История развития теории инноваций. Техногенная цивилизация: описание, история, развитие, проблемы и перспективы Понятие инновационной деятельности

Инноватика зародилась в начале ХХ века, когда подвергались изучению закономерности технических нововведений. Первое инновационное наблюдение было сделано Н.Д. Кондратьевым в 20-х гг. Он открыл так называемые «большие циклы» («длинные волны»), образующиеся от каждого базового нововведения и представляющие собой множество вторичных, совершенствующих новаций».

Для обоснования больших циклов Н.Д. Кондратьев проанализировал обширный статистический материал по четырём ведущим капиталистическим странам (Англии, Франции, Германии, США) за 140 лет (с конца ХVIII века по начало ХХ века) и выявил наличие 3 циклических волн продолжительностью 40 – 60 лет.

Кроме того, Н.Д. Кондратьев выявил эмпирические закономерности, сопровождающие колебания. В развитии первой волны решающую роль сыграли изобретения в текстильной промышленности и производстве чугуна, изобретения, связанные с использованием энергии воды.

Вторая волна, по его мнению, была обусловлена строительством железных дорог, развитием морского транспорта, механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

Третья волна базировалась на использовании в производстве электрической энергии, развитии тяжёлого машиностроения, электротехнической промышленности, на новых открытиях в области химии. В жизнь вошли радиосвязь, телеграф, автомобили, самолёты, начали применяться цветные металлы, алюминий, пластмассы.

5. Причины и факторы, влияющие на скорость распространения инноваций.

Интернациональность науки. Развитие материально-производственной базы соответствующих отраслей господарства. Развитие экспериментальной базы, что предполагает не только наличие оборудования и лабораторий, но и соответствующее отношение государства, поддерживает и формирует в обществе на основе соответствующего законодательства и других факторов необходим инновационный климат. Квалификация рабочих. Развитая инфраструктура.

5.1 Понятие инновационной деятельности.

Различают понятие инновационной деятельности в широком и узком смысле. В широком смысле под инновационной деятельностью понимают использование научно-технических знаний с целью преобразования различных сторон общественной жизни. В узком смысле - это деятельность, направленная на получение новых научно-технических знаний и их реализацию в производственной сфере с целью создания конкурентоспособного товара.

Развитие инновационной деятельности в России.

Современная российская школа инноваций в единстве с теорией циклов и кризисов ведет свое начало с 1988г. когда в монографии Ю.В. Яковца «Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм» была предложна классификация инноваций (технических нововведений) по уровню новизны, введено понятие инновационного цикла, определена его структура, раскрыта связь с научными, изобретательскими и инновационными циклами, рассмотрен механизм освоения нововведений, охарактеризован дифференциальный научно-технический доход (позднее он получил название технологической квазиренты) как главный стимул освоения изобретений».

Эти положения получили развитие в ряде работ преподавателей кафедры теории и практики государственного регулирования рыночной экономики РАГС, где сложилась сильная инновационная школа под руководством д.э.н., проф. Кушлина В.И.

Необходимость перехода к инновационной экономике, способной, с одной стороны, обеспечить достаточное разнообразие производимых в стране продуктов, а с другой - сократить зависимость от импорта стратегически важных товаров и технологий значительно усилилась в связи с мировым финансовым кризисом. Падение мировых цен на энергоресурсы при одновременно высокой для России доле импорта повлекло за собой фактическую девальвацию национальной валюты. Успешное преодоление кризисных явлений во многом зависит от того, каким потенциалом будет обладать российская экономика по окончании кризиса. Этот потенциал и будет определять конкурентоспособность экономики России, повышение которой возможно на основе технологической модернизации за счет отечественных разработок и импорта передовых инновационных решений.

Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

Реферат на тему:

«Инновационный менеджмент: сущность, история возникновения, современное состояние»

        Выполнила:
                студентка 4 курса, группы 9406,ОЭФ
          Сконникова Е.В.
Москва
2011

Содержание:
Введение
1.История возникновения инновационного менеджмента
2.Сущность инновационного менеджмента
3.Современное состояние инновационного менеджмента
4.Пример нововведения в конкретной организации
Заключение
Список литературы

Введение

Появление в учебных планах российских вузов дисциплины "инновационный менеджмент" продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы и их воплощение является основой экономического развития.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.

Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические знания.

Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений, конкурирующих друг с другом. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и др.),выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.

1.История возникновения инновационного менеджмента

Понятие «инновации» возникло в самом начале XX в., так было положено начало изучению инновационных процессов Н. Д. Кондратьевым. Именно он сформулировал понятие больших циклов («длинных волн») сроком от 40 до 60 лет, источником которых является всякое радикальное новшество, они представляют собой группу вторичных, подверженных совершенствованию новаций. Им были описаны эмпирические закономерности, которые сопровождают колебания и неравномерное распределение инноваций в пространстве и времени.

Й. Шумпетер на основании выводов А. Афтальо-на, М.Ленуара, М.Туган-Барановского, В.Парето, открывших существование коротких и средних волн, и Кондратьева сформулировал теорию инноваций. Он определил роль предпринимателя в процессе инноваций, т. е. предприниматель связывает изобретение и новацию. По мнению Й. Шумпетера, техническая новация – это экономическое средство для получения высокой прибыли.

