На контрабасе играют смычком. Сколько струн у контрабаса и в чем его отличие от других струнных инструментов? История происхождения и развития инструмента

Музыкальный инструмент: Контрабас

Этот двухметровый великан сразу приковывает к себе все внимание, оказавшись на сцене. Его густой низкий звук с небольшой хрипотцой очаровывает всех зрителей буквально с первых секунд. Контрабас является самым крупным и самым низким по звучанию струнным инструментом в современном симфоническом оркестре. Его роль в оркестре велика – он фундамент, на котором строится вся музыкальная ткань произведения. В качестве сольного инструмента применяется в камерных ансамблях и достаточно широко в джазе . Наверняка многие могут припомнить джазовый ансамбль, где контрабасист ловко исполняет свое ритмичное соло, используя прием пиццикато.

Историю и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук контрабаса

У некоторых слушателей возникает ошибочное мнение: если инструмент большой, то звучать он должен обязательно грубо и громко. С контрабасом совершенно по-другому. Сила звука его небольшая, но тембр очень красив и обладает специфической и неповторимой окраской. Густой, богатый, сочный, бархатный, мягкий – так можно описать характер контрабасового тона, который порой может звучать как человеческий голос. Звук контрабаса самый низкий в струнной группе симфонического оркестра, совместно с фаготами и тубой он выстраивает гармонический фундамент в произведениях, которые исполняются музыкальным коллективом.

Диапазон контрабаса не превышает четырех октав и зависит от мастерства исполнителя, и его возможностей качественно извлекать не только низкие, но и весьма высокие звуки.


Контрабас – транспонирующий инструмент, нотный текст для которого записывается в разных ключах, но в основном в басовом - для удобства чтения и во избежание чрезмерных добавочных линий. Звучит контрабас на октаву ниже действительной для него нотной записи, и это единственный современный струнно-смычковый инструмент, который настраивается не по квинтам, как все инструменты скрипичного семейства, а по квартам: E, A, D, G. Из-за больших размеров играть на контрабасе довольно сложно. Руки контрабасиста должны быть большими, с хорошей пальцевой растяжкой. Так как при игре на этом инструменте большое расстояние между позициями, исполнять быстрые пассажи и скачки на нем довольно затруднительно. Тем не менее современные исполнители-виртуозы опровергают такую точку зрения, для этого достаточно послушать как звучат на контрабасе «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова или «24-й каприс» Н. Паганини .

Фото:





Интересные факты о контрабасе

  • Многие контрабасисты могут успешно играть на электрической бас-гитаре .
  • Контрабас был самым популярным и наиболее часто используемым басовым инструментом в разных коллективах в 1950-е годы, несмотря на то, что в то время уже появились бас–гитары и тубы.
  • В 1911 году во время концерта произошел один казус: у контрабасиста Б. Джонса сломался смычок, не растерявшись? музыкант продолжил исполнение произведения пальцами. Так зрители впервые услышали интересный звук контрабасового пиццикато.


  • В 1615 году на празднике в Дрездене был представлен контрабас-гигант высота которого составляла 4 метра, играл на нем польский музыкант. Назывался этот инструмент октобас . Один из таких старинных октобасов, под именем «Голиаф», сохранился и находится в Лондонском музее Виктории и Альберта. Высота его 2,6 метра, а ширина чуть более метра. По форме он похож на виолу да гамба, но только с более широкими боками.
  • Некоторые октобасы таких больших размеров, что играть на них должны были два музыканта: один прижимал струны, а второй водил смычком.
  • В 1855 году французский мастер Ж. Вильом продемонстрировал на Парижской выставке трёхструнный октобас. На сегодняшний день он является экспонатом в музее Парижской консерватории. Высота этого гиганта составляет 4 метра, управляется он особым рычагово-педальным механизмом. Музыкант на фоне такого октобаса выглядит как Гулливер в стране великанов. Такой инструмент оказался непрактичным и место ему только в музее.
  • Самый большой контрабас имеет высоту 5.55 м и ширину 2.13 м.


