Голованов леонид федорович художник. Голованов, Леонид Фёдорович

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1954). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).

Биография

Л. Ф. Голованов родился в 1904 году в Самаре.

Работал чертёжником в Самаре и в Самарканде.

В 1922 году поступил на Археолого-этнографические курсы при Самарском университете. В 1923-1928 годах учился в Москве в студии Д. Н. Кардовского. Работал иллюстратором («Гвардии рядовой» Л. Пантелеева, 1944; «Зоя» М. И. Алигер, 1945 и др.).

В 1936-1938 годах преподавал в МАРХИ, в 1938-1941 годах - МГХИ имени В. И. Сурикова. В годы Великой Отечественной войны занимался выпуском плакатов. С 1943 года в Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Станковая графика «В суровом походе» (1944), «Возвращение победителей» (1945).

Л. Ф. Голованов умер в 1980 году в Москве.

Плакаты

  • «Всё для фронта! Всё для Победы!» (1942)
  • «За честь жены, за жизнь детей...» (1942)
  • «Доблестные воины, крепче бейте врага!..» (1943)
  • «Спасём советских ребят от немцев!» (1943)
  • «Дойдём до Берлина!» (1944)
  • «Красной Армии - слава!» (1946)
  • «Депутат - слуга народа» (1947)
  • «Женщины в колхозах - большая сила!» (1947)
  • «Молодёжь - на стадионы!» (1947)
  • «Физкультурники! Боритесь за новые достижения в спорте!» (1955)

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1946) - за серию военных плакатов
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1954)

Леонид Голованов - заместитель главного редактора и обозреватель «Авторевю». Это издание сохранило название «газета», хотя давно уже имеет формат полноценного журнала, который выпускается как в бумажном, так и в электронном виде. Кроме того, Леонид ведет рубрики автоновостей на радио «Маяк» и «Вести FM». Неоднократный обладатель премий «Лучший журналист года» в разных номинациях.

Начало

Биография Леонида Голованова тесно связана с его нынешней профессией автомобильного журналиста. Его путь в журналистику был не совсем обычен. Но, как говорится, все мы родом из детства. В своих нечастых интервью он рассказывает, что в детстве любил читать, особенно фантастику. Нравились ему и автомобили. Эти детские предпочтения начали проявляться гораздо позже, уже после окончания МИРЭА.

Это было время перестройки, и выживание на тот момент во многом зависело от способности продавать. Однако Леониду такая перспектива никак не подходила, что серьезно омрачало его размышления о своем будущем. Тогда, по совету друзей, Леонид Голованов обратился в редакцию «Авторевю» с предложением «руки и сердца».

Михаил Подорожанский, главный редактор журнала с момента его основания, принял его после небольшого тестового задания. И с 1995 года они вместе, как говорится, «и в горе, и в радости».

Леонид Голованов - журналист

Как журналист, Леонид Голованов смог полноценно проявить себя в любимой автомобильной тематике. Стараясь проникать в самую суть, находя изюминку очередной автомодели, он смог реализовать свое стремление к наиболее полному знанию того, чем занимаешься. В конечном итоге - стремление к истине.

В своих обозрениях ему вполне удается работать, балансируя на грани, как он сам выражается, двух миров: техники и литературы. В этом ему помогает солидная инженерная подготовка с одной стороны, и достаточно глубокое знание законов литературного жанра - с другой.

Иногда, впрочем, его публицистические отступления бывают довольно спорными. Был случай, когда автор неосторожно высказался по поводу замыслов Наполеона в период войны 1812 года, который мог в случае победы ускорить отмену в России крепостного права («АР» № 3, 2011). На что сразу среагировал бдительный читатель, вспомнивший аналогичные рассуждения Смердякова из известного романа Достоевского.

Ох уж эта «Ока»

За российский автопром коллективу «Авторевю» всегда было обидно: больная эта тема, и профилактикой тут уже не обойтись. Но больного время от времени выпускают на прогулку, чтобы понаблюдать за его попытками приспособиться к стремительности жизни. Голованову удается сделать из такой прогулки захватывающий триллер.

Например, в 2003 году он сел за руль «Оки», чтобы через на своем опыте испытать особенности ее эксплуатации и постараться найти достоинства у этой экономичной модели, которую он сразу окрестил «жестянкой», внутри которой ощущаешь себя консервированной килькой.

Однако, поставив себе задачу выявить достоинства миниатюрной машинки, Леонид ее выполнил на все «сто», обгоняя более тяжелые экземпляры на поворотах и просачиваясь между ними на светофорах.

Все это в захватывающей форме описал в своем репортаже Леонид Голованов. Фото автора можно также увидеть на страницах ревю («АР» №3, 2003).

Краш-тест

Встреча двух людей, предполагающая долгую семейную жизнь - это, в определенном смысле, настоящий краш-тест, хоть и растянутый по времени.

Но если при тестировании удароустойчивости автомобилей применяется имитатор (специальный алюминиевый барьер), то супружеская пара проходит тест вживую, зачастую не выдерживая такой конфронтации и распадаясь.