Русский экономист С. Ю. Глазьев ввел понятие технологического уклада, состоящего из ядра, ключевого фактора, организационно-экономического механизма, который подразумевает группы технологических баз, взаимосвязанных однотипными технологическими цепочками. Им были выделены пять технологических укладов с жизненным циклом в три фазы и периодом 100 лет.

1– я фаза – возникновение в экономике предыдущего уклада.

2– я фаза – преобладание нового уклада.

3– я фаза – устранение предыдущего уклада и возникновение другого.

Между 1-й и 2-й фазами – период монополии.

Инновации имеют волнообразное развитие, это учитывается при разработке и выборе инновационной стратегии.

Г. Менш, Х. Фримен, Я. Ван-Дейн, А. Кляйнк-нехт ввели действующую в настоящее время типологию инноваций, разделив их на продуктовые и процессные, основываясь на неравномерности активности инноваций. Х. Фримен дал определение категории новой технологической системы как комплекса инноваций и технологической революции.

Г. Менш выяснил: в состав длинной волны входят два «гребня» – изобретение и инновация.

В наше время длина цикла сокращается до 35–40 лет вследствие научно-технического прогресса.

В работах российских экономистов П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Н. Ф. Пузыни, В. Г. Медынского, Ю. П. Морозова, Л. Н. Оголевой, Н. Г. Ковалева и иных проводится анализ отечественного развития инноваций и менеджмента.

Изучая опыт стран с развитой рыночной экономикой, нельзя забывать, что у России своя история экономического развития, она обусловливает отличительные черты системы инновационного менеджмента.

2.Сущность инновационного менеджмента

2.1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Инновационный менеджмент определяют как систему управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими и происходящими в процессе внедрения инноваций.

Сущность инновационного менеджмента заключается в том, что инновация является объектом, на который производит воздействие хозяйственный механизм. Хозяйственный механизм воздействует и на порядок создания, реализации, продвижения инноваций (нововведений), и на экономические отношения, происходящие между всеми участниками данного процесса: производителями, продавцами и покупателями инноваций.

Влияние хозяйственного процесса на инновации происходит на основе и при помощи определенных приемов и особой стратегии управления. Вместе эти приемы и стратегия создают своеобразный механизм управления инновациями – инновационный менеджмент.

Управление инновациями – это довольно новая отрасль в управленческой деятельности в таких сферах, как научно-техническая, производственно- технологическая и административная. Инновационный менеджмент базируется на следующих основополагающих моментах:

1) поиске идеи, служащей фундаментом для данной инновации. Отправными источниками инновационных идей являются потребители; ученые (разработки); конкуренты (изучение потребительского спроса); торговые агенты; дилеры; работники предприятия;

2) способе организации инновационного процесса для определенной инновации;

3) процессе продвижения и реализации нововведений на рынке.

Инновационный менеджмент содержит стратегию и тактику управления.

Стратегия дает возможность выбрать общую направленность и метод применения средств для достижения поставленной конечной цели. После достижения поставленной цели стратегия прекращает свое существование, на ее смену приходит тактика.

Тактика – это определенные методы и приемы для претворения в жизнь намеченной цели уже в определенных конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента можно назвать искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее выгодных в данной ситуации.

Инновационный менеджмент – это система управления предприятием. В этом ракурсе система инновационного менеджмента включает в себя две подсистемы: управляющую подсистему (субъект управления) и управляемую подсистему (объект управления).

Субъектом управления могут быть один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта управления. Объектами управления в данном случае будут инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.

Связь субъекта управления с объектом будет происходить посредством передачи информации. Именно эта передача информации является процессом управления.
2.2 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Инновационный менеджмент выполняет функции, которые предопределяют формирование структуры системы управления предприятием при осуществлении инновационного процесса.

Существуют два типа функций менеджмента инноваций:

1) функции субъекта управления, т. е. субъектом управления будет один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта управления;

2) функции объекта управления, т. е. объектом управления в этом конкретном случае будут и инновации, и инновационный процесс, и экономические отношения между всеми задействованными участниками рынка инноваций. Функции субъекта управления:

1) функция прогнозирования – предполагает разработку на длительную перспективу кардинальных изменений технико- технологического и экономического состояния объекта управления в целом и всех его различных систем и подсистем;

2) функция планирования – предполагает объединить в себе весь комплекс работ по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их в жизнь;

3) функция организации – предполагает объединить людей, совместно внедряющих инновационную и инвестиционную программы на базе каких-либо правил и процедур;

4) функция регулирования – воздействие на объект управления для получения состояния стабильности технико-технологической и экономической систем;

5) функция координации – предполагает координацию согласованности работ всех участков системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов;

6) функция стимулирования – предполагает побуждение и стимуляцию работников;

7) функция контроля – предполагает проверку организации в момент внедрения процесса инноваций на разных его этапах, плана создания, реализации инноваций и т. п.

Функции объекта управления:

1) рисковое вложение капитала в инновационный проект;

2) организация инновационного процесса при внедрении инновационного проекта;

3) организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Функция рискового вложения капитала отчетливо проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с огромным риском. Следовательно, оно всегда осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса будет рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению нового продукта или новой услуги.

Основные понятия инновационного менеджмента
Понятие инновации и инновационного процесса

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомим читателей с различными взглядами на ее сущность.

В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация -- это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития.

В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.

Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций – рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).
Внедрение продукции с новыми свойствами.
Использование нового сырья.
Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
Появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

Следовательно, научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП).

Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.

Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально- экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.

Нужно исходить из того, что внедрение НВ является трудным и болезненным процессом для любой организации.

Во всех случаях одним из важных критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями.На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и использования НВ. Однако со снижением неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения - временна и снижается с приближением предела его распространения.

Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет большим по сравнению с выполнением последующих.

Вместе с тем трудно оценить относительные преимущества НВ в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает шанс последней на ее принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.

Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Можно отметить, что инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. (Это подтверждают различные концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И. Шумпетера и др.).
и т.д.................

Еще два-три года назад вопрос, вынесенный в заглавие, дейст­вительно мог быть предметом для дискуссии между адептами существующей модели экономики, базирующейся на добыче полез­ных ископаемых, и сторонниками высокотехнологичного вектора развития народного хозяйства. Однако глобальный экономический кризис лишил защитников сырьевой ориентации последних аргу­ментов. Стало очевидным: место России в мире напрямую зависит от того, сможем ли мы преодолеть технологическое отставание от ведущих стран.

Оглядываясь назад сразу отмечу, что в отличие от скептиков я убежден: построение инновационной экономики в России - задача разрешимая. Достаточно оглянуться на наше советское прошлое. Первое, что приходит в голову в качестве иллюстрации важнейших достижений советской науки, - атомный и космический проекты. Независимо от моих политических взглядов, следует признать, что, реализованные в 1940 -1960-х годах, они не только изменили нашу страну, но и серьезно повлияли на геополитическую расстановку сил на всем земном шаре. Их значение ощущается до сих пор.

Правда и то, что уже в 1970 -1980-е годы наша страна начала терять позиции в инновационном соревновании. Советский НИИ стал символом неэффективности использования интеллектуального потен­циала, что не замедлило сказаться и на экономике. Хорошо известны советские данные: максимальный достигнутый уровень производитель­ности труда в СССР составлял всего 29,4% от американского.

Именно поэтому первой инициативой М. Горбачева по посту генерального секретаря ЦК КПСС, еще до знаменитой перестройки, была концепция ускорения на основе достижений научно-технического прогресса. Руководство государства осознало: отставание в области высоких технологий в условиях «соревнования двух систем» может иметь роковые последствия. Результат этих инициатив общеизвестен.

С тех пор прошло 25 лет. Что мы имеем сегодня? В жизни страны произошли колоссальные изменения. Однако кое-что осталось неиз­менным: производительность труда в России по сравнению с США по-прежнему составляет 30%. Думаю, необходима определенная ин­теллектуальная смелость, чтобы трактовать это как прорывной успех: целых 0,6% за какие-то четверть века.


Таким образом, советская экономика уже не справилась с зада­чей инновационного развития. Российская рыночная экономика еще не сумела с ней справиться. Но в отличие от советской экономики, у российской потенциально такой шанс существует.

В связи с этим мне представляется, что в развитии экономики в современной России можно выделить три этапа.

1990-е годы - этап развития основ рыночной экономики. Понятно, что задачу обеспечения масштабного экономического роста, а тем более построения инновационной экономики в те годы решить было просто невозможно в силу отсутствия институтов, инструментов, законода­тельства, квалификации, кадров, бизнеса, социальной инфраструктуры и много другого.

Базовая задача, решавшаяся в 2000-е годы, - запуск экономи­ческого роста. Все мы помним концепцию «удвоения ВВП», которая была реализована. Но в то же время ясно, что драйвером роста был российский экспорт, в котором 85% составляют нефть, газ, металлы. Но концепция роста, базирующаяся на этом драйвере, исчерпана.

19. Инновационный процесс: понятие, цели, особенности от вида инноваций.

Инновационный процесс в общем виде означает последовательность перехода от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения.

Инновационный процесс означает инновационную деятель­ность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направлен­ный на разработку, на реализацию результатов законченных на­учных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализу­емый на рынке, в новый или усовершенствованный технологиче­ский процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разра­ботки.

Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициа­ции инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

По И.Т. Балабанову, инновационный процесс включает в себя семь элементов, соеди­нение которых в единую последовательную цепочку образует струк­туру инновационного процесса. К этим элементам относятся:

Инициация;
маркетинг инновации;
выпуск (производство) инновации;
реализация инновации;
продвижение инновации;
оценка экономической эффективности инновации;
диффузия инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Иници­ация (от лат. initiatio – совершение таинств) – это деятельность, состо­ящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обо­сновании и в материализации идеи.

Материализация идеи означает превращение идеи в вещи (то­вар), т.е. в имущество, новый продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использования ноу-хау, технологии) и в документ по технологической операции. Инициация не только явля­ется отправной точкой инновационного процесса, но и основой для дальнейшего нормального хода протекания самого инновационного процесса.

После обоснования нового продукта (операции) проводятся мар­кетинговые исследования предлагаемой инновации. В ходе маркетин­говых исследований изучается спрос на новый продукт или опера­цию, определяется количество или объем их выпуска, если они лимитируются, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации, как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, т.е. появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, на­правленных на реализацию инноваций (передача информации, рек­лама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации. Иннова­ционный процесс заканчивается диффузией инновации.