  • Из-за размеров начинать обучение на этом инструменте в детском возрасте было очень проблематично, но сейчас, с появлением контрабасов небольших размеров, знакомиться с инструментом можно начинать с 6 или 7 лет.
  • В США в 30-х годах прошлого столетия контрабасы изготавливались из алюминия и предназначались для игры в военных оркестрах.
  • Названия этого инструмента на разных языках: итальянский – Contrabasso; французский – Contrebasse, английский - Double Bass, немецкий- Kontrabass.
  • 10. 03. 2011 года в Сеуле (Южная Корея) состоялся концерт в котором участвовали 90 контрабасистов. Среди произведений была исполнена симфония А. Дворжака №9 «Из Нового Света». Все партии скрипок, альтов и виолончелей исполнялись на контрабасах. Концерт прошел под руководством корейской ассоциации контрабасистов.
  • Некоторые производители изготавливают инструменты специально для гастролирующих музыкантов. Контрабас имеет небольшой по размеру корпус, а также съемный гриф. Такой инструмент не теряет звуковых качеств и очень удобен при транспортировке.
  • На сегодняшний день стоимость контрабаса, сделанного из качественного выдержанного материала, составляет примерно 24000 долларов.

Популярные произведения для контрабаса

С. Кусевитский - концерт для контрабаса с оркестром фа-диез минор (слушать)

Д. Драгонетти - концерт для контрабаса с оркестром ля мажор (слушать)



В отличие от инструментов скрипичной семьи, форма контрабаса никогда не была полностью стандартной. В результате эволюции этого инструмента возникло несколько основных разновидностей формы: виолы да гамба , скрипки , буссето, гитары и грушевидная форма.

Изготавливается контрабас из нескольких сортов хорошо выдержанного дерева и строение его такое же, как и у инструментов всей скрипичной группы: верхняя и нижняя деки, обечайка, подгрифник, резонаторные отверстия, петля, дужка, гриф, порожек, головка грифа, колки, накладка, колковая коробка, подставка.

Контрабас имеет толстые струны, которые обычно производят из стали, кетгута или синтетических материалов, но с обязательной медной или серебряной обмоткой.

На контрабасе, как и на скрипке играют смычком, правда имеет он две разновидности: немецкой системы - короткий и тяжелый, и французской - длинный и тонкий, который считается более маневренным. Смычок немецкой конструкции исполнитель держит сбоку, большой палец находится на деревянном основании. Французский смычок держится сверху, а большой палец – под тростью. Оба смычка используются современными исполнителями, и выбор зависит от личных предпочтений.

Размер контрабаса варьируется от самого большого, высотой 1,8 метра, до самого маленького - чуть больше виолончели. Высота контрабаса может незначительно изменяться при помощи шпиля, на который он опирается.

В 20-30-х годах прошлого столетия были сконструированы первые электроконтрабасы, которые имеют облегченный вес и легки в транспортировке. Сама идея была не нова: уже в прошлые века некоторые мастера в качестве эксперимента делали «немые» контрабасы, корпус которых был плоским. С появлением электронного воспроизведения звука, у производителей появились новые возможности, но потребовалось много времени, чтобы мастера довели качество инструмента до совершенства.

Применение и репертуар контрабаса

Контрабас является обязательным участником симфонического и камерного оркестров. Этот инструмент был создан специально для того, чтобы удвоить в оркестре басовую партию, исполняемую виолончелями и создавать четкий гармонический фундамент, звуковую насыщенность и ритмическую основу для группы струнных инструментов.

Поначалу, в оркестре применяли только один контрабас, но со временем количество инструментов увеличилось до восьми.


Контрабас также нашел широкое применение в военных оркестрах и разнообразных концертных группах по всему миру. Он очень активно используется в ряде таких жанров, как джаз , блюз, рок-н-ролл , рокабилли, сайкобилли, традиционной музыки кантри, блюграсс, танго и многих других видах популярной и народной музыки. В джазовом биг-бенде, где малый состав исполнителей, этому инструменту предоставлены очень большие возможности сольного исполнения, например, при построении красивых гармонических басовых ходов.

Появление таких современных новых стилей, как соул, фьюжн, фанк и рок способствовало значительному росту технических возможностей, так как контрабасисты любят проводить различные эксперименты, в том числе и стилевые.

