Бедная лиза основные события. Повесть «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина

Творчество Н. М. Карамзина связано в первую очередь с появлением в русской литературе такого направления, как сентиментализм. До этого в ней царствовал классицизм с его четкой конструкцией и дидактическими нравоучениями. Карамзин же открывает мир чувственный, наполненный различными эмоциями, личными переживаниями героев. Он признавался, что особую чуткость сердца – сентиментальность – он считал необходимым качеством писателя. Карамзин показал себя блистательным литератором, его работы до сих пор вызывают неподдельный интерес. Остановимся на одной из них – повести «Бедная Лиза», которая в настоящее время включена в обязательную школьную программу.

Считается, что Карамзин решился на подобный литературный эксперимент, вдохновившись повестями европейской литературы, с которыми ознакомился во время своего путешествия по странам Европы. Но писатель понимал: чтобы вызвать интерес и сострадание российского читателя, необходимо найти что-то, что вызовет отклик в его душе. Поэтому, кроме описания чувств главных героев, Карамзин детально описывает природу. В качестве основного бэкграунда он использует окрестности около Симонова монастыря. Дубовые боры, светлые реки, пруд – автор старается запечатлеть то, что приносит ему наслаждение вдали от городской суеты, и наполняет пейзажи особенным смыслом.

Благодаря такому подходу повесть кажется очень достоверной. Исследователь В. Н. Топоров отметил:

«Впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».

Читатели могли посетить описанные в произведении места и прочувствовать атмосферу самостоятельно. Недалеко от монастыря располагался пруд – тот самый, где трагически покончила с собой главная героиня. Впоследствии он получил название – «Лизин пруд».

Карамзин был не только поэтом и прозаиком, но и прекрасным переводчиком. Благодаря ему российские читатели познакомились с произведениями У. Шекспира, Г. Лессинга и других выдающихся европейских деятелей литературы. Одним из самых интересных творений Карамзин считаются «Письма русского путешественника», написанные под впечатлением от поездки по Европе и опубликованные в 1791-1792 гг. Именно здесь автор начинает внедрять черты сентиментализма, благодаря чему он стал известным литератором. Талант писателя раскрывался с каждой его работой. Знаковым событием в русской прозе стала публикация повести «Бедная Лиза», за ней в свет вышло другое произведение – «Наталья, боярская дочь».

Итогом творческого пути Карамзина становится энциклопедический труд «История государства Российского», в котором описаны события нашей страны от древности до начала Смутного времени. Многое из того, что написано в этих двенадцати томах, было найдено в архивах самим писателем и впервые опубликовано благодаря ему.

Жанр и направление

«Бедная Лиза» принадлежит к жанру повести – прозаическому произведению, в основе которого лежит цепь связанных логически и хронологически эпизодов. Некоторые называют «Бедную Лизу» рассказом, что неверно, так как обычно в рассказе реализуется одна сюжетная линия и он не такой большой по объему, как данная книга.

Карамзин пишет свою повесть, отходя от канонов классицизма и используя приемы сентиментализма. Сентиментализм – это такое течение в литературе XVIII века, когда в центр внимания ставится не разум, а чувствительность. Герой сентиментализма более проработан и индивидуален, поэтому он находит отклик в душе читателя. Поэт П. А. Вяземский называл это течение «изящным изображением основного и повседневного».

Основные черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»:

  • Эмоциональность : читатель понимает, что чувствуют персонажи, благодаря описанию эмоций;
  • Роль природы : кроме этого, для более глубокой проработки героев Карамзин использует мир природы («Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием»);
  • Гипербола : страдания Лизы иногда кажутся чрезмерными, они очень гиперболизированы («…Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым»);
  • Образ автора : лирический герой, который представлен в повести рассказчиком от первого лица, описывает свои эмоции в качестве небольших лирических отступлений («слеза катится по лицу моему», «сердце мое обливается кровию…»).

Однако близость с природой имеют не все действующие лица произведения, а только Лиза и сам рассказчик. Автор наделяет их такой способностью, акцентируя внимание на том, что именно они способны на настоящие чувства.

Смысл названия

Название «Бедная Лиза» можно трактовать несколькими способами. В первую очередь, Карамзин, добавляя в заголовок оценочное слово, дает нам понять свое отношение к героине. Ему жаль девушку, и он надеется, что читатель также будет ей сочувствовать.

Но не стоит забывать, что «бедная» также может обозначать «нищая», а материальное положение Лизы стало причиной, по которой Эраст не захотел связывать с ней свою дальнейшую жизнь.

Суть

Сюжет, кажущийся в настоящее время достаточно примитивным, в конце XVIII века произвел в русской общественности фурор. В повести изображена трагическая судьба бедной Лизы.

Крестьянская девушка Лиза вынуждена трудиться в поте лица, чтобы обеспечить себя и мать после смерти отца, бывшего «зажиточным поселянином». Она собирает ландыши в лесах и продает их в Москве. Там ее замечает молодой красивый дворянин Эраст, который влюбляется в нее, и эти чувства, кажется, навсегда.