Диффузия (лат. diffusio – распространение, растекание) иннова­ции представляет собой распространение однажды освоенной инно­вации в новых регионах, на новых рынках и новой финансово-эконо­мической ситуации. Диффузия может быть связана с изменением характеристики финансовой инновации и условий ее продвижения (изменение размера процентной ставки банком, сроков депозитного вклада и др.), с захватом новых рынков сбыта.

20. Функции инновационного процесса и личные качества исполнителей. Совмещение функций и их неадекватное исполнение.

Инновационный процесс - это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.

Укрупнённо инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.

21. Проект: понятие и основные виды.

Проект - это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги). Выполнение проекта составляет проектную деятельность , которая включает:

· проведение управленческих мероприятий (проектное управление). Достигается на основе использования, в том числе, принципов и методов управления проектом , являющегося частью системы менеджмента предприятия, универсальной для решения разных производственных задач;

· решение специализированной задачи:

· разработка продукции для заказчика. Продуктами проекта могут быть:

· результаты маркетинговых исследований (маркетинг),

· проектно-конструкторская документация (управление проектированием). Комплект такой документации называется проектом . Он предназначен для создания разработанного устройства, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых он был разработан. (Обратим внимание на то, что значение слова «проект» в управленческой и научно-технической деятельности отличаются),

· технологическая документация (управление производством),

· программное обеспечение (управление проектами),

· решение внутренних производственных задач:

· повышение качества продукции (управление качеством),

· повышение эффективности организации труда (управление персоналом),

· оптимизация финансовых потоков (финансовый менеджмент),

Проекты могут быть объединены в программу проектов для достижения единого результата, или в портфель проектов для более эффективного управления. Портфель проектов может состоять из программ.

Виды проектов

Различаются по характеру предметной области проекта:

1. Инвестиционный – главная цель – создание или реновация основных фондов организаций, требующие вложения инвестиций;

2. Инновационный – главная цель – разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие организаций;

3. Научно – исследовательский;

4. Учебно-образовательный;

5. Смешанный.

22. Инновационный проект как система управления и ее элементы.

Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс на­учно-исследовательских, опытно-конструкторских, производ­ствен­ных, организационных, финансовых, коммерческих и других ме­роприятий, соответствую­щим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное реше­ние конкретной на­учно-технической задачи (проблемы), выражен­ной в количественных показателях и приводящей к инновации.

К основным элементам инновационного проекта относятся:

сформулированные цели и задачи, отражающие основное на­значение проекта;

комплекс проектных мероприятий по решению инновацион­ной проблемы и реализации по­ставленных целей;

организация выполнения проектных мероприятий, то есть увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения це­лей проекта в ограниченный период времени и в рамках за­дан­ных стоимости и качества;

основные показатели проекта (от целевых – по проекту в целом до частных – по отдельным за­даниям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, ха­рактеризую­щие его эффективность. Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-техниче­ских программ – для реализации задач отдельных направлений (заданий, разделов) программы и самостоятель­но – для решения конкретной проблемы на приоритетных на­правлениях развития науки и техники.

23. Формы организации инновационного менеджмента и их особенности (линейный, функциональный, матричный).

Линейная структура Принцип : централизация. В ней выделяются исполнители, занимающиеся инновационными проработками. Управление ИД осуществляется непосредственно линейным руководителем. Связи вертикальные . Преимущества : четкость поставленных задач, жесткая система контроля за исполнением и подотчетности исполнителей. Недостатки – высокие профессиональные требования к линейному руководителю по широкому кругу вопросов. Сфера применения – малый бизнес, где взаимоотношения между руководителем и подчиненными должны корреспондироваться в соответствии с принципом диапазона контрольности. Вид проекта – разработка определенных видов концепций (аналитические концепции).

Функциональная структура – Принцип – децентрализация. Предусматривает выделение инновационных исполнителей (подразделений) в функциональную службу. Управление ИД осуществляется линейным руководителем через подчиненных ему руководителей, которые в пределах их компетенции управляют определенным видом деятельности и персоналом. Связи вертикальные . Преимущества – должностные компетенции. Недостатки – возможная физическая и эмоциональная перегрузка работников функциональных подразделений в случае решения нескольких инновационных задач, слабая мотивация работников, недостаточный уровень профессионализма. Сферы применения - организации слабо зависящие от внешних условий (неизменная специализация деятельности, равномерный темп развития). Вид проекта – малый проект, направленный на совершенствование отдельных видов.

Матричная структура Принцип – комбинированный централизации на базе линейной и функционально структуры. Матрица взаимодействия между руководителем проекта и руководителем функционального подразделения осуществляется горизонтально . В зависимости от жесткости системы взаимодействия между руководителем проекта и руководителем функционального подразделения определяется 3 видами структур: 1) слабая матрица – руководитель проекта полностью несет ответственность за результаты проекта. Недостаток отсутствие прямой административной власти руководителя над исполнителями. 2) сбалансированная матрица – руководитель проекта отвечает за стоимостные и временные параметры проекта, а функциональный руководитель – качество и срочность выполнения конкретных заданий. 3) жесткая матрица – руководитель проекта несет полностью ответственность за организацию и результаты проекта, функциональный руководитель – выделение работников на выполнение задач.

Преимущества – гибкое маневрирование людскими ресурсами за счет их перераспределения между функциональными подразделениями и проектными группами; высокое качество работы над проектом при максимальной скорости её выполнения и минимальных издержках; возможность привлечении высококвалифицированных специалистов к работе над проектом, в т.ч. извне.