Контрабас вышел на сцену в качестве солирующего инструмента в конце 18 века. Первым исполнителем, который раскрыл богатые виртуозно-выразительные и певучие возможности контрабаса, был легендарный Д. Драгонетти – контрабасист и композитор. Позднее его дело продолжили П. Боттезини, Ф. Зимандль, и в 20-м веке А.Мишек, С. Кусевицкий, Р.Браун, Э.Мэйер, Н. Горбунов, А.Коэн, В. Волков, Е. Колосов, Ч. Мингус, Л. Раков многие другие.

Репертуар для контрабаса обширен. Концертные произведения для него сочиняли И. Гайдн, Д. Драгонетти, П. Боттезини, К. Диттерсдорф, С. Кусевицкий, И. Аберт, Р. Беннетт, В. Брунс, А. Эшпай, Д. Харбисон, О. Янченко, Н. Капустин, Э. Мэйер другие.

Приемы игры

Из-за большого корпуса и несколько неудобного расположения смычка, игра на контрабасе требует значительных усилий. Играют на нем стоя, либо сидя на стуле, поставив инструмент перед собой.

Как и у других членов скрипичного семейства на контрабасе играют либо смычком, либо пиццикато (щипком струны). В оркестровом репертуаре или, например, в музыке танго применяется как смычок, так и прием пиццикато, а вот в джазе, блюзе и рокабилли – только пиццикато, причем очень виртуозное.

При игре на контрабасе применяются различные штрихи: деташе, легато, стаккато, портаменто, мартле, тремоло, спиккато, рикошет и другие.

История контрабаса

История контрабаса начинается в эпоху Возрождения, ранее его предтечей была большая контрабасовая виола.

В семнадцатом столетии, для удобства натяжения толстых струн, которые изготавливались из кишок животных, мастера изобрели механизм с колками и зубчатыми колесиками. Еще одно нововведение, которое значительно упростило исполнение на контрабасовой виоле – это обмотка струн медной проволокой. Струны стали тоньше, их стало легче зажимать и музыканту удобнее играть смычком. Появилась возможность немного уменьшить громоздкие формы инструмента, не жертвуя его низким звучанием. Размер нынешнего контрабаса составляет всего лишь ¾ от его предшественницы.

Контрабасовые виолы продолжительно существовали вместе со скрипичным сословием, но в него никак не вписывались: они имели большее количество струн и недостаточную силу звука. Возникла потребность в создании нового инструмента, который был бы подобен всей скрипичной группе.

Первым мастером, который значительно преобразовал контрабасовый инструмент, был М. Тодини. Он убрал лады, которые прежде были на инструменте, и оставил только четыре струны, вместо существующих шести. Дальнейшие изменения в конструкцию контрабаса вносили великие скрипичные мастера из Кремоны и Брешии. В Кремоне истоки контрабаса можно найти в мастерской А. Амати и его сыновей. Их попытки смоделировать контрабас все больше похожего на виолончель были лишь частично успешными, так возникла смешанная форма, которая оказалась наиболее подходящей. Был определен также размер инструмента. Сегодня производители делают контрабасы следуя традициям кремонских мастеров.

Форма инструмента, за время своего развития, претерпела много изменений. Были инструменты с тремя, четырьмя и пятью струнами. Немецкие мастера, например, изготавливали контрабасы пяти видов, которые отличались и по форме и по размерам. Самым маленьким и очень востребованным был «пивной бас», музыканты применяли его для игры в пивных барах и на сельских праздниках.

В восемнадцатом веке мастерами изготавливались небольшие по размеру контрабасы: что-то среднее между виолончелью и современным контрабасом. Настраивались они в каждой стране по-разному: в Италии и Англии по квартам, а во Франции по квинтам.

Со второй половины 18-го столетия контрабас занимает прочное положение в оркестровых коллективах Европы. Примерно в это же время он становится солирующим инструментом, появляются солисты - контрабасисты. Первым был Д. Драгонетти, друг Л.В. Бетховена , техника его исполнения была в то время настоящим революционным прорывом. Следующим виртуозом был Д. Боттезини – итальянский дирижер, композитор, исполнитель, который расширил технику исполнения на инструменте до невероятных высот.