Они много времени проводят вместе, но в какой-то момент Лиза перестает интересовать героя. Сначала Эраст видел в ней ангела, который так поразительно отличался от напыщенных барышень его круга; но после того, как девушка отдается молодому человеку, она теряет для него свою привлекательность. Эраст начинает отказывать ей во встречах, а затем и вовсе говорит, что ему нужно уехать вместе с полком, идущим в поход. Лиза просит его остаться, но он отвечает, что отказ от службы означает для него бесславие и позор. Девушка понимающе соглашается, и ей приходится смириться с неизбежной разлукой. Она очень сильно тоскует, но старается держаться, чтобы не тревожить мать лишний раз.

Однажды Лиза отправилась в Москву за лекарством и там увидела своего возлюбленного. Она была счастлива его встретить, однако тот сказал, что он теперь помолвлен и они не могут быть вместе. Оказывается, вместо доблестной службы в армии Эраст там увлекся игрой в карты и потерял все состояние. Он не в силах расплатиться с долгами, поэтому решает жениться на пожилой богатой вдове, которая была в него давно влюблена. Лиза не может пережить его измену. После того, как он ее выставил с порога, девушка просит приятельницу передать матери извинения и деньги, а сама кидается в пруд. Ее не успевают спасти. Эраст до конца жизни был несчастен и винил себя в смерти возлюбленной. Многомудрый Литрекон сочувствует этой потере, а Вам предлагает краткое содержание повести для читательского дневника и отзыв (вот ).

Конфликт

Основной конфликт повести «Бедная Лиза» можно назвать психологическим. Он заключается в отношении героев к любви и к деньгам. Лиза, умеющая искренне и сильно любить, сильно привязывается к Эрасту. Она живет своим чувством, отдаваясь ему всецело. Лизу не интересует материальное положение возлюбленного, она не берет его деньги, когда он пытается заплатить за ландыши сумму, в несколько раз превышающую озвученную стоимость. В то же время Эраст наслаждается временной связью с девушкой, которая поначалу казалась ему интересной. Но затем она ему наскучила, и он уезжает. Проиграв все деньги, Эраст идет на сделку с совестью – он сватается к богатой вдове ради ее состояния, которое ему нужно для выплаты долгов.

Лиза с самого начала понимала, что у нее не будет счастливой жизни с Эрастом. Она несколько раз говорила, что он никогда не будет ее мужем, ведь он дворянин. Но это не мешало героине погружаться в эти отношения все глубже и глубже. Эраст же, казалось, был готов на все ради Лизы. Но его чувства не прошли проверку временем. Молодой человек поступает подло, ведь он даже не сообщил возлюбленной, что вернулся.

Получается, конфликт произведения строится на таком приеме, как антитеза (противопоставление). Персонажей повести нельзя разделить на строго положительных и строго отрицательных, как это принято в классицизме. В сентиментализме столкновение взглядов реализуется с помощью несоответствия чувств и принципов одного героя с чувствами и принципами другого героя. Также заметен социальный конфликт: Карамзин, повинуясь демократическим веяниям Европы, становится на сторону естественных и чувствительных крестьян, не избалованных роскошью, и порицает дворян, испорченных средой. В других известных примерах сентиментальных произведений (Шиллер, Лессинг) правда тоже оказывается на стороне простого человека, а знатный господин проявляет подлость, но зачастую раскаивается в ней.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в повести «Бедная Лиза» способствуют наиболее полному раскрытию социального и любовного конфликта:

  • Лиза – главная героиня повести. Из-за смерти отца ей приходится встать во главу семьи, теперь состоящей только из нее и матери, и заботиться о хозяйстве. Девушка берется за любую работу, она очень трудолюбива и покладиста. Лизу отличают чуткость и доброта. Она ухаживает за матерью, которая, к слову, ничем не занимается, только тоскует по умершему мужу. Но дочь поддерживает ее и никогда не упрекает. Для Лизы во главе ее жизни стоят чувства, которые она испытывает. Сильная любовь к Эрасту приводит к трагедии – героиня бросается в пруд и тонет. Даже это она делает на эмоциях – сразу после болезненного расставания с возлюбленным. Но до последнего она не забывает о матери и передает подруге деньги и послание к старушке. Лиза кажется мудрой, она понимает, что будущего для нее и Эраста нет. Однако она отдается молодому человеку, не думая о последствиях. Кроме того, любовь настолько ее ослепляет, что она не способна оценить перемены в избраннике, хотя и замечает их.
  • В начале повести Эраст описан богатым и беззаботным дворянином. Он очень избалованный и безвольный, вместе с тем он кажется мечтателем, вдохновившимся романами. Он не является отрицательным персонажем.Кто знает, может, он читал те же европейские произведения, на основе которых Карамзин строил сюжет повести, и потому решился на такие любовные отношения. Ветреный и легкомысленный, Эраст в какой-то мере заботится о Лизе и ее матери. При первом расставании он оставил им достаточно денег, чтобы Лизе не нужно было продавать ландыши. Во время последней встречи он отдает девушке сто рублей, что в те времена было очень большой суммой. Кажется, будто герой хочет откупиться от бывшей возлюбленной, однако Эраст уверен, что деньги очень нужны для счастливой жизни. Конечно, он поступает с бедной Лизой отвратительно, и его, наверное, ничто не может оправдать. Хотя напрямую Карамзин его не обвиняет и пишет, что он тоже был несчастен до конца своих дней. Именно Эраст рассказывает печальную историю рассказчику.
  • Мать Лизы была доброй женщиной. Она не смогла справиться с потерей мужа и фактически сняла с себя ответственность за будущее дочери, которую все же сильно любит. И так она проводит в тоске по супругу многие годы. Подобная ситуация очень характерна для сентиментализма. Возможно, Лиза полностью предается отношениям, видя перед собой мать как пример. Она спрашивает у матери совета, знакомит с ней Эраста и поддерживает ее причитания. Узнав о смерти дочери, вдова сразу же умирает.
  • Природа также становится одним из персонажей повести. Однако в «Бедной Лизе» природа пассивна: она наблюдает за развитием отношений героев, отражая в себе их чувства, но никак не действует. Например, после грехопадения героини начинается гроза, то есть «натура» предвещает беду, однако она не стала ей препятствовать.

Темы и проблемы

В повести «Бедная Лиза» перед нами предстает богатая тематика:

  • Восприятие мира через призму чувств . Автор детально описывает чувства героини, делая ее более живой и понятной читателю. Настроение Лизы часто совпадает с погодой и окружающим миром. Когда она счастлива, то замечает, как вокруг хорошо. Когда она чувствует себя потерянной, то и обстановка, в которой она находится, соответствует ее состоянию. Пейзаж в сентиментализме играет самостоятельную роль, как хор в античном театре.
  • Любовь — основная тема произведения . Романтическая линия сюжета является в данном произведении основной. На примере любовной драмы Карамзин раскрывает персонажей и проблемы. Любовь как самое сильное чувство становится для Лизы и благословением, и голгофой.
  • Социальное неравенство . Лиза, будучи бедной крестьянкой, влюбляется в зажиточного дворянина. Они не могут быть вместе, потому что они из разных слоев общества, которое не готово принять подобный союз. Поэтому Лиза не строит воздушных замков относительно их совместного будущего, хотя и мечтает о нем. Она даже представляла себе, что было бы, если бы Эраст был таким же крестьянином, как она.
  • Город – деревня. Такое противопоставление часто встречается в искусстве. В данном произведении город – Москва – становится пристанищем соблазна, который утягивает Эраста. Сельская местность же наполнена чистотой и красотой, там можно обрести спокойствие. И люди там другие – более искренние и невинные. Именно поэтому молодой дворянин и обращает внимание на Лизу. Он пресытился городской суетой и готов наслаждаться дивными природными пейзажами. В городе природа не реализуется как отражение чувств, в отличие от деревни, где каждый пейзаж означал какие-либо эмоции героев.

Проблематика в повести «Бедная Лиза»:

  • Совесть . Эраст до конца своих дней не смог себя простить за гибель Лизы и страдал до самой смерти. Так, его безответственные поступки и жестокие слова обернулись горем в первую очередь для него.
  • Нравственность . Однозначно молодой дворянин осуждается рассказчиком, который задается вопросом, может ли что-то оправдать Эраста? Поступки избранника Лизы на протяжении всего произведения легкомысленны и прозаичны. Но главная героиня тоже не безгрешна: она отдается мужчине, с которым, как она сама признает, будущего у нее нет. И Эраст, и Лиза рушат свои жизни, не давая себе полного отчета в своих действиях.
  • Внутренний мир . Такие героини, как Лиза и ее мать, строят весь свой мир вокруг одного человека. Обычно подобные люди не очень образованы и развиты, что неудивительно для крестьянок. И поэтому все свои переживания и чувственную натуру Лиза посвящает Эрасту, реальному и нереальному, близкому и далекому.
  • Социальное неравенство . Мог ли Эраст взять Лизу в жены? Нет, но он и не рассчитывал. Он, как и Лиза, понимал, что это невозможно в том обществе, в котором они жили, поэтому он говорил, что хочет жить с ней, как с сестрой. Эраст становится заложником того уклада, в котором он родился и вырос, в какой-то мере он тоже жертва. Но молодой человек безвольный и слабохарактерный, он будто плывет по течению. Лиза же, пускай и не имеет образования и состояния, духовно оказывается выше возлюбленного.
  • Бедность . Отсутствие средств к выживанию заставляет молоденькую девушку работать не покладая рук. Эраст, который в начале произведения являлся зажиточным дворянином, быстро теряет деньги и влезает в долги. Нищенское положение юноши заставляет его сделать предложение пожилой, но богатой вдове. Эрасту неоткуда и не от кого ждать помощи, и ему приходится выживать таким неблагородным способом.

