ – свобода, свобода от всего.

Обращался ли раньше Блок к низам общества? (ст. «Фабрика». «Поднимались из тьмы погребов», «Шли на приступ».) Как он относился к ним? (Сочувственно, его герой проходил разными путями, хотел почувствовать то же, что чувствуют все). Так что чувства, желания (отомстить всем?) и переживания городских низов были понятны и отчасти близки поэту.

Здесь мы слышим диалог героев-красногвардейцев: их речь задириста, груба, пошла, неграмотна. Они хозяева этого города – у них есть винтовки. И винтовки начинают стрелять в какого-то неясного врага. (Образ «неугомонного» и невидимого врага проходит через всю поэму. А в 12 главе «товарищи» уже стреляют в Христа.)

В кого стреляет ночной патруль? Очевидно, что врагами красногвардейцев не являются представители «старого мира» - они слишком смешны и беспомощны. «Палят» герои в Святую Русь, отрекаясь от веры, от Спасителя: «Свобода, свобода.// Эх, эх, без креста!»

Чего хотят эти люди?

В 3 главе мы находим на этот вопрос: они хотят раздуть мировой пожар революции. Причем их не страшит кровь – ни своя, ни чужая. Но за благословением они обращаются к Господу. Зачем? Возможно ли такое благословение? Не стремление ли это переложить груз ответственности за убийства на духовную власть (да и на советскую тоже)?

В 4-7 главах мы видим любовную историю красногвардейца Петрухи и «толстоморденькой» Катьки. Кто такая Катька? За что ее убивают? (Да еще приговаривают: «Эх, эх, согреши! // Будет легче для души!» - Легче убивать будет? А так сомнения в правильности наказания одолевают.)

Любовная история, ревность и расправа над Катькой (чье наказание совершенно несоизмеримо с ее виной)– незначительный эпизод для них. Человеческая жизнь для них особой цены не имеет («Лежи ты, падаль, на снегу!»). Им важнее, чтобы Петька остался с ними.

Какой диалог происходит между героями? Чем он важен для Блока?

Невольный убийца переживает. Как передается его состояние? Кого он «загубил»? А его товарищи выказывают ему сочувствие. Как они это делают? Довольно презрительно: проявление чувств не приветствуется. И дальше так будет всегда. Кто-нибудь из героев осознает, ЧТО они совершили? Переживал бы Петруха, если бы он не любил Катьку? Вряд ли. Убийство становится нормой (Упоминания об убийствах уже были: в 5 главе «Помнишь, Катя, офицера – // Не ушел он от ножа…»). И чем же утешился Петька? («Не такое нынче время, //Чтобы нянчится с тобой! // Потяжеле будет бремя // Нам, товарищ дорогой!») Настрой охраняющих город и новую власть вполне очевиден (по тексту): кураж, грабеж, пьянство. Все сильнее нарастает мотив убийства, глумления над человеческой жизнью, над всем.

Система ценностей, духовный мир героев показан в 8 главе: скука, семечки, убийство стоят в одном ряду. Полное духовное одичание. Где тут человек? Типично это поведение или случайно? Какими словами заканчивается глава? О чем это? О гибели чьей души говорит поэт? Почему вы так считаете?

9 глава резко отличается по ритмике от 8 главы и начинается она строкой из романса о декабристах: «Не слышно шуму городского…». Но дальше рисуется картина абсолютной свободы, опьянения кровью. Только радости от этого нет. Зачем здесь вновь появляется «старый мир» и почему Блок уделяет ему столько места? «Старый мир» –буржуй и паршивый пес как символ этого мира – жалок и бесприютен. У него нет будущего (недаром буржуй на перекрестке). Но и путь нового мира смутен неслучайно буржуй напоминает вопрос). Да еще вьюга (10 глава) заметает так, что «Не видать совсем друг друга // за четыре за шага!». Она словно предупреждает недальновидных, затуманивает им путь, обманывает тех, кто без креста, насмехается над ними. Они повязаны все кровью, и не только Катькиной (Блок словно предчувствует реки крови).