Со временем формы контрабаса постепенно менялись, эволюция инструмента привела мастеров 20-го века к изготовлению современных четырех – и пятиструнных контрабасов, которые вытеснили предшествующие инструменты, так как музыкантам, для исполнения, они были более удобны. Например, чтобы исполнять произведения Вагнера, в симфоническом оркестре необходимо иметь пятиструнные контрабасы. Четырехструнные инструменты, по форме напоминающие виолончель, используются в джазе, а на контрабасах грушевидных очертаний музыканты играют сольные произведения.

Контрабас - инструмент универсальный, у него очень широкий спектр применения: от симфонической и джазовой музыки, до оригинальных рок-н-рола и рокабилли. За трехсотлетний период своего развития он преодолел сложный путь и стал значимым инструментом в различных музыкальных жанрах. Контрабас до сих пор хранит в себе много неизведанных стилевых и технических возможностей, которые предстоит открыть новым поколениям музыкантов: композиторам и исполнителям.

Контрабас

Если вы войдете в здание консерватории или музыкального училища и услышите звуки похожие на звуки, возникающие при перетаскивании старинных огромных гардеробов, не удивляйтесь: это происходит репетиция контрабасистов. Контрабас – самый большой инструмент скрипичного семейства, обладающий самым низким звучанием. Рассмотрим далее, как не ошибиться и правильно выбрать этот инструмент.

Конструкция и размеры инструмента

В конструкцию контрабаса входят следующие основные элементы:

– верхнюю часть инструмента называют “головой”, которая состоит из трех частей: декоративных элементов – завитка и улитки, а также колковой коробки;

– при помощи колков, размещенных в колковой коробке, осуществляется натяжение струн при настройке;

– нижняя дека и верхняя дека прикреплены к обечайке;

– через подгрифник, расположенный в нижней части инструмента, пропускаются бобышки струн;

– подставка является опорой для струн, которые располагаются над грифом;

– если сравнивать с конструкцией гитары: то, что у контрабаса – гриф, у гитары является накладкой, у контрабаса – шейка грифа, а у гитары – гриф; шейка грифа контрабаса придает конструкции инструмента жесткость;

– к элементам акустического аппарата инструмента относятся: витиеватые резонаторные отверстия в верхней деке – эфы (метки, расположенные на них – зарубки) и боковые вырезы – эсы;

– элемент, который распирает деки в районе второй ноги, называется “душкой” или “мостиком”, а планка, которая проходит внутри деки под “басовой” лапой подставки – пружиной;

– инструмент опирается на шпиль, который может регулироваться по высоте; контрабас в игровом положении удерживается всем телом и левым коленом музыканта. В некоторых случаях исполнители во время игры могут сидеть на высоких специальных табуретах. В оркестре музыканты контрабас часто называют просто “басом”.

Как правило, размер контрабаса условно принимается за размер полного инструмента – 4/4. Но на сегодняшний день размеры 99% всех используемых инструментов в оркестрах составляют 3/4, которые по ошибке принимаются за полноразмерные. Это объясняется тем, что обычно все скрипичные инструменты делятся на взрослые (4/4) и детские (7/8, 3/4, 1/2и т.д.). Например, взрослая скрипка всегда соответствует размеру 4/4. Контрабас же, напротив, называют “полным”, не смотря на то, что размер его 3/4.

Существуют 2 основные классификации инструментов: европейская (”немецкая”) и японская (фирмы ”Сузуки-виолин”). Согласно европейской системе, которая считается основной, определяют размеры большинства контрабасов, а согласно японской – инструменты “Сузуки”, “Чаки” и других азиатских производителей. Правильные размеры контрабаса определяются по ширине талии, бедер и плеч, по ширине обечайки, по высоте задней деки (от места приклеивания грифа до низа).

Характеристики инструмента

Как правило, нижняя и верхняя деки контрабаса изготавливаются из ели (иногда нижняя – из тополя), обечайка – из березы, гриф – из клена, груши или других твердолиственных пород дерева. Инструменты, изготовленные из дерева, дороже стоят, чем из фанеры, звук у таких инструментов звучит насыщеннее. Фанерные же контрабасы не боятся ударов и погодных условий, хотя тяжелее по весу.