Главная мысль

Новаторской в русской литературе была идея, суть который заключалась в том, что низшие сословия так же, как и высшие, могут чувствовать. Крестьяне могут проявлять эмоции, как и дворяне, а то и глубже. Фраза «И крестьянки любить умеют» стала ключевой для аудитории, которая с восторгом читала повесть. Карамзин призывает быть более гуманными по отношению друг к другу независимо от сословной принадлежности. Эгоизм Эраста погубил и Лизу, и ее мать, и его самого.

Смысл повести — призыв к гуманизму, ведь люди равны, никто из них не виноват, что родился без серебряной ложки во рту. А между тем именно серебряная ложка становится мерилом ценности личности. Если бы Лиза была благородной и богатой, их с Эрастом ждала бы счастливая жизнь в браке, но то, как общество зациклено на титулах и деньгах, превращает любовь в трагедию. Современники Карамзина так восторженно приняли повесть о чувствах, потому что в их жизни чувств не было, так как все браки были продиктованы финансовой необходимостью или старческой похотью, но никак не любовью.

Язык

Карамзин делает первые шаги в преобразовании литературного русского языка. Он убирает из речи героев старославянизмы и церковную лексику, делает разговоры героев более простыми и понятными. Однако писатель упускает один момент: речь провинциальной крестьянки и дворянина из крупного города одинакова. То есть в литературе пока еще не было сильных различий между крестьянским говором и аристократическими разговорами, хотя в жизни они ощущались.

В повести «Бедная Лиза» Карамзин использует следующие средства выразительности:

  • Сравнение («щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер»).
  • Метафоры («новый гость души ее», «ангел непорочности»).
  • Эпитеты («белые туманы», «зеленый покров», «животворные лучи», «пестрое стадо», «мрачный дуб», «страшная смерть», «бледная, томная, горестная подруга», «алое море», «трогательная картина», «восточное небо»).
  • Композиция – в какой-то мере она кольцевая, потому что повесть начинается и заканчивается описанием дубов и пруда.
  • Антитеза и гипербола – они идейно пронизывают все произведение.
  • Олицетворение («рощи, кусточки оживились», «цветы подняли головы», «воет ветер», «мрак питал желания»).
  • Фразеологизмы («сердце обливается кровью», «таила любовь», «кровь охладела от ужаса», «пришла в себя», «воспалять воображение»).
  • Прилагательные в превосходной степени («страшнейшее», «самое опасное», «величайшем», «нежнейших»).
  • Анафора («Эраст чувствовал необыкновенное волнение в крови своей… Эраст чувствует в себе трепет…», «Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?»).
  • Лексический повтор (««Дай бог! Дай бог! Всякий день, всякий час буду о том молиться», «Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою!»).
  • Многосоюзие («Они простились, поцеловались в последний раз и обещались всякий день ввечеру видеться или на берегу реки, или в березовой роще, или где-нибудь близ Лизиной хижины, только верно, непременно видеться»).
  • Риторический вопрос («Что с тобою сделалось?», «Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?»).
  • Риторическое обращение («Ах, Лиза, Лиза!»).
  • Градация («Он томится, вянет, сохнет – и унылый звон колокола возвещает мне безвременную смерть его»).

Критика

Не только аудитория с большой благосклонностью отнеслась к повести «Бедная Лиза». Большинство критиков говорили о новаторстве Карамзина и подчеркивали особенность «Бедной Лизы». Они отмечали не только новую для российского читателя чувствительность, сентиментальность, но и печальный конец, который выбрала для себя героиня, — самоубийство. Литератор В. В. Сиповский писал, что русская публика впервые встретилась с «горькой правдой жизни», а не со счастливым концом, как это было раньше.

Критик В. Н. Топоров называл работу Карамзина «корнем», из которого выросло «древо русской классической прозы». Он считал, что многие произведения А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка») написаны именно благодаря «усвоению уроков карамзинской повести».

Однако советский литературовед Г. А. Гуковский же писал, что если в подобных европейских сюжетах превалировала антифеодальная мысль, где показаны последствия сословного неравенства, то Карамзин же будто говорил, что и в крепостничестве можно быть счастливым.

«Человечность демократического сентиментализма, требовавшая свободы для всякого человека, превратилась у него в формулу “и крестьянки любить умеют”», — писал исследователь.

Это справедливое замечание, так как Карамзин действительно не хотел отмены крепостного права. Он считал, что нужно регулировать самоуправство помещиков и следить за их действиями по отношению к крестьянам.

Однако личные взгляды автора никак не умаляют его заслуг. Карамзин призывал аристократию быть более гуманной и отзывчивой. Его вклад в русскую культуру сложно переоценить. Труды писателя до сих пор вызывают интерес со стороны исследователей и широкой публики, потому что он действительно показывал жизнь в ее многообразии.