Недостатки – отсутствие у руководителя прямого административного контроля над исполнителями; перегрузка функциональных подразделений в результате дисбаланса между объемом работ над проектом и возможностями людских ресурсов; отношение двойного подчинения у исполнителей задания над проектом. Вид проекта – малые и средние проекты, связанные ч модернизацией технологий, упаковки и т.п.

24. Проектный менеджмент, его преимущества и недостатки.

Проектный менеджмент означает реализацию определенных специальных задач внутри существующей структуры предприятия или между различными предприятиями, при которых, по возможности, не должно быть оказано отрицательное воздействие на исходные производственные задачи.

Организация проекта направлена на то, чтобы в рамках существующего предприятия решить: - одиночную; - инновационную и потому - ненадежную; - ограниченную во времени и - комплексную задачу. Менеджер проекта имеет полномочия по руководству и реализации соответствующего проекта и координирует все необходимые для его реализации действия по всем функциональным областям предприятия, обладает для этого обширной компетенцией, а также несет ответственность за успех проекта.

Процесс создания и внедрения новшеств на основе методов управления проектами имеет свои недостатки:

Создаваемая проектная группа, не смотря на высокую квалификацию участников, не обладает полной информацией относительно проблемной области;

Проекты могут оказать большое влияние на распределение ресурсов и положение дел внутри организации;

В ряде случаев первоначальные цели проекта могут быть достаточно неопределенными или могут пересматриваться с течением времени;

Обмен информацией и взаимодействие между членами команды, а также между обособленной проектной группой и организацией в целом является острой проблемой, особенно при реализации крупных проектов;

Руководство проектом – это, прежде всего руководство людьми.

Преимущества проектного управления на предприятии

Проект представляет собой структурированную систему рабочих процессов, имеющих определенную четко сформулированную цель, распланированных заранее, и вписанных в жесткие рамки времени, бюджета и контроля качества. Все эти характеристики позволяют:

Еще на стадии планирования отсечь все рабочие процессы, не нужные для достижения цели проекта и его промежуточных целей, а также разработать четкий план выполнения работ для управленцев и сотрудников.

Стимулировать деятельность менеджеров и сотрудников, направленную для достижения целей проекта, за счет необходимости выполнять рабочие процессы, не выходя за рамки бюджета и за временные рамки, а также благодаря требованиям к качеству выполняемых работ.

Осуществлять более полный и эффективный контроль выполнения рабочих процессов сотрудниками: планирование и график проекта позволяет заблаговременно проверять стадию, на которой находится тот или иной рабочий процесс.

Проследить динамику развития проекта за счет планирования и отчетности, а также внести поправки и изменения в начальный план.

На завершительной стадии проекта учесть все позитивные и негативные аспекты ведения проекта и сделать соответствующие выводы на будущее.

Многие специалисты также отмечают, что инновационный и проектный менеджмент тесно связан с таким понятием, как "уникальность", подразумевая, что каждый проект разрабатывается специально под нужды той или иной задачи. Однако его опыт может быть использован для решения таких же типовых задач в будущем, т.е. для будущих проектов.

Еще одним преимуществом проектного управления на предприятииявляется его гибкость и быстрая приспособляемость к рыночным изменениям. Многие компании переходят на проектный менеджмент для того, чтобы оживить и реанимировать бизнес, переориентировать его в соответствии с новыми вызовами. Специалисты также прогнозируют, что проектный менеджмент в будущем будет все больше и больше вытеснять классические модели управления предприятиями.

25. Организация проектной группы: ее численный и качественный состав, особенности формирования.

Команда проекта создается руководителем проекта. Задачей руководителя проекта при формировании проектного коллектива является подбор членов команды, которые обеспечивали бы:

Руководитель проекта назначает менеджера проекта, осуществляющего общее управление проектом, проводящего регулярный мониторинг проекта, а также координирующего деятельность членов команды. Если проект небольшой по своим размерам, функции руководителя проекта и менеджера проекта может совмещать один человек.

Менеджер проекта определяет необходимое количество специалистов для реализации проекта и вместе с руководителем осуществляет формирование команды.

На разных этапах разработки, управления и реализации проекта численность команды может быть различной, в зависимости от количества и сложности проектных мероприятий. Однако «костяк» команды всегда остается неизменным. Его составляют постоянные участники команды – руководитель проекта, менеджер проекта, бухгалтер, и, при необходимости, юрист, отвечающие за принятие решений по управлению проектом в пределах своей компетенции.

Важно отметить, что в зависимости от проекта, в состав команды могут входить сотрудники из различных организаций, причем не всегда находящихся в одном городе или даже стране. Географическая удаленность, национальные и языковые особенности, в таком случае, вносят новые нюансы, которые необходимо учитывать при формировании команды и организации ее эффективной работы.

Численность команды – имеет не меньшую важность, чем ее состав. Если неверно определить требующееся для качественной разработки и реализации проекта количество специалистов, то вы ограничите эффективность работы команды.

Как показывает опыт наиболее успешных проектов, если численность вашей команды превышает 25 человек, то речь о команде уже не идет. Но если у вас в команде менее 3 членов, то вы рискуете ощутить нехватку необходимого опыта, знаний и времени. В целом, оптимальный вариант – 10 человек. Однако и это число не является универсальным. Например, как показывает опыт, для задач, решение которых требует участия каждого члена команды, численность команды должна быть в пределах 5–7 человек. Данное количество оптимально для мобилизации усилий, опыта, способностей и творческих возможностей членов команды.