Осматривая внешний вид инструмента, надо обращать внимание на отсутствие механических повреждений, а если таковые имеются – то на качество реставрации. Серьезные повреждения – это трещины дек по всей ширине или длине, трещины в районе подставки. Не страшно, если инструмент проклеивался в процессе реставрации эпоксидным клеем, так как ремонт для контрабаса считается привычным делом. Подставка и душка должны находиться напротив зарубок на эфах.

Также следует учитывать, что новый контрабас является не самым лучшим инструментом, так как в течение 1-2 лет он просыхает, а окончательное густое звучание он приобретает только лишь через 10 лет.

Все инструменты по изготовлению делятся на фабричные и мастеровые. Мастеровые контрабасы стоят дороже потому что, как правило, изготавливаются от начала до конца одним мастером. Фабричные инструменты стоят дешевле, хотя нередко по качеству не уступают мастеровым.

Ценность контрабаса зависит: от возраста изготовления (чем старше, тем ценнее); от используемых материалов (дерево, фанера, красное дерево и т.д.); оригинальности; качества реставрации; от страны производителя (например, традиционные популярные страны Италия, Франция, Германия, Япония, США).

Ассортимент контрабасов в России

Контрабасы, которые сегодня можно приобрести в России, можно разделить на несколько групп:

– московские (производитель – “Московская фабрика музинструментов и мебели”) – характеризуются широкими бедрами и деревянной основой. Старые варианты инструментов считаются более качественными, особенно довоенные. Стоимость составляет 10-30 тыс. рублей.

– питерские (производитель – компания “Горонок Струнные Инструменты” (Санкт-Петербург) – современные инструменты, для которых характерно тяжелое звучание и не совсем удобная конструкция (гриф толще обычного вдвое). Стоят в пределах от 40 до 90 тыс. рублей.

– чешские (производитель – чешская фабрика ”Cremona”) – отличаются лучшим качеством, чем московские. Часто изготавливаются из фанеры, а иногда из дерева. Старые экземпляры считаются наилучшими. Цена – 20-40 тыс. рублей.

– немецкие (производитель компания ”Musima”) – наиболее качественные и удобные инструменты, выполненные из дерева (черное дерево применяется для грифа). Стоимость равна от 600 до 2000 у.е.

За границей, к примеру, качественный б/у контрабас может стоить от 2-3 до 15-16 тыс. у.е., а раритет и вовсе – 20-40 тыс. у.е. Китайские инструменты стоят от 800 у.е., а румынские – 1500-2000 у.е.

Если учитывать все особенности при выборе контрабаса, каждый музыкант может выбрать себе наиболее подходящий инструмент.

Существует множество музыкальных инструментов, и струнно-смычковая группа является одной из самых выразительных, благозвучных и гибких. В этой группе присутствует такой необычный и сравнительно молодой инструмент, как контрабас. Он не такой популярный, как, к примеру, скрипка, но является не менее интересным. В умелых руках, несмотря на низкий регистр, можно получить довольно певучий и красивый звук.

В силу того что контрабас появился не так давно, как другие струнно-смычковые, методика игры и обучения на нем еще развивается, однако уже сейчас существуют устоявшиеся правила.

Первый шаг

Итак, с чего начать при первом знакомстве с инструментом? Контрабас является довольно громоздким, поэтому на нем играют стоя или сидя на очень высоком стуле, посему в первую очередь необходимо отрегулировать его высоту путем изменения уровня шпиля. Для того чтобы было удобно играть на контрабасе, головку его грифа располагают не ниже бровей и не выше уровня лба. При этом смычок, лежащий в расслабленной руке, должен быть примерно посередине, между подставкой и окончанием грифа. Таким образом вы сможете достичь комфортной для игры высоты контрабаса.