Как и почему появилась «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина?
В конце 18 века в русской литературе намечаются заметные изменения – она становится доступнее для широкого круга лиц, благодаря упрощению языка и отказу от старославянского. В ней появляются более реалистичные, простые в слоге, но более близкие к душе человека произведения без назидательного, жестокого характера классицизма. В них можно было сопереживать всем героям, не боясь наткнуться на нравоучение или очевидный моральный урок. К таким работам можно отнести и «Бедную Лизу», автором которой был Николай Михайлович Карамзин.

Суть и публикация повести

«Бедная Лиза» относится к классическому сентиментализму. Это первое произведение такого характера в России. Н. М. Карамзин после написания, в 1792 году опубликовал его в одном из изданий «Московского Журнала». К слову он и был его редактором. Повесть имела такой ошеломляющий успех, что через четыре года, в 1976 году, ее выпустили отдельной книгой.
Сам сюжет повести довольно просто для современного искушенного зрителя – крестьянская девушка, дочь умершего зажиточного крестьянина, едва сводила концы с концами. Чтобы заработать хоть немного денег она продавала цветы и ягоды в городе. Она была наивна и чиста от злых помыслов как «дитя природы». В одном из своих походов она познакомилась с молодым дворянином Эрастом.
Мужчина был красив, умен и образован, поэтому Лиза в него влюбляется. Он тоже не обходит девушку стороной и между ними вспыхивает чистая и искренняя любовь, в порыве которой Эраст лишает главную героиню невинности. Впоследствии он проигрывает свое состояние в карты и, чтобы не потерять своего статуса, женится на богатой вдове. Лиза, желавшая только одного, быть вместе с любимым, даже если он будет пастухом, решает покончить жизнь самоубийством. На этом и заканчивается повесть – девушка топится в пруду, Эраст страдает от этого всю жизнь, а главный рассказчик, от лица которого читатель и узнает всю историю, тоскует по горькой судьбе чистой и доброй девушки.

Как идея «Бедной Лизы» пришла к Н.М. Карамзину

Идею этой повести Николай Михайлович не придумывает сам. Писатель частенько сталкивается с ней, путешествуя по Европе. Там литература начала активнее уходить от старых мотивов классицизма, приближаясь к нежности и чувственности сентиментализма. Многочисленные поездки Карамзина приводят его к выводу, что русскому читателю тоже будет не чужда история любви разных по сословию молодых людей.
При этом автор не оставляет иностранную историю в первозданном виде. С первых строк понятно, что главные герои русские и живут в Москве и около нее. Характер персонажей также является достаточно типичным. При этом в лучших традициях сентиментализма, все гротескно преувеличено – Лиза настолько чиста и наивна благодаря своему единению с природой, что в ее голове просто не могут возникнуть плохие мысли. В противовес влиянию сельской жизни Карамзин рисует город чудовищем, готовым поглотить невинные души, испортить и исковеркать их. Все это чувственно приближает сюжет и главных героев повести к читателю, заставляет им сопереживать.
Новым для русской литературы был и плохой конец произведения – рядовой читатель того времени привык, что в конце всегда побеждает добро. Смерть главной героини породила волну сочувствия, особенно среди слабого пола. Более того, образованные и чувственные женщины начали ей подражать.
Можно сделать вывод, что Н.М. Карамзин взял основной сюжет из европейских сентиментальных повестей. При этом он его во многом переработал, взяв по-настоящему русских персонажей и местные пейзажи. Все это сделало «Бедную Лизу» одной из самых популярных повестей своего времени.

Многие помнят Н.М. Карамзина по его историческим работам. Но и для литературы он сделал немало. Именно его стараниями получил развитие сентиментальный роман, в котором описываются не просто обычные люди, но их чувства, страдания, переживания. сблизил простых людей и богачей как чувствующих, думающих и испытывающих одинаковые эмоции и потребности. В то время, в каком году была написана «Бедная Лиза», а именно в 1792, до освобождения крестьян было еще далеко, и их существование казалось чем-то непонятным и диким. Сентиментализм же вывел их в полноправные чувствующие герои.

Вконтакте

История создания

Важно! Он же ввел моду на малоизвестные имена – Эраст и Елизавета. Практически не используемые имена быстро стали нарицательными, определяющими характер человека.

Именно эта простая внешне и незамысловатая полностью выдуманная история любви и смерти породила целый ряд подражателей. А пруд даже был местом паломничества для несчастных влюбленных.