При этом вполне допустима ситуация, когда при стабильной численности основных участников команды, для реализации отдельных мероприятий проекта будут приглашаться привлеченные специалисты. На время своей работы над проектом, они также будут считаться членами команды.

Подбор членов команды проекта.

К сожалению, принцип, что команду следует подбирать тщательно и формировать ее как единое целое, соблюдается не всегда. Для разработки и реализации многих проектов участники команды очень часто подбираются исключительно по их квалификации и опыту, а личные качества людей игнорируются полностью. В других вариантах выбирают людей покладистых. При такой системе подбора вне поля зрения остаются профессионализм и творческие задатки. Оба варианты далеки от идеала и профессионального подхода к формированию команды.

Кроме того, при отборе участников проекта необходимо учитывать и такие критерии как опыт работы, медицинские характеристики и личные качества. Немаловажное значение для срабатываемости проектной команды имеют также личные характеристики работника – возраст, семейное положение, индивидуальные психологические характеристики (характер, темперамент, наклонности и д.т.).

Определить, обладает ли потенциальный член команды вышеупомянутыми способностями и удовлетворяет ли основным критериям отбора, довольно сложно. Идеальный вариант, когда в процессе подбора членов вашей команды принимает участие психолог. Однако если у вас нет возможности воспользоваться услугами данного специалиста, о потенциальных участниках команды можно найти много информации и другими доступными способами. Например, вы можете выяснить, как они работали в других командах, что их бывшие или нынешние начальники думают об их способности работать в команде. Вы также можете воспользоваться предоставленными вам резюме потенциальных участников команды, имеющимися у вас анкетами или тестами, позволяющими оценить роль человека в команде; лично провести собеседование. Немаловажным является сравнение результатов различных методов отбора, например тестов и бесед.

При подборе участников в проектную команду не менее важно учитывать не только квалификацию, опыт и личностные характеристики специалистов, но и фактор их психологической совместимости, что обеспечивается единством ценностных ориентаций претендентов.

Все мы работаем по-разному. Некоторые из нас руководствуются логикой, анализируют ситуацию, взвешивают все обстоятельства, принимают решения с осторожностью, тщательно обдумав все факты. Другие принимают решения быстро, практически импульсивно, полагаюсь на инстинкт или внутреннее чувство. Однако ни первый, ни второй, ни многие другие способы принятия решений нельзя назвать верными или неверными. Просто они совершенно разные.

Однако различия между людьми не такие, как различия между способами принятия решений. Мы поступаем по-разному, у нас разные ценности, мы верим в разные вещи, мы по-разному общаемся. Некоторые из таких различий легко совместимы друг с другом, некоторые – не очень.

контрольная работа

1. История инновационной деятельности. Этапы развития инновационной практики

Появление инноватики как науки обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации. В этом процессе не сложно проследить определенные закономерности: 1. спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, 2. бурного его подъема, 3. наступление кризиса перепроизводства, переходящего в стадию депрессии, Эти фазы рассматриваются исследователями как некоторое свойство, присущее экономике машинного производства.

Вообще, термин «инновация» первоначально в 19 веке связывался с изменениями в культуре. В толковом словаре В. Даля «новшество» определяется как «…введенье новизны, новых обычаев, порядков». При этом, есть уточнением, что «…не всякое нововведенье полезно»…

Однако ряд исследователей рассматривают процесс развития науки и техники, начиная с древнего мира, эпохи древнего палеолита, ознаменовавшегося изобретением первых орудий труда и первобытной техники. Действительно, эти процессы можно рассматривать как инновационные, учитывая то, что они стали одним из детерминирующих факторов общественного разделения труда, формирования общественных и производственных отношений в первобытном обществе. Изобретение каменных орудий, развитие способов обработки камня в эпоху мезолита; появление сложных орудий труда и возникновение на этой основе технологий построения жилищ (землянки, свайные постройки), шлифование, полирование, сверление, зарождение горного дела и совершенствование способов обработки камня; изобретение сверлильного станка. Изобретение колеса и колесных повозок. Зарождение текстильного и мехового производств в эпоху позднего неолита. Энеолит. Первое применение металла. Плавка. Появление первых медных орудий и оружия. Господство мотыжного земледелия. Строительство глинобитных наземных жилищ и землянок.

Античная техника. Переход от варварства к античной цивилизации. Техника рабовладельческого способа производства. Специализация сельскохозяйственного и ремесленного производства. Появление изобретений. Развитие горного дела. Развитие военной техники. Усовершенствование дорог и средств передвижения. Использование вращательного движения для создания колесной повозки. Парусное кораблестроение как следствие развития торговли. Ткацкое ремесло и совершенствование текстильной техники. Развитие сельскохозяйственной техники. Изобретение гончарного круга. Зарождение письменности и появление письменных принадлежностей.