Леонид Голованов и Ирина Богушевская неумолимо подводились судьбой к точке встречи, где она подготавливала им плацдарм для испытаний.

И все-таки не сложилось

Из источников СМИ известно, что в 27 лет Ирина тяжело переживала расставание со своим первым мужем Алексеем Кортневым. Она даже попала в автоаварию, получив серьезный перелом правой руки. В это время ее карьера как певицы только начиналась, а в связи с аварией чуть не завершилась.

В свои 27 Леонид Голованов тоже был занят определением жизненного пути, сконцентрировав все свое внимание на журналистике. Это был серьезный выбор, изменивший всю его последующую жизнь. Кроме того он, так же как и Ирина, не был счастлив в первом браке.

И вот в 1999 году линии их жизни пересеклись, чтобы определить их совместное существование на целых 12 лет. Ирина не раз говорила, рассказывая о личном, что с самого начала они ощутили взаимную симпатию, которую продолжали чувствовать на протяжении всей совместной жизни. Кроме того, и он, и она были успешны в своей профессии. Во многом их потенциал был одинаков.

Но все же им пришлось расстаться. Как считает Ирина, именно в силу их равноправия в творчестве: у каждого на первом месте все равно было дело, а уже потом - семья.

Из первых рук

Леонид Голованов и Богушевская вместе воспитывали двух сыновей, один из которых был от ее первого брака. Тем не менее супруги старались не делать между ними различий, и кажется, им это вполне удалось. Леонид постоянно ездил на автомобильные «тест-драйвы» и часто брал старшего, Артемия, с собой. Иногда прихватывали и Ирину.

Так что она видела своего мужа «в деле» и знает тонкости его профессии не понаслышке. По ее словам, Голованов буквально «помешан» на автомобилях и может рассказывать о них часами. Даже если разбудить его ночью, он сможет ответить на любой вопрос относительно тех или качеств самых разных авто «всех времен и народов». В своей профессии ему удалось максимально реализовать свои способности.

Кроме того, что он классный гонщик, Леонид Голованов - журналист «от бога» и эксперт в автоделе, как и многие его коллеги по «Авторевю», фанатично преданные своему делу. Ирину всегда удивляло в нем сочетание технических наклонностей со способностью ярко излагать свои мысли как устно, так и в письменном формате. Благодаря этому с ним всегда было легко общаться на самые разные темы. Впрочем, расставшись, они остались добрыми друзьями, тем более что им по-прежнему есть о чем поговорить - ведь у них растет сын Даниил.

Даже если Голованов пишет длинную статью в «Авторевю», она воспринимается читателями как приглашение к разговору. И часто диалог продолжается на страницах журнала до полного понимания затронутых вопросов. Читатели отмечают неповторимый стиль автора, а также его умение тонко чувствовать автомобили. Еще более впечатляет его общение со слушателями «Маяка» на самые разнообразные темы, связанные с машинами. Похоже, что он на самом деле знает о них все!

Биография

Советский художник-график, живописец, иллюстратор. Наиболее известен как плакатист. Член Союза художников СССР (1932). Лауреат Сталинской премии второй степени (за серию военных плакатов, 1946). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1954).

Леонид Голованов родился в 1904 году в Самаре. Занимался в Москве в Студии М. И. Степанова (1917). С 1922 года учился на археолого-этнографических курсах при Самарском университете. В шестнадцать лет одержал победу на конкурсе эскизов большого политического панно, заказанного местным учреждением. Работал чертёжником в Самаре и в Самарканде. В Самарканде становится членом местного союза художников. В 1923–1928 годах учился в Москве в студии на Тверской у Д. Н. Кардовского .

В 1928 году по окончании курсов начал работать ретушером в «Крестьянском журнале». В 1929 – впервые участвовал в выставке выпускников студии Д. Кардовского (вместе с известными впоследствии плакатистами И. С. Астаповым и Д. А. Шмариновым). С 1930-х работал в качестве иллюстратора книг (в основном детских книг) в московских издательствах – «ОГИЗ», «Детгиз» и других.

В 1936–1938 годах преподавал в МАРХИ, в 1938–1941 – в Московском городском учительском художественном институте. После начала Великой Отечественной войны начинает заниматься плакатом, вступив в организованную В. Б. Корецким студию плакатов для общества Красного креста и Красного полумесяца.

В военные годы был командирован в качестве фронтового художника в действующую армию. В составе бригад выезжал в места боевых действий. Так, на Калининском фронте была создана специализированная бригада художников. Виктор Говорков, Анна Боровская , Леонид Голованов , Николай Дутов , Николай Козлов и другие художники отправлялись на передовую вместе с пехотой, где в окопах, блиндажах делали эскизы, наброски, портретные зарисовки. Голованов побывал в 1942 году на Калининском фронте, в 1943 – на Юго-Западном и Харьковском, в 1944 – был Румынии, Пскове, в 1945 – в Вене, Праге, Берлине.

Занимался агитационно-пропагандистским искусством. Первый плакат Л. Голованова относится к 1942 году. Создал ряд знаменитых военных плакатов: «Всё для фронта! Всё для Победы!» (1942), «За честь жены, за жизнь детей...» (1942), «Доблестные воины, крепче бейте врага!..» (1943), «Мой папа герой, а ты?», «Спасём советских ребят от немцев!» (1943), «Дойдём до Берлина!» (1944), «Родина, встречай героев!» (1945).