11 глава вновь показывает идущий патруль. Их шаг мерный, неотвратимый. Куда они идут? «Вдаль» - это куда? В наше время, в будущее? Что они с собой принесли? Нашли они своего врага? А вьюга все «пылит им в очи дни и ночи напролет». Как эта фраза расширяет временные рамки поэмы?

Горький о революции («Несвоевременные мысли»): «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».

Последняя, 12 глава.

Итак, какие чувства вызывают у вас герои? Но кто же сделал их такими? Кто виноват в их безнравственности? Обратимся вновь к статье Блока (с.221, грехи отцов). Т.е. Блок понимает и принимает революцию (в данном случае миссию этих солдат) как своего рода наказание (возмездие) правящим классам за их преступное пренебрежение своим государственным долгом по отношению к собственному народу. За многовековое рабство народа когда-нибудь должна была наступить расплата. Можно вспомнить здесь и слова индийского писателя, родившегося в тот же год, что и Блок, Премчанда: «Человек обладает от природы высокими нравственными началами. Под давление обстоятельств и лжи, царящей в мире, он их утрачивает». Конечно, это попытка понять, а не оправдать безнравственность. Зачем же появляется вдруг (и «вдруг» ли?) впереди красногвардейцев Иисус Христос?

Любопытно, что и горячие сторонники поэмы Блока, и ее ярые противники были единодушны в своем неприятии этого образа в последней строфе. Почему?

Одни – видевшие в поэме «прославление» революции – считали, Что Христос чужд революции и ее идеалам. Отсюда и строки «Впереди идет матрос».

Другим казалось кощунственным то, что Блок поставил Христа впереди убийц. (Волошин же сказал, что они его преследуют. Тоже может быть.)

Сам Блок, отвечая на выпады Гумилева, писал: «Мне тоже не нравится конец «12». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной… Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос»… И позже: «Страшно, что Он опять с ними»

Попробуем разобраться, что должен был символизировать этот образ в поэме.

Вспомните: изначально христианство – религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе (как это в поэме?). Возможно, Блок боится повторения того исторического процесса, который закончился вихрем революций, принеся столько горя. Но другого Блок не нашел. Возможно, Христос в финале поэмы берет в руки красный флаг и оказывается среди тех, кому Он не нужен, потому что не вправе оставить это слабое, несовершенное создание – человека – наедине с этим миром злобы, который Сам и создал. Они ведь тоже дети Божьи. Если Он с ними, значит, есть надежда на то, что тьма, смута в душах людских уступят миру света, добра… Борьба Бога и Дьявола вечная. Может быть, поэтому поэма, начинающаяся с черного света, заканчивается все-таки белым.

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «12» - честнейшая попытка понять свою страну, свой народ. Не ОСУДИТЬ или ОПРАВДАТЬ, а ПОНЯТЬ. Не зря, наверное, мне попались слова В.Соловьева (во многом учителя Блока) о нравственности: «Высшая нравственность требует некоторой свободы для безнравственности». (Я бы приняла Блока за эту высшую нравственность). Кстати, Блок воплотил мечту многих своих предшественников, показав народ как главную движущую силу истории. Что из этого вышло?

Рефлексия.

Изменилось ли что-то в вашем представлении о том, что происходило в ту тревожную эпоху, о которой Блок не мог не говорить? Что понимает Блок о революции, чего другие не увидели? На что вы смотрите не так, как Блок?

Так какую же цель ставит перед собой поэт, изображая «музыку революции»?

Прежде всего,»музыка» у Блока-метафора,выражение «духа»,звучание стихии жизни.

С одной стороны, Блок понимает и принимает ее закономерность, с другой стороны, он разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее губительные последствия. Приветствуя революцию как способ радикального изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле. Он понимал и принимал революцию как своего рода наказание (возмездие).

Но судьба настоящего поэта не отделима от судьбы своей страны. Блок мечтал о реализации своей давней мечты, о духовной гармонии. Но его ждало глубокое разочарование. Поэтому голос поэта умолкает.