Средневековье. Феодальный способ производства. Развитие ремесленного производства. Возникновение цехов. Специализация производства. Зарождение мануфактур. Зарождение машинного производства. Развитие горного дела. Развитие металлургии и металлообработки. Совершенствование военной техники. Изобретение пороха. Появление и развитие огнестрельного оружия. Развитие сухопутного и водного транспорта. Распространение судовождения путем использования явлений магнетизма и создания компаса. Механические часы. Изготовление и применение очков. Использование природной энергии. Появление водяных и ветряных двигателей, мельниц. Развитие книгопечатания и производства бумаги.

Однако данные процессы относятся к инновационным процессам, определяющим основные этапы развития человеческого общества в целом. Если же говорить о развитии инноваций как специальной научной сферы социальной жизнедеятельности, то данная периодизация выглядит несколько иным образом. Здесь можно выделить основные этапы исследования проблем инновационной практики, что позволяет судить и об этапах формирования самой инноватики как науки. Как упоминалось выше, в XIX веке инновации связывались с социокультурными изменениями. В XX веке термин «инновация» был воспринят экономической наукой. В 1909 г. В. Зомбарт в статье «Капиталистический предприниматель» обосновал концепцию предпринимателя как инноватора. Он приходит к выводу, что основная функция предпринимателя, состоящая в том, чтобы ради извлечения прибыли выпускать на рынок технические новинки, побуждает его не довольствоваться получением нового, а стремиться распространить это новое как можно шире…

Первый этап (с начала ХХ века до конца 70-х годов ХХ века) связан с исследованиями Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, С. Кузнеца, теоретико-методологические установки которых ориентировали на понимание инноваций в основном как средства экономического роста, преодоления экономического кризиса и технико-технологической модернизации производства и составили основу технико-экономического подхода к изучению инновационных процессов. В 1911г. Й. Шумпетер предложил общую концепцию инновационного предпринимательства. Он привлек внимание к тому, что динамичный предприниматель изобретает новые комбинации факторов производства, которые и являются источником предпринимательской прибыли. Й. Шумпетер выделил 5 таких комбинаций:

1. Выпуск нового продукта или известного продукта иного качества.

2. Внедрение нового ранее неизвестного метода производства.

3. Проникновение на новый рынок сбыта.

4. Получение новых источников сырья или полуфабрикатов.

5. Организационная перестройка, включая создание монополии или ее ликвидацию.

После Великой депрессии начала 1930-х среди менеджеров США, а затем и в других развитых капиталистических странах популярность получает словосочетание «инновационная политика фирмы» - как символ способности менеджера вывести фирму из депрессии. В этот период начались эмпирические исследования инноваций, осуществляемых различными организациями и предприятиями. Эти исследования были сконцентрированы на 3 основных сферах: 1) фирма как инициатор и создатель инновации, ее чувствительность к инновациям, зависимость от организационных структур и методов управления. 2) Маркетинг или поведение фирмы на рынке, факторы риска, методы прогнозирования успеха инноваций, экономические показатели эффективности отдельных стадий и нововведения в целом. Основной исследовательской парадигмой выступает теория открытых систем в сочетании с игровым подходом, где фирма взаимодействует с рынком как со средой и где завершающие стадии инновационного процесса оказываются результатом действий множества субъектов, каждый из которых поступает в соответствии со своими интересами, с учетом вероятных реакций партнеров. 3) Государственная политика в отношении инновационной деятельности фирм, поддерживающая их конкурентоспособность на мировом рынке. Ведущей парадигмой становится теория управления.

Совокупность этих областей исследований получила название «инноватика».

Такие тенденции понимания целей инновационных процессов доминировала до 80-х г. ХХ века и нашла отражение в трудах как отечественных (А.Н. Аганбегян, Л.С. Бляхман, В.С. Раппопорт), так и зарубежных (Дж. А. Аллен, К. Пэвитт, Е. Роджерс, У. Робертс, Л. Ульман, В. Уолкер и др.) исследователей. Результаты исследовательской деятельности в этот период дали возможность мониторинга технических и технологических инноваций и корреляции их с изменениями экономических показателей, что способствовало формированию инноватики как отрасли науки за рубежом уже к 70-м годам ХХ века.

В целом первый этап развития инноватики как науки связан с исследованием факторов, влияющих на эффективность нововведений, накоплением эмпирического материала, трансформировавшегося в многочисленные несводимые друг к другу классификации.

Второй этап (с начала 80-х годов ХХ века до середины 90-х годов ХХ века) характеризуется ориентацией на комплексное изучение инновационных процессов и конкретных нововведений с учетом факторов, определяющих их эффективную реализацию, что обусловливает начало исследований социального фона инновационной деятельности. В это время появляются первые обучающие программы-тренинги для участников инновационной деятельности, имеющие целью консультирование по комплексу практических проблем, связанных с реализацией инноваций (И.В. Бестужев-Лада, А.И. Пригожин, Б.В. Сазонов, Н.И. Лапин, В.С. Толстой, В.Д. Хартман, В. Шток и белорусские исследователи - В.А. Александров; Г.А. Несветайлов). В этот период обнаруживается временной разрыв процесса институциализации инноватики в отечественной науке, проявившийся в приобретении ею статуса научного направления только к 90-м годам ХХ века. В отечественной и зарубежной науке, происходит оформление статуса альтернативного существования исследовательских подходов к изучению инновационной проблематики - технико-экономического и социогуманитарного с явным доминированием первого. Это положило начало дифференциации исследовательских практик в области инноватики, следствием чего явилось одностороннее рассмотрение инновационных феноменов, преимущественно с позиций технико-экономического подхода и фрагментарный анализ социальных аспектов инновационной деятельности. Основным предметом исследований становится инновационный процесс, включая спонтанную диффузию и целенаправленный перенос нововведений.