Несложно запомнить, о чем повесть. Ведь ее сюжет не отличается насыщенностью или перипетиями. Аннотация к повести позволяет узнать главные события. Сам Карамзин краткое содержание передал бы так:

  1. Оставшись без отца, Лиза начала помогать обедневшей матери, продавая цветы и ягоды.
  2. Эраст, покоренный ее красотою и свежестью, предлагает ей продавать товар только ему и потом вообще просит не выходить на улицу, а отдавать ему товар из дома. Этот богатый, но ветреный дворянин влюбляется в Лизу . Они начинают проводить вечера наедине.
  3. Вскоре к Лизавете сватается зажиточный сосед, но Эраст утешает ее, обещая сам жениться. Происходит близость, и Эраст теряет интерес к погубленной им девушке. Вскоре юноша уезжает на службу. Лизавета ждет и боится. Но случайно они встречаются на улице, и Лизавета бросается ему на шею.
  4. Эраст сообщает, что помолвлен с другой, и приказывает слуге дать ей денег и вывести со двора. Лизавета, передав деньги матушке, бросается в пруд. Мать ее умирает от удара.
  5. Эраст разорен проигрышем в карты и принужден жениться на богатой вдове. Он не находит счастья в жизни и винит себя.

В город продавать цветы

Главные герои

Понятно, что характеристика одного из героев повести «Бедная Лиза» будет недостаточной. Их надо оценивать вместе, во влиянии друг на друга.

Несмотря на новизну и оригинальность сюжета, образ Эраста в повести «Бедная Лиза» не нов, не спасает и малоизвестное имя. Богатый и скучающий дворянин , уставший от доступных и жеманных красавиц. Он ищет ярких ощущений и находит невинную и чистую девушку. Ее образ удивляет его, манит и даже пробуждает любовь. Но первая же близость превращает ангела в обычную земную девушку. Он сразу вспоминает, что она бедна, необразованна, и уже ее репутация погублена. Он бежит от ответственности, от преступления.

Бежит он в привычные увлечения – карты и гулянья, что приводит к разорению. Но он не желает терять свои привычки и жить с любимой трудовой жизнью. Эраст продает свою молодость и свободу за богатство вдовы. Хотя пару месяцев назад он отговаривал любимую от удачного брака.

Встреча с любимой после разлуки лишь утомляет его, мешает. Он цинично бросает ей деньги и заставляет слугу вывести несчастную. Этот жест показывает глубину падения и всю его жестокость .

А вот образ главной героини повести Карамзина отличается свежестью и новизной. Она бедна, работает для выживания матери и при этом нежна и красива. Отличительные ее черты – чувствительность и народность. В повести Карамзина бедная Лиза – типичная героиня из деревни, поэтичная и с нежным сердцем. Именно ее чувства и эмоции заменяют ей воспитание, нравственность и нормы .

Автор, щедро наделяя бедную девушку добротой и любовью, словно подчеркивает, что таким женщинам присуща естественная , не требующая ограничений и поучений. Она готова жить ради любимых, трудиться и сохранять радость.

Важно! Жизнь уже испытывала ее на прочность, и она достойно выдержала испытание. За ее образом, честным, красивым, нежным, забывается, что она бедная, необразованная крестьянка. Что она работает руками и торгует, чем Бог послал. Это следует помнить, когда становится известна новость о разорении Эраста. Лиза не боится бедности.

Сцена, описывающая, как умерла бедная девушка, полна отчаяния и трагизма . Верующей и любящей девушке несомненно понятно, что самоубийство – страшный грех. Понимает она и то, что мать не проживет без ее помощи. Но боль от предательства и осознание, что она опозорена, слишком тяжело ею переживается. Лиза трезво смотрела на жизнь и честно говорила Эрасту, что бедна, что не пара ему и что мать нашла ей достойного жениха, пусть и нелюбимого.

Но юноша убедил в своей любви и совершил непоправимое преступление – забрал ее честь. То, что для него стало рядовым скучным событием, оказалось для бедной Лизы концом света и началом новой жизни одновременно. Ее нежнейшая и чистая душа окунулась в грязь, а новая встреча показала, что любимый оценил ее поступок как распущенность.

Важно! Тот, кто написал повесть «Бедная Лиза», осознавал, что поднимает целый пласт проблем и в частности тему ответственности богатых скучающих дворянчиков перед несчастными бедными девушками, чьи судьбы и жизни разбиваются от скуки, которая позже нашла свой отклик в творчестве , Бунина и прочих.

Сцена возле пруда

Реакция читателей

Публика встретила повесть неоднозначно. Женщины сострадали и совершали паломничество к пруду, ставшему последним пристанищем несчастной девушки. Некоторые критики-мужчины стыдили автора и обвиняли в излишней чувствительности, в обильных слезах, которые льются постоянно, в картинности персонажей.

На самом деле за внешней приторностью и слезливостью, упреками в которых полна каждая критическая статья, кроется истинный смысл, понятый внимательными читателями. Автор сталкивает не только два характера, но два мира :

  • Искреннее, чувствительное, до боли наивное крестьянство с его трогательными и глупенькими, но настоящими девушками.
  • Добродушное, увлекающееся, щедрое дворянство с изнеженными и капризными мужчинами.

Одну закаляют трудности жизни, другого эти же трудности ломают и пугают.