Но это только полдела, ведь от правильного положения тела при игре на контрабасе также многое зависит. Если неправильно встать за контрабас, может возникнуть множество неудобств: инструмент может постоянно падать, появятся трудности при игре на ставке и быстрая утомляемость. Поэтому постановке необходимо уделить особое внимание. Поставьте контрабас так, чтобы его правое заднее ребро обечайки упиралось в зону паха, левая нога должна быть позади контрабаса, а правая – отведена в сторону. Более тонко отрегулировать положение тела вы сможете, опираясь на свои ощущения. Контрабас должен быть устойчив, тогда вы сможете без проблем доставать как до нижних нот на грифе, так и до ставки.

Рукам при игре на контрабасе также необходимо уделить внимание. Ведь только при их правильном положении можно будет полностью раскрыть все возможности инструмента, достичь плавного и чистого звука и при этом долго, без особой утомляемости играть. Итак, правая рука должна быть примерно перпендикулярна грифу, локоть не надо прижимать к корпусу – ему следует находиться примерно на уровне плеча. Правая рука не должна быть зажата или чересчур сильно согнута, но нельзя и неестественно сильно её выпрямлять. Руку нужно держать свободно, расслабленно, чтобы сохранять гибкость в локте.

Правую руку не нужно зажимать или чересчур сильно сгибать

Позиции и положения пальцев

В плане аппликатуры существует как трехпальцевая, так и четырехпальцевая система, однако в силу широкого расположения нот в обеих системах низкие позиции играются тремя пальцами. Так, используется указательный палец, безымянный и мизинец. Средний палец является как бы поддерживающим для безымянного и мизинца. При этом указательный называется первым пальцем, безымянный – вторым, а мизинец соответственно третьим.

Так как на контрабасе, как и на других струнно-смычковых инструментах, нет ладов, гриф условно разбит на позиции, приходится добиваться чистого звука долгими и упорными упражнениями, для того чтобы «вложить» в пальцы нужное положение, при этом также активно задействуется слух. Поэтому, прежде всего, обучение нужно начинать с изучения позиций и гамм в этих позициях.

Самой первой на грифе контрабаса является полупозиция, однако в силу того что прижимать струны в ней довольно сложно, с неё начинать не рекомендуется, поэтому обучение начинается с первой позиции. В этой позиции можно играть гамму соль мажор. Лучше всего начинать с гаммы в одну октаву. Аппликатура при этом будет следующая:

Таким образом, вторым пальцем играется нота соль, далее играется открытая струна ля, затем первым пальцем играется нота си, и так далее. Освоив гамму, можно приступать к другим, более сложным упражнениям.

Игра смычком

Контрабас является струнно-смычковым инструментом, посему, само собой разумеется, что при игре на нем используется смычок. Держать его нужно правильно, чтобы получить хороший звук. Есть два типа смычка – с высокой колодкой и низкой. Рассмотрим, как держать смычок с высокой колодкой. Для начала нужно поместить смычок в ладонь так, чтобы задняя часть колодки упиралась в ладонь, а регулирующий рычаг проходил между большим и указательным пальцами.

Большой палец ложится сверху колодки, под небольшим углом, указательный палец поддерживает трость снизу, они слегка согнуты. Мизинец упирается в низ колодки, не доходя до волоса, он также слегка согнут. Таким образом, выпрямляя или сгибая пальцы, вы сможете менять положение смычка в ладони.

Волос смычка должен ложиться не ровно, а под небольшим углом, располагаться при этом он должен примерно параллельно. За этим нужно следить, иначе звук получится грязный, скрипучий, а ведь в действительности контрабасу положено звучать мягко, бархатно, насыщенно.

Игра пальцами

Кроме техники игры смычком, существует также метод игры пальцами. Такой прием иногда используется в классической музыке и очень часто – в джазе или блюзе. Для того чтобы играть пальцами или пиццикато, большой палец нужно упереть в подставку грифа, тогда будет опора остальным пальцам. Играть надо мочками пальцев, ударяя по струне под небольшим углом.

Учтя все вышеперечисленное, вы сможете успешно сделать первые шаги в освоении инструмента. Но это только малая часть нужной вам информации для полного обучения игре, так как контрабас является сложным и тяжелым в освоении. Но если набраться терпения и упорно заниматься, у вас непременно все получится. Дерзайте!