Третий этап (с 90-х годов ХХ века до настоящего времени) характеризуется включением в проблемное поле инноватики социальных аспектов инновационной деятельности и изменением диспозиции исследовательских подходов, выражающейся в переходе от альтернативности к их параллельной реализации (А.С. Ахиезер, Ю.А. Карпова, В.Ж. Келле, А.Г. Краснов, С.Е. Крючкова, А.В. Марков, М.В. Мясникович, П.Г. Никитенко, В.П. Петров, А.И. Пригожин, Г.Н. Соколова, Д.И. Степаненко, С.А. Шавель, Ю.В. Яковец,). На этом этапе внимание исследователей сосредоточено на анализе различных типов инновационных ситуаций, разработке методов ранней оценки рисков, формировании рекомендаций относительно государственной политики в области нововведений.

Некоторые исследователи (Н.И. Лапин) предлагают выделить четвертый современный этап в развитии инноватики. Ключевым аспектом изучения на современном этапе становятся инновационные сети, максимально чуткие к быстрой динамике рынка, маркетинго-ориентированные, улавливающие потенциальные тенденции спроса. Настоящий период характеризуется: 1) методологическим переосмыслением статуса исследовательских подходов и парадигм инноватики по пути их взаимодействия и интеграции, что можно считать началом нового этапа их развития; 2) дифференциацией инноватики, что выражается в появлении социальной инноватики (системы знаний о новых методах общественного развития, об особенностях возникновения и реализации социальных инноваций), а в ее рамках - социологии инноваций, логистики инноваций, статистики инноваций; 3) гуманитаризацией и гуманизацией инноватики, что выражается в понимании инноваций как социальных феноменов, требующих исследования с позиций социогуманитарных наук.

В настоящее время инновационный процесс предлагается понимать как целостную систему мероприятий, связанных с подготовкой, созданием и практической реализацией новаций технико-технологического, организационного, управленческого, экономического, социального и др. характера, удовлетворяющую коммерческие и некоммерческие общественные потребности посредством трансляции нововведений в систему культурных норм, образцов и ценностей. Это процесс создания новации, ее распространения и использования полученного результата.

Таким образом, начавшись с уровня отдельных производственных организаций, фирм, инновационная практика и ее научное исследование на Западе распространились на уровень общенациональных институтов.

Анализ динамики развития инновационной деятельности в России за 2003-2013 годы

На сегодняшний день стало очевидным, что успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки...

Выбор стратегии инновационного проекта

Основным направлением деятельности Инновационной компании Фисоник (ИКФ), является осуществление коммерциализации инноваций в области энергосберегающих технологий. Сюда включается разработка ноу-хау...

Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации

В современной глобальной экономике динамичное развитие экономики во все большей степени зависит от ее способности внедрять и осваивать передовые технологии, новые рынки, генерировать знания и человеческий капитал...

Инновационная деятельность и формы государственной поддержки на примере ОАО "Брестсельмаш"

Исходя из данных деятельности и форм государственной поддержки, можно выделить следующие основные направления инновационной деятельности предприятия ОАО «Брестсельмаш»: - во-первых...

Инновационная сфера и инновационная деятельность организации

Инновационное развитие "Покчинского сельского потребительского общества" Чердынского муниципального района Пермского края

Методы государственного стимулирования инноваций

В соответствии с городской целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе город Арзамас на 2011 - 2015 годы», утвержденной постановлением Администрации г. Арзамаса Нижегородской области от 20.12...

Освоение продуктовой инновации при производстве труб на примере ООО "Северсталь ТПЗ-Шексна"

Развитие науки в СССР и России давно находилось на достойном уровне, а у предпринимательства - сравнительно небольшая история. Выделяют пять основных этапов в отечественной истории инновационной деятельности...

Основные направления стратегии развития инновационного потенциала Российской Федерации

Одним из 2 городов федерального значения является г.Санкт-Петербург, который занимает важное место в экономике и социальном развитии Северо-Западного федерального округа и России в целом. Его население к 2010 году достигло 4849,2 тыс. человек...

Проблемы развития инновационной деятельности в Республике Дагестан

Южный Федеральный округ (СКФО) обладает большим научным потенциалом и развитым производственным комплексом. Накоплена значительная база прикладных исследований и разработок с широким спектром областей применения...

Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии выражается в изменении производительности труда -- результирующего показателя работы предприятия, в котором отражаются как положительные стороны работы, так и все его недостатки...

Проектирование системы повышения производительности труда на основе развития инновационной деятельности

На предприятии ОАО «Воронежсельмаш» развитием инноваций занимается научно-инновационный отдел, который является самостоятельным структурным подразделением. Возглавляет его начальник научно-инновационного отдела...

Состояние инновационной деятельности отеля "Минск". Инновационные предложения

Любая организация функционирует не изолированно, а в тесном взаимодействии с окружающими се субъектами. Таким образом, любые внутренние процессы, происходящие на фирме...

Управление инновационной деятельностью торговой организации

В реальной экономике практически любая экономическая система действует в условиях несовершенной конкуренции. Тем не менее каждый конкретный тип конкуренции обусловливает структурные характеристики рынка...