Жанр произведения

Сам Карамзин описал свое произведение как сентиментальную сказку, но оно получило статус сентиментальная повесть, так как в нем есть герои, действующие в длительном времени, полноценная завязка, развитие и развязка. Герои проживают не отдельные эпизоды, а значительную часть своей жизни.

Бедная ЛИЗА. Николай Карамзин

Пересказ Карамзин Н. М. «Бедная Лиза»

Вывод

Итак, вопрос: «Бедная Лиза» – это повесть или рассказ, решен давно и однозначно. Аннотация к книге дает точный ответ.

Бедная Лиза (повесть)

Бедная Лиза

О. А. Кипренский , «Бедная Лиза», 1827
Жанр:
Язык оригинала:
Год написания:
Публикация:

1792, «Московский журнал»

Отдельное издание:
в Викитеке

История создания и публикации

Сюжет

После смерти отца, «зажиточного поселянина», юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом, который влюбляется в неё и готов даже ради своей любви оставить свет. Влюблённые проводят вместе все вечера, разделяют постель. Однако, с потерей невинности Лиза потеряла для Эраста и свою притягательность. Однажды он сообщает, что должен вместе с полком выступить в поход и им придётся расстаться. Спустя несколько дней Эраст уезжает.

Проходит несколько месяцев. Лиза, оказавшись в Москве, случайно видит Эраста в великолепной карете и узнаёт, что он помолвлен (он проиграл в карты своё имение и теперь вынужден жениться на богатой вдове). В отчаянии Лиза бросается в пруд.

Художественное своеобразие

Симонов монастырь

Сюжет повести заимствован Карамзиным из европейской любовной литературы, однако перенесён на «русскую» почву. Автор намекает, что лично знаком с Эрастом («Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле» ) и подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри , Воробьёвы горы , создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы - не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда , а судьба героини Карамзина - массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены надписями - трогательными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!» ) и едкими («Здесь бросилася в пруд Эрастова невеста. Топитесь, девушки: в пруду довольно места!» ) .

Однако, несмотря на кажущееся правдоподобие, мир, изображённый в повести, идилличен: крестьянка Лиза и её мать обладают утончённостью чувств и восприятия, их речь грамотна, литературна и ничем не отличается от речи дворянина Эраста. Жизнь бедных поселян напоминает пастораль :

Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рождён был простым крестьянином, пастухом, - и если бы он теперь мимо меня гнал стадо своё: ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: „Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо своё? И здесь растет зелёная трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей“. Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою… Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пёстрым стадом своим скрылся за ближним холмом.

Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму с его культом разума Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!» . Герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. Сословного конфликта в повести нет: Карамзин в равной степени сочувствует и Эрасту, и Лизе. Кроме того, в отличие от произведений классицизма, «Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности: автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям.

Повесть отличает и «гладкий» язык: Карамзин отказался от старославянизмов , высокопарности, что сделало произведение лёгким для чтения.

Критика о повести

«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни .

«Бедная Лиза» в искусстве

В живописи

Литературные реминисценции

Инсценировки

Экранизации

  • 1967 - «Бедная Лиза » (телеспектакль), режиссёр Наталья Баринова, Давид Ливнев, в ролях: Анастасия Вознесенская , Андрей Мягков .
  • - «Бедная Лиза», режиссёр Идея Гаранина, композитор Алексей Рыбников
  • - «Бедная Лиза», режиссёр Слава Цукерман, в ролях Ирина Купченко , Михаил Ульянов .

Литература

  • Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет. - Москва: РГГУ, 1995.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бедная Лиза (повесть)" в других словарях:

    БЕДНАЯ ЛИЗА - Повесть Н.М. Карамзина. Написана в 1792 г. и тогда же напечатана в «Московском журнале», который издавал сам писатель. Сюжет повести, который до этого много раз воспроизводился в европейской мещанской драме ХVIII в., прост. Это история любви… … Лингвострановедческий словарь

    Обложка одной из повестей Льва Толстого Повесть прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны … Википедия

    Запрос «Карамзин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Николай Карамзин … Википедия

    1790 1791 1792 1793 1794 См. также: Другие события в 1792 году Содержание 1 События 2 Премии … Википедия

    Историограф, род. 1 декабря 1766 г., ум. 22 мая 1826 г. Он принадлежал к дворянскому роду, ведущему свое происхождение от татарского мурзы, по имени Кара Мурза. Отец его симбирский помещик, Михаил Егорович, служил в Оренбурге при И. И. Неплюеве и … Большая биографическая энциклопедия

    Николай Михайлович (1766 1826) выдающийся писатель и лит ый деятель, глава русского сентиментализма (см.). Р. и вырос в усадьбе отца, среднепоместного симбирского дворянина, потомка татарского мурзы Кара Мурза. Учился у сельского дьячка, позднее… … Литературная энциклопедия

    Карамзин Николай Михайлович - .… … Словарь русского языка XVIII века

Кадр из фильма «Бедная Лиза» (2000)

В окрестностях Москвы, недалеко от Симонова монастыря жила некогда юная девушка Лиза со своей старушкой матерью. После смерти Лизиного отца, довольно зажиточного поселянина, жена и дочь обеднели. Вдова день ото дня становилась слабее и не могла работать. Одна Лиза, не щадя своей нежной молодости и редкой красоты, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весной собирала цветы, а летом ягоды и продавала их в Москве.