Контрабас – самый крупный (более 2 метров в высоту) представитель смычково-струнных музыкальных инструментов.
Предком контрабаса считается контрабасовая виола, на которой было пять струн. Изобретателем контрабаса является итальянец Микеле Тодини (середина XVII века). Мастер создал инструмент, взяв за основу конструкцию виолы и ее квартовый строй (к слову, контрабас сейчас является единственным смычковым инструментом с подобным строем). Но в отличии от своего предшественника, контрабас не имел ладов и самой низкой струны. Первое оркестровое применение контрабаса датируется 1699 годом – тогда инструмент был задействован в опере Дж. Альдровандини «Цезарь Александрийский». Но, несмотря на удачный «дебют», в последующие несколько десятилетий об инструменте забыли. И только в середине XVIII столетия контрабас начал вытеснять басовые виолы. В последствии контрабасист стал обязательным участников в большинстве оркестров. В последующие двести лет предпринимались попытки усовершенствовать инструмент (например, октобас Жана Батиста Вийома и др.), но лишь бас-гитара смогла «свергнуть» контрабас из абсолютного властвования в басовом диапазоне. Но и сейчас контрабас очень популярен среди исполнителей джаза и рокабилли, а его место в симфоническом оркестре до сих пор неразменно.
Модификаций контрабаса сейчас используется мало: четырех и пятиструнные, акустические и электрические. Ближайшими родственниками контрабаса являются октобас (укрупненная модификация) и бас-гитара (производный инструмент). Современный процесс усовершенствования контрабаса касается преимущественно его деталей: струн, смычков, подгрифника и т. д.
Четырехструнный контрабас со стандартным квартовым строем владеет диапазоном более трех октав – от ми контроктавы до соль первой октавы. Но на практике верхний порог применяемых нот – си первой октавы (более высокие ноты используют преимущественно лишь в соло). Контрабас является самым низким по звучанию в семействах скрипок и виол (если не считать редко используемый в наше время октобас). Тембр контрабаса низкий и густой, а сустейн незначительный, из-за чего инструмент редко используется в качестве лидирующего. Но встречаются и музыканты, которые исполняют на нем виртуозные сольные партии. В таких случаях применяется повышенный строй контрабаса (вверх на один тон). Нотная запись партий инструмента производится, как правило, на октаву выше реального звучания.
На контрабасе играют либо сидя (в оркестре), либо стоя (при сольном исполнении). К контрабасу применимы смычковые способы игры на скрипке, но с поправками и ограничениями, связанными с большими размерами инструмента. Распространены два основных способа смычковой игры на контрабасе – немецкий (смычок держат «сбоку», большой палец располагается на трости) и французский (смычок держат «сверху», большой палец располагается под тростью). Кроме того, на контрабасе можно исполнять пиццикато (техника пальцевых щипков, характерна для джазовых музыкантов) и слеп (шлепковая техника, популярна среди контрабасистов рокабилли и сайкобилли).
Наиболее выдающимися контрабасистами за всю историю существования инструмента являются Иоганнес Шпергер, Доменико Драгонетти, Джованни Боттезини, Рэй Браун, Чарльз Мингус, Евгений Колосов и др.
Среди известных контрабасовых произведений можно отметить «Концерт для контрабаса (часть 1 и часть 2)» Джованни Боттезини, «Пять этюдов для контрабаса» Доменико Драгонетти, «Трио для скрипки, альта и контрабаса» Франка Прото, «Gravy Waltz» Рэя Брауна.

Контрабас – смычковый струнный инструмент, являющийся одним из самых популярных в любом оркестре или ансамбле, несмотря на то, что имеет внушительные размеры (приблизительно 2 метра в высоту), держать его не так просто, а играть тем более: существует две распространенные техники – щипковая и смычковая, в зависимости от характера исполняемой композиции. Входит в семейство виол, по сути это «большая басовая виолончель»; играет ниже всего остального скрипичного и "виольного" семейства. Диапазон начинается от ми контроктавы