Леонид Фёдорович автор одного из самых известных плакатов победы – «Красной Армии – слава!» (1945). Снайпер Голосов позировал художнику неоднократно, эти рисунки впоследствии Голованов использовал для своих плакатов, этот боец стал героем плаката «Дойдём до Берлина». На плакате «Красной Армии – слава!» на переднем плане опять появился советский солдат-победитель Голосов с боевыми наградами, который стоит на фоне стены Рейхстага, где нацарапано – Дошли! Слава Русскому народу, а сзади на стене плакат «Дойдём до Берлина». Плакат получился очень светлым и праздничным, он несёт в себе радость Победы в этой страшной и кровопролитной войне с немецким нацизмом, пользуется необыкновенной популярностью и в наши дни. Судьба солдата оказалась трагичной, сам герой плаката снайпер Голосов погиб в 1944 году.

Работал в Студии военных художников имени М. Б. Грекова (1943–1957), где занимался станковой живописью и графикой , выполнял эскизы почтовых марок. Голованов автор станковых графических серий: «Возвращение к родным местам. Псков» (1944), «В суровом походе» (1944), «Возвращение победителей» (1945); рисовал портреты «Гвардии рядовой» Л. Пантелеева (1944), «Зоя» М. И. Алигер, (1945) и другие.

После войны, успешно продолжил работу в качестве плакатиста. Сотрудничал с издательством «Искусство». Наиболее удачные из плакатных работ Голованова созданы в лучших традициях соцреализма – «Вся наша семья будет голосовать за кандидатов блока коммунистов и беспартийных!» (1946), «Депутат – слуга народа» (1947), «Женщины в колхозах – большая сила!» (1947), «Молодёжь – на стадионы!» (1947), «Физкультурники! Боритесь за новые достижения в спорте!» (1955), «Покорителям вселенной – слава!» (1959).

В 1949 году вышла книга известного искусствоведа А. Сидорова «Леонид Федорович Голованов. Мастер советского плаката». Графические работы художника хранятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, плакаты Л. Ф. Голованова есть в собрании Центрального музея Вооруженных Сил РФ, Музея Великой Отечественной войны, Российской государственной библиотеки, многих региональных музеях, частных галереях, российских и зарубежных коллекциях.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Леонид Федорович Голованов — художник, график, плакатист. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1954). Лауреат Сталинской премии за работы 1942 — 1945 годов.
Родился в 1904 году в Самаре в крестьянской семье. После окончания средней приходской школы работал чертежником сначала в Самаре, потом в Самарканде. В Самарканде одержал победу на конкурсе эскизов большого политического панно, заказанного местным учреждением. В 1921 году был принят в местный самаркандский союз художников. В 1922 году вернулся в Самару и поступил на Археолого-этнографические курсы при Самарском университете.

В 1923–1928 годах учился в Москве в студии Д. Н. Кардовского. По окончании курсов Кардовского работал ретушером в «Крестьянском журнале», затем иллюстратором в основном детских книг. В 1929 году впервые участвовал в выставке выпускников Д.Кардовского, вместе с будущими известными мастерами плакатной графики Шмариновым Д.А. и Астаповым И.С.
В 1936–1938 годах преподавал в МАРХИ, в 1938–1941 годах в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова (МГХИ). В годы Великой Отечественной войны занимался агитационно-пропагандистским искусством, вступив в организованную В.Б.Корецким студию плакатов для общества Красного креста и Красного полумесяца. Автор таких знаменитых плакатов как «Всё для фронта! Всё для Победы!» (1942), «За честь жены, за жизнь детей…» (1942), «Доблестные воины, крепче бейте врага!..» (1943), « Мой папа герой, а ты?», «Спасём советских ребят от немцев!» (1943), «Дойдём до Берлина!» (1944). С 1942 года начинает работать по созданию рисунков для открыток и почтовых марок, выпускаемых Государственным издательством «Искусство».
В 1943 году Голованова мобилизуют для службы в Красной Армии, а затем командируют в состав художников Студии имени М. Б. Грекова. Голованов автор станковых графических серий: «В суровом походе» (1944), «Возвращение победителей» (1945), «Гвардии рядовой» Л. Пантелеева (1944), «Зоя» М. И. Алигер, (1945) и другие.
После войны, успешно продолжил работу в качестве плакатиста. Сотрудничал с издательством «Искусство». Наиболее удачные из плакатных работ Голованова созданы в лучших традициях соцреализма – «Вся наша семья будет голосовать за кандидатов блока коммунистов и беспартийных!» (1946), «Депутат – слуга народа» (1947), «Женщины в колхозах – большая сила!» (1947), «Молодёжь – на стадионы!» (1947), «Физкультурники! Боритесь за новые достижения в спорте!» (1955).
Плакаты Л. Голованова есть в собрании Российской государственной библиотеки, многих частных галереях и коллекциях.

Наш сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. сегодня не составит труда – можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и , найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