Однажды весной, спустя два года после смерти отца, Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек встретился ей на улице. Узнав, что она продаёт цветы, он предложил ей рубль вместо пяти копеек, сказав, что «прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля». Но Лиза отказалась от предложенной суммы. Он не стал настаивать, однако сказал, что впредь всегда будет покупать у неё цветы и хотел бы, чтобы она рвала их только для него.

Придя домой, Лиза все рассказала матушке, а на другой день нарвала самых лучших ландышей и снова пришла в город, но молодого человека на этот раз не встретила. Бросив цветы в реку, она с грустью в душе вернулась домой. На следующий день вечером незнакомец сам пришёл к ее дому. Едва завидев его, Лиза кинулась к матушке и с волнением сообщила, кто к ним идёт. Старушка встретила гостя, и он показался ей очень любезным и приятным человеком. Эраст - так звали молодого человека - подтвердил, что собирается и в будущем покупать цветы у Лизы, и ей не обязательно ходить в город: он сам может заезжать к ним.

Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, а не находя, скучал и жаловался на судьбу. Непорочная красота Лизы при первой встрече потрясла его: ему казалось, что в ней он нашёл именно то, что давно искал.

Так было положено начало их долгим свиданиям. Каждый вечер они виделись или на берегу реки, или в берёзовой роще, или под тенью столетних дубов. Они обнимались, но объятия их были чисты и невинны.

Так прошло несколько недель. Казалось, ничто не могло помешать их счастью. Но однажды вечером Лиза пришла на свидание печальная. Оказалось, что за неё сватается жених, сын богатого крестьянина, и матушка хочет, чтобы она за него вышла. Эраст, утешая Лизу, говорил, что по смерти матери он возьмёт её к себе и будет жить с ней неразлучно. Но Лиза напомнила юноше, что он никогда не сможет быть ее мужем: она крестьянка, а он дворянского рода. Ты обижаешь меня, говорил Эраст, для твоего друга важнее всего твоя душа, чувствительная, невинная душа, ты будешь всегда ближайшая к моему сердцу. Лиза бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть непорочности.

Заблуждение прошло в одну минуту, уступив место удивлению и страху. Лиза плакала, прощаясь с Эрастом.

Свидания их продолжались, но как все переменилось! Лиза не была уже для Эраста ангелом непорочности; платоническая любовь уступила место чувствам, которыми он не мог «гордиться» и которые были для него не новы. Лиза заметила в нем перемену, и это ее печалило.

Однажды во время свидания Эраст сообщил Лизе, что его призывают на службу в армию; им придётся ненадолго расстаться, однако он обещает ее любить и надеется по возвращении никогда с нею не расставаться. Нетрудно вообразить себе, как тяжело переживала Лиза разлуку с любимым. Однако надежда не покидала ее, и каждое утро она просыпалась с мыслью об Эрасте и об их счастье по его возвращении.

Так прошло около двух месяцев. Однажды Лиза пошла в Москву и на одной из больших улиц увидела Эраста, проезжающего мимо в великолепной карете, которая остановилась около огромного дома. Эраст вышел и хотел уже идти на крыльцо, как вдруг почувствовал себя в Лизиных объятиях. Он побледнел, потом, не говоря ни слова, провёл ее в кабинет и запер дверь. Обстоятельства переменились, объявил он девушке, он помолвлен.

Прежде чем Лиза могла опомниться, он вывел ее из кабинета и сказал слуге, чтобы тот проводил ее со двора.

Очутившись на улице, Лиза пошла куда глаза глядят, не в силах поверить услышанному. Она вышла из города и долго брела, пока вдруг не очутилась на берегу глубокого пруда, под сенью древних дубов, которые за несколько недель перед этим были безмолвными свидетелями ее восторгов. Это воспоминание потрясло Лизу, но через несколько минут она погрузилась в глубокую задумчивость. Увидев соседскую девочку, идущую по дороге, она кликнула ее, вынула из кармана все деньги и отдала той, попросив передать матушке, поцеловать ее и попросить простить бедную дочь. Тут она бросилась в воду, и спасти ее уже не смогли.

Лизина мать, узнав о страшной смерти дочери, не выдержала удара и скончалась на месте. Эраст был до конца жизни несчастлив. Он не обманул Лизу, когда сказал ей, что едет в армию, но, вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл все состояние. Жениться ему пришлось на пожилой богатой вдове, которая была в него давно влюблена. Узнав о Лизиной судьбе, он не мог утешиться и почитал себя убийцей. Теперь, может быть, они уже примирились.

Пересказала