Контрабас является очень важным инструментом, потому что может брать низкие звуки, которые не под силу другим «собратьям» , его используют для полноты звучания, чтобы покрыть весь диапазон: от самых высоких до самых низких (он с успехом берется за вторую задачу). Играть приходится стоя (иногда), но это не останавливает басистов. Несмотря на все трудности, этот музыкальный инструмент был и остается самым ярким представителем басовых струнных инструментов. Русский писатель Дмитрий Емц написал серию книг, которая открывается романом «Магический контрабас», по мотивам произведения была выпущена видео-игра в жанре квест

Краткая история происхождения

Считается, что изначально существовала контрабасовая виола (имела 5 струн и строй, начинающийся с ре контроктавы, на грифе имелись лады), такой инструмент впервые был упомянут не ранее, чем в середине XVI века. Через сто лет произошло усовершенствование, верней на базе этой виолы был сконструирован принципиально новый инструмент, на котором отсутствовала пятая, самая низкая, струна и пропали лады, сохранился лишь внешний вид. Также М. Тодини, конструктор, оставил квартовый строй. Интересно, что он совпадает со строем бас-гитары, вот почему басисты так легко берутся за контрабас и сразу начинают на нем играть. Правда отсутствие ладов усложняет задачу, но это дело привычки и приобретенных навыков. Техники игры чем-то похожи.


Фото

Контрабас редко использовался до середины XVIII века, зато потом стал полноправным членом оркестра и крепко там укоренился по сегодняшний день. А басовые виолы были вытеснены. Также существовала трехструнная модификация, настроенная не по квартам, а по квинтам, но со временем четырехструнный аналог вытеснил своего собрата из музыкальной среды. Интересно , что когда контрабас звучит сольно, то для яркости его звучания повышают строй инструмента на один тон, для этого натягивают все струны. Инженер Вийом создал аналог – октобас , но широкого распространения он не обрел. Современные модели иногда изготавливают пятиструнными, чтобы получать более высокие звуки. Пятую струну настраивают в до контроктавы.

Из чего состоит контрабас?

Он изготавливается преимущественно из дерева, с включением металлических и пластиковых элементов. Можно выделить два основных элемента: корпус и гриф. Первый состоит из двух дек – верхней и нижней, а также обечайки, здесь же можно найти порожек, который поддерживает струны на необходимой высоте. На грифе, в самой верхней точке, расположены колковые механизмы, с помощью которых можно регулировать натяжение струн, лады отсутствуют. Нередко можно увидеть и другие, вспомогательные элементы, например подкладку для руки, подставку и др. Струны чаще всего металлические, толстые, басовые; часто они имеют специальную обмотку для характерного звучания. Игра производится пальцами или смычком: французским, длинным и тонким или коротким, тяжелым – немецким. Немногие знают, что они могут иметь разный размер, самый большой достигает практически двух метров, а самый маленький – как виолончель.

Как играют на контрабасе?

Исполнитель может сидеть на высоком стульчике или стоять – все зависит от места исполнения и характера мелодии, а также от техники музыканта. Можно отрегулировать высоту расположения инструмента, для этого есть корректировочный шпиль. Считается, что лучше всего на контрабасе звучит приём пиццикато. Сфера применения широка , но чаще всего мы встречаем «бас-виолу» на симфонических концертах, но это не исключает того, что он очень часто применяется для камерных ансамблей. В джазе также применяется контрабас, он берет на себя ритм-секцию, на нем играют «слэпом» (прием пришлепывания пальцами).

Значение контрабаса

Специалисты отмечают, что инструмент играет сочный и низкий тембр , но он редко используется как сольный, так как высокие звуки воспринимаются более четко и звучат как бы громче (при той же интенсивности), хотя это только слуховой эффект. Старинные инструменты имеют неповторимый оттенок звука, звучат бархатисто, поэтому часто используются для исполнения классических произведениях и в опере. Контрабас имеет огромное значение, как основной басовый инструмент на сегодняшний день. Конечно, с появлением компьютерной и электрической техники все больше входят в моду , но они вряд ли смогут повторить характерное звучание контрабаса – только если использовать электронные «пресеты» и другие звуковые эффекты. очень сложно, так как стоит он немало, а магазины, торгующие ими можно посчитать по пальцам – но это никогда не останавливало профессиональных музыкантов на их сложном поприще.

Видео

Слушать контрабас