Разочарование в своем идеале, чувство бессилия перед будущей катастрофой, которую Блок уже чувствовал, привело к его творческой смерти – после поэмы «12» и «Скифов» он навсегда замолк (1918). Может быть, как предположил Г.Иванов, «за создание «Двенадцати» Блок поплатился жизнью».

Домашнее задание. Письменно ответьте на один из вопросов:

1.Как в поэме отразилась революционная эпоха?

2.Зачем в конце поэмы появляется образ Иисуса Христа?

Материалы к поэме А. Блока "Двенадцать"

Почему поэма называется "Двенадцать"?

Почему именно Иисус Христос у Блока предваряет шествие отряда красногвардейцев?

Какова роль контраста в художественном строе поэмы?

Поэма "Двенадцать" была создана после долгих размышлений поэта о судьбах родины, отразившихся во всем его творчестве, пронизанном ощущением неминуемой катастрофы. В поэме четко ощущаются два плана: один - конкретный, реальный, вытекающий из непосредственной сути изображенных событий, другой - скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия революции как "мирового пожара".

Мотив движения - главный мотив и ритмико-интонационной, и содержательной структуры "Двенадцати". Носителями его становятся герои поэмы, выступающие одновременно и как революционный дозор, и как апостолы нового мира. Ассоциация с этими библейскими персонажами возникает благодаря не случайно выбранному числу - двенадцать, хотя поэт нисколько не идеализирует своих героев: "В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз". Эти люди, идущие по завьюженному революционному Петербургу, не остановятся перед кровью и убийством. Революция, по мысли Блока, выплеснула на авансцену истории массу - носительницу стихийных сил, которая становится движущей силой мирового исторического процесса. Даже двенадцать красноармейцев ощущают себя песчинками того мирового вихря, размах и силу которого чувствуют представители враждебного революции мира: "писатель, вития", "барыня в каракуле", "невеселый товарищ поп".

Блок мысленно сопровождает своих героев, вместе с ними проделывая их нелегкий путь. Его рассказчик "влит" в повествование, его голос - такое же выражение эпохи, как и остальные равноправные голоса поэмы. Многоголосие "Двенадцати" - это воспроизведение многоголосия "переворотившейся" эпохи. Контрастность и пестрота поэмы отражают социальную контрастность эпохи. Позиция автора проявляется не в отдельных репликах или призывах, а в построении общей "судьбы" двенадцати, в характере того пути, который проделывают они на страницах поэмы.

Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 17-го года. Приметы бурной революционной эпохи воплотились в таких выразительных деталях, как огромный плакат "Вся власть Учредительному Собранию!", оплакивающая Россию "барыня в каракуле", злобно шипящий "писатель, вития", отдельные, отрывочные реплики, как бы доносящиеся до читателя.

С первых строк второй главки перед нами возникает слитный образ:

Гуляет ветер, порхает снег,

Идут двенадцать человек.

Единый образ двенадцати освещается автором с разных сторон. Герои - представители низов общества, тот городской слой, который сосредоточил в себе огромный запас ненависти к "верхам". "Святая злоба" владеет ими, становясь чувством высоким и значительным. Решая для себя проблему революции, Блок в то же время как бы напоминает героям об их высокой миссии, о том, что они провозвестники нового мира. Так логически подготавливается финал поэмы. Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения. Среди двенадцати только Петруха назван по имени, остальные одиннадцать даны в виде нерасчленимого образа массы. Это одновременно и апостолы революции, и широкое символическое воплощение низов общества. Какова же цель этого движения? Каков исход?

Главный вопрос поэмы: "Что впереди?" - для Блока был ясен, он внутренним взором увидел, кто идет впереди банды красноармейцев.*

Так идут державным шагом -

Позади - голодный пес,

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной поступью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Иисус Христос.

Из хаоса рождается гармония. Этот образ Христа - антитеза псу-волку, как символу зла и старого мира, образ, воплотивший в себе идеал добра и справедливости. Христос как бы приподнят над бытом и над событиями. Он воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои Блока. В финале поэмы все укрупнено, имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ "двенадцати", и возникающие вновь образы буржуа и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имен, все реплики состоят из самых общих слов или риторических вопросов. Призрачность идущего во главе двенадцати апостолов Христа диссоциирует с державным шагом революции. В разные годы литературоведы трактовали смысл поэмы с диаметрально противоположных точек зрения - от приветствия новой революционной России, "идущей державным шагом", до полного отрицания революции как бунта кучки головорезов. Я думаю, что именно М. Волошин наиболее точно определил основную мысль поэмы: "Идут без имени святого все двенадцать вдаль". И их незримый враг вовсе не "нищий" пес голодный (символ старого мира), ковыляющий позади.

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались - поколочу!

Как видим, от голодного пса - старого мира - красногвардейцы только отмахиваются. Их беспокойство и тревога вызваны кем-то другим, кто все мелькает впереди, прячется и машет красным флагом.

– Кто там машет красным флагом?

– Приглядись-ка, эка тьма!

– Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

Духовно слепым "двенадцати" не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом "товарищ", но вместе с тем стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то "черное", что несет с собой революция, есть в ней и "белая" правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.

Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев. Открывается поэма строками:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Черное небо и белый снег - символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира. Вместе с тем революция несет и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны. В поэме "Двенадцать" автором дана объективная, беспристрастная оценка совершающихся событий, Блок-символист соседствует с Блоком-реалистом. Красный цвет тревоги, бунта время от времени появляется на страницах поэмы. ("В очи бьется красный флаг"). Цветовая гамма поэмы почти исчерпывается этими тремя цветами, символизирующими главные стороны жизни революционного Петрограда.

От главы к главе резко меняется ритм стиха, так как появляются абсолютно разные слои общества, события контрастны и противоречивы. "Как пошли наши ребята В красной гвардии служить...", явно не долго раздумывая - это народная частушка, "Не слышно шуму городского, Над Невской башней тишина..." - в поэму вступает плавная музыка русского городского романса. И речь в этом отрывке идет о "буржуе..., безмолвном, как вопрос", о верхних слоях общества, враждебных революции. Несколько раз повторяется чеканный революционный лозунг: "Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!", сразу же после выхода поэмы попавший на уличные плакаты. Блок призывал "слушать музыку революции", именно эту музыку он передал в своей поэме. Неожиданные переходы придают поэме особую выразительность, заряжая ее новой драматической энергией. Эту особенность "Двенадцати" отметил О. Мандельштам, назвав поэму "монументальной драматической частушкой", которая обречена на бессмертие, как фольклор.

Действия и чувства героев тоже контрастны, они мгновенно переходят от любви к "черной злобе", от убийства к отчаянию, услышав оправдание "нынешним временем", Петруха тут же "опять повеселел" и готов на грабежи.

Народная стихия пронизывает поэму, расширяя "личный" план повествования и углубляя "общественный". Центральный кульминационный эпизод поэмы - убийство Катьки - является вершиной драматических страданий Петрухи - одного из "двенадцати", который в отличие от своих товарищей никак не может подавить своих чувств: то бешеной ревности к неверной Катьке, то глубокого отчаяния и любви к ней, то мрачного приступа тоски ко всему окружающему. Казалось бы, какое историческое значение могут иметь переживания самого обычного, далеко не идеального человека? Но в этом и сказалась гениальная прозорливость Блока. Он, сосредоточив внимание на интимно-личных переживаниях человека, раскрыл их социальную и общественную значимость. Поэт сумел уловить зарождение опасной тенденции подавления ради идеи всего личного, которая впоследствии приведет к нравственной деформации общества. Идейный смысл поэмы не исчерпывается художественным изображением конфликта старого и нового миров. Для этого было бы достаточно образов буржуя и голодного пса. Конфликт поэмы скрыт глубже - в душе бандитов-красногвардейцев, идущих "без имени святого", которым "ничего не надо, ничего не жаль". Будучи призваны следить за порядком, они готовы стрелять в любого, не глядя, не раздумывая, ожидая, что "вот проснется лютый